Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ "ЦЕНА" / СОСТОЯНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ / МУЗЫКАНТЫ-ПЕДАГОГИ / ПРЕДКОНЦЕРТНОЕ СОСТОЯНИЕ / НЕЙРОТИЗМ / ИНТРОВЕРСИЯ / НАПРЯЖЕНИЕ РЕГУЛЯЦИОННЫХ СИСТЕМ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL "PRICE" / THE STATE OF EXCITEMENT STAGE / MUSICIANS / TEACHERS / PRE-CONCERT STATE / NEUROTICISM / INTROVERSION / STRESS REGULATORY SYSTEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калиниченко Ирина Александровна, Заикина Анна Леонидовна, Латина Анна Александровна

В статье представлены результаты оценки стадий сценического волнения на основе данных анкетирования, разработанного авторами, показано распределение музыкантов-педагогов по группам в зависимости от уровня психофизиологической «цены» их предконцертной деятельности, что определено с помощью предварительно разработанной математической модели. Установлено преобладание музыкантов с очень высокими уровнями «цены», что свидетельствует о снижении адаптационного потенциала и перенапряжения организма в предконцертном периоде и требует разработки и внедрения профилактических и коррекционных программ с целью предупреждения истощения организма и срыва адаптационных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калиниченко Ирина Александровна, Заикина Анна Леонидовна, Латина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF STAGE UNREST MUSICIANS-TIME TEACHERS IN CONCERT PERFORMANCE

The article presents the stage the stage of excitement based on the survey data, developed by the authors, shows the distribution of teachers-musicians into groups depending on the level of psycho-physiological «price» of their Pre-concert activities, as determined by pre-developed mathematical model. The predominance of musicians with very high levels of the «price» that indicates a decline in the body’s adaptive capacity and surge in pre-concert period and requires the development and implementation of prevention and intervention programs to prevent exhaustion and failure of adaptation mechanisms.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

PSYCHOLOGIA | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Калиниченко Ирина Александровна

доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры Сумский государственный педагогический университет имени А.С. Макаренко Заикина Анна Леонидовна кандидат психологических наук, доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры Сумский государственный педагогический университет имени А.С. Макаренко Латина Анна Александровна кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры Сумский государственный педагогический университет имени А.С. Макаренко

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF STAGE UNREST MUSICIANS-TIME TEACHERS IN CONCERT PERFORMANCE

Kalinichenko I.O., doctor of medical sciences, professor, Sumy State Pedagogical, University named after A.S. Makarenko

Zaikina A.L., candidate of psychology, docent, Sumy State Pedagogical University named after A.S. Makarenko

Latina A.A., candidate of biology, docent, Sumy State Pedagogical University named after A.S. Makarenko

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты оценки стадий сценического волнения на основе данных анкетирования, разработанного авторами, показано распределение музыкантов-педагогов по группам в зависимости от уровня психофизиологической «цены» их предконцертной деятельности, что определено с помощью предварительно разработанной математической модели. Установлено преобладание музыкантов с очень высокими уровнями «цены», что свидетельствует о снижении адаптационного потенциала и перенапряжения организма в предконцертном периоде и требует разработки и внедрения профилактических и коррекционных программ с целью предупреждения истощения организма и срыва адаптационных механизмов.

ABSTRACT

The article presents the stage the stage of excitement based on the survey data, developed by the authors, shows the distribution of teachers-musicians into groups depending on the level of psycho-physiological «price» of their Pre-concert activities, as determined by pre-developed mathematical model. The predominance of musicians with very high levels of the «price» that indicates a decline in the body's adaptive capacity and surge in pre-concert period and requires the development and implementation of prevention and intervention programs to prevent exhaustion and failure of adaptation mechanisms.

Ключевые слова: психофизиологическая «цена», состояние сценического волнения, музыканты-педагоги, предконцерт-ное состояние, нейротизм, интроверсия, напряжение регуляционных систем.

Key words: psychophysiological «price», the state of excitement stage, musicians, teachers, pre-concert state, neuroticism, introversion, stress regulatory systems.

