Научная статья на тему 'Психодидактичекие характеристики активного обучения в педагогическом проектировании'

Психодидактичекие характеристики активного обучения в педагогическом проектировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОДИДАКТИЧЕКИЕ ИДЕИ / УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Алексеевна

В данной статье дана краткая характеристика метода активного обучения, в центре внимания которого активная деятельность студента, его активность. Выделены основные психодидактичекие идеи активного обучения. На них строится не только весь процесс обучения, но и проектирование результата обучения или траектории развития студента. Рассмотрен технологический комплекс личностно ориентированного обучения, с помощью которого выделена основная единица учебного проектирования (учебная ситуация) и основная процедура учебного проектирования (деловая игра). В результате анализа трех уровней пространств организации деловой игры дана характеристика видам учебной деятельности и формам ее организации. Основным составляющим элементом проектирования индивидуальной траектории развития является понимание и рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TITLE OF THE ARTICLE - THE CHARACTERISTICS OF ACTIVE LEARNING IN THE PROCESS OF STUDYING

Brief characteristics of active learning are given in this article. In the centre of attention students work and their activity is depicted in the article. Psychological ideas of teaching are marked. Not only the process of teaching is based on there ideas, but also future results of teaching and students development play a great role in this process. A method of teaching concerning individual approach is touched upon in this article. With the help of it main idea of the teaching situation and the main procedure of business game are touched upon. Analyzing 3 levels of organizing business game teaching activity and forms of there organization are given there. Understanding and reflexology are the main components of projecting an individual form of development.

Текст научной работы на тему «Психодидактичекие характеристики активного обучения в педагогическом проектировании»

Е.А. НОВИКОВА, аспирантка кафедры

общей педагогики Орловского государственного университета

ПСИХОДИДАКТИЧЕКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОЕО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАЕОЕИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

В данной статье дана краткая характеристика метода активного обучения, в центре внимания которого — активная деятельность студента, его активность. Выделены основные психодидактичекие идеи активного обучения. На них строится не только весь процесс обучения, но и проектирование результата обучения или траектории развития студента. Рассмотрен технологический комплекс личностно ориентированного обучения, с помощью которого выделена основная единица учебного проектирования (учебная ситуация) и основная процедура учебного проектирования (деловая игра). В результате анализа трех уровней пространств организации деловой игры дана характеристика видам учебной деятельности и формам ее организации. Основным составляющим элементом проектирования индивидуальной траектории развития является понимание и рефлексия.

Ключевые слова: процесс обучения, активное обучение, психодидактичекие идеи, учебная ситуация, проектирование, индивидуальная траектория развития, деловая игра, личностный опыт, рефлексия.

В настоящее время система образования переживает эпоху перестройки и поиска новых методов обучения, где основной упор делается на активное участие самой личности в процессе образования, на развитие её аналитических и творческих способностей.

Подобные методы в педагогике получили общее название активных методов обучения, а сама деятельность носит активно-деятельностный характер. При сравнении традиционного и активного обучения можно выделить отличия в степени подготовки студентов и усвоения материала. Если в традиционном обучении обучаемый сначала пассивно воспринимает новую информацию, а затем воспроизводит её в процессе учебной деятельности, то в активном обучении он в основном действует сам и во время этой деятельности получает новые знания и развивает свои способности. При использовании активных методов в процессе обучения происходит перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Новые знания, полученные таким способом, являются наиболее прочными, так как приобретают личностный смысл. Это происходит благодаря умению актуализировать общие знания и способности проектировать в личностную сферу.

При организации активного процесса обучения необходимо придерживаться основных психодидактических идей. Идеи являются систематизирующим фактором в цепочке «цель — задача — результат». В них отражается активный процесс проектирования результата обучения. Рассмотрим основные психодидактические идеи активного обучения.

© Е.А. Новикова

1. Идея личностного подхода.

Для её реализации необходимо создание условий, образовательной среды для полноценного проявления личностных качеств обучаемого и его самореализации.

2. Идея деятельностного подхода.

Учебная деятельность должна быть разнообразной, охватывать все сферы, дающие возможность для самовыражения, имеющей творческий характер. Структура учебной деятельности включает мотивационный, содержательный и операционный компоненты (потребности, мотивы => цели, задачи => действия, операции).

3. Идея системного подхода.

Предполагает целостное, системное представление о личности и ее развитии.

4. Идея контекстного подхода.

Учебная деятельность студентов должна осуществляться в среде и в формах, наиболее близких к реальной предметной деятельности, что формирует условия для наилучшего усвоения практической деятельности и связанных с ней теоретических знаний.

5. Идея рефлексии.

Анализ, осознание осуществленной деятельности и самого себя в этой деятельности (рефлексия) — один из основных механизмов развития человека. Организация рефлексивности на всех этапах образовательного процесса придает личностный смысл.

