Научная статья на тему 'Психофизиологические и социально-психологические особенности студентов педагогических и психологических специальностей'

Психофизиологические и социально-психологические особенности студентов педагогических и психологических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1088
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Е. Е.

Статья содержит анализ результатов изучения психофизиологических и социально-психологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей. Особое внимание уделяется исследованию проявлений свойств нервной системы у студентов с учётом их полоспецифических особенностей. В исследовании предложена модификация компьютерного инструментального метода, использованы психофизиологические и социально-психологические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents an analysis of the study of psycho-physiological and socio-psychological features of students of psychological and pedagogical professions. A special attention is given to the study of manifestations of the properties of the nervous system of students according to their specific gender features. The study proposes a modification of the computer tool method. Physiological and socio-psychological methods are also used.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические и социально-психологические особенности студентов педагогических и психологических специальностей»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

АЛЕКСЕЕВА Е.Е.

Статья содержит анализ результатов изучения психофизиологических и социально-психологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей. Особое внимание уделяется исследованию проявлений свойств нервной системы у студентов с учётом их полоспецифических особенностей. В исследовании предложена модификация компьютерного инструментального метода, использованы психофизиологические и социально-психологические методы.

The paper presents an analysis of the study of psycho-physiological and socio-psychological features of students of psychological and pedagogical professions. A special attention is given to the study of manifestations of the properties of the nervous system of students according to their specific gender features. The study proposes a modification of the computer tool method. Physiological and socio-psychological methods are also used.

Современная ситуация развития нашего общества требует от специалистов психологопедагогических специальностей новых компетенций, формирование которых невозможно без понимания психофизиологических и социально-психологических особенностей будущих педагогов и психологов. Интегральная индивидуальность как целостная характеристика индивидуальных свойств человека [7], его психофизиологических и социально-психологических особенностей сегодня позволяет прогнозировать эффективность профессиональной деятельности. Соответствие психофизиологических и социально-психологических особенностей будущих педагогов и психологов требованиям образовательной среды можно рассматривать как основу её безопасности и как условие сохранения здоровья участников профессиональной деятельности. В тоже время пренебрежение индивидуальными и типологическими особенностями педагога мешает полному раскрытию его возможностей и приспособлению к нему психо-лого-педагогической деятельности [3]. Наиболее важными для нашего исследования являются труды Б.М. Теплова [10], В.Д. Небылицына [8], В.М. Русалова [9], В.С. Мерлина [7], Е.П. Ильина [5] и других, раскрывающие типологические особенности проявления свойств нервной системы. На современном этапе дифференциальная психофизиология, используя различные методики для выявления типологических особенностей проявления свойств нервной системы, чаще всего изучает не сами нервные свойства и нервные процессы, а их влияние на действия человека, то есть проявления свойств нервной системы [5]. Кроме этого нетипичные данные, полученные в ряде исследований, требуют нового подхода к оценке показателей проявлений свойств нервной системы [6]. Вместе с тем, как подчёркивается во многих работах, пути и механизмы взаимосвязи физиологических и социально-психологических особенностей человека, с учётом его полоспецифических особенностей всё ещё остаются недостаточно исследованными и требуют дальнейшего изучения. К примеру, в ряде исследований отмечается, что задачи на пространственное ориентирование с большим успехом выполняются представителями мужского пола [11], однако остаётся неясным, сохраняется ли первенство мужчин в выполнении таких задач, которые связанны с двигательной и пространственной памятью. Анализ психофизиологических и социально-психологических экспериментальных результатов сегодня не является полным без учёта половых различий участников исследования. Психофизиологическое и психологическое сопровождение студентов с учётом их

Профессиональное образование. Столица | № 11 2009 1

полоспецифических особенностей представляется чрезвычайно значимой задачей современной системы высшего педагогического образования, поскольку позволит более эффективно организовать подготовку современного специалиста, от здоровья и компетентности которого зависит будущее страны.

