ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ РАЗНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКИМИ И КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ
И.Н. СИМАКОВА1*, А.В. ТОРОПОВА2
1 ФГБНУ «Психологический институт РАО»,
2 Научно-образовательный центр «Психология искусства в образовательной среде»
при МПГУ, Москва
Статья посвящена исследованию психофизиологических характеристик музыкальной перцепции российскими и китайскими студентами. Рассматривается зависимость психофизиологической картины от стиля и этнической принадлежности музыкального фрагмента. Полученные данные важны для научного обоснования прикладных исследований по разработке функциональной музыки и методик музыкотерапии.
Ключевые слова: восприятие музыки, стилевая и этническая принадлежность, характеристики альфа-активности, ЭМГ.
Введение
Проблема воздействия музыки на функциональное состояние человека в литературе исследуется и обсуждается давно. У истоков данного направления стояли К. Сишор [32], Б.М. Теплов (1956-1967; см. [5]), Э.А. Голубева [4] и др. Известно, что фоновая музыка повышает производительность труда, увеличивает эффективность обучения, ускоряет запоминание, улучшает настроение и снижает психоэмоциональное напряжение [21, 23, 25].
В литературе показано, что музыкальное воздействие тесно связано с личностными качествами индивидуума (экстраверты более подвержены влиянию музыки, чем интроверты [18, 22]), настроением слушателя и композиторским стилем музыки. Например, по данным С. Халлам и др., музыка Моцарта воспринимается индивиду-
© Симакова И.Н., Торопова А.В., 2015.
* Для корреспонденции:
Симакова Ирина Николаевна, кандидат биологических наук, научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО, 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: Simakovain@yandex.ru.
мом как приятная всегда, а музыка Брамса и Гайдна - только в хорошем настроении [23].
Т.Н. Маляренко, И.А. Кириллова, И.В. Исаева, И.М. Воронин выявили связь между музыкой, эмоциями и физиологическими функциями [8]. Приятные эмоции, вызванные музыкой, положительно влияют на биоэлектрическую активность головного мозга, улучшают функциональное состояние, нормализуют вегетативный тонус, снижают уровень тревожности, повышают настроение [8].
Кроме этого, по данным О.М. Базано-вой, существует зависимость психофизиологических характеристик восприятия музыки от нейрогуморального состояния слушателя - низкий уровень нейростерои-дов способствует увеличению чувствительности к музыкальному восприятию [15]. Это было подтверждено в нашем исследовании психофизиологических коррелятов восприятия музыки различных этнических традиций [11, 12].
Основными физиологическими маркерами психоэмоционального состояния [10], успешности выполнения когнитивной деятельности [7, 24] и оптимального функ-
ционирования [13, 16] являются характеристики альфа-активности ЭЭГ. Во многих исследованиях показана связь альфа-волн мозга с восприятием и процессингом музыки [15, 20].
Так, К. Микутта с соавторами указывают, что прослушивание экспозиции Первой части Симфонии № 5 Людвига ван Бетховена вызывает супрессию амплитуды в низкочастотном альфа-диапазоне, что свидетельствует о неосознанной активации. Авторы заключают, что музыка в зависимости от композиторского замысла может быть как неосознаваемым стимулом к активации, так и вызывающим top down контроль [30]. В то же время другими авторами показано увеличение мощности альфа-волн в диапазоне 9,6-11,4 Гц при прослушивании как спокойной, так и активной музыки [26]. Согласно данным О.М. Базановой, увеличение мощности альфа-волн в индивидуальном низкочастотном диапазоне служит показателем сентиментально-положительной реакции при восприятии кантиленной части Концерта для скрипки с оркестром П.И. Чайковского (ре мажор, соч. 35), а увеличение мощности в высокочастотном диапазоне происходит при восприятии третьей (активной танцевальной) части того же скрипичного концерта [14]. Таким образом, восприятие разнохарактерной и разности-левой музыки сопровождается различной динамикой параметров альфа-активности ЭЭГ, кроме того отражающей когнитивную значимость стимула.
