Научная статья на тему 'Психофизиологические механизмы формирования и развития темперамента'

Психофизиологические механизмы формирования и развития темперамента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
793
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / ДЕТИ / CHILDREN / ГЕНОТИП / GENOTYPE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павленко В.Б., Михайлова А.А., Дягилева Ю.О., Орехова Л.С.

В статье приведен обзор современных исследований, посвященных онтогенезу темперамента. Данные литературы показывают, что глубинные факторы и черты темперамента претерпевают в процессе онтогенеза непрерывную череду изменений, сохраняя при этом определенную преемственность. В основе становления глубинных факторов темперамента лежат индивидуальные особенности активности моноаминергических систем мозга, которые в свою очередь, контролируются генотипом. Формирование темперамента зависит от взаимодействия индивидуальных особенностей генотипа и качества воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павленко В.Б., Михайлова А.А., Дягилева Ю.О., Орехова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEMPERAMENT

The article is a review of the modern researches sanctified to ontogenesis of temperament. Temperament is the center of personality in the process of her development. Authors analyze of row of theories, devoted mechanisms of forming of individual features of temperament. The authors of part of theories consider that base of forming of temperament are general and private properties of the nervous system, feature of cooperation of basic blocks of the functional system, etc. Unfortunately, the most indicated theories, examining temperament as steady education, do not spare sufficient attention to his ontogenesis. However the far of works in that examine the features of temperament of children of different age and conformity to law of development of properties of temperament from birth and to the achievement of adult age appeared lately. In this connection, the aim of this review is an analysis of publications of the last years, sanctified to ontogenesis of temperament, and also basic factors influencing on his forming. One of most reasonable is a psychobiological model of temperament, offer M. Rothbart and D. Derryberry. In obedience to this model, basis of temperament is made by three-four deep factors. For infants next factors are educed: Surgency/Extraversion, Negative Affectivity, and Orienting/Regulation. For children age from one is to three years expose factors: Surgency/Extraversion, Negative Affectivity, and Effortful Control. For teenagers expose the next factors of temperament: Surgency, Negative Affectivity, and Effortful Control. Thus, the indicated factors and making them lines of temperament suffer the continuous train of changes in the process of ontogenesis, saving a here certain succession. The authors of the real article suppose that the expressed of deep factors of temperament is determined by activity of the widely ramified neuron systems using different neurotrasmitters-monoamines. It foremost dopaminergic, noradrenergic and serotoninergic systems possessing ability to modulate the most different types of behavior. Monoaminergic system take beginning in the relatively local structures of barrel of cerebrum. Completions of axones of dopaminergic, noradrenergic and serotoninergic terminals form the special varicose expansions being actually presinaps without postsinaps part. Their neurotrasmitters are freely thrown out in intercellular space, getting free access to all crust synapses. Consequently, the monoaminergic systems can modulate all behavior of man, determine the factors of his temperament. Researches of the last years with the use of functional tomography testify to the critically important modulating role of the indicated systems in development for the child of arbitrary attention and self-control. Genetic factors co-operate with the factors of social surroundings. It is shown researches of many authors, that effects cruel, disorderly or another unfavorable education stronger shows up for children with the certain variants of alleles of genes. Thus, temperament is the product of cooperation of individual features of genotype and quality of education of children.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические механизмы формирования и развития темперамента»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 1. С. 144-156.

УДК 159.92 : 591.15

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

Павленко В.Б.1, Михайлова А.А., Дягилева Ю.О., ОреховаЛ-C.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым

1E-mail: vpav55@gmail.com

В статье приведен обзор современных исследований, посвященных онтогенезу темперамента. Данные литературы показывают, что глубинные факторы и черты темперамента претерпевают в процессе онтогенеза непрерывную череду изменений, сохраняя при этом определенную преемственность. В основе становления глубинных факторов темперамента лежат индивидуальные особенности активности моноаминергических систем мозга, которые в свою очередь, контролируются генотипом. Формирование темперамента зависит от взаимодействия индивидуальных особенностей генотипа и качества воспитания детей.

Ключевые слова: темперамент, дети, генотип, воспитание. ВВЕДЕНИЕ

Темперамент представляет собой ядро личности в процессе ее развития. Существует ряд теорий, посвященных анализу механизмов формирования индивидуальных особенностей темперамента (см., например, обзор В.М. Русалова [1]). Эти теории в качестве субстрата формирования темперамента рассматривают общие и частные свойства нервной системы, особенности взаимодействия основных блоков функциональной системы, и т.д. К сожалению, большинство указанных теорий, рассматривая темперамент как устойчивое образование, не уделяет достаточного внимания его онтогенезу. Однако в последнее время появилось значительное количество работ, в которых рассматривают особенности темперамента детей разного возраста и закономерности развития свойств темперамента от рождения и до достижения зрелости. В связи с этим, целью данного обзора является анализ публикаций последних лет, посвященных онтогенезу темперамента, а также основным факторам, влияющим на его формирование.

