Научная статья на тему 'ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
316
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / HADS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Д.А., Давлетгильдеев Э.Р., Ерланова Е.Е., Абикулова А.К.

В данной статье оценивается психоэмоциональное состояние студентов бакалавриата КазНМУ в условиях пандемии COVID-19, основанное на анкетировании. В исследовании приняли участие 490 человек: 370 человек (75,5%) со школы общей медицины, со школы общественного здравоохранения - 77 (15,7%), со школы педиатрии - 43 человека (8,8%). Была выявлена зависимость уровней депрессии и тревоги от таких показателей, как беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких, беспокойство за свою успеваемость и чувство возросшей учебной нагрузки, трудности с концентрацией при учебе, ощущение социальной изоляции и наличие финансовых трудностей. В то же время демографические показатели не влияли на выраженность депрессии и тревоги у студентов. При анализе методов борьбы с психоэмоциональным стрессом никто из ответивших не сказал об обращении за профессиональной психологической помощью в условиях пандемии, в связи с чем основной рекомендацией данной работы было посещение психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Д.А., Давлетгильдеев Э.Р., Ерланова Е.Е., Абикулова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOEMOTIONAL STATE OF KAZNMU STUDENTS DURING COVID-19 PANDEMIC

This article assesses the psycho-emotional state of undergraduate students of KazNMU in the context of the COVID-19 pandemic, based on a questionnaire. The study involved 490 people: 370 people (75.5%) from the school of general medicine, from the school of public health - 77 (15.7%), from the school of pediatrics - 43 (8.8%). Depression and anxiety levels were found to be dependent on such indicators as concern for their health and the health of their loved ones, anxiety for their academic performance and a feeling of increased workload, difficulty concentrating while studying, feeling socially isolated and having financial difficulties. At the same time, demographic indicators did not affect the severity of depression and anxiety in students. When analyzing methods of dealing with psycho-emotional stress, none of the respondents said about seeking professional psychological help in a pandemic, and therefore the main recommendation of this work was to visit a psychologist.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 616.89-008.441-036.21:378.180.6 DOI 10.53065/kaznmu.2021.74.11.055

Д.А. Попова1, Э.Р. Давлетгильдеев1, Е.Е. Ерланова1, А. К. Абикулова2

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова 1Интерны 772-2 группы по специальности «Общеврачебная практика»; 2Руководитель научного проекта, РhD, доцент кафедры «Интегрированные системы экономики и менеджмент

здравоохранения». info@kaznmu.kz

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

COVID-19

Резюме: в данной статье оценивается психоэмоциональное состояние студентов бакалавриата КазНМУ в условиях пандемии COVID-19, основанное на анкетировании. В исследовании приняли участие 490 человек: 370 человек (75,5%) со школы общей медицины, со школы общественного здравоохранения - 77 (15,7%), со школы педиатрии - 43 человека (8,8%). Была выявлена зависимость уровней депрессии и тревоги от таких показателей, как беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких, беспокойство за свою успеваемость и чувство возросшей учебной нагрузки, трудности с концентрацией при учебе, ощущение социальной изоляции и наличие финансовых трудностей. В то же время демографические показатели не влияли на выраженность депрессии и тревоги у студентов. При анализе методов борьбы с психоэмоциональным стрессом никто из ответивших не сказал об обращении за профессиональной психологической помощью в условиях пандемии, в связи с чем основной рекомендацией данной работы было посещение психолога.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, COVID-19, дистанционное обучение, тревожность, депрессия, HADS.

Актуальность

В 2020 году мир столкнулся с пандемией нового вируса: SARS-CoV-2 (COVID-19), который, начавшись в конце 2019 года в Китае, в считанные месяцы распространился по всему земному шару. В декабре 2020 года количество инфицированных в мире достигло 81 миллиона человек [1]. Для замедления распространения коронавируса в странах по всему миру начали вводить карантин, который в прошлом доказал свою эффективность в борьбе с распространением таких инфекционных заболеваний, как испанский и азиатский грипп, SARS-CoV и MERS [2]. Карантин - это разделение и ограничение передвижения людей, потенциально подверженных инфицированию, чтобы выяснить, не заболели ли они, и снизить риск заражения ими других в сообществе. [3]