Целью исследования является изучение психофизиологических и психологических особенностей студентов педагогических и психологических специальностей с учётом их пола. Гипотезы исследования: 1. Мужчины по сравнению с женщинами лучше выполняют задачи, связанные с двигательной (моторной) памятью. 2. Такие проявления свойств нервной системы как динамическая устойчивость/неустойчивость и эмоциональная устойчивость/неустойчивость можно оценить при помощи показателей «абсолютное отклонение пространственного эталона» и «среднее относительное отклонение эталона». Основные задачи исследования: определение блока психофизиологических и психологических методик; изучение психофизиологических и социально-психологических особенностей студентов; исследование сходства и различий между мужчинами и женщинами по психофизиологическим и социально-психологическим показателям.

Методика. В исследовании использовались два блока методов: психофизиологические и психологические. Блок психофизиологических методов включал в себя две психофизиологические пробы (проба Штанге и проба Генчи) и три двигательные методики, разработанные Е.П. Ильиным: методика изучения «внутреннего» баланса, методика изучения «внешнего» баланса и методика «Теппинг-тест» в компьютерном варианте (А.К. Дроздовский, А.Р. Носач) [2, 4, 5]. Измерялись следующие показатели: «подвижность нервных процессов», «внутренний баланс (преобладание возбуждения/торможения)», «внешний баланс (преобладание возбуждения/торможения)», и «сила нервной системы» [5].

Нами было использовано три двигательных серии: 1 - это серия с воспроизведением движений определённой протяжённости (эталон, чуть больше/чуть меньше эталона). 2 - это серия с повторением заданного эталона. В этих двух сериях (они выполнялись и на коротких и на длинных отрезках) исключение зрительного контроля над воспроизведением движений определённой протяжённости вынуждало испытуемого переключиться только на сигналы, поступающие с проприорецепторов. 3 серия - это теппинг-тест, который основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью руки. В первой серии испытуемому сначала давалась возможность сделать несколько пробных попыток с открытыми и закрытыми глазами для того, чтобы почувствовать ход рычага прибора. Далее испытуемому сообщалось о том, что он по команде экспериментатора будет выбирать значение «эталон» (любую точку в середине, обозначенной на приборе зоны коротких/длинных отрезков), значение «чуть больше эталона»/«чуть меньше эталона» (оговаривалось, что это значение будет чуть больше, либо чуть меньше эталона примерно на один миллиметр). Затем по команде экспериментатора испытуемый выполнял восемь движений с закрытыми глазами. Нами (В.Г. Каменская, Е.Е. Алексеева) предложена модификация компьютерного инструментального метода Е.П. Ильина, А.К. Дроздовского. Эта модификация заключалась в следующем. Высчитывался показатель АО - абсолютное отклонение эталона отдельно на коротких и на длинных отрезках по формуле:

АО = Т (Э1-Э) где

Э1 - значение первого эталона;

Эi - значение последующих эталонов.

Мы предположили, что показатель АО может оценить динамическую устойчивость/неустойчивость человека, в том числе двигательной пространственной памяти. Во второй серии компьютерного инструментального метода испытуемый с закрытыми глазами вы-

полнял пять тренировочных движений для того, чтобы запомнить эталон и пять контрольных движений. Нами высчитывался показатель СОО - среднее относительное отклонение эталона, который описывается следующим эмпирическим соотношением:

СОО = I (Э1-Э,) *100%,

N* Э1

где

Э1 - значение первого эталона;

Э| - значение последующих эталонов;

N - количество эталонов.

Мы предположили, что показатель СОО позволит оценить эмоциональную устойчивость/неустойчивость двигательной памяти человека. В третьей серии компьютерного инструментального метода испытуемый выполнял «теппинг-тест». В течение 30 секунд испытуемый старался удержать максимальный для себя темп, показатели которого фиксировались через каждые 5 секунд, и по шести получаемым точкам строилась кривая работоспособности. Нами высчитывался показатель ОСУ - общая сумма количества ударов за 30 секунд. Помимо этого высчитывался показатель РКУ - разность количества ударов при выполнении теппинг-теста по формуле:

РКУ= Z (У1-УО,

где

У1 - количество ударов в первые пять секунд;

У, - количество ударов в каждые последующие пять секунд.