6. Идея проблемности.

В основе проблемного подхода в образовании лежит проблемная ситуация интеллектуального затруднения.

7. Идея оптимизации.

Рассматривается в условиях вариантного образования, исключает перенос определенных методов и педагогических технологий в ограниченные условия.

8. Идея сотрудничества.

Взаимодействие субъектов образовательного

процесса означает создание психологических комфортных условий для развития каждого обучаемого, удовлетворение от совместной деятельности.

Практическое использование психодидактических идей в профессиональной подготовке задает общую направленность деятельности в учебном процессе, становясь составной частью практико ориентированной методологии. Данная методология применяется в практике учебного проектирования, в частности при проектировании индивидуальной траектории развития студентов в образовательном процессе. Траек-

тория представляет собой путь, который проходит студент для успешной самореализации в будущем, — от зарождения проблемной (учебной) ситуации, порождения познавательной мотивации до нахождения способов разрешения проблемы и доказательства их правильности. Он может быть заранее задан, иметь общее направление, но в любом случае будут констатированы отклонения от ранее заданной траектории. Процесс развития траектории происходит по заранее заданному пути, из общей точки. Он начинается с постановки проблемы или с создания проблемной ситуации обучения. В неё включаются не только внешние условия, но и сам действующий субъект и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и межличностного взаимодействия. Попадая в ситуацию, студент должен определиться в ней, провести ее анализ, т.е. самоопределиться в ситуации. Проведя анализ ситуации, он формулирует задачу. Причем эта задача не навязана другим, «сверху», а является личностно значимой, вытекает из логики его собственной активности, является его личной потребностью. Затем он решает ее (или организует решение с помощью других людей), доказывает истинность решения, компетентность и качество предпринятых при этом действий и поступков. С помощью развертывания ситуации и решения поставленной проблемы создается контекст деятельности студента. Таким образом учебная ситуация проектируется в личностную сферу, приобретая характер личностно-развивающей ситуации, становясь частью личностного опыта индивида.

Личностный опыт — весьма специфический компонент содержания образования, и термин «личностный» может быть применен к образованию с большой долей условности. Этот опыт, во-первых, всегда существует неотрывно от личности: или как сложившаяся у нее ценностная установка, или в процессе переживания, переосмысления и т.п.; во-вторых, не может быть представлен, задан до наступления проблемной ситуации. Это особая собственная жизнь личности, которая может быть связана с выполняемой предметной деятельностью, а может протекать и независимо от этого. Здесь действуют свои внутренние потребности и мотивы личности, посредством которых учебная ситуация переходит в разряд личностного опыта, происходит формирование критериальной основы, необходимой для осуществления самостоятельного и ответственного выбора в проблемных ситуациях. На данном этапе мы не можем оценивать пра-

вильность выбранной траектории, т.к. действия обучаемых не являются строго определенными и законченными. В такой ситуации педагог должен строить учебную деятельность с позиции совместного сотрудничества и кооперации, в условиях личностно ориентированного образования. Это означает сознательную ориентацию не на конфронтацию смысла и целей деятельности преподавателей и деятельности студентов, а их максимальное объединение, взаимное сотрудничество, где совместная учебная деятельность выступает предпосылкой для осуществления проектирования индивидуальной траектории развития. Её можно представить как возникающую в процессе учения общность, которая не дана в готовом виде сразу и неизменно. Перестройка ее форм на разных этапах усвоения материала учения образует движение от зарождения общности смыслов, целей и способов деятельности к развитию единого смыслового поля. В этом поле начинает дифференцироваться, оформляться новая форма саморегуляции деятельности, которая имеет личностный смысл для каждого студента. Именно с осознания значимости учебной деятельности самим обучаемым начинается процесс проектирования.

Процесс проектирования можно осуществить с помощью технологического комплекса личностно ориентированного образования («задача», «диалог», «игра»), который предполагает использование трех базовых технологий (3):

1. «Технология задачного подхода» — представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач (проблемных ситуаций).

2. «Технология учебного диалога» — усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей рефлексию, самореализацию личности.

3. «Технология имитационных игр» — создание социально-ролевых и пространственновременных условий, обеспечивающих самореализацию личности в условиях внутренней конфликтности.

Таким образом, проектирование образования возможно в ситуации, когда его направление выбирается самим субъектом личностного и профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, осуществляется на основе диалога с образовательной деятельностью. Необходимо построить учебный процесс, который способствовал бы вхождению предлагаемого

опыта в контекст жизненной сферы обучаемого через спроектированную задачу, где способом освоения личностного опыта выступает диалог, а методом освоения является игра.