Несмотря на большое количество опубликованных данных, касающихся воздействия музыки на психологические и психофизиологические параметры индивидуумов, сведений о психофизиологических особенностях восприятия музыки разных этнокультурных и музыкально-языковых традиций различными этническими группами недостаточно.
В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение психофизиологических особенностей восприятия
музыки различных культурных традиций российскими и китайскими студентами.
Методика
Выборка
В исследовании приняли участие 20 российских (все женщины; средний возраст - 28,9±4,2 года) и 20 китайских (3 юношей и 17 девушек; средний возраст -27,8±3,8 года) студентов музыкального факультета МПГУ
Методы
Запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) проводилась в монополярном отведении Рг (по системе «10-20%») с помощью аппаратно-программного устройства БОСЛАБ (Новосибирск, Россия) в полосе пропускания 0,3-50 Гц с частотой дискретизации 720 Гц. ЭЭГ регистрировалась в состоянии покоя при закрытых глазах в течение 1 мин., затем при открытых глазах такой же промежуток времени. Аналогичные пробы (запись ЭЭГ при закрытых и открытых глазах такой же длительности) проводились при прослушивании трех фрагментов музыкальных произведений (музыкальные фрагменты аутентичного фольклора восточно-славянской (наигрыш на народной скрипке) и китайской традиции цинь (китайская цитра) и европейской скрипичной классики (Паганини)).
В дальнейшем анализировались следующие электрофизиологические показатели: доминирующая частота максимального пика альфа-диапазона; верхняя и нижняя границы альфа-диапазона; ширина, глубина супрессии и длительность супрессии в индивидуально определяемых границах низко- и высокочастотных (альфа-1 и аль-фа-2) поддиапазонов альфа-активности.
Для расчета глубины снижения амплитуды и ширины альфа-диапазона выделялись последние 20 секунд эпохи закрытых глаз перед открыванием глаз и первая пятисекундная эпоха ЭЭГ при открытых глазах. Для расчета затухания «Бергер-эффекта» выделялись эпохи ЭЭГ, за-
регистрированные в состоянии открытых глаз с 6-ой по 10-ю, с 11-й по 15-ю и с 16-й по 20-ю секунду, спектры которых также сравнивались со спектром ЭЭГ последних 20 секунд закрытых глаз в программе ШтЕЕв (Мицар, Санкт-Петербург). Границы частотных диапазонов (альфа-1 и альфа-2) устанавливались индивидуально при сравнении спектров ЭЭГ, зарегистрированных в состоянии закрытых и открытых глаз после проведения преобразования Фурье.
Уровень психоэмоционального напряжения оценивался по тонусу поверхностных мышц лба [31], который измерялся с помощью метода электромиографии (ЭМГ) через ЭМГ-каналы компьютерно-программного устройства БОСЛАБ (Новосибирск, Россия). Запись электромиограммы проходила параллельно с записью ЭЭГ с помощью двух электромиографических электродов, размещенных биполярно на поверхности кожи лба. Сигнал ЭМГ фильтровался в диапазоне 10-2000 Гц и оцифровывался с частотой дискретизации 720 Гц,
затем определялась интегральная мощность ЭМГ.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с помощью однофакторного дисперсионного анализа (АЫОУА) по фактору «состояние» (покой и прослушивание трех музыкальных фрагментов) для каждой этнической группы.
Результаты и обсуждение
1. Индивидуальные ширина и частота максимального пика альфа-диапазона.
Как в российской, так и в китайской выборках отмечается снижение нижней границы и, следовательно, расширение низкочастотного альфа-диапазона при прослушивании всех трех музыкальных фрагментов. Наиболее выраженные изменения в обеих группах обнаруживаются при восприятии восточно-славянской музыки (рис. 1, а, б): ширина альфа-1 диапазона достоверно выше по сравнению с состоянием покоя как в российской (р<0,05), так и в китайской (р<0,01) выборках.
