Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Психофизиология / адаптация / лицей / экзамен латентный период / обучения / систола / диастола / динамика / индекс / напряжение.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Устоев Мирзо Бабаджанович, Раджабов Афзалшо Мирзоевич, Устоев Бехзод Рахимджонович, Бафоева Азиза

В статье приведены психофизиологическая оценка учащихся в период обучения. Результаты полученных данных показывают, динамики психофизиологических показателей в ежедневном исследовании умственная работа способность учащихся меняется под влиянием учебном нагрузки в течении учебного дня, учебной недели который находится в зависимости от специфики обучения, значительное снижение динамики латентного периода с сложной зрительно-и слухомоторной реакции имели сходную картины. Значительное снижение времени реакции на простые раздражители отмечается на 6ой час обучение. Как показал анализ, у учащихся выраженные изменения показателей артериального давления отмечались в зависимости от года обучения и в течение учебного дня. При этом, в зависимости от года обучения отмечалось уменьшение обоих показателей АД, как систолического, так и диастолического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Устоев Мирзо Бабаджанович, Раджабов Афзалшо Мирзоевич, Устоев Бехзод Рахимджонович, Бафоева Азиза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК:58+59+:378

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

УСТОЕВ МИРЗО БАБАДЖАНОВИЧ

доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных

Таджикского национального университета

РАДЖАБОВ АФЗАЛШО МИРЗОЕВИЧ

докторант доктор PhD кафедры биологии Кулябский Государственный университет им. А.Рудаки

УСТОЕВ БЕХЗОД РАХИМДЖОНОВИЧ

кандидат биологических наук, старший преподаватель, кафедры физиологии человека и животных Таджикского национального университета

БАФОЕВА АЗИЗА

магистр, кафедры физиологии человека и животных Таджикского национального

университета.

Аннотация. В статье приведены психофизиологическая оценка учащихся в период обучения. Результаты полученных данных показывают, динамики психофизиологических показателей в ежедневном исследовании умственная работа способность учащихся меняется под влиянием учебном нагрузки в течении учебного дня, учебной недели который находится в зависимости от специфики обучения, значительное снижение динамики латентного периода с сложной зрительно-и слухомоторнойреакции имели сходную картины. Значительное снижение времени реакции на простые раздражители отмечается на 6ой час обучение. Как показал анализ, у учащихся выраженные изменения показателей артериального давления отмечались в зависимости от года обучения и в течение учебного дня. При этом, в зависимости от года обучения отмечалось уменьшение обоих показателей АД, как систолического, так и диастолического.

Ключевые слова: Психофизиология, адаптация, лицей, экзамен латентный период, обучения, систола, диастола, динамика, индекс, напряжение.

Актуальность исследования. Развитие роль и значение лицеев для повышения уровни знания и воспитание учащихся поставили новые задачи перед работниками образовательной отрасли. Один из приоритетного способа воспитание юношей и молодёжи является физические и психологическим воспитанием.

Учеба в лицеях иметь свою особенность, т.е. использование специальных приёмов методов их условия жизни в семья и других факторий оказывают разносторонние влияние на организм учащихся. Один из этих факторов является экзаменационный стрессе, который занимает центральное место и является причиной возникновение эмоциональной напряженность нарушение функции нервной системы [7, 9].

В некоторые время экзамен может быт причинной болезни. Сдачи экзамена является наиболее важный информационной процесс, который у студентов вызывает «Синдром ожидании» или появляется психологический стресс [2, 3, 4]. Умственная усталость неспокойное остановка в период сдачи экзаменов, не досыпанные оказывает влияние на вегетативных гуморальных системах который изменяет восприятие переработка и способность прийти к заключению адаптации изменение стрессовое состояние. В последние годы отчётливое проявление признаки экзаменационного стресса в нервной системе, сердца сосудов, иммунной системы учащихся и разные неизлечимые болезни [7, 8, 10].

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

т + СТТ17 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Impact Factor: SJIF 2019 - 5.11

2020 - 5.497 ISI 2019 - 0.172

Экзаменационный процесс проявляет постоянные реакции в коре головного мозга его клетки и молекулы. При регистрации нарушение регуляции сердце - сосудов у учащихся наблюдается увеличение минутный объём крови (МОК) частота сердечной сокращении (ЧСС).

Независимо от этих показателей, некоторые стороны влияние экзамена на психофизиологическом напряжении учащихся лицеев не изучена.

Цель исследования. Изучение психофизиологического напряжения и оценки у учащихся лицеев в период обучение.

Методы исследования. Исследование проводились на 30 учащихся Президентского лицей в следующей системе:

1. Ежедневного: проведение исследование до занятия во время занятия, после занятия в учебной неделе.

