Научная статья на тему 'Психофизиологические процессы поведения и вид пальцевых узоров человека'

Психофизиологические процессы поведения и вид пальцевых узоров человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
761
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОВЕДЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / НАКОПЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ / ЭМОЦИИ / ОБСТАНОВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ПОВЕДЕНИЯ / ПАЛЬЦЕВЫЕ КОЖНЫЕ УЗОРЫ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESSES OF BEHAVIOR / MOTIVATION / ACCUMULATED KNOWLEDGE / EMOTIONS / SURROUNDINGS INFORMATION / BEHAVIOR RESULT / FINGERS DERMATOGLIPHICS PATTERNS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вагин Ю. Е., Фадеев Ю. А.

Исследованы психофизиологические процессы, определяющие умственную деятельность испытуемых и особенности их пальцевых кожных узоров. Установлено, что мотивация к достижению высокого результата умственной деятельности имела большие значения у испытуемых с завитками на части пальцевых кожные узоров. Это указывало на зависимость уровня мотивации к успешному действию от врожденных свойств личности. Накопленные знания, эмоции и обстановочная информация имели свойства приобретенных в процессе индивидуального развития функций. Полезный приспособительный результат поведения зависел как от врожденных, так и приобретенных психофизиологических функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вагин Ю. Е., Фадеев Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIHAVIOR PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESSES AND MAN’S DERMATOGLIPHICS PATTERN11st Moscow Medical University after I.M. Sechenov

The psychophysiological processes defining mental work of the examinees and their feature of fingers dermatogliphics patterns are investigated. It is established that the motivation to achieve a high result of mental work had great values at examinees with curls on a part of fingers dermatogliphics patterns. It specified in dependence of motivation level to successful action from inherent virtues of the person. The accumulated knowledge, emotions and surroundings information had properties of the gained functions in the course of individual development. The useful adaptive result of behavior depended both from the inherent and gained psychophysiological functions.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические процессы поведения и вид пальцевых узоров человека»

дится контроль качества знаний, определение уровня мотивации здоровьесберегающего поведения и возможности реального изменения поведения обучающихся. При необходимости корректируются базовые программы и планы будущих занятий с учетом выявленных недоработок.

Базовые программы и планы занятий проектируются с учетом возрастных физиологических и личностных особенностей слушателей, в частности, различного уровня и профиля базового образования. Исходя из этого, опережающим путем выявляются содержание, формы, методы и средства работы, адекватные задаче сохранения и восстановления здоровья слушателей. Разрабатываемая программа в итоге направляется на формирование позитивного отношения к обучению в школе здоровья с помощью создания комфорта на занятиях и привития интереса к подобному образованию через самореализацию личности в процессе выполнения актуальных для нее заданий и задач.

Учитывая практическую направленность занятий в школе здоровья, основными критериями эффективности работы по описанной программе следует считать показатели культуры здоровья (табл. 2), отражающие повышение мотивации здоровьесберегающего поведения, рост качества знаний о здоровье и ЗОЖ, а также формирование поведения, направленного на сохранение, восстановление и развитие индивидуального здоровья.

Таким образом, методологическая структура системы качества жизни личности, ориентированная на создание базы оптимизации индивидуального качества жизни и здоровья, т.е. реализацию технологии восстановительной медицины по управления качеством жизни, позволяет определить формирование активной позиции пациентов в отношении собственного здоровья как основную цель деятельности различных школ здоровья, в том числе профилактических. При этом дополнительно выявляются скрытые факторы риска слушателей школы и закладывается база дальнейшей социально-медицинской работы с активным использованием методов восстановительной медицины.

Литература

1. Иванов, Д.А. Управление качеством образовательного процесса / Д.А. Иванов.- М.: Сентябрь, 2007.- 207с.

2. Ильницкая, И.А. Проблемное обучение - эффективная система развития творческого потенциала личности обучающегося / И.А. Ильницкая // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I / под ред. Л.А.Косолаповой, Н.Г. Лип-киной, Г.Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т.- Пермь: ПГПУ.-

2009.- С.125-133.

3. Лахман, ЕЮ. Школа здоровья как метод вторичной профилактики мягкой и умеренной артериальной гипертонии в амбулаторно-поликлинических условиях: дисс. ... кандидата медицинских наук: 14.00.06 / Е.Ю. Лахман.- М., 2005.- 136 с.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.01.2003 № 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации».

