Библиографический список
1. Сутырина М.П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушением слуха. Мир науки, культуры, образования. 2010; 1 (20): 244 - 247.
2. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Москва: Владос, 2002. References
1. Sutyrina M.P. Intellektual'nye harakteristiki studentov s narusheniem sluha. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 1 (20): 244 - 247.
2. Shmelev A.G. Osnovypsihodiagnostiki. Moskva: Vlados, 2002.
Статья поступила в редакцию 06.10.16
УДК 159.923+614.8
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kovaleva YuM, Educational Psychologist, Lyceum № 185, postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Volkova S.V., senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev branch (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACH IN A DIAGNOSTIC ASSESSMENT OF BEHAVIOURAL DEVIATIONS AT SCHOOL STUDENTS. The study defines prospects of diagnostics of social (pro-social) and asocial behavior of the person, identification of groups of risk among teenagers on the basis of psychophysiological methods. For the forecast of deviant behavior the author uses a specially designed scale assessments Revard system, and does an analysis, based on the author's own model of the formation of dependent states. The use of models for assessing the activity of Revard system reveals a tendency to spread the consumers of nicotine and alcohol in groups of schoolchildren and a progressive transition to other substances, and helps to explain the attraction of schoolchildren 12-14 years of age to "try" surfactant effects. The model makes it possible to evaluate the pedagogical effect on these latent processes.
Key words: psychophysical techniques, psychodiagnostics, identification of risk groups, behavioral deviations, Revard system.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф., ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, Е-mail: [email protected]
Ю.М. Ковалева, педагог-психолог, МБОУ Лицей № 185, аспирант ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, [email protected]
С.В. Волкова, ст. преп., ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Куйбышевский филиал), НСО, г. Куйбышев, E-mail: [email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются и обосновываются перспективы диагностики социального (просоциального) и асоциального поведения человека, выявления групп риска в детско-подростковой среде на основе психофизиологических методов. Для определения прогноза девиантного поведения используются специально разработанные шкалы оценок ревард-системы, анализ которых осуществляется на основе авторской модели формирования зависимых состояний. Применение модели оценки активности ревард-системы позволяет выявить тенденцию распространения потребителей никотина и алкоголя в микроколлективах школьников и прогредиентность перехода на другие психоактивные вещества, а также позволяет объяснить влечение школьников в 12 - 14 лет «попробовать» эффекты ПАВ. Модель даёт возможность оценить педагогическое влияние на эти латентные процессы.
Ключевые слова: психофизические методы, психодиагностика, выявление групп риска, поведенческие отклонения, ревард-система.
Значительный рост аддиктивной направленности и поведенческих нарушений в детско-подростковой среде, наблюдаемый за последние десятилетия, закономерно актуализирует необходимость в пропедевтических методах их фокусно-диф-ференцированного выявления [1; 2; 3; 4]. Однако в настоящее время диагностика и прогнозирование поведенческих отклонений у школьников осуществляется преимущественно с помощью психологических методов и тестов, что, на наш взгляд, не всегда имеет высокую валидность и предсказательную полезность. В связи с этим, назрела острая необходимость разработки объективных методов, свободных от влияния личностного компонента [5; 6].
Цель данной работы состоит в обосновании возможности выявления поведенческих отклонений у школьников с помощью психофизических методов. Исследование проведено в рамках диспансерного наблюдения с получением информационного согласия на него от родителей школьников. Основными методами исследования выступали анкетирование, опрос и анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) по данным ЭКГ тестирования. К исследованию привлечено 30 школьников 10 - 11 классов, в возрасте 16 - 17 лет. Семейный статус родителей школьников: из полных семей - 21 (70 %), неполных - 8 (27 %), когда воспи-
танием ребенка занималась мать, из многодетной - 1 (3 %). Статусная позиция школьников в классе: изгой - 3 (10 %), пренебре-гаемый - 10 (33 %), предпочитаемый -11 (37 %), лидер 6 (22 %). На внутришкольном учёте (курение, драки) состояло 3 школьника (10 %). Особенности организованного досуга: предоставлены сами себе - 20 (67 %), занятия английским языком - 5 (17 %), занятия иностранным языком и спортом - 4 (13 %) занятия спортом - 1 (3 %). Академическая успеваемость: отличники - 3 (10 %), хорошисты - 17 (57 %), троечники - 9 (30 %), плохая успеваемость - 1 (3 %). Наличие вредных привычек определялось исходя из педагогических наблюдений: курящие школьники - 6 (20 %), курит и пробовал наркотики - 1 (3 %).