П ЕМ ВСМ КМ П ЕМ ВСМ КМ
Состояние Состояние
а б
Рис. 1. Среднее значение и ошибка среднего значения нижней границы альфа-диапазона (а) и ширины альфа-1 диапазона (б) в покое и при прослушивании трех музыкальных фрагментов. Обозначения: П - покой; ЕМ - прослушивание европейской музыки; ВСМ - прослушивание восточно-славянской музыки; КМ - прослушивание китайской музыки. -■- российская группа; -•- китайская группа. * - достоверность различий (р<0,05) между состояниями П и ВСМ в российской группе; # - достоверность различий (р<0,01) между состояниями П и ВСМ в китайской группе
Согласно литературным данным, расширение альфа-диапазона, в котором происходит десинхронизация (снижение амплитуды альфа-волн), отражает увеличение количества частотных генераторов, которые включены в реакцию активации [16], причем изменения в низкочастотном альфа-1 диапазоне связаны с процессами непроизвольного возбуждения и торможения [1, 29]. Интересно отметить сходную динамику в группах студентов обеих национальностей.
Кроме этого, в обеих группах испытуемых при прослушивании музыкальных фрагментов отмечается рост индивидуальной частоты максимального пика альфа-диапазона: в российской выборке наиболее выраженные изменения обнаруживаются при прослушивании европейской классики (Паганини), тогда как в группе китайских студентов рост доминирующей частоты альфа-ритма в наибольшей степени выявляется при восприятии восточно-славянского и китайского фрагментов.
Увеличение индивидуальной доминирующей частоты альфа-активности может рассматриваться как показатель оптимального функционального состояния организма, сопровождающегося снижением мышечного напряжения, тревожности, улучшением когнитивной деятельности [2, 24].
2. Изменение мощности альфа-диапазона.
Заметное изменение мощности альфа-активности обнаруживается лишь в низкочастотном альфа-диапазоне и для обоих этносов носит сходный характер. Как у китайцев, так и у русских отмечается увеличение мощности в аль-фа-1 диапазоне при прослушивании всех трех музыкальных фрагментов. Максимальная мощность в альфа-1 диапазоне в российской выборке наблюдается при прослушивании восточно-славянского и китайского отрывков, в группе китайских студентов - при восприятии славянской музыки, то есть в обоих случаях как ответ на наиболее отдаленную от
повседневного опыта общения с музыкой для каждой группы слушателей. Данные изменения мощности в низкочастотном альфа-диапазоне, как и расширение альфа-1 диапазона, обнаруженное нами, согласно литературным данным [1, 29], также указывают на усиление процессов непроизвольного торможения (релаксации).
3. ЭЭГ-характеристики «Бергер-эффекта»: длительность и глубина снижения амплитуды.
Студенты разных этнических выборок демонстрируют похожую динамику глубины снижения амплитуды альфа-активности при открывании глаз в разных психофизиологических состояниях, но, что наиболее интересно, проявляющуюся для разных групп в разных частотных диапазонах.
Так, студенты китайской подгруппы обнаруживают достоверно меньшую глубину снижения амплитуды альфа-ритма относительно состояния покоя при прослушивании восточно-славянской музыки (р<0,02) в низкочастотном диапазоне (рис. 2, а). Аналогичную динамику данного физиологического показателя на тот же самый музыкальный фрагмент, но проявляющуюся в высокочастотном альфа-диапазоне, показывают студенты российской выборки (рис. 2, б).
Что касается длительности Бергер-эффекта, то наиболее заметным результатом является ее достоверное увеличение (р<0,02) по сравнению с состоянием покоя в низкочастотном альфа-1 диапазоне при прослушивании восточно-славянского фрагмента у студентов китайской группы.
По литературным данным, снижение амплитуды альфа-волн (Бергер-эффект) при открывании глаз или при действии психоэмоциональных/ когнитивных стимулов - один из основных параметров альфа-активности, отражающий реакцию активации [13, 17].
Известно, что реакция активации (ее сила и стабильность) в разных частотных диапазонах обеспечивается за счет разных
а б
Рис. 2. Среднее значение и ошибка среднего значения глубины снижения амплитуды альфа-1 (а) и альфа-2 (б) диапазонов в покое и при прослушивании трех музыкальных фрагментов. Обозначения, как на рисунке 1. * - достоверность различий (р<0,02) между состояниями П и ВСМ в китайской группе
молекулярно-клеточных механизмов [33] и связана с различными психофизиологическими функциями [28]. Изменения показателей Бергер-эффекта в низкочастотном альфа-1 диапазоне свидетельствуют об интенсивности процессов активации, тогда как изменения, происходящие в высокочастотном альфа-2 диапазоне, связаны с показателями когнитивной эффективности: чем успешнее выполняется задача, тем меньше супрессия амплитуды [9, 19].
