Психодинамика индивидуально-типологических особенностей и волевого самоконтроля личности несовершеннолетних, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций
1Н.Г. СОБОЛЕВ - старший преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук;
Е.В. КРЮКОВА - адъюнкт кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России
В статье анализируются результаты эмпирического исследования психодинамики индивидуально-типологических свойств и волевого самоконтроля личности несовершеннолетних мужского пола, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в разные периоды отбывания наказания.
Ключевые слова: психодинамика; личность несовершеннолетнего, осужденного к наказаниям, не связанным с лишением свободы; индивидуально-типологические особенности; волевой самоконтроль.
Psychodynamics of individual and typological features and strong-willed personality self-control of juvenile alternatively convicted persons
IN.G. SOBOLEV - Senior Lecturer of the Department of Juridical Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology;
E.V. KRUKOVA - Postgraduate Student of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
This article is devoted to analysis of results of empirical research of the psychodynamics of individual and typological features and strong-willed personality self-control of juvenile alternatively convicted male persons in different periods of punishment.
Key words: psychodynamics; the personality of juvenile alternatively convicted male persons; individual and typological features; strong-willed self-control.
Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Расширяется перечень видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, что обусловливает значимость функционирования уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. поставлены конкретные задачи по оптимизации психологической работы, внедрению новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной психологической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и
индивидуально-психологической характе-ристик1.
Анализ подходов, существующих в зарубежной и отечественной науке, позволяет отметить, что общепсихологическая теория психодинамики личности до сих пор не разработана в силу многоплановости проявлений данного феномена. При этом зарубежными учеными психодинамика продолжает интерпретироваться в русле психоаналитического, реверсивного, экзистенциально-гуманистического и топологического направлений, а также гештальт-психологии.
Исследование психодинамики личности при вступлении ее во взаимоотношения с правом предполагает анализ содержания, условий и особенностей проявления психики как таковой. При этом изучение психодинамики личности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполни-
тельной инспекции, руководствуясь диалектикой взаимосвязи разного уровня требований, думается, необходимо осуществлять на следующих уровнях:
1) общенаучном (анализ общих закономерностей психодинамики личности);
2) предметно-научном (проявление психодинамики личности в определенных сферах и областях);
3) специфическом (особенности психодинамики личности, преступившей закон и состоящей на учете в уголовно-исполнительной инспекции).
Так, в зарубежной психологии прослеживается эволюция взглядов на психодинамику личности: от изучения вопросов о причинах возникновения и способах реализации различных форм психической активности (Р. Вудвортс) до объяснения внутриличност-ного конфликта как побудительной силы развития личности (З. Фрейд); от вскрытия роли внутренних стремлений личности (А. Адлер) до выявления совокупности динамических сил психики (М. Вертхаймер, К. Коффка, Ф. Перлз); от рассмотрения потребностей в качестве движущих сил психики (К. Хорни, Э. Фромм) до признания значения прохождения человеком психосоциальных кризисов (Э. Эриксон); от изучения высших проявлений человеческой личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) до выявления роли психофизической системы (Г.У. Оллпорт)2. Современной тенденцией за рубежом является исследование смены противоположных метамотивационных состояний, определяющих тип взаимодействия индивида с внешней средой (М.Дж. Аптер, К. Смит и др.)3.
Отечественные психологи в изучении феномена психодинамики опираются на побудительные (динамические) тенденции личности, обеспечивающие избирательную активность и обусловливающие поведение человека: эндопсихические черты и экзоп-сихические проявления личности (А.Ф. Ла-зурский); взаимосвязь организма и окружающей среды с учетом эмоционального и волевого компонентов (К.Н. Корнилов); эмоции как побудительную силу личности (С.Л. Рубинштейн); доминирующие отношения, определяющие жизненный путь человека (В.Н. Мясищев); динамическую структуру личности, определяющую изменениями под влиянием не только внешних воздействий, но и внутренних закономерностей (К.К. Платонов); основные компоненты психики индивида в контексте человеческой деятельности, сосредоточенные в динамической структуре личности (Б.Д. Парыгин)4.
В современном понимании психодинамика предстает как процесс мотивационной трансформации личности (М.Ш. Магомед-Эминов)5. С точки зрения реверсивного подхода психика рассматривается как система амбивалентных пар противоположных состояний, каждое из которых неустойчиво и может сменяться другим (С.А. Бахтиярова).
