Научная статья на тему 'Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у профессиональных танцоров'

Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у профессиональных танцоров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ЭЭГ / EEG / КОГЕРЕНТНОСТЬ / COHERENCE / ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН / FREQUENCY BAND / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ / PHYSIOLOGICAL CORRELATES / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / DANCE GIFTEDNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТАНЦОРЫ / PROFESSIONAL DANCERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумова Мария Игоревна, Дикая Людмила Александровна

В статье обоснованы актуальность исследования танцевальной одаренности и необходимость изучения психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у профессиональных танцоров. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений психологии и психофизиологии о детерминантах и факторах развития танцевальной одаренности. Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 20 профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в этой области; 20 начинающих танцоров, которые имеют только базовый опыт в танцах и не получили завершенной, всесторонней подготовки, и 20 студентов, никогда не занимавшихся танцами или другими видами спорта (контрольная группа). В качестве построения когнитивной деятельности испытуемым предлагали задачи разного типа, которые можно разделить на конвергентные и дивергентные задачи, а также задачи, используемые для моделирования разных уровней построения движений. Каждый тип задач включал создание двигательного и танцевального образов (мысленное представление). В конце исследования мысленное представление (движение, танец) необходимо было воссоздать в реальном танце или движении, что оценивалось экспертами. Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры головного мозга во время выполнения когнитивной деятельности у участников исследования использовался метод ЭЭГ. В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у профессиональных танцоров при выполнении когнитивной деятельности (мысленного представления элементов профессионально-специфичной танцевальной). Выявлены общие и специфические особенности в характере корковых взаимодействий у профессиональных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров при решении когнитивных задач. Показано, что мозговая система профессиональных танцоров реализует процессы обработки и манипулирования информацией раньше, чем мозговая система начинающих танцоров и не танцоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наумова Мария Игоревна, Дикая Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological Correlates of Cognitive Activity at Professional Dancers

The article substantiates the relevance of the study of dance giftedness and the revealing of the psychophysiological correlates of cognitive activity at professional dancers. The obtained results contribute the psychology and psychophysiology concepts according to determinants and factors of dance giftedness. We describe the methods and procedures of empirical research. The study involved 60 students, ages 18-25 years. The participants were divided in three groups: 20 professional dancers with high level of dancing skills; 20 novice dancers who have only basic experience and without complete, comprehensive dancing training; and 20 students who have never had dancing training or any sports activity (control group). As a type of cognitive activity, the number of convergent and divergent tasks as well as ones that are used to simulate different levels of movement's construction have been given to participants for performing. Each type of tasks included the creation of motor and dance image (inner imagination). At the end of the research, the students were to express the mental image (movement, dance) in real dance or movement, which was estimated by experts. We used EEG method to study the strength and the character of distribution of the cortical coherent connections during cognitive activity at participants. The research results of distribution of coherent links of cerebral cortex at professional dancers during cognitive activity (visualization of professional and specific elements of dance) are presented in the article. The general and specific features of the nature of cortical interactions at professional dancers, novice dancers and not dancers during cognitive tasks are solved. It was revealed that the brain system of professional dancers realizes the processing and manipulation of information early then the brain system novice dancers and not dancers.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у профессиональных танцоров»

 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ

КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАНЦОРОВ

Наумова М. И.

Дикая Л. А.

Исследование проведено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (проект № 25.2141.2014/К)

В статье обоснованы актуальность исследования танцевальной одаренности и необходимость изучения психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у профессиональных танцоров. Полученные результаты вносят вклад в развитие представлений психологии и психофизиологии о детерминантах и факторах развития танцевальной одаренности.

Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 20 профессиональных танцоров, которые достигли высокого уровня мастерства в этой области; 20 начинающих танцоров, которые имеют только базовый опыт в танцах и не получили завершенной, всесторонней подготовки, и 20 студентов, никогда не занимавшихся танцами или другими видами спорта (контрольная группа).

