ОБЗОРЫ
УДК 159.9
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ М.К. РОТБАРТ
Ю.о. НОВГОРОДОВА* Удмуртский государственный университет, Ижевск
В статье представлен обзор современных зарубежных и отечественных психогенетических исследований темперамента в рамках концепции М.К. Ротбарт. Рассматриваются результаты мо-лекулярно-генетических исследований свойств темперамента, а также результаты исследования природы темперамента с помощью метода близнецов.
Ключевые слова: темперамент, генетика поведения, молекулярная генетика, генотип, среда, экстраверсия, произвольный контроль, негативный аффект, ориентировочная чувствительность.
Введение
История изучения индивидуальных различий показывает постоянство интереса исследователей к темпераменту человека. В психогенетике исследование темперамента является центральной проблемой. В настоящее время существует много эмпирических данных, свидетельствующих о различном вкладе генотипа и среды в формирование свойств темперамента.
Многие исследователи к свойствам темперамента относят те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности (являются формально-динамическими), имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом, обнаруживаются в раннем детстве, относительно стабильны и проявляются в разных ситуациях (Небылицын В.Д., 1976; Мерлин B.C., 1964, 1986; Палей И.М., Гер-бачевский В.К., 1972; Русалов В.М., 1986; Стреляу Я., 1982; Goldsmith, Campos, 1982; Tomas, Chess, 1977, 1987; Buss, Plomin, 1975; Buss, Plomin, Willerman, 1973; Rothbart
© Новгородова Ю.О., 2012
* для корреспонденции:
Новгородова Юлия Олеговна Удмуртский государственный университет, 426006 Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: [email protected]
M.K., 1989; Kagan, Reznick, Snidman, 1988, 1989) (цит. по: [2]).
Особый интерес исследователей вызывает изучение влияния генотипа и среды на вариативность свойств темперамента на разных этапах онтогенеза (Loehlin & Nichols, 1976; Plomin R., 1986; Eaves L.J., 1989; Viken, Rose, Caprio, Koskenvuo, 1994, и др.) (цит. по: [1]). Была определена природа свойств темперамента в младенческом, младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте и взрослом состоянии.
Исследования природы темперамента идут в двух направлениях: в русле генетики поведения, где используют метод близнецов и его разновидности, метод приемных детей, а также в русле поиска молекулярно-генетических основ темперамента.
основные положения психобиологического подхода М.К. Ротбарт к определению темперамента
М.К. Ротбарт предлагает широкое определение темперамента [5]. Как отмечает автор, есть несколько причин для того, чтобы использовать этот системный подход. Широкий подход к темпераменту позволяет охватить проблемы, связанные с развитием, которые могли остаться без внимания. Например, если включать только эмоциональность в структуру темпера-
мента, как это делают Goldsmith a. Campos (1982, 1986), стало бы невозможным оценить поведенческие особенности. Если ограничиться рассмотрением в эмоциональности только негативного аффекта, как это делают Buss, Plomin (1975, 1984), то невозможно было бы определить положительный аффект. Если рассматривать свойства, которые находятся в рамках концепции Tomass a. Chess и их коллег, тогда исключается из исследования развитие самоконтроля или переменных произвольного контроля (Block, Kopp, Rothbart, Posner, 1985) (цит. по: [5]).
Также одним из основных положений концепции темперамента М.К. Ротбарт является представление о том, что темперамент развивается в ходе онтогенеза, то есть разные эмоции и компоненты эмоций, а также составляющие моторной системы, активационной системы и системы внимания, возникают в разные возрастные периоды. Процессы созревания организма, а также опыт взаимодействия индивидуума со средой влияют на проявление свойств темперамента. М.К. Ротбарт и ее коллеги изучали свойства темперамента в разных возрастах: младенческом (Rothbart M.K., 1981, 1986), раннем детском (Jones, Gartstein, Rothbart M.K., & Chasman, 1999), дошкольном (Goldsmith & Rothbart M.K., 1991; Rothbart M.K., Ahadi S.A., Hershey, & Fisher, 1997), подростковом (Capaldi & Rothbart M.K., 1992) и взрослом (Derryberry D.E. & Rothbart M.K., 1988; Evans D.E. & Rothbart M.K., 1999). Для каждого из возрастов были разработаны опросники темперамента, учитывающие специфику каждого периода. структура опросников отражает постоянство и изменения темперамента, связанные с его развитием (цит: по [5, 6]).
