Научная статья на тему 'Психоэмоциональная характеристика, гендерная идентичность и депрессивные расстройства у девочек-подростков с нарушениями ритма менструаций'

Психоэмоциональная характеристика, гендерная идентичность и депрессивные расстройства у девочек-подростков с нарушениями ритма менструаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
451
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / МАСКУЛИННОСТЬ / MASCULINITY / ФЕМИНИННОСТЬ / FEMININITY / ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / DEPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хащенко Елена Петровна, Баранова Анна Викторовна, Уварова Елена Витальевна

Нарушения менструального цикла встречаются у 50-75% современных девочек подросткового возраста и являются первой жалобой подростка при обращении к детскому гинекологу. Расстройства развития и созревания репродуктивной системы в подростковом возрасте, что выражается в гормональном дисбалансе и нерегулярном менструальном цикле, могут приводить к нарушениям становления гендерной идентичности, предрасполагают к множественным психоэмоциональным жалобам, депрессивным расстройствам у подростка и его социальной дезадаптации. В данное исследование вошли 40 пациенток с нарушениями менструального цикла в возрасте 15-17 лет, проведено полное клинико-лабораторное обследование. Также проанализированы показатели гендерной идентичности с помощью опросника полоролевых отношений С. Бем, представлена структура психоэмоциональных жалоб и наличия депрессивных расстройств с использованием шкалы депрессии Бека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хащенко Елена Петровна, Баранова Анна Викторовна, Уварова Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender identity and depressive disorders of adolescent girls with menstrual irregularities

Gender identity and depressive disorders of adolescent girls with menstrual irregularities 50-75% of modern adolescent girls present with menstrual disorders, which is their main complaint while visiting a pediatric gynecologist. Abnormalities of development and reproductive system maturation in adolescence, resulting in hormonal imbalance and irregular menstrual cycles, can lead to gender identity disorders formation, various psychophysiological complaints, depressive symptoms in adolescents and their social exclusion. 40 patients with irregular menstrual cycle aged 15-17 underwent a comprehensive clinical and biochemical investigation. Gender identity values were analyzed using S. Bem gender relations questionnaire. Beck Depression Inventory was used to evaluate psychoemotional complaints and depression symptoms

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональная характеристика, гендерная идентичность и депрессивные расстройства у девочек-подростков с нарушениями ритма менструаций»

Физиология и психология взросления

#

Е.П. Хащенко, А.В. Баранова, Е.В. Уварова

ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва

Для корреспонденции

Хащенко Елена Петровна -аспирант 2-го гинекологического отделения (гинекологии детского и юношеского возраста) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России Адрес: 117997, г. Москва, ул. Акад. Опарина, д. 4 Телефон: (495) 438-85-42 E-mail: khashchenko elena@mail.ru

Психоэмоциональная характеристика, гендерная идентичность и депрессивные расстройства у девочек-подростков с нарушениями ритма менструаций

Нарушения менструального цикла встречаются у 50-75% современных девочек подросткового возраста и являются первой жалобой подростка при обращении к детскому гинекологу. Расстройства развития и созревания репродуктивной системы в подростковом возрасте, что выражается в гормональном дисбалансе и нерегулярном менструальном цикле, могут приводить к нарушениям становления гендерной идентичности, предрасполагают к множественным психоэмоциональным жалобам, депрессивным расстройствам у подростка и его социальной дезадаптации. В данное исследование вошли 40 пациенток с нарушениями менструального цикла в возрасте 15-17 лет, проведено полное клинико-лабораторное обследование. Также проанализированы показатели гендерной идентичности с помощью опросника полоролевых отношений С. Бем, представлена структура психоэмоциональных жалоб и наличия депрессивных расстройств с использованием шкалы депрессии Бека.

Ключевые слова: гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, депрессивные расстройства, подростковый возраст

E.P. Khashchenko, A.V. Baranova, E.V. Uvarova

V.I. Kulakov Obstetrics, Gynecology and Perinatology Research Center of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow

Gender identity and depressive disorders of adolescent girls with menstrual irregularities

50-75% of modern adolescent girls present with menstrual disorders, which is their main complaint while visiting a pediatric gynecologist. Abnormalities of development and reproductive system maturation in adolescence, resulting in hormonal imbalance and irregular menstrual cycles, can lead to gender identity disorders formation, various psychophysiological complaints, depressive symptoms in adolescents and their social exclusion. 40 patients with irregular menstrual cycle aged 15-17 underwent a comprehensive clinical and biochemical investigation. Gender identity values were analyzed using S. Bem gender relations questionnaire. Beck Depression Inventory was used to evaluate psychoemotional complaints and depression symptoms