144

1. ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА

Особое место среди современных теорий темперамента занимает психобиологическая модель, предложенная М. Ротбарт и Д. Деррибери [2-4]. Согласно этой модели темперамент представляет собой индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции, имеющие конституциональный базис. Под реактивностью авторы понимают возбудимость, чувствительность поведенческих и физиологических систем организма, под саморегулированием - нервные и поведенческие процессы, которые модулируют реакционную способность. При этом под понятием «конституциональный базис» подразумеваются относительно стойкие характеристики организма, находящиеся под влиянием наследственности и жизненного опыта. Психобиологическая модель рассматривает эмоциональные и когнитивные процессы, а также действия как некую интегрированную систему, состоящую из ряда аффективно-мотивационных возможностей и ограничений, вместе с набором когнитивных, поведенческих и социальных стратегий для выполнения требований, предъявленных индивиду окружающей средой. В отличие от традиционных подходов, согласно которым темперамент определяет лишь стиль поведения, при таком подходе становится очевидным, что темперамент отвечает на вопросы не только «как?», но и «почему?», и «каким образом?».

На основании указанной модели в последние десятилетия разработаны опросники для оценки свойств темперамента и выполнено значительное количество исследований в разных лабораториях. Полученные данные позволяют рассматривать свойства и факторы темперамента в процессе развития.

2. ОНТОГЕНЕЗ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Для оценки темперамента младенцев, детей раннего возраста, дошкольников и школьников Мэри Ротбарт с сотрудниками разработана серия опросников. Так для оценки темперамента детей в возрасте до 12 месяцев предназначен Опросник поведения младенцев (Infant Behavior Questionnaire - IBQ) [5]. Для изучения темперамента детей в возрасте от 1 года до 3 лет - Опросник поведения в раннем детстве (ОПРД, Early Childhood Behavior Questionnaire - ECBQ) [6]. Для опросника существует адаптированная русскоязычная версия [7]. Темперамент детей 3-7 лет оценивают опросником Children's Behavior Questionnaire (CBQ) [8]. Оценить темперамент школьников 7-10 лет можно с помощью опросника Middle Childhood Questionnaire (TMCQ) [9], а школьников 10-15 лет с помощью Early Adolescent Temperament Questionnaire (EATQ) [10]. При этом опросники, предназначенные для оценки темперамента детей до 10 лет, заполняют родители или иные воспитатели ребенка на основе наблюдений за поведением детей в определённых жизненных ситуациях. Например, в опроснике ОПРД имеются следующие вопросы: «Когда ребенка просили подождать чего-то желанного (например, мороженного), как часто он отказался ждать даже одну минуту? Любым способом старался это получить? Спокойно ждал? Хныкал или плакал»? Воспитатели дают ответы исходя из семибальной шкалы: 1 - такое поведение не встречается никогда, 2 - очень редко, 3 - меньше половины времени, 4 - около половины времени, 5 - больше половины

145

времени, 6 - почти всегда, 7 - всегда. Поскольку используются данные наблюдений за реальным повседневным поведением ребенка, полученные результаты носят в высшей степени объективный характер. Для изучения темперамента детей 10 лет и старше применяются как родительские формы опросников, так и формы, заполняемые самими детьми. Имеется также опросник для оценки темперамента взрослых людей [11]. Информация о применении опросников находится на сайте http://www.bowdoin.edu/~sputnam/rothbart-temperament-questionnaires/instrument-descriptions/.

Применение указанных опросников позволяет установить выраженность ряда черт темперамента, а также глубинных факторов или суперчерт. Так у младенцев выявляются три глубинных фактора (суперчерты) темперамента, каждый из которых включает в себя ряд психических черт [5]:

1. «Подъем/экстраверсия» определяется в первую очередь уровнем позитивной эмоциональности и включает в себя с положительным весом черты: «склонность к поведенческому приближению», «речевая реактивность», «интенсивное удовольствие», «уровень активности», «склонность к смеху и улыбкам» и «перцептивная чувствительность».

2. «Негативная аффективность» включает в себя с положительным весом следующие черты: «склонность к печали», «дистресс при ограничении», «страх», «пониженная реактивность.

3. «Регуляция/ориентирование» включает в себя с положительным весом: «длительность ориентирования», «склонность к удовольствию невысокой интенсивности», «прижимание» (к воспитателю) и «утешаемость».

У детей в возрасте от одного года до трех лет также выделяют три глубинных фактора темперамента. Однако в первые два фактора входят несколько иные черты, а третий фактор значительно отличается и по своему названию, и по роли в поведении ребенка [6; 7; 12; 13]:

1. Фактор «Подъем/экстраверсия» включает в себя с положительным весом черты: «общительность», «предвосхищение положительных эмоций», «удовольствие высокой интенсивности», «уровень активности» и «импульсивность».

2. «Негативная аффективность» включает в себя с положительным весом следующие черты: «застенчивость», «дискомфорт», «страх», «разочарование», «печаль», «двигательная активация», «сенсорная чувствительность»; с отрицательным весом: «утешаемость».

3. Фактор «Самоконтроль» (его называют также «Волевой контроль») включает в себя с положительным весом: «тормозный контроль», «переключаемость внимания», «устойчивость внимания» «удовольствие низкой интенсивности» и «прижимание».

Высокие показатели последнего фактора у детей раннего возраста, в отличие от подобного у младенцев, указывают не только на контроль поступающей информации, но и на появление способности контролировать собственные поступки («тормозный контроль»).

146

Три указанных глубинных фактора темперамента выявляются также у детей от трех до десяти лет, хотя черты, входящие в них несколько отличаются [8; 14; 15].

