Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ БОС-ТРЕНИНГА ПО КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ С ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЕЙ НА СНИЖЕНИЕ СТРЕСС-РЕАКЦИИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ БОС-ТРЕНИНГА ПО КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ С ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЕЙ НА СНИЖЕНИЕ СТРЕСС-РЕАКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
340
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биологическая обратная связь / БОС-тренинг / кожно-гальваническая реакция / электростимуляция / копинг-стратегии / biofeedback / biofeedback training / galvanic skin reaction / electrical stimulation / coping strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Павел Евгеньевич, Лускова Ю.С.

В статье изучались эффекты от курса тренинга биологической обратной связи по кожно-гальванической реакции в отношении динамики успешности на протяжении 10-сеансового курса с промежутками 2 суток между сеансами. Использовался стандартный БОС-тренинг в аппаратно-программном комплексе «Медиком-МТД» с электростимуляцией как дополнительным подкреплением для угашения стресс-реакции. Кроме того, изучалось влияние БОС-тренинга на изменение копинг-стратегий совладания со стрессом посредством методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях». Контрольная группа (14 человек 19-22 лет) и гомогенная ей по половозрастному составу экспериментальная группа (13 человек) не имели существенных психотравмирующих событий, что проверялось опросником Холмса-Раге. Установлено, что в экспериментальной группе наблюдалось монотонное снижение кожно-гальванической реакции по мере прохождения курса, при этом величины кожно-гальванической реакции, начиная с 6 сеанса, были стабильно ниже на тренинговых этапах, чем на фоновых или этапах отдыха, что свидетельствует о высокой эффективности тренинга и дает представление о наступлении стабильного эффекта от тренинга в отношении курсовой динамики. По сравнению с не выполнявшей тренинг контрольной группой, которая лишь дважды в то же время, что и экспериментальная группа, проходившая методику измерения копинг-стратегий, у экспериментальной группы статистически высоко значимо снизилась выраженность непродуктивного копинга, связанного с отвлечением, а также, в меньшей степени, непродуктивного копинга, связанного с эмоциональным реагированием. При этом в контрольной группе, наоборот, во втором измерении копинг, связанный с эмоциональным реагированием, статистически значимо вырос, что, вероятно, связано с социальными причинами. При этом стоит отметить, что социальная ситуация у обеих групп была одинаковой. Механизмы изменения копинг-стратегий, обусловленные БОС-тренингом, в целом ясны, следуют из современных экспериментальных работ, исходя из проведенного анализа литературы, и связаны, во-первых, с установленным явлением нейропластичности вследствие БОС-тренингов; во-вторых, с волевыми процессами, задействованными в ходе тренинга по угашению стресс-реакции, которые прямым образом могли повлиять на изменения копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григорьев Павел Евгеньевич, Лускова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF BOS-TRAINING ON SKIN-GALVANIC REACTION WITH ELECTRICAL STIMULATION TO REDUCE STRESS REACTION

The article studied the effects of a biofeedback training course on a skin-galvanic reaction with respect to success dynamics over a 10-session course with 2 days intervals between sessions. We used standard biofeedback training in the Medicom-MTD hardware-software complex with electrical stimulation as an additional reinforcement to reduce the stress reaction. In addition, the effect of BFB training on changing coping strategies for coping with stress was studied using the “Coping behavior in stressful situations” questionnaire. The control group (14 people of 19-22 age) and the experimental group homogeneous in gender and age (13 people) did not have significant psycho-traumatic events, as verified by the Holmes-Rage questionnaire. It was found that, in the experimental group, a monotonic decrease in the skin-galvanic reaction was observed as the course progressed, while the values of the skin-galvanic reaction, starting from the 6th session, were stably lower at the training stages than at the background or rest stages, which indicates a high the effectiveness of training and gives an idea of the onset of a stable effect of training in relation to exchange rate dynamics. Compared to the control group that did not complete the training, which only twice at the same time as the experimental group underwent the questionnaire for measuring coping strategies, the experimental group showed a significantly lower incidence of unproductive coping associated with distraction, and also to a lesser extent, unproductive coping related to emotional response. At the same time, in the control group, on the contrary, in the second measurement, coping associated with emotional response statistically significantly increased, which is probably due to social reasons. It should be noted that the social situation in both groups was the same. The mechanisms for changing coping strategies due to biofeedback training are generally clear, follow from modern experimental work based on the analysis of literature, and are associated, firstly, with the established phenomenon of neuroplasticity due to biofeedback training; secondly, with volitional processes involved in the training to extinguish stress reactions, which could directly affect changes in coping strategies.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ БОС-ТРЕНИНГА ПО КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ С ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЕЙ НА СНИЖЕНИЕ СТРЕСС-РЕАКЦИИ»

УДК 57.08::(612.8+159.91)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ БОС-ТРЕНИНГА ПО КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ С ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЕЙ НА СНИЖЕНИЕ СТРЕСС-РЕАКЦИИ

Григорьев П.Е.12, Лускова Ю.С.2

1 Кафедра медицинской физики и информатики, Физико-технический институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 294006, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия 2 Кафедра общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», 625007, проезд 9 Мая, 5, Тюмень, Россия

Для корреспонденции: Григорьев Павел Евгеньевич, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физики конденсированных сред, физических методов и информационных технологий в медицине, Физико-технически й институт (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», E-mail: grigorievpe@cfuv.ru

Information about authors:

Grigoriev P.E. http://orcid.org./0000-0001-7390-9109

Luskova Yu.S. https://orcid.org/0000-0002-1241-760X

For correspondence: Pavel E. Grigoriev, Dr. Sci. Biol., Professor of the department of physics of condensed matter, physical methods and information technology in medicine, Physical and Technical Institute, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, E-mail: grigorievpe@cfuv.ru

РЕЗЮМЕ

В статье изучались эффекты от курса тренинга биологической обратной связи по кожно-гальванической реакции в отношении динамики успешности на протяжении 10-се-ансового курса с промежутками 2 суток между сеансами. Использовался стандартный БОС-тренинг в аппаратно-программном комплексе «Медиком-МТД» с электростимуляцией как дополнительным подкреплением для угашения стресс-реакции. Кроме того, изучалось влияние БОС-тренинга на изменение копинг-стратегий совладания со стрессом посредством методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях». Контрольная группа (14 человек 19-22 лет) и гомогенная ей по половозрастному составу экспериментальная группа (13 человек) не имели существенных психотравмирующих событий, что проверялось опросником Холмса-Раге. Установлено, что в экспериментальной группе наблюдалось монотонное снижение кожно-гальванической реакции по мере прохождения курса, при этом величины кожно-гальванической реакции, начиная с 6 сеанса, были стабильно ниже на тренинговых этапах, чем на фоновых или этапах отдыха, что свидетельствует о высокой эффективности тренинга и дает представление о наступлении стабильного эффекта от тренинга в отношении курсовой динамики. По сравнению с не выполнявшей тренинг контрольной группой, которая лишь дважды в то же время, что и экспериментальная группа, проходившая методику измерения копинг-стратегий, у экспериментальной группы статистически высоко значимо снизилась выраженность непродуктивного копинга, связанного с отвлечением, а также, в меньшей степени, непродуктивного копинга, связанного с эмоциональным реагированием. При этом в контрольной группе, наоборот, во втором измерении копинг, связанный с эмоциональным реагированием, статистически значимо вырос, что, вероятно, связано с социальными причинами. При этом стоит отметить, что социальная ситуация у обеих групп была одинаковой. Механизмы изменения копинг-стратегий, обусловленные БОС-тренингом, в целом ясны, следуют из современных экспериментальных работ, исходя из проведенного анализа литетаруры, и связаны, во-первых, с установленным явлением нейропластичности вследствие БОС-тренингов; во-вторых, с волевыми процессами, задействованными в ходе тренинга по угашению стресс-реакции, которые прямым образом могли повлиять на изменения копинг-стратегий.

Ключевые слова: биологическая обратная связь, БОС-тренинг, кожно-гальваниче-ская реакция, электростимуляция, копинг-стратегии.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF BOS-TRAINING ON SKIN-GALVANIC REACTION WITH ELECTRICAL STIMULATION TO REDUCE

STRESS REACTION

Grigoriev P.E.12, Luskova Yu.S.2 1 Physical and Technical Institute, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol,

Russia.

2 Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen, Russia. SUMMARY

The article studied the effects of a biofeedback training course on a skin-galvanic reaction with respect to success dynamics over a 10-session course with 2 days intervals between sessions. We used standard biofeedback training in the Medicom-MTD hardware-software complex with electrical stimulation as an additional reinforcement to reduce the stress reaction. In addition, the effect of BFB training on changing coping strategies for coping with stress was studied using the "Coping behavior in stressful situations" questionnaire. The control group (14 people of 19-22 age) and the experimental group homogeneous in gender and age (13 people) did not have significant psycho-traumatic events, as verified by the Holmes-Rage questionnaire. It was found that, in the experimental group, a monotonic decrease in the skin-galvanic reaction was observed as the course progressed, while the values of the skin-galvanic reaction, starting from the 6th session, were stably lower at the training stages than at the background or rest stages, which indicates a high the effectiveness of training and gives an idea of the onset of a stable effect of training in relation to exchange rate dynamics. Compared to the control group that did not complete the training, which only twice at the same time as the experimental group underwent the questionnaire for measuring coping strategies, the experimental group showed a significantly lower incidence of unproductive coping associated with distraction, and also to a lesser extent, unproductive coping related to emotional response. At the same time, in the control group, on the contrary, in the second measurement, coping associated with emotional response statistically significantly increased, which is probably due to social reasons. It should be noted that the social situation in both groups was the same. The mechanisms for changing coping strategies due to biofeedback training are generally clear, follow from modern experimental work based on the analysis of literature, and are associated, firstly, with the established phenomenon of neuroplasticity due to biofeedback training; secondly, with volitional processes involved in the training to extinguish stress reactions, which could directly affect changes in coping strategies.

Key words: biofeedback, biofeedback training, galvanic skin reaction, electrical stimulation, coping strategies.