С 16 марта в Казахстане был введен режим чрезвычайного положения, и постепенно все города страны закрылись на карантин. Правительство приостановило работу всех учебных заведений и ввело режим самоизоляции, все учащиеся перешли на дистанционное обучение (ДО). [4] Пик заболеваемости пришелся на июль-август 2020 года, в связи с чем было принято решение начать новый учебный год так же в формате дистанционного обучения. [5] Хотя меры социального дистанцирования успешно замедляют распространение инфекции и снижают нагрузку на систему здравоохранения, они могут в конечном итоге усилить социальную изоляцию учащихся и повлиять на их психологическое благополучие и психическое здоровье. [6] Пандемия COVID-19 привлекла внимание к психическому здоровью различных затронутых групп населения. Известно, что возникновение эпидемий усиливает или создает новые факторы стресса, включая страх и беспокойство за себя или близких, ограничения физической и социальной активности из-за карантина, а также внезапные и радикальные изменения образа жизни, неадекватное информирование населения и финансовые потери. [7]

Большая часть исследований о психологических последствиях COVID-19 была опубликована из самых ранних горячих точек Китая. С течением времени присоединились исследования этой проблемы в Европе, Америке и других странах. Хотя в нескольких работах оценивались проблемы психического здоровья во время эпидемий, большинство из них было сосредоточено на медицинских работниках, пациентах, детях и населении в целом. В исследовании Changwon Son, et al. [7] при исследовании психоэмоционального состояния студентов колледжа в Техасе 71% опрошенных указали, что стресс и тревога у них усилились из-за пандемии COVID-19. По крайней мере 54% участников указали на негативное влияние (легкое, умеренное или тяжелое) COVID-19 на результаты, связанные с учебой, здоровьем и образом жизни. Подавляющее большинство участников ( 91%) указали, что COVID-19 повысил уровень страха и беспокойства за собственное здоровье и здоровье своих близких. В похожем исследовании Sultan Ayoub Meo et al. [8] среди медицинских студентов университета короля Сауда определили, что карантин заставил студентов чувствовать себя эмоционально оторванными от семьи, товарищей и друзей и снизил их общую производительность и продолжительность обучения. 165 (56,12%) женщин и 103 (43,64%) мужчин полностью согласились с утверждением, описывающим «ухудшение в выполнении работы и изучении содержания предметов». Но исследований, которые оценивали бы проблемы психического здоровья студентов во время этой пандемии в Казахстане, недостаточно.

Проблемы психического здоровья - главное препятствие на пути к учебе для студентов, так как это может повлиять на мотивацию, концентрацию и социальное взаимодействие студентов, что является решающим фактором для достижения студентами успеха в обучении. [7]

Целью этого исследования было провести на основе анкетирования оценку психоэмоционального состояния студентов бакалавриата КазНМУ, находящихся на вынужденном ДО во время пандемии

Щ)

COVID-19. Мы стремились определить уровни тяжести симптомов депрессии и тревоги (первичный результат), а также факторов стресса, связанных с пандемией, используемых механизмов преодоления и препятствий, с которыми сталкиваются студенты при преодолении стресса, связанного с пандемией. Материалы и методы

Настоящее обсервационное исследование на основе анкеты было проведено на кафедрах общей медицины, общественного здравоохранения, педиатрии КазНМУ в период с 25 октября по 16 ноября 2020 года.

Критериями включения являлись: обучение в формате дистанционного обучения на бакалавриате КазНМУ. Студенты интернатуры и резидентуры не включались в исследование, так как находились на смешанном обучении, то есть некоторые предметы преподавались очно, а некоторые проходили в онлайн-формате.

Анкета была разработана на основе информации, взятой из более ранних исследований, и отредактирована в соответствии с поставленными задачами. Окончательная версия анкеты содержала 32 вопроса, разделенных на три основные части. Первая часть содержала информацию о демографических особенностях; вторая включала в себя опросник шкалы тревоги и депрессии HADS, а третий раздел был основан на личных вопросах оценки своего психоэмоционального состояния, вызванное пандемией COVID-19.

Онлайн-анкеты были распространены среди студентов-медиков по электронной почте для сбора необходимой информации. Студентам, которые решили участвовать, был задан ряд вопросов. Собранная информация была полностью конфиденциальной. Участие было добровольным, компенсация участникам не выплачивалась. Ответило 490 студентов-медиков.

Результаты обработаны в программах Excel, статистика для Windows, предложены в виде процентного распределения. Статистическая обработка материала исследования так же выполнена с помощью программного пакета SPSS, trial v.20.0 (SPSS Inc., Chicago IL, USA), онлайн-калькулятора OpenEpi. Результаты