Таким образом, прослушивание восточно-славянской музыки вызывает снижение реакции активации и непроизвольного внимания в группе китайских студентов. Увеличение длительности Бергер-эффекта, согласно Э.А. Голубевой [3], по-видимому, указывает на торможение незначимых процессов активации для центральной обработки информации. По данным А.В. Торо-повой и Т.С. Князевой, полученный результат может говорить о реакции рассредоточения в ответ на менее знакомые стимулы, маркируемые как «шум» [6].
Снижение глубины супрессии на тот же самый музыкальный фрагмент в выборке российских студентов, проявляюще-
еся в высокочастотном альфа-2 диапазоне, по литературным данным, свидетельствует об увеличении эффективности когнитивной деятельности [19, 27] и связано с процессами произвольного торможения, с так называемым «top-down» контролем [2]. То есть подтверждает гипотезу о вкладе альфа-активности в когнитивно значимую информацию, чем является данный фрагмент для российских слушателей [6].
4. Электромиограмма мышц лба.
При прослушивании трех фрагментов музыкальных произведений как в российской, так и в китайской выборке студентов обнаруживается заметное снижение прироста значений ЭМГ мышц лба при открывании глаз. Однако не вполне ясно, что обуславливает такую динамику показателей ЭМГ мышц лба: либо снижение напряжения при закрытых, либо - при открытых глазах. Для выяснения данного факта был проведен дальнейший анализ ЭМГ отдельно для каждой этнической группы при закрытых и открытых глазах (рис. 3 а, б).
Оказалось, что и в российской, и в китайской выборках восприятие трех музыкальных фрагментов при закрытых глазах
не приводит к существенному изменению уровня ЭМГ мышц лба по сравнению с состоянием покоя. В то же время при открытых глазах наблюдается довольно заметное снижение напряжения мышц лба при прослушивании всех музыкальных отрывков в обеих этнических группах.
Данный факт свидетельствует о том, что перцепция всех трех фрагментов музыкальных произведений снижает реакцию активации, проявляющуюся в виде увеличения мышечного напряжения при
открывании глаз. Известно, что степень напряжения мышц прямо связана с уровнем психоэмоционального напряжения [31]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что пассивное слушание музыки студентами разных этнических групп приводит к снижению ЭМГ мышц лба и, следовательно, уменьшает психоэмоциональное напряжение слушателя вне зависимости от стилевых характеристик музыкального произведения и его этнической принадлежности.
а б
Рис. 3. Среднее значение и ошибка среднего значения ЭМГ мышц лба при закрытых и открытых глазах в покое и при прослушивании трех музыкальных фрагментов в российской (а) и китайской (б) выборках. Обозначения: нижняя линия на обоих графиках - закрытые глаза, верхняя - открытые, остальные обозначения, как на рисунке 1
Заключение
Проведенное исследование показало, что в российской и китайской выборках студентов при прослушивании музыкальных отрывков с разными стилевыми параметрами (инструментальные классика и фольклор) и этнической принадлежностью (восточно-славянская и китайская традиции) наблюдаются как сходные, так и различные изменения психофизиологических характеристик.
Так, каждый из предъявленных музыкальных образцов вызывает заметное снижение психоэмоционального напряжения
при оценке динамики вегетативного показателя (напряжение мышц лба) в виде уменьшения ЭМГ.
Наиболее выраженные изменения параметров альфа-ритма, проявляющиеся одинаково в обеих выборках, наблюдаются при восприятии восточно-славянского музыкального отрывка: как русские, так и китайские студенты демонстрируют снижение нижней границы и увеличение ширины, а также мощности низкочастотного альфа-диапазона, что указывает на усиление непроизвольной релаксации. Дальнейшие результаты показали при этом различную природу выявленной реакции релаксации, зависящей
также от субъективной когнитивной значимости и потенциальной распознаваемости языкового сообщения музыки.
