Научная статья на тему 'Психодиагностическая модель прогнозирования психологической готовности спортсменов'

Психодиагностическая модель прогнозирования психологической готовности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психология спорта»

CC BY
300
42
Поделиться
Ключевые слова
психологические факторы / модель (алгоритм) / прогноз / психологическая готовность / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / спортсмен / силовые единоборства / model (algorithm)

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бобрищев Алексей Александрович

В статье приведены результаты разработки психодиагностической модели прогнозирования психологической готовности спортсменов силовых единоборств. Для этого было проведено психологическое обследование 115 спортсменов силовых единоборств с оценкой уровня психологической готовности и успешности соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа на основе информативных показателей психологических тестов была разработана и апробирована модель (алгоритм) прогнозирования психологической готовности спортсменов силовых единоборств.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бобрищев Алексей Александрович,

The article contains the results of developing a psycho-diagnostic model of forecasting the psychological preparedness of strength athletes. For the model to be developed 115 strength athletes were examined for the assessment of the level of their psychological preparedness and their success in competition. By means of regression analysis based on informative indices of psychological tests, the author developed and evaluated a model (algorithm) of forecasting the psychological preparedness of strength athletes.

Текст научной работы на тему «Психодиагностическая модель прогнозирования психологической готовности спортсменов»

На первом этапе экспериментального исследования нами были проанализированы результаты опроса и тестирования 254 преподавателей вуза, а также документы планирования работы на кафедрах, что позволило сделать выводы о существующей тенденции в развитии профессионализма преподавателей с учетом разработанной типологии. Репрезентативность выборки определялась основными характеристиками генеральной совокупности преподавателей: специальность, базовое образование, стаж, ученая степень, ученое звание, возраст, пол, мотивы выбора профессии и т. д. При разделении преподавателей по группам согласно разработанной типологии сложились определенные характеристики (рис.).

50 45-|-40 35 + 30 25 204 15 1050

□ дидакт

□ методист

□ учёный

□ обуч. метод.

□ обуч. учен.

□ мастер

Рис. Распределение по типам профессионализма преподавателей вуза

К типу «преподаватель-дидакт» мы отнесли 27 человек, что составило 10,6% от общего числа опрошенных. В группе «преподаватель-методист» оказалось 11 человек (4,3%). Группа «преподаватель-ученый» включила 43 человека (16,9%). Таким образом, низкий уровень развития профессионализма характерен для 31,8% преподавателей из числа опрошенных.

К типу «преподаватель-обучающий методист» были отнесены 38 человек (15,0%). Самую большую группу составили «преподаватели - обучающие ученые». Их оказалось 97 человек, что составило 38,2% от общего числа опрошенных. Следовательно, достаточного уровня развития профессионализма достигли 53,2%, и последняя группа - «преподаватель-мастер» (высокий уровень) включала 38 человек (15,0%).

Выделяемые значимые события профессиональной деятельности часто были связаны с профессиональными планами преподавателей. Чем ниже уровень профессионализма преподавателя, тем меньше профессиональных планов у него отмечалось. Более того, при применении выборочного коэффициента линейной корреляции Rp (Пирсона) с помощью компьютерной программы Excel 2003 обнаружена обратная связь (коэффициент значимости = -0,5) между значимыми для преподавателя событиями и оценкой им видов профессиональной деятельности. Чем значимее для преподавателя вид деятельности, тем ниже самооценка этого вида деятельности. Особенно ярко эта тенденция проявляется у пре-

подавателеи второго и третьего уровня развития профессионализма. Объяснить это можно только стремлением к повышению профессионализма, что сопровождается самокритичностью и занижением самооценки. ЛинеИноИ связи между наличием ученоИ степени и уровнем профессионализма обнаружено не было (коэффициент значимости = 0,12).

В заключение отметим, что любая типология или классификация не раскроют всего богатства, сложности и неоднозначности внутреннего содержания развития конкретного преподавателя. Прежде всего сам субъект должен быть заинтересован в определении уровня своего профессионализма и дальнейшем профессиональном развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева Л. И. Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии) // Вопросы психологии. - 2004. -№ 2.

2. Качалина Е. Б. Активная профессиональная позиция педагога как психолого-педагогическая проблема // Психология обучения. - 2007. - № 2.

3. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. - Москва-Воронеж, 2005.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

А. А. Бобрищев

В статье приведены результаты разработки психодиагностической модели прогнозирования психологической готовности спортсменов силовых единоборств. Для этого было проведено психологическое обследование 115 спортсменов силовых единоборств с оценкой уровня психологической готовности и успешности соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа на основе информативных показателей психологических тестов была разработана и апробирована модель (алгоритм) прогнозирования психологической готовности спортсменов силовых единоборств.

Ключевые слова: психологические факторы, модель (алгоритм), прогноз, психологическая готовность, регрессионный анализ, спортсмен, силовые единоборства.

Важным условием эффективности соревнователь-ноИ деятельности и спортивных достижении спортсменов является высокиИ уровень их психологической готовности к соревновательноИ деятельности. КраИне актуально это для спортсменов силовых единоборств выс-шеИ квалификации. Большая вероятность травматизации и утраты спортивноИ карьеры, воздеИствие стрессогенных факторов определяют высокие требования к уровню спортивноИ подготовленности и психологическим качествам личности спортсменов, обусловливающим психологическую готовность к соревновательноИ деятельности (7, 86-92).

В связи с этим нами выполнено исследование, посвященное выявлению психологических особенностеИ личности у спортсменов с различным уровнем психо-логическоИ готовности и разработке на основе инфор-

мативных показателей психологических тестов психодиагностического алгоритма прогнозирования долговременной психологической готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

Для этого была выполнена экспертная оценка психологической готовности и проведено психологическое исследование 115 спортсменов силовых единоборств с помощью психодиагностических тестов (“SACS” - стратегии копинг-поведения, многофакторный личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», Коммуникативные и организаторские способности (КОС), «Якоря карьеры», 16-факторный опросник Кет-телла, интеллектуальный тест Вандерлика (КОТ) (3-6). В качестве экспертов выступали квалифицированные тренеры, хорошо знающие спортсменов.

Результаты экспертной оценки позволили разделить всех спортсменов на три группы - высокий и оптимальный уровень психологической готовности и результативности спортивной деятельности (1 группа - ВУ n = 31), низкий уровень психологической готовности и низкая результативность спортивных достижений (3 группа, n = 23) и остальные (2 группа, n = 61).

Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ “Statistika-5.0”, обеспечивших расчет вариационных статистических показателей, t-критерия Стьюдента, корреляционный и регрессионный анализ (2).

Установлено, что между уровнем психологической готовности и результативности спортивных достижений существует достаточно тесная корреляционная связь (R = 0,82; Р < 0,001).

Затем было проведено математико-статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента (для разновеликих независимых выборок) показателей психологических тестов у спортсменов 1 и 3 групп.

Так, с помощью психодиагностического теста “SACS” были изучены особенности копинг-поведения (стресспреодолевающего) спортсменов силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях. Статистически достоверные различия у спортсменов 1 и 3 групп отмечены по шести стратегиям копинг-поведения («ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия»).

Отмечено, что спортсмены 1 группы (с высоким и оптимальным уровнем психологическоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях) достоверно чаще используют активную (ассертив-ные деИствия) стратегию копинг-поведения. Спортсмены 3 группы (с низким уровнем психологическоИ готовности и результативности к соревновательноИ деятельности) в стрессовых ситуациях, как правило, используют такие стратегии копинг-поведения, как «вступление в социальныИ контакт», «поиск социальноИ поддержки», «избегание», «ассоциальные и агрессивные деИствия».

По данным психодиагностического теста «Якоря карьеры» были выявлены ведущие карьерные ориентации спортсменов, а также установлены их особенности у спортсменов с высоким и низким уровнем психологи-ческоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях (табл. 1).

Сравнение психологических особенностеИ личности спортсменов силовых единоборств 1 и 3 групп по данным тестов МЛО «Адаптивность», КОС, КОТ и 16 ФЛО позволило выявить значимость коммуникативного потенциала, морально-нравственноИ нормативности, личностного адаптационного потенциала, а также продуктивности интеллектуальноИ деятельности, эмоциональ-ноИ устоИчивости, самоконтроля как психологических факторов долговременноИ психологическоИ готовности (табл. 2, рис. 1).

Полученные данные позволили определить паттерн актуальных психологических признаков у спортсменов силовых единоборств с высоким уровнем психологичес-коИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях, дать им вербальную психологическую характеристику и указали на информативность показателеИ использованных психологических тестов для прогноза психологическоИ готовности к соревнователь-ноИ деятельности в экстремальных ситуациях.