5. Тарасова, Э.П. Проблемные задачи в учебно-познавательном процессе / Э.П. Тарасова // Problem tasks in educational cognitive process: монография.- Смоленск, ВА ВПВО ВС РФ,

2010. 181с.

6. Телегин, М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М.В. Телегин.- М: МГППУ, 2009.- 224с.

7. Штоф, В.А. Роль моделей в познании / В.А. Штоф.-Л.: Изд. ЛГУ, 1963.- 128с.

8. Bradshaw, T. The development and evaluation of a complex health education intervention for adults with a diagnosis of schizophrenia / Bradshaw, T., Lovell K., Bee P., Campbell M. // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. 2010. Vol.17. Is.6. Pp.: 473486.

9. Haynes, C.L. An audit of health education services within UK hospitals / Haynes, C.L., Cook G.A. // Journal of Evaluation in Clinical Practice. 2009. Vol. 15. Is. 4. Pp: 704-712.

10. Graham, A.S. Therapeutic Foot Health Education for Patients with Rheumatoid Arthritis: A Narrative Review / Graham, A.S., Hammond A., Williams A.E. // Musculoskeletal Care. 2011. Vol. 9. Is. 3. Pp: 141-151.

11. Ja, Yun Choi Effect of an individualised education programme on asthma control, inhaler use skill, asthma knowledge and health-related quality of life among poorly compliant Korean adult patients with asthma / Ja, Yun Choi, Hyang-In Cho Chung. // Journal of Clinical Nursing. 2011. Vol. 20. Is. 1-2. Pp: 119-126.

12. Health education in patients with a recent stroke or transient ischaemic attack: a comprehensive review / Maasland, L., [et al.] // International Journal of Stroke. 2011. Vol.6. Is.1. Pp.: 67-74.

13. Sharma, M. Theoretical foundations of health education and health promotion / Sharma, M., Romas, J.A. // Jones&Barlett Publishers, 2008. 263p.

14. Tamari, K. Health education programs may be as effective as exercise intervention on improving health-related quality of life among Japanese older people over 65 years / Tamari, K., Ka-wamura K., Sato M., Harada K. // Australasian Journal on Ageing. Published online: 7 Aug 2011, doi: 10.1111/j. 1741-6612.2011.00558.x.

15. Wilson, A. The status and perspective of diabetes health education in China: Inspiration from Australia / Wilson, A., Gyi A.A. // International Journal of Nursing Practice. 2010; 16: 92-98.

DESIGNING THE ACTIVITY OF PATIENTS’ HEALTH EDUCATION SCHOOL ON THE BASIS OF MEDICAL REHABILITATION TECHNOLOGIES

I.V. ILYINA

“Medical Informational and Analytical Centre”, Orel Region

To form the concept of purposeful organizing medico-pedagogical activity in the framework of patients’ health education school on the basis of rehabilitative medicine technologies the model-systemic approach is used. the conditions necessary to create patients’ health motivation are revealed, the criteria of effective patients’ health education school are described, the main elements of medico-pedagogical modelling are outlined.

Key words: health culture, quality of life, quality of health, health motivation, patients’ health education school.

УДК 612.821: [611.771:611.91]

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОВЕДЕНИЯ И ВИД ПАЛЬЦЕВЫХ УЗОРОВ ЧЕЛОВЕКА

Ю.Е. ВАГИН, Ю.А. ФАДЕЕВ*

Исследованы психофизиологические процессы, определяющие умственную деятельность испытуемых и особенности их пальцевых кожных узоров. Установлено, что мотивация к достижению высокого результата умственной деятельности имела большие значения у испытуемых с завитками на части пальцевых кожные узоров. Это указывало на зависимость уровня мотивации к успешному действию от врожденных свойств личности.

Накопленные знания, эмоции и обстановочная информация имели свойства приобретенных в процессе индивидуального развития функций. Полезный приспособительный результат поведения зависел как от врожденных, так и приобретенных психофизиологических функций.