Изменения характеристик «Бергер-эффекта» в ответ на открывание глаз при восприятии фрагмента восточно-славянского фольклора позволяют сделать вывод о снижении реакции активации и непроизвольного внимания в китайской выборке и увеличении эффективности когнитивной деятельности («top-down» контроль) в российской группе.
Что касается увеличения доминирующей частоты альфа-активности как показателя достижения оптимального функционального состояния, то здесь разные этнические группы обнаруживают следующие тенденции: наиболее выраженное увеличение частоты в китайской выборке происходит при прослушивании восточно-славянской и китайской музыки, в российской - при восприятии европейского классического отрывка. Данный факт предположительно можно объяснить с позиции актуальной значимости при адаптации к обучению: и те, и другие студенты изучают музыкальную классику, но россияне в родной обстановке, а китайские студенты, при этом, в чужой «восточно-славянской» среде. Для проверки правильности указанной гипотезы необходимо продолжение исследования с расширением выборки слушателей разных этносов.
Полученные факты дают возможность приблизиться к пониманию психофизиологических механизмов перцепции музыки разной этнической принадлежности, что в дальнейшем может быть использовано в области разработки функциональной музыки и музыкотерапии с учетом этнокультурного фактора.
В будущем планируется продолжение настоящей работы с учетом дополнительных психологических (субъективное значение музыки для слушателя) и физиологических (нейрогуморальное состояние) показателей и с привлечением большего количества испытуемых.
Литература
1. Афтанас Л.И., Голошейкин С.А. Динамика корковой активности в условиях измененного состояния сознания: исследование медитации с помощью ЭЭГ высокого разрешения // Физиол. человека. - 2003. - Т. 29. - № 2. - С. 18-27.
2. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Успешность обучения и индивидуальные частотно-динамические характеристики альфа-активности электроэнцефалограммы // Вестник РАМН. - 2006. - № 6. - С. 30-43.
3. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: психофизиологическое исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 150 с.
4. Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Те-плова / В Сб. «Способности. К 100-летию Б.М. Теплова». Под ред. Э.А. Голубевой. -Дубна, 1997. - С. 163-188.
5. Кабардов М.К. К истории становления дифференциальной психофизиологии в психологическом институте // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 81-91.
6. Князева Т.С., Торопова А.В. Распознавание эмоционального содержания музыки в зависимости от особенностей музыкального материала и опыта слушателей // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6. - № 4. - С. 33-45.
7. Лебедев А.Н. Когнитивная психофизиология на рубеже столетий // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 1. - С. 85-92.
8. Маляренко Т.Н., Кириллова И.А., Исаева И.В., Воронин И.М. Зависимость регуляции сердечного ритма от пролонгированного слухового сенсорного притока в виде музыки при разном уровне тревожности // Валеология. - 2000. - № 3. - С. 34-43.
9. Напалков Д.А., Ратманова П.О., Коликов М.Б. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка: Методические рекомендации. -М.: МАКС Пресс, 2009. - 212 с.
10. Стрелец В.Б., Данилова Н.Н., Корнилова И.В. Ритмы ЭЭГ и психологические показатели эмоций при реактивной депрессии // Журн. высш. нерв. деят. - 1997. - Т. 47. -№. 1. - С. 11-21.
11. Торопова А.В., Симакова И.Н. Society of applied neuroscience (SAN) & national initiative brain & cognition (NIHC) meeting 2014 (Utrecht, The Netherlands, 30 января
- 2 февраля, 500 чел.). Постерный доклад: «Psychophysiological correlates of the «native» and «alien» music listening».
12. Торопова А.В., Симакова И.Н. The 17th World Congress of Psychophysiology (I0P2014) (Hiroshima, Japan, 23-27 сентября, 500 чел.). Организаторы: International Organization of Psychophysiology. Постер-ный доклад: «Psychophysiological correlates of the «native» and «alien» music perception».
