3. Долженко В.О. Виховання духовних цшностей у студентсько'1 молодi в пол^культурному npocTopi: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.07 / В.О. Долженко; Схщноукр. нац. ун-т iM. Даля. - Луганськ, 2006. - 20 с.
4. Миронова Н.И. Ориентация студентов педагогических вузов на духовные общечеловеческие ценности в процессе изучения курса «Педагогическая аксиология» / Н.И. Миронова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.docum.cos.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article& dbid=ARTICLE_78044 - (Дата обращения 06. 09. 2008).
5. Морозов А.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущих учителей через содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла / А.В. Морозов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=8. (Дата обращения 06. 09. 2008).
6. Саранцев Г.И. Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 64-72.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. [Т 2.] / Г.К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий. - 2006. - 816 с.
8. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mirrabot.com/work/work_39360.html. (Дата обращения 06. 09. 2008).
9. Социальная философия: учебник / [под общей редакцией В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача.] - Киев-Харьков: Издат. центр «Единорог», 2002. - 736 с.
Маховицкая Татьяна Петровна
старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.91
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION IN HIGHER
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В статье описаны психофизиологические корреляты успешности обучения -девушек-студентов, знание которых позволит повысит уровень их профессиональной подготовленности. На нейродинамическом уровне успешность обучения связана с лабильностью возбуждения и торможения, общемозговой лабильностью, фоновой активностью мозга и сенсорных систем, скоростью генерирования возбуждения в мозговых структурах, соотношением возбудительных и тормозных процессов, а также выносливостью нервной системы.
Ключевые слова: успешность обучения, психофизиология, интровертированность, экстравертированность, нейродинамические показатели.
This article is devoted to psychophysiological correlates of the success of training students, and knowledge of it will increase their level of professional preparedness. On the neurodynamic level the success of training is associated with the lability of excitation and inhibition, cerebral lability, background activity of the brain and sensory systems, the rate of excitation generation in the brain structures, the ratio of excitatory and inhibitory processes and the endurance of the nervous system.
Key words: the success of training, psychophysiology, introverted, extraverted, neurodynamic indicators.
Повышение качества подготовки специалистов в вузах обусловлено многими факторами, среди которых немаловажную роль играет изучение генетически детерминированных особенностей, влияющих на темп, объём, прочность усваиваемой информации, а также на устойчивость к неблагоприятным состояниям, которые могут возникнуть в процессе обучения.
Типологические особенности проявлений свойств нервной системы являются основой развития умственных способностей [1]. Необходимые свойства личности можно развить при любом типе высшей нервной деятельности. Однако у человека с одним типом высшей нервной деятельности это развитие будет протекать быстрее и легче, а у человека с другим типом - сложнее и дольше. Поэтому конкретные способы развития определённых личностных свойств зависят от черт типа высшей нервной деятельности [9].
Из всех свойств внимания у студентов повышенный уровень характерен только для устойчивости. Это свойство является профессионально значимым, и поэтому постоянно упражняемым в процессе учебной деятельности. С повышением агрессивности и эмоциональной устойчивости внимание снижается. Эмоциональность и психическая активность определяют высокий объём внимания у демонстративных студенток.
Память студентов соответствует стандартным значениям и не зависит от модальности предъявляемых стимулов. Эффективность запоминания зрительных образов находится в обратной зависимости от агрессивности и дистимичности, а в прямой - от циклотимности. Способности к воспроизведению и узнаванию образных и вербальных стимулов не коррелируют, поскольку определяются различными нейро- и психодинамическими механизмами. Успешность узнавания прямо зависит от устойчивости внимания и снижается при увеличении всех видов активности,
за исключением интеллектуальной. Эффективность воспроизведения стимульного материала отрицательно связана с устойчивостью внимания.
Девушки-студентки с низкой эффективностью узнавания отличаются пониженной общемозговой лабильностью, замедлением акустико-моторных реакций и ускорением зрительно-моторных. Недостаточная эффективность воспроизведения стимулов определяется высокой лабильностью нервных процессов, пониженной общемозговой лабильностью и замедлением акустико-моторных реакций.
Зависимости свойств внимания и памяти от психофизиологических особенностей личности прослеживаются и в отношении интеллектуальных способностей студенток [7].
Изучение свойств внимания у девушек с полярной эмоциональной стабильностью показало, что крайняя степень этого свойства (нейротизм) положительно коррелирует со скоростью переработки информации, объёмом внимания и способности к его перераспределению. Обратные зависимости того же уровня характерны для точности и переработки информации и устойчивости внимания. Поэтому студентки-невротики превосходят своих антиподов по скорости переработки информации (33,3%), объёму внимания (9%), способности к его распределению (8,4%) и уступают им по точности переработки информации (18,4%) и устойчивости внимания (11,2%).
Различия по свойствам внимания детерминированы особенностями нейродинамических процессов [5, 8], которые определяют и параметры кратковременной памяти. Студентки-невротики успешнее воспроизводят слова (14,8%) и зрительные образы (11,9%). Их антиподы отличаются лучшей двигательной памятью: точнее отмеривают усилия, минимальные и субмаксимальные угловые величины.
