Научная статья на тему 'Психофизиологическая адаптация девушек к экзаменационным нагрузкам за время обучения в вузе'

Психофизиологическая адаптация девушек к экзаменационным нагрузкам за время обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ / ПОДВИЖНОСТЬ-ИНЕРТНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / РSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION / ACTIVITY OF CEREBRAL HEMISPHERES / FUNCTIONAL ASYMMETRY OF HEMISPHERES / PSYCHOEMOTIONAL PRESSURE / KOZHNO-GALVANIC REACTION / MOBILITY-INERTNESS OF NERVOUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Григорович Ольга Александровна, Минина Светлана Михайловна, Бабушкина Ольга Николаевна, Оглуздина Ольга Александровна

Целью исследования явилось изучение становления долговременной психофизиологической адаптации студенток к обучению в вузе. В исследованиях принимали участие 146 студенток КГУ со II по IV курсы в возрасте 18 21 года. Определяли уровень психоэмоционального напряжения, активность полушарий головного мозга на основе анализа кожно-гальванической реакции, а также оценивали функциональную асимметрию полушарий, коэффициенты возбуждения и торможения и баланса нервных процессов. Для диагностики этих показателей использовали универсальный диагностический прибор «Активациометр АЦ-6». Исследования проводились в условиях эмоциональной стабильности и перед сдачей курсовых экзаменов. В условиях эмоциональной стабильности отмели достоверное уменьшение психоэмоционального напряжения от II-го курса к IV. В период сдачи экзаменов активность полушарий и психоэмоциональное напряжение увеличились. Выявили преобладание активности правого полушария. В период сессии к третьему курсу наблюдалось увеличение числа девушек с подвижными процессами возбуждения и торможения. При сдаче экзаменов баланс нервных процессов сместился в сторону возбуждения. Результаты исследований свидетельствуют, что в период обучения в университете в организме студентов постепенно развивается долговременный этап адаптации, что играет большую роль в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Григорович Ольга Александровна, Минина Светлана Михайловна, Бабушкина Ольга Николаевна, Оглуздина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF GIRLS TO EXAMINATION LOADINGS DURING TRAINING IN HIGH SCHOOL

Research objective was studying of formation of longterm psychophysiological adaptation of students to training in high school. 146 students of КSU took part in researches from II to IV courses at the age of 18 21 years. The psychoemotional pressure level, activity of cerebral hemispheres on the basis of the analysis of kozhno-galvanic reaction, and also estimated functional asymmetry of hemispheres, excitation and braking factors and balance of nervous processes are defined. For diagnostics of these indicators the universal diagnostic device «Aktivatsiometr АЦ-6» was used. Researches were spent in the conditions of emotional stability and before course examinations. In the conditions of emotional stability of a shallow authentic reduction of a psychoemotional pressure from II course to IV have been denoted. In passing examinations activity of hemispheres and a psychoemotional pressure have increased. Prevalence of activity of the right hemisphere has been revealed. During the session to a third year the increase in number of girls with mobile processes of excitation and braking was observed. During passing examinations the balance of nervous processes was displaced towards excitation. Results of researches testify that in training at university in an organism of students the long-term stage of adaptation that plays large role in educational activity gradually develops.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическая адаптация девушек к экзаменационным нагрузкам за время обучения в вузе»

*H. crassicornis (Wahlberg, 1848) - дождевка черноусая

Места обитания и образ жизни. Лет: июнь -июль, редко позднее (Олсуфьев, 1977). Личинки развиваются в песчаных берегах ручьев, рек, в дерновине на заболоченных участках (Олсуфьев, 1977; Андреева, 1990). Сапрофаги и хищники (Андреева, 1990).

Распространение. Европа (кроме Крайнего Севера и юга), Северный Кавказ, Закавказье, Турция, европейская часть России, Южный Урал, Южное Зауралье, Западная Сибирь.

Материал. Курганская область: Лебяжьевский район, с. Балакуль, 14.07.2010 - 1 экз. (Агапитова).

Список литературы

1. Андреева Р.В. Определитель личинок слепней Европейской

части СССР, Кавказ, Средняя Азия. - Киев, 1990. - С. 170.

2. Виолович Н.А. Слепни Сибири. - Новосибирск: Наука, Сиб.