В исследовании приняли участие 490 студентов-медиков бакалавриата КазНМУ: 370 человек (75,5%) со школы общей медицины, со школы общественного здравоохранения - 77 (15,7%), со школы педиатрии -43 человека (8,8%). Большинство респондентов -девушки: 77,8% (381 человек), парней - 22,2% (109 человек). 98,6% опрошенных (483 человека) не женаты/не замужем. Средний возраст составил 19±1,6 лет. В связи с пандемией и форматом онлайн-обучения большинство студентов проживают дома: 85,1% (417 человек), остальные находятся либо в условиях съемных квартир: 7,8% (38), либо общежития: 7,1% (35). Количество людей, проживающих совместно с респондентами, составляет от 1 до 12 человек. При оценке уровня тревоги по данным опросника HADS у 61% опрошенных (299) был выявлен низкий уровень тревоги, 19,6% (96) имеют средний уровень тревоги, а у 19,4% (95) уровень тревоги очень высок. При этом мужчины были более устойчивы к стрессовым воздействиям (р=0,037), так как у 71,6% опрошенных (78) уровень тревоги был низким, в то время, как только у 58% женщин он был ниже 8 баллов. Так же средний уровень тревоги встречался у

мужчин в 13,8% (15) случаев, а у женщин в 21,3% (81). Высокий уровень тревоги показали 14,6% (16) опрошенных мужчин и 20,7% (79) опрошенных женщин.

При оценке уровня депрессии по данным опросника у 59,4% опрошенных (291) не было выявлено признаков депрессии, у 24,5% (120) имеется субклинически выраженная депрессия, а у 16,1% (79) клинически выраженная депрессия. При этом в сравнительном анализе уровня депрессии у мужчин и женщин, в отличие от уровня тревоги, не было выявлено значительной разницы (р=0,8575). При оценке уровней тревоги и депрессии у студентов в зависимости от курса, была выявлена закономерность: наибольший уровень клинически выраженной тревоги и депрессии по обеим шкалам был выявлен у студентов 3 курса: 24,4% (41) студентов подвержены выраженной тревоге, 18,4% (31) имеют признаки клинически выраженной депрессии. Но в остальном курс студентов не влиял на вероятность развития тревожных и депрессивных расстройств у студентов (р=0,3857 и р=0,8575 соответственно). Факультет, на котором обучались опрашиваемые, так же не оказывал влияния на их психоэмоциональное состояние (р=0,5325 для тревоги и р=0, 06522 для депрессии).

Условия проживания (р=0,4692 для тревоги и р=0,9563 для депрессии) и семейное положение (р=0,8507 и р=0,6094 соответственно) студентов не оказывают значимого влияния на уровень тревоги и депрессии у опрашиваемых.

При оценке вопросов, связанных с беспокойством за свое здоровье и здоровье своих близких, было определено, что больше людей беспокоятся за здоровье близких, нежели за свое: 85,5% (419) и 68,4 % (335) соответственно.

Обеспокоенные своим здоровьем опрашиваемые чаще испытывали выраженную тревогу и депрессию по данным опросника. Те же данные наблюдались и при беспокойстве студентов за здоровье своих близких: тревога и депрессия у них были выражены чаще. При этом была выявления статистическая взаимосвязь между уровнями тревоги и беспокойством за свое здоровье и здоровье своих близких (р=0,00001 и р=0,02), но не было выявлено для депрессии (р=0,2 и р=0,98 соответственно).

При ответе на вопрос о наличии трудностей при концентрации на учебе, больше половины (54,7% -268) учащихся ответили утвердительно. Была так же выявлена статистически значимая взаимосвязь между повышенной тревожностью и депрессией у студентов и жалобами на трудности с концентрацией (р<0,01). В качестве причин, вызывающих трудности с концентрацией, студенты называли: отвлечение на домашние дела, отвлечение на посторонние дела (интернет, социальные сети, общение с друзьями), прокрастинация и отсутствие самодисциплины, а так же проблемы со здоровьем и самочувствием, просто лень и отсутствие желания, погружение в собственные мысли и процесс организации формата дистанционного обучения.

Наиболее частой причиной наличия трудностей при концентрации на учебе студенты указывали отвлечение на домашние дела: около 24% опрошенных указывали, что часто отвлекаются на домашние дела в связи с тем, что родственники, проживающие с учащимися, не поймут, если они не выполнят свои обязанности по дому, что необходимо

присмотреть за ребенком, обслужить приезжающих гостей и родственников. И у родственников отсутствует понимание личного пространства. Проблемы со здоровьем и самочувствием в качестве отвлекающего фактора у студентов были связаны в основном с форматом дистанционного обучения. Студенты жалуются на снижение зрения и боли в спине в связи с постоянным нахождением перед экраном компьютера и/или смартфона и неудобным рабочим местом. В связи с этим на следующий учебный день они чувствуют усталость, разбитость, и им намного сложнее сконцентрироваться на выполнении заданий. Один ответивший указал, что после перенесенной инфекции COVID-19 у него ухудшилась память.