На основе результатов исследований собственных и других авторов (Evans D.E., Rothbart M.K., 2003; Rothbart M.K., Ahadi S.A., Evans D.E., 2000) Ротбарт М.К. и коллеги [5, 6] сформулировали модель темперамента, которая включает в себя четыре
обобщенных конструкта - Негативный аффект, Произвольный контроль, Позитивный аффект/Энтузиазм и Ориентировочную чувствительность. Три общих фактора - Экстраверсия/Сургенсия, Негативный аффект и Произвольный контроль - являются основными начиная с раннего возраста и весьма схожи с хорошо изученными измерениями зрелой личности. В разных возрастах эти факторы включают различные шкалы. сургенсия впервые обнаруживается в младенчестве через ряд особенностей: высокий уровень активности, тенденция к улыбке и вокализации, приближение к новым объектам и удовольствие от интенсивной стимуляции. В течение раннего детства эта черта расширяется за счет включения импульсивности и поиска интенсивного опыта и событий. У старших детей в Сургенсию включается низкий уровень застенчивости, аффилиация. Также постепенно в течение раннего и дошкольного возраста в структуру Негативного аффекта включаются негативные эмоции - страх, грусть, фрустрация. В этот период данный фактор включает дискомфорт как реакцию на раздражающие или болезненные стимулы и неспособность успокоиться самостоятельно. Произвольный контроль проявляется в степени удовольствия от активности высокой интенсивности и в устойчивости внимания. У младенцев это измерение определяется по тому, насколько долго они могут следить за объектом, а также по способности получать удовольствие от объятий взрослого и положительно реагировать на попытки взрослого успокоить. В раннем и дошкольном возрасте способность тормозить активность и переключать внимание по собственному желанию объединяются с удовольствием от стимуляции высокой интенсивности. Авторы объясняют перемещение отдельных измерений темперамента из одного общего фактора в другой закономерностями развития, акцентируя внимание на том, что в «раннем темпераменте» преобладает
реактивность, а в «старшем темпераменте» увеличивается саморегуляция. Например, перцептивная чувствительность у младенцев входит в Сургенсию. Перцептивная чувствительность в этом возрасте, являясь индикатором реактивной формы поиска награды, связана с центрами нервной системы, лежащими в основе Сур-генсии, измеряется пунктами, отражающими наблюдения за движениями младенца к определенным стимулам. Далее ротбарт указывает на то, что у старших детей перцептивная чувствительность становится связанной с произвольным контролем, так как более подвижные дети могут обнаруживать новые стимулы через регулируемые движения, а перцептивная чувствительность в большей степени проявляется у детей, предпочитающих спокойные занятия [1, 5].
исследование природы темперамента в русле генетики поведения
Tellegen с коллегами (1988) для исследования природы темперамента использовали метод разлученных близнецов. Коэффициенты внутрипарной корреляции разлученных взрослых MZ близнецов по таким показателям темперамента, как негативная эмоциональность, контроль, низкое стремление к риску и агрессивность, были идентичны показателям MZ близнецов, выросших вместе. Для тех и других, как отмечает Tellegen, вклад наследственности составляет 50% (цит. по: [5]).
Goldsmith, Buss, Lemery (1996) также исследовали природу темперамента. Было выявлено влияние общей среды на позитивную эмоциональность и приближение. Goldsmith также выделил влияние общесемейной среды на выделенный в Опроснике CBQ фактор «Произвольный контроль» (цит. по: [5]).