Чрезмерно повышенные или пониженные значения описанных выше факторов темперамента являются, вероятно, неблагоприятными предпосылками для развития личности ребенка. Так у детей с низкими показателями фактора «Подъем/экстраверсия» слабее развиты социальная компетенция и способность принимать социальную поддержку, чем у детей с высокими показателями по данному фактору [16]. Кроме того для таких детей существует повышенный риск развития депрессии в юности. Дети с низкими значениями данного фактора менее способны выстраивать партнерские отношения со сверстниками в совместных играх [17], что лишает их важного социального опыта.

Группой российских авторов [7] показано, что уровень фактора «Негативная аффективность» позитивно коррелирует с показателями следующих шкал Проверочного листа Ахенбаха для оценки поведенческих проблем детей раннего возраста: проблемы интернализации, эмоциональная реактивность, тревожность/депрессия, соматические жалобы, отчужденность, агрессивное поведение. Таким образом, высокий уровень показателя отрицательной эмоциональности является фактором риска поведенческих проблем и психосоматических симптомов в раннем детстве. Кроме того, исследователями из Нового Орлеана показано [18], что многие дети, демонстрирующие повышенный уровень проявления отрицательных эмоций в раннем детстве, в последующие возрастные периоды склонны к агрессивному, антисоциальному и делинквентному поведению. С помощью проявлений такого поведения они пытаются регулировать проявление своих негативных эмоций. Чрезмерная выраженность отрицательных эмоций может также вести к нарушению общения со сверстниками и взрослыми. В результате детям труднее научиться выстраивать адекватные социальные связи, что в свою очередь приводит в дальнейшем к агрессивному и асоциальному поведению. В то же время, авторы настоящего исследования выдвинули предположение, что недостаточно выраженная предрасположенность к отрицательным эмоциям, страху, застенчивости, в определенных условиях может мешать ребенку избегать потенциально опасных ситуаций.

Сочетание повышенного уровня «Негативной аффективности» и пониженного значения фактора «Подъем/экстраверсия», считают фактором риска для развития депрессии в дошкольном возрасте [19]. Кроме того, соотношение указанных факторов темперамента связано также с особенностями преодоления стресса [20]. В основе обеспечения активной копинг-стратегии у детей при стрессе - поиска возможности изменить ситуацию - лежат высокие показатели «Подъем/экстраверсия» и низкие значения «Негативной аффективности».

Пониженное значение фактора «Самоконтроль» является предпосылкой развития проблем экстернализации - склонности к агрессивному, непослушному поведению [16].

У детей и подростков 10-15 лет в рамках психобиологической концепции описаны четыре фактора темперамента [9; 10]:

147

1. «Подъем/позитивная аффективность» включает в себя с положительным весом: «удовольствие высокой интенсивности»; с отрицательным весом: «застенчивость» и «страх».

2. «Негативная аффективность» включает в себя «возбудимость» и «склонность к фрустрации».

3. «Привязанность» включает в себя: «склонность к привязанности», «сенсорную чувствительность» и «чувствительность к удовольствию».

4. «Саморегуляция» включает в себя: «контроль активации», «контроль торможения», «контроль внимания».

По мере взросления описанные факторы темперамента преобразуются и, стабилизируясь у взрослых людей, формируют следующую композицию [11; 21]:

1. «Подъем/экстраверсия» включает в себя с положительным весом: «удовольствие высокой интенсивности», «позитивную аффективность», «общительность».

2. «Негативная аффективность» включает в себя с положительным весом: «дискомфорт», «страх», «застенчивость» и «склонность к фрустрации»; с отрицательным весом: «контроль агрессии».

3. «Ориентационная чувствительность» включает в себя: «чувствительность к аффектам», «чувствительность к спонтанным ассоциациям» и «сенсорную чувствительность».

4. «Привязанность» включает в себя: «эмоциональную эмпатию», «склонность к сопереживанию», «стремление к социальному сближению».

5. «Саморегуляция» включает в себя: «контроль активации», «контроль торможения», «контроль внимания».

Таким образом, глубинные факторы и черты темперамента претерпевают в процессе онтогенеза непрерывную череду изменений, сохраняя при этом определенную преемственность.

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

Наблюдения родителей и экспериментальные исследования демонстрируют кардинальные изменения в развитии внимания, а также в саморегулировании эмоций и деятельности младенцев, детей старшего возраста и взрослых [22]. У детей младенческого возраста регуляция внимания и частично, эмоций часто является лишь следствием вмешательства воспитателя. Тем не менее, ребенок демонстрирует тенденции приближения и избегания, которые обеспечивают основу для саморегуляции. В последующие годы жизни дети получают возможность перейти к более полной регуляции своих эмоций и поведения, вплоть до развития волевого контроля. Высокий или низкий уровень фактора «Подъем/экстраверсия» и «Негативная аффективность» определяют реактивность темперамента, а «Самоконтроль» обеспечивает регуляцию реактивности. В основе поведенческих изменений лежат важнейшие изменения в функционировании мозга, при этом ключевую роль играет развитие системы произвольного внимания. Ранее нами [23] высказывалась и обосновывалась гипотеза о важнейшей роли моноаминергических

148

систем мозга в формировании индивидуальных особенностей темперамента. Предполагалось, что выраженность глубинных факторов темперамента определяется активностью широко разветвленных нейронных систем, использующих разные медиаторы-моноамины. Это прежде всего дофаминергические, норадренергические и серотонинергические системы, обладающие способностью модулировать самые разные виды поведения. Моноаминергические системы берут начало в относительно локальных структурах ствола головного мозга. Окончания аксонов аминергических клеток образуют особые варикозные расширения, представляющие собой фактически пресинапсы без постсинаптической части. Их медиаторы свободно выбрасываются в межклеточное пространство, получая свободный доступ ко всем корковым синапсам (см. обзор [23]). Исследования последних лет с применением функциональной томографии также свидетельствуют о критически важной модулирующей роли указанных систем в развитии у ребенка произвольного внимания и самоконтроля [22].