Постановка проблемы. В современных условиях конкуренции на рынке труда специалисты испытывают постоянные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки [7, 27]. Психоэмоциональное напряжение, в связи с неблагоприятными производственными и социальными факторами, может приводить к невротическим расстройствам.

Профессия педагога предусматривает постоянное воздействие психофизиологических нагрузок, которые вызывают явления переутомления и перенапряжения, отрицательно сказываются на состоянии здоровья и обуславливают возникновение различных психосоматических заболеваний, связанных с перенапряжением защитных компенсаторных механизмов [6, 269].

Кроме того, публичные выступления музыкантов, как и выступления актеров, ораторов относятся к стрессовым ситуациям. При этом, характер и напряженность труда определяется степенью сложности задачи, характером выполняемой работы, сенсорными нагрузками (зрительными, слуховыми), эмоциональной нагрузкой во время итоговой деятельности в период концертных выступлений после длительного периода ежедневных занятий [4, 336]. В частности концертное выступление является итогом и кульминационным моментом всей работы над музыкальным произведением [13, 28-34].

Именно концертное вступление сопровождается дискомфортными сценическими состояниями, что заслужи-

вает пристального внимания, своевременной диагностики и профилактики [3, 114]. Научный поиск в данном направлении имеет важное медицинское и социально-экономическое значение.

Анализ актуальных исследований и публикаций. Сегодня, для музыкально-педагогических работников установлены психотравмирующие факторы, которыми являются психоэмоциональные перегрузки, социальная незащищенность, повышенная ответственность за выполняемую работу, неудовлетворенность условиями труда, конфликтные ситуации на работе и стрессогенные ситуации, связанные с концертной деятельностью [11, 18].

В рейтинге профессий по риску развития нервного стресса, учителя и музыканты имеют средние показатели среди различных профессий (6,1-6,2%), но по риску развития психических расстройств музыканты занимают второе место после актеров (8,1%) [14, 99]. По данным отечественных исследований, музыканты-профессионалы имеют средний и низкий уровень адаптационного потенциала со склонностью к нервно-психическим срывам и напряжению [8, 184].

Итоговой деятельностью для музыкантов-педагогов является концертное выступление. Вариантами определения состояния музыкантов до и во время концертного выступления являються следующие: «эстрадное волнения», «страх сцены», «формирование оптимального сценического состояния», «сценическая саморегуляция», «формирование готовности к выступлению» и другие [1, 133 - 134.].

На сегодня, учеными определено: сущность понятия «страх сцены» (Л. Маккиннон); признаки, причины и последствия выявления сценического волнения (Л. Бочка-рев, Ф. Бузони, И. Гофман, Г. Коган, С. Савшинський, А. Стоянов и др.); виды и разновидности эстрадного волнения (Л. Баренбойм, Л. Бочкарев, Г. Коган, Л. Маккиннон, Г. Нейгауз, А. Орентлихерман, Г. Цыпин и др.); сущность и качественные признаки сценического волнения с точки зрения онтогенетического развития [3, 116.]

Данные исследования И. А. Осокиной позволяют к наиболее частым формам «сценического дискомфорта» отнести реакции сценической тревоги с кратковременными симптомами беспокойства и вегетативных нарушений, ограниченные временем концертного выступления, и синдром аффективных нарушений, клиническими проявлениями которого может быть тревожность или апатия [11, 18].

Установлена зависимость между результативностью деятельности музыкантов-инструменталистов и особенностями их нервной системы, физиологической реактивностью, волей, видом эстрадного волнения и саморегуляцией [8, 42]. Раскрыты механизмы нервно-психических воздействий, напряжений, возникших непосредственно в конкурсно-фестивальной среде, проведена их классификация [12, 183]. Изучены психофизиологические процессы при исполнении произведений [2, 83; 9, 190].

В научных кругах, психофизиологические затраты организма человека и степень его напряжения при различных видах деятельности принято называть психофизиологической «ценой» (ПФЦ). В зависимости от величины такой «цены» можно говорить об оптимальном или не-

оптимальном соотношении между нагрузкой и функционально-резервными возможностями, внутренними ресурсами организма человека, которые исчерпываются для достижения полезного результата. Поэтому, определение «цены» итоговой деятельности музыкантов-педагогов является важным прогностическим критерием оценки эффективности их деятельности.