В качестве построения когнитивной деятельности испытуемым предлагали задачи разного типа, которые можно разделить на конвергентные и дивергентные задачи, а также задачи, используемые для моделирования разных уровней построения движений. Каждый тип задач включал создание двигательного и танцевального образов (мысленное представление). В конце исследования мысленное представление (движение, танец) необходимо было воссоздать в реальном танце или движении, что оценивалось экспертами.

Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры головного мозга во время выполнения когнитивной деятельности у участников исследования использовался метод ЭЭГ.

В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у профессиональных танцоров при выполнении когнитивной деятельности (мысленного представления элементов профессионально-специфичной танцевальной). Выявлены общие и специфические особенности в характере корковых взаимодействий у профессиональных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров при решении когнитивных задач. Показано, что мозговая система профессиональных танцоров реализует процессы обработки и манипулирования информацией раньше, чем мозговая система начинающих танцоров и не танцоров.

Ключевые слова: когнитивная деятельность, ЭЭГ, когерентность, частотный диапазон, психофизиологические корреляты, танцевальная одаренность, профессиональные танцоры.

В последнее время все более пристальное внимание исследователей привлекает изучение электрофизиологических показателей когнитивной деятельности [2, 3, 5, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18]. В современных научных работах рассматривается зависимость параметров ЭЭГ от профессиональной подготовки испытуемых, сравниваются группы художников и лиц, не имеющих художественного образования, сопоставляются ЭЭГ-корреляты у школьников с признаками моторной одаренности по сравнению с группой без признаков моторной одаренности в процессе выполнения когнитивной деятельности [4, 6, 7, 13]. Также более интенсивно изучалась функциональная мозговая организация в динамике психомоторной активности на спортсменах [8, 9, 10].

Однако работы, изучающие психофизиологию танцевальной и спортивной одаренности, представлены недостаточно широко. Психофизиологические исследования, связанные с конкретными примерами творчества (художники, композиторы, музыканты, танцоры и т. д.), встречаются редко. Практически отсутствуют данные исследований, где бы процесс создания танцевального образа, его специфические особенности в организации коры головного мозга исследовался одновременно у людей, имеющих разные танцевальные способности. Танцевальная деятельность требует оригинальности и гибкости мышления, воображения, высокоразвитого эстетического вкуса, быстрой реакции и плавности движений. Настоящий танец подразумевает грацию, пластику, полет души. Танец - не просто очередной вид спорта, это лучшее средство самовыражения, которое претворяет в жизнь огромный спектр чувств и переживаний. Танец совмещает в себе все: музыку, движение, актерскую игру, костюмы, сюжет, целый вихрь эмоций. Танец - это выражение тела. А степень красоты танца определяется степенью красоты движений. Помимо «спортивной» функции - развития и понимания тела, приобретения пластики и грации, танец несет в себе коммуникативную и психологическую функции. Как жест и мимика, танец - это выражение чувств и эмоций. Причем выражение это происходит не словесно, т. е. не рациональным способом, а инстинктивно - телесно. Поэтому язык танца универсален, в нем нет рамок.

Каждое танцевальное движение несет в себе смысловую нагрузку [19].

Любой танцевальный образ выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики.

Исследование психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у людей с разным уровнем танцевальных способностей представляет большой научный и практический интерес, поскольку дает представление о различиях в мозговой организации у профессиональных моторно-одаренных эстрадных танцоров, начинающих танцоров и не танцоров (людей, никогда не занимающихся спортом и танцами).

В данной работе впервые комплексно исследованы испытуемые с разной степенью танцевальных способностей, проведен сравнительный анализ психофизиологических предикторов когнитивной деятельности (идео-моторной тренировки, конвергентного и дивергентного мышления) у учащихся с разной степенью моторной одаренности.

Целью нашего исследования является изучение психофизиологических коррелятов когнитивной деятельности у профессиональных танцоров.

