Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ДЕСИНХРОНОЗ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ В 2010 г.'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ДЕСИНХРОНОЗ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ В 2010 г. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЛЕТНЕЕ" ВРЕМЯ / ДЕСИНХРОНОЗ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / 'SUMMER' TIME / DESYNCHRONOSIS / PSYCHO-EMOTIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хаснулин В. И., Хаснулина А. В., Красильникова В. А.

Обследование студентов при смещении рабочего дня на час раньше (переход на летнее время) свидетельствует о возникновении у значительной части молодых людей психоэмоционального стресса и десинхроноза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хаснулин В. И., Хаснулина А. В., Красильникова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESSES AND DESYNCHRONOSIS IN YOUNG PEOPLE IN DIFFERENT REGIONS OF SIBERIA AT A CHANGE TO SO-CALLED 'SUMMER' TIME IN 2010

The examination of students under the conditions of working time displacement earlier by an hour (transition to the 'summer' time) testifies to the rise of psycho-emotional stress and desynchronosis in many young people.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ДЕСИНХРОНОЗ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ В 2010 г.»

9. Нарциссов Р.П. Анализ изображения клетки - следующий этап развития клинической цитохимии в педиатрии // Педиатрия. - 1998. -№ 4.

10. Идентификация факторов риска в регионах расположения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей и оценка состояния здоровья населения, проживающего вблизи зон влияния ракетно-космической деятельности: Методические рекомендации. - М.: НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина РАМН, 2008.

11. Райгородский Д.Я.. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М: Издательство Бахрах, 2006.

12. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. - М.: Радикс, 1995.

Статья поступила в редакцию 6.12.10

УДК 612.014.31 : 529 : 616-008.615

В.И.Хаснулин, д-р мед. наук, проф., НЦКЭМ СО РАМН, СибАГС, г. Новосибирск, Е-mail: hasnulin@ngs.ru

A.В.Хаснулина, канд. мед. наук., НЦКЭМ СО РАМН, г.Новосибирск, Е-mail: hasnulin@ngs.ru

B.АКрасильникова, канд. биол. наук, Тывинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: verakras@gmail. com

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ДЕСИНХРОНОЗ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ В 2010 Г.

Обследование студентов при смещении рабочего дня на час раньше (переход на летнее время) свидетельствует о возникновении у значительной части молодых людей психоэмоционального стресса и десинхроноза.

Ключевые слова: «летнее» время; десинхроноз, психоэмоциональный стресс

Одним из важных экологических факторов, определяющих эффективность жизнедеятельности всего живого на Земле, можно назвать космические ритмы, которые сформировали в процессе эволюции и биологические ритмы человека [1,2]. Важнейшим из биологически значимых космических ритмов является суточное обращение Земли вокруг собственной оси и, соответственно, комплексное влияние изменений интенсивности солнечного излучения и сил притяжения. Именно этот ритм лежит в основе системы счисления (шкалы) времени для землян. Также было показано, что наиболее важными сигналами времени для живых организмов являются моменты восхода и захода Солнца, а также время истинного (астрономического) полдня - момента времени середины конкретных суток, в который в данной точке планеты наблюдается максимальное возвышение Солнца над горизонтом. Эта закономерность и привязывала к этим моментам счет времени.

Как известно в России существуют 11 часовых поясов, в которых, начиная с Дальнего Востока, благодаря суточному вращению планеты на 15 градусов за час, Солнце всходит на час позднее чем в предыдущем часовом поясе. При этом следует считать наиболее правильным с астрономической и физиологической точки зрения счет времени в данном пункте земного шара, когда максимальное возвышение Солнца над горизонтом приходится на 12 часов дня. Это и будет солнечным поясным временем. Как показывают исследования ученых, отклонения ритмов труда и отдыха от солнечного поясного времени приводит к десинхронозам и стрессовым состояниям. Однако до сих пор бытует мнение о возможности произвольной смены суточного ритма жизни человека без учета местного поясного времени.

