Научная статья на тему 'Психофизиологические черты студентов-исследователей'

Психофизиологические черты студентов-исследователей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фадеев Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические черты студентов-исследователей»

8. Мельников А.Х. и др. // 1-й Межд. симпоз. Фундаментальные науки и альтернативная медицина.- Пущино, 1997.- С. 61.

9. Гейм Р. В. и др. // Вопр. курортол. физиотерап. леч. физ. культ.- 2004.- № 2.- С. 11-13.

10. Федотчев А.И. и др. // Биомед. химия.- 2004.- Т. 50, прил. № 1.- С. 188-194.

11. Ossebaard H.C. // Appl.Psychophysiol.Biofeedback.-2000.- Vol. 25, № 2.- P. 93-101.

12. Федотчев А.И. и др. // 4-я нац. конф. «Информационновычислительные технологии в науке» (ИВТН-2005).- М., 2005.-С. 37.

13. ФедотчевА.И. и др.И Успехи физиол. наук.- 2000.-Т. 31, № 3.- С. 39-53.

14. Ким Е.В., Федотчев А.И. // Матер. Всерос. форума «Здоровье России и биологическая обратная связь».- СПб., 2002.-С. 53-54.

УДК 612-08; 591.08

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Ю.А. ФАДЕЕВ*

В 1989 году в 1 Московском медицинском институте им. И.М.Сеченова был организован факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров для подготовки врачей, получивших, помимо базисного медицинского, углубленное специальное образование в одной из избранных областей науки и расширенные гуманитарные знания. При создании факультета основная задача заключалась в создании системы отбора студентов. Необходимо было среди массы студентов выбрать тех, в которых заложены мотивация поиска нового, стремление к научному исследованию в области медицинских наук и гордость первооткрывателя [4]. Хотя педагогическая наука имеет значительные достижения в методах выявления одаренной молодежи и предсказания развития способностей у человека, вместе с тем отсутствовали надежные объективные критерии, позволяющие выбрать среди студентов талантливые личности в их стремлении заниматься научными исследованиями в области медицин. С позиций теоретических представлений современной физиологии о закономерностях и механизмах формирования поведения получение высшего образования связано с поступлением в центральную нервную систему большого потока информационных сигналов. Информационные процессы стали рассматриваться как свойство системной организации целого организма [12].

Цель работы — выявление психофизиологических особенностей талантливой молодежи с выраженной мотивацией к научному поиску нового в медицине.

На первом этапе исследований была предпринята попытка выявления интеллектуального потенциала студентов на основе дерматоглифических исследований. Одним из информационных маркёров системной организации внутримозговых процессов может служить кожный рисунок на концевых фалангах пальцев рук (дерматоглифика). Накоплено немало данных о связи узора гребневой кожи на дистальных подушечках пальцев человека с морфо-функциональной организацией его в ЦНС [1, 3, 5]. Учитывая общий генетический источник развития кожи и нервной системы [16], предположим, что узоры на концевых фалангах пальцев могут отражать врожденные индивидуальные психологические особенности личности, определяющие поведение.

Среди врожденных механизмов формирования целенаправленного поведения человека следует в первую очередь выделить мотивационное возбуждение в ЦНС, формирующееся на основе внутренней потребности организма [10]. Наряду с врожденными мотивациями голода, жажды, страха и др. можно выделить социальные мотивации, формирующиеся на основе поступления в мозг информационных сигналов из внешней среды. К проявлениям подобных мотиваций можно отнести такие поведенческие акты человека как колекционирование, занятие научными исследованиями, стремление к образованию, обучение

какой-либо профессии. Анализ корреляционных отношений между кожными пальцевыми узорами и мотивационным состоянием человека позволит не только спрогнозировать алгоритм поведения, но и определить оптимальную сферу его дальнейшей профессиональной деятельности. Перспективность подобного подхода была показана И.Н.Спиридоновым [8] в исследованиях личностных характеристик студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана и диагностики их профессиональных способностей.