Невротики переотмеривают минимальные и недоотмеривают субмаксимальные величины, что связано с доминированием возбудительных процессов [3].
Нейротизм достаточно жёстко связан с интеллектом и интеллектуальной активностью. У невротиков интеллект выше, в сравнении с эмоционально стабильными испытуемыми, на 22,7%, а интеллектуальная активность - на 18,3%.
Направленность личности по вектору «экстра-интровертированность» также сказывается на психодинамических свойствах [4, 6]. С увеличением скорости и точности переработки информации интеллектуальные возможности возрастают, поэтому для интровертов характерен повышенный, а для экстравертов - пониженный уровень интеллекта.
У девушек с низким уровнем интеллектуальной активности устойчивость внимания связана положительно с общемозговой лабильностью и отрицательно - со скоростью генерации возбуждения. Способность к переключению внимания опосредуется подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. С увеличением подвижности и превалированием возбуждения эта способность возрастает [7]. Фоновая активность мозга и выносливость нервной системы являются прямыми, а общемозговая лабильность - обратными коррелятами слуховой памяти.
У девушек с высокой интеллектуальной активностью объём внимания положительно связан с общемозговой лабильностью и отрицательно - с уравновешенностью нервных процессов и активацией сенсорных систем.
Связи между параметрами психодинамики и интеллектуальной активности у полярных групп студенток неодинаковы. У активных девушек время решения оперативных задач отрицательно коррелирует с пластичностью нервной системы. Устойчивость внимания прямо определяется активностью, а объём зрительной памяти находится в обратной зависимости от её уровня.
У студенток с низкой интеллектуальной активностью объём внимания опосредуется достаточно высокими положительными зависимостями с общей активностью и пластичностью. Эти девушки отличаются низкой подвижностью нервных процессов, что детерминирует их низкую пластичность и, соответственно, меньший объём внимания [4]. Те же нервные процессы определяют взаимоотношения между переключением внимания и темпом умственных операций. У интеллектуально активных девушек выше устойчивость (15,4%), объём (9,5%) и переключение внимания (13%), объём слуховой (15,1%) и зрительной памяти (11,5%), а также способность к решению оперативных задач (16,2%).
В основе перечисленных различий лежат особенности нейродинамических, сенсорных и темпераментальных свойств.
Установлено, что у интеллектуальных студенток выше интровертированность (81,1%), активность (18,3%), нейротизм (72%) и тревожность (21,8%). Менее интеллектуальным девушкам свойственны противоположные тенденции - у них более ярко выражены агрессивность, общая психическая, психомоторная и коммуникативная активность и экстравертированность. Очевидно, эти темпераментальные свойства можно рассматривать в качестве предикторов интеллектуальных способностей студенток [7].
Высокому интеллекту сопутствуют высокие общемозговая лабильность, уровень активации и скорость генерации возбуждения в зрительной коре, а также превалирование возбудительных процессов над тормозными. Умственная работоспособность студенток определяется их интеллектом, пластичностью и темпом интеллектуальных операций, подвижностью нервных процессов и общемозговой лабильностью. Эмоциональность обратно пропорциональна умственной работоспособности.
Характер и уровень связей между интеллектуальными способностями, с одной стороны, и психическими, темпераментальными, сенсорными и нейро-психодинамическими свойствами - с другой, позволяют утверждать, что высокий интеллект сопряжён с таким же уровнем интеллектуальной активности, адаптивности, интровертированности, нейротизма и тревожности. Агрессивность, общая психическая, психомоторная, коммуникативная активность и экстравертированность оказывают негативный эффект на уровень интеллекта. Высокому интеллекту соответствуют такая же общемозговая лабильность, активация и скорость генерации возбуждения в зрительной коре. Менее связаны с интеллектом лабильность возбуждения в зрительной коре. Менее связаны с интеллектом лабильность возбуждения и торможения, уровень и скорость генерации возбуждения, а также выносливость нервной системы.
В качестве сенсорных коррелятов высокого интеллекта можно рассматривать пониженные пороги ощущений в зрительной и слуховой системах. Их повышенная чувствительность способствует быстрой переработке информации и как следствие - сокращению времени решения умственных задач. Это положительно влияет на интеллектуальный потенциал.
Логичность мышления у студенток повышена на 37,1% по сравнению с идентичными полововозрастными группами и связана с переключением внимания и памятью. Эти психодинамические свойства имеют широкий спектр коррелятов - от личностных до нейродинамических и сенсорных.
Интеллектуальная активность студенток варьирует в пределах средних значений и определяется преимущественно пластичностью и темпом мыслительных операций. Скоростные компоненты активности положительно коррелируют с такими акцентуациями характера как гипертимность, циклотимичность и истеричность. Эргичность находится в обратной зависимости от депрессивности личности.
Нейродинамическим базисом различных параметров интеллектуальной активности являются общие и частные свойства мозга. Общемозговая лабильность определяет интеллектуальную пластичность. Высокая фоновая
активность нервной системы способствует увеличению темпа мыслительных операций, а эргичность - его сохранению.