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития РФ, ул. Трубецкая 8, стр. 2, Москва, 119991

Таблица 2

Критерии эффективности работы школы здоровья

Отношение к проблемам ЗОЖ Качество знаний Направленность поведения и деятельности

Позитивная мотивация здорового поведения Осознание приоритета здоровья в системе жизненных ценностей Способность к адекватной самооценке индивидуального здоровья и образа жизни Владение системой специальных понятий Владение системой представлений о здоровье и ЗОЖ Владение системой представлений о здоровье и ЗОЖ Способность к осмыслению факторов риска и устойчивости в профессиональной среде Способность к осмыслению факторов риска и устойчивости в профессиональной среде Способность выявлять и минимизировать действие факторов риска в быту, активизировать факторы устойчивости

Ключевые слова: психофизиологические процессы поведения, мотивация, накопленные знания, эмоции, обстановочная информация,

результат поведения, пальцевые кожные узоры.

Поведение человека и животных является комплексом двигательных актов, действий и поступков, изменяющих взаимоотношение организма с окружающей его средой. Теория функциональных систем организма рассматривает поведение как совокупность действий организма определяемых будущим результатом поведения, а не как следствие предыдущих внешних и внутренних раздражений [2]. Внутримозговая организация поведения включает важные психологические процессы. Мотивация, память, обстановочная афферентация, пусковой стимул и эмоциональная окраска этих процессов взаимодействуют в мозге на стадии афферентного синтеза, предопределяя получение запланированного результата поведения.

Известно, что некоторые психологические процессы поведения связаны с особенностями строения пальцевых рисунков кожи человека. Пальцевые узоры относятся к врожденным морфологическим признакам и индивидуальны у каждого человека. Показано, что по дерматоглифическим узорам можно предвидеть ассоциативные, коммуникативные и аналитические способности людей [1]. Установлено, что особенности строения кожных рисунков пальцев рук связано с уровнем мотивации к достижению успешного социального поведения человека [4]. Однако остается невыясненными врожденные и приобретенные характеристики других психофизиологических процессов поведения человека, направленных на удовлетворение его социальных потребностей.

С целью исследования врожденных или приобретенных признаков психофизиологических процессов поведения была изучена выраженность этих процессов в связи с дерматогли-фическими признаками человека.

Материалы и методы исследования. Было обследовано 29 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Испытуемые выполняли умственную работу, состоящую из 20 последовательных этапов.

Основой для целенаправленного поведения испытуемых было их желание успешно выполнить все этапы умственного задания. Существенным для успешной деятельности было количество имеющихся у них знаний по предлагаемой теме. На поведение испытуемых могло повлиять их эмоциональное состояние во время работы. Кроме того, постоянно поступающая к испытуемым информация из окружающей среды могла способствовать или препятствовать достижению результата поведения.

Компоненты поведения изучали перед началом умственной работы с помощью специально разработанных для этого исследования вопросников. Мотивацию успешной работы испытуемых определяли с помощью 22 вопросов. Утвердительные ответы студентов на половину вопросов и отрицательные ответы на другую половину вопросов свидетельствовали о наличии мотивации. При составлении вопросника в качестве основы был использован вопросник «оценки потребности в достижении» [3]. Величину мотивации испытуемых измеряли в баллах от 0 до 22.

Объем имеющихся у обследуемых знаний определяли по их ответам на 4 вопроса одного из 10 вариантов. Представительство однотипных вопросов было одинаковым в каждом варианте. Тема вопросов была аналогичной последующему умственному заданию. Ответ на каждый вопрос оценивали по пятибалльной шкале. Баллы, полученные за ответы на 4 вопроса, суммировали. Объем исходных знаний испытуемых измеряли в баллах от 0 до 20.

Эмоциональное напряжение обследуемых оценивали с помощью вопросника, включающего 4 раздела оценки эмоционального состояния: 1) спокойствие или беспокойство,

2) бодрость или усталость, 3) приподнятость или подавленность настроения, 4) уверенность или беспомощность. Каждый раздел включал 10 утверждений, имеющих балльную оценку от 1 до 10. В каждом разделе обследуемому было необходимо выбрать одно из утверждений, которое наиболее полно соответствовало его эмоциональному состоянию в момент ответа. Полученные баллы за каждый раздел вопросника суммировали. При составлении вопросов в качестве основы был использован вопросник «самооценки эмоционального состояния» [1]. Величину эмоционального напряжения испытуемых измеряли в баллах от 4 до 40.

Затем проводили основной этап исследования. Обследуемые отвечали на 20 теоретических вопросов. Деятельность каждого испытуемого заключалась в выборе правильного ответа из 5 предложенных ответов на поставленный вопрос, и занесении

номера выбранного ответа в протокол. После ответа на каждый вопрос испытуемый получал информацию о правильности или неправильности его ответа и о суммарном количестве правильных и неправильных ответов на все предыдущие вопросы. Это предоставляло испытуемому возможность оценивать как промежуточные результаты его умственной деятельности, так и конечный результат.

