Научная статья на тему 'ПСИХОГИГИЕНА СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПСИХОГИГИЕНА СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ СЕССИЯ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нагорная Татьяна Владимировна

Процесс обучения в высшем учебном заведении связан с сильным психологическим и интеллектуальным напряжением во время обучения, которое часто сопровождается отсутствием физической активности. Такой образ жизни имеет отрицательное влияние на здоровье студента и может привести к ухудшению уровня физической подготовленности. В данной статье рассматривается психофизическое состояние студентов в период экзаменационной активности, которое зависит от объективных и субъективных факторов. Было проведено анкетирование среди 50 студентов для выявления причин эмоционального напряжения и ухудшения физического состояния.The process of studying at a higher educational institution is associated with strong psychological and intellectual stress during training, which is often accompanied by a lack of physical activity. Such a lifestyle has a negative impact on the student's health and can lead to a deterioration in the level of physical fitness. This article examines the psychophysical state of students during the examination activity, which depends on objective and subjective factors. A survey was conducted among 50 students to identify the causes of emotional stress and deterioration of physical condition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОГИГИЕНА СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 378.016

Психолого - педагогические науки

Нагорная Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры

«Физвоспитание и спорт» Центра «Физическая культура и спорт» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» e-mail: coach baskel@mail. ru

ПСИХОГИГИЕНА СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация: Процесс обучения в высшем учебном заведении связан с сильным психологическим и интеллектуальным напряжением во время обучения, которое часто сопровождается отсутствием физической активности. Такой образ жизни имеет отрицательное влияние на здоровье студента и может привести к ухудшению уровня физической подготовленности.

В данной статье рассматривается психофизическое состояние студентов в период экзаменационной активности, которое зависит от объективных и субъективных факторов. Было проведено анкетирование среди 50 студентов для выявления причин эмоционального напряжения и ухудшения физического состояния.

Ключевые слова: студент, психофизическое состояние, физическая активность, учебная сессия, здоровье.

Annotation: The process of studying at a higher educational institution is associated with strong psychological and intellectual stress during training, which is often accompanied by a lack of physical activity. Such a lifestyle has a negative impact on the student's health and can lead to a deterioration in the level of physical fitness.

This article examines the psychophysical state of students during the examination activity, which depends on objective and subjective factors. A survey was conducted among 50 students to identify the causes of emotional stress and

deterioration of physical condition.

Key words: student, psychophysical condition, physical activity, study session, health.

Введение. Студенты - это особая социальная группа, которая испытывает повышенное психоэмоциональное воздействие, связанное с изменением условий жизни, обучения, высокой суммарной учебной нагрузкой, новизной и сложностью материала, особенностями психологических состояний и адаптации к новым условиям жизни [2].

Обучающиеся часто сталкиваются с неочевидными и неявными трудностями, которые весьма существенно сказываются на учебном процессе и жизнедеятельности студента. Это обстоятельства, которые, с первого взгляда, кажутся малозначительными, однако, в совокупности, становятся причиной стресса для студентов:

1. В вузе используются методы, средства и организация обучения, которые отличаются от школьной системы, поэтому студентам требуется больше самостоятельности для овладения учебным материалом;

2. Формирующийся коллектив в вузе еще не имеет хорошо налаженных межличностных отношений;

3. Студентам приходится «ломать» старые жизненные стереотипы, которые они формировали за годы учебы, и привыкать к новым, свойственным «вузовской» жизни;

4. Поступление в вуз сопровождается новыми заботами, которые часто возникают у студентов, проживающих в общежитии.

На психофизическое состояние студентов влияют множество объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов можно выделить такие факторы, как возраст, пол, общее состояние здоровья, учебная нагрузка, индивидуальные черты характера и продолжительность отдыха. Субъективные факторы, в свою очередь, включают мотивацию к обучению, начальный уровень знаний, способность к адаптации к новым условиям

обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества, такие как характер, темперамент, коммуникабельность, а также работоспособность и утомляемость [1].

