УДК 159.9.07
https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.13
Григорьева Марина Владимировна
Grigorieva Marina Vladimirovna
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики
Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» [1]
D.Phil. in Psychology, Professor, Head of Educational Psychology and Psychodiagnostics Department, Saratov State University
PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUE FOR PERSONAL ADAPTIVE READINESS [1]
Аннотация:
В статье представлена новая психодиагностическая методика, направленная на измерение степени адаптационной готовности личности. Дано определение адаптационной готовности, описана ее структура. В соответствии с психометрическими требованиями и результатами проведенных ранее исследований определены содержательные области и манифестации методики. По каждой манифестации сформулированы по три вопроса: два прямых и один обратный. Всего в опроснике 90 вопросов. Все вопросы обладают приемлемой измерительной силой (от 0,4 до 0,6). Показатель ретесто-вой надежности на выборке 125 человек с интервалом 4 месяца равен 0,37 при р < 0,001. Внутренняя согласованность методики при расчете а Крон-баха высокая (от 0,80 до 0,84 по каждой из трех шкал). Обоснованы теоретическая и конвергентная валидность на выборке 350 человек.
Ключевые слова:
адаптационная готовность, личность, психодиагностическая методика, содержательные области, манифестации, надежность, валидность.
Summary:
A new psychodiagnostic technique aimed at measuring the degree of personal adaptive readiness is presented. The definition of adaptive readiness is provided, and its structure is described. In accordance with the psychometric requirements and the results of previous studies, areas of content and manifestations are determined. To describe each manifestation, two direct and one inverse questions are developed. The questionnaire consists of 90 questions. The results of all questions can be measured (on a scale from 0.4 to 0.6). The indicator of test-retest reliability in a sample of 125 people at intervals of 4 months is 0.37 with p < 0.001. The internal consistency of the procedure for the calculation of Cronbach's alpha is high (from 0.80 to 0.84 for each of the three scales). The theoretical and convergent validity is substantiated in a sample of350 people.
Keywords:
adaptive readiness, personality, psychodiagnostic technique, content area, manifestations, reliability, validity.
Проблема психологической адаптации личности в современных условиях развития общества чрезвычайно актуальна. Ситуации жизни и деятельности человека динамичны и требуют от субъекта быстрой адекватной реакции на изменения. В практическом плане большое значение имеет психодиагностика адаптационных возможностей человека.
В психологии существуют надежные и широко применяемые методики диагностики результатов психологической и социально-психологической адаптации. Наиболее часто применяются: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд в адаптации А.К. Осницкого [2], та же методика в адаптации Т.В. Снегиревой [3], методика исследования адап-тированности студентов в вузе Т.Д. Дубовицкой [4], многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова [5].
Вместе с тем психологическая адаптация личности характеризуется не только результатами адаптационных процессов, но и особенностями этих процессов, характеристиками активности адаптирующегося субъекта, от которых в значительной степени зависит результат и качество адаптации. Методик, направленных на диагностику процессуальных показателей адаптации, в психологии крайне недостаточно. Среди таких можно назвать опросник «Адаптивные стратегии поведения» Н.Н. Мельниковой, направленный на изучение индивидуальных предпочтений в выборе стратегий поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия [6].
В названных выше методиках большинство вопросов, как правило, формулируются в виде описания внешнего проявления активности, поэтому в результате учитываются типичные для личности формы поведения и общения в трудных ситуациях. Однако необходимо также определять внутреннее состояние личности, направляющее ее на ту или иную внешнюю форму активности в процессе адаптации. Другими словами, важно диагностировать адаптационную готовность личности, позволяющую быстро запускать адекватные измененной ситуации адаптационные действия по приспособлению к новым условиям деятельности и жизни.
Адаптационная готовность личности понимается нами как предрасположенность личности к восприятию и принятию динамики окружающей среды, осуществлению в динамичной субъективно новой ситуации определенных действий, направленных на установление равновесия между требованиями (возможностями) среды и возможностями (требованиями) личности, сформированная с учетом прошлого опыта адаптационных взаимодействий личности со средой, настоящей специфики ситуации, индивидуальных особенностей и представлений личности, связанных с антиципацией возможных вариантов развития адаптационной ситуации.
В предыдущих исследованиях нами показано, что структура адаптационной готовности включает многоуровневую готовность психофизиологических (состояние и предрасположенность нервной системы к определенным действиям, эмоциональные состояния, способствующие или не способствующие определенным действиям), психологических (когнитивные, мотивационные, волевые явления) и социально-психологических (социально-перцептивные, коммуникативные и интерактивные явления) уровней психической активности [7].
Представленная выше структура адаптационной готовности позволяет определить следующие содержательные области для психодиагностической методики (опросника): психофизиологическая адаптационная готовность, психологическая адаптационная готовность, социально-психологическая адаптационная готовность. В таблице 1 представлены манифестации для каждой содержательной области методики.
Таблица 1 - Содержательные области и манифестации психодиагностической методики «Адаптационная готовность личности»_
Манифестации Содержательные области
психофизиологическая адаптационная готовность психологическая адаптационная готовность социально-психологическая адаптационная готовность
осознание или переживание изменений внутренних психофизиологических процессов представление об измененной ситуации и соответствии своих действий внутри нее социально-перцептивные действия и эмпатия
нервно-психическая устойчивость представление о результате своих адаптационных действий возможности речевой коммуникации
адекватность эмоциональных изменений в ответ на изменения ситуации быстрота и гибкость мыслительных операций невербальные особенности коммуникации
легкость возникновения эмоций определенной модальности (страх, гнев, радость) особенности рефлексии и принятия решения готовность гибко взаимодействовать с окружающими
психофизиологическая саморегуляция характеристики представлений (четкость, динамика, сложность) готовность к интернальности в социальных взаимодействиях
помогающие или деструктивные эмоциональные симптомы на острый стресс (диссоциативные или депрессивные, деперсонализированные симптомы) направление адаптационных действий (установка на изменение ситуации или самоизменение) конъюнктивные социальные эмоции и чувства (доверие, дружелюбие, чувство долга, взаимопомощь и др.)
стенические или астенические эмоции в новой ситуации толерантность к неопределенности дизъюнктивные социальные эмоции и чувства (робость, стеснительность, зависть, злорадство, ненависть, обида и др.)
интеллектуальные чувства в проблемной ситуации процессы целеполагания (ориентация на процесс или результат) репертуар личностных паттернов социальных взаимодействий, опыт и готовность их использования [8]
стремление к вербализации эмоций и чувств сила волевых процессов стремление к интеграции в социум, готовность действовать в соответствии с социальными нормами и общепринятыми ценностями [9]
готовность к свободе или контролю в проявлении эмоций и чувств в новой ситуации продолжительность волевых процессов готовность к самопрезентации и пониманию презентации окружающих [10]
По каждой манифестации в окончательную версию опросника включены по три вопроса: два прямых и один обратный. Всего в опроснике 90 вопросов, по 30 вопросов для каждой содержательной области. Все вопросы обладают приемлемой измерительной силой (от 0,4 до 0,6).
Опросник позволяет определить степень адаптационной готовности в трех областях, соответственно, выделяются три шкалы опросника - психофизиологическая, психологическая и социально-психологическая адаптационная готовность. Интегральный показатель адаптационной готовности личности определяется путем сложения результатов по отдельным