Процессы внимания обеспечивают следующие нейронные системы:

1. Активационная система. Ее нейронные сети связаны с запуском и поддержанием состояния готовности, активного бодрствования. Данная система модулируется активностью норадренергических нейронов голубого пятна, которые через свои синаптические терминали контролируют лобные и теменные области коры больших полушарий.

2. Ориентационная система. Вовлечена в процессы избирательного внимания к сенсорным стимулам. Ее работа обеспечивается нейронными сетями теменной коры (задняя сеть внимания) и глазодвигательной обрасти в передних отделах лобных долей. Данная система модулируется холинергическими нейронами, расположенными в базальных отделах переднего мозга.

3. Исполнительная система. Обеспечивает выбор оптимального действия среди целого ряда возможных. Сеть действует также во время конфликтных ситуаций, которые требуют волевой регуляции, в том числе тех, в которых преобладающая реакция должна быть подавлена для выполнения субдоминантой реакции. Ее функционирование основано на активности префронтальной и передней поясной коры (передняя сеть внимания), островка, базальных ганглиев. Модуляция активности обеспечивается дофаминергическими нейронами вентрального тегментума среднего мозга, чьи аксонные терминали контролируют указанные выше структуры.

У новорожденных нейронные сети, входящие в ориентационную и исполнительные системы, тесно связаны. Поэтому у младенцев, детей одного-двух лет жизни контроль поведенческих реакций определяется, главным образом, ориентационной системой. Способность к саморегуляции поведения у них ограничена, и требуется время для ее развития [24; 25]. У детей трех-четырех лет поведение начинает в большей степени контролироваться исполнительной нейронной системой, которая все больше обособляется от задней сети внимания. При этом нейронные сети, активность которых лежит в основе фактора «Самоконтроль», достигают наибольшего развития [22; 26]. К этому времени

149

формируются связи между передней поясной корой, с одной стороны, префронтальной корой, базальными ганглиями и островком, с другой. Доминирующим нейромодулятором головного мозга становится дофамин. Благодаря этим процессам происходит становление контроля над исполнительными системами мозга и развивается не только способность к ориентации по отношению к сенсорным стимулам, но и исполнительное внимание, включающее в себя контроль эмоций и поступков. В процессе развития темперамента изначально высоко реактивные системы детей становятся все более регулируемыми.

Таким образом, становление факторов темперамента во многом определяется развитием моноаминергических систем мозга, в том числе: количеством нейронов, вырабатывающих определенный медиатор; индивидуальными особенностями транспортеров медиаторов и ферментов, контролирующих их обмен; наличием определенных типов и подтипов синаптических рецепторов к нему и т.д. В свою очередь, эти особенности нейромедиаторных систем находятся под контролем генетического аппарата. Действительно, на примере анализа развития детей в приемных семьях группой исследователей [27] показано, что генетический вклад биологических родителей в формирование поведения детей весьма значителен. Так, если у биологических матерей в течение жизни выявлялась клиническая депрессия (major depressive disorder) или антисоциальные личностные расстройства, то и у их детей возрастом от полутора до пяти лет, воспитывающихся с самого рождения в приемных семьях, отмечалась склонность к повышенной тревожности, проявлению агрессии и оппозиционно-вызывающему поведению.

В то же время, факторы социального окружения и генетические факторы тесно взаимодействуют между собой. Об этом свидетельствует ряд работ, выявивших взаимодействие между качеством воспитания и генетическими вариациями ряда генов при влиянии на формирование психических черт детей, в том числе на факторы темперамента. Эффект жестокого, беспорядочного или иного неблагоприятного воспитания сильнее проявляется у детей с определенными вариантами аллелей генов [22; 26; 28-31]. Так, у большинства европейцев и североамериканцев аллели гена, ответственного за синтез синаптических рецепторов дофамина четвертого типа (DRD4), имеют либо четыре, либо семь повторов. Нейроны индивидов с семью повторами данного гена менее чувствительны к воздействию дофамина, чем люди с четырьмя повторами. Поскольку выброс дофамина необходим для генерации положительных эмоций, такие индивиды не могут получать удовольствие в обычных, привычных ситуациях при малоинтенсивной стимуляции. Для получения положительных эмоций они стремятся к новым, сильным, необычным ощущениям. Исходя из этого, вариант DRD4 с семью повторами называют «геном авантюризма». Наличие его является предпосылкой к агрессивному и импульсивному поведению. Очевидно, что условия воспитания также влияют на развитие факторов темперамента. Однако, как оказалось, качество воспитания и аллельный вариант гена по отдельности не оказывают значимого влияния на становление фактора «Самоконтроль». В то же время воспитание и генотип взаимодействуют между собой (рис. 1). Низкий уровень самоконтроля выявляется только у тех детей, у которых наличие аллеля