2. Приём экзаменов в форме теста у учащихся 8-9-класса.

3. Приём экзамена в традиционной форме в качестве контроля были выбрани те учащихся в котором не подвергались дополнительными раздражителями без эмоционального стресса.

Для оценки тревожности применялась методика [6], для дифференцированной самооценки утомления использовался САН. В физиологические исследования включили измерения простой и сложной зрительный и слуховой движении (ЗМР и СМР) частота пульса (ЧП) до и после дополнительной нагрузки 20 приседаний за 30 секунд, подсчет индекса Руфье, систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) индекс централизации (ИЧ), показателя активности регуляторных систем (ПАРС). Полученные данные обрабатывались статистические по [1, 5].

Результаты и их обсуждение: Динамика психофизиологических показателей в процессе обучения ежедневно на занятии, после занятии в учебной недели, года обучение и проведенные исследования показали, что умственная способность для определения психофизиологических показателей учащихся лицея под влиянием дополнительной нагрузки в период недельного обучения зависит от специфичность того или иного предмета.

Было установлено, что латентный период (ЛП) простой зрительно - моторной реакции (ПрЗМР) в среднем в течение всего периода обучения у изучаемых специальностей имел сходную динамику, заключающуюся в высоких значениях ЛП в период начала сессии составляет (0,28±0,080м/сек.) в других месяцах этот показатель равно (0,25±0,01 м/сек.) и восстановление исходного уровня наблюдается в конце года обучения. Более выражено отмечалось динамика при СМР на 8-9классах, составляло (0,25±0,06 м/сек.) в дальнейшем этот показатель снижается до (0,24±0,006 м/сек) в конце года обучения 9-го класса увеличивается до (0,29±0,01).

0.7

0,6

0,5

0,4

0,3

ол

од

kill

DnpCMP апрзмр ОСлЗМР СлСМР

s, 1

S, 2

5.1

S.2

Рис 2. Динамика сенсомоторных реакций у учащихся в динамике всего периода

процессе обучения

Динамика латентного периода (ЛП) сложной зрительно- и слухомоторной реакции имела сходную картину. Значительно снижение времени реакции на простые раздражители отмечается на 6-ой час обучение. Со стороны сложных сенсомоторных реакций достоверных изменений в дневной динамике не отмечалось.

В течение учебной недели у учащихся отмечалось достоверное увеличение времени ЛП пр.ЗМР и пр.СМР в среду и субботу. Удлинение латентного периода является признаком ослабления инертности раздражительного процесса, развития в центральной нервной системе охранительного торможения, поэтому наиболее тяжелые дни для функционирования ЦНС были среда и суббота.

Время выполнения цифрового теста имело тенденции к достоверному увеличению в динамике учебного дня и года обучения. Определено, что вовремя выполнения теста в течение всего периода обучения имела два пика достоверного увеличивается на 8-9 классах обучения с 40±0,20 в классах 8 до 5,7±0,20сек. В дневной динамике существенных, в плане статистической достоверности, изменений не отмечалось, за исключением времени выполнения теста после 6-го часа обучения.

Процент правильных ответов при выполнении цифрового теста имел достоверное снижение лишь в конце 9-го класса, где составлял 87,5±4,0%. У учащихся, по результатам выполнения цифрового теста, налицо признаки утомления ЦНС, выражающиеся в большем времени выполнения теста, а более низкий процент правильных ответов, хотя и не везде имел достоверные отличия, является дополнительным критерием, характеризующим процессы утомления ЦНС и ВНД.

Как показал анализ, у учащихся выраженные изменения показателей артериального давления отмечались в зависимости от года обучения и в течение учебного дня. При этом, в зависимости от года обучения отмечалось уменьшение обоих показателей АД, как систолического, так и диастолического. В то время, как в течение учебного дня отмечалось снижение только систолического давления (САД).

Со стороны частоты пульса у учащихся отмечена определенная динамика в течение всего процесса обучения, характеризующаяся в достоверном увеличении частоты пульса к последнему деятому году обучения, прирост частоты пульса составил в среднем 2,4 уд/мин. (Р<0.05, рис.2). Напряженность труда учащихся, оцениваемая по ЧП, характеризовалась умеренным уровнем напряженности.

Рис 2. Динамика частоты пульса у учащихся в процессе обучение

Средние значения индекса Руфье у студентов находились в диапазоне хорошей работоспособности (3,93-5,78 усл ед). В процессе обучения пиком высокой работоспособности был 9-класс второе полугодие (рис.3). Наиболее «тяжелым» днем недели для учащихся был суббота (индекс Руфье - 5,76±0,23 усл ед, Р<0.05), в то время как в остальные дни он находился в диапазоне 4,92-5,18 усл.ед.