В Ежегодном Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года

предложено рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов в России и целесообразность ежегодного введения летнего времени. Для того чтобы просчитать последствия такого решения, необходимы специальные исследования, прежде всего, биологических и психофизиологических эффектов для населения отклонений начала и окончания рабочего дня от времени восходов и заходов Солнца в различных часовых поясах нашей страны.

Цель работы: Оценить психоэмоциональные и физиологические характеристики жизнедеятельности у практически здоровых людей при смещении начала рабочего дня на час раньше (переход на летнее время).

Материалы и методы исследования: Объектами исследования стали студенты в возрасте 19-22 лет г. Новосибирска (47 практически здоровых человек из Сибирской академии государственной службы) и г. Кызыла (39 практически здоровых человек из Тывинского государственного университета) Обследование проходило на базе студенческих поликлиник в период перехода на летнее время в 2010 г. Определение функционального состояния основных гомеостатических систем, физиологических характеристик, степени десинхроноза и уровня психоэмоционального стресса проводилось по измерению простых сенсомоторных реакций правой и левой рук; увеличению величины вариационного различия между отдельными измерениями сенсомотор-ной реакции; по данным теста определения масштаба "биологического времени" при оценке длительности индивидуальной минуты; корректурной пробы; определению уровня болезненной метеочувствительности; анализу наличия симптомов формирования расстройств функций основных гомеостатических систем; тесту Люшера, а также с помощью компьютерной программы «СКРИНМЕД» (свидетельство о государственной регистрации в РосНИИАПО №

970035 от 29.01.1997 г., НЦКЭМ СО РАМН). Обследование людей проведено с информированного согласия, соответствует этическим стандартам Хельсинкской декларации Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» и Приказам Минздрава РФ.

Статистическую обработку данных проводили с использованием стандартного пакета программ 81а1І8Ііса. (StatSoft, США) версии 6.0. Количественные данные представлены как М ± т при нормальном распределении показателей. Достоверность различий определяли по парному ^критерию Стьюдента для независимых выборок, достоверность присваивалась при значении р<0,05. Корреляционный анализ проводился по методу Пирсона.

Результаты исследования: В г.Новосибирске у студентов показатели психоэмоционального стресса после перехода на летнее время в среднем по группе увеличились на 21%. Одновременно на 23% возросла степень десинхроноза, на 14,3% снизились показатели умственной работоспособности, на 14,3% уменьшился адаптивно-восстановительный потен-

циал, в 2,5 раза возросла агрессивность, на 12,8% увеличилась степень выраженности дизадаптивных процессов, на 19,2% выросла заторможенность скорости нервных процессов. После введения летнего времени у этих студентов ухудшились и когнитивные процессы: продуктивность внимания снизилась на 43,9%; пропускная способность зрительного анализатора уменьшилась на 13,1%; интенсивность внимания снизилась на 4%. Переход на летнее время способствовал увеличению функциональных расстройств со стороны сердечно-сосудистой системы на 19%. На 18,6% увеличилось потребление алкоголя.

На рисунке 1 представлены показатели изменения показателей психоэмоционального стресса, степени синхронизации ритмов и динамики увеличения негативных эмоций у студентов в Новосибирске после введения летнего времени. Представленные данные также подтверждают, что переход на летнее время вызывает у здоровых молодых людей появление десинхроноза, сопровождающегося увеличением уровня психоэмоционального напряжения и нарастанием проявлений негативных эмоций.

Интерес представляют и результаты обследования до и после введения летнего времени студентов в г. Кызыл. Показатели психоэмоционального стресса после перехода на летнее время в среднем по группе увеличились на 9,1%. Одновременно на 29,7% возросла степень десинхроноза, на 4,1% снизились показатели умственной работоспособности, на 5,3% уменьшился адаптивно-восстановительный потенциал, в 2 раза возросла агрессивность, на 43% выросла болезненная метеореакция, на 85,0% выросла заторможенность скорости нервных процессов. После введения летнего времени у этих студентов ухудшились и когнитивные процессы: продуктивность внимания снизилась на 20,2%; но пропускная способность зрительного анализатора и интенсивность внимания практически не изменились. На 8 % увеличилось потребление алкоголя.