Оценивалась степень гармонии и психической стабильности учеников. Можно отметить, что «психическая стабильность» прямо пропорционально коррелирует (по критерию Спирмена) с успеваемостью (Р= 0,01; гер = 0,617) и параметром «гармонии» (Р= 0,01; гер = 0,451). Заметим, что статистически достоверного подтверждения связи этих оценок со статусным положением школьника в классе не получено, хотя при графическом отображении эта тенденция наблюдается. Вероятнее всего, в данном случае сказалась недостаточная мощность статистической выборки.
Стресс-индексы и социальный профиль школьника диагностировались с применением методики «Индекс напряжения» (ИН) РМ. Баевского, позволяющей определить степень централизации в управлении сердечным ритмом [7]. В норме в спокойном состоянии сердечный ритм саморегулируется и управляется теми местными влияниями, которые поступают от симпатических и парасимпатических ганглиев, а также уровнем некоторых гормонов в крови (например, адреналина). Вместе с этим, частота сердечного ритма волнообразно меняется и разброс времени между отдельными сердечными ударами достаточно велик, но индекс напряжения низкий - обычно он меньше 100 у.е. При состояниях, требующих повышенной готовности, быстроты реакции, при стрессе и некоторых патологических состояниях к регуляции сердечного ритма подключаются более высоко организованные структуры мозга - ствол и кора головного мозга. Ритм становится более четким, время между ударами одинаковым. Это, так называемый, «жесткий ритм». При этом ИН сильно увеличивается. Заметим, что ИН повышается также у пациентов с повышенной тревожностью.
Дополнительно использовался триангулярный индекс (TINN) и индекс STG, интегральные характеристики которых также, как и ИН, выражают общую вариабельность сердечного ритма, но более зависимы от функционального состояния. Наряду с ними оценивался и VBI-индекс вегетативного равновесия и вегетативный показатель сердечного ритма, который обычно указывает на наличие эндотоксической реакции организма, а его повышение свидетельствует о выраженном дисбалансе ваго-симпатических взаимодействий.
Наиболее значимое отличие между группами обнаружено на основе ANOVA теста для индекса STG (P=0.0001; F= 8.26). Однако, индексы Р.М. Баевского (P=0.053; F=2.67) и VBI (P=0.041; F= 2.87) в меньшей степени определили различия между группами по параметру «положение в классе». В большей степени уровень напряжения (по Р.М.Баевскому [1]) и вегетативной нестабильности могли влиять на поведенческие предпочтения среди их окружения у школьников, отнесенных к группе «пренебрега-емых». По крайней мере, их значения по ИН и VBI значительно превышали таковые у «лидеров», за исключением индекса STG. Также на положение в классе значимо влияли параметры «занятия в спортивных секциях» (P=0.05; r = 0.440) и «общие достижения ученика» (P=0.05; rp = 0.371. В целом на успеваемость школьников в большей мере влияют занятия в секциях,
Библиографический список
уровень гармонии (Р=0.05; гр = 0.445) и психической стабильности (Р=0.05; гр = 0.635). Не обнаружено связи педиатрической оценки здоровья со статусным положением учащегося в классе, вредными привычками, достижениями и уровнем успеваемости. Но, вместе с тем, отмечен более низкий уровень «гармонии» (Р=0.05; г= -0.515) и заметное снижение психической стабильности (Р=0.05; Гр = -0.413).