К сожалению, при большом разнообразии изучения дискомфортных состояний у музыкантов, не достаточно изучены проявления сценического волнения в зависимости от стадии и меры напряжения организма при концертном выступлении.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Впервые представлена количественная интерпретация меры напряжения организма и растраты внутренних ресурсов организма музыкантов в предконцертном периоде с использованием предварительно разработанной математической модели психофизиологической «цены». Данный прием позволяет выявлять музыкантов с очень высокими уровнями «цены» и своевременно проводить коррекцион-ные мероприятия.

Цель исследования - определить психофизиологическую «цену» предконцертной деятельности музыкантов-педагогов с использованием математической модели.

Изложение основного материала. Для определения ПФЦ были использованы следующие методики: опросник неврозов (методика «ДОН») в модификации, адаптированной для юношей, с целью диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии; тест-опросник Г. Айзенка для анализа фактора нейротизма (эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств); корректурная проба по методике М. В. Антроповой с использованием буквенных таблиц В. Я. Анфимова, что позволило определить изменения производительности работоспособности в предстартовых состояниях по сравнению с состоянием покоя; анализ вариабельности ритма сердца с помощью прибора и компьютерного обеспечения Cardiospektr (Solvaig, Киев).

Полученные данные подвергались математической обработке с использованием следующей, предварительно разработанной формулы:

ПФЦ = log (( D х N х IBn х NNn • Qn + Qs xiool +1) ^ IBs x NNs 2 J

где: D - показатель уровня депрессии (баллы); N - показатель уровня нейротизма (баллы); IBn - индекс Баевско-го в предстартовом периоде (ус. ед.); NNn - средняя длина интервалов RR последовательных циклов сердечных сокращений в предстартовом периоде (мс) IBs - индекс Баевского в состоянии покоя (ус. ед.); NNs - средняя длина интервалов RR последовательных циклов сердечных сокращений в состоянии покоя (мс); Qn - коэффициент производительности работоспособности в предстартовом периоде (ус. ед.); Qs - коэффициент производительности работоспособности в состоянии покоя (ус. ед.) [5, 6].

Состояние сценического волнения оценено по специально разработанной кафедрой медико-биологических основ физической культуры СумГПУ имени А. С. Макарен-

ко анкете «Субъективная оценка состояния сценического волнения». Анкета включала 22 вопроса, которые отражали проявления стадий сценического волнения. Респондентами были 21 студент факультета искусств СумГПУ имени А. С. Макаренко.

Статистическая обработка полученных данных выполнена на персональном компьютере с использованием ста-

тистической программы 8ТАТ18Т1СА 6.1.

Изложение основного материала. Известно пять стадий онтогенетического развития феномена сценического волнения (табл. 1). Каждую стадию сценического волнения исследователи выделяют в отдельное функциональное состояние з разной длительностью.

Таблица 1

Стадии онтогенетического развития сценического волнения при концертном выступлении [1, 3]

Функциональное состояние Длительность

1. Длительное предконцертное состояние не имеет четкой продолжительности, начинается после объявления о выступлении

2. Непосредственно предконцертное состояние: от нескольких часов до суток

волнение-подъем; перед выступлением, длительность короткая

волнение-паника;

волнение-апатия.

3. Выход на сцену несколько минут

4. Начало выступления несколько минут

5. Послеконцертное состояние несколько часов

В среднем, информацию о концертном выступлении, музыканты-педагоги получают за 3 месяца. Начинается стадия длительного предконцертного состояния. На этой стадии было зарегистрировано в 2 раза больше музыкантов-педагогов, которые испытывают волнение (68,42±10,66%, р<0,05, 1=2,44) по сравнению с испытывающими волнение минимально (31,58±10,66%). В 5 раз меньше установлено музыкантов-педагогов, которых беспокоит бессонница (15,78±8,37%, р<0,001, 1=5,78) по сравнению с респондентами без нарушения сна (84,21±8,37%). В своем преимуществе музыканты-педагоги не раздражаются по поводу будущего выступления 73,68±7,35% (р<0,001, 1=10,10) по сравнению с ощущающими раздражение (26,36±7,35%). Не установлено достоверных различий проявления «изменения настроения» от мысли о выступлении (52,63±11,45%, р>0,05, 1=0,32).