Актуальность данной статьи заключается в том, что соблюдение правил психогигиены важно для эффективного обучения студента, ведь некоторые виды нагрузок могут привести к нарушению нормального психического и физического здоровья, а также к снижению производительности труда.

Цель статьи: изучить роль психогигиены студента во время стрессовых ситуаций (учебной сессии).

Основная часть. Особенно затруднено положение студентов младших курсов, которые вступают в университетскую жизнь, сталкиваясь с множеством новых вызовов и неизвестных ситуаций. Во-первых, они должны сразу включиться в напряжённую работу, требующую не только знаний, но и умения применять их на практике. Во-вторых, само по себе приспособление к новой системе обучения является нелегкой задачей, которая требует от студентов большой выдержки и терпения.

Включение студентов в новую систему жизнедеятельности порой сопровождается нервным напряжением, возрастающей тревожностью, ухудшением настроения и снижением мотивации. Кроме того, студенты могут испытывать чувство одиночества и изоляции в новом для них обществе, что также может оказывать негативное влияние на их психологическое состояние.

Изучение многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых постоянно возрастает, может стать серьезным испытанием для организма студентов, вызывая информационную перегрузку. В современном обществе информационные потоки неуклонно растут, и студенты вынуждены усваивать все большее количество информации, что может привести к стрессу и ухудшению психического и физического здоровья [3].

Критически сложным фактором, вызывающим перенапряжение у студентов, является экзаменационная сессия, которая может стать настоящим

испытанием для организма. В процессе экзаменационной сессии студенты часто сталкиваются с дефицитом времени, высокой степенью ответственности и элементами напряженности. Негативное воздействие на организм студентов может усиливаться при воздействии нескольких неблагоприятных факторов, таких как недостаток сна, несбалансированное питание, длительное пребывание в закрытом помещении и другие факторы [1].

В этот период студенты тратят в среднем 8-9 часов в день на самоподготовку, что приводит к увеличению интенсивности учебного труда на 85-100%. Все это происходит в условиях изменения режима жизни студентов ведь у многих из них возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерные беспричинные волнения и страх.

Множество объективных и субъективных факторов, которые могут негативно влиять на организм студентов, при определенных обстоятельствах, могут вызывать различные заболевания, включая сердечно-сосудистые, нервные и психические расстройства.

Для выявления актуальности данной темы статьи было проведено анкетирование, на предмет стрессовых состояний во время учебной сессии. В анкетировании приняли участие 50 студентов 1 курса (25 юношей и 25 девушек) Севастопольского государственного университета. При анализе результатов на вопрос: «Как часто во время подготовки к сессии, у вас возникают негативные эмоции» были установлены следующие данные: 38% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 30% - в средней степени, 16 % - иногда, остальные ответы частично 12% и редко 4% (рисунок 1).

Рисунок 1. Негативные эмоции во время подготовки к сессии

На вопрос в анкете «Имели ли вы проблемы со сном накануне экзамена» были получены следующие ответы: 68% - имели проблемы со сном, а 32% студентов отметили обычный нормальный сон (рисунок 2).

Рисунок 2. Проблемы со сном во время учебной сессии.

Во время экзаменов влияние интенсивной умственной работы, а также изменений в процессах жизнедеятельности, отсутствие физических упражнений для эмоциональной разрядки, отдыха и восстановления приводят к последовательному снижению умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.

Выводы: Во время экзаменационной сессии студенты тратят большое количество энергии и испытывают нагрузку на психоэмоциональном уровне. Предлагаем студентам для улучшения психологического состояния в данный период выполнять утреннюю гимнастику и беговые упражнения.

Библиографический список:

5. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. — Москва: Нестор - история, 2011. — 272 с.

6. Лешкевич С.А. Изучения влияния факторов окружающей среды на умственную работоспособность студентов / С. А. Лешкевич // Open innovation: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Пенза, 17 декабря 2017 года. Том Часть 1. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 228-230.

7. Молокоедов А.В. Психологическая безопасность личности: основы комплексного анализа / А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Франц. — Москва: Левъ, 2017. —173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.