Блок социально-психологических методик включал в себя: опросник Г. Айзенка (форма PEN) для диагностики экстраверсии - интроверсии, нейротизма, психотизма и опросник

Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина для диагностики личностной тревожности. Оценка психоэмоционального состояния обследуемых студентов на момент проведения тестирования и по его окончанию проводилась при помощи дополнительной методики - цветовой тест М. Люшера. В исследовании приняли участие 105 студентов (90 женщин и 15 мужчин), обучающихся в РГПУ им. А.И. Герцена по педагогическим специальностям (39 женщин и 1 мужчина) и в Санкт-Петербургском университете МВД по психологическим специальностям (26 женщин и 14 мужчин). Средний возраст обследуемых студентов составлял 27 лет.

Результаты. Успешность выполнения мужчинами и женщинами заданий в первой и второй серии представлена в таблице 1. В первой серии (воспроизведение движений определённой протяжённости (эталон, чуть больше/чуть меньше эталона)) успешно выполнившими считались испытуемые, не допустившие ни одной ошибки при выполнении всех движений. На коротких отрезках в первой серии с большим успехом выполняли задания мужчины, а на длинных отрезках - женщины. Успешно выполнившими задания во второй серии считались те испытуемые, у которых среднее относительное отклонение эталона (СОО) составляло менее или равнялась 10 %. Во второй серии (повторение заданного эталона) мужчины были более успешными, как на коротких (33%), так и на длинных отрезках (53%). В целом можно отметить большую успешность мужчин в выполнении заданий, связанных с двигательной (моторной) памятью. Заметим, что лучшие результаты и у мужчин и женщин в первой серии были получены на коротких отрезках, а во второй серии - на длинных.

Таблица 1

Успешность выполнения заданий в первой и второй сериях у мужчин и женщин

Тип задания мужчины женщины вся выборка

Короткие отрезки (1 серия) 60% 50% 51%

Длинные отрезки (1 серия) 27% 32% 31%

Короткие отрезки (2 серия) 33 % 20% 22%

Длинные отрезки (2 серия) 53% 44 % 46%

Неадекватность выполнения испытуемыми заданий первой серии представлена в таблице

2. Нами высчитывались средние показатели превышения и уменьшения эталона отдельно в мужской и женской выборке (неадекватные значения отдельно на коротких и на длинных отрезках суммировались и делились на количество испытуемых). В первой серии на коротких отрезках у мужчин по сравнению с женщинами была более выражена направленность забывания протяжённости движений в сторону превышения эталона, а на длинных отрезках, как в сторону превышения эталона, так и в сторону его уменьшения. У женщин по сравнению с мужчинами на коротких отрезках была выражена большая направленность забывания протяжённости движений в сторону уменьшения эталона. Можно заметить, что женщины по сравнению с мужчинами в первой серии демонстрировали большую точность в выполнении заданий на длинных отрезках.

Таблица 2

Средние показатели превышения (уменьшения) эталона в первой серии

Показатели мужчины женщины

Превышение эталона на коротких отрезках 2,4 1,9

Превышение эталона на длинных отрезках 9,2 7,2

Уменьшение эталона на коротких отрезках 0,3 0,7

Уменьшение эталона на длинных отрезках 4,3 3,1

Средние показатели (X ) и стандартные отклонения (СТ ) показателей психофизиологических и психологических особенностей у мужчин и женщин представлены в таблице 3. Сопоставление результатов показало, что различия в группе мужчин и женщин статистически значимы (1эмп.= 3,1; 1кр.=2,09; р<0,05) по шкале нейротизма. Иными словами, мужчины обладают большей эмоциональной стабильностью, по сравнению с женщинами, которым свойственны сверхчувствительные реакции, напряжённость, тревожность, недовольство собой и окружающим миром (эмоциональная неустойчивость). Статистически значимы (1эмп.= 4,6; 1кр.=2,08; р<0,05) были различия между показателями личностной тревожности у мужчин и женщин, женщины в большей степени по сравнению с мужчинами склонны воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. Следует также отметить, что женщины по сравнению с мужчинами обладают и большим уровнем непродуктивной нервно-психической напряжённости. Нами получены статистически значимые различия между мужчинами и женщинами по показателю СО (суммарное отклонение от аутогенной зоны) в начале обследования (1эмп.= 2,13; 1кр.=1,98; р<0,05) и в конце обследования (1эмп.= 2,34; 1кр.=1,98; р<0,05). В целом женщины по сравнению с мужчинами обладают большей эмоциональной нестабильностью, личностной тревожностью и непродуктивной нервно-психической напряжённостью. Сопоставление всех психофизиологических показателей, представленных в таблице 3, статистически