Лень и отсутствие желания учиться у некоторых студентов было связано с тем, что они считают, что их труд не в полной мере и несправедливо оценивается, а также то, что медицина - это не то, чем бы они хотели заниматься.

Обеспокоенность своей успеваемостью высказывают 70,8% студентов (347). 72,2% ответивших чувствуют возросшую учебную нагрузку в условиях ДО. Если оценивать обеспокоенность академической успеваемостью по курсам, то можно выявить, что в наибольшей степени студенты обеспокоены своими оценками на 1 и 3 курсах: 74,3% и 71,4% соответственно. В меньшей степени обеспокоенность высказывают студенты 2 и 4 курсов: 65,5% и 66,7%. Наиболее спокойными являются студенты 5 курса: 52,4%.

Была выявлена закономерность: студенты, которые отметили, что обеспокоены своей успеваемостью, имеют более высокий уровень тревоги, нежели те, кто спокойно относится к своей успеваемости. (р<0,01) Так, уровень клинически выраженной тревоги для первой группы составил 22,5%, в то время как для второй 11,9%. Уровень депрессии в свою очередь не связан с обеспокоенностью студентов своей успеваемостью (р=0,05036).

Как и в случае с обеспокоенностью успеваемостью, при анализе вопроса «Чувствуете ли Вы возросшую учебную нагрузку в условиях вынужденного дистанционного обучения?», была выявлена статистически значимая взаимосвязь между уровнем тревоги у студентов и положительным ответом на данный вопрос (р<0,01). 22,9% студентов, которые ответили утвердительно на данный вопрос, ощущают выраженную тревогу, и только 10,3% тех, кто ответил отрицательно. Не было выявлено статистически значимой взаимосвязи между уровнем депрессии и положительным ответом на данный вопрос (р=0,0575).

Показатели социальной изоляции в соответствии с ответами студентами таковы: 54,9% (269) студентов не ощущают социальную изоляцию, 45,1% (221) ощущают. Социальная изоляция повышает риск как развития тревожных расстройств (р<0,01), так и развития депрессии у студентов (р<0,01). Среди ответивших на вопрос, каким образом влияет социальная изоляция на состояние студентов, 22% (108) ответили, что негативно, 13% (64) не ощутили влияния,1,6% высказались положительно о влиянии социальной изоляции на их жизнь. Те, кто отметил негативное влияние самоизоляции на их жизнь, высказались, что пропадает желание находиться в обществе, снижаются навыки социализации, они становятся более

интровертированными, замкнутыми, чувствуют снижение словарного запаса, стало труднее излагать свои мысли. У кого-то повышается уровень агрессии, кто-то психует от одиночества, хочет кричать от стресса, деградирует, не следит за собой, шутит, что скоро будет посещать псих диспансер. Ответившие отметили, что нуждаются в общении, объятиях, разговорах вживую, скучают по одногруппникам. Теперь вся их связь с окружающим миром осуществляется через интернет. Среди ответивших о положительном влиянии карантина на их жизнь, отмечали, что можно побыть наедине с самим собой, погрузиться в свои мысли, заниматься самосовершенствованием. 63,1% (309) опрошенных не испытывают финансовых трудностей в период пандемии COVID-19. При этом студенты, в семье которых имеются финансовые трудности, выражают более высокий уровень тревоги и депрессии, нежели студенты, не испытывающие финансовых трудностей в условиях пандемии COVID-19 (р<0,01).

45,5% опрошенных (223) обращаются за психологической помощью, но чуть больше половины: 54,5% (267) не обращаются. При этом дополнительными методами борьбы с психоэмоциональным стрессом опрошенные называли: физические упражнения (24,7%, 121), книги, музыка и фильмы (15,7%, 77), расслабляющие занятия, вроде медитации и дыхательной гимнастики (12,7%, 62), еда (10%, 49), прогулка (5,3%, 26), общение с близкими (4,9%, 24), сон (4,5%, 22), хобби (3,9%, 19), религия (1%, 5), социальные сети (0,8%, 4) Корреляция между результатами тревоги и депрессии по данным опросника HADS составила 0,56, что свидетельствует о низкой корреляции. То есть никакой связи между показателями тревоги и депрессии у студентов нет. Обсуждение и выводы:

Здоровье по определению ВОЗ является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. [9] А на душевное и социальное благополучие граждан очень сильно влияет социализация: общение с другими людьми, личные встречи. Вспышка COVID-19 спровоцировала глобальный кризис в области общественного и психического здоровья и стала огромным психосоциальным экспериментом. Предыдущие исследования, проведенные до появления COVID-19, показали, что студенты-медики в принципе чаще испытывали депрессию и тревогу, чем население в целом или студенты других специальностей. [10] А также сама пандемия вызвала стресс и изменила учебное поведение студентов-медиков.