ВВЕДЕНИЕ

Стресс - это неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. У лиц с чрезвычайно низкой стрессоустойчивостью в ответ на стрессовое событие, не выходящее за рамки обычного или повседневного психического стресса, а также у лиц с нормальной стрессоустойчивостью в ответ на хронически повторяющийся стресс, может развиться болезненное состояние, которое может варьировать от соматических до психических расстройств адаптации и тяжелых неврозов [1]. Сформированный за миллионы лет механизм реагирования на внешнее стрессогенное воздействие (выброс в кровь адреналина, повышение артериального давления, учащение сердцебиения и др.), который способствует подготовке организма к «борьбе или бегству», для современного человека в подавляющем большинстве случаев не просто бесполезен, но и вреден, приводит в конце концов к возникновению психосоматического или нервно-психического заболевания [2]. Согласно представлениям о влиянии эмоционального стресса на организм, негативные метаболические реакции связаны с длительным отсутствием условий для удовлетворения биологических или социальных потребностей, трудностями в принятии решений, несоответствием ожидаемых и реальных результатов, конфликтными ситуациями. Они обладают длительным последействием и способностью к суммации. Вследствие этого возникает

застойное возбуждение, способное вызвать генерализацию активности структур головного мозга и оказать нисходящие влияния на внутренние органы. Застойное возбуждение влечет за собой изменение метаболизма нервных клеток гипоталамуса и ствола мозга. Особую роль в данном процессе играют избирательная реорганизация нейрохимических свойств и пластическая перестройка обмена катехоламинов в нейронах зон мозга, отвечающих за эмоции. Все это создает условия для новой нейрохимической интеграции, определяющей стойкое отрицательное эмоциональное возбуждение, которое находится в основе центральных механизмов всего комплекса соматовегетативных проявлений эмоционального стресса [3].

Для профилактики возникновения вышеперечисленных недугов необходимо применение методов, позволяющих эффективно повышать стрессоустойчивость организма, как, например, методы биологической обратной связи (БОС) с использованием по кожно-гальва-нической реакции (КГР), целенаправленно снижающие стресс-реакцию организма в течение курса тренинга, состоящего из определенного количества сеансов. БОС-терапия способствует восстановлению и поддержанию баланса симпатического и парасимпатического отделов ВНС, равновесию между активностью двух полушарий головного мозга, а также между нервной и иммунной системами; что, в свою очередь, положительно влияет на физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные процессы [2]. КГР - это рефлектор-но вызываемое изменение электрических свойств кожи, которое может выражаться изменением разности потенциалов между двумя участками кожной поверхности и изменением кожного сопротивления или проводимости. Обе величины отражают уровень активации вегетативной нервной системы (ВНС). Получая информацию о динамике КГР, испытуемый может объективно судить о степени своего эмоционального напряжения - чем оно выше, тем больше амплитуда колебаний КГР [4].

Существует достаточное количество систем БОС-терапии, использующих КГР в качестве датчика и включающих его в свои процедуры. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в комплексе «БИОС», стимуляция осуществляется по индивидуальным программам, учитывающим объективный контроль функционального состояния человека на основе полиэффекторной регистрации электрофизиологических показателей и использования этих показателей в режиме двухконтурной БОС [5]. Курс обучения самоконтролю по показателю КГР в еще одной методике ИНТЭНС состоит из трех основных этапов, так же, как и в реализованном нами тренинге в программном обеспечении «Реакор» фирмы Медиком МТД, позволяет развить навыка эмоционального самоконтроля [6]. Тренажер БОС по КГР MINDSKIN («МИРАЖ-1») генерирует световые и звуковые сигналы, которые воздействуют через зрительный и слуховой анализаторы, с вовлечением в процесс корковых, лимбических структур и ретикулярной формации головного мозга, что косвенно влияет на нейрогуморальную регуляцию [7]. Метод игрового биоуправления, разработанный под руководством академика М.Б. Штарка, предназначен для профилактики стресс-зависимых заболеваний. Задача этого игрового тренинга - обучить человека новым способам реагирования на конфликтные ситуации, расширить его поведенческий арсенал через овладение навыками произвольной регуляции физиологических функций в условиях психоэмоциональной нагрузки [8].

Биосенсоры биологической обратной связи на основе КГР и анализа вариабельности сердечного ритма перспективны в отношении внедрения в видеоигры виртуальной реальности, которые позволят пользователю косвенно преобразовывать свои эмоциональные состояния для создания или изменения игровой среды. Данная комбинация этих двух биосенсоров биологической обратной связи может значительно обогатить опыт виртуальной реальности и повысить эффективность процедур, использующих виртуальную реальность, в том числе, в отношении психотерапии [9].

Рассмотренные методы и средства оптимизации работоспособности могут служить основой для создания новых комплексных систем, обеспечивающих их эффективное использование в реальных условиях профессиональной деятельности.

Эффективность БОС тренинга по КГР доказана рядом исследований. Так, показано достоверное уменьшение в группе девушек нервно-психического напряжения и акцентуации вины, а у юношей - акцентуации гнева и страха, повышение акцентуации удивления, что свидетельствует об оптимизации психологического состояния и возможности его произвольного контроля с помощью КГР-тренинга.

Экспериментально установленное формирование корреляционных связей между вегетативными показателями КГР и психофизиологическими параметрами после пролонгированного БОС-тренинга является доказательством воздействия выработанного навыка произвольной регуляции КГР не только на дифференцировочное торможение, лабильность нервных центров, но и оптимизацию психоэмоционального состояния человека в целом [10].

БОС по электромиографии и КГР является эффективной терапией от головной боли в случае, если она была связана со стрессом и качеством жизни [11]. БОС по КГР повысил эффективность применения техники релаксации по Бенсону в снижении симптомов психологического стресса по профилю состояний настроения (POMS) у группы с БОС, в частности, по показателю тревожности, по сравнению с применением техники релаксации без подключения БОС-тренинга [12].