Keywords: gender identity, masculinity, femininity, depression, adolescence 74 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2014, №6

Расстройства гинекологического здоровья, способные оказать отрицательное влияние на реализацию репродуктивного потенциала, в России и в мире отмечаются у 50-75% современных девочек-подростков. Для подросткового возраста наиболее характерно нарушение ритма менструаций по типу редких менструаций, с тенденцией к их прекращению, а также нарушения по типу маточных кровотечений пубертатного периода, в том числе на фоне формирования синдрома поликистозных яичников, с данными патологиями сталкиваются гинекологи всего мира в своей практике, и эти же заболевания являются наиболее частой причиной не только эндокринного бесплодия в будущем, но и нарушения обмена веществ, развития сахарного диабета типа 2 и риска инфаркта миокарда в дальнейшем.

Подростковый возраст сам по себе является кризисным периодом, в котором происходит перестройка основных систем организма при напряжении всех процессов адаптации. Наличие соматической патологии или заболеваний гинекологической сферы, при которых идет сбой гормонального гомеостаза, влияет на эмоциональный статус и когнитивные функции [9, 10]. В серии исследований отечественных и зарубежных авторов получены доказательства влияния половых стероидов на центральную нервную систему, участия в контроле не только репродуктивной функции и сексуального поведения, но и модулирования процессов формирования нейропсихоло-гических реакций, нейропротективного, нейротрофического действия, влияния на когнитивные функции и настроение [3, 7, 9, 11]. На сегодняшний день известно, что женские и мужские половые гормоны задействованы в развитии и созревании центральной нервной системы, половой дифференцировке головного мозга [6]. При гормональном дисбалансе, характерном для подросткового периода, особенно при его усугублении на фоне гинекологи-

РепродуктиЕ

ческой патологии, снижается устойчивость к стрессовым воздействиям, создаются условия к развитию разнообразных психических расстройств и депрессии, нарушению социального функционирования, что показано для целого ряда состояний, таких как стойкое отсутствие менструаций или редкие менструации, эндомет-риоз, воспалительные рецидивирующие гинекологические заболевания, маточные кровотечения, предменструальный синдром [1, 2, 8]. Актуальность предлагаемого исследования, с одной стороны, обусловлена значительным увеличением за последние годы частоты гинекологической патологии среди детей подросткового возраста, а с другой - их тяжелыми социально-демографическими последствиями, выражающимися в снижении репродуктивной функции молодежи, возникновении тревожных и депрессивных расстройств у этой категории девочек, что создает трудности в семье и в процессе школьного обучения, приводит к социальной дезадаптации подростков [8].

Проведено обследование 40 девочек с нарушениями менструального цикла в возрасте 15-18 лет (средний возраст 16,2± 0,9 года (М±БО). Было проведено комплексное клинико-лабораторное обследование девочек для уточнения диагноза и подбора адекватной коррекции нарушений и дальнейшего ведения пациенток. Кроме того, была проведена оценка гендерной идентичности девочек с использованием модификация опросника С. Бэм по изучению фемининности-маскулинности (BSRI), оценка депрессивных симптомов была произведена с помощью шкалы депрессии Бека.

Показаниями к включению девочек в исследование были совпадение дебюта заболевания с началом периода полового созревания; дисфункция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой и гипо-таламо-гипофизарно-гонадной системы, проявляющаяся нейроэндокринными и нейротрофическими нарушениями;

6,7%

#

53,3%

40,0%

■ Аменорея ШОлигоменорея □ Регулярный цикл

Рис. 1. Характеристика менструального цикла у девочек-подростков

80,0 40,0

0,0

%

80,0

56,7

■ 26,7

Гирсутизм Акне Стрии

Рис. 2. Структура основных жалоб пациенток

отсутствие других эндокринных, соматических и инфекционных заболеваний.

Показано, что наиболее часто девочки-подростки обращаются к детскому гинекологу с жалобами на нарушения регулярного менструального цикла с момента становления менструальной функции (73,3%) с развитием гипофункции яичников (96,7%), что представлено в большинстве случаев редкими менструациями (олигоменорея регистрируется у 53,3% пациенток), с тенденцией к развитию вторичной аменореи (отсутствие менструаций у 40,0% пациенток), как проиллюстрировано на рис. 1. Также девочки жаловались на обильные менструации в 16,7% случаев и болезненность в течение менструаций (30,0%).