Соответственно, уровень тревоги среди студентов-медиков в данной работе составил 39% и был значительно выше, чем в подобном исследовании, проведенном в университете Семей (17%) [10], Павлодарском филиале медицинского университета Семей (26,1%) [11].

Уровень депрессии среди опрошенных в данной работе, 40,6%, был сопоставим с результатами исследования, проведенного в Павлодарском филиале медицинского университета Семей (40,6%) [11], но выше, чем в подобном исследовании университета Семей (30%) [10].

Данные результаты могут быть обусловлены тем, что режим ограничения и изоляции требует напряжения адаптационных возможностей и субъективно может восприниматься как нечто трудное и тягостное, тем самым повышая риск углубления психологического стресса. Студентам приходилось разлучаться с товарищами, они испытывали беспокойство за здоровье близких, испытывали неудобства, связанные с процессом организации дистанционного обучения. Результаты исследований показали, что выраженность тревоги у девушек выше, чем у парней, что согласуется с другими подобного рода исследованиями. [6] [12] [13] Это может быть связано с большей чувствительностью к давлению, большей восприимчивостью к стрессовым факторам и большей эмоциональностью.

Курс, факультет, семейное положение и условия проживания не имели значимой взаимосвязи с уровнем тревоги и депрессии в условиях пандемии COVID-19.

По данным описательной статистики, клинически выраженная тревога и депрессия чаще наблюдалась у студентов 3 курса. Это может быть связано с тем, что система обучения на 3 курсе построена таким образом, что контроль знаний проходит практически каждый день, а экзамен сдается в формате ОСКЕ. Наименьший уровень тревоги и депрессии наблюдается на 5 курсе. Возможно, это связано с тем, что к концу обучения студенты осознают устройство системы, процесс обучения становится понятным, преобладают клинические дисциплины над теоретическими, и, возможно, сказывается некая усталость от продолжительного обучения. Схожие данные были получены в ходе исследования на выявление тревожности и депрессии у студентов медицинского университета Семей. [13] С этими же факторами может быть связана обеспокоенность академической успеваемостью, так как среди студентов, положительно ответивших на этот вопрос, наибольшую обеспокоенность высказывали студенты первого и третьего курсов. Такое распределение может быть связано с периодом адаптации на первом курсе, с энтузиазмом в получении хороших оценок и желанием перевестись с платного отделения на грант, а на третьем курсе, как уже было сказано, с непростым форматом обучения.

Вопросы третьего раздела анкеты, нацеленные на более глубокое понимание психоэмоционального состояния студентов, выявили, что такие факторы, как беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких, ощущение социальной изоляции, трудности с концентрацией при учебе, обеспокоенность своей академической успеваемостью, чувство возросшей учебной нагрузки, а также наличие финансовых трудностей в связи с пандемией влияет на уровень тревожности у студентов. А такие факторы, как трудности с концентрацией при учебе, ощущение социальной изоляции, наличие финансовых трудностей и необходимость обращения за психологической помощью влияют на уровень депрессии. Такие показатели могут быть связаны с тем, что само слово беспокойство подразумевает повышенный уровень тревоги, поэтому такие факторы как беспокойство за здоровье своих близких и свое здоровье, а также беспокойство за успеваемость оказывают более выраженное влияние на уровень тревоги, нежели на уровень депрессии. В итоге, все эти показали, связанные с периодом карантина и

пандемией COVID-19, так или иначе влияют на психоэмоциональное состояние студентов КазНМУ. При анализе методов борьбы с психоэмоциональным стрессом, который применяют студенты, мы заметили, что никто из ответивших не сказал об обращении за профессиональной психологической помощью в условиях пандемии.

Поэтому для студентов, имеющих выраженную тревогу и депрессию, мы хотели порекомендовать в первую очередь посещение психолога, в связи с чем проверили функционирование системы

психологической службы нашего университета. В первую очередь, Университет КазНМУ обеспечивает помощь в виде кнопки «Психологическая поддержка» в Sirius.kaznmu.kz. Чтобы проверить активность кнопки, один из студентов записался на онлайн-консультацию, которая подразумевает собой чат с консультантом, но на обращение никто не ответил. Далее был произведен поиск других способов предоставления услуг психолога: на сайте КазНМУ была опубликована новость от 15.04.2020г «Специалисты КазНМУ будут оказывать психологическую помощь студентам и ППС». [14] В ленте были предоставлены 8 консультирующих психологов с контактными номерами, информацией об образовании, стаже работы и языке консультирования. Через мессенджер WhatsApp были проинтервьюированы 7 специалистов. Выяснилось, что студенты с различных курсов и факультетов действительно обращались к ним за психологической помощью. В основном это были студенты, которые проходили занятия у предоставленных психологов. Трое психологов подтвердили, что во время карантина увеличилось количество обращений в сравнении со временем до введения ограничительных мер. Так же один специалист ответил, что карантин в некоторой степени влияет на психику студентов: он может и не быть непосредственно причиной, но усугубить ранее нестабильное состояние студента. Из этого можем сделать вывод, что в первую очередь контактные номера действительны и студенты могут спокойно обращаться со своими вопросами к специалистам. Во-вторых, обучающиеся стали больше обращаться за помощью после введения карантина. В-третьих, стоит обратить внимание на работу психологической помощи через Sirius.kaznmu.kz, чтобы у студентов было больше вариантов в обращении за помощью.