После окончания умственной работы испытуемые оценивали обстановочную информацию в ходе работы. Обстановочную информацию, способствующую или препятствующую выполнению тестового задания, студенты оценивали по пятибалльной шкале. Обстановочную информацию, способствующую целенаправленной деятельности испытуемых, измеряли в баллах от 1 до 5.

Кроме того, обследуемые характеризовали роль мотивации, накопленных знаний, эмоций и обстановочной информации в достижение результата умственной деятельности. Эти показатели дополнительно характеризовали исходное состояние обследуемых перед умственной работой, но их вклад в целенаправленное поведение мог быть оценен ими только после окончания умственной работы. Долю вклада мотивации, знаний, эмоций и обстановочной информации в результат умственной деятельности испытуемые оценивали в баллах от 1 до 5. На основе сделанной ими оценки были вычислены поправочные коэффициенты. Они обеспечивали пересчет величин мотивации, знаний, эмоций и обстановочной информации в единые единицы измерения - проценты от максимально возможного результата поведения обследуемых.

На завершающем этапе исследования испытуемые оценивали достигнутый ими результат умственной работы. Оценку результата испытуемые проводили в баллах от 1 до 5. Полученные величины выражали в процентах от максимально возможной величины оценки результата.

В качестве информативных дерматоглифических параметров изучались виды кожных рисунков на концевых фалангах 10 пальцев рук испытуемых. Подсчитывали количество пальцев, имеющих рисунки кожи: дуга, петля и завиток (рис. 1).

А Ь

Рис 1. Типы дерматоглифических узоров пальцев рук.

А - дуга, Ь - петля, Ж - завиток

Достоверность отличия между двумя рядами зарегистрированных величин определяли по /-тесту. Отличие было достоверным при значениях р<0,05. Высокий уровень достоверности отличия был при р<0,005.

Результаты и их бсуждение. Обследуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли 20 человек, которые имели дуги и петли на коже концевых фаланг пальцев. Во вторую группу вошли 9 человек, которые имели завитки на коже пальцев рук. Количество пальцев с завитками было от 1 до 6 у разных испытуемых.

Объем обстановочной информации, получаемой испытуемыми, был одинаковым у лиц первой и второй групп.

У первой группы испытуемых с дугами и петлями на пальцах рук величина мотивация к достижению высокого результата умственной деятельности была 12,9±1,5%. У второй группы испытуемых с завитками на некоторых пальцах рук уровень мотивации был достоверно выше (р=0,0039), и равнялся 20,2±1,2% (рис. 2).

Величины других психофизиологических процессов организации поведения различались недостоверно. Однако их уровень не был одинаковым, и имелась тенденция к их отличию у двух обследованных групп испытуемых. Необходимые для умственной деятельности знания были несколько выше у второй группы испытуемых. У этих же испытуемых был более низкий уровень эмоционального напряжения.

Рис. 2. Психофизиологические процессы поведения испытуемых с разными пальцевыми узорами

Примечантие: светлые столбики - параметры испытуемых с дугами и петлями на пальцах рук, темные столбики - параметры испытуемых с завитками на части пальцев рук, Б - мотивация к достижению высокого результата умственной работы, М - накопленные знания, Е - эмоциональное напряжение, I - обстановочная информация, Я - результат умственной работы, % - величины психофизиологических процессов в процентах от

максимально возможного результата поведения испытуемых, значимости отличия величин p<0,005

- уровень

Результат умственной деятельности у испытуемых первой группы составлял 33,8±2,3% от максимально возможного результата. У второй группы испытуемых была зарегистрирована тенденция к более высокому результату поведения, который равнялся 40,0±4,9%.

Заключение. Умственная деятельность испытуемых происходила на фоне одинаковой оценки всеми обследуемыми обстановочной информации, которая не влияла на их личные результаты.

Мотивация к достижению высокого результата умственной деятельности была главным психофизиологическим процессом определяющим результат поведения. Она была невысокой у испытуемых с пальцевыми узорами в виде петель и дуг, и была более выраженной у обследуемых с завитками на части пальцевых рисунков рук. Это указывало на определенную зависимость уровня мотивации к успешному действию от врожденных свойств личности.