13. Barry R.J., Clarke A.R., Johnstone S.J. EEG differences between eyes-closed and eyes-open resting conditions // Clinical Neurophysiology. - 2007. - Vol. 118. - No. 12. - Р. 27652773.
14. Bazanova O.M. Is music anxiolytic or stressful factor during the menstrual cycle for women
- professional musicians? 7th Multidisciplinary Conference Stress and Behavior Moscow, Russia. 26-28 February 2003. - P. 39-40.
15. Bazanova O.M., Mernaya E.M. Alpha-activity fluctuations in various hormonal states and associated with them musical performance proved differently in the opposite individual alpha peak frequency groups // Revista Espanola de Neuropsicologia, 2008. - Vol. 10. - No. 1 Proceedings of the 2nd meeting for Society for Applied Neuroscience (SAN), Seville, 7-11 May. - P. 100-101.
16. Bazanova O.M., Vernon D. Interpreting EEG alpha activity // Neurosci. Biobehav. Rev. -2014. - Vol. 44. - P. 94-110.
17. Berger H. Über das Elektrenkephalogramm des Menschen // Arch. Psychiatr. Nervenkr. -1929. - Bd. 87(1). - S. 527-570.
18. Crawford H.J., Strapp C.M. Effects of vocal and instrumental music on visuospatial and verbal performance as moderated by studying preference and personality // Pers. Indiv. Differ. - 1994. - Vol. 16. - Р. 237-245.
19. Del Percio C., Infarinato F., Marzano N. et al. Reactivity of alpha rhythms to eyes opening is lower in athletes than non-athletes: a highresolution EEG study // Int J. Psychophysiol. -2011. - Vol. 82. - No. 3. - P. 240.
20. Flohr J.W., Persellin D.C., Miller D.C., Meeuwsen H. Relationships among music listening, temperament, and cognitive abilities
of four-year-old children // Visions of Research in Music Education. - 2011. - Vol. 17. - 12 p.
21. Fox J.G., Ebrey E. Music: an aid to productivity // Appl. Ergon. - 1972. - Vol. 3. - P. 202-205.
22. Furnham A., Allas K. The influence of musical distraction of varying complexity on the cognitive performance of extraverts and introverts // Eur. J. Personality. - 1999. - Vol. 13.
- P. 27-38.
23. Hallam S., Price J., Katsarou G. The effects of background music on primary school pupils' task performance // Educ. Stud. - 2002. - Vol. 28. - P. 111-122.
24. Hanslmayr S., Sauseng P., Doppelmayr M., Schabus M., Klimesch W. Increasing individual upper alpha power by neurofeedback improves cognitive performance in human subjects // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. -2005. - Vol. 30(1). - P. 1-10.
25. Hirokawa E. Effects of music listening and relaxation instructions on arousal changes and the working memory task in older adults // J. Music Ther. - 2004. - Vol. 41. - P. 107-127.
26. Iwaki T., Hayashi M., Hori T. Changes in alpha band EEG activity in the frontal area after stimulation with music of different affective content // Percept. Mot. Skills. - 1997. - Vol. 84(2). - P. 515-526.
27. Kelly C., Foxe J.J., Garavan H. Patterns of normal human brain plasticity after practice and their implications for neurorehabilitation // Arch. Phys. Med. Rehabil. - 2006. - Vol. 87. -P. 20-29.
28. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis // Brain Res. Rev. - 1999.
- Vol. 29. - P. 169-195.
29. Klimesch W. EEG-alpha rhythms and memory processes // Int. J. Psychophysiol. - 1997. -Vol. 26. - No. 1-3. - P. 319-340.
30. Mikutta C., Altorfer A., Strik W., Koenig T. Emotions, arousal, and frontal alpha rhythm asymmetry during Beethoven's 5th symphony // Brain Topogr. - 2012. - Vol. 25. - No. 4. - P. 423-430.
31. Nahar N.K., Gowrisankaran S., Hayes J.R., Sheedy J.E. Interactions of visual and cognitive stress // Optometry. - 2011. - Vol. 82(11). - P. 689-696.