Одним из ограничений данного исследования была достаточно маленькая выборка, и неравномерное распределение анкетируемых студентов с наименьшим их количеством на 4 и 5 курсе. Так как характер формирования выборки был невероятностным, то нужно с осторожностью экстраполировать данные исследования на генеральную совокупность. Исследование было поперечным, а, следовательно, не оценивало динамики психоэмоционального состояния студентов, как до наступления пандемии и карантина, так и во время. Мы так же не брали в расчет изначальное психоэмоциональное состояние студентов, наличие экстровертированности или интровертированности. Будущие исследования, включающие эти аспекты, смогут всесторонне изучить психоэмоциональное состояние студентов. Полученные в ходе исследования закономерности следует учитывать при проведении профилактических мероприятий с целью раннего

-ВЕСТНИК КАЗНМУ #2-2021 ---^

выявления и последующей коррекции тревожно-депрессивных расстройств среди студентов медицинских ВУЗов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Интернет-ресурс Wikipedia: https://en.wikipedia.org/wiki/Template:COVID-19 pandemic data (дата обращения: 28.12.2020)

2 Eugenia Tognotti Lessons from the History of Quarantine, from Plague to Influenza A. Emerg Infect Dis. 2013 Feb; 19(2): 254-259. doi: 10.3201/eid1902.120312

3 Abid Hasan Khan, Mst. Sadia Sultana, Sahadat Hossain, M. Tasdik Hasan, Helal Uddin Ahmed,c and Md. Tajuddin Sikdera The impact of COVID-19 pandemic on mental health & wellbeing among home-quarantined Bangladeshi students. J Affect Disord. 2020 Dec 1; 277: 121-128. Published online 2020 Aug 7. doi: 10.1016/j.jad.2020.07.135

4 Газета «Литер» https://liter.kz/s-16-marta-studenty-budut-uchitsya-distan/ (дата обращения: 10.10.2020)

5 Информбюро_https://informburo.kz/novosti/s-

nachala-novogo-uchebnogo-goda-zanyatiya-dlya-studentov-vuzov-i-kolledzhey-budut-prohodit-

distancionno-108809.html_(дата обращения:

10.10.2020)

6 Timon Elmer, Kieran Mepham, Christoph Stadtfeld. Students under lockdown: Comparisons of students' social networks and mental health before and during the COVID-19 crisis in Switzerland. PLoS One. 2020: 15(7): e0236337. Published online 2020 Jul 23. doi: 10.1371/journal.pone.0236337

7 Changwon Son, Sudeep Hegde, Alec Smith, Xiaomei Wang, Farzan Sasangohar. Effects of COVID-19 on College Students' Mental Health in the United States: Interview Survey Study. J Med Internet Res. 2020 Sep; 22(9): e21279. Published online 2020 Sep 3. doi: 10.2196/21279

8 Sultan Ayoub Meo, Abdulelah Adnan Abukhalaf, Ali Abdullah Alomar, Kamran Sattar, and David C Klonoff. COVID-19 Pandemic: Impact of Quarantine on Medical Students' Mental Wellbeing and Learning Behaviors^Pak J Med Sci. 2020 May; 36(COVID19-S4): S43-S48. doi: 10.12669/pjms.36.COVID19-S4.2809

9 Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1464&page=1 (дата обращения: 06.12.2020).