Несмотря на подтвержденную эффективность и перспективность БОС по КГР в отношении снижения стресса, недостаточно исследованными остаются некоторые ее аспекты: эффекты БОС с электростимуляцией для выработки навыка угашения стресс-реакции и их динамические аспекты, а также возможное влияние БОС по КГР на копинг-стратегии, поскольку субъективная сторона совладания со стрессом неразрывно связана с используемыми копингами, а, согласно существующим исследованиям, есть основания полагать, что БОС-терапия, опосредованно через изменения в ЦНС влияя на психоэмоциональный фон, может способствовать и на распределение ресурсов, что является решающим фактором в совладании со стрессом [13].

Цель: изучение вклада тренинга биологической обратной связи по кожно-гальвани-ческой реакции с электростимуляцией в формирование стрессоустойчивости организма и изменение копинг-стратегий.

Гипотезы:

1. Курс тренингов БОС по КГР с электростимуляцией повышает стрессоустойчивость.

2. Курс тренингов БОС по КГР с электростимуляцией влияет на копинг-стратегии, сдвигая их в более эффективную сторону, уменьшая выраженность непродуктивных и увеличивая выраженность продуктивных стратегий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 13 испытуемых - 8 юношей и 5 девушек в возрасте от 19 до 22 лет, которые составили экспериментальную группу (БОС-группа). Контрольную группу составило 14 человек - 8 юношей и 6 девушек такой же возрастной категории. Все испытуемые - студенты Медицинской академии им. С. И. Георгиевского (Симферополь), выразившие желание принять участие в исследовании ради повышения эффективности совладания со стрессовыми факторами, сопровождающими их жизнь.

Проводился 10-сеансовый стандартный тренинг БОС по КГР с электростимуляцией (ЭС) с использованием программно-аппаратного комплекса «Медиком МТД», модуль «Реакор» по повышению стрессоустойчивости организма. Длительность одного сеанса составляла 58 минут, промежутки между сеансами - двое суток. Величина ЭС подбиралась индивидуально под порог чувствительности каждого испытуемого. Процедура являлась стандартной и апробированной специалистами фирмы Медиком МТД на предмет безопасности и отсутствие побочных эффектов с соответствующей сертификацией оборудования. Целевым показателем служил модуль кожно-гальванической реакции (МКГР, измеряемый в единицах электрической проводимости - микросименсах ^S), фиксировавший всплески КГР с нивелировкой трендов, рассчитываемый в процедуре в программном обеспечении модуля «Реакор».

Тренинг состоял из следующих этапов: «Привыкание», «Дифференцировка», «Подавление КГР с предупреждением», «Подавление КГР».

Цель этапа «Привыкание» - угашение КГР на звуковые стимулы высокого и низкого тона. Осуществляется привыкание к двум разным по высоте звуковым стимулам (высокого и низкого тона), которые длятся по 10 с и подаются в случайном порядке через случайные временные интервалы. Первые предъявления звуковых стимулов сопровождаются ориентировочной реакцией и всплеском амплитуды КГР. По мере привыкания звуковые стимулы перестают вызывать повышение амплитуды КГР. Цель этапа «Дифференцировка» - выработка классического оборонительного условного рефлекса, проявляющегося в выраженной КГР при предъявлении высокого тона, сочетающегося с ЭС, и отсутствием всплесков КГР на звук низкого тона без ЭС. Для этого звук высокого тона подкрепляют нанесением электрокожного раздражения (ЭКР) через укрепленные на запястье правой руки электроды. Подача звуковых стимулов осуществляется также в случайном порядке и в случайные моменты времени до тех пор, пока в ответ на звуковой стимул высокого тона не будет устойчиво появляться выраженный всплеск КГР уже до нанесения ЭКР, а в ответ на нейтральный звук низкого тона всплеск КГР будет практически отсутствовать. На втором этапе испытуемый формирует навык различать нейтральные стимулы и стимулы, несущие как бы угрозу,

«включая» в ответ на последние механизм активации симпатической нервной системы. Цель этапа «Подавление КГР с предупреждением» - с помощью релаксации или других психотехник уменьшить выраженность КГР в ответ на предъявление стрессогенного звукового раздражителя высокого тона. На этом этапе вырабатывается навык инструментального подавления всплеска КГР. Сопротивление нарастанию эмоционального напряжения во время звучания стимула высокого тона, отображаемое объективно снижением амплитуды КГР на экране монитора, позволяет избежать нанесения ЭКР. Если же снизить эмоциональное напряжение не удастся, в момент превышения амплитуды всплеска КГР заданного порога наносится ЭКР. Вследствие этого у испытуемого создаётся мотивация к подавлению чувства напряжения, возникающего при действии высокого звукового стимула. Важной особенностью этого этапа является то, что испытуемый предупреждается о моменте подачи и высоты звукового тона, что исключает фактор неопределенности, способный увеличить эмоциональное напряжение, и облегчает первоначальное формирование навыка подавления симпатической активации. Этап «Подавление КГР» предназначен для использования навыка эмоционального самоконтроля, сформированного в щадящих условиях третьего этапа, в ситуации, когда звуковой стимул высокого тона появляется неожиданно для испытуемого, и необходимо, независимо от готовности, противостоять нарастанию эмоционального напряжения. При достижении цели тренировки показатель избегания (отношение количества звуковых стимулов высокого тона без ЭКР к общему количеству поданных звуковых стимулов высокого тона) равен 100%, а весь курс обучения считается успешно завершенным, когда эффективность тренировки составляет не менее 90% в трех последовательных сеансах.