отд-ние, 1968. - 283 с.

3. Калинин С.С. Наземные беспозвоночные в питании

водоплавающих и околоводных птиц Зауралья // Фауна беспозвоночных Урала. - Челябинск, 1985. - С.35 — 59.

4. Колосов Ю.М. Каталог двукрылых Среднего Урала. -

Свердловск, 1936. - 27 с.

5. Лутта А.С., Быкова Х.И. Слепни (сем. Tabanidae) Европей-

ского Севера СССР. - Л.: Наука, 1982. - 184 с.

6. Нарчук Э.П. Определитель семейств двукрылых насеко-

мых (Insecta: Diptera) фауны России и сопредельных стран (с кратким обзором семейств мировой фауны). -СПб., 2003. - 250 с.

7. Новикова А.В. Фаунистические компоненты природных

очагов туляремии Курганской области (Материалы ландшафтноэпидемиалогического районирования): Автореф. ...дис. канд. биол. наук. - Свердловск, 1977. -25 с.

8. Олсуфьев Н.Г. Слепни (Tabanidae) // Фауна СССР. Насеко-

мые двукрылые. - Т.7. - Вып. 2. - Л., 1977. - 434 с.

УДК 612.12

О.А. Григорович, С.М. Минина, О.Н. Бабушкина, О.А. Оглуздина

Курганский государственный университет

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕВУШЕК К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ НАГРУЗКАМ ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

Целью исследования явилось изучение становления долговременной психофизиологической адаптации студенток к обучению в вузе. В исследованиях принимали участие 146 студенток КГУ со II по IV курсы в возрасте 18 - 21 года. Определяли уровень психоэмоционального напряжения, активность полушарий головного мозга на основе анализа кожно-галь-ванической реакции, а также оценивали функциональную асимметрию полушарий, коэффициенты возбуждения и торможения и баланса нервных процессов. Для диагностики этих показателей использовали универсальный диагностический прибор «Активаци-ометр АЦ-6». Исследования проводились в условиях

эмоциональной стабильности и перед сдачей курсовых экзаменов.

В условиях эмоциональной стабильности отмели достоверное уменьшение психоэмоционального напряжения от II-го курса к IV. В период сдачи экзаменов активность полушарий и психоэмоциональное напряжение увеличились. Выявили преобладание активности правого полушария. В период сессии к третьему курсу наблюдалось увеличение числа девушек с подвижными процессами возбуждения и торможения. При сдаче экзаменов баланс нервных процессов сместился в сторону возбуждения. Результаты исследований свидетельствуют, что в период обучения в университете в организме студентов постепенно развивается долговременный этап адаптации, что играет большую роль в учебной деятельности.

Ключевые слова: психофизиологическая адаптация, активность полушарий головного мозга, функциональная асимметрия полушарий, психоэмоциональное напряжение, кожно-гальваническая реакция, подвижность-инертность нервной системы.

O.A. Grigorovich, S.M. Minna, O.N. Babushkina, O.A. Ogluzdina Kurgan State University

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF GIRLS TO EXAMINATION LOADINGS DURING TRAINING IN HIGH SCHOOL

Annotations

Research objective was studying of formation of long-term psychophysiological adaptation of students to training in high school. 146 students of KSU took part in researches from II to IV courses at the age of 18 - 21 years. The psychoemotional pressure level, activity of cerebral hemispheres on the basis of the analysis of kozhno-galvanic reaction, and also estimated functional asymmetry of hemispheres, excitation and braking factors and balance of nervous processes are defined. For diagnostics of these indicators the universal diagnostic device «Aktivatsiometr АЦ-6» was used. Researches were spent in the conditions of emotional stability and before course examinations.

In the conditions of emotional stability of a shallow authentic reduction of a psychoemotional pressure from II course to IV have been denoted. In passing examinations activity of hemispheres and a psychoemotional pressure have increased. Prevalence of activity of the right hemisphere has been revealed. During the session to a third year the increase in number of girls with mobile processes of excitation and braking was observed. During passing examinations the balance of nervous processes was displaced towards excitation. Results of researches testify that in training at university in an organism of students the long-term stage of adaptation that plays large role in educational activity gradually develops.

