Научная статья на тему 'Психоэмоциональный статус пациентов до лечения зубов'

Психоэмоциональный статус пациентов до лечения зубов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЦИЕНТ / ВРАЧ / РЕАКЦИЯ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Алиев Агил Нариман Оглы

В статье обсуждается проблема психоэмоциональных состояний пациентов перед стоматологическим лечением. Известно, что у многих пациентов есть фобия и тревоги к стоматологам в связи с их детством или прошлым опытом. Психоэмоциональные реакции у пациентов перед стоматологической помощью могут быть разными. Поэтому они могут проявлять много разных реакций до или во время лечения. При таком типе реакции пациенты становятся очень агрессивными и демонстративными. В статье исследуются типы этих реакций и показывается малоопытным стоматологам, как справляться с такими ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Алиев Агил Нариман Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональный статус пациентов до лечения зубов»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ ДО ЛЕЧЕНИЯ ЗУБОВ Алиев А.Н.

Алиев Агил Нариман оглы - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра терапевтической стоматологии, Азербайджанский медицинский университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье обсуждается проблема психоэмоциональных состояний пациентов перед стоматологическим лечением. Известно, что у многих пациентов есть фобия и тревоги к стоматологам в связи с их детством или прошлым опытом. Психоэмоциональные реакции у пациентов перед стоматологической помощью могут быть разными. Поэтому они могут проявлять много разных реакций до или во время лечения. При таком типе реакции пациенты становятся очень агрессивными и демонстративными. В статье исследуются типы этих реакций и показывается малоопытным стоматологам, как справляться с такими ситуациями. Ключевые слова: пациент, врач, реакция, опыт.

Пациенты врачам жалуются не только на стоматологические проблемы, с которыми они обращаются, но также и жизненные проблемы, социальные статусы и т.д. Поэтому врач-дантист должен обратить внимание на каждый маленький нюанс. Прежде всего, следует обратить внимание на чувство страха, сформированное у пациента [1]. Страх обычно может быть вызван:

- плохой опыт в прошлом. Врач по уходу за ребенком сказал, что не будет больно и лечил зуб без анестезии, в будущем был наоборот, что сказал врач, этот процесс был очень болезненным, и у пациента случился психологический шок [2]. Это утратило доверие пациента к врачу и создало впечатление, что любая процедура будет болезненной;

- негативные сцены, связанные со стоматологической помощью (болезненные зубные щетки, ухудшение состояния пациента во время манипуляции и т.д.). В мультфильме, а также в других фильмах, образуют фобию у пациентов [3];

- горький опыт окружающих людей. Иногда пациенты, вероятно, страдают от всех процедур, основанных на относительном остром больном дантисте в их непосредственной близости [4];

- фобии во время инъекции иглы. У некоторых людей есть фобия при инъекции иглы, и эти люди прибегают к дантисту с большим страхом, полагаясь на анестезию для стоматологической помощи [5];

- вероятность рецидива или боли в другом медицинском обслуживании также может быть повторена во время стоматологической помощи [6];

- пациенты, как ожидается, пострадают от зубоврачебных манипуляций. Они очень интенсивны на стоматологическом кресле, ожидая боли в любой момент. Особенно, если пациент когда-то боится во время таких манипуляций, этот страх долго не будет стерт из их памяти [2, 5].

Психоэмоциональные реакции у пациентов перед стоматологической помощью могут быть разными:

1) Астенические реакции:

В это время пациенты чувствуют усталость, а общие раздражители вызывают у них нервозность (например, свет офиса, аудитория в салоне или большой объем телевизора);

2) Депрессивная реакция:

В это время пациенты недовольны, говорят они мало, не верят, что зубоврачебные манипуляции будут успешными, и они безразличны к вопросу дантиста;

3) Захватывающая реакция:

Такие пациенты чрезмерно взволнованы, их часто переполняют к моменту начала процедуры. Им кажется, что то, что происходит во время манипуляции, приведет к провалу. Когда они спрашивают, говорят, что они поняли, что волнение не имеет значения, но говорят, что не могут справиться с этим;

4) гипоксиальная реакция:

В это время пациенты сообщают обширную информацию об их заболеваниях, небольших и ненужных подробностях заболевания и настаивают на том, что стоматолог обращает внимание на эти детали. Иногда даже эти воспалительные данные не являются клинически точными. Эти пациенты ищут нескольких врачей, которые ищут стоматолога, который лучше понимает или слушает их;

5) Истерическая реакция:

При таком типе реакции пациенты становятся очень агрессивными и демонстративными. Они обращают внимание на каждый аспект агрессивных объяснений. Если врач не обращает внимания на уровень, который они хотят, они будут чувствовать боль и даже могут быть обмануты врачом. Такие пациенты могут иногда испытывать дефицит воздуха, сухость в горле, трясутся руки и так далее, признаки наблюдаются; ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая все эти факторы, важно отметить, что лечение стоматологических пациентов должно быть осторожным, чтобы устранить такие состояния и правильно оценить психоэмоциональное состояние пациента при сборке анамнеза.

Многие пациенты очень спокойны, и они понимают процедуры и объяснения врача. Врач просто кратко проинформирует о том, что они могут сделать и что они не могут сделать, и этого будет достаточно для этих пациентов. Однако есть много пациентов, у которых нет обычного стиля речи. Говоря с такими пациентами, важно быть решительным, говорить с уверенностью и повышать доверие к врачу. Лучше говорить о подобных процедурах и позитивных результатах, показывать их фотографии или видеоматериалы, а также устранять страх и неудовлетворенность.

Список литературы

1. Armfield J.M., KettingM., 2015. Predictors of dental avoidance among Australian adults with different levels of dental anxiety. Health Psychol. 34 929-940. 10.1037/hea0000186.

2. Abrahamson K.H., Berggren U., Hallberg L., Carlson S.G., 2002. Dental phobic patients' view of dental anxiety and experiences in dental care: a qualitative study. Scand. J. Caring Sci. 16 188-196. 10.1046/j. 1471-6712.2002.00083.x.

3. Leon-Salazar V, Morrow L, Schiffman E.L. Pain and persistent occlusal awareness: what should dentists do? J Am Dent Assoc., 2012; 143 (9): 989-91. doi: 10.14219/jada.archive.2012.0325.

4. Berryhill M.B., Hayes A., Lloyd K., 2018. Chaotic-enmeshment and anxiety: the mediating role of psychological flexibility and self-compassion. Contemp. Fam. Ther. 112. 10.1007/S10591-018-9461-2.

5. Schwartz E.S. Metaphors and medically unexplained symptoms. Lancet. 2015;386 (9995):734-5. doi: 10.1016/S0140-6736(15)61530-6.

6. Chapman H.R., Chipchase S.Y., Bretherton R., 2015. Understanding emotionally relevant situations in primary care dental practice: 1. Clinical situations and emotional responses. Br. Dent. J. 219 401-409. 10.1038/sj.bdj.2015.817.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.