УДК 614+159.92 ББК Ю93
ПСИХОГИГИЕНА И МЕНТАЛЬНАЯ ПРЕВЕНТОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Л.С. РЫЧКОВА, ФГБОУВПОЮУрГУ (НИУ), ГБУЗ ОКСПНБ№1, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected] Т.А. СМИРНОВА, ГБУЗ ОКСПНБ №1, г. Челябинск, Россия О.Б. КОНЕВА, ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск,, Россия А.В. СИЛАНТЬЕВА, ГБУЗ ОКСПНБ №1, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В статье представлены новые социально-экономические условия Российского здравоохранения, рассматриваются вопросы повышения социальной фрустрированности медицинских работников, проявления профессиональной деформации личности, в том числе у руководителей системы здравоохранения. Приводится методика формирования перспективной жизненной стратегии, основные положения ментальной превентологии и психогигиены, способствующие профессиональному становлению и профилактике профессиональной деформации
Ключевые слова: психогигиена, ментальная превентология, руководители системы
здравоохранения, эффективность работы, фрустрированность, профессиональные
характеристики, профессионал, специалист, личностно-профессиональный статус, профессиональная деформация, профилактика.
Актуальность. Система здравоохранения, как социальный институт, направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе, здоровья непосредственно работников здравоохранения и особенно руководителей здравоохранения.
Представление об общественном здоровье исторически неоднократно изменялось, и закреплялось в законодательных актах. Всемирной организацией здравоохранения с 1946 года разрабатываются и внедряются основные аспекты охраны здоровья, а вопросы здоровья населения мира признаются одной из глобальных проблем современности. В последние десятилетия, вследствие общего изменения медико-демографической ситуации, задача повышения эффективности медицинской помощи становится все более актуальной. Успех многих программ, направленных на повышение эффективности здравоохранения зависит от решения кадровых проблем и компетентности руководителей, включая вопросы психогигиены труда, превентивной экологии и ментальной превентологии [1, 3, 7].
Новые социально-экономические условия современного российского здравоохранения, такие как негосударственные формы системы здравоохранения, внедрение рыночных и смешанных отношений между пациентом и
медицинским работником приводят к статусной неопределенности, внутриролевым и личностно-ролевым конфликтам. В настоящее время существует противоречие между высокой мотивацией к получению медицинского образования и слабой мотивацией выпускников к профессиональной деятельности, отмечается ежегодный отток из отрасли 8-10% специалистов, связанный с разочарованием в профессии или в условиях работы. Как и у представителей других социономических профессий, результаты исследования уровня социальной фрустрированности специалистов системы здравоохранения, отражают значительный уровень психо-эмоциональных нагрузок, связанных с влиянием факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера [3].
Результаты исследования социальной фрустрированности медицинских работников показали, что 90% респондентов отмечают постоянные психоэмоциональные перегрузки в своей работе; 41,7% отмечают неудовлетворенность результатами и перспективами своей деятельности, считают оценку своего труда со стороны общества неадекватной; 93,1% респондентов высказали неудовлетворенность своим материальным положением.
По результатам социологического опроса терапевтов поликлинических учреждений города Москвы, отмечаются следующие социально-демографические и
профессиональные характеристики врачей:1) подавляющее большинство респондентов женщины (81.6%); 2) средний возраст опрошенных находился в пределах 41-60 лет; 3) более 30% специалистов имеют общий стаж 25 лет и больше, 80% - стаж более 10 лет, удельный вес молодых специалистов со стажем работы не более 1 года составил чуть больше 1% [3, 4].
На первое место среди факторов, негативно влияющих на эффективность работы, респонденты поставили высокое
психологическое напряжение (61,6%). Наибольший стресс в работе врача вызывали ситуации конфликта с пациентом (40%), проверка качества медицинских услуг контролирующими организациями (24,8%), вопросы оплаты труда, внутренние проверки и конфликты с руководством. Социально-психологическая обстановка в коллективе оценивалась специалистами как благоприятная. Причинами возникновения конфликтных ситуаций в коллективе были: распределение функциональных обязанностей (24%), конфликтная личность в коллективе (20%), распределение и размер заработной платы (15%), условия работы, стиль руководства главного врача и администрации. При исследовании ценностного веса различных параметров работы врача, 75% респондентов отметили, что работа дает им чувство полезности, 64% - средства для существования, 43% - возможность полностью реализовать свои профессиональные навыки, 10% -авторитет и уважение коллег, 2,6% - перспективы дальнейшего профессионального роста. Считают свою работу престижной 70% врачей, довольны выбором профессии 80% респондентов, лишь 6.5% врачей выбрали бы другую специальность [3, 4, 5].