150

гена DRD4 с семью повторами сочетается с низким качеством воспитания (отсутствует внимание к проблемам ребенка, родители ведут себя жестоко или импульсивно). В то же время, если родители воспитывают ребенка заботливо, продуманно, последовательно, то и уровень самоконтроля у ребенка оказывается значимо выше, чем у детей с четырьмя повторами гена DRD4. Следовательно, в условиях адекватного воспитания дети с «геном авантюризма» имеют важные преимущества, предпосылки к формированию благоприятствующих социальному успеху черт темперамента. Такая особенность приводит ко все большей встречаемости данного аллеля гена в европейской и североамериканской популяции. Причина этого следующая: в этих регионах особенно развиты процессы социализации детей и целенаправленному воспитанию уделяется все большее внимание.

Рис. 1. Взаимодействие качества родительского воспитания и особенностей генотипа у детей трех-четырех лет в формировании глубинного фактора темперамента «Самоконтроль» (по [26]). Пояснения в тексте.

К сожалению, анализ генетических особенностей индивида до сих пор не стал простой и распространенной процедурой. В связи с этим отметим, что согласно результатам исследований нашей лаборатории активность моноаминергических систем отражается в паттерне электроэнцефалограммы (ЭЭГ) [32]. С другой стороны нами выявлены взаимосвязи между выраженностью факторов темперамента и особенностями ЭЭГ у детей раннего возраста [33]. Возможность оценки активности моноаминергических систем мозга у детей на основании

151

особенностей их ЭЭГ является перспективным направлением дальнейших исследований.

ВЫВОДЫ

1. Глубинные факторы и черты темперамента претерпевают в процессе онтогенеза непрерывную череду изменений, сохраняя при этом определенную преемственность.

2. В основе становления глубинных факторов темперамента лежат индивидуальные особенности активности моноаминергических систем мозга, которые в свою очередь, контролируются генотипом.

3. Формирование темперамента зависит от взаимодействия индивидуальных особенностей генотипа и качества воспитания детей.

Список литературы

1. Русалов В. М. Темперамент / В. М. Русалов // В кн.: Современная психология. Справочное руководство под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. - С. 459-483.

2. Derryberry D. Arousal, affect, and attention as components of temperament / D. Derryberry, M. K. Rothbart // JPSP. - 1988. - Vol. 55. - P. 958-966.

3. Rothbart M. K, Temperament and personality: origins and outcomes / M. K. Rothbart, S. A. Ahadi, D. E. Evans // J. Pers. Soc. Psychol. - 2000. - Vol. 78, No 1. -P. 122-135.

4. Rothbart M. K. Temperament, development, and personality / M. K. Rothbart // Curr. Dir. Psychol. Sci. - 2007. - Vol. 16. - P. 207-212.

5. Gartstein M. A. Studying infant temperament via the Revised Infant Behavior Questionnaire / M. A. Gartstein, M. K. Rothbart // Inf. Behavior and Dev. - 2003. - Vol. 26, No 1. - P. 64-86.

6. Putnam S. P. Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: The early childhood behavior questionnaire / S. P. Putnam, M. A. Gartstein, M. K. Rothbart // Inf. Behavior and Dev. -2006. - Vol.29. - P. 386-401.

7. Колмагорова А. В. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста / А. В. Колмагорова, Е. Р. Слободская, М. Э. Гартштейн // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, вып. 6. - С. 82-97.

8. Rothbart M. K. Investigations of temperament at 3-7 years: The children's behavior questionnaire / M. K. Rothbart, S. A. Ahadi, K. L. Hershey [et al.] // Child Dev. - 2001. - Vol. 72. - P. 1394-1408.

9. Ellis L. K. Revision of the Early Adolescent Temperament Questionnaire / L. K. Ellis, M. K. Rothbart // Poster presented at the 2001 Biennial Meeting of the Society for Research in Child Development. -Minneapolis, Minnesota, 2001.

10. Capaldi D. M. Development and Validation of an Early Adolescent Temperament Measure / D. M. Capaldi, M. K. Rothbart // Journal of Early Adolescence. - 1992. - Vol. 12, No 2. - P. 153-173.

11. Evans D. E. Development of a model for adult temperament / D. E. Evans, M. K. Rothbart // Journal of Research in Personality. - 2007. - Vol. 41. - P. 868-888.

12. Rothbart M. K. Investigations of temperament at 3-7 years: The Children's Behavior Questionnaire / M. K. Rothbart, S. A. Ahadi, K. L. Hershey [et al.] // Child Development. - 2001. -Vol. 72. - P. 13941408.

13. Posner M. I. Research on attention networks as a model for the integration of psychological science / M. I. Posner, M. K. Rothbart // An. Rev. of Psychol. - 2007. - Vol. 58. - P. 1-23.

14. Rothbart M. K. (2009). Early Childhood Behavior Questionnaire-Very Short Form. Retrieved from http://www.bowdoin.edu/~sputnam/rothbart-temperament questionnaires/instrumentdescriptions/early-childhood-behavior.html.