В исследовании использованы два психологических опросника: 1) Методика «Ко-пинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндле-ра, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»); 2) Методика определения стрес-соустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге.

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» предназначена для определения вида совладающего поведения. Она состоит из 48 утверждений, сгруппированных в три фактора. Каждый из факторов представлен шкалой из 16 вопросов, третий фактор -избегание - имеет две субшкалы: отвлечение и социальное отвлечение. Методика надежно измеряет три основных стиля совладания: 1) стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы (проблемно-ориентированный стиль, или копинг); 2) эмоционально-ориентированный стиль; 3) стиль, ориентированный на избегание. Факторная структура методики была валидизирована на выборках студентов старших курсов университета и здоровых взрослых. Возможно также применение методики в клинике. Опросник прошел адаптацию и психометрическую проверку в 1999-2001 гг. в исследовании совладающего поведения на выборке российских испытуемых. Содержащиеся в опроснике шкалы автономны относительно друг друга. Опросник дифференцирует людей с различными стилями поведения в стрессовой ситуации и может применяться для диагностики совладаюшего поведения у взрослых [14].

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге, созданная врачами Т. Холмсом и Р. Райхом, изучавшими зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий, предназначена для определения уровня сопротивляемости стрессу. Опросник имеет шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессоген-ности. Бланк теста содержит список 43 психотравмирующих событий жизни за последний год, имеющих различную эмоциональную окраску и значимость, каждое из которых оценивается в баллах по 100-балльной шкале. После прохождения теста производится подсчет баллов. Если количество баллов меньше 150, значит сопротивляемость стрессу достаточно большая. Если от 150 до 199 - высокая, от 200 до 299 - пороговая, от 300 и более - низкая [15]. Данный опросник использовался нами перед началом исследования как вспомогательный для того, чтобы гомогенизировать выборки по параметрам психотравмирующих стрессогенных событий. Его применение носило методический характер: испытуемые были разбиты на группы так, чтобы различия по данному опроснику отсутствовали как в абсолютном выражении, так и по статистической значимости. Следует упомянуть, что ни у одного из испытуемых балл по данному опроснику не превышал пороговой сопротивляемости, что также являлось критерием включением испытуемого в исследование.

Опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» применялся дважды: БОС-груп-па заполняла его до и после окончания курса тренинга, а контрольная - в то же время, что и БОС-группа, для определения возможных различий в копинг-стратегиях как в отношении межгрупповых сравнений, так и сдвигов значений. С учетом гомогенности выборок

по социальному и внешнему влиянию, такого рода процедуры сравнения нивелировало в значительной мере действие систематических и случайных факторов, в отличие от собственно интересующего нас фактора воздействия - курса БОС-тренинга.

Статистическую обработку проводили с помощью критериев Стьюдента для связанных и несвязанных выборок с учетом неравных дисперсий, а также использовали одно-и двухфакторный дисперсионный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

При распределении значений МКГР в зависимости от номера сессии на фоновых и тренинговых этапах наблюдается постепенное снижение показателя на тренинговых этапах по сравнению с фоновыми начиная с 6-й сессии (рис. 1). Можно предположить, что это то количество сессий, начиная с которого начинает устойчиво формироваться навык адаптивной биорегуляции стресс-реакции. В ходе исследования выявилось, что наибольшие значения по модулю кожно-гальванической реакции (МКГР) характерны для этапа тренинга «итогового фон», которые составляют 0,78 дЭ, независимо от номера сессии (рис. 2). Наименьшие - для этапа «привыкание», составляющие 0,29 дЭ. Следует обратить внимание, что на этапах отдыха между этапами с электростимуляцией не было существенных изменений уровней МКГР, что, в целом, свидетельствует об эффективности подавления стресс-реакции. Наибольшие значение МКГР фиксировались, как раз на итоговом фоне, когда испытуемые точно знали об отсутствии электростимуляции и связанных с этим дискомфортных ощущениях. Возможно, это своего рода послестрессовое возрастание МКГР, но, будучи включено в терапевтическую процедуру, оно не носит негативного воздействия, как послестрессовое расстройство, а, наоборот, является неким дополнительным тренировочным десенсебилизирующим фактором, способствующим привыканию к моделируемой стресс-реакции, релевантной в психологическом и физиологическом отношениях тем стрессам, с которыми человек встречается в реальной жизни.

Рисунок 1. Курсовая динамика показателя модуля кожно-гальванической реакции с

учетом его особенностей на этапах фона либо отдыха и этапах тренинга.)

1 23456789 10

№ сессии

Рисунок 2. Усредненные по курсу тренинга значения показателя модуля кожно-гальванической реакции на разных этапах тренинга.

В ходе обработки результатов тестирования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» было выявлено, что до тренинга у экспериментальной группы и в первом тестировании у контрольной группы средние значения показателей копинг-стратегий не выходили за пределы нормы, либо в некоторых случаях доходили до пограничных значений. Изначально статистически значимые различия присутствовали в копинге «решение задачи». У испытуемых из контрольной группы он был выше, чем БОС-группе (Таблица 1). По остальным шкалам копинга между группами различия отсутствовали. Во втором тестировании ситуация существенно изменилась. Появились статистически значимые отличия по шкалам «избегания», а также ее субшкалам «отвлечение» и «социальное отвлечение» - они стали ниже в БОС-группе. Как известно, первые два относятся к непродуктивным копин-гам, а «социальное отвлечение» считается нейтральным. В свою очередь, копинг «решение задачи», являющийся продуктивным копингом, после тренинга несколько повысился в экспериментальной группе, а в контрольной остался практически неизменным.