10 Мария В. Прилуцкая, Токжан Т. Мендуалиева, Орнелла Корацца. Эмоциональное реагирование и копинг-стратегии среди студентов-медиков во время пандемии коронавирусной инфекции: поперечное онлайн исследование. Наука и Здравоохранение, 2020, 4 (Т.22) актуальная тема - COVID-19. DOI 10.34689/SH.2020.22.4.001 UDC 613.863

11 М. В. Прилуцкая, А. М. Гржибовский. Восприятие чрезвычайного положения в связи с коронавирусной инфекцией учащимися и сотрудниками медицинского вуза в Казахстане. Безопасность в чрезвычайных ситуациях Экология человека 2020.06. УДК [612.821 + 616.89] (574) DOI: 10.33396/1728-0869-2020-6-4-12

12 Mebratu Abraha Kebede, Birke Anbessie, Getinet Ayano. Prevalence and predictors of depression and anxiety among medical students in Addis Ababa, Ethiopia. Int J Ment Health Syst. 2019; 13:30. Published online 2019 May 6. doi: 10.1186/s13033-019-0287-6

13 Мешрманова ЗД., Даулетханова Г.С. НАО «Медицинский университет Семей», г. Семей, Республика Казахстан. Выявление состояния тревожности и депрессии у студентов медицинский университета Семей. Наука и здравоохранение, №2(I), 2019 специальный выпуск. УДК 378.178(574.41)

14 Интернет-ресурс KAZNMU News: https://news.kaznmu.kz/%D1%81%D0%BF%D0%B5% D 1%86% D0% B8% D0% B0% D0% BB% D0% B8%D1%81 % D1% 82%D1% 8B-

%D0% BA% D0%B0% D0%B7% D0% BD% D0%BC% D1% 8 3-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%82-%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B 2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1/ (дата обращения: 28.12.2020)

SPlSOK LlTERATURY

llnternet-resurs Wikipedia: https://en.wikipedia.org/wiki/Template:COVID-19_pandemic_data (data obraenia: 28.12.2020)

2 Eugenia Tognotti Lessons from the History of Quarantine, from Plague to Influenza A. Emerg Infect Dis. 2013 Feb; 19(2): 254-259. doi: 10.3201/eid1902.120312

3 Abid Hasan Khan, Mst. Sadia Sultana, Sahadat Hossain, M. Tasdik Hasan, Helal Uddin Ahmed,c and Md. Tajuddin Sikdera The impact of COVID-19 pandemic on mental health & wellbeing among home-quarantined Bangladeshi students. J Affect Disord. 2020 Dec 1; 277: 121-128. Published online 2020 Aug 7. doi: 10.1016/j.jad.2020.07.135

4 Gazeta «Liter» https://liter.kz/s-16-marta-studenty-budut-uchitsya-distan/ (data obraenia: 10.10.2020)

5 Informbro https://informburo.kz/novosti/s-nachala-novogo-uchebnogo-goda-zanyatiya-dlya-studentov-vuzov-i-kolledzhey-budut-prohodit-distancionno-108809.html (data obraenin: 10.10.2020)

6 Timon Elmer, Kieran Mepham, Christoph Stadtfeld. Students under lockdown: Comparisons of students' social

networks and mental health before and during the COVID-19 crisis in Switzerland. PLoS One. 2020; 15(7): e0236337. Published online 2020 Jul 23. doi: 10.1371/journal.pone.0236337

7 Changwon Son, Sudeep Hegde, Alec Smith, Xiaomei Wang, Farzan Sasangohar. Effects of COVID-19 on College Students' Mental Health in the United States: Interview Survey Study. J Med Internet Res. 2020 Sep; 22(9): e21279. Published online 2020 Sep 3. doi: 10.2196/21279

8 Sultan Ayoub Meo, Abdulelah Adnan Abukhalaf, Ali Abdullah Alomar, Kamran Sattar, and David C Klonoff. COVID-19 Pandemic: Impact of Quarantine on Medical Students' Mental Wellbeing and Learning Behaviors. Pak J Med Sci. 2020 May; 36(COVID19-S4): S43-S48. doi: 10.12669/pjms.36.COVID19-S4.2809

9 Ustav (Konstitusia) Vsemirnoi organizasii zdravoohranenifl (VOZ) (Prinnt v g. N-lorke 22.07.1946) [Elektronnyi resurs]. - Rejim dostupa: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1464&page=1 (data obraenia: 06.12.2020).

m

10 Maria V. Priluskaa, Tokjan T. Mendualieva, Ornella Korassa. Emosionalnoe reagirovanie i koping-strategii sredi studentov-medikov vo vrema pandemii koronavirusnoi infeksii: poperechnoe onlain issledovanie. Nauka i Zdravoohranenie, 2020, 4 (T.22) aktualnaa tema -COVID-19. DOI 10.34689/SH.2020.22.4.001 UDC 613.863

11 M. V. Priluskaa, A. M. Grjibovskii. Vospriatie chrezvychainogo polojenia v svazi s koronavirusnoi infeksiei uchaimisa i sotrudnikami medisinskogo vuza v Kazahstane. Bezopasnost v chrezvychainyh situasiah Ekologia cheloveka 2020.06. UDK [612.821 + 616.89] (574) DOI: 10.33396/1728-0869-2020-6-4-12