У испытуемых с дерматоглифическими завитками высокий уровень мотивации привел к несколько большему объему накопленные для умственной деятельности знаний и меньшей выраженности эмоционального напряжения организма.

Результат умственной деятельности испытуемых зависел в первую очередь от выраженности мотивации к достижению результата, и имел более высокие значения у обследуемых с пальцевыми узорами в виде завитков. Высокая мотивация у лиц с такими дерматоглифическими особенностями способствовала восприятию и анализу поступающей в мозг информации.

Кроме мотивации поведенческий результат зависел также от других психофизиологических процессов: накопленных знаний, эмоционального напряжения, обстановочной информации и возможно других неучтенных факторов.

Таким образом, социальная мотивация к достижению высокого результата умственной деятельности испытуемых была частично врожденно детерминированной. Остальные психофизиологические процессы организации поведения (накопленные знания, эмоции, обстановочная информация) имели свойства приобретенных в процессе индивидуального развития функций. Полезный приспособительный результат поведения зависел как от врожденных, так и приобретенных, психофизиологических функций, определяющих поведение человека.

Литература

1. Спиридонов, И.Н. Медицинские и социальные аспекты дерматоглифической и иридоскопической диагностики / И.Н. Спиридонов // Сознание и физическая реальность.- 1999.- Т. 4.-№ 1.- С. 47-57.

2. Судаков, К.В. Избранные труды. Развитие теории функциональных систем / К.В. Судаков.- М.: ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 2007.- Т. 1.- 343 с.

3. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелиной.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Т. 1.- 312 с.

4. Фадеев, Ю.А. Психофизиологические черты студентов исследователей I Ю.А. Фадеев II Вестник новых медицинских технологий.- 2007.- № 1.- С. 204-206.

THE BIHAVIOR PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESSES AND MAN’S DERMATOGLIPHICS PATTERN

YU.YE. VAGUINE, YU.A. FADEEV 1st Moscow Medical University after I.M. Sechenov

The psychophysiological processes defining mental work of the examinees and their feature of fingers dermatogliphics patterns are investigated.

It is established that the motivation to achieve a high result of mental work had great values at examinees with curls on a part of fingers dermatogliphics patterns. It specified in dependence of motivation level to successful action from inherent virtues of the person.

The accumulated knowledge, emotions and surroundings information had properties of the gained functions in the course of individual development. The useful adaptive result of behavior depended both from the inherent and gained psychophysiological functions.

Key words: psychophysiological processes of behavior, motivation, accumulated knowledge, emotions, surroundings information, behavior result, fingers dermatogliphics patterns.

УДК 615.1:614.27.008.2:33]:517

ИНФОРМАЦИОНАЯ БЕОПАСНОСТЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИ: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УГРОЗАМ

Д.А. КУЗНЕЦОВ, Э.А. КОРЖАВЫХ, Л.В. МОШКОВА*

Сформулировано понятие информационной безопасности фармацевтической организации. Установлены основные внешние и внутренние факторы угроз информационной безопасности, проведена экспертная оценка их значимости, рассчитаны числовые значения весовых коэффициентов факторов угроз. Предложена система количественной оценки угроз информационной безопасности с помощью расчета оценочного показателя на основе метода взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов. Сформулирована концепция принятия управленческих решений по предотвращению угроз информационной безопасности на основе принципа субсидиарности и теории нечетких множеств. Концепция реализована с помощью программы для ЭВМ «Угрозы фармацевтической экономической безопасности».

Ключевые слова: фармацевтические организации, информационная безопасность.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации [1].

Фармацевтическая деятельность тесно связанная с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Информационная безопасность фармацевтической деятельности это состояние защищённости информационной среды фармацевтической организации, обеспечивающее её формирование, аналитикосинтетическую обработку, использование в соответствии с задачами и целями фармацевтической организации [3,4].

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб её собственнику, владельцу и иному лицу [2].

В этой связи, представляется целесообразным исследование угроз информационной безопасности, использование новых информационных технологий для проведения оперативного автоматизированного анализа уровня угроз информационной безопасности фармацевтической организации, с целью предотвращения их отрицательного воздействия и перевода реальных угроз в потенциальные [5-7].

Цель исследования - разработка методологического подхода к оценке и противодействию угрозам информационной безопас-

ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. ак. И.П.Павлова, ул. Высоковольтная, 9, Рязань, 390026

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.