В системе здравоохранения среди врачей женщины составляют 80% среди всех специалистов. Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и выраженную амбивалентность эмоций, высокую
представленность стрессогенных факторов (физических, биохимических,
психологических), требование постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.
Занимаемой позицией специалиста в своей профессиональной среде определяется личностно-профессиональный статус, который отражает взаимодействие, баланс между личностью и социальной ролью. С одной стороны, каждая личность привносит в социальную роль свои индивидуальные особенности, установки, убеждения. В то же время, продолжительное выполнение какой-либо социальной роли приводит к более яркому проявлению отдельных черт личности, минимизации ролевой дистанции. Чем более выражена субъективная значимость данной социальной роли для личности, тем меньше ролевая дистанция. Будучи членом тех или иных социальных групп, человек обычно строит свою деятельность, с учетом взглядов, которые существуют в данной группе и обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое отражение в социальных нормах. Групповые нормы выступают в качестве регулятора поведения личности, как в пределах группы, так и при взаимодействии с представителями других социальных групп [4, 6].
В отечественной психологии является общепризнанной концепция
профессионализации как формирования личности профессионала на всех этапах профессиональной деятельности, в том числе и в системе здравоохранения. Выделяют понятие специалист и профессионал. Специалист - это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности.
Профессионал - работник, обладающий помимо знаний, умений, профессионально-важных качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к
самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему,
сформулировать задачу и найти способ ее решения [2].
В процессе профессионального развития человек преодолевает социально-
профессиональные (внешние) и
психологические (внутренние) барьеры на основе потенциала личности. Это определяет наличие прогрессивных и регрессивных периодов профессионализации. В
прогрессивные периоды происходит
профессиональное совершенствование
личности, обогащается направленность, формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Этот процесс детерминируется биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами. Достижение субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов труда, наличие стремления к преодолению трудностей, успешность решения сложных задач, желание проявить свои возможности - все это способствует профессиональному и личностному росту [2, 5].
Свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения профессиональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизни. На современном этапе используется понятие "профессиональный характер" и
"профессиональный тип личности", чтобы подчеркнуть формирующее влияние
профессиональной роли на личность. Самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации трактуется как профессиональное самоопределение [2].
Высокая степень профессиональной самоидентификации может приводить к так называемой профессиональной деформации личности. К негативным проявлениям профессионализации (регрессивная стадия профессионального развития личности) относятся профессиональные деформации, профессиональные деструкции. В широком смысле, под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. В наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др. Выделено четыре уровня проявлений профессиональной деформации личности:
1) Обще-профессиональные деформации, типичные для работников конкретной профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, что делает их узнаваемыми, хотя уровень выраженности проявлений индивидуален.
2) Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации в конкретной сфере профессиональной деятельности (например, особенности хирургов, реаниматологов, специалистов скорой медицинской помощи).
3) Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы, не имеющие четкой профессиональной ориентации.
4) Индивидуализированные деформации, обусловленные индивидуальными особенностями работников самых различных профессий.
Профессиональная деформация, как следствие высокоспециализированной
профессиональной деятельности, может приводить к избыточному развитию отдельных черт характера, чрезмерной увлеченности отдельными областями профессиональной деятельности при снижении интереса к другим сторонам жизни, формированию
профессиональных стереотипов и установок, существенно затрудняющих межличностное общение и снижающих эффективность деятельности человека вне профессиональной среды [2].
В настоящее время выделяются такие психологические детерминанты развития профессиональных деформаций, как конфликты профессионального самоопределения, кризисы профессионального становления и
профессиональная дезадаптация, стереотипы мышления, социальные стереотипы поведения, отдельные формы механизмов психологической защиты личности. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся механизмы психологической защиты (отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение). Многие виды профессиональной деятельности
характеризуются значительной
неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий [2].
