Научная статья на тему 'Психофизическое развитие глухих детей младшего школьного возраста'

Психофизическое развитие глухих детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1379
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУХИЕ / РЕЧЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ПАМЯТЬ / ГИМНАСТИКА / ГЛУХі / МОВА / СПРИЙНЯТТЯ / ПАМ'ЯТЬ / ГіМНАСТИКА / DEAF / SPEECH / PERCEPTION / MEMORY / AND GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Статьев Станислав Игоревич

Рассмотрено психофизическое развитие глухих детей, их адаптации к окружающему миру, проанализированы проведенные исследования ранее. Показан анализ публикаций различных специалистов. Доказано, что психофизическое развитие глухих детей находится на низком уровне, в сравнении со слышащими, а развитие речи у многих глухих не наступает. Установлено, что таким детям трудно адаптироваться к условиям современной жизни и необходимо разрабатывать различные способы улучшения качества жизни глухих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Статьев Станислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-physical development of deaf school-age children

Examined the psycho-physical development of deaf children and their adaptation to the world, analyzed the studies earlier. Shows the analysis of publications of various experts, we concluded that the problem is poorly understood and requires a solution, as it is currently very topical. Proved that the psycho-physical development of deaf children is low in comparison with hearing and speech development of many deaf people is not coming. It is established that such children find it difficult to adapt to the conditions of modern life and the need to develop different ways to improve the lives of deaf children.

Текст научной работы на тему «Психофизическое развитие глухих детей младшего школьного возраста»

Психофизическое развитие глухих детей младшего школьного возраста

Статьев С.И.

Классический приватный университет

Анотации:

Рассмотрено психофизическое развитие глухих детей, их адаптации к окружающему миру, проанализированы проведенные исследования ранее. Показан анализ публикаций различных специалистов. Доказано, что психофизическое развитие глухих детей находится на низком уровне, в сравнении со слышащими, а развитие речи у многих глухих не наступает. Установлено, что таким детям трудно адаптироваться к условиям современной жизни и необходимо разрабатывать различные способы улучшения качества жизни глухих детей.

Ключевые слова:

глухие, речь, восприятие, память, гимнастика.

Статьєв С.І. Психофізичний розвиток глухих дітей молодшого шкільного віку.

Розглянуто психофізичний розвиток глухих дітей, їх адаптації до навколишнього світу, проаналізовано проведені дослідження раніше. Показаний аналіз публікацій різних фахівців, ми прийшли до висновку, що дана проблема є маловивченою і потребує вирішення, оскільки в даний час вона дуже актуальна. Доведено, що психофізичний розвиток глухих дітей перебуває на низькому рівні, у порівнянні з чують, а розвиток мови в багатьох глухих не настає. Встановлено, що таким дітям важко адаптуватися до умов сучасного життя і необхідно розробляти різні способи поліпшення якості життя глухих дітей.

глухі, мова, сприйняття, пам’ять, гімнастика.

Statiev S.I. Psycho-physical development of deaf school-age children. Examined the psycho-physical development of deaf children and their adaptation to the world, analyzed the studies earlier. Shows the analysis of publications of various experts, we concluded that the problem is poorly understood and requires a solution, as it is currently very topical. Proved that the psycho-physical development of deaf children is low in comparison with hearing and speech development of many deaf people is not coming. It is established that such children find it difficult to adapt to the conditions of modern life and the need to develop different ways to improve the lives of deaf children.

deaf, speech, perception, memory, and gymnastics.

Введение.

На протяжении школьного обучения у глухих детей происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной: обогащение словаря, усложнение грамматических конструкций, форм и способов высказывания. Однако сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. Эти трудности обусловлены вторичным недоразвитием понятийного мышления и тем недостаточным вниманием, которое уделяется его формированию при школьном обучении. У глухих детей значительно отстает в развитии активная, инициативная речь по сравнению с тем, что наблюдается у нормально слышащих детей. Самостоятельная речь глухих оказывается заметно беднее по содержанию, проще по способам высказывания, чем их же речь, но репродуктивная или осуществляющаяся при непосредственной помощи взрослого [5].

Влияние первичного и вторичного дефектов отчетливо обнаруживается в особенностях восприятия глухих детей [1]. Благодаря исследованиям Го-зовой А.П., посвященным проблеме взаимодействия анализаторов при восприятии окружающей действительности, было установлено, что нарушение одного анализатора, такого важного, как слуховой или зрительный, отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов. Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезии речевых органов [2].

Для нормального физического и психического развития глухому ребенку необходима двигательная активность. Развитие основных движений очень важно для детей с нарушениями слуха. Оно осуществляется

© Статьев С.И., 2011

как на занятиях, так и в самостоятельной повседневной жизни. Основными формами физического воспитания в школьных учреждениях для детей с нарушениями слуха являются занятия по физической культуре, занятия ритмической гимнастикой, подвижные игры [3,4].

В процессе адаптивного физического воспитания школьников с нарушениями слуха необходимо учитывать отклонения в развитии их моторики, имеющие индивидуальный характер. Особенно страдают из-за потери слуха координационные способности: скорость реакции, точность, темп, ритм, дифференцирование времени и пространства. Основным компонентом в воспитании детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией является определение величины, направленности, характера и дозировки физических нагрузок в зависимости от развития двигательных способностей [6].

Исходя из анализа предыдущих исследований, можно сделать вывод, что вопросам психофизического развития глухих детей младшего школьного возраста уделяется недостаточно внимания, такие дети труднее осваивают необходимые навыки, что негативно сказывается на их социальной адаптации. Таким образом, она требует разрешения. С помощью наших исследований мы попытаемся расширить изучение данной проблемы.