32. Seashore C.E. The psychology of musical talent. - Boston, NY: Silver, Burdett and Co, 1919. - 288 p.
33. Tenke C.E., Kayser J. Generator localization by current source density (CSD): implications of volume conduction and field closure at intracranial and scalp resolutions // Clin. Neu-rophysiol. - 2012. - Vol. 123. - No. 12. - P. 2328-2345.
References
1. Aftanas L.I., Golosheykin S.A. Dinamika korkovoy aktivnosti v usloviyakh izmenenno-go sostoyaniya soznaniya: issledovaniye med-itatsii s pomoshch'yu EEG vysokogo razresh-eniya. Fiziol cheloveka 2003; 29(2):18-27 (in Russian).
2. Bazanova O.M., Aftanas L.I. Uspeshnost' obu-cheniya i individual'nyye chastotno-dinami-cheskiye kharakteristiki al'fa-aktivnosti elek-troentsefalogrammy. Vestnik RAMN 2006; 6:30-43 (in Russian).
3. Golubeva E.A. Individual'nyye osobennosti pamyati cheloveka: psikhofiziologicheskoye issledovaniye. Moscow: Pedagogika 1980: 150 (in Russian).
4. Golubeva E.A. Issledovaniye sposobnostey i individual'nosti v svete idey B.M. Teplova. In: «Sposobnosti. K 100-letiyu B.M. Teplova». Pod red. E.A. Golubevoy. Dubna 1997: 163188 (in Russian).
5. Kabardov M.K. K istorii stanovleniya differen-tsial'noy psikhofiziologii v psikhologicheskom institute. Voprosy psikhologii 2004; 2:81-91 (in Russian).
6. Knyazeva T.S., Toropova A.V. Raspoznavaniye emotsional'nogo soderzhaniya muzyki v zavisi-mosti ot osobennostey muzykal'nogo materiala i opyte slushateley. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye 2014; 6(4):33-45 (in Russian).
7. Lebedev A.N. Kognitivnaya psikhofiziologiya na rubezhe stoletiy. Psikhologicheskiy zhurnal 2002; 23(1):85-92 (in Russian).
8. Malyarenko T.N., Kirillova I.A., Isayeva I.V., Voronin I.M. Zavisimost' regulyatsii serdech-nogo ritma ot prolongirovannogo slukhovogo sensornogo pritoka v vide muzyki pri raznom urovne trevozhnosti. Valeologiya 2000; 3:3443 (in Russian).
9. Napalkov D.A., Ratmanova P.O., Kolikov M.B. Apparatnyye metody diagnostiki i korrektsii funktsional'nogo sostoyaniya strelka: Meto-dicheskiye rekomendatsii. Moscow: MAKS Press 2009: 212 (in Russian).
10. Strelets V.B., Danilova N.N., Kornilova I.V. Ritmy EEG i psikhologicheskiye pokazateli emotsiy pri reaktivnoy depressii. Zhurn vyssh nerv deyat 1997; 47(1):11-21 (in Russian).
11. Toropova A. V., Simakova I.N. Society of applied neuroscience (SAN) & national initiative brain & cognition (NIHC) meeting 2014 (Utrecht, The Netherlands, January 30 - February 2, 500 people). Poster: «Psychophysiological correlates of the «native» and «alien» music listening».
12. Toropova A.V., Simakova I.N. The 17th World Congress of Psychophysiology (I0P2014) (Hiroshima, Japan, September 23-27, 500 people). 0rganizers: International 0rganization of Psychophysiology. Poster: «Psychophysio-logical correlates of the «native» and «alien» music perception».
13. Barry R.J., Clarke A.R., Johnstone S.J. EEG differences between eyes-closed and eyes-open resting conditions. Clinical Neurophysi-ology 2007; 118(12):2765-2773.
14. Bazanova O.M. Is music anxiolytic or stressful factor during the menstrual cycle for women - professional musicians? 7th Multidisciplinary Conference Stress and Behavior Moscow, Russia. 26-28 February 2003: 39-40.