В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет, которые в зависимости от развития танцевальных способностей были разделены на три группы: профессиональные эстрадные танцоры (20 человек), начинающие танцоры (20 человек) и контрольная группа (20 человек), которую составили люди, никогда не занимающиеся танцами или каким-либо другим видом спорта.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у профессиональных танцоров могут проявляться в силе и характере распределения функциональных связей коры головного мозга, причем их формирование и развитие может быть обусловлено регулярной активацией и взаимодействием определенных зон коры при выполнении танцевальных движений.

В качестве построения когнитивной деятельности использовались задачи разного типа, которые можно разделить на конвергентные и дивергентные задачи, а также задачи, используемые для моделирования разных уровней построения движений. Каждый тип задач включает создание двигательного и танцевального образов.

На первом этапе исследования испытуемых просили мысленно представить выполнение определенных движений, соответствующих разным уровням их построения (представление упражнений: приседание, мостик с переворотом, кручение спирали из гимнастической ленты). Выделение уровней построения движений осуществлялось на основе классификации Н. А. Бернштейна [1]. Для исследования были выбраны движения уровней В, С и Э. На втором этапе исследования испытуемым предлагалось мысленно выполнить задачи конвергентного характера (представление второй, затем третьей хореографической позиции, переход из второй в третью позицию). На третьем этапе испытуемым предлагалось мысленно выполнить задания дивергентного характера (мысленно выразить эйфорию в танце, а затем визуально представить свой особенный танец под предъявляемую музыку). После электроэнцефалографического исследования испытуемых просили воспроизвести в реальности продукт их образной деятельности (изобразить эйфорию и станцевать придуманный танец).

При выполнении когнитивных заданий у испытуемых регистрировали ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ осуществлялась при помощи энцефалографа «Энцефалан» в 21 отведениях, расположенных по стандартной системе 10-20. Была использована монополярная схема с референтными ушными электродами.

Показатели ЭЭГ регистрировались в спокойном состоянии (открытые и закрытые глаза) и при выполнении когнитивных задач.

Анализировались отрезки ЭЭГ длительностью 10 секунд, не имеющие артефактов. Рассматривались когерентные связи биопотенциалов коры мозга между отведениями в диапазонах частот: дельта1 (0,5-2,5 Гц), дельта2 (2,5-4 Гц), тета1 (4,0-6,0 Гц), тета2 (6,0-8,0 Гц), альфа1 (8,0-10,5 Гц), альфа2 (10,5-13,0 Гц), бета1 (13,0-24,0 Гц) и бета2 (24,0-35,0 Гц).

Для статистической обработки данных применялся многофакторный дисперсионный анализ МДМОУД. Обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ Statistica 6.0.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Выявлены общие и специфичные для профессиональных, начинающих танцоров и не танцоров психофизиологические корреляты когнитивной деятельности, которые проявились в силе и характере распределения функциональных связей коры головного мозга. При выполнении всех когнитивных заданий у всех участников исследования бета1 и бета2 диапазоны характеризуются высоким уровнем когерентности внутриполушарных функциональных связей и низким межполушарным взаимодействием. Однако значения когерентных связей в правом полушарии у профессиональных танцоров и начинающих танцоров достоверно выше, чем у студентов, которые никогда не занимались танцами (р < 0,05).

2. Выделены специфические особенности функциональной мозговой организации при выполнении когнитивной деятельности профессиональных танцоров:

- достоверно более сильные когерентные связи в состоянии покоя (открыть глаза, что соответствует состоянию внешнего когнитивного внимания) в тета1 и тета2 диапазонах по сравнению с участниками исследования других групп (р < 0,05), что отражает постоянную активацию внимания к внешним стимулам и воспроизведение визуальных образов из семантической памяти у танцоров;

- мозговая система профессиональных танцоров реализует процессы обработки и манипулирования информацией раньше (увеличение когерентности в дельта1, дельта2, тета1, тета2 и альфа2 диапазонах на этапах решения конвергентных и дивергентных задач), чем мозговая система начинающих танцоров и не танцоров, что связано с танцевальным опытом и приобретенными ранее навыками у профессиональных танцоров;

- практически во всех диапазонах на разных уровнях построения движений (В, С

и Э), и при решении конвергентных (представление хореографических позиций) и дивергентных (представление эйфории и мысленное придумывание танца) задач у профессиональных танцоров отмечается преобладание функциональных связей в правом полушарии (р < 0,05). Это связано с большой ролью правого полушария

головного мозга в реализации наглядно-образного мышления, в восприятии и воображении.