Keywords: psychophysiological adaptation, activity of cerebral hemispheres, functional asymmetry of hemispheres, psychoemotional pressure, kozhno-galvanic reaction, mobility-inertness of nervous system.

В развитии большинства адаптационных реакций прослеживается два этапа: начальный этап - «срочная», но несовершенная адаптация и последующий этап - совершенная долговременная адаптация. Начальный этап адаптационной реакции возникает непосредственно после начала действия раздражителя и, следовательно, может реализовываться лишь на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Важнейшая черта этого этапа адаптации состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей, при почти полной мобилизации функционального резерва и далеко не в полной мере обеспечивает необходимый адаптационный эффект. «Долговременный» этап адаптации возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды. Он развивается на основе многократной реализации «срочной» адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организма приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова качественно более сложная адаптация к окружающей действительности, развивающаяся в процессе обучения на основе памяти мозга и проявляющаяся возникновением новых устойчивых временных связей и их реализацией в виде соответствующих поведенческих реакций [1].

В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение становления долговременной психофизиологической адаптации студенток к экзаменационным нагрузкам в период обучения в вузе.

В исследованиях принимали участие 146 студенток со II по IV курс Курганского государственного университета в возрасте 18 - 21 года. Обследованные девушки были разделены на три группы по курсам: II курс - 35 человек, III курс - 71, IV - 40. Для оценки уровня психоэмоционального напряжения использовали универсальный портативный диагностический прибор «Активациометр АЦ-6» [2]. Определяли уровень психоэмоционального напряжения, активность правого и левого полушарий головного мозга, а также функциональную асимметрию полушарий, коэффициенты возбуждения и торможения и баланса нервных процессов. Исследования проводились в условиях относительной эмоциональной стабильности и перед сдачей курсовых экзаменов в период сессий.

При проведении статистической обработки полученных результатов использовались параметрические и непараметрические методы исследования. При нормальном распределении оценку достоверности различий для независимых групп проводили по t-крите-рию Стьюдента. Распределение, отличающееся от нормального, оценивали с использованием критерия Вилкоксона. Проверка статистических гипотез и доверительные интервалы для оцениваемых величин вычисляли с заданным уровнем достоверности p<0,05. 40

Для исследования структуры взаимосвязей изучаемых переменных использовался корреляционный анализ. При корреляционном анализе учитывали умеренные и достоверные корреляционные связи. Анализ полученных результатов проводился с использованием статистических программ Statistika 6.0 For Windows, а также редактора электронных таблиц MS Excel на персональном компьютере.

Для характеристики активности полушарий и психоэмоционального напряжения использовали кожно-гальваническую реакцию, т.к. она является одним из наиболее чувствительных методов динамического контроля над психофизиологическим состоянием организма [3, 4, 5]. При этом основными детерминантами электрокожной проводимости можно считать ионные процессы [4]. Характер ионообменных процессов, а следовательно, и кожно-гальваническая реакция, опосредованно, через вегетативную нервную систему, определяется влиянием подкорковых центров и контролируется корой головного мозга [6, 7, 8].

Сравнивая показатели активности левого и правого полушарий и психоэмоционального напряжения в условиях эмоциональной стабильности, следует отметить достоверное уменьшение этих показателей от II-го курса к IV (рис. 1), что связано с формированием долговременной адаптации, которая возникла в результате длительного действия на организм условий учебного процесса.

140 -|

120---

144----- ^ -

44-- - -_

* 44------- 1

44-------

44-------

4-1---,---1--

2 курс Зкурс 4 курс

Рис. 1. Зависимость уровня психоэмоционального напряжения от курса обучения в условиях эмоциональной стабильности (по данным измерения кожно-гальванической реакции)

Во время сессий в исследованиях принимали участие девушки II и III курсов. Нами было обнаружено, что активность левого и правого полушарий и психоэмоциональное напряжение увеличились по сравнению с фоновыми значениями у девушек обоих курсов, а у студенток III курса увеличение этих показателей было достоверным. Причем на III курсе отметили наибольшее увеличение показателей по сравнению с фоновыми: активность левого полушария увеличилась на 46%, правого - на 39% и интенсивность психоэмоционального напряжения - на 40 %, доходя до чрезмерного (рис. 2). Возможно, это связано с большей сложностью экзаменов, сдаваемых студентами на третьем курсе. Чрезмерные нервно-психические затраты свидетельствуют о перевозбуждении человека, что

ВЕСТНИК КГУ, 2011. №2

чревато негативными последствиями для здоровья. В таких состояниях могут иметь место неадекватные реакции, повышенная нервозность, нервные срывы и т.п. Высокие уровни психоэмоционального состояния понижают эффективность ответа на экзамене.