Непосредственное предконцертное состояние у музыкантов-педагогов не имеет ярких проявлений. Ни один из признаков второй стадии сценического волнения не превышает 50% барьер. Так, 36,84±11,07% (р>0,05, 1=1,68) музыкантов-педагогов отмечают слабость в руках по сравнению с отсутствием данного проявления (63,15±11,07%). На ощущение повышения температуры и болезненность жалуются 21,05±9,35% (р<0,001, 1=4,38) респондентов при отсутствии таких признаков у 78,94±9,35%. Такое распределение положительных ответов на наличие указанных признаков, может свидетельствовать о достаточном уровне психологической подготовки музыкантов-педагогов к концертному выступлению.

Подтверждает этот вывод анализ видов непосредственного предконцертного состояния. Так, самым оптимальным для успешного концертного выступления является волнение-подъем, которое испытывают 48,30±10,90% музыкантов-педагогов. Однако, также регистрируются волнение-паника (37,93±10,59%) и волнение-апатия (13,79±7,52%), как дезадаптивные предконцертные состо-

яния, что требует дополнительного внимания по обучению навыков их преодоления.

Стадию начала выполнения произведения помогает пережить навык «выполнения про себя», который используют 78,95±9,38% музыкантов-педагогов по сравнению с респондентами, не имеющими такого навыка (21,05±9,38%, р<0,001, 1=4,38). Также 73,68±10,10% (р<0,001, 1=3,32) музыкантов отмечают опыт неудачного начала выступления за стаж концертных выступлений при удачных выступлениях у 26,32±10,10% исполнителей.

Важнейшим для музыкантов является послеконцерт-ное состояние, как состояние осознания последствий концертного выступления. К сожалению 89,47±7,04% (р<0,001, 1=7,93) музыкантов-педагогов испытывают апатию по завершению концертного выступления, с проявлениями чувства безразличия к окружающему и исчезновения внешних эмоциональных реакций.

Не установлено проявлений апатии у 10,53±7,04%, что свидетельствует о возможной достаточной психологической подготовке к выступлению. Наряду с этим, по завершению концертного выступления, музыканты-педагоги не чувствуют усталости (73,68±10,10%, р<0,01, 1=3,32) при повышенной утомляемости у 26,32±10,10%. При этом, довольны своим выступлением 26,32±10,10% респондентов по сравнению с недовольными собой (73,68±10,10%, р<0,01, 1=3,32).

Ощущение апатии, к сожалению, подкрепляется необходимостью обсуждения ошибок с руководителем непосредственно после выступления (84,21±8,37%, р<0,001, 1=5,78), что может отрицательно отразится в дальнейшем. Поскольку, при неудачном исполнении, музыкант должен исправить ошибки в очередном концертном выступлении. Не обсуждают ошибки с руководителем 15,79±8,37%% исполнителей.

Анализ возможных причин внешнего воздействия на исполнителей позволил выделить три группы. Первое ме-

сто занимает группа организационных условий концертного выступления (63,64±10,50%), второе - зрительский фактор (27,28±9,72%) и третье - гигиенические условия (9,09±6,27%). Такое распределение причин свидетельствует об управляемости воздействия внешних причин психологического давления на исполнителя, с возможностью устранения организационных и гигиенических условий.

В результате опроса установлено использование различных психологических приемов музыкантами-педагогами для подготовки к концертному выступлению. В частности, 47,37±10,90% респондентов среди психологических приемов выбирают контроль дыхания, аутотренинг, метод погружения. Для получения оптимального состояния сценического волнения 15,78±7,96% музыкантов педагогов используют обкатку программы, визуализацию концертного выступления и молитву для полного сосредоточения. В качестве снижения панических проявлений сценического волнения 10,53±6,70% музыкантов-педагогов используют релаксацию. Следует отметить, что 21,05±8,90% музыкантов-педагогов не используют в своей практике психологических приемов во время концертного выступления, что, возможно, требует индивидуального подхода к выбору продуктивного способа преодоления негативной стороны состояния сценического волнения.