Таблица 1. Сравнения параметров опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» до и после тренинга в БОС-группе с соответствующими по времени замерами в контрольной группе с помощью критерия Стьюдента для несвязанных

выборок.

Параметры опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» M±m, контрольная группа M±m, БОС-группа p - уровень значимости различий

ДО Решение задачи 58,07±2,55 51,00±2,16 0,046*

ДО Эмоции 37,07±1,84 40,46±3,23 0,36

ДО Избегание 45,50±1,79 40,61±2,27 0,10

ДО Субшкала отвлечения 19,14±1,03 18,61±1,36 0,75

ДО Субшкала социального отвлечения 16,00±0,96 13,08±1,21 0,069

ПОСЛЕ Решение задачи 59,28±2,58 53,15±2,89 0,12

ПОСЛЕ Эмоции 45,07±3,96 36,00±3,77 0,11

ПОСЛЕ Избегание 46,57±2,12 37,15±2,67 0,010*

ПОСЛЕ Субшкала отвлечения 21,21±1,21 16,92±1,37 0,027*

ПОСЛЕ Субшкала социального отвлечения 15,64±0,81 11,69±1,22 0,011*

Был выявлен сдвиг по эмоциональной реакции на стресс у контрольной группы (Таблица 2) - выраженность данного копинга существенно увеличилась.

Таблица 2. Статистический анализ сдвигов в значениях параметров «Копинг-пове-дение в стрессовых ситуациях» между первым и вторым измерениями в контрольной группе, а также между измерениями до и после тренинга в БОС-группе.

Параметры опросника Контрольная группа БОС-группа

1 измерение 2 измерение До тренинга После тренинга

Решение задачи 58,07±2,55 59,28±2,58 51,00±2,16 53,15±2,89

р=0,65 р=0,48

Эмоции 37,07±1,84 45,07±3,96 40,46±3,23 36,00±3,77

р=0,048* р=0,18

Избегание 45,50±1,79 46,57±2,12 40,61±2,27 37,15±2,67

р=0,58 р=0,007**

Субшкала отвлечения 19,14±1,03 21,21±1,21 18,61±1,36 16,92±1,37

р=0,10 р=0,024*

Субшкала соц. отвлечения 16,00±0,96 15,64±0,81 13,08±1,21 11,69±1,22

р=0,70 р=0,017*

Стоит предположить, что данный феномен может быть связан с социальными факторами, поскольку второе тестирование происходило незадолго до зачетно-экзаменационной сессии. В экспериментальной группе, наоборот, было выявлено некоторое снижение копинга «эмоции», что особенно показательно в отношении эффективности БОС-тренинга, учитывая, что второе тестирование у экспериментальной группы проходило в тот же временной период, что и у контрольной группы - во время зачетно-экзаменационной сессии. При этом следует отметить статистически высоко значимый сдвиг по копингу «избегание» у БОС-группы (см. табл. 2), а также по ее субшкалам, чего не наблюдалось у контрольной группы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Выявленная динамика от сеанса к сеансу по снижению кожно-гальванической реакции как в фоновых, так и тренинговых этапах, подтверждает первую гипотезу нашего исследования. Важно отметить, что с шестого сеанса значение МКГР становится стабильно меньшим на тренинговых этапах, по сравнению с фоновыми, что свидетельствует о стабильности достигаемых эффектов по саморегуляции состояния испытуемых и обретения ими навыков по угашению стресс-реакции именно в нужное время, когда этого требуют создаваемые в тренинге условия, подобные психологическому восприятию тех стрессогенных воздействий в реальной жизни.

Наблюдаемые изменения копинг-стратегий в результате курса тренингов в сторону продуктивных подтверждают вторую гипотезу исследования.

Психофизиологические механизмы изменения копинг-стратегий в результате прохождения курса тренингов объясняются, исходя из результатов современных исследований и особенностей копинга как явления.

Так, одним из факторов повлиявших на перестройку копинг-стратегий, могла послужить нейропластичность головного мозга, которая задействуется в тренировочном процессе методов БОС. Это подтверждается современными результатами изучения влияния БОС на процессы нейропластичности. Были обнаружены микроструктурные изменения в белом и сером веществе в результате использования протокола нейробиоуправления (одной

из разновидностей БОС), направленного на улучшение устойчивости внимания. По данным структурной МРТ, повышенная фракционная анизотропия была обнаружена в путях белого вещества, вовлеченных в реализацию процессов устойчивости внимания, и увеличение серого вещества в церебральных структурах, вовлеченных в этот тип внимания. Таким образом, БОС-тренинг может привести к микроструктурным изменениям в белом и сером веществе [16]. На основе фМРТ (функционаальная магнитно-резонансная томография) в реальном времени было показано, что БОС может быть инструментом для реконфигурации нейронных сетей мозга. Была обнаружена реконфигурация нейронной сети на этапе обучения БОС между корковым центром слуха и слуховым путем, в зрительном центре, связанным с обработкой визуальной обратной связи, что свидетельствует о возможностях использования методик БОС для восстановления после неврологических расстройств, связанных с повреждением нейронных связей [17]. В результате БОС-тренингов осуществляется настройка электрической активности мозга на уровень, обеспечивающий оптимальный баланс между гибкостью и стабильностью нейронной сети [18].