На рисунке 2 представлены изменения показателей психоэмоционального стресса, степени синхронизации ритмов, числа проявлений метеопатии, адаптивно-восстановительного потенциала и динамики когнитивных процессов

у студентки М.А. после введения летнего времени в Кызыле. Представленные данные также подтверждают, что и в Тыве переход на летнее время вызывает у здоровых молодых людей появление десинхроноза, сопровождающегося увеличением уровня психоэмоционального напряжения, нарастанием болезненного реагирования на метео-геофизические факторы, снижением адаптивно-восстановительного потенциала и ухудшением когнитивных процессов.

Полученные данные показали, что по характеру реагирования на смещение рабочего дня на час раньше обследованные студенты разделились на две группы. Одна группа (60% обследованных в Новосибирске и 44% - в Кызыле) демонстрировала высокую синхронизацию ритма внутреннего времени с внешним реальным временем. Вторая группа (40% обследованных в Новосибирске и 56% - в Кызыле) отличалась после смещения начала рабочего дня на более ранний час резким рассогласованием ритма внутреннего времени с внешним реальным временем, то есть десинхро-нозом.

У молодых людей из первой группы сохранялась в пределах нормы (Новосибирск), либо увеличивалась скорость простых сенсомоторных реакций (Кызыл), не снижался уровень умственной работоспособности и сохранялся повышенный уровень психоэмоционального напряжения (Новосибирск, Кызыл). После введения летнего времени у студентов Новосибирска с выраженным десинхронозом ситуационная метеореакция возросла на 15%, а у студентов Кызыла с выраженным десинхронозом - на 20%. В гг. Кызыле и Новосибирске у студентов без признаков десинхроноза после введения летнего времени ситуационная метеореакция оставалась на прежнем уровне. При сохранении у студентов без десинхроноза в Новосибирске после введения летнего времени показателей адаптационно-восстановительного потенциала, в группе студентов с десинхронозом уровень адапта-ционно-восстанови-тельного потенциала оказался снижен на 74%. В Кызыле значительного снижения адаптационновосстановительный потенциала выявлено не было. У обследованных студентов и в Новосибирске, и в Кызыле после введения летнего времени в группах с десинхронозом отмечены более выраженные проявления функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, ЛОР-органов, иммунной системы.

Обсуждение. Следует отметить, что аналогичные результаты, подтверждающие, что переход на «летнее» время может становиться причиной формирования десинхроноза, были получены при обследовании практически здоровых добровольцев-спортсменов, проведенном в г. Новосибирске [3] и молодых людей в г. Якутске [4]. В этих исследованиях была выявлена закономерность реагирования на введение летнего времени в зависимости от предшествующего смене времени уровня адаптивных резервов у обследованных молодых людей. При высоких начальных резервных возможностях люди реагировали на перевод часов ускорением процессов проведения нервных импульсов, улучшением показателей умственной и физической работоспособности, нормализацией показателей сердечной деятельности, снижением

уровня тревожности, нормализацией метаболических процессов и стабилизацией иммунной защиты.

Зафиксированные изменения вполне укладывались в картину позитивной стресс-реакции, (эустресс по Г.Селье). При изначально сниженных адаптивных резервах, сопровождавшихся до перехода на «летнее» время повышенной утомляемостью и плохим самочувствием, после перевода стрелок часов были выявлены: торможение процессов проведения нервных импульсов; ухудшение показателей умственной работоспособности; снижение функциональной активности полушарий мозга; ухудшение показателей функции сердечно-сосудистой системы; нарушение метаболических характеристик; снижение иммунной защиты. Субъективно у обследованных людей этой группы отмечалось нарушение сна, появление слабости, ухудшение аппетита, усталость во второй половине дня. Другими словами, ослабленные или переутомленные люди реагируют на переход к «летнему» времени негативной стресс-реакцией (дистресс по Г. Селье).