Следующим этапом исследования был анализ распределения музыкантов-педагогов по уровням ПФЦ. В результате установлено отсутствие музыкантов с низкими уровнями ПФЦ. Низкий уровень «цены» характеризуется незначительным напряжением основных регуляторных систем организма во время нагрузки. Свидетельствует, с одной стороны - о высоких адаптационных возможностях

организма к интенсивным нагрузкам, но при высокой эффективности работы; с другой - о недостаточной активности мотивационно-волевой сферы, что в свою очередь отражается на качестве деятельности.

Средний уровень характеризуется наличием напряжения со стороны нервной и сердечно-сосудистой системы, но не приводит к истощению основных регуляционных систем организма, рассматривается как гармоничное соотношение интенсивности нагрузки и психофизиологических возможностей организма в условиях достаточной и высокой эффективности деятельности (11,7±7,01%).

Высокий уровень свидетельствует о снижении уровня функционального и психофизиологического состояния организма, снижение общего тонуса организма, что в свою очередь является критерием использования восстановительных мероприятий, направленных на профилактику переутомления и истощения организма (35,3±10,43%).

Очень высокий уровень ПФЦ свидетельствует о перенапряжении, чрезмерном волнении и истощении организма, что в дальнейшем может провоцировать развитие различных синдромов и такого состояния, как выгорания (53±10,89%). Музыканты-педагоги с очень высоким уровнем ПФЦ требуют специальной психологической и кор-рекционной подготовки в предконцертный период, а также восстановительных упражнений после концерта.

Анализ факторов очень высокого уровня «цены» предконцертной деятельности музыкантов-педагогов позволил установить, что наибольшее влияние оказывают уровень нейротизма (100%) и интроверсия-экстраверсия (60-40%) (табл.2).

Таблица 2

Факторы очень высокого уровня ПФЦ предконцертной деятельности музыкантов (%)

Факторы Уровни

высокий средний низкий

нейротизм 100 0 0

экстраверсия 40 0 60

интроверсия 60 0 40

депрессия 0 55,55 44,45

астения 11 55,55 33,45

нарушения поведения 11,20 66,66 23,14

вегетативные нарушения 33,33 33,33 33,34

нарушение сна 0 66,66 33,34

тревожность 0 55,55 44,45

работоспособность(покой) 22 55 23

работоспособность (нагрузка) 10 45 35

индекс Баевского (напряжения) (покой) 0 65,75 34,25

индекс Баевского (напряжения) (нагрузка) 0 87,65 12,35

Как известно, нейротизм представляет собой внутрен- тот факт, что начальный период в подготовительной ра-нюю психологическую устойчивость человека. Учитывая боте музыканта к ответственному выступлению влияет на

формирование эмоционального состояния и устойчивых психофизиологических ощущений, которые воспроизводятся его организмом впоследствии на концертной арене, важной задачей является определение уровня нейротизма.

Установлено, что 60% музыкантов-педагогов, которые принимали участие в исследовании характеризуются интровертивными свойствами, то есть обращены в свой собственный мир, замкнуты, склонны к уединению. Они малообщительны, но настойчивы, имеют глубину чувств и размышлений.

У исполнителей-интровертов с высоким уровнем ней-ротизма (меланхолический тип темперамента), которые составили большинство среди респондентов, принимавших участие в исследовании, трудности в концертной практике, связаны с эмоциональным сопровождением исполнения, раскрытием творческого замысла. Самая большая проблема данной категории исполнителей - это «выражение», «раскрытие» себя в присутствии зрителей. Главной задачей руководителя, наставника является «разжигание» скрытых, углубленных переживаний, обращение эмоционального внутренний потенциал своего ученика на слушателя.

Интровертам с низкими уровнями нейротизма не нужен длительный период для подготовки к выступлению, поскольку устойчивость нервной системы к воздействиям факторов стресса, обусловливает их стабильность в исполнении.

В любом случае для подготовки к сценическому выступлению исполнителям с высокими уровнями нейротизма нужен более длительный период, ведь тренировка (закалка) психики требует большого контроля.