В заключение необходимо отметить решающую роль функциональной активности правого полушария головного мозга у профессиональных танцоров при реализации когнитивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БернштейнН. А. О построении движений. -М.: Медгиз, 1947.

2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. В. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: МИОО, 2005. - С. 10-13.

3. Вольф Н. В., Разумникова О. М. Половые различия полушарных пространственно-временных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации // Физиол. чел. - 2004. - Т. 30. - № 3. - С. 27-34.

4. Дикая Л. А., Карпова В. В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 80-91.

5. Дикая Л. А., Наумова М. И. Психофизиологические корреляты когнитивной деятельности у моторно-одаренных школьников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2014. - № 12/1. -С. 5-9.

6. Дикая Л. А. Развитие креативности у специалистов по противодействию терроризму и ликвидации последствий террористических актов // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 5. - С. 32-38.

7. Дикий И. С. Особенности функциональной организации коры головного мозга у одаренных учащихся различных возрастных групп при выполнении когнитивной деятельности // Естественнонаучный подход в современной психологии / Отв. ред. В. А. Барабанщиков. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2014. - С. 260-265.

8. Ермаков П. Н. Межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека как показатель идеомоторной регуляции

функционального состояния // Всесоюзная конференция «Человеко-машинные системы и комплексы принятия решений». -Таганрог, 1989.

9. Ермаков П. Н. Функциональная межполушарная асимметрия в динамике психомоторной активности человека: автореф. дисс. ... докт. биол. наук. - Л., 1988.

10. Ермаков П. Н. ЭЭГ-характеристика функционального состояния головного мозга человека в динамике идеомоторного акта // Тезисы докладов II Всесоюзной конференции «Принципы и механизмы деятельности мозга человека». - Ленинград, 1989.

11. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 448 с.

12. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 127 с.

13. Наумова М. И., Дикая Л. А. Функциональные связи коры мозга у учащихся с моторной одаренностью при выполнении когнитивной деятельности на разных возрастных этапах // Научно-образовательный журнал «Образование. Наука. Инновации: Южное измерение». - 2014. - № 5 (37). - С. 116-123.

14. Разумникова О. М., Брызгалов А. О. Частотно-пространственная организация электрической активности мозга при креативном вербальном мышлении: роль фактора пола // Журнал высшей нервной деятельности. - 2005. - Т. 55. - № 4. - С. 459-467.

15. Свидерская Н. Е. Формы функциональной асимметрии пространственной организации фоновых ЭЭГ у человека // Журнал высшей нервной деятельности. - 2009. -Т. 59. - № 1. - С. 66-74.

CeBepo-KaBKa3CKMM ncMxonomnecKMM BecTHMK > № 13/3 2015 r .

16. Carlsson I., Wendt P. E., Risberg J. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects // Neuropsychol. - 2000. - V. 68. -pp. 876-875.

17. Dikaya L. A., Dikiy I. S. Brain correlates of composing major and minor music // International Journal of Psychology. - 2012. -V. 47. - Supp. 1. - P. 113.

18. Dikiy I. S., Pokyl E. B, Dikaya L. A. Features of functional integration of cortical areas of gifted senior pupils at the solution of cognitive tasks // International Journal of Psychophysiology. -2014. - V. 94. - Issue 2. - P. 223.

19. Fink A., Graif B., Aljoscha C., Neubauer A. C. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers // Neurolmage. - 2009. - 46. - pp. 854-862.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.