Также одной из главных жалоб пациенток было указание на неудовлетворенность собственным внешним видом по сравнению со сверстницами в связи с повышенным ростом волос на теле,

в том числе в нетипичных для женщин местах: по верхнему краю губы, подбородку, вокруг сосков, по средней линии живота, на внутренней поверхности бедер (80,0%), повышенную сальность кожи и наличие угревых высыпаний на лице, коже спины, груди (акне в 56,7% случаев), трофические изменения кожи в виде полос растяжения белого и багрового цвета в области молочных желез, животе, на бедрах и пояснице (стрии на коже в 26,7% случаев), что формирует у девочек ощущение собственного несовершенства (рис. 2). Сами девочки в 60,0% случаев активно жаловались на то, что «плохо выглядят», считая себя непривлекательными. Потеря привлекательности из-за возникшего заболевания может способствовать формированию комплекса неполноценности у девочек, акцентуации на своем состоянии и предрасполагать к нарушениям эмоциональной сферы.

Структура психоэмоциональных показателей, характерных для девочек-подростков с нарушениями менструального цикла, представлена в виде частых жалоб на упорные головные боли (33,3%), эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, в своих силах (33,6%), высокую тревожность, конфликтность, тошноту и рвоту при эмоциональной нагрузке (13,3%), повышенную чувствительность к стрессовым воздействиям, головокружения и обмороки (6,7%), утомляемость и слабость (40,0%), расстройства сна (30,0%), снижения аппетита (23,3%). Перечисленные жалобы также препятствуют социальной адаптации подростков, обусловливают трудности в учебе, межличностных отношениях, ограничивают физическую и психическую активность подростков. Таким образом, в поздний подростковый период при активном напряжении систем адаптации во время гормональной перестройки и развития организма для пациенток проявляется синергизм негативного воздействия факторов, обусловленных соматическим заболеванием, психологической реакции на него, и социальных

76 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2014, №6

факторов в виде особенно интенсивных учебных нагрузок в последних классах школы, выпускных и вступительных экзаменов, первых курсов института, происходит перенапряжение функциональных систем и психической сферы, снижение способности к регуляции и адаптации.

При анализе структуры гендерной идентичности с помощью опросника полороле-вых отношений С. Бем, в подавляющем большинстве случаев у девочек с нарушениями ритма менструаций наблюдается непротиворечивость первичной гендер-ной идентификации. Для 61,5% девочек была характерен фемининный психологический пол, для 34,6% девушек была показана ярко выраженная фемининность, и для 3,8% - андрогинность (рис. 3). Но одновременно с этим больше половины опрошенных девочек (53,3%) не считали себя «женственными», 60,0% подростков считали себя «непривлекательными» и 43,3% указывали, что они «нежизнерадостные». При анализе корреляций между указанными характеристиками была выявлена положительная корреляционная связь между показателями «женственный» и «привлекательный» (коэффициент

ранговой корреляции Спирмена г=0,60; р<0,05). Показано, что для девочек потеря характеристики «женственность», а это было выявлено для большинства девочек-подростков с нарушениями менструального цикла, ассоциировалась со снижением собственной «привлекательности». Была показана положительная корреляционная связь между видом нарушения менструального цикла и показателем удовлетворенности своим телом (г=0,41; р<0,05), для пациенток с отсутствием менструаций больше полугода этот показатель был ниже (16,7%), нежели для девочек с редкими, но самостоятельными менструациями (52,9%).

При анализе симптомов депрессии с использованием шкалы депрессии Бека у девочек с нарушениями менструального цикла были выявлены депрессивные расстройства различной степени выраженности в 40,0% случаев: легкая депрессия в 30,0%, умеренная - в 3,3%, выраженная депрессия в 6,7% случаев (рис. 4). Была показана положительная корреляционная связь между наличием депрессивного расстройства разной степени выраженности и неудовлетворенностью девочки своим

3,3% 6,7%

34,6%

61,5%

30,0%

60,0%

□ Андрогинность ■ Фемининность

□ Ярко выраженная фемининность

■ Легкая депрессия

■ Умеренная депрессия

□ Выраженная депрессия

□ Удовлетворительное состояние

Рис. 3. Структура гендерной идентичнос- Рис. 4. Показатели депрессивных расстройств ти девочек-подростков с нарушениями ритма девочек-подростков с нарушениями ритма менструаций менструаций

внешним видом (коэффициент ранговой корреляции Спирмена г=0,46; p<0,05). Также была выявлена слабая положительная корреляционная связь между показателями выраженности депрессивного расстройства и вида нарушения менструального цикла (коэффициент корреляции Кендалла г=0,28; p<0,05), для пациенток с отсутствием менструации депрессивные расстройства были более характерны (50,0%), чем для девочек с редкими самостоятельными менструациями или при регулярном цикле (37,5%).

