Научная статья на тему 'Психофизиологические проявления социальной дезадаптации у подростков'

Психофизиологические проявления социальной дезадаптации у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
848
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ / SOCIAL DESADAPTATION / INDIVIDUALLY PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES / POSSIBILITIES OF ADAPTATION OF ORGANISM / PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF DESADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Лидия Владимировна, Романовская Элеонора Борисовна, Свистунова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются особенности проявления социальной дезадаптации учащихся выпускных классов гимназии. Описываются причины возникновения социальной дезадаптации. Выявлено, что предрасполагающими к дезадаптации механизмами являются: повышенная тревожность, выраженный стресс, напряжение и перенапряжения регуляторных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сорокина Лидия Владимировна, Романовская Элеонора Борисовна, Свистунова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-physiological traits of social desadaptation among adolescents

Peculiarities of social desadaptation reveal among final-year students of gymnasia is what is discussed in the article. In a certain way the reasons of appearance of social desadaptation are described. It was revealed that there are several mechanisms predisposed to that phenomenon as follows: increased anxiety, marked stress, tension and over tension of regular mechanisms.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические проявления социальной дезадаптации у подростков»

УДК 370.153+301.085:15

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

© Л.В. Сорокина, Э.Б. Романовская, Е.А. Свистунова

Ключевые слова: социальная дезадаптация; индивидуально-психологические особенности; адаптационные возможности организма; психофизиологические механизмы дезадаптации.

В статье рассматриваются особенности проявления социальной дезадаптации учащихся выпускных классов гимназии. Описываются причины возникновения социальной дезадаптации. Выявлено, что предрасполагающими к дезадаптации механизмами являются: повышенная тревожность, выраженный стресс, напряжение и перенапряжения регуляторных механизмов.

На современном этапе развития общество столкнулось с проблемой несоответствия биологических возможностей человека с интенсивно изменяемой им средой.

Несоответствие темпов формирования приспособительных функций и навыков в онтогенезе с предъявляемыми скоростями коммуникационного взаимодействия приводят к нарастанию проявлений дезадаптации.

Со всей остротой данная проблема раскрывается в период обучения детей в школе - при взаимодействии ребенка с социальной средой. Выраженная социальная дезадаптация учащихся занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих не только психовегетативные расстройства, но и негативные изменения в формировании познавательных психических процессов [13]. Установлено, что одним из факторов, приводящих к развитию признаков психосоциальной дезадаптации учащихся, является повышенная интеллектуальная деятельность, особенно в сочетании с нервным перенапряжением [4, 5].

Результаты ряда исследований показывают, что несоответствие существующих условий обучения гигиеническим требованиям в школах нового типа, а также явный дефицит времени на учебные занятия (суммарно в школе, у репетиторов, дома) школьники вынуждены компенсировать за счет ночного сна, что отрицательно сказывается на их здоровье [6, 7].

Установлено, что одним из факторов, приводящих к развитию признаков психосоциальной дезадаптации подростков, является повышенная интеллектуальная деятельность, особенно в сочетании с нервным перенапряжением [8, 9].

В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение психофизиологических механизмов, лежащих в основе развития социальной дезадаптации у подростков.

В проведенном исследовании приняли участие 52 школьника в возрасте 16-17 лет, обучающиеся в 11 классах гимназии г. Тамбова. Исследование проведено в период подготовки к сдачи ЕГЭ (апрель - май).