Рис. 1. Типы папиллярных узоров: а - дуга (А), б - завиток (Ш), в - петля ульнарная (Ьи), г - петля радиальная (Ьг)

Методика. В проведенных исследованиях на добровольной основе участвовали студенты Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова (ММА) (135 девушек и 95 юношей) в возрасте от 17 до 28 лет. Параметры дерматоглифики изучались по отпечаткам десяти пальцев, полученным по стандартной методике, широко применяемой в дактилоскопии [5].

В качестве информативных дерматоглифических параметров изучались дельтовый индекс и дерматоглифические фенотипы. Узоры классифицировались по трем общепринятым типам: дуга, петля и завиток (рис. 1). Дельтовый индекс определялся индивидуально для каждого человека как сумма дельт на десяти пальцах (для узора типа дуга число дельт равно 0, для петли - 1, для завитка - 2). Определение каждого пальцевого узора в большинстве случаев велось с использованием разработанного в МГТУ им. Н.Э.Баумана автоматизированного аппаратнопрограммного комплекса для дерматоглифических исследований « Малахит».

Результаты. В первой серии исследований была предпринята попытка на основе анализа индивидуального папиллярного узора выявить у студентов-медиков предпочтение к занятиям в будущем научной деятельностью. Был проанализирован папиллярный узор у 230 студентов обоего пола 2-го курса ММА им. И. М. Сеченова. Из них 89.студентов не только были мотивированы желанием решать научные задачи, но и имели средний бал успеваемости не ниже 4,5 (первая группа) (табл. 1). Эти студенты участвовали в конкурсе на зачисление на специальный факультет подготовки научно-педагогических кадров.

* ММА им. И.М. Сеченова

Таблица 1

Распределение величин дельтового индекса у студентов-медиков

Дельтовый Группа 1 Число Группа 2 Количество Группа 3 Количество

индекс студентов- % студентов- % студентов- %

0 0 0 0

1 0 0 0

2 1-1,1% 1-1,8% 1-1,2%

3 1-1,1% 0 0

4 1-1,1% 0 0

5 4-4,5% 2-3,5% 0

6 1-1,1% 1-1,8% 0

7 3-3,4% 0 2-2,4%

8 5-5,6% 2-3,5% 4-4,8%

9 4-4,5% 2-3,5% 3-3,6%

10 13-14,6% 12-21,1% 6-7,1%

11 9- 10,1% 5-8,8% 7-8,3%

12 5-5,6% 8- -14,0% 17-20,2%

13 4-4,5% 3-5,8% 8-9,5%

14 4-4,5% 5-8,8% 10-11,9%

15 6-6,7% 1-1,8% 4-4,8%

16 11- 12,4% 3-5,3% 8-9,5%

17 6-6,7% 2-3,5% 5-5,9%

18 4-4,5% 5-8,8% 3-3,6%

19 3-3,4% 0 5-5,9%

20 4-4,5% 5-8,8% 1-1,2%

Всего 89-100% 57-100% 84-100%

Вторая группа студентов (57 чел.) не проявляла стремления к научным исследованиям, хотя и имела средний бал успеваемости не ниже 4,5. Эти студенты не пожелали участвовать в конкурсе. Для сравнения была исследована третья контрольная группа студентов (84 чел.) со средним баллом успеваемости ниже 4,5, которая и не стремилась к участию в конкурсе для зачисления на факультет подготовки научнопедагогических кадров. Наибольшее количество студентов (14,6 %), стремившихся попасть на факультет, имело дельтовый индекс 10, а 12,4 % - 16. Среди студентов, не желающих заниматься научными исследованиями, наибольшее число (21,1 %) имело дельтовый индекс 10, несколько меньше студентов (14,0%) имело дельтовый индекс 12. Среди успевающих студентов, желающих заниматься научными исследованиями, достаточно много (31,5%) имели дельтовые индексы от 16 до 20, а среди не желающих студентов с высокой успеваемостью -только 26,3%. Большинство студентов в контрольной группе имело дельтовый индекс 12 (20,2%), 11,9% студентов было с дельтовым индексом 14, а с дельтовым индексами от 16 до 20 -26,2%. Среди студентов, стремившихся поступить на научный факультет, наибольшее количество имело дельтовые индексы от 16 и выше, что говорит о преобладании в их дерматоглифическом фенотипе завитковых узоров. Меньше завитков было у студентов в контрольной группе и ещё меньше - в группе нежелающих поступать на факультет.