Все сказанное обусловливает необходимость разработки такой профессионально обучающей процедуры, при которой студенты смогут самостоятельно формировать новые связи и обобщения на основе собственного опыта, действовать в специфических, созданных преподавателем ситуациях, проектировать индивидуальную образовательную траекторию развития.

В качестве такой процедуры выбрана деловая игра, призванная активизировать отношение студентов к технологии учебного проектирования, сформировать у них качества восприятия данной процедуры как целостности, обладающей особым личностным содержанием. В деловой игре работа студентов предполагает использование знаний, умений, навыков, возможностей, полученных в период, предшествующий этой процедуре. Используя эти возможности в качестве средства разрешения ситуативных задач и проблем, студент накапливает технологический опыт, необходимый для будущей профессиональной деятельности (1). В теории контекстного обучения деловая игра рассматривается как одна из форм квазипрофессиональной (подобно профессиональной) деятельности. В ней моделируется предметное и социальное содержание будущей профессии, требующее активной коллективной деятельности на уровне творческого мышления. Деловая игра является инструментом формирования личности специалиста, то есть происходит соединение личностного и контекстного в обучении.

Характеризуя деловую игру как процедуру проектирования индивидуальной траектории развития студента, необходимо отметить, что в данном случае происходит не только соединение личностно ориентированного обучения с контекстным, но и поведение студента в деловой игре рассматривается через контексты проектирования: личностного, деятельностного и познавательного.

Таким образом, игра — это не только процедура, но и сложная система действий, организуемая на трех уровнях пространства:

■ предметном, где главным является исследование спроектированной проблемы в ситуации игры;

■ игровом, где реализуются пути ее решения;

■ межличностных отношений, где выстраивается определенная культура поведения.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В каждом пространстве будет по-разному организована учебная деятельность, поэтому результат обучения будет неодинаков. Это необходимо учитывать при проектировании индивидуальных траекторий, так как на каждом уровне обучаемый поставлен в ситуацию свободного выбора средств обучения с ориентацией на параметры личностного развития.

В предметном пространстве учебная деятельность носит характер «структурно организованной» деятельности и предполагает акцент на основах концептуальных построений учебного предмета при отборе учебного материала; на алгоритмах действия при знакомстве обучаемых с ним и отработке ими «навыков» предметно-специфического мышления. Основное, на что направлена учебная деятельность, — это выработка умений, навыков, способности объяснять. Игровое пространство имеет характер «позиционно ориентированной» организации учебной деятельности. Это коммуникативно-диалоговый и моделирующий поиск инструментальных ориентиров в проектируемой деятельности. Главными являются умения, навыки, способности толковать. Пространство межличностных отношений, которое реализуется в «смысло ориентированной» деятельности, направлено на создание ситуаций, психологически адекватных возможностям обучаемого, и формирование у них умений выражать себя, где основными становятся

умения, навыки понимать. На понимании должен быть основан не только процесс проектирования, но и вся учебная деятельность должна быть осознанной и понятной. Понимание не может происходить без процесса рефлексии. Когда знание отрефлексировано, оно становится частью личностного опыта и самой личности. Это является неотъемлемой частью всего процесса проектирования.

Переход одного вида пространства в другой сопровождается соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, средств, предметов и результатов деятельности и в конечном счете является процессом самопроектирования студента в специалиста.

Таким образом, деловая игра представляет собой комплексный метод, соединяющий в себе элементы обучения и исследования. При использовании уровней пространств деловых игр можно организовать процесс самопроектирования студента, имеющий творческий характер и личностную значимость. Данный процесс организуется на основе психодидактичеких идей активного обучения. Это позволяет проектировать не только индивидуальную траекторию, но и контекст будущей практической деятельности, который оказывает смыслообразующее влияние на учебную деятельность студентов и весь процесс обучения, способствует формированию компетентного специалиста.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. С. 99.

2. Личностно ориентированное обучение: Хрестоматия: для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О. Иванова, И.М. Осмаловская. М.: СГУ, 2005.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с. С. 31.

4. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. Аргангельск: Изд-во Архангельского госуд. технического университета, 2005.

NOVIKOVA ELENA ALEKSEEVNA

THE TITLE OF THE ARTICLE - THE CHARACTERISTICS OF ACTIVE LEARNING IN THE PROCESS OF STUDYING

Brief characteristics of active learning are given in this article. In the centre of attention students work and their activity is depicted in the article. Psychological ideas of teaching are marked. Not only the process of teaching is based on there ideas, but also future results of teaching and students development play a great role in this process. A method of teaching concerning individual approach is touched upon in this article. With the help of it main idea of the teaching situation and the main procedure of business game are touched upon. Analyzing 3 levels of organizing business game teaching activity and forms of there organization are given there. Understanding and reflexology are the main components of projecting an individual form of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.