Вторым важным фактором, обеспечившим полученные изменения в копинг-страте-гиях, могла стать сама их сущность. Под копингом понимаются «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности» [19]. В настоящее время под копингами понимают, как правило, произвольные и сознательные действия [20]. Копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать ее воздействие, при этом копинг не является автоматизированным адаптивным поведением, как, например, психологические защиты. Folkman S. и Lazarus R. S. отмечают, что важно различать автоматизированные и волевые усилия в преодолении. В этом случае, если копинги определяются как произвольные и сознательные действия, критерием их отличия от защитных механизмов является осознанность [21]. Копинг как процесс включает определенные усилия, поэтому не может быть сведен к автоматизированным адаптационным механизмам как, например, рефлексы [22].

Поэтому уместно предположить, что волевые процессы, задействованные в ходе тренинга по снижению стрессоустойчивости, также могли прямым образов повлиять на изменения копинг-стратегий.

ВЫВОДЫ

Выявлена динамика от сеанса к сеансу по снижению КГР как в фоновых, так и тре-нинговых этапах, появляющаяся с шестого сеанса, что подтверждает первую гипотезу исследования.

Полученные изменения копинг-стратегий в результате курса тренингов в сторону эффективных подтверждают вторую гипотезу исследования. Одним из факторов, повлиявших на перестройку копинг-стратегий, могла послужить нейропластичность головного мозга, которая задействуется в тренировочном процессе методов биологической обратной связи, что подтверждается рядом исследований. Вторым важным фактором, обеспечившим полученные изменения, могла стать сама сущность копинг-стратегий, а именно ее произвольность, базирующаяся на волевых усилиях в преодолении ситуации. Волевые процессы, задействованные в ходе тренинга по снижению стрессоустойчивости, также могут прямым образом повлиять на изменения копинг-стратегий.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest: We have no conflict of interest to declare.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева О. В. Стресс и расстройства адаптации. РМЖ. 2009; 17(11): 789-793.

2. Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., Михайленок Е.Л. Эффективность различных форм сигналов обратной связи в ходе лечебных сеансов функционального биоуправления. Физиология человека. 1990; 16(1): 13-17.

3. Судаков К.В., Юматов Е.А. Эмоциональный стресс в современной жизни. М. 1991; 84.

4. Адамчук А. В. Технология повышения психической стрессоустойчивости на основе БОС-тренинга. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008; 83: 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ермилов Н. Н. и др. Технология БИОС - новый метод восстановления психической работоспособ-

ности. Системная психология и социология; 2012; 5: 71-76.

6. Борсуков А. В., Унакафов А. М., Гельт Т. Д. Первый опыт применения аппаратно-программного комплекса «Интэнс» для оценки стрессоустойчивости студентов в условиях экзаменационного стресса. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2011; 2.

7. Гельт Т. Д., Борсуков А. В. Клинические возможности тренажеров стрессоустойчивости в психосоматической медицине. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2010; 1.

8. Джафарова О. А., Донская О. Г., Зубков А. А., Штарк М. Б. Игровое биоуправление как технология профилактики стресс-зависимых состояний. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2000; 18(4): 12-15.

9. Iancovici, T. V., Osorio, S., & Rosario, B. J. Biofeedback in Virtual Reality Applications and Gaming. Massachusetts, University of Massachusetts. 2011.

10. Балашова Н. А., Золотухина А. Ю., Симонов С. Н. Изучение пролонгированного влияния БОС-тре-нинга на психофизиологический статус студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012; 17(3).

11. Sahoo, B. M., Gupta, A. D., & Shivahare, B. D. Audio Visual EMG & GSR Biofeedback Analysis and Spiritual Methods for Understanding Human Behaviour and Psychosomatic Disorders.

12. Fehring, R. J. Effects of biofeedback-aided relaxation on the psychological stress symptoms of college students. Nursing Faculty Research and Publications. 1983; 32(6): 362-366. doi.org/10.1097/00006199-198311000-00009

13. Williams P. G., Wiebe D. J., Smith T. W. Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health. Journal Of Behavioral Medicine. 1992; 15(3): 237—255. doi.org/10.1007/ bf00845354

14. Соловьева В. А. Психология и практика: Сб. науч. трудов. Отв. ред. — Кострома: Изд-во К. ГУ им. НА. Некрасова. 2001; 1: 70—82.

15. Гулиева Х.Б., & Белобрыкина О.А. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о диагностической информативности методики Т. Холмса и Р. Раге. PEM: Psychology. Educology. Medicine. (3-4): 149167.

16. Ghaziri J., Tucholka A., Larue V., Blanchette-Sylvestre M., Reyburn G., Gilbert G., Levesque J., Beauregard M. Neurofeedback training induces changes in white and gray matter. Clin EEG Neurosci. 2013; 44(4): 265-272. doi.org/10.1177/1550059413476031

17. Haller S., Kopel R., Jhooti P., Haas T., Scharnowski F., Lovblad K.O., Scheffler K., Van De Ville D. Dynamic reconfiguration of human brain functional networks through neurofeedback. Neuroimage. 2013; 81: 243-252. doi. org/10.1016/j.neuroimage.2013.05.019

18. Ros T., Baars J.B., Lanius R.A., Vuilleumier P. Tuning pathological brain oscillations with neurofeedback: a systems neuroscience framework. Front Hum Neurosci. 2014; 8: 1008. doi.org/10.3389/ fnhum.2014.01008

19. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. Springer publishing company. 1984.