В соответствии с поставленной целью для выявления психосоциальной дезадаптации у учащихся мы

использовали методику определения стрессоустойчи-вости и социальной адаптации Холмса и Раге, опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спил-бергера - Ю. Ханина, методику депрессивных состояний В. А. Жмурова, экспресс-диагностику уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (авторы О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин). Диагностику состояний и свойств личности осуществляли по методике личностного дифференциала (адап-тированой в НИИ им. В.М. Бехтерева) и многофакторному личностному опроснику т

Для оценки адаптационного потенциала подростков было проведено электрокардиографическое (ЭКГ) обследование с помощью программно-аппаратного комплекса «Варикард». Запись ЭКГ осуществлялась в положении сидя, при спокойном дыхании. Продолжительность записи составляла 5 минут. Расчет показателей ВСР основывался на массивах КЯ интервалов, не содержащих экстрасистол и артефактов. Расчет интегрального показателя активности регуляторных систем (ПАРС) производился по пороговым значениям следующих показателей: частота пульса (НЯ, уд. мин.), стресс-индекс регуляторных систем (Б1, у.е.), мода (Мо, мс), амплитуда моды (АМо, %), стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов (БОМЫ", мс), суммарная мощность спектра (ТР, мс2) и процент от суммарной мощности колебаний (%) в диапазонах высоких 0,15-0,40 Гц (НР), низких 0,04-0,015 Гц (ЬР), сверхнизких частот (УЬР).

Статистический анализ полученных данных производили с использованием программы БРББ 13.0 Гог Шгшйо'м^.

На начальном этапе исследования для выявления лиц с признаками социальной дезадаптации среди подростков мы использовали методику определения стрес-соустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина.

Согласно В.И. Медведеву, большую роль в организации адаптационного ответа играют такие свойства человека как эмоциональность и тревожность. При этом эмоции выступают как механизм, оценивающий

опасность возникающей ситуации, а тревожность выполняет роль ведущего фактора субъективной оценки своих возможностей по формированию механизмов защиты от действия адаптогенного фактора [10].

По результатам психологического тестирования по стрессоустойчивости, уровню социальной адаптации и тревожности нами было выделено две группы: I - 15 (29 %) учащихся с высокой степенью социальной адаптации и низким уровнем реактивной и ситуативной тревожности; II - 17 (33 %) - с явными признаками социальной дезадаптации и сопутствующим высоким уровнем реактивной и личностной тревожности (рис. 1, 2). Учащиеся, у которых сопротивляемость стрессу имела пороговые значения, а уровень ситуативной и личностной тревожности соответствовал норме, из дальнейшего исследования были исключены.

Для самооценки происходящих в жизни событий у подростков мы использовали экспресс-диагностику уровня психоэмоционального напряжения.

В результате исследования у всех испытуемых были выявлены высокие показатели по шкалам «удовлетворенность условиями жизни» и «удовлетворенность основных жизненных потребностей» (рис. 3). Уровень психосоциального стресса был выражен в большей степени у учащихся с проявлениями социальной дезадаптации. Для этих испытуемых характерны относительно низкие значения по шкалам «самооценка здоровья» и «неудовлетворенность жизнью в целом».

Рис. 1. Соотношение уровней стрессоустойчивости и социальной адаптации по результатам теста Холмса и Раге

Рис. 2. Распределение индивидуальных значений ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности по методике Ч. Спил-бергера - Ю. Ханина

Рис. 3. Оценка уровня ПЭН (средние значения в баллах) у адаптированных подростков (I) и подростков с признаками дезадаптации (II); названия шкал: I - самооценка здоровья; II - психосоциальный стресс Л. Ридера; III - удовлетворенность жизнью в целом; IV - удовлетворенность условиями жизни; V - удовлетворенность основных жизненных потребностей

Из полученных результатов следует, что все исследуемые подростки имеют хорошие условия жизни и возможности для удовлетворения основных жизненных потребностей. Однако высокий уровень стресса у подростков, имеющих проявления социальной дезадаптации, приводит к более низкой самооценке здоровья и неудовлетворенности жизнью в целом.