Рис. 3. Динамика индекса Руфье у учащихся

Учебный процесс не вызывает высокого уровня функционального напряжения организма учащихся, хотя отдельные показатели позволяют говорить о наступающих в процессе обучения процессах утомления. Более выражены эти явления на 8 класс перовой полугодии и 9 класс второй полугодии обучения, в конце учебной недели Полная адаптированность организма учащихся к учебному процессу завершается на 8год обучения.

Адаптационно-приспособительная деятельность организма учащихся в процессе обучения, оцениваемая по показателям математического анализа сердечного ритма, характеризовалась снижением активности парасимпатической регуляции, за счет увеличения активности симпатического отдела регуляции вегетативной нервной системы, увеличением централизации управления сердечным ритмом, за счет активации системы регуляции сосудистого тонуса. Это означает, что процесс регуляции ЧП и артериального давления осуществляется при участии неспецифических механизмов путем активации симпатического отдела вегетативной нервной системы. Однако, сильно выраженных сдвигов показателей, характеризующих адаптационно-приспособительную деятельность у у учащихся , не выявлено.

Обсуждение. Исследование показали, что у учащихся при выполнении цифрового теста, наблюдается утомление центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Эти показатели следующее изменение: время выполнения теста, низкий процент правильных ответов, повышение эмоционального напряжения и т.д. Можно наблюдать значительное изменение и повышение артериального давления в зависимости от года обучения.

. Полученные данные свидетельствует о том, что процесс обучения в лицее оказывает определенное влияние на функциональном напряжении организма учащихся и заканчивается адаптациям и активации симпатической нервной системы.

В процессе обучения отмечены определенные пики активности, что свидетельствует о том, что адаптационные процессы организма учащихся не протекает динамически по определенной прямой, а проходят через все фазы адаптивного процесса, причем,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

последовательности характеризуется не динамической сменой фаз, а зависит от интенсивности воздействующего комплекса факторов функционального состояния организма на момент обследования, компенсаторно- приспособительных возможностей организма учащихся.

Таким образом процесс обучения и сдачи экзаменов у учащихся лицея оказывает отрицательной влияние на функциональное напряжение организма.

Экзаменационный стресс при выполнение цифрового теста, нервное напряжение организма учащихся в первом и втором полугодии 8-го класса наблюдается их повышении. В первом и втором полугодии у учеников 9-го класса снижается. Степень нервно-эмоциональное напряжении на 9-ом класса наблюдается во время выпускных экзаменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких, М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков [Текст] /М.М. Безруких, Л.Е. Любомирский// Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. — М.: Образование от А до Я, -2000. -239 с.

2. Геворкян, Э.С. Особенности регуляции ритма сердца абитуриентов при вступительных экзаменах [Текст] /Э.С. Геворкян, С.М. Минасян, Ц.И. Адамян, А.В. Даян, Н.Н. Ксаджикян // Физиология человека. -2004. - Т. 30. -№ 3. -С. 54-59.

3. Геворкян, Э.С. Изменения некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии /Э.С. Геворкян, А.В. Даян, Ц.И. Анамян и др. //Гигиена и санитария. - 2002. - № 3. -С. 4146.

4. Кузьменко, В.А. Сопоставление вегетативных показателей студентов при экзаменационном стрессе и при физической нагрузке // Физиология человека. -2002. -Т. 28. -№ 5. -С. 131-133.

5. Смагулов, М.Н. Экзаменационный стресс и нервно-эмоциональное напряжение организма школьников, его оценка и прогноз: Автореф. канд. мед. наук. — Тюмень, -2006. -26 с.

6. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исслелования тревоги: Стресс и тревога в спорте / Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин// СПб., М.: Физкультура и спорт, -1983. -С. 12-24.

7. Стрелец, В.Б., Физиологические показатели предэкзаменационного стресса / В.Б. Стрелец, Н.Н. Самко, Ж.В. Голикова // Журн. высш. нервн. деятельности. — 1998. -Т. 51. - Вып. 3. - С. 458-462.

8. Устоев, М.Б. Исследование некоторых вегетативных показателей у школьников, обучающих в различных экологических зонах г.Герата, Афганистан / М.Б. Устоев // дар нашрияи Паёми Донишгоши омузгории Толикистон ба номи С.Айш, ISSN (2219-5408) дар шумораи -№1(1), -2019. -С.171-180.

9. Устоев, М.Б. Изучение функционального состояния вегетативной регуляции у студентов при разной формы обучения / М.Б. Устоев, Б.Р.Устоев // Международный научно-практический журнал, Алматы- 2022. -С.124-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.