значимых различий не показало. По таким психофизиологическим показателям, как АО (абсолютное отклонение эталона), СОО (среднее относительное отклонение эталона), и РКУ (разность количества ударов) стандартные отклонения превышали средние значения (СТ > X ), что связано с большой вариативностью исследуемых проявлений свойств нервной системы (при проведении двигательных серий получены и большие и малые значения).

Таблица 3

Сравнение среднегрупповых показателей психофизиологических и социальнопсихологических особенностей у мужчин и женщин

Показатели мужчины X = ± с женщины X = ± с

АО (абсолютное отклонение эталона) на коротких отрезках 10,5 ± 13,2** 10 ± 12,3**

АО (абсолютное отклонение эталона) на длинных отрезках 20 ± 27,8** 10,1 ± 32,3**

СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках 11,3 ± 39,0** 21,5 ± 36,0**

СОО (среднее относительное отклонение эталона) на длинных отрезках -4,1 ± 14,8** 1,5 ± 13,6**

ОСУ (общая сумма ударов) по теппинг-тесту 164,4 ± 40,6 160,2 ± 36,1

РКУ (разность количества ударов) по теппинг-тесту -12,4 ± 27,7** -11,6 ±30,6**

ПШ (проба Штанге) 61,1 ± 21,4 42,5 ± 15,4

ПГ (проба Генчи) 43,2 ± 20,1 28,8 ± 11,6

СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы) по Люшеру начало обследования 9,3* ± 5,3 12,2* ± 5,0

ВК (вегетативный коэффициент) по Люшеру начало 1,2 ± 0,4 1,3 ± 0,5

СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы) по Люшеру конец 9,2* ± 5,8 12,9* ± 5,6

ВК (вегетативный коэффициент) по Люшеру конец обследования 1,2 ± 0,3 1,3 ± 0,9

ЭИ (экстраверсия-интроверсия) по Айзенку 17,7 ± 2,3 14,5 ± 4,2

Н (нейротизм) по Айзенку 9,5* ± 4,6 13,5* ± 4,7

ЛТ (личностная тревожность) 34,3* ± 6,6 43* ± 7,8

Примечание: * различия между группами достоверны по t критерию Стьюдента при р<0,05.

** стандартные отклонения превышают средние значения (С > X ).

Данные, полученные по всем методикам, были подвергнуты корреляционному анализу для выявления связей между исследуемыми характеристиками психофизиологических и социально-психологических особенностей студентов отдельно в мужской и женской выборке. Выделим корреляционные связи, свидетельствующие о сходстве соотношений психофизиологических и социально-психологических особенностей у мужчин и женщин.

Выявлена прямая корреляционная связь показателей СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках с показателями СОО на длинных отрезках в женской (г = 0,23; р< 0,05) и в мужской (г = 0,6; р< 0,01) выборке. Двигательная память на протяжённость движений отличалась связностью на коротких и длинных отрезках, как у мужчин, так и у женщин. При этом корреляция у мужчин более сильная и находится на более высоком уровне значимости. Получена прямая корреляционная связь между показателями пробы Штанге (длительность произвольной остановки внешнего дыхания на вдохе) и показателями пробы Генчи (длительность произвольной остановки внешнего дыхания на выдохе) (у мужчин г =