Исследования роли генотипа и среды в вариативности свойств темперамента в подростковом возрасте проводились Ло-басковой м.м. (2006) в русле психобиоло-
гического подхода М.К. Ротбарт. Вклады генетических и средовых факторов оценивались методом моделирования с помощью линейных структурных уравнений [1].
В младшем подростковом возрасте 1014 лет простая генетическая модель лучше других описывает данные шкал «Аффи-лиация» (а2=35%, е2=65%), «Удовольствие от стимуляции низкой интенсивности» (а2=48%, е2=52). Простая доминантная генетическая модель лучше других соответствует данным по шкалам «Контроль торможения» (ё2=14, е2=86%), «Фрустрация» (ё2=41%, е2=59%). Другим шкалам лучше соответствует средовая модель СЕ, исключающая влияние аддитивных и неаддитивных генетических эффектов. Таким образом, фактор общей среды оказывает существенное влияние на индивидуальные различия таких свойств темперамента, как «Внимание» (с2=34%, е2=66%), «страх» (с2=27%, е2=79%), «Уровень активности» (с2=42%, е2=58%), «Удовольствие от стимуляции высокой интенсивности» (с2=35%, е2=65). Отмечается высокий вклад индивидуальной среды в формирование таких свойств темперамента, как «перцептивная чувствительность» (а2=19%, е2=81%) и «Застенчивость» (а2=19%, е2=81%). Для шкалы «Контроль активации» ни одна из моделей не дала адекватного описания данных [1].
В исследовании свойств темперамента подростков 15-17 лет показано, что простая генетическая модель более всего соответствует полученным данным по шкалам «Фрустрация» (а2=21%, е2=79%), «Контроль внимания» (а2=50%, с2=50%), «Нейтральная чувствительность» (а2=56%, е2=44%), «Ассоциативная чувствительность» (а2=43%, е2=57%). Факторы «Ориентировочная чувствительность» (а2=53%, е2=47%) и «произвольный контроль» (а2=48%, е2=52%) испытывают влияние генотипа. Доминантная модель лучше других описывает данные по шкале «Контроль торможения» (ё2=58%, е2=42%) и «Социабельность» (ё2=48%, е2=52%). Для таких шкал, как «страх» (с2=45%, е2 =55%),
«Грусть» (с2=43%, е2=57%), «Дискомфорт» (с2=30%, е2=70%), «Контроль активации» (с2=47%, е2=53%) и «Аффективная чувствительность» (с2=22%, е2=78%), лучше других соответствует средовая модель. Также сре-довая модель подходит для фактора «Негативный аффект» (с2=50%, е2=50%). Для факторной шкалы «Экстраверсия/Сурген-сия» ни одна из моделей не дала адекватного описания данных [1].
В результате Лобаскова М.М. отмечает, что в подростковом возрасте (10-17 лет) на вариативность свойств темперамента значимое влияние оказывают факторы индивидуальной, случайной среды, однако степень влияния снижается от младшего к старшему подростковому возрасту. Увеличивается вес аддитивных генетических факторов по сравнению с об-щесредовыми. Структура фенотипичес-кой дисперсии отдельных свойств в младшем и старшем подростковом возрасте различна. Неизменно средовое влияние на индивидуальные различия свойства «Страх» в младшем и старшем подростковом возрасте. В вариативности свойств «Фрустрация», «Перцептивная чувствительность», «Контроль торможения» неизменными остаются генетические влияния. От младшего к старшему подростковому возрасту происходит изменение генотип-средовых соотношений свойств «Контроль внимания», «Удовольствие от стимуляции высокой интенсивности» в сторону увеличения влияния аддитивно-генетических факторов [1].
В исследованиях Krueger, Jonson (2008) положительной эмоциональности, негативной эмоциональности и ограничений (комбинация произвольного контроля и страха) только положительная эмоциональность имеет высокие значения коэффициента внутрипарной корреляции MZ близнецов по сравнению со значениями DZ близнецов (цит. по: [5]).