Рис. 2. Зависимость уровня психоэмоционального напряжения от курса обучения и условий измерения (по данным кожно-гальванической реакции)

В ходе исследований оценивался также показатель функциональной асимметрии полушарий (ФАП). Знак «+» свидетельствует о левополушарном смещении ФАП, а знак «-» - о правополушарном. Выявили, что как в условиях эмоциональной стабильности, так и в период сдачи экзаменов у студенток обоих курсов преобладает активность правого полушария (рис. 3).

Рис. 3. Зависимость ФАП от курса обучения и условий измерения (по данным кожно-гальванической реакции)

Известно, что наиболее часто межполушарные отношения меняются при стрессе [9]. В стрессовой ситуации наблюдалась тенденция к увеличению количества девушек с правополушарным типом ФАП. Наблюдалось изменение соотношения активности правого и левого полушарий: на II курсе - увеличение активности левого полушария на фоне уменьшения правополушарного, а на III курсе - напротив, увеличение правополушарного типа ФАП на фоне уменьшения левополушарного (рис. 3). Усиление доминирования правостороннего типа ФАП на III курсе свидетельствует о значительном эмоциональном напряжении студенток. К третьему курсу наблюдалось уменьшение числа лиц с межполушарной уравновешенностью на 38%. Это согласуется с данными В.Ф. Фокина и Н.В. Пономаревой [9], которые отмечают, что при предъявлении нагрузки снижается доля испытуемых с примерно равными значени-

ями уровня активности в обоих полушариях, причем динамика межполушарной асимметрии зависит от интенсивности нагрузки. При этом чем выше интенсивность, тем с большей вероятностью происходит инверсия межполушарных отношений, причем вне зависимости от того, активность какого полушария была выше на момент действия нагрузки.

В ходе исследований мы проводили диагностику подвижности-инертности процесса возбуждения и процесса торможения, которая осуществлялась с помощью кинематометрической методики Е.П. Ильина. В период сессии к третьему курсу наблюдалось увеличение девушек с подвижными процессами возбуждения и торможения. Это, вероятно, связано с настройкой всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, формированием лабильности нервной системы, усилением концентрации возбуждения нервных клеток.

Диагностировали баланс нервной системы, который характеризуется уравновешенностью между процессами возбуждения и торможения. При этом характеристикой баланса нервной системы является соотношение между возбудительным и тормозным процессами. У представителей возбудимого типа в этом соотношении (балансе) преобладают процессы возбуждения. У представителей же тормозного типа баланс смещен в сторону торможения. Если полученный коэффициент баланса имеет знак «+», это свидетельствует о смещении баланса в сторону возбуждения, а знак «-» - в сторону торможения. Выявлено, что в условиях эмоциональной стабильности у девушек обеих групп преобладали процессы торможения, причем преобладание процесса торможения над процессом возбуждения по диагностической шкале определялось как «сильное» (рис. 4). При сдаче экзаменов баланс нервных процессов сместился в сторону возбуждения: преобладание процесса возбуждения над торможением у студенток II курса было «очень сильным», а у девушек III курса - «существенным», что опять же говорит о формировании у студенток долговременной адаптации к экзаменационным нагрузкам.

Рис. 4. Зависимость коэффициента баланса нервной системы от курса обучения и условий измерения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов исследования показал, в адаптационные процессы у студентов активно вклю-

чается вегетативная нервная система, которая через изменение психофизиологических характеристик способствует формированию долговременной адаптации. Специфика реакций адаптации зависит от различных факторов, в частности, от курса обучения, характера учебных дисциплин и т.д. Изменение функциональной асимметрии полушарий головного мозга и подвижности-инертности процессов возбуждения и торможения способствует адаптации к экзаменационным нагрузкам и играет большую роль в учебной деятельности, так как обусловливает оптимальное протекание физиологических и психофизиологических процессов в организме.