Чем сложнее тип узора на большинстве пальцев, а, следовательно, и выше величина дельтового индекса, тем выше запросы (мотивации) индивидуума к качеству жизни [8]. Установлено, что дельтовый индекс, как правило, свойственен лицам, способным к активной творческой работе, к вариабельности действий, в то время как низкий дельтовый индекс чаще всего связан с более прямолинейным мышлением [2]. В наших исследованиях группа студентов-медиков, имеющая социальную мотивацию к занятиям научными исследованиями, т. е. к получению информационных сигналов, удовлетворяющих сенсорную потребность мозга, имела преобладание в дерматоглифических фенотипах завитковых узоров (табл. 1). Студенты с наибольшими по величине дельтовыми индексами и представленностью завитковых узоров более успешно смогут реализовать себя не только в научных исследованиях, но и в получении образования, что подтверждает и их высокая академическая успеваемость (средний балл >4,5).

Во второй серии исследований был проведен сравнительный индивидуальный анализ комбинации типов пальцевых узоров у студентов-медиков и студентов технического вуза. Размеры исследуемых выборок составили: для студентов ММА им. И.М.Сеченова 57 юношей, для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана - 44 юноши. В качестве контроля использовались данные дерма-

тоглифики у юношей со средним образованием (СО) и различными видами деятельности (118 чел.). В составе студентов также были выделены юноши (отличники), у которых средний балл успеваемости выше либо равен 4,7, предполагая, что успеваемость студентов характеризует не только их способность к обучению, но и наличие других высокопрофессиональных качеств.. По каждой из выборок определялось количество каждого типа узоров на десяти пальцах в процентах (табл. 2).

Таблица 2

Распределение студентов ММА, студентов МГТУ и юношей СО по типам дерматоглифики

N АЬ ЬА АЬШ 10Ь ЬШ 10Ш

Студенты ММА Отличники 57 2% 9% 12% 9% 44% 21% 3%

19 0 16% 16% 21% 16% 21% 1%

Студенты МГТУ Отличники 44 5% 14% 14% 14% 11% 36% 7%

11 0 18% 9% 18% 18% 27% 9%

Юноши СО 118 1% 13% 13% 8% 31% 31% 4%

Характер распределения исследуемых по дерматоглифиче-ским фенотипам позволяет заметить, что у студентов МГТУ в основном встречаются дерматоглифические фенотипы WL (36%) (преобладание завитков). При этом у студентов ММА такой дерматоглифический фенотип встречается только в 21% случаев. У студентов ММА дерматоглифический фенотип LW (преобладание петель) встречается в 44% случаев, в то время как аналогичный дерматоглифический фенотип встречается только у 11% студентов МГТУ. В контроле (юноши СО) дерматоглияические фенотипы LW и WL встречаются в равной степени (31%). Следовательно можно полагать,что наличие дерматоглифического фенотипа WL отражает «технические» , а наличие дерматогли-фического фенотипа LW - «гуманитарные» склонности юношей.

Установленные различия в представленности пальцевых узоров у различных студентов ММА и МГТУ могут служить не только информационным маркером их врожденного стремления к получению большего потока информационных сигналов, но и дают возможность обоснованного профессионального отбора. Молодые люди, желающие получить высшее образование, выбирают учебное заведение, исходя из своих врожденных личностных психологических качеств. Так студент, выбравший медицину, в большей степени ориентируется на качественную оценку получаемой информации. В то же время, студент, выбравший технический ВУЗ с большим успехом решает количественные задачи. Дельтовый индекс и дерматоглифический фенотип могут служить индикатором предпочтительного отношения будущего студента к гуманитарным или техническим наукам.

С позиций системного подхода наличие подобных притязаний может означать различия в проявлениях социальной мотивации. Доминирующая мотивация усиливает чувствительность периферических рецепторов к ожидаемым раздражителям [7]. В этих процессах проявляется действие направляющего компонента доминирующей мотивации - акцептора результатов действия [11]. Доминирующая мотивация становится ведущим звеном информационных процессов в мозге, побуждая к активному поиску раздражителей во внешней среде. Подобный поиск проявляется в получении образования, в освоении профессии и творчества. Дерматоглифический фенотип также может указывать на готовность мозга к восприятию раздражителей, а, следовательно, и к анализу поступающей информации.