Работа выполнена за планом научноисследовательских работ классического приватного университета «Коррекционная педагогика». Исследование выполнено согласно основным направлениям Национальной программы «Дети Украины « в области коррекционной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: провести анализ ранее проведенных исследований психофизического развития глухих детей младшего школьного возраста и оценить уровень

Педагогіка, психологія та медико-біологічні

развития детей с нарушением слуха и их слышащих сверстников. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы: анализ литературных источников; педагогического и физического тестирования.

Результаты исследований.

При зрительном восприятии глухие дети обращают большее внимание на признаки предметов, отчетливо выделяющиеся, яркие, контрастные, и затрудняются в вычленении существенных признаков, особенно если они малозаметные [5]. Неумение быстро выделить главные опознавательные признаки предмета приводит к замедлению скорости зрительного восприятия. Еще большие трудности в опознании предмета по контуру наблюдаются у глухих детей при осязательном восприятии. Вместе с тем было установлено, что на протяжении школьного возраста зрительное и осязательное восприятие у глухих детей значительно развивается, при этом происходит сближение линий развития восприятия в норме и при нарушении слуха [2].

Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти у глухих детей. Глухие дети с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов во всем их своеобразии. Они склонны либо упрощать внешнюю структуру воспринятого предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. Аналогичные изменения образов предметов наблюдаются и при кинестетическом их восприятии. В образной памяти

Результаты оценки обр

глухих детей находят проявления также общие закономерности процессов запоминания и воспроизведения, которые связаны с умениями осмысливать и вербали-зировать материал при его восприятии, использовать приемы запоминания, которые помогут затем произвольному воспроизведению этого материала. Но они реже, чем слышащие, пользуются словесными характеристиками предметов с целью их запоминания, и в основном уже в старшем школьном возрасте. Глухие дети прибегают еще к иным средствам кодирования, используя естественные жесты и условные жестовые обозначения. В целом глухие дети уступают слышащим по умению использовать средства для запоминания, что снижает продуктивность воспроизведения.

Результаты оценки образной памяти и внимания представлены в табл. 1.

Объем кратковременной памяти глухих младших школьников на слова заметно уступает соответствующим показателям у слышащих сверстников. При запоминании глухие дети в меньшей степени, чем слышащие, пользуются приемом группировки слов по их значению или по какому-либо другому принципу. Это снижает объем и прочность запоминания слов. Даже глухие старшие школьники плохо умеют пользоваться приемами опосредствованного запоминания и воспроизведения.

Вместе с тем глухие школьники заметно лучше запоминают жесты, чем слова, притом запоминают их в той же мере успешно, как слышащие дети — слова. У глухих детей жесты при запоминании группируются, систематизируются по значению. Высокая продуктивность запоми-

Таблица 1

ной памяти и внимания

Показатель Глухие дети, М ± m Слышащие дети, М ± m Р 0: расч.) Показатель нормы

Образная память и вни- 4,1 ± 0,43 4,5± 0,24 >0,05 5

мание, балл (0,817)

Таблица 2

Результаты оценки кратковременной памяти

Показатель Глухие дети, М ± т Слышащие дети, М ± т Р 0: расч.) Показатель нормы

Кратковременная память 3,7 ± 0,27 7,8± 0,31 <0,05 (4,675) 10

Таблица 3

Результаты оценки зрительной памяти

Показатель Глухие дети, М ± т Слышащие дети, М ± т Р 0: расч.) Показатель нормы

Зрительная память, 2,3 ± 0,22 4,6± 0,22 <0,05 5

баллы (5,376)

Таблица 4

Показатель Глухие дети Слышащие дети Показатель нормы

Ходьба по скамейке, баллы 4,3 7,9 10

нания жестов глухими детьми свидетельствует о больших возможностях их памяти, о сохранности физиологических ее основ.

На занятиях по физическому воспитанию детей с нарушениями слуха широко проводилась коррекционная работа, направленная на устранение недостатков в двигательном развитии детей и на формирование словесной речи детей. Правильная осанка отрабатывалась в процессе выполнения упражнений из положения лежа на животе и на гимнастической стенке. Задания на развитие равновесия характеризуются уменьшением площади опоры. Ребенок, к примеру, должен был пройти по скамейке, доске, наклонной доске, дорожке из канатов и др.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно младшем школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии.

Выводы.

Таким образом, под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной.

Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на психическое развитие.

В дальнейшем планируется разработать комплексы ритмической гимнастики для глухих детей младшего школьного возраста, чтобы улучшить их психофизические качества.

Литература:

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха / Р.М. Боскис.

- М., 1975. - 143 с.

2. Гозова А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительным понятиями / А.П. Гозова //Спец. школа. - 1968.

- № 2. - С. 95-101.

3. Лях В.И. Исследования ловкости детей и подростков в подвижных играх: автореф. дисс. канд. пед. наук / В.И. Лях. - М., 1976.

- 21 с.

4. Ляхова И.Н. Элементы ритмической гимнастики в подготовительной части урока в школе глухих детей / И.Н. Ляхова //Дефектология. - 1990. - С. 44- 45.

5. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф //АПН СССР - М.: Просвещение, 1968. - 318 с.

6. Хмельницька І.В. Диференційований підхід у програмуванні фізкультурних занять молодших школярів з вадами слуху / І.В. Хмельницька, Л.О. Фандікова //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -2006. - №11. - С. 111-113.

Поступила в редакцию 04.01.2011 г. Статьев Станислав Игоревич stanislavstasic@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.