0,61; р< 0,05, у женщин г = 0,65; р< 0,001). Стоит отметить, что величина адаптационного ресурса и мужчин и женщин, которая характеризует большую сбалансированность всех звеньев систем нейрорефлексорной и гомеостатической регуляции кислородзависимых систем энергообеспечения тканей и органов, определяет величину проявления ими волевого контроля. Психоэмоциональное состояние студентов во время проведения диагностики кардинальным образом не менялось, об этом говорят следующие прямые корреляционные взаимосвязи. В начале и в конце обследования были получены сильные статистические положительные взаимосвязи между показателем цветового теста Люшера СО (суммарное отклонение от аутогенной зоны) (у мужчин г = 0,85; р< 0,001, у женщин г = 0,74; р< 0,001) и показателем ВК (вегетативный компонент) (у мужчин г = 0,64; р< 0,01, у женщин г = 0,33; р< 0,01). Показатели личностной тревожности имеют прямую корреляционную связь с показателями нейротизма (у мужчин г = 0,73; р< 0,01, у женщин г = 0,69; р< 0,001). Эмоционально нестабильное состояние и мужчин и женщин выражается в таких проявлениях личностной тревожности как обеспокоенность и неудовлетворенность, неуверенность и страх.

Были получены любопытные статистические прямые связи у женщин (г = 0,2; р< 0,05) и обратные связи у мужчин (г = - 0,63; р< 0,05) показателей СОО (среднее относительное отклонение эталона) на длинных отрезках с показателями экстра-интроверсии. Чем менее было выражено у мужчин и более у женщин общительное, активное, оптимистическое, самоуверенное и импульсивное поведение (показатели экстраверсии), тем большим было среднее относительное отклонение эталона (показатель СОО) на длинных отрезках. Вероятно, это свидетельствует о том, что забывание эталона на длинных отрезках характерно для интроверти-рованных мужчин и экстравертированных женщин.

Вместе с общими для мужчин и женщин корреляционными связями были получены и полоспецифические соотношения. Перечислим сильные статистические взаимосвязи, полученные только в мужской выборке. Показатели СОО (среднее относительное отклонение эталона) на коротких отрезках имеют отрицательную связь с показателями экстраверсии (г = - 0,64; р<

0,01) и положительную с показателями личностной тревожности (г = 0,66; р< 0,01). Видимо, это связано с тем, что интровертированные и тревожные мужчины проявляют меньшую точность в повторении эталона на коротких отрезках. В тоже время, показатели СОО на длинных отрезках также имеют положительную связь с показателями личностной тревожности (г =

0,51; р< 0,05). Очевидно, что тревожные мужчины проявляют меньшую точность в повторении эталона не только на коротких, но и на длинных отрезках. Важно отметить, что у мужчин показатель СОО (среднее относительное отклонение эталона) является маркером личностной тревожности, отражающей их эмоциональную устойчивость/неустойчивость. Была обнаружена интересная положительная связь показателя РКУ (разность количества ударов) в теппинг-тесте с показателями ЭИ (экстраверсии-интроверсии) (г = 0,61; р< 0,05). Вероятно, что экст-равертированные мужчины чаще меняют темп движений. Была обнаружена отрицательная корреляционная связь показателя ОСУ (общая сумма значений) с СОО на длинных отрезках (г

= -0,54; р< 0,05). Мужчины, выполнявшие теппинг-тест с меньшим темпом, показывали меньшую точность в повторении эталона. Получена прямая корреляционная связь показателя ЛТ (личностной тревожности) с показателем ВК (вегетативный коэффициент) (г = 0,57; р< 0,05), что вполне закономерно, поскольку личностная тревожность находит выражение в перевозбуждении, суетливости и избыточном напряжение студента.

Таким образом, абсолютное отклонение эталона, как на коротких, так и на длинных отрезках у мужчин может служить маркером их личностной тревожности. В тоже время точность выполнения эталона на коротких отрезках характерна для общительных и не тревожных мужчин, а показатель «разность количества ударов» у мужчин может служить маркером их общительности. В целом у мужчин абсолютное отклонение эталона является характеристикой их эмоциональной устойчивости/неустойчивости в общении.