В последние годы в серии научных исследований за рубежом (Финляндия, Германия, Франция, США, Ирландия, Израиль) появились свидетельства о негативном влиянии на здоровье человека перевода стрелок часов на летнее время. Тошйзи Y. и др. [5] сообщают, что во Франции все большее число людей утверждают, что они страдают от усиления усталости и нарушений сна при переходе на летнее время. Финские исследователи [6] подтвердили разрушительное действие перехода на летнее время на цикл отдых-работа здоровых взрослых людей. В дальнейших своих исследований в Финляндии эта группа ученых [7] при обследовании добровольцев в возрасте 20-40 лет зафиксировала, что переход на летнее время приводит к усилению беспокойства в ночное время, сказывающегося на качестве сна. При этом переход на летнее время вызывает большую тревогу у людей с утренним типом высокой работоспособности.

КаПеттапп Т. и др. [8] показали четкую взаимосвязь времени сна у человека с периодом рассвета в данном часовом поясе, а не с социально навязанными часами суток.

В этих исследованиях было доказано, что человеческий организм и его ритм суточного функционирования не может приспособиться к летнему времени, соответственно, ухудшая адаптацию к сезонным изменением фотопериодичности. Schneider A.M., Randler C. [9] выяснили, что ученики старших классов в течение недели после перехода на летнее время отмечают у себя дневную сонливость.

Последние сообщения финских ученых [10] подтверждают, что нарушение суточного ритма могут оказывать вредное влияние на здоровье. Нарушение суточного ритма расстраивает биоритмы организма, влияет на количество и качество сна, ведет к развитию хронической усталости, головной боли, потери внимания, ухудшению умственной деятельности. Даже незначительные изменения в суточном графике времени может вызвать значительный стресс для организма. Переход на летнее время может вызывать бессонницу, уменьшение мотивации, внимания и бдительности, что может стать причиной увеличения количества несчастных случаев в течение следующего дня после перехода.

Hicks R.A. и др. [11] и Grekin R.J. [12] отмечают наличие взаимосвязи увеличения числа несчастных случаев и числа автокатастроф с переходом на летнее время. Barnes C.M. и Wagner D.T. [13] выяснили, что резкий рост травм большей степени тяжести, чем в другие дни, на рабочих местах наблюдается в понедельник сразу после перехода на летнее время.

Shapiro C.M. и др. [14] сообщают, что изменения фотопериодизма, связанные с переходом на летнее время в Ирландии индуцируют обострения психических заболеваний, попытки самоубийства и увеличение зарегистрированных самоубийств.

С переходом на летнее время связаны не только негативные явления в психической сфере, но и возникновение острых заболеваний. Так Janszky I, Ljung R. [15] говорят об определенной зависимости от перехода на летнее время частоты инфарктов миокарда. Foerch C. и др. [16] обнаружили взаимосвязь увеличения частоты возникновения инсультов с переходом на летнее время.

Таким образом, полученные нами результаты исследований, а также серия наших предыдущих работ, данные отечественных и зарубежных ученых, подтверждают прежние

выводы ученых Российской академии медицинских наук (Решение совместного заседания Бюро Отделения профилактической медицины, Отделения медико-биологических наук, Отделения клинической медицины и президиума Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. Протокол № 8 от 14 июня 2001 г.), о том, что принятый в настоящее время переход на «летнее» и «зимнее» время не соответствует биологическим ритмам человека и может явиться причиной нарушения физиологических функций человека. Не случайно в обращении в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации президента РАМН академика В.И. Покровского (№ 11-1/22 от 09.04.2001 г.) отмечается: «Результаты ряда научных исследований и социологических опросов показывают, что при переходе на новое время (дважды в течение года) у большинства детей и лиц пожилого возраста отмечаются нежелательные сдвиги в деятельности организма - стресс-реакции, нарушения режима сна, ухудшение самочувствия, нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, иммунной и других систем, обменных процессов». Эти однозначные заключения ведущих научных специалистов Академии медицинских наук, тем не менее, не смогли убедить руководство страны в необходимости отмены регулярного введения «летнего» времени и повсеместного перехода на постоянное поясное солнечное время, наиболее гармонирующее с биологическими ритмами человека.