20. Folkman, S., Lazarus, R. S., Dunkel-Schetter, C., DeLongis, A., & Gruen, R. J. Dynamics of a stressful encounter: cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes. Journal of personality and social psychology. 1986; 50(5): 992-1003. doi.org/10.1037/0022-3514.50.5.992

21. Lazarus, R. S., & Folkman, S. The concept of coping. Stress and Coping: an Anthology. 1991; 189-206. doi.org/10.7312/mona92982-017

22. Murphy L. Coping vulnerability and residence in child-hood. Coping and adaptation N. Y. 1974.

REFERENCES

1. Vorob'eva O. V. Stress i rasstrojstva adaptacii. RMZh. 2009; 17(11): 789-793. (In Russ)

2. Bogdanov O.V., Pinchuk D.Ju., Mihajlenok E.L. Jeffektivnost' razlichnyh form signalov obratnoj svjazi v hode lechebnyh seansov funkcional'nogo bioupravlenija. Fiziologija cheloveka. 1990; 16(1): 13-17. (In Russ)

3. Sudakov K.V., Jumatov E.A. Jemocional'nyj stress v sovremennoj zhizni. M. 1991; 84. (In Russ)

4. Adamchuk A. V. Tehnologija povyshenija psihicheskoj stressoustojchivosti na osnove BOS-treninga. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. 2008; 83: 6. (In Russ)

5. Ermilov N. N. i dr. Вк^ technology — new psychic work capacity optimization method. Sistemnaja psihologija i sociologija; 2012; 5: 71-76. (In Russ)

6. Borsukov A. V., Unakafov A. M., Gel't T. D. First experience of hardware and software system intens» to assess the stress tolerance of students in exam stress. Vestnik Smolenskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii. 2011; 2. (In Russ)

7. Gel't T. D., Borsukov A. V. Klinicheskie vozmozhnosti trenazherov stressoustojchivosti v psihosomaticheskoj medicine. Vestnik Smolenskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii. 2010; 1. (In Russ)

8. Dzhafarova O. A., Donskaja O. G., Zubkov A. A., Shtark M. B. Game biofeedback - a technology for preventing stressinduced disorders. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. 2000; 18(4): 12-15. (In Russ)

9. Iancovici, T. V., Osorio, S., & Rosario, B. J. Biofeedback in Virtual Reality Applications and Gaming. Massachusetts, University of Massachusetts. 2011.

10. Balashova N. A., Zolotuhina A. Ju., Simonov S. N. Study of prolong influence of "biological feedbacktraining" on psycho-physiological status of students. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Estestvennye i tehnicheskie nauki. 2012; 17(3). (In Russ)

11. Sahoo, B. M., Gupta, A. D., & Shivahare, B. D. Audio Visual EMG & GSR Biofeedback Analysis and Spiritual Methods for Understanding Human Behaviour and Psychosomatic Disorders.

12. Fehring, R. J. Effects of biofeedback-aided relaxation on the psychological stress symptoms of college students. Nursing Faculty Research and Publications. 1983; 32(6): 362-366. doi.org/10.1097/00006199-198311000-00009

13. Williams P. G., Wiebe D. J., Smith T. W. Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health. Journal Of Behavioral Medicine. 1992; 15(3): 237—255. doi.org/10.1007/ bf00845354

14. Solov'eva V. A. Psihologija i praktika: Sb. nauch. trudov. Otv. red. — Kostroma: Izd-vo K. GU im. NA. Nekrasova. 2001; 1: 70—82. (In Russ)

15. Gulieva H.B., & Belobrykina O.A. Stressoustojchivost' lichnosti: k voprosu o diagnosticheskoj informativnosti metodiki T. Holmsa i R. Rage. PEM: Psychology. Educology. Medicine. (3-4): 149-167. (In Russ)

16. Ghaziri J., Tucholka A., Larue V., Blanchette-Sylvestre M., Reyburn G., Gilbert G., Levesque J., Beauregard M. Neurofeedback training induces changes in white and gray matter. Clin EEG Neurosci. 2013; 44(4): 265-272. doi.org/10.1177/1550059413476031

17. Haller S., Kopel R., Jhooti P., Haas T., Scharnowski F., Lovblad K.O., Scheffler K., Van De Ville D. Dynamic reconfiguration of human brain functional networks through neurofeedback. Neuroimage. 2013; 81: 243-252. doi. org/10.1016/j.neuroimage.2013.05.019

18. Ros T., Baars J.B., Lanius R.A., Vuilleumier P. Tuning pathological brain oscillations with neurofeedback: a systems neuroscience framework. Front Hum Neurosci. 2014; 8: 1008. doi.org/10.3389/ fnhum.2014.01008

19. Lazarus, R. S., & Folkman, S. Stress, appraisal, and coping. Springer publishing company. 1984.

20. Folkman S., Lazarus R. S., Dunkel-Schetter C., DeLongis A., & Gruen R. J. Dynamics of a stressful encounter: cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes. Journal of personality and social psychology. 1986; 50(5): 992-1003. doi.org/10.1037/0022-3514.50.5.992

21. Lazarus, R. S., & Folkman, S. The concept of coping. Stress and Coping: an Anthology. 1991; 189-206. doi.org/10.7312/mona92982-017

22. Murphy L. Coping vulnerability and residence in child-hood. Coping and adaptation N. Y. 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.