Третья серия исследований была направлена на выявление электроэнцефалографических признаков наличия у студентов социальной мотивации. К проявлениям социальных мотиваций относятся как занятия научными исследованиями, стремление к образованию, так и обучение какой-либо профессии. Работами К.В.Судакова [9] было показано, что мотивация голода проявляется в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) активацией передних отделов коры больших полушарий. Исследованиями Н.И.Шумилиной [13] и др. авторами показана генерализованная активация всей коры большого мозга при оборонительных состояниях животного. В последние годы появились новые данные [14-17, 6] о связи дельта-активности в ЭЭГ здорового человека с его интеллектуальной деятельностью. Мы предприняли попытку выявить элек-троэнцефалографические проявления у человека социальной мотивации, направляющей его на поиски и восприятие комплексных информационных воздействий.

Исследования проведены на двух группах студентов-добровольцах. В 1-ю группу входило 11студентов, которые поступали на факультет подготовки научно-педагогических кадров, т.е. имели мотивацию к научным исследованиям, стремились к получению новых информационных раздражителей. Они имели высокую академическую успеваемость. Во 2-ю группу (35 человек) входили студенты, не поступавшие на научный факультет и имевшие низкую академическую успеваемость.

ЭЭГ регистрировали в спокойном состоянии человека, сидя с закрытыми глазами, монополярно по общепринятой схеме «10 - 20» (отведения О2,О1,Р4,Р3,С4,С3,Р4,Р3,Т4,Т3, референтные электроды - ушные). Регистрация и обработка ЭЭГ осуществлялась на програмно-аппаратном комплексе «Бгаіпвув». Использовался показатель когерентности в биоэлектрической активности между точками отведения с поверхности головы. Существенные различия в связях между различными областями мозга обнаружены в диапазонах альфа и дельта частот. Причем у студентов, поступавших на факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров выявлена большая синхронность между различными областями коры мозга по сравнению со студентами, не поступившими на факультет. В качестве примера можно продемонстрировать когерентность во всех частотных диапазонах ЭЭГ у студента, поступавшего (рис.2 А) и у студента, не поступавшего (рис.2 Б) на факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров. На рисунке видны многочисленные связи между различными областями коры больших полушарий у студента с более выраженной социальной мотивацией к получению новых информационных сигналов. Хотя достоверных различий между выделенными группами студентов не установлено, тем не менее, выявлена тенденция в положительной корреляции уровня когерентности в ЭЭГ и выраженности социальной мотивации (занятие научными исследованиями).

Высокий уровень когерентности в дельта и альфа диапазонах частот ЭЭГ может служить психофизиологическим показателем наличия у студентов социальной мотивации, связанной со стремлением к получению новых знаний. Проведенный анализ результатов исследования указывает на возможность применения пальцевой дерматоглифики в качестве биологического маркера в оценке потенциальных интеллектуальных способностей человека. Дерматоглифический фенотип и ЭЭГ показатель могут быть использованы в комплексе критериев для отбора студентов на факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также с целью ранней их ориентации в выборе оптимальной сферы дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. Аполлонова И.А. и др. // Вестн. МГТУ.- Сер. Приборостроение.- 1998.- №4.- С. 51-67.

2. Баландин Р. // Наука-техника-бизнес.-1994.- №4.- С.11.

3. Богданов Р.Р. // Успехи физиологических наук.- 1997.-Т.28, № 2.- С.21-38.

4. ВолковВ.Ф., ФадеевЮ.АЛ ВНМТ.- 2006.- №3.- С. 166.

5. Гладкова Т.Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека.- М.:Наука,1966.- 151 с.

6. Джебраилова Т.Д. // Труды МНС по экспериментальной и прикладной физиологии.- Т.10.- М., 2001.- С. 124-135.

7. Есаков А.И. Системные механизмы деятельности рецепторов : Функциональные системы организма.- М.: Медицина, 1987.- С.201-223.