Заключение: Полученные данные свидетельствуют о том, что смена времени на «летнее» вызывает стресс-реакцию и десинхроноз даже у молодых, практически здоровых людей. В целом, результаты исследований и многочисленные научные данные позволяют считать оптимальным, физиологическим и экологически эффективным такой ритм жизнедеятельности человека, который совпадает с реальными в данной местности сменами дня и ночи, с восходами и заходами Солнца, и, прежде всего, при совпадении момента времени середины конкретных суток (12 часов дня) в данной географической точке планеты и текущий период года с моментом максимального возвышения Солнца над горизонтом. А искусственное выделение часовых поясов, несогласованных с естественной ритмикой светового режима, является дополнительным стрессирующим фактором для населения.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А. Время - ткань жизни. / Н.А. Агаджанян, А.Ф. Пчелинов. - М.: «Паритет Граф», 2001.

2. Апрелев В.П. Время. Стрелки часов и наше здоровье. М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2006.

3. Материалы о целесообразности восстановления в России жизни по поясному (солнечному) времени. /Под ред. В.И.Хаснулина. - Новосибирск: Изд-во МАСС, 2001.

4. Самсонов С.Н. Экологические аспекты влияния перехода на «летнее» время на сердечно-сосудистую систему человека / Самсонов С.Н., Маныкина В.И., Петрова П.Г., Стрекаловская А.А., Хаснулин В.И. // Экология человека, 2009, № 1.

5. Touitou Y. Legal time shifting and biologic rhythms: summer hour in question? / Y. Touitou , А. Reinberg, N. Guerin // Ann. Pharm Fr., 1990;48(6):290-4.

6. Lahti T.A. Transition into daylight saving time influences the fragmentation of the rest-activity cycle. / Т.А. Lahti, S. Leppamaki, S.M. Ojanen et al. // J. Circadian Rhythms, 2006. Jan 19;4:1.

7. Lahti T.A. Transitions into and out of daylight saving time compromise sleep and the rest-activity cycles. /Т.А. Lahti, S. Leppamaki, J. Lonnqv-ist, ^Parte^n // BMC Physiol., 2008. Feb 12;8:3.

8. Kantermann T. The human circadian clock's seasonal adjustment is disrupted by daylight saving time. /Т. Kantermann, М.Juda, М.Merrow, ^Roenneberg // Curr. Biol., 2007. Nov 20;17(22):1996-2000.

9. Schneider A.M. Daytime sleepiness during transition into daylight saving time in adolescents: Are owls higher at risk? /А.М. Schneider, С. Randler //Sleep Med., 2009. 0ct;10(9):1047-50.

10. Lahti T. Daylight saving time transitions and road traffic accidents. / Т. Lahti, Е. Nysten, J. Haukka et al. // J. Environ Public Health, 2010;2010:657167.

11. Hicks R.A. Daylight saving-time changes increase traffic accidents. / R.A.Hicks, K.Lindseth, J.Hawkins // Percept Mot. Skills, 1983. Feb;56(1):64-6.

12. Grekin R.J. Traffic accidents and daylight saving time. /R.J.Grekin // N. Engl. J. Med., 1996 Aug 1;335(5):356-7.

13. Barnes C.M. Changing to daylight saving time cuts into sleep and increases workplace injuries. / С.М. Barnes, D.T. Wagner // J. Environ. Public Health, 2010;2010:657167.

14. Shapiro C.M. Daylight saving time in psychiatric illness. / С.М. Shapiro, F. Blake, Е. Fossey, В. Adams //J. Affect Disord., 1990 Jul;19(3):177-81.

15. Janszky I. Shifts to and from daylight saving time and incidence of myocardial infarction. / I. Janszky, R. Ljung // N. Engl J. Med., 2008 Oct 30;359(18):1966-8.

16. Foerch C. Arbeitsgruppe Schlaganfall Hessen. Abrupt shift of the pattern of diurnal variation in stroke onset with daylight saving time transitions. / С. Foerch, H.W. Korf, Н. Steinmetz, М. Sitzer // Circulation, 2008. Jul 15;118(3):284-90.