Следовательно, результаты исследования позволили отметить, что, во-первых, психологическая готовность спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях в существен-ноИ степени обусловлена индивидуально-психологическими особенностями личности, характеризующими особенности копинг-поведения, карьерные и ценностные ориентации личности, нервно-психическую устоИчи-вость, поведенческую регуляцию, личностныИ адапта-ционныИ потенциал, смелость, самоконтроль, когнитив-

Таблица 1

Карьерные ориентации спортсменов силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях

Карьерные ориентации Высокий уровень R Низкий уровень R Р<

Профессиональная компетентность 7,81 ± 0,31 1 6,27 ± 0,33 5 0,05

Менеджмент (управление) 6,92 ± 0,32 3 5,20 ± 0,28 8 0,05

Независимость 6,15 ± 0,36 5 6,52 ± 0,23 2 -

Стабильность места работы 5,11 ± 0,25 7 6,41 ± 0,25 4 0,05

Стабильность места жительства 6,24 ± 0,31 4 8,02 ± 0,32 1 0,05

Служение 7,12 ± 0,33 2 6,13 ± 0,20 6 0,01

Вызов 6,08 ± 0,34 6 6,51 ± 0,23 3 -

Интеграция стилей жизни 4,09 ± 0,32 9 4,42 ± 0,29 9 -

Предпринимательство 4,67 ± 0,31 8 6,01 ± 0,33 7 0,05

ные способности, которые могут быть оценены с помощью стандартизированных психодиагностических тестов.

Во-вторых, оценка психологических (характерологических) особенностей личности у спортсменов силовых единоборств с различными уровнями психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных условиях с помощью стандартизированных психодиагностических методик показала высокую информативность и прогностическую валидность тестов “SACS”, «Якоря карьеры», МЛО «Адаптивность», 16 ФЛО, КОТ.

Эти данные явились основой для разработки математической модели прогноза статистической готовности. С помощью множественного регрессионного анализа из матрицы психологических показателей и внешнего критерия было получено диагностическое уравнение множественной регрессии, приведенное в табл. 3.

Точность правильного прогноза уровня профессиональной мотивации на обучающей выборке спортсме-

нов силовых единоборств мы измеряем с помощью приведенного выше диагностического алгоритма (регрессионной модели). Она составила 0,80, а ошибка прогноза соответственно равнялась 0,20.

Применение этого диагностического алгоритма обеспечивает оценку основных групп профессиональных мотивов и психологических качеств личности, обусловливающих высокий уровень профессиональной мотивации.

Прогноз долговременной психологической готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях должен включать использование множественного регрессионного анализа, когда рассчитывается диагностическое уравнение по индивидуально-психологическим качествам личности. Это позволяет получить количественное значение регрессии на основе комплекса информативных психологических тестов “SACS”, МЛО «Адаптивность», «Якоря карьеры», КОТ, 16 ФЛО.

Рис. 1. Сравнительный анализ психологических качеств личности у спортсменов 1 и 3 групп по данным 16-факторного

личностного опросника: * - Р < 0,05; ** - Р < 0,01

Таблица 2

Сравнение психологических особенностей спортсменов силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности по данным тестов МЛО, КОС

Уровень мотивации

Методика, показатель высокий низкий P<

Х m Х m

Опросник МЛО: Поведенческая регуляция 18,23 1,28 28,37 1,25 0,001

Коммуникативный потенциал 12,96 0,97 12,68 0,89 -

Морально-нравственная нормативность 11,27 0,66 10,68 0,73 -

ЛичностныИ адаптационныИ потенциал 38,15 1,67 49,52 1,16 0,01

Тест КОС: Коммуникативные способности 16,80 0,91 13,82 1,65 0,05

Организаторские способности 15,41 1,22 12,45 1,26 0,05

Таблица 3

Регрессионная модель прогноза долговременной психологической готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях

Название комплекса показателеИ Регрессионная функция прогноза профессиональной мотивации

Состав комплекса показателеИ 2,03 + 0,210 Хі - 0,193Х2 + 0,211Х3 + 0,170Х4 - 0,1623Х5 + 0,217Х6 + 0,192Х7 + 0,226Х8

Вероятность правильного прогноза 0,80

Вероятность ошибки 0,20

Примечания. Х1 - ассертивные действия (тест “SACS”); Х2 - личностный адаптационный потенциал (тест МЛО «Адаптивность»); Х3 - профессиональная компетентность (тест «Якоря карьеры»); Х4 - эффективность интеллектуальной деятельности (тест КОТ); Х5 - поведенческая регуляция (тест МЛО «Адаптивность»); Х6 - эмоциональная устойчивость (16 ФЛО); Х7 - служение (тест «Якоря карьеры»); Х8 - самоконтроль (16 ФЛО); (значения Х1-Х8 должны использоваться в баллах); 2,03 - константа.