Умственная работоспособность студенток определяется широким спектром зависимостей. Продуктивность интеллектуальной деятельности выше у девушек со склонностью к паранойе и психастении, повышенным интеллектом и эргичностью нервной системы. Надёжность деятельности обеспечивают высокая пластичность мозга и интеллект. Повышенная эмоциональность негативно сказывается на надёжности интеллектуальной деятельности.
В процессе учебного дня умственная работоспособность изменяется гетерохронно и неоднозначно - увеличивается от первой ко второй паре, снижается к третьей, и вновь возрастает до максимума к окончанию четвёртой. Подобная динамика отражает фазы и стадии формирования, сохранения и дезинтеграции функциональной системы деятельности, в основе которой лежит взаимодействие определённых механизмов нейро- и психодинамики. Уровни активации нервных центров, их работоспособность и особенно характер связей с параметрами психодинамики изменяются в зависимости от содержания деятельности и адаптивных возможностей. На этапе мобилизации и гиперкомпенсации наиболее жёсткие связи характерны для инертности, возбуждения, общемозговой лабильности и фоновой активированности мозговых структур.
Общемозговая лабильность и инертность возбуждения обеспечивают умственную работоспособность и на этапах компенсации и субкомпенсации. Наиболее существенная интеграция механизмов нейро- и психодинамики вследствие мощной мотивации происходит на этапе «конечного порыва». Временное повышение работоспособности к окончанию учебного дня сменяется процессом утомления в мозговых структурах [7].
Таким образом, помимо мотивации, успешность обучения студенток определяют:
- темпераментальные свойства;
- общесистемные свойства мозга;
- частные свойства нервной системы;
- интеллектуальные способности.
Очевидно, при прогнозировании успешности обучения необходимо учитывать показатели, отражающие различные стороны индивидуальности: уровень притязаний, общемозговую лабильность, выносливость нервной системы, объём слуховой памяти и устойчивость внимания. Включать эти
прогностические показатели в математическую модель следует с учётом их факторной информативности и весовых коэффициентов переменных.
Определение психофизиологических коррелят успешности обучения студенток позволит повысить уровень их профессиональной подготовленности и сохранить, до известной степени, резервные возможности организма.
В целом, исходя из психических, нейродинамических, сенсорных и вегетативных параметров, студенток можно разделит на две полярные по темпераменту группы: тревожных, невротичных, агрессивных, психически активных и экстравертированных; и неэмоциональных, нетревожных, неактивных, неагрессивных и интровертированных. Акцентуации характера, психические и темпераментальные свойства как генетически заданные характеристики имеют определённый психофизиологический базис, который не изменяется в процессе обучения и в значительной мере определяет успешность обучения студенток. Генетическими предпосылками к успешному обучению являются повышенная интеллектуальная активность, адаптивность, интровертированность, нейротизм, тревожность и высокий уровень притязаний. На нейродинамическом уровне успешность обучения связана с лабильностью возбуждения и торможения, общемозговой лабильностью, фоновой активностью мозга и сенсорных систем, скоростью генерирования возбуждения в мозговых структурах, соотношением возбудительных и тормозных процессов, а также выносливостью нервной системы.
Успешность подготовки специалистов определяется не только генетическими задатками студентов, но и влиянием на их личность средовых факторов, в том числе социально-экономических условий в конкретном вузе. Их взаимодействие можно считать оптимальным в случае формирования у студентов должной мотивации к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности / Г.Ю. Айзенк. - М.: Воениздат, 1980. - 176 с.
2. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические механизмы мышления. Отражение мыслительной деятельности в импульсной активности нейронов / Н.П. Бехтерева, Ю.Л. Головицын, Ю.Д. Коропотов, С.Д. Медведев. - Л: Наука, 1988. - 272 с.
3. Левада Е.В. Психофизиологические детерминанты успешного обучения студентов / Е.В. Левада, В.А. Романенко // Проблеми вшово! фiзiологii: мат. Всеукр. Наук.-практ. Конф. / за ред. проф. Коцана 1.Я., Макаренко М.В. - Луцьк: РВВ ВДУ «Вежа», 2005. - С.70-73.
4. Романенко В.А. Нейродинамические и личностные характеристики интеллекта / В.А. Романенко, Н.А. Гончарова // Актуальш питання бюдогл та медицини: мат. IV Мiжрегiон. наук. конф. - Луганськ: Альмаматер, 2006. - С.37-39.
5. Романенко В.А. Особенности восприятия зрительных и слуховых стимулов лицами с полярными уровнями психомоторной активности / В.А. Романенко, Д.А. Кочура // Зб. наук.
праць «Педагопка, психология та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту». - № 23. - Харьков, 2005. - С. 133-135.
6. Романенко В.А. Психофизиологические корреляты интеллекта / В.А. Романенко, Н.В. Гончарова // Вюник Луганського нац. Ушв-ту ш. Т.Г. Шевченка (Бюлопчш науки), 2006. - № 13 (108). - С. 111-116.
7. Романенко В.А. Психофизиологический статус студенток: монография / В.А. Романенко. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2013. - 195 с.
8. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов - М.: Наука, 1979. - 352 с.
9. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1998. - 568 с.