Одной из популярных проблем концертно-исполни-тельной деятельности музыкантов, которые обладают более тонко организованной нервной системой и отличаются впечатлительностью, является болезненное переживание стресса публичного исполнения. Людей, принадлежащих к «слабому» типу высшей нервной деятельности, выдающийся российский физиолог И. П. Павлов прямо называл «художественным» типом, то есть особенно склонным к творческому виду деятельности. Однако именно этот тип оказывается наиболее уязвимым в атмосфере концерта.

Выводы и предложения.

1. Состояние сценического волнения у музыкантов-педагогов характеризуется «чувством волнения» (68,42±10,66%), повышением температуры (21,05±9,35%), болезненностью (21,05±9,35%) и апатией по завершению выступления (89,47±7,04%).

2. Среди причин внешнего воздействия во время концертного выступления приоритетное место занимают организационные причины (63,64±10,50%), зрительский фактор (27,28±9,72%), гигиенические условия (9,09±6,27%).

3. Ведущими факторами повышения психофизиологической «цены» предконцертной деятельности музыкантов являются эмоциональные и индивидуально-типологические компоненты.

4. Анализ оценки состояния сценического волнения у музыкантов-педагогов на этапе профессиональной подготовки помогает установить основные направления психологической и методической подготовки, разработка кото-

рых является перспективой дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М.: МИП «МБ Магистр», 1993. - С. 133 - 134.

2. Громченко В. В. Психофiзiологiчнi особливост виконання творiв для шструмента соло / В. В. Громченко // В^ник НАККЮМ. - 2014. - № 4. - С. 79 - 84.

3. Гусак. В. Особливост виявлення сцешчного хви-лювання у процеа шструментально! пщготовки майбут-шх учш^в музики / В. Гусак // Проблеми пщготовки су-часного вчителя. - 2012. - №6 (Ч.2). - С. 114 - 122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Калиниченко I. О. Психофiзiологiчнi аспекти сцешчного хвилювання та передстартового стану / I. О. Калиниченко, Л. Г. Тарапата-Бшьченко, С. П. Зуев // Осо-биспсть у кризових умовах та критичних ситуащях життя: збiрник наукових праць / [за ред.: Кузжово! С. Б., Щерба-ково! I. М.]. - Суми: Вид-во СумДПУ iменi А. С. Макарен-ка, 2016. - С. 335 - 340.

5. Калиниченко I. О. Оцшка шдивщуально! психо-фiзiологiчноl «цши» розумового навантаження: Науко-во-методичне видання / I. О. Калиниченко, Г. Л. ЗаМна, М. Ю. Антомонов. - Суми : СумДПУ iм. А. С. Макаренка, 2007. - 24 с.

6. Калиниченко I. О. Оцшка стилю педагопчного спшкування педагопв як ризику стресово! педагопчно! тактики / I. О. Калиниченко, Г. О. Латша // Педагопка здоров'я: матер. V Всеукр. наук-практ.конф., присвяч. 170^ччю з дня народження I. I. Мечникова / за заг. ред. акад. I. Ф. Прокопенка. - Харюв: ХНПУ iм. Г. С. Скорово-рода, 2015 - С. 269-275.

7. Корольчук М. С. Психофiзiологiя дiяльностi: тдручник для студ.вищ.навч.закл. / М. С. Корольчук - К.: Ельга, Шка-Центр, 2003. - 400 с.

8. Котова Л. Шдготовка музикантав-шструмен-талiстiв до сценiчноl дiяльностi як психолого-педагогiчна проблема / Л. Котова, Т. Юник // Науковий вiсник Мелiто-польського державного педагопчного ушверситету iменi Богдана Хмельницького. Серiя: Педагогiка. - № 14 (2015).

- С. 39 - 43.

9. Котова Л. М. Емоцшна стшюсть як зааб фор-мування шструментально-виконасько! надiйностi у сту-дентав музично-педагогiчних факультетiв: дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Котова Лша Микола!вна. - Мелпо-поль, 2000. - 260 с.

10. Кутепова-Бредун В. Ю. Роль адаптивносл у дiяль-ностi музикантiв-професiоналiв / В. Ю. Кутепова-Бредун // Актуальш проблеми психологil. - Вип. 15. Частина II - С. 178 - 184.