Наши результаты согласуются с работами ряда авторов, которые показали, что для пациенток с нарушениями менструального цикла характерными чертами являются повышенная тревожность, неуверенность в своих силах, беспокойство по поводу возможных неудач, склонность в колебаниях настроения, импульсивность

поведения [4, 5]. Выявленные факторы, особенно на фоне эмоциональной напряженности, могут приводить к чувству собственной неполноценности и невротизации подростков и еще больше усугублять течение заболевания. Определенные особенности гендерной идентичности и наличие депрессивных расстройств являются взаимодополняющими факторами уязвимости девочек-подростков с гинекологическими нарушениями и могут приводить к аномалиям развития личности подростков, предрасполагать к их социальной дезадаптации, на что следует обращать внимание при ведении таких пациенток.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Структура гендерной идентичности подростков с репродуктивными нарушениями» № 13-36-01269а2.

Сведения об авторах

Хащенко Елена Петровна - аспирант 2-го гинекологического отделения (гинекологии детского и юношеского возраста) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России (Москва) E-mail: khashchenko_elena@mail.ru

Баранова Анна Викторовна - кандидат психологических наук, менеджер ООО «Внедренческий центр» (Москва) E-mail: anna_baranova80@mail.ru

Уварова Елена Витальевна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель 2-го гинекологического отделения (гинекологии детского и юношеского возраста) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, главный внештатный специалист Минздрава России по гинекологии детского и юношеского возраста, Президент Межрегиональной общественной организации «Объединение детских и подростковых гинекологов» (Москва) E-mail: elena-uvarova@yandex.ru

Литература

1. Aquino C.I., Nori S.L. Complementary therapy in polycystic ovary syndrome // Transl Med UniSa. -2014. - Vol. 24, N 9. - P. 56-65.

2. Barry J.A., Kuczmierczyk A.R., Hardiman P.J. Anxiety and depression in polycystic ovary syndrome: a systematic review and meta-analysis // Hum. Reprod. -2011. - Vol. 26, N 9. - P. 2442-2451.

3. De Nicola A.F., Gonzalez S.L., Labombarda F. et al. Progesterone treatment of spinal cord injury: effects on receptors, neurotrophins, and myelination // J. Mol. Neurosci. - 2006. - Vol. 28. - P. 3-15.

4. Farrell K, Antoni M. Insulin Resistance, Obesity, Inflammation, and Depression in Polycystic Ovary Syndrome: Biobehavioral Mechanisms and

78 Репродуктивное здоровье детей и подростков / 2014, №6

Interventions // Fertil Steril. - 2010. - Vol. 94, N 5. -P. 1565-1574.

5. Hung J.H., Hu L.Y., Tsai S.J. et al. Risk of psychiatric disorders following polycystic ovary syndrome: a nationwide population-based cohort study // PLoS One. - 2014. - Vol. 9, N 5. - P. e97041.

6. Mani S. Progestin receptor subtypes in the brain: the known and the unknown // Endocrinology. - 2008. -Vol. 149, N 6. - P. 2750-2756.

7. Hoyer J., Burmann I., Kieseler M.L., Vollrath F. et al. Menstrual cycle phase modulates emotional conflict processing in women with and without premenstrual syndrome (PMS) - a pilot study // PLoS One. -2013. - Vol. 8 (4). - P. e59780.

8. Nakatsuka M. Puberty-delaying hormone therapy in adolescents with gender identity disorder //

Seishin Shinkeigaku Zasshi. - 2013. - Vol. 115, N 3. -P. 316-322.

9. Sacher J., Okon-Singer H, Villringer A. Evidence from neuroimaging for the role of the menstrual cycle in the interplay of emotion and cognition // Front Hum. Neurosci. - 2013. - Vol. 24, N 7. -P. 374-381.

10. Sakaki M, Mather M. How reward and emotional stimuli induce different reactions across the menstrual cycle // Soc. Personal. Psychol. Compass. - 2012. -Vol. 6, N 1. - P. 1-17.

11. Schumacher M, Guennoun R, Ghoumari A. et al. Novel perspectives for progesterone in hormone replacement therapy, with special reference to the nervous system // Endocr. Rev. - 2007. - Vol. 28, N 4. -P. 387-439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.