В отечественной пенитенциарной психологии при изучении психодинамики личности акцент делается на исследовании внутренней динамики психических процессов, циклично сменяющих друг друга (Д.В. Сочивко, Ю.Ю. Красикова, Т.А. Савельева, Е.А. Щелкушкина)6.
Теоретический анализ сложившихся подходов свидетельствует, что при рассмотрении феномена психодинамики личности важно охватывать в рамках единой концепции эмоционально-волевую, мотивацион-но-смысловую и когнитивную сферы личности, интегральное отношение человека к окружающей действительности, а также его поведение как результат взаимодействия внутренних личностных детерминант и внешних условий. То есть под психодинамикой личности несовершеннолетнего, осужденного к наказаниям, не связанным с лишением свободы, следует понимать неосознаваемые, побудительные тенденции, обеспечивающие избирательную активность несовершеннолетнего и обусловливающие его поведение в ситуации криминального конфликта, в том числе на основе сформированных у него оценочно-смысловых переживаний. Таким образом, психодинамика может быть как деструктивной, так и конструктивной, определяющими компонентами при этом являются мотивацион-но-побудительный, оценочно-смысловой, эмоционально-волевой и поведенческо-правовой.
Реализация обозначенных в рамках представленных подходов направлений в полном объеме невозможна без всестороннего и углубленного изучения личности несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, а также без отслеживания изменения их индивидуально-психологических особенностей в процессе нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Психолого-профилактическая работа с данной категорией осужденных будет более эффективна, если применять систему исправления, основанную на глубинном научно обоснованном психологическом воздействии, обеспечивающем просоциальное изменение личности.
Возрастной период 14-18 лет является наиболее сензитивным в плане формирования и развития волевой регуляции7, что является важным фактором, детерминирующим эффективность исправительно-профилактических воздействий на личность несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы. Совершение любого противоправного действия несовершеннолетними обусловлено в большей степени заострением индивидуально-типологических свойств, без выявления которых невозможно осуществлять комплексное психологическое сопровождение данной категории осужденных.
В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие: при первичном изучении - 174 несовершеннолетних мужского пола, осужденных условно и находящихся на учете уголовно-исполнительной инспекции до 1 года (группа № 1); при повторном - 112 несовершеннолетних мужского пола, осужденных условно и находящихся на учете уголовно-исполнительной инспекции свыше 1 года (группа № 2). Отметим, что количество несовершеннолетних осужденных второй группы снизилось по объективным причинам (убытие на другое место жительства, совершение повторного преступления, замена условного осуждения на реальное отбывание наказания).
В качестве диагностического инструментария нами были выбраны следующие методы: анализ материалов уголовного дела, наблюдение, беседа, анкетирование, индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик8, «Оценка уровня волевого самоконтроля» Е.В. Эйдмана, А.Г. Зверкова9.
Анализ социально-демографических, уголовно-правовых, криминологических характеристик участников эксперимента показал, что большая часть респондентов находится в возрасте от 16 до 18 лет (73%) и воспитывается в неполных семьях (61,3%). Более трети несовершеннолетних осужденных (37,8%) имеют среднее образование, большинство ранее не судимы (77,3%). Изучение рода занятий несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, показало, что 37% из них являются учащимися профессионально-технических училищ.
Чаще несовершеннолетние осуждены за преступления против собственности по ст. 158-168 УК РФ (41,2%) и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, по ст. 228 УК РФ (27,7%) к 2 годам лишения свободы (48,7%) с испытательным сроком 2 года и свыше 2 лет (63%).
Большинство совершили преступление спонтанно (74,8%) и в группе (65,5%). Реакция группирования, свойственная несовершеннолетним, в значительной мере объясняет то, что подавляющее большинство преступлений совершаются ими в составе группы, без специальной предварительной подготовки, сравнительно примитивно, с помощью случайно попавшихся предметов или с использованием имеющихся физических возможностей10.
Статистически значимые различия индивидуально-типологических особенностей личности несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, выявлены по шкалам «агрессивность» (р<0,05), «тревожность» (р<0,05) и «экстраверсия» (р<0,05).