Проанализируем сильные статистические взаимосвязи, полученные только в женской выборке. Чем менее общительны были женщины, тем более у них была выражена личностная тревожность (г = -0,32; р< 0,01) и непродуктивная нервно-психическая напряжённость (показатель «Суммарное отклонение от аутогенной зоны») как в начале (г = -0,28; р< 0,01), так и в конце обследования (г = -0,28; р< 0,01). Можно говорить об особой роли общения для женщин, формирование которой уходит вглубь истории, отражая сложившиеся веками полоспецифические особенности поведения женщин в сравнении с мужчинами. Была обнаружена прямая корреляционная связь показателей АО (абсолютное отклонение эталона) на длинных отрезках с показателями Н (нейротизм) и показателями ЛТ (личностная тревожность) (г = 0,2, р< 0,05). Напряжённые и тревожные студентки были склонны менять значения эталона на длинных отрезках в сторону увеличения или в сторону уменьшения, что отражает их динамическую неустойчивость. Чем более тревожна была женщина (показатель личностной тревожности), тем выше был показатель СО (суммарное отклонение от аутогенной зоны) как в начале, так и в конце обследования (г = 0,24; р< 0,05), что является характеристикой повышенного уровня непродуктивной нервно-психической напряжённости испытуемой. Эта напряжённость заключается в неумеренно завышенном расходовании нервнопсихических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. Силы женщины при этом расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутри личностными проблемами и на волевое преодоление усталости. При такой направленности внимания женщин на внутренний мир снижается успешность внешней деятельности, в том числе, профессиональной.

Получена обратная корреляционная связь показателей ПГ (проба Генчи) (длительность произвольной остановки внешнего дыхания на выдохе) с показателями ВК (вегетативного коэффициента) в конце обследования (г = -0,23; р< 0,05). Чем меньше были показатели волевого контроля (проба Генчи), тем более высоким был уровень возбуждения, импульсивности, тем более снижался самоконтроль. Результаты по пробе Генчи дают основание оценить способность человека противостоять недостатку кислорода в организме испытуемых за счет волевых усилий. У взрослых в норме проба Генчи составляет 30- 45 сек. У обследованных нами женщин средние значения длительности произвольной остановки внешнего дыхания на выдохе (проба Генчи) были несколько ниже нормы и составляли 29 секунд. У части студенток (22 %) были обнаружены особо низкие значения по пробе Генчи (меньше 20 секунд). Эти данные помогают объяснить причину формирования у женщин (будущих педагогов и психологов) уже в процессе обучения в вузе симптома эмоционального выгорания «Редукция профессиональных обязанностей», который предполагает попытки облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат [1]. В целях сохранения здоровья женщин, специалистов в об-

ласти «человек-человек», необходимо ещё во время обучения в педагогическом вузе проводить психологические мероприятия по профилактике симптомов эмоционального выгорания.

Таким образом, у женщин снижение общительности сопровождается такими характеристиками состояния как, личностная тревожность и непродуктивная нервно-психическая напряжённость. Динамически неустойчивы, меняющие значения эталона - это тревожные и эмоционально напряжённые женщины. При этом сниженные показатели волевого контроля у женщин создают предпосылки для формирования симптомов эмоционального выгорания.

Обобщая полученные результаты можно выделить следующие закономерности:

- мужчины в целом более успешны, чем женщины в выполнении заданий, связанных с двигательной (моторной) памятью, как на длинных, так и на коротких отрезках. Вместе с тем, женщины более точны, чем мужчины в выполнении этих же заданий на длинных отрезках;

- забывание эталона на длинных отрезках в большей степени характерно для интровер-тированных мужчин и экстравертированных женщин, а высокая точность выполнения эталона на коротких отрезках характерна для общительных и не тревожных мужчин;

- женщины в большей степени, чем мужчины отличаются эмоциональной нестабильностью, личностной тревожностью и непродуктивной нервно-психической напряжённостью;

- эмоционально нестабильное состояние, как у мужчин, так и у женщин проявляется в их личностной тревожности. Однако у женщин это состояние соотносится со сниженной общительностью и выражено значительно сильнее (показатели нейротизма, личностной тревожности, суммарного отклонения от аутогенной зоны чаще достигают критических значений). Учитывая большую выраженность проявления у женщин эмоциональной нестабильности необходимо при подготовке студенток педагогических и психологических специальностей уделять внимание формированию такой компетенции как способность к самокоррекции своего нервно-психического состояния. Профилактикой личностной тревожности и непродуктивной нервно-психической напряжённости у женщин в связи с этим могут быть психологические тренинги общения, направленные на развитие умения эффективно взаимодействовать в различных ситуациях;