Список литературы

1. Меерсон Ф.З., Пшеничникова М.Г. Адаптация к стрессор-

ным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988.

2. Цагарелли Ю.А. Системная психологическая диагностика

на приборе «Активациометр»: Учебное пособие. -Казань, 2007.

3. Дементиенко В.В., Дорохов В.Б., Коренева Л.Г. и др. Гипоте-

за о природе электродермальных реакций // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 2. - С. 124 - 131.

4. Альдерсонс А.А. Физиологические механизмы электродер-

мальных реакций: Автореф. ...дис. д-ра мед.наук. -Рига, 1990.

5. Дорохов В.Б., Дементиенко В.В., Коренева Л.Г. и др.

Половые различия в электродермальной активности при разных уровнях бодрствования // Физиология человека. - 2000. - Т. 2. - № 4. - С. 136 - 139.

6.Сятковский В.А., Азарова Л.А., Сятковская Н.В. и др. Роль сопряженных вегетососудистых и гомеостатических реакций в патогенезе психосоматических расстройств // Медицинские новости. - 1999. - № 6. -

С. 47 - 48.

7.Shell A.M., Dawson M.E., Filion D.L. Psychophysiological correlates of electrodermal lability // Psychophysiology. -1983. - № 20. - P. 498.

8.Серова Е.Н., Иванов Ю.П. Кожно-гальваническая реакция: Теория и новые методические подходы // Медицинские науки. - 2007. - № 5. - С. 52 - 56.

9.Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. - М, 2003. - 288 с.

УДК 612.1 Л.В. Прояева

Курганский государственный университет

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ И СОСТОЯНИЕ ОВАРИАЛЬНОГО ЦИКЛА

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования сезонных изменений состояния менструального цикла, а также динамики концентрации эстради-ола в сыворотке крови испытуемых. Наблюдения проведены на 25 студентках КГУ в возрасте 19-20 лет, в анамнезе которых не было указаний на гинекологические заболевания. Исследование проводилось в течение трех лет. Выявлена положительная зависимость между сезонными функциональны-

ми нарушениями менструального цикла и изменениями концентрации эстрадиола в крови.

Ключевые слова: концентрации половых гормонов, овариальный цикл.

L.V. Proyaeva Kurgan State University

SEASONAL CHANGES IN THE CONCENTRATION OF SEX HORMONES AND STATE OVARIAN CYCLE

Annotations

In paper results of a seasonal changes study in the menstrual cycle state, as well as the concentration dynamics of estradiol in the blood serum are presented. Observations were made at 25 students aged 19-20 years without indication of gynecological diseases. The study was conducted during three years. We have identified the positive correlation between seasonal functional menstrual cycle disorders and changes in estradiol concentrations in the blood.

Keywords: Concentration of sexual hormones.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время изучение овариального цикла рассматривается как важный этап в поддержании здоровья и общего состояния организма женщины, так как именно менструальный цикл - одно из существенных проявлений сложного биологического процесса в организме женщины, который выражается в закономерных циклических изменениях функций половой системы. Нормальное течение менструального цикла без каких - либо функциональных нарушений-это признак здоровья репродуктивной системы девушки, женщины.

Изучение гормональных изменений по сезонам дает возможность диагностики причины заболеваний. Зная причины, вызывающие заболевания, можно избежать их. Своевременное выявление и адекватное лечение девушек с нарушениями гормонального баланса является залогом профилактики нейроэндокрин-ных гинекологических заболеваний и бесплодия у женщин.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях изучения поставленной проблемы нами использовались радиоиммунологический метод и метод анкетирования.

Также в нашем исследовании мы использовали стандартные параметры антропометрического метода, т. е. измеряли рост и вес испытуемых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение концентрации эстрадиола в крови осуществлялось методом радиоиммунологического анализа с помощью радиофармацевтических наборов GASK, INSIK - 1, ALDOCTC - 125. Подсчет активности производился при помощи автоматического гамма-счетчика фирмы «Тракор Европа» (Голландия).

Анкетирование проводилось среди студенток Кур-

42

ВЕСТНИК КГУ, 2011. №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.