Новгородова Ю.О., Мухордова O.E., Малых С.Б. [4] исследовали темперамент в младшем школьном возрасте. В резуль-
тате количественного генетического анализа данных с использованием методов структурного моделирования установлено дифференцированное влияние генетических и средовых факторов на изменчивость проявлений черт темперамента у детей младшего школьного возраста. Наиболее значимые генетические вклады получены в этом исследовании для шкалы «Страх» (a2=0,77), «Контроль торможения» (a2=0,62). Также большое генетическое влияние испытывает выделенный фактор «негативный аффект» (a2=0,77). Для остальных шкал генетические вклады составили от 0,06 до 0,30. Вклады компонента общей среды были выше всего для шкал «Аффи-лиация» (c2=0,61), «Фрустрация» (c2=0,61), «Удовольствие от стимуляции высокой интенсивности» (c2=0,61). Также наиболее значимый генетический вклад получен для выделенного фактора «Экстраверсия» (c2=0,63). Для остальных шкал вклады общей среды составили от 0,12 до 0,59. Самые высокие значения компонента индивидуальной среды проявились для шкал «Внимание» (e2=0,58), «Застенчивость» (e2=0,54) и выделенного фактора «Произвольный контроль» (e2=0,53). Для остальных шкал вклады индивидуальной среды составили от 0,23 до 0,50 [1, 3].
Поиск молекулярно-генетических основ темперамента
M.K. Rothbart (2011) приводит результаты исследований молекулярно-генетических основ темперамента [5]. Этим автором отмечено, что, по меньшей мере, два гена связаны с управлением внимания, для измерения которого применялся Attention Network Test (ANT). Один из них - вариант гена рецептора D4 дофамина (DRD4), а также вариант гена моноаминоксидазы А (MAOA) связаны с синтезом дофамина и норадреналина. При использовании томографии в генетических исследованиях было отмечено, что варианты этих генов связаны с различиями в мозговой актива-
ции в пределах передней поясной извилины (gyrus angularis anterior), которая обеспечивает функционирование избирательного внимания. Избирательное внимание может также испытывать влияние других генов, связанных с дофамином (Blassi et al, 2005) и серотонином (Reuter, Ott, Vaitl, & Hennig, 2007). Взаимодействие генов обнаруживается в процессе внимания. Например, было показано, что ген DRD4 и ген серотонина взаимодействовали при ориентировании в младенческом возрасте (Auerbach, Faroy, Ebstein, Kahana, & Levine, 2001). Определенные гены были также связаны с эмоциональностью в структуре темперамента, включая страх и агрессию (Panskepp, 1986, 1998) (цит. по: [5]).
В исследованиях внимания присутствие варианта гена DRD4 с 4 повторами было связано с большей трудностью в решении конфликта (Fossella, Posner, Fan, Swanson, & Pfaff, 2002). Дети с 7 повторами варианта этого гена демонстрируют симптомы дефицита внимания и гиперактивности, но не проявляют дефицит избирательного внимания, основанного на решении задач на конфликты (Swanson et al., 2000). Вариация с 7 повторами варианта этого гена больше связана с поиском ощущений, связанных с таким показателем темперамента, как произвольный контроль. Генетическая вариативность гена DRD4, которая формировалась в течение антропогенеза и, возможно, говорит о преимуществе для людей, которых привлекало что-то новое (Ding et al., 2002) (цит. по: [5]).
Как отмечает M.K. Rothbart, молеку-лярно-генетические исследования также позволяют исследовать взаимодействия между генами и средой в формировании темперамента и индивидуальности детей и взрослых. M.K. Rothbart и коллеги исследовали ген DRD4 с 7 повторами, ассоциированный с поиском ощущений и воспитанием, поскольку они связаны с темпераментом двухлетних детей (Sheese, Voelker, Rothbart, & Posner, 2007). Дети с
этим вариантом демонстрировали такие характеристики темперамента, которые зависят от стиля воспитания. Дети с 7 повторами DRD4, матери которых оказывают хорошую поддержку и автономию во время взаимодействия в свободной игре, показали нормативные уровни активности и импульсивности. Однако дети с этим вариантом, родители которых не оказывали поддержку и не позволяли действовать автономно, продемонстрировали высокий уровень активности, рискованности, импульсивности, что свидетельствует о расстройстве дефицита внимания и гиперактивности. Дети, не имеющие аллель с 7 повторами, обнаруживают относительно низкий уровень активности, рискованности, импульсивности, независимо от воспитания (Sheese et al., 2007) (цит. по: [5]).