11. Осокша О. I. Медико-психолопчна характеристика невротичних розладiв у музично-педагопчних пращв-никiв: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. мед. наук: спец. 19.00.04 - „Медична психолопя" / I. О. Осокiна.

- Харюв, 2008. - 20 с.

12. Стрижиборода П. В. Конкурсно-фестивальне се-редовище та його психолопчний вплив на музиканта-ви-конавця / П. В. Стрижиборода // Науковi записки. Серiя: Мистецтвознавство. - 2014. - №1. - С. 179 - 186.

13. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. - Санкт-Петербург», 2008. - 212 с.

14. Kopp M. S. Psychosocial determinants of premature health determination in a changing society: The case of Hungary / M. S. Kopp, C. T. Csoboth, J. Rethely // J. Health Psychol. - 2004. - Vol. 9. - P. 99 - 109.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ

АТТРАКЦИИ

Шадричева Алена Ильдаровна,

аспирантка кафедры «Педагогическая психология» Ивановский государственный университет (Иваново, Россия

MAIN PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF INTERPERSONAL ATTRACTION

Shadricheva Alyona Ildarovna, graduate student of Pedagogical Psychology chair, Ivanovo state university (Ivanovo, Russia)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию понятия «межличностная аттракция», приводятся внешние и внутренние детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на процесс формирования взаимного притяжения людей друг к другу. Обосновываются доводы о практической значимости учета факторов, обусловливающих явление аттракции, в контексте межличностного взаимодействия.

ABSTRACT

In article the main theoretical approaches to understanding of the concept «interpersonal attraction» are considered, the external and internal determinants having the greatest impact on process of formation of a mutual attraction of people to each other are given. Arguments about the practical importance of the accounting of the factors causing the attraction phenomenon in the context of interpersonal interaction locate.

Ключевые слова: межличностная аттракция, детерминанты, взаимодействие, партнер, внутренние факторы, внешние факторы.

Key words: interpersonal attraction, determinants, interaction, partner, internal factors, external factors.

Проблема взаимодействия людей друг с другом является одной из центральных в психологической науке. В советской и зарубежной психологии в качестве термина для широкого круга феноменов эмоциональных отношений, от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «межличностная аттракция». Впервые термин был использован в международном справочнике психологических исследований «Psychological Abstracts», который в 1965 году выделяет работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел [1, с. 89].

«Аттракция» (лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого и на этой основе влечение одного человека к другому [2, с. 164].

Вообще «аттракция» - термин достаточно многозначный, Г.М.Андреева отмечает, что аттракцию рассматривают и как процесс формирования привлекательности объекта и как результат, продукт этого процесса - положительное отношение к этому объекту. Также автор выделяет уровни межличностной аттракции: симпатию, дружбу и любовь и связывает аттракцию с перцептивной стороной общения.

В.Н. Куницына дает определение межличностной аттракции как процесса «предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии» [6, с. 197].

У западных социальных психологов можно встретить точку зрения, что к аттракции относятся любые отношения между субъектами, в том числе и негативные, однако,

Евгений Павлович Ильин утверждает, что такой подход дискредитирует само понятие «аттракция» как «притяжение».

Накоплен значительный объем материала по вопросам межличностного общения, его структуры, влияния различных факторов на взаимодействие. Исследователи стремились выявить различные факторы, способствующие возникновению аттракции. Был накоплен огромный массив исследований влияния на аттракцию таких переменных, как уровень интеллекта, физическая привлекательность, сходство ценностей. Однако анализ имеющегося материала позволяет отметить, что эти исследования довольно ситуативны, вследствие чего отсутствует единый подход к пониманию аттракции, что является причиной существования множества теорий и концепций, объясняющих аттракцию с разных точек зрения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутрен-ние, или собственно межличностные детерминанты аттракции. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести: пространственную близость, потребность в аф-филиации, совместную деятельность, частоту взаимодействия.

Одним из внешних факторов, способствующих возникновению аттракции, является, пространственная близость. Это создает доступность контактов с другим человеком, облегчает получение информации о нем, то есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.