15. Simonds J., Rothbart M. K. (2006). Temperament in Middle Childhood Questionnaire. Available at: http://www.bowdoin.edu/~sputnam/ rothbart-temperament-questionnaires/.

152

16. Caspi A. Temperament and personality / A. Caspi, R. L. Shiner // In: Rutter M., Bishop D., Pine D. et al. (Eds). Rutter's child and adolescent psychiatry. 5th ed., London: Blackwell. - 2008. - P. 182199.

17. Endedijk H. M. The Role of Child Characteristics and Peer Experiences in the Development of Peer Cooperation / H. M. Endedijk, A. H. N. Cillessen, R. F. A. Cox [et al.] // Social Development. - 2015. - Vol. 24, No 3. - P. 521-540.

18. Frick P. J. Temperament and developmental pathways to conduct problems / P. J. Frick, A. S. Morris // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. - 2004. - Vol. 33, No. 1. - P. 54-68.

19. Shankman S. A. Do positive and negative temperament traits interact in predicting risk for depression? A resting EEG study of 329 preschoolers / S. A. Shankman, D. N. Klein, D. C. Torpey [et al.] // Dev. Psychopathol. - 2011. - Vol. 23, No 2. - P. 551-62.

20. Rueda M. R. The influence of temperament on the development of coping: the role of maturation and experience / M. R. Rueda, M. K. Rothbart // In Skinner E. A., Zimmer-Gembeck M. J. (Eds.). Coping and the development of regulation. New directions for child and adolescent development // San Francisco: Jossey-Bass. - 2009. - No 124. - P. 19-31.

21. Digman J. M. Personality structure: Emergence of the five-factor model / J. M. Digman // An. Rev. of Psychol. - 1990. - Vol. 41. - P. 417-440.

22. Posner M. I. Control networks and neuromodulators of early development / M. I. Posner, M. K. Rothbart, B. E. Sheese [et al.] // Dev. Psychol. - 2012. - Vol. 48, No 3. - P. 827-835.

23. Павленко В. Б. Нейробиологические факторы психической индивидуальности и их электрофизиологические корреляты / В. Б. Павленко // В кн.: Системные реакции в биопотенциалах головного мозга человека и животных (коллективная монография). - 2001.-Симферополь - С. 276-336.

24. Rueda M. R. The development of executive attention: Contributions to the emergence of selfregulation/ M. R. Rueda, M. I. Posner, M. K. Rothbart // Dev. Neuropsychol. - 2005. - Vol. 28. -P. 573-594.

25. Martinos M. Links between infant temperament and neurophysiological measures of attention to happy and fearful faces / M. Martinos, A. Matheson, M. de Haan // J. Child Psychol. Psychiatry. -2012. - Vol. 53, No 11. - P. 1118-1127.

26. Sheese B. E. The dopamine receptor D4 gene 7-repeat allele interacts with parenting quality to predict effortful control in four-year-old children / Sheese B. E., Rothbart M. K., Voelker P. M., [et al.] // Child Dev. Res. - 2012. - Vol. 2012: 863242.

27. Kerr D. C. Influences of biological and adoptive mothers' depression and antisocial behavior on adoptees' early behavior trajectories / D. C. Kerr, L. D. Leve, G. T. Harold [et al.] // J. Abnorm. Child Psychol. - 2013. - Vol. 41, No 5. - P. 723-734.

28. Blandon A. Y. Contributions of child's physiology and maternal behavior to children's trajectories of temperamental reactivity / A. Y. Blandon, S. D. Calkins, S. P. Keane [et al.] // Dev. Psychol. - 2010. -Vol. 46, No 5. - P. 1089-1102.

29. Caspi A. Role of genotype in the cycle of violence in maltreated children / A. Caspi, J. McClay, T. E. Moffitt [et al.] // Science. - 2002. - Vol. 297, No 5582. - P. 851-854.

30. Sheese B. E. Parenting quality interacts with genetic variation in dopamine receptor D4 to influence temperament in early childhood / B. E. Sheese, P. M. Voelker, M. K. Rothbart [et al.] // Dev. Psychopathol. - 2007. - Vol. 19, No 4. - P.1039-1046.

31. Sheese B. E. Genetic variation influences on the early development of reactive emotions and their regulation by attention / B. E. Sheese, P. Voelker, M. I. Posner [et al.] // Cognitive Neuropsychiatry. -2009. - Vol. 14, No 4-5. - P. 332-355.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Куличенко А. М. Связь между активностью моноаминергических нейронов ствола мозга и спектральной мощностью ритмов ЭЭГ бодрствующей кошки / А. М. Куличенко, Ю. О. Дягилева, О. И. Колотилова [и др.] // Журнал высшей нервной деятельности. - 2013. -Т. 63, вып. 5. - С. 579-588.

33. Куленкова А. А. Нейрофизиологический анализ развития эмоциональной сферы детей раннего возраста / А. А. Куленкова, Ю. О. Дягилева, В. Б. Павленко // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Биология, химия». - 2014. -Т. 27 (66), вып. 3. - С. 78-87.