- показатель «среднее относительное отклонение эталона» позволяет оценить такое свойство нервной системы как эмоциональная устойчивость/неустойчивость, что нашло подтверждение в мужской выборке. Необходимо дальнейшее изучение данного показателя в сравнении с социально-психологическими особенностями личности, что позволит уточнить эту закономерность у женщин;

- показатель «абсолютное отклонение эталона» позволяет оценить такое свойство нервной системы как динамическую устойчивость/неустойчивость, что нашло подтверждение в женской выборке. Дальнейшее изучение данного показателя в сравнении с социальнопсихологическими особенностями личности должно уточнить эту закономерность у мужчин;

- высокий адаптационный ресурс и волевой контроль студентов, осваивающих педагогические и психологические специальности, может служить своеобразной защитой (особенно для женщин) от развития симптомов эмоционального выгорания.

Исходя из полученных данных, можно сформулировать следующие рекомендации по внедрению результатов исследования:

1. При обучении студентов педагогическим и психологическим специальностям необходимо выделить как особо важные для женщин те компетенции, которые предполагают умение эффективно общаться и умение осуществлять самокоррекцию нервно-психического состояния.

2. Усилить внимание к физической подготовке студентов психологических и педагогиче-

ских специальностей в целях развития у них адаптационного ресурса и волевого самоконтроля.

Оценивая перспективы развития проблемы, необходимо отметить, что дальнейшее изучение выделенных нами показателей позволит уточнить полоспецифические особенности таких проявлений нервной системы как эмоциональная и динамическая устойчивость/неустойчивость. Данные проведённого исследования требуют подтверждения на изучении большей выборки, а также сравнительного анализа психофизиологических и социальнопсихологических особенностей студентов, осваивающих педагогические специальности со студентами, которые осваивают психологические специальности.

Выводы:

1. Оценка проявлений свойств нервной системы человека при помощи показателей «абсолютное отклонение эталона» и «среднее относительное отклонение эталона», как определённых маркеров эмоциональных свойств личности, позволила выявить эмоциональную устойчивость/неустойчивость у мужчин и динамическую устойчивость/неустойчивость у женщин.

2. Личностная тревожность, как мужчин, так и женщин отражает их эмоциональную нестабильность. Женщины по сравнению с мужчинами обнаруживают большую непродуктивную нервно-психическую напряжённость, личностную тревожность и эмоциональную нестабильность.

3. Достоверные и устойчивые гендерные различия проявились только в наборе социально-психологических особенностей студентов.

Библиографический список

1. Алексеева Е.Е., Сергеева И.А. Анализ причин эмоционального выгорания у будущих педагогов-психологов//Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы Первой международной научно-практической конференции. - Москва, 2004. - С. 307-308

2. Дроздовский А.К. Экспресс-диагностика свойств нервной системы, прогноз психологических особенностей учащихся. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. Выпуск 10. - СПб., 2005. - 60с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008.- 432с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 701с.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология - СПб.: Питер, 2001. - С. 375- 392

6. Ильин Е.П. Особенности забывания пространственных эталонов движения в связи с балансом нервных процессов//Психофизиология. Сборник научных трудов. - Л: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1979. - С. 39-46

7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256с.

8. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности/Под редакцией А.В. Бруш-линского и Т.Н. Ушаковой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательств НПО «МОДЕК», 2000. - 688с.

9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. Автореферат монографии, представленной на соискание учёной степени доктора психологических наук, М., 1980. - 42с.

10. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1985. - 360с.

11. Witelson S. F. Sex and the sinyle hemisphere: Specialization of the right hemisphere for spatial processing // Science. 1976. V. 193. N 4251. Р. - 425-427.

Ключевые слова: психофизиологический, социально-психологический, особенности студентов, качества студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.