Профессиональная деструкция определяется как изменение сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Среди психологических причин, вызывающих профессиональные деструкции можно выделить:
1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, престижем и характером профессии, профессионально-пространственными условиями;
2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
3) объективно-субъективные, связанные с организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Для специфической формы
профессиональной деструкции может быть предложена следующая классификация симптомов:
1) Аффективные симптомы: снижение настроения и самоконтроля, повышение раздражительности и чувствительности, неопределенные страхи, тревожность, вспышки гнева, снижение удовлетворенности работой.
2) Когнитивные симптомы: ухудшение концентрации, забывчивость, ошибки, чувство беспомощности и безнадежности, ригидное и схематичное мышление, тенденция ухода от реальности вместо активного решения проблем, снижение толерантности к фрустрации, повышение вероятности агрессии, критичности по отношению к окружающим.
3) Физические симптомы: физическая усталость, психосоматические расстройства.
4) Поведенческие симптомы: увеличение уровня возбуждения и ослабление контроля над импульсами, понижение эффективности профессиональной деятельности, склонность к аддиктивному поведению (нарушение пищевого поведения, потребление психоактивных веществ) для снятия напряжения, вызванного работой.
5) Мотивационные симптомы: снижение профессиональной мотивации, потеря
энтузиазма и интереса к работе, безразличие и упадок духа.
В качестве общей детерминанты профессиональной деструкции, может использоваться идея несоответствия между личностью и работой:
1) Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами (завышенные требования к личности и ее возможностям).
2) Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, и жесткой нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроле.
3) Несоответствие между работой и личностью ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
4) Несоответствие между работой и личностью ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде.
5) Несоответствие между работой и личностью из-за отсутствия представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и стабилизирует самооценку сотрудника.
6) Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.
Адаптация человека к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки и факторам профессиональной среды, осуществляется на психофизиологическом и личностном уровне. Соотношение
мобилизационных возможностей и
психофизиологических затрат работающего организма определяет изменения сомато-вегетативных функций, эмоционального состояния, продуктивности и качества работы.
Профессиональная деятельность
медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и выраженную амбивалентность эмоций, высокую
представленность стрессогенных факторов (физических, биохимических,
психологических), требование постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.
Уверенный стиль поведения, помогает сформировать у больного "терапевтическую иллюзию" высокой компетентности врача, контроля над ситуацией, что способствует
формированию веры и надежды на благополучный исход событий, и обеспечивает сотрудничество пациента с врачом в процессе лечения. С точки зрения больного, наиболее значимыми в образе врача являются такие черты, как уверенность и способность к эмпатии. Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпатия имеет врожденный, генетически обусловленный характер и является профессионально-важным качеством специалистов помогающих профессий.
Отечественные исследования посвящены раскрытию детерминант, специфики
проявлений в различных профессиональных группах, разработке эффективных мер профилактики и преодоления
профессиональной деструкции.
Для профилактики профессиональной деформации личности может быть эффективно использована методика формирования перспективной жизненной стратегии, предложенная П.И. Сидоровым, основанная на методе ценностных ориентаций М. Рокича и позволяющая проводить прямое ранжирование терминальных и инструментальных ценностей руководителей системы здравоохранения [7]. В тренинговом режиме могут осваиваться следующие техники " укрепления личного счастья":
1. Гармоничное распределение времени и сил, умение уделять равное время работе и своему здоровью, общению и саморазвитию, что повышает стрессоустойчивость.
2. Создание и поддержание хорошего настроения, которое зависит от нас самих, и его нужно культивировать (ежедневные маленькие подарки себе, любимая музыка утром, веселые фотографии на рабочем столе и т.д.).
3. Умение наслаждаться текущим моментом. Как говорится в древней пословице: "Прошлого уже нет, а будущего может и не быть. Живи настоящим".
4. Умеренность в ответственности, которая бывает объективная и субъективная. Всегда важно определить границу, что в жизни действительно от вас зависит, по поводу остального беспокоиться бессмысленно.
5. Правильное планирование, требующее ставить цели, достижение которых действительно зависит от самого человека и конкретных шагов по их достижению.