153

UDC 159.92 : 591.15

PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEMPERAMENT

Pavlenko V.B.1, Mikhailova A.A., Dyagileva Ju.O., Orechova L.S.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: 1vpav55@gmail. com

The article is a review of the modern researches sanctified to ontogenesis of temperament. Temperament is the center of personality in the process of her development. Authors analyze of row of theories, devoted mechanisms of forming of individual features of temperament. The authors of part of theories consider that base of forming of temperament are general and private properties of the nervous system, feature of cooperation of basic blocks of the functional system, etc. Unfortunately, the most indicated theories, examining temperament as steady education, do not spare sufficient attention to his ontogenesis. However the far of works in that examine the features of temperament of children of different age and conformity to law of development of properties of temperament from birth and to the achievement of adult age appeared lately. In this connection, the aim of this review is an analysis of publications of the last years, sanctified to ontogenesis of temperament, and also basic factors influencing on his forming. One of most reasonable is a psychobiological model of temperament, offer M. Rothbart and D. Derryberry. In obedience to this model, basis of temperament is made by three-four deep factors. For infants next factors are educed: Surgency/Extraversion, Negative Affectivity, and Orienting/Regulation. For children age from one is to three years expose factors: Surgency/Extraversion, Negative Affectivity, and Effortful Control. For teenagers expose the next factors of temperament: Surgency, Negative Affectivity, and Effortful Control. Thus, the indicated factors and making them lines of temperament suffer the continuous train of changes in the process of ontogenesis, saving a here certain succession.

The authors of the real article suppose that the expressed of deep factors of temperament is determined by activity of the widely ramified neuron systems using different neurotrasmitters-monoamines. It foremost dopaminergic, noradrenergic and serotoninergic systems possessing ability to modulate the most different types of behavior. Monoaminergic system take beginning in the relatively local structures of barrel of cerebrum. Completions of axones of dopaminergic, noradrenergic and serotoninergic terminals form the special varicose expansions being actually presinaps without postsinaps part. Their neurotrasmitters are freely thrown out in intercellular space, getting free access to all crust synapses.

154

Consequently, the monoaminergic systems can modulate all behavior of man, determine the factors of his temperament. Researches of the last years with the use of functional tomography testify to the critically important modulating role of the indicated systems in development for the child of arbitrary attention and self-control. Genetic factors co-operate with the factors of social surroundings. It is shown researches of many authors, that effects cruel, disorderly or another unfavorable education stronger shows up for children with the certain variants of alleles of genes. Thus, temperament is the product of cooperation of individual features of genotype and quality of education of children.

Key words: temperament, children, genotype, education.

References

1. Rusalov V. M. Temperament / V. M. Rusalov // In Modern psychology. Reference Manual. ed. by. V. N Druzhinin. M .: INFRA-M, 1999. - P. 459-483

2. Derryberry D. Arousal, affect, and attention as components of temperament / D. Derryberry, M. K. Rothbart // JPSP. - 1988. - Vol. 55. - P. 958-966.

3. Rothbart M. K, Temperament and personality: origins and outcomes / M. K. Rothbart, S. A. Ahadi, D. E. Evans // J. Pers. Soc. Psychol. - 2000. - Vol. 78, No 1. -P. 122-135.

4. Rothbart M. K. Temperament, development, and personality / M. K. Rothbart // Curr. Dir. Psychol. Sci. - 2007. - Vol. 16. - P. 207-212.

5. Gartstein M. A. Studying infant temperament via the Revised Infant Behavior Questionnaire / M. A. Gartstein, M. K. Rothbart // Inf. Behavior and Dev. - 2003. - Vol. 26, No 1. - P. 64-86.

6. Putnam S. P. Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: The early childhood behavior questionnaire / S. P. Putnam, M. A. Gartstein, M. K. Rothbart // Inf. Behavior and Dev. -2006. - Vol.29. - P. 386-401.

7. Kolmagorova A. V. Adapt the Russian version of the questionnaire for the study of temperament early childhood / A. V. Kolmagorova, E. R Sloboda, M. E. Gartstein // Psychological magazine. - 2008. -V. 29, no. 6. - P. 82-97

8. Rothbart M. K. Investigations of temperament at 3-7 years: The children's behavior questionnaire / M. K. Rothbart, S. A. Ahadi, K. L. Hershey [et al.] // Child Dev. - 2001. - Vol. 72. - P. 1394-1408.

9. Ellis L. K. Revision of the Early Adolescent Temperament Questionnaire / L. K. Ellis, M. K. Rothbart // Poster presented at the 2001 Biennial Meeting of the Society for Research in Child Development. -Minneapolis, Minnesota, 2001.

10. Capaldi D. M. Development and Validation of an Early Adolescent Temperament Measure / D. M. Capaldi, M. K. Rothbart // Journal of Early Adolescence. - 1992. - Vol. 12, No 2. - P. 153-173.

11. Evans D. E. Development of a model for adult temperament / D. E. Evans, M. K. Rothbart // Journal of Research in Personality. - 2007. - Vol. 41. - P. 868-888.

12. Rothbart M. K. Investigations of temperament at 3-7 years: The Children's Behavior Questionnaire / M. K. Rothbart, S. A. Ahadi, K. L. Hershey [et al.] // Child Development. - 2001. -Vol. 72. - P. 13941408.

13. Posner M. I. Research on attention networks as a model for the integration of psychological science / M. I. Posner, M. K. Rothbart // An. Rev. of Psychol. - 2007. - Vol. 58. - P. 1-23.