12 Mebratu Abraha Kebede, Birke Anbessie, Getinet Ayano. Prevalence and predictors of depression and anxiety among medical students in Addis Ababa, Ethiopia. Int J

-ВЕСТНИК КАЗНМУ #2-2021 -

Ment Health Syst. 2019; 13:30. Published online 2019 May 6. doi: 10.1186/s13033-019-0287-6

13 Meiirmanova Z.Q., Daulethanova G.S. NAO «Medisinskii universitet Semei», g. Semei, Respublika Kazahstan. Vyяvlenie sostoяniя trevojnosti i depressii u studentov medisinskii universiteta Semei. Nauka i zdravoohranenie, №2(I), 2019 spesialnyi vypusk. UDK 378.178(574.41)

14 Internet-resurs KAZNMU News: https://news.kaznmu.kz/%D1%81%D0%BF%D0%B5% D 1%86% D0% B8% D0% B0% D0% BB% D0% B8%D1%81 % D1%82%D1%8B-

%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BC%D1%8 3-%D0% B 1%D1% 83%D0% B4% D1% 83%D 1%82-%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B 2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1/ (data obraeniя: 28.12.2020)

D.A. Popova1, E.R. Davletgildeev1, E.E. Yerlanova1, A.K. Abikulova2,

Asfendiyarov Kazakh national medical University 1lnterns 772-2group of specialty "Generalpractice" 2The head of the scientific project, PhD, associate Professor of the Department "Integrated systems of Economics and health

management".

PSYCHOEMOTIONAL STATE OF KAZNMU STUDENTS DURING COVID-19 PANDEMIC

Resume: this article assesses the psycho-emotional state of undergraduate students of KazNMU in the context of the COVID-19 pandemic, based on a questionnaire. The study involved 490 people: 370 people (75.5%) from the school of general medicine, from the school of public health - 77 (15.7%), from the school of pediatrics - 43 (8.8%). Depression and anxiety levels were found to be dependent on such indicators as concern for their health and the health of their loved ones, anxiety for their academic performance and a feeling of increased workload, difficulty concentrating

while studying, feeling socially isolated and having financial difficulties. At the same time, demographic indicators did not affect the severity of depression and anxiety in students. When analyzing methods of dealing with psycho-emotional stress, none of the respondents said about seeking professional psychological help in a pandemic, and therefore the main recommendation of this work was to visit a psychologist.

Keywords: psychoemotional state, COVID-19, distance learning, anxiety, depression, HADS

Д.А. Попова1, Е.Р. Давлетгилдеев1, Е.Е. Ерланова1, А.К. Абикулова2

С.Ж. Асфендияров атындагы Казац ¥лттыцмедицинаyHueepcumemi 1«Жалпы дэркерлЫ тэж!рибе» мамандыгы бойынша 772-2 топ uHmepHdepi 2Гылъши жобанъщ жетекшт, PhD,, «Денсаулыц сацтау экономикасымен менеджментЫЩ интеграцияланган

жуйелерЬ» кафедрасыныщ доцент!.

COVID-19 ПАНДЕМИЯСЫ АТЫНДАFЫ КАЗ¥МУ СТУДЕНТТЕРШЩ ПСИХОЭМОЦИОНАЛДЫК ЖАFДАЙЫ

Туши: бул мацалада сауалнамага неггзделген COVID-19 пандемиясы аясында К,аз¥МУ студенттертщ психо-эмоционалдыц жагдайы багаланады. Зерттеуге 490 адам цатысты: жалпымедицинамектебтен 370 адам (75,5%), денсаулыц сацтау мектебнен - 77 (15,7%), педиатрия мектебтен - 43 адам (8,8%). Депрессия мен мазасыздыц дещгейлер1 ездермщ денсаулыгы мен жацындарыныщ денсаулыгына алащдау, оцу улгертте алащдау жэне академиялыц жуктеменщ жогарылауы, оцу кезтде шогырлану циындыцтары, элеуметтж оцшаулану сез1м1 жэне царжылыц циындыцтар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сияцты индикаторларга тэуелд1 болды. Сонымен бгрге демографиялыц керсеткштер студенттердег! депрессия мен мазасыздыцтыщ ауырлыгына эсер етпед! Психо-эмоционалды стресст1 жещу эдктерт талдаганда, респонденттердщ ешцайсысы пандемиядан кэаби психологиялыц кемек iздеу туралы айтцан жоц, сондыцтан бул жумыстыщ нег1зг1 усынысы психологца бару болды. Tyurndi свздер: психоэмоционалдыц жагдай, COVID-19, цашыцтыцтан оцыту, мазасыздыц, депрессия, HADS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.