Завышенные и недостижимые цели приводят к ощущению неудачи.
Психологическая готовность к труду характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное и долгосрочное выполнение конкретной деятельности в рамках трудовой задачи, в том числе в системе здравоохранения.
В целом, медицину можно рассматривать, как синтез науки, искусства врачевания и гуманного отношения к человеку в состоянии здоровья и болезни, как сферу знаний и деятельности, имеющей объектом приложения личное и общественное здоровье. Этика и деонтология отражают моральный аспект медицины. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, понимания. Существование в подобных условиях требует от медицинского работника высокой
эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, а также сформированных профессиональных
коммуникативных навыков, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации. Одинаковые внешние события могут по-разному восприниматься разными людьми, вследствие разной индивидуальной когнитивной оценки этих событий; изменение физиологического состояния и психического статуса субъекта может менять восприятие события, и одни и те же внешние события могут восприниматься человеком в одном случае как стрессовые, а в другом - как обычные [6].
Наиболее ёмко и лаконично формула самоактуализации в траектории человеческой судьбы сформулирована Карлом Ясперсом, сказавшим: "Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим" [8].
Таким образом, личностные особенности специалистов и руководителей системы здравоохранения административные,
управленческие и коммуникативные
характеристики организации, психологический климат, статусно-ролевые отношения, адекватное понимание вопросов ментальной превентологии и психогигиены играют важную роль в формировании условий и возможностей профессионального становления и
профилактики профессиональной деформации.
Список литературы
1. Будаев С.Д. Концепция охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения на современном этапе (аналитический обзор) / С.Д. Будаев //Вестник Бурятского Госуниверситета. - 2009. - №12. - С. 36-41
2. Конева О.Б. Психология труда, инженерная психология и эргономика. / О.Б. Конева //- Уч.пособие, ИЦ ЮУрГУ. -2013. - 124 с.
3. Папеева К.О. Качественная характеристика трудовых ресурсов здравоохранения в России на современном этапе / К.О. Папеева, И.В. Подушкина, А.В. Костромичев, С.Е. Квасов, А.С. Дьяков //Медицинский альманах. - 2014. - №3 (33).
- С. 10-13.
4 Рычкова Л.С. Сравнительные характеристики мотивационно-смысловой сферы руководителей системы здравоохранения на различных этапах профессионального становления. /Л.С. Рычкова. // "Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства": Международная научно-практическая конференция: Челябинск: "Полиграф-Мастер", 2015 - С. 93-103
5. Рычкова Л.С. Социально-психологический подход к оценке личности руководителя в системе здравоохранения. /Л.С. Рычкова. // "Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии и медицинской психологии" Материалы УПой Межрегиональной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во "ПИРС", 2015 - С. 91-95
6. Рычкова Л.С. Отражение культорологических аспектов феномена здоровья в гуманистической философии и психологии. /Л.С. Рычкова. // "НаукаЮУрГУ. Материалы 66-й научной конференции", 2014. - С. 1524-1532.
7. Сидоров П.И. Ресурсы и направления ментальной превентологии /П.И. Сидоров // Экология человека. - 2014. - №10.
- С. 30-45.
8. Jaspers K. Smysl i nasnachenie istorii [Sennse and Purpose of History]. /K. Jaspers. - Moscow, Politisdat. - 1991. - 527p.
PSYCHOHYGIENE AND MENTAL PREVENTOLOGY IN ACTIVITY OF HEADS OF
HEALTH SYSTEM
L.S. RYCHKOVA, SUSU, RCSPH№1, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected] T.A. SMIRNOVA, RCSPH№1, Chelyabinsk, Russia O.B. KONEVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia A.V. SILANTYEVA, RCSPH№1, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article presents new social and economic conditions of Russian healthcare, examines the increasing social frustration of health workers, the manifestations of professional deformation of the personality, including the leaders of the healthcare system. The technique of formation of perspective vital strategy, basic provisions of a mental preventology and psychohygiene promoting professional formation and prevention of professional deformation are given in article.
Keywords: Psychohygiene, mental preventology, leaders of health system, overall performance, frustration, professional characteristics, professional, expert, personal and professional status, professional deformation, prevention.