Статья поступила в редакцию 06.12.10

УДК 595.783

И.И. Дмитриев, асп. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: dmitrievilya3@mail.ru;

А.В. Бондаренко, канд. биол. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: gf@gasu.ru

ПРОСТРАНСТВЕННО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДНЕВНЫХ БАБОЧЕК (LEPIDOPTERA, DIURNA) ЮГО-ЗАПАДНОЙ ТУВЫ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В данной статье впервые представлена структура и классификация населения дневных бабочек Юго-Западной Тувы и сопредельных территорий. Проведенные исследования показали, что пространственная неоднородность населения определяется в основном регио-нальностью. В значительно меньшей степени территориальная изменчивость населения дневных бабочек связана с абсолютными высотами местности и увлажнением.

Ключевые слова: дневные бабочки, население, пространственная организация, структурный граф.

Оценка биологического разнообразия и выявление структурных особенностей сообществ - одно из фундаментальных направлений современных биогеографических исследований. Трудоемкость таких работ общеизвестна, поэтому, по крайней мере, на первых этапах, целесообразно проводить исследования отдельных таксономических групп организмов [1]. В этом отношении дневные чешуекрылые, как широко распространенные, способные к перелетам и очень чувствительные к изменениям среды насекомые, весьма перспективны.

Материалы и методы исследования. В период с 2006 по 2009 гг. на территории Юго-Западной Тувы, Юго-Восточного Алтая и Северо-Западной Монголии авторами пройдено 430 км и обследовано 73 местообитания, что составило172 часа маршрутных учетов. Кроме того, для выявления пространственной структуры и организации населения дневных бабочек Юго-Западной Тувы и сопредельных территорий были использованы материалы А.В. Бондаренко по Юго-Восточному Алтаю [2] - 63 местообитания, Центральной Туве - 10 и Северо-Западной Монголии [3] - 37 местообитаний. В результате полученные данные в общем объеме 183 местообитания позволили выявить структуру населения дневных бабочек исследуемой территории.

Учеты и отлов дневных бабочек проводились автором по методике А.П. Кузякина [4]. Для оценки плотности использовалась методика учета на трансектах [5,6], уточненная Ю.П. Малковым [7]. Данные по одинаковым местообитаниям в пределах одних и тех же поясов усреднены. Для выявления особенностей пространственной организации использованы оценки сходства населения по коэффициентам Жаккара [8] в модификации Р.Л. Наумова [9]. На их основе проведен кластерный анализ методом факторной классификации с расчетом внутри- и межклассового сходства населения и доразбив-

кой крупных классов [10]. Материалы обработаны с помощью программного обеспечения банка данных лаборатории зоологического мониторинга ИСиЭЖ СО РАН (г. Новосибирск).

Результаты и их обсуждение

Классификация населения. В результате кластерного анализа выделено 3 типа населения, каждый из которых разделяется на подтипы (8 подтипов). В большинстве подтипов были выделены классы, что связано с разнообразием вошедших в них выделов. Деление на типы совпадает с различием в региональной принадлежности, а на подтипы с характером растительности (степенью облесенности) и увлажнением. В скобках после названия подтипа приведены первые пять видов, лидирующих по обилию с указанием их доли в населении, а также показатели плотности населения, общего и фонового количества видов.

1. Тип населения Юго-Восточного Алтая (лидируют по обилию, %: ЕгеЫа са1^ 19, Во1опа аИаюа 10, Qossiana еипо-mia 6, Plebejus а^уг^потоп 5, ЕгеЫа kefersteinii 5; плотность населения, особей/га: 44; общее число видов: 107 / число фоновых видов - 10).

Подтипы населения:

1.1. открытых местообитаний и разреженных лесов (ЕгеЫа caШas 24, Во1опа аИшса 10, Plebejus argyrognomon 6, ЕгеЫа kefersteinii 6, Coenonympha ШШа 5; 43; 102/10).

Классы населения:

1.1.1 - тундр и каменистых степей (Во1опа аИаюа 16, ЕгеЫа kefersteinii 11, Qossiana еиж^а 10, ЕгеЫа са1^ 10, ЕгеЫа stubbendorfi 9; 30; 69/9);

1.1.2 - лугов и степей (кроме каменистых) (ЕгеЫа caUias 31, Во1опа аИаюа 9, Р1еЬдиз argyrognomon 6, Coenonympha МПа 6, МеШаеа arcesia 4; 46; 93/11);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.