14. Rothbart M. K. (2009). Early Childhood Behavior Questionnaire-Very Short Form. Retrieved from http://www.bowdoin.edu/~sputnam/rothbart-temperament questionnaires/instrumentdescriptions/early-childhood-behavior.html.

15. Simonds J., Rothbart M. K. (2006). Temperament in Middle Childhood Questionnaire. Available at: http://www.bowdoin.edu/~sputnam/ rothbart-temperament-questionnaires/.

16. Caspi A. Temperament and personality / A. Caspi, R. L. Shiner // In: Rutter M., Bishop D., Pine D. et al. (Eds). Rutter's child and adolescent psychiatry. 5th ed., London: Blackwell. - 2008. - P. 182199.

155

17. Endedijk H. M. The Role of Child Characteristics and Peer Experiences in the Development of Peer Cooperation / H. M. Endedijk, A. H. N. Cillessen, R. F. A. Cox [et al.] // Social Development. - 2015. - Vol. 24, No 3. - P. 521-540.

18. Frick P. J. Temperament and developmental pathways to conduct problems / P. J. Frick, A. S. Morris // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. - 2004. - Vol. 33, No. 1. - P. 54-68.

19. Shankman S. A. Do positive and negative temperament traits interact in predicting risk for depression? A resting EEG study of 329 preschoolers / S. A. Shankman, D. N. Klein, D. C. Torpey [et al.] // Dev. Psychopathol. - 2011. - Vol. 23, No 2. - P. 551-62.

20. Rueda M. R. The influence of temperament on the development of coping: the role of maturation and experience / M. R. Rueda, M. K. Rothbart // In Skinner E. A., Zimmer-Gembeck M. J. (Eds.). Coping and the development of regulation. New directions for child and adolescent development // San Francisco: Jossey-Bass. - 2009. - No 124. - P. 19-31.

21. Digman J. M. Personality structure: Emergence of the five-factor model / J. M. Digman // An. Rev. of Psychol. - 1990. - Vol. 41. - P. 417-440.

22. Posner M. I. Control networks and neuromodulators of early development / M. I. Posner, M. K. Rothbart, B. E. Sheese [et al.] // Dev. Psychol. - 2012. - Vol. 48, No 3. - P. 827-835.

23. Pavlenko V. B. Neurobiological factors psychic individuality and electrophysiological correlates / V. B. Pavlenko // In: Systemic reactions in the biopotentials of human and animal brain (collective monograph). - 2001. - Simferopol - P. 276-336.

24. Rueda M. R. The development of executive attention: Contributions to the emergence of selfregulation/ M. R. Rueda, M. I. Posner, M. K. Rothbart // Dev. Neuropsychol. - 2005. - Vol. 28. -P. 573-594.

25. Martinos M. Links between infant temperament and neurophysiological measures of attention to happy and fearful faces / M. Martinos, A. Matheson, M. de Haan // J. Child Psychol. Psychiatry. -2012. - Vol. 53, No 11. - P. 1118-1127.

26. Sheese B. E. The dopamine receptor D4 gene 7-repeat allele interacts with parenting quality to predict effortful control in four-year-old children / Sheese B. E., Rothbart M. K., Voelker P. M., [et al.] // Child Dev. Res. - 2012. - Vol. 2012: 863242.

27. Kerr D. C. Influences of biological and adoptive mothers' depression and antisocial behavior on adoptees' early behavior trajectories / D. C. Kerr, L. D. Leve, G. T. Harold [et al.] // J. Abnorm. Child Psychol. - 2013. - Vol. 41, No 5. - P. 723-734.

28. Blandon A. Y. Contributions of child's physiology and maternal behavior to children's trajectories of temperamental reactivity / A. Y. Blandon, S. D. Calkins, S. P. Keane [et al.] // Dev. Psychol. - 2010. -Vol. 46, No 5. - P. 1089-1102.

29. Caspi A. Role of genotype in the cycle of violence in maltreated children / A. Caspi, J. McClay, T. E. Moffitt [et al.] // Science. - 2002. - Vol. 297, No 5582. - P. 851-854.

30. Sheese B. E. Parenting quality interacts with genetic variation in dopamine receptor D4 to influence temperament in early childhood / B. E. Sheese, P. M. Voelker, M. K. Rothbart [et al.] // Dev. Psychopathol. - 2007. - Vol. 19, No 4. - P.1039-1046.

31. Sheese B. E. Genetic variation influences on the early development of reactive emotions and their regulation by attention / B. E. Sheese, P. Voelker, M. I. Posner [et al.] // Cognitive Neuropsychiatry. -2009. - Vol. 14, No 4-5. - P. 332-355.

32. Kulichenko A. M. The relationship between activity of monoaminergic neurons in the brain stem and the spectral power of the EEG rhythms of waking cats / A. M. Kulichenko, Y. O. Diaghilev, O. I. Kolotilova [et al.] // Journal higher nervous activity. - 2013. - V. 63, no. 5. - P. 579-588.

33. Kulikova A. A. Neurophysiological analysis of the development of the emotional sphere infants / A. A. Kulenkova, Y. O. Diaghilev, V. B. Pavlenko // Scientific notes of V.I. Vernadsky Taurida National University. "Biology, Chemistry" series. - 2014. - T. 27 (66), vol. 3. - P. 78-87.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.