Наличие аллеля с 7 повторами может также обусловливать чувствительность к среде, включая родительское воспитание и культуру. Большая чувствительность к среде может способствовать эволюции в связи с возрастающей ролью культурного обучения (Sheese et al., 2007). Например, было найдено, что воспитание наиболее существенно влияет на детей, имеющих аллель с 7 повторами, чем на детей без данного аллеля (Bakermans-Kranenburg & van Uzendoorn, 2006; van Uzendoorn & Bakermans-Kranenburg, 2006) (цит. по: [5]).
Подобное воздействие снижает антисоциальное поведение, но только у детей с аллелем с 7 повторами гена DRD4. Данное наблюдение важно, поскольку принадлежность к группе воздействия была рандомизирована для уверенности в том, что эффект вызван именно экспериментальным воздействием, а не какими-либо родительскими оценками. В другом исследовании взаимодействия генотипа со средой Caspi с коллегами изучали ген МАОА на большой выборке детей, с которыми плохо обращались. Дети, с которыми плохо обращались и которые также
обладали вариацией этого гена, приводящей к высокому уровню экспрессии МАОА, имели антисоциальные проблемы в поведении, став взрослыми людьми (цит. по: [5]).
Заключение
Таким образом, психобиологический подход к темпераменту М.К. Ротбарт является наиболее подходящим для психогенетических исследований в силу ряда причин. Во-первых, М.К. Ротбарт предлагает широкое определение темперамента. Во-вторых, опросники темперамента, разработанные М.К. Ротбарт с коллегами, позволяют учитывать возрастные особенности испытуемых.
В заключение можно отметить, что все перечисленные выше результаты свидетельствуют о дифференцированном влиянии генетических и средовых факторов на изменчивость проявления черт темперамента в разных возрастах. Вместе с тем исследователями обнаружены значимые генетические влияния на большинство свойств темперамента, при этом существенным является вклад индивидуальной, случайной среды в вариативность свойств темперамента.
Литература
1. Лобаскова М.М. Природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте. Дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. - М.: 2006. - 177 с.
2. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998. - 744 с.
3. Новгородова Ю.О., Лобаскова М.М., Малых С.Б. Генетические и средовые факторы в формировании индивидуальных особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста / В кн.: Материалы V Съезда Российского психологического общества. Москва, 14-16 февраля 2012 г. -М., 2012.
4. Новгородова Ю.О., Мухордова О.Е., Сивако-ва В.Г., Лобаскова М.М., Барский Ф.И., Малых С.Б. Генетические и средовые факторы в формировании индивидуальных особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3. - № 4. - С. 5-19.
5. Rothbart M.K. Become who we are. Temperament and personality in development. - NY: Guilford Press, 2011. - P. 80-85.
6. Rothbart M.K. Temperament in Childhood: A Framework / In: G.A. Kohnstamm, J.E. Bates, M.K. Rothbart (Eds.). Temperament in Childhood. - N.Y.: John and Sons, 1989. - P. 59-73.
PSYCHOGENETIC STUDIES OF TEMPERAMENT IN THE CONCEPT OF M.K. ROTHBART
Yu.O. NOVGORODOVA Udmurt State University, Izhevsk
This paper presents an overview of current foreign and domestic psychogenetic researches temperament within the concept of M.K. Rothbart. The results of molecular genetic studies of temperament, as well as the results of studies on the nature of temperament using the twins were analyzed.
Keywords: temperament, behavioral genetics, molecular genetics, genotype, environment, extraversion, voluntary control, negative affect, estimated sensitivity.