Результаты диагностики депрессивных состояний по методике В.А. Жмурова показали, что у всех подростков в той или иной степени присутствует депрессия. Так, у 84,6 % школьников отмечена минимальная и легкая степени депрессии, проявляющиеся в виде снижения настроения, тоскливости, разочарования, ворчливости, недовольства, а также ослабления привязанности к жизни. Кроме того, возможны вспышки раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

У 15,4 % испытуемых выявлена умеренная степень депрессии, которая проявляется в непонимании изменений своего психического состояния, беспомощности, растерянности, проявляющейся в остром чувстве неумения, неустойчивости внимания, вопрошающем выражении лица, позы и жестов озадаченного и крайне неуверенного человека.

В структуре личности по методике «личностный дифференциал» у подростков с признаками социальной дезадаптации выявлены достоверно более низкие значения по факторам «Оценки» (р < 0,05) и «Силы» (р < 0,01); для них были более характерны неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя, зависимость от внешних обстоятельств, недостаточный самоконтроль.

Для получения количественной оценки адаптационных возможностей организма нами использовался метод вариабельности сердечного ритма (ВСР), поскольку сердечно-сосудистая система относится к системам быстрого реагирования на адаптогенное воздействие, вызывая напряжение регуляторных механизмов, обеспечивающих процесс адаптации [11-13]. Для этого вычисляется комплексный показатель активности регуляторных систем (ПАРС), представляющий собой интегральный ответ организма на весь комплекс воздействующих на него факторов. При воздействии комплекса факторов экстремального характера возникает

общий адаптационный синдром (Г. Селье, 1960), который представляет собой универсальный ответ организма на стрессорные воздействия любой природы и проявляется этот синдром однотипно в виде мобилизации функциональных резервов организма. Здоровый организм, обладая достаточным функциональным потенциалом, отвечает на стрессорные воздействия обычным, так называемым рабочим напряжением регуляторных систем. Однако если человек не имеет достаточного функционального потенциала, то даже в условиях покоя у него отмечается высокое напряжение механизмов регуляции.

Проведенное нами исследование показало, что из общей выборки подростков большее напряжение механизмов регуляции отмечается у учащихся с признаками социальной дезадаптации. Анализ распределения значений ПАРС свидетельствует о том, что только адаптированные подростки (27 % учащихся) имеют высокий адаптационный потенциал (1-3 балла), необходимый для осуществления адаптивных реакций. У 62,6 % школьников адаптивные реакции сопровождаются напряжением механизмов адаптации, причем 34,6 % учащихся имеют выраженное напряжение систем адаптации, связанное с активной мобилизацией защитных механизмов организма. Кроме того, у 3 % подростков отмечается истощение регуляторных систем и у 10 % -срыв механизмов адаптации.

Известно, что социальная адаптация, обусловливая характер субъективного отражения взаимоотношений со средой, лежит в основе организации психологических показателей, в частности личностных характеристик, выполняющих адаптивную функцию. Исследование свойств личности адаптированных подростков и подростков с признаками дезадаптации позволило выявить у них значимые различия по ряду шкал опросника БР! (рис. 6).

Так, адаптированные подростки имеют средние показатели (4-6 баллов) по большинству шкал. В то время как у подростков с признаками дезадаптации отмечаются высокие значения (7-9 баллов) по шкалам: спонтанная агрессивность (II), депрессивность (III),

раздражительность (IV), застенчивость (VIII), открытость (IX) и эмоциональная лабильность (XI). Высокие оценки по этим шкалам характеризуют данную группу подростков как неуверенных в себе, эмоционально неустойчивых, склонных к аффективному реагированию, импульсивных с высоким уровнем психопатиза-ции. В то же время результаты по шкале «открытость» указывают на стремление этих подростков к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми.

В целом, полученные нами результаты согласуются с данными литературы, так как преобладание среди дезадаптированных подростков лиц с высоким уровнем эмоциональной нестабильности обусловлено неустойчивым типом нервной системы, что логично объясняет нарушение адаптационных процессов [14, 15].

Обращает на себя внимание тот факт, что в исследуемых нами группах учащихся отмечается высокая оценка по шкале «реактивная агрессивность». С одной стороны, значение данного показателя может свидетельствовать о том, что большинство современных подростков отличается агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. С другой стороны, возможно, это объясняется особенностями подросткового возраста.