Положительное значение регрессионных функциИ (комплекс психологических тестов) указывает на благо-приятныИ прогноз долговременноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к сорев-новательноИ деятельности в экстремальных ситуациях.

При отрицательном итоговом значении регрессионных функциИ (комплекс психологических тестов) следует выставлять неблагоприятныИ прогноз долговремен-ноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях.

Кроме того, точность прогноза профессиональноИ мотивации может быть повышена за счет приоритетного ранжирования спортсменов на основе количественных значениИ регрессионноИ функции, результатов беседы и наблюдения.

Следовательно, результаты исследования показали, что точность правильного прогноза на обучающеИ выборке с помощью предложенного психодиагностического алгоритма (включающего диагностическое уравнение регрессии на основе психодиагностических тестов и тестовоИ оценки уровнеИ выраженности профессиональных мотивов) составила 0,80. Ошибка прогноза равнялась 0,20.

Таким образом, в результате математико-статистического анализа информативных психологических по-казателеИ был разработан итоговыИ алгоритм прогноза долговременноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях. Эта процедура заключается в определении итогового значения регресси-онноИ функции и тестовоИ оценки уровнеИ выраженности информативных показателеИ указанных выше психологических тестов. Этот алгоритм (многомерная математическая модель) может быть использован при подборе спортсменов силовых единоборств для участия в выполнении спортивных задач в условиях экстремальных ситуациИ.

Для проверки эффективности (точности) прогноза, разработанного на обучающеИ выборке диагностического алгоритма, был проведен сравнительныИ анализ результатов психологического обследования 83 спортсменов силовых единоборств и результатов экспертноИ оценки их долговременноИ психологическоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях. Для оценки точности прогноза (Тп) использовалась следующая формула (1):

Тп = [(п1 + п2) : Ы] X 100%, где

п1 - количество положительных (оправдавшихся) прогнозов; п2 - количество отрицательных (оправдавшихся) прогнозов; N - общее количество спортсменов силовых единоборств.

Соответственно величина ошибки прогноза (Ошп) определялась по формуле:

Ошп = 100% - Тп.

Результаты исследования показали, что точность прогноза применительно к указанноИ выборке спортсменов силовых единоборств составила 0,83, а величина ошибки прогноза - 0,17 (рис. 2).

Рис. 2. Точность прогноза психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств

Таким образом, точность психологического прогноза долговременноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях составила 0,80 на обучающеИ выборке и 0,81-0,83 на контрольноИ выборке. Такая достаточно высокая точность прогноза при использовании уравнения регрессии указывает на возможность использования стандартизированных психологических тестов для подбора спортсменов силовых единоборств по критерию долговременноИ психологи-ческоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В. А. Профессиональный психологическиИ отбор. - М., 2003.

2. Боровиков В. П., Боровиков И. П. БТАПВТГСА: Стати-стическиИ анализ и обработка данных в среде Шт<1оУ8. - М., 1997.

3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992.

4. Машков В. Н. Введение в психологию человека. - СПб., 2003.

5. Мельников В. М., Ямполъский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие. - М., 1985.

6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональ-ноИ деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитрие-воИ, В. М. Снеткова. - СПб., 2001.

7. Рыбников В. Ю., Бобрищев А. А. Теория и результаты многомерноИ оценки психологическоИ готовности спортсменов в силовых единоборствах // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10(44).

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ МЧС

С. П. Иванова

В статье рассматриваются системный подход к психологическому анализу профессиональной деятельности, теория деятельности как основание теоретических и научнопрактических работ, реализующих системный подход в исследованиях профессиональной деятельности.

Ключевые слова: системный подход, профессиональная деятельность, уровень профессиональной пригодности, психологическое сопровождение, профессионально важные качества.

В середине XX в. в работах отечественных психологов отмечены попытки построения системного подхода к психологическому анализу профессиональноИ деятель-