8. Спиридонов И.Н. // Сознание и физическая реальность.-1999.- Т.4 ,№1.- С.47-57.

9. Судаков К.В. // Физиол. ж. СССР.- 1962.- №2.- С. 150.

10. Судаков К.В. Биологические мотивации.- М.: Медици-на,1971.- 304 с.

11. Судаков К.В.Физиология мотиваций.- М.- СПб: Интер-тех, 1990.- 64 с.

12. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятельности.- М.: РМА ПО,1999.-380 с.

13. Шумилина А. //Физиол.ж. СССР.- 1959.- №10.- С. 1176.

14. Яковенко И.А., Черемушкин Е.А. // Ж. высш. нерв. де-ят.-1996.-Т.46, Вып.3.- С. 469-478.

15. Harmoni T. et al // Int. Psychophysiol, -1994.- №2.- Р.113.

16. Schaumann B., Alter M. Dermatoglyphiks in medikal disorders.- N.Y., 1976.-253 p.

17. Schober et al. // Neuropsychobiology.- 1995.- №2.- Р.98.

УДК 615.322

СЕЛЕКЦИЯ ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ К ГИПОКСИИ КРЫС И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕАКЦИИ НА ДЕЙСТВИЕ ПРИРОДНЫХ АНТИГИПОКСАНТОВ

А. И .МАТЮШИН *, М. Х. СЕМЕНОВ**, Х.Х. СЕМЕНОВ**

Введение. Гипоксия - актуальнейшая проблема сегодняшнего дня. Любое патологическое состояние прямо или косвенно связано с нарушением кислородного гомеостаза организма. Инсульты, инфаркты, ишемические состояния различных органов, инфекционные заболевания - это лишь небольшой перечень тех патологий, в основе генеза которых лежит гипоксия. Поэтому защита от гипоксии и ее последствий становится первостепенной задачей медицины, а проблема, связанная с этим приобретает социальную значимость [1, 3-5]. Проблема защиты организма от гипоксии является наименее разработанной в фармакологии и патологической физиологии. Она включает два самостоятельных подхода. Первый основан на использовании способов увеличения естественной резистентности организма к гипоксии и составляет основу самостоятельной области - адаптационной медицины, развиваемой в последние годы, в нашей стране [6]. Второй - путь фармакологической коррекции гипоксических состояний. Его основателями являются представители ленинградской школы фармакологов (В.В. Заку-сов; Л.В. Пастушенков, В.М. Виноградов и др.). Этой школой был впервые введен термин «антигипоксанты», обозначающий средства защиты от гипоксических повреждений [1, 3-5].

В настоящее время можно назвать десятки работ, посвященных поиску антигипоксантов - веществ, облегчающих реакцию организма на гипоксию либо предотвращающих ее развитие, ускоряющих нормализацию функции в постгипоксический период и увеличивающих резистентность организма или отдельных органов к ней [3, 5, 7]. Большое значение имеет выбор адекватной биологической модели для исследования антигипоксантов, так как от чувствительности животного к гипоксии во многом зависит и точность оценки антигипоксантного действия препаратов. Животные отличаются по своей чувствительности к воздействию экстремальных факторов. Гипоксия - один из таких факторов. В связи с этим задачей является селекция высокочувствительных (низкоустойчивых) к острой гипобарической гипоксии крыс и исследование на них антигипоксического эффекта экстракта Курильского чая. Необходимость работы по селекции животных на чувствительность к острой гипобарической гипокии вызвана тем, что экспериментаторы испытывают определенные затруднения, так как в настоящее время отсутствуют линии крыс, которые были бы отселекционированы по чувствительности к острой

Москва, Б.Пироговская, 9а, Международный центр теоретич. медицины, каф. молекулярной фармакологии и радиобиологии МБФ РГМУ Московская обл., пос. Светлые горы, ГУ Научный центр биомедицинских технологий РАМН, т.561-51-13

Бете 1 Бета 2 Бете 1 Б*тв 2

Когервмтюстъ ^ 0.70 Когерентность ^ 0.70

Рис.2. Количество связей между областями коры больших полушарий у студента, поступившего на научный факультет, (А) и у студента, не поступавшего на научный факультет (Б).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.