Представители первой группы имеют выраженные акцентуированные черты по шкалам «агрессивность» и «тревожность», демонстрируют повышенные показатели по шкалам «конфликтность» и «неконформность». Следовательно, можно предположить, что на начальной стадии нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции несовершеннолетние осужденные характеризуются упрямством и своеволием в отстаивании своих интересов, склонностью к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих вплоть до явных агрессивных высказываний или действий. Это позволяет сделать вывод, что активность таких подростков проявляется через явную агрессию по отношению не только к окружающим, но и существующим запретам со стороны сотрудников инспекции, полиции и близких. Они избыточно ориентированы на те нормы поведения, которые приняты в группе сверстников.
В поведении несовершеннолетних осужденных из первой группы прослеживаются тенденции к отвержению общепринятых правил и норм поведения, неспособности к существованию в новом для себя статусе условно осужденных и принятию требований, предъявляемых законодательством к данной категории лиц. Рассматриваемые особенности несовершеннолетних позволяют предположить наличие у них по большей части малоосознаваемых или бессознательных стремлений к конфликтному разрешению проблемных ситуаций, предрасположенности к антисоциальным формам поведения. Кроме того, негативным моментом в плане прогноза рецидива у данной категории респондентов выступает наличие у них таких черт, как конфликтность, эмоционально-волевая неустойчивость. Это под-
тверждается результатами исследования, проведенного И.А. Кудрявцевым и Н.А. Ра-тиновой11.
Анализ эмпирических данных, полученных при изучении представителей второй группы, позволяет говорить о наличии у несовершеннолетних достаточно выраженных черт по шкале «экстраверсия» (р<0,05), повышении показателей по шкалам «лидерство» и «коммуникативность». Полученные результаты могут указывать на избыточную общительность осужденных, открытость, фрустрированность аффилиа-тивной потребности. Стиль общения таких подростков характеризуется стремлением устанавливать доверительные отношения с окружающими без должной рефлексии межличностных контактов, несдержанностью в демонстрации дружелюбия. Однако умеренно выраженные показатели по шкале «интроверсия» позволяют нам предположить, что указанные черты могут быть скорректированы за счет самоконтроля и что в уголовно-релевантной ситуации у несовершеннолетних проявятся контроль над избыточной общительностью и элементарная скромность.
Следует отметить, что сочетание экстраверсии с умеренно выраженными значениями по шкале «спонтанность» указывает на то, что в случае более длительного нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции и попадания в стрессовую ситуацию несовершеннолетние стараются проявлять конструктивную активность с опорой на накопленный опыт или склонность к анализу предшествующих событий.
В целом несовершеннолетние осужденные, находящиеся на учете в инспекции свыше 1 года, отличаются уравновешенностью, стремлением к расширению круга контактов, активной самореализацией. Они всегда осторожны и самостоятельны в принятии решений, ответственны по отношению к окружающим. Кроме того, длительное пребывание на учете способствует развитию лидерских тенденций, предприимчивости и стремления быть ведущим, а не ведомым.
Результаты тестирования участников обеих групп по методике «Оценка уровня волевого самоконтроля» позволяют констатировать существование статистически значимых различий по шкале «самообладание» (р<0,01). Более низкий уровень самообладания выявлен у подростков из первой группы, что свидетельствует о наличии у них таких характеристик, как спонтанность и иррациональность поведения, импульсив-
ность, обидчивость, преобладание расслабленного, невозмутимого фона настроения при возможных неконтролируемых эмоциональных всплесках.
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что во время нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции у несовершеннолетних постепенно снижается имеющийся уровень агрессивности и тревожности и повышается уровень экстраверсии, лидерства и коммуникативности. Вероятно, это указывает на то, что в силу возложенного судом наказания несовершеннолетние осужденные стараются избегать конфликтных ситуаций и проявлять себя только с положительной стороны, демонстрируя окружающим лидерские качества в поведении, стремление к отбыванию наказания в соответствии с требованиями и ограничениями, возложенными на них судом. В связи с этим именно на первоначальном этапе отбывания альтернативных лишению свободы наказаний требуются целенаправленное психологическое сопровождение и повышенный контроль со стороны сотрудников инспекции и полиции.