123456789

Рис. 5. Распределение индивидуальных значений показателя ПАРС у адаптированных подростков (I) и подростков с признаками дезадаптации (II)

значения10 ' в баллах 9 -

І II ПІ IV V VI VII VIII IX X XI XII

Рис. 6. Распределение средних значений по шкалам методики ЕРІ среди адаптированных подростков (I) и подростков с признаками дезадаптации (II); названия шкал: I - невротичность, II - спонтанная агрессивность, III - депрессивность, IV - раздражительность, V - общительность, VI - уравновешенность, VII - реактивная агрессивность, VIII - застенчивость, IX - открытость, X -экстраверсия - интроверсия, XI - эмоциональная лабильность, XII - маскулинизм - феминизм

Примечание. * - различия показателей между группами подростков прир < 0,05; ** - различия показателей между группами подростков при р < 0,01.

Исходя из полученных результатов, можно сделать заключение о том, что среди подростков с признаками социальной дезадаптации обнаружено больше лиц, неудовлетворенных собственным поведением, часто зависимых от внешних обстоятельств, со сниженной самооценкой здоровья и неудовлетворенных жизнью в целом. Подростки с социальной дезадаптацией по сравнению с адаптированными более чувствительны, отличаются глубиной эмоциональных переживаний, повышенной тревожностью, сниженным настроением и его частыми перепадами. Особенности индивидуальных свойств личности могут свидетельствовать о преобладании нестабильности функционирования нервной системы, которое может являться предрасполагающим фактором в развитии социальной дезадаптации подростков.

Предрасполагающими к дезадаптации механизмами являются: повышенная тревожность, выраженный

стресс, напряжение и перенапряжения регуляторных механизмов. Среди личностных характеристик следует выделить эмоциональную неустойчивость, спонтанную агрессивность и склонность к депрессиям.

Выявленные психофизиологические механизмы у социально-дезадаптированных подростков подтверждают необходимость разработки психосоциальных программ для ранней оценки и адекватной коррекции явлений социальной дезадаптации у подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Образ жизни и здоровье студентов. М., 1995;

2. Спицин А.П. Психологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Архангельск. 1999.

3. Щукина Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.

4. Даян А.В., Оганисян А. О., Геворкян Э.С. // Физиология человека. 2003. Т. 29. № 2. С. 49-55.

5. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. С. 28.

6. Ананьева Н.А., Ямполъская Ю.А. // Вестн. РАМН. 1993. № 5. С. 1924.

7. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. // Физиология человека. 1995. Т. 21. № 5. С. 68-72.

8. Геворкян Э.С., Даян А.В., Аждамян Ц.И. // Журн. высш. нервн. деят. 2003. Т. 53. № 1. С. 46-50.

9. Даян А.В., Оганисян А.О., Геворкян Э.С. // Физиология человека. 2003. Т. 29. № 2. С. 49-55.

10. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. Т. 24. № 4. С. 7-13.

11. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. С. 28.

12. Баевский Р.М., Берсенъева А.П. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. С. 236.

13. Измерение и оценка вариативности сердечного ритма в клинике ВСД: метод. рек. Минздрава РФ. М., 2001.

14. Щукина Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.

15. Eysenck H.J. The Biological Basis of Personality. Springfield, 1967.

Поступила в редакцию 30 сентября 2009 г.

Sorokina L.V., Romanovskaya E.B., Svistunova E.A. Psycho-physiological traits of social desadaptation among adolescents. Peculiarities of social desadaptation reveal among final-year students of gymnasia is what is discussed in the article. In a certain way the reasons of appearance of social desadaptation are described. It was revealed that there are several mechanisms predisposed to that phenomenon as follows: increased anxiety, marked stress, tension and over tension of regular mechanisms.

Key words: social desadaptation; individually psychological peculiarities; possibilities of adaptation of organism; psycho-physiological mechanisms of desadaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.