Для определения прогноза разбалансировки нами использованы разработанные шкалы оценок ревард-системы, анализ которых осуществляется на основе модели формирования зависимых состояний [6]. Так, по шкале активность ТСН-рецепторов (обычно ассоциируются с влечением к каннабиоидам) выявлена отрицательная корреляция со шкалами: эндорфины (снижалась активность мю и дельта рецепторов, кофеиновых рецепторов), но прямо пропорционально возрастал уровень по шкале общей тревожности (Р=0.05; гр = 0.612) одновременно с возрастанием активности BZD-рецепторов (Р=0.05; гр = 0.550). Также обнаружен рост уровня метеопатии. Однако, несмотря на то, что для анализа имелись только косвенные оценки по школьникам - потребителям никотина и других ПАВ, выявленные особенности позволяют предположить, что при таком профиле дисбаланса ревард-системы вероятность наличия скрытых потребителей тяжелых наркотиков среди данной группы школьников очень низка. С высокой долей гипотетичности можно говорить о стремлении некоторых потребителей никотина расширить свой опыт курильщиков поиском анаши, чем чего-то другого [3]. Также, при наличии высокого уровня по шкале «общая тревожность», можно предположить возникновение у ряда школьников с таким дисбалансом ревард-системы стремления корректировать свое состояние приемом алкоголя [5]. Если по никотину можно однозначно судить о сформировавшейся физической зависимости от него у ряда школьников - потребителей никотина, то по алкоголю с помощью данного алгоритма выявляется в большей мере стремление к эпизодическому опыту его приема (психический компонент влечения, шкала AlcoPsyh (Р=0.05; гр = 0.612)).
Подводя итог, отметим, что применение модели оценки активности ревард-системы позволяет, во-первых, выявить тенденцию распространения числа потребителей никотина и алкоголя в микроколлективах школьников и прогредиентность перехода на другие ПАВ, позволяет объяснить влечение школьников в 12 - 14 лет «попробовать» эффекты ПАВ, во-вторых, оценить возможность педагогического влияния на эти латентные процессы.
1. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Дескриптивные характеристики социальных эмоций у подростков с отклоняющимся поведением. Смальта. 2016; 1: 15 - 21.
2. Чухрова М.Г., Леутин В.П. Аддикция: зависимое поведение: монография. Новосибирск: НГПУ, 2010.
3. Чухрова М.Г.,Дресвянников В.Л., Маркова Е.В. Наркотическая зависимость: современные стратегии исследования. Saint-Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015.
4. Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности. Москва: Издательство Московского психолого-социального университета, 2016.
5. Бохан Н.А., Пронин С.В. Функциональное биоуправление при опийной наркомании (возможности интеллектуального альфа-, те-та-тренинга). Томск: Издательство ТГУ, 2008.
6. Дресвянников В.Л., Пронин С.В., Чухрова М.Г. Выявление склонности к рисковому поведению с помощью анализа вариабельности сердечного ритма. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 273 - 276.
7. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин З.С. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. Москва: Наука, 1984.
References
1. Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. Deskriptivnye harakteristiki social'nyh 'emocij u podrostkov s otklonyayuschimsya povedeniem. Smal'ta. 2016; 1: 15 - 21.
2. Chuhrova M.G., Leutin V.P. Addikciya: zavisimoe povedenie: monografiya. Novosibirsk: NGPU, 2010.
3. Chuhrova M.G.,Dresvyannikov V.L., Markova E.V. Narkoticheskaya zavisimost': sovremennye strategiiissledovaniya. Saint-Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2015.
4. Shnejder L.B. Psihologiya podrostkovoj deviantnosti i addiktivnosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo universiteta, 2016.
5. Bohan N.A., Pronin S.V. Funkcional'noe bioupravlenie pri opijnoj narkomanii (vozmozhnosti intellektual'nogo al'fa-, teta-treninga). Tomsk: Izdatel'stvo TGU, 2008.
6. Dresvyannikov V.L., Pronin S.V., Chuhrova M.G. Vyyavlenie sklonnosti k riskovomu povedeniyu s pomosch'yu analiza variabel'nosti serdechnogo ritma. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 273 - 276.
7. Baevskij R.M., Kirillov O.I., Kleckin Z.S. Matematicheskij analiz izmenenij serdechnogo ritma pri stresse. Moskva: Nauka, 1984.
Статья поступила в редакцию 06.10.16
УДК 159.923+614.8
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kim A.S., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]