15. Bazanova O.M., Mernaya E.M. Alpha-activity fluctuations in various hormonal states and associated with them musical performance proved differently in the opposite individual alpha peak frequency groups. Proceedings of the 2nd meeting for Society for Applied Neuroscience (SAN), Seville, 7-11 May. Revista Espanola de Neuropsicologia 2008; 10(1):100-101.
16. Bazanova O.M., Vernon D. Interpreting EEG alpha activity. Neurosci. Biobehav Rev 2014; 44:94-110.
17. Berger H. Über das Elektrenkephalogramm des Menschen. Arch Psychiatr Nervenkr 1929; 87(1):527-570.
18. Crawford H.J., Strapp C.M. Effects of vocal and instrumental music on visuospatial and verbal performance as moderated by studying preference and personality. Pers Indiv Differ 1994; 16:237-245.
19. Del Percio C., Infarinato F., Marzano N. et al. Reactivity of alpha rhythms to eyes opening is lower in athletes than non-athletes: a high-resolution EEG study. Int J Psychophysi-ol 2011; 82(3):240.
20. Flohr J.W., Persellin D.C., Miller D.C., Meeu-wsen H. Relationships among music listening, temperament, and cognitive abilities of four-year-old children. Visions of Research in Music Education 2011; 17: 12.
21. Fox J.G., Ebrey E. Music: an aid to productivity. Appl Ergon 1972; 3:202-205.
22. Furnham A., Allas K. The influence of musical distraction of varying complexity on the cognitive performance of extraverts and introverts. Eur J Personality 1999; 13:27-38.
23. Hallam S., Price J., Katsarou G. The effects of background music on primary school pupils' task performance. Educ Stud 2002; 28:111122.
24. Hanslmayr S., Sauseng P., Doppelmayr M., Schabus M., Klimesch W. Increasing individual upper alpha power by neurofeedback improves cognitive performance in human subjects. Appl Psychophysiol Biofeedback 2005; 30(1):1-10.
25. Hirokawa E. Effects of music listening and relaxation instructions on arousal changes and the working memory task in older adults. J Music Ther 2004; 41:107-127.
26. Iwaki T., Hayashi M., Hori T. Changes in alpha band EEG activity in the frontal area after stimulation with music of different affective
content. Percept. Mot. Skills 1997; 84(2):515-526.
27. Kelly C., Foxe J.J., Garavan H. Patterns of normal human brain plasticity after practice and their implications for neurorehabilitation. Arch Phys Med Rehabil 2006; 87:20-29.
28. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis. Brain Res Rev 1999; 29:169-195.
29. Klimesch W. EEG-alpha rhythms and memory processes. Int J Psychophysiol 1997; 26(1-3):319-340.
30. Mikutta C., Altorfer A., Strik W., Koenig T. Emotions, arousal, and frontal alpha rhythm asymmetry during Beethoven's 5th symphony. Brain Topogr 2012; 25(4):423-430.
31. Nahar N.K., Gowrisankaran S., Hayes J.R., Sheedy J.E. Interactions of visual and cognitive stress. Optometry 2011; 82(11):689-696.
32. Seashore C.E. The psychology of musical talent. Boston NY: Silver Burdett and Co 1919: 288.
33. Tenke C.E., Kayser J. Generator localization by current source density (CSD): implications of volume conduction and field closure at intracranial and scalp resolutions. Clin Neurophysiol 2012; 123(12):2328-2345.
PSYCHOPHYSIOLOGICAL CORRELATES OF THE LISTENING MUSIC WITH DIFFERENT CULTURAL TRADITIONS OF THE RUSSIAN
AND CHINESE STUDENTS
I.N. SIMAKOVA1, A.V. TOROPOVA2
1 Psychological Institute of RAE, 2 Scientific and Educational Center «Art Psychology in the educational environment», Moscow
The article investigates the psycho-physiological characteristics of music perception in Russian and Chinese students. The article considers the dependence of psycho-physiological characteristics on the style and ethnic origin of music. The obtained data are important for scientific justification of applied studies on development of functional music and music therapy techniques. Keywords: music perception, style and ethnic origin, alpha activity, EMG.
Address:
Simakova Irina PhD,
Resercher of the Psychological Institute of RAE, 9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia, E-mail: Simakovain@yandex.ru