Следует подчеркнуть, что условное осуждение не предполагает изменения социального окружения подростка, он остается членом той чаще всего асоциальной группы, в которой состоял до совершения преступления, поэтому продолжает вести противоправный образ жизни, что и объясняет деструктивные проявления личности.
При более длительном нахождении на учете у осужденных доминирующими выступают стенические состояния, позволяющие обретать уверенность в себе, освобождаться от страха перед неизвестностью и тревоги. При этом готовность к восприятию нового и неожиданного повышается и, как показывают данные, полученные по результатам бесед с несовершеннолетними, все это сочетается со свободой взглядов, расположенностью к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление осужденных к постоянному самоконтролю и чрезмерное сознательное ограничение спонтанности поведения может привести к повышению внутренней напряженности, проявлению озабоченности и утомляемости.
Таким образом, нахождение на учете в уголовно-исполнительной инспекции обусловливает психодинамику индивидуально-типологических свойств и волевого самоконтроля. При этом первоначальный его период может оказать негативное влияние на личность несовершеннолетних, привести
к повтору деликта. Данное обстоятельство ориентирует пенитенциарных психологов на проведение психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование навыков просоциального поведения: актуализацию ресурсного потенциала личности; формирование и расширение репертуара моделей конструктивного социального взаимодействия; построение системы просо-циальных жизненных целей и т.д.
Представляется важным отметить достаточно парадоксальный феномен, заключающийся в том, что в процессе более длительного нахождения на учете у несо-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
2 См.: Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. С. 45; Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. СПб., 2006; Виничук Н.В. Психология аномального поведения. Владивосток, 2004. С. 58; Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. www.pedagogic.ru/psycholo/item/f00/s00/ е0000167/^ех^Мт1
3 См.: Аптер М.Дж. Теория реверсивности и человеческая активность // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 162-169.
4 См.: Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997; Сочивко Д.В. Психодинамика. М., 2007.
5 См.: Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.
6 См.: Сочивко Д.В. Психодинамика.
7 См.: Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. С. 27.
8 См.: Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб., 2002. С. 15-32.
9 См.: Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 116-124.
10 См.: Адлер А. Наука жить. С. 431.
11 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2009. С. 49.
вершеннолетних происходит надстройка просоциально ориентированных побуждений. При этом формируются качественно конструктивные процессы, ориентирующие психолога на проведение с осужденными данной категории поддерживающей индивидуальной психокоррекционной работы, направленной на снятие стрессовых и фру-страционных состояний, решение проблемных ситуаций, повышение адаптивных возможностей, построение системы жизненных планов и конструктивных отношений с окружающими, членами семей и закрепление просоциальных форм поведения.
1 Sm.: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14.10.2010 g. № 1772-r «O Kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda» // SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.
2 Sm.: Adler A. Nauka zhit'. Kiev, 1997. S. 45; Bermant-Polyakova O.V. Posttravma: diagnostika i terapiya. SPb., 2006; Vinichuk N.V. Psikhologiya anomal'nogo povedeniya. Vladivostok, 2004. S. 58; Kratkii psikhologicheskii slovar' / Sost. L.A. Karpenko; pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. www.pedagogic.ru/psycholo/item/f00/s00/e0000167/ index.shtml
3 Sm.: Apter M.Dzh. Teoriya reversivnosti i chelovecheskaya aktivnost' // Voprosy psikhologii. 1987. № 1. S. 162-169.
4 Sm.: Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya: problemy teorii i istorii / Pod red. A.V. Brushlinskogo. M., 1997; Sochivko D.V. Psikhodinamika. M., 2007.
5 Sm.: Magomed-Eminov M.Sh. Transformatsiya lichnosti. M., 1998.
6 Sm.: Sochivko D.V. Psikhodinamika.
7 Sm.: Bermant-Polyakova O.V. Posttravma: diagnostika i terapiya. S. 27.
8 Sm.: Sobchik L.N. Diagnostika individual'no-tipologicheskikh svoistv i mezhlichnostnykh otnoshenii. SPb., 2002. S. 15-32.
9 Sm.: Zverkov A.G., Eidman E.V. Diagnostika volevogo samokontrolya (oprosnik VSK) // Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoregulyatsii. M., 1990. S. 116-124.
10 Sm.: Adler A. Nauka zhit'. S. 431.
11 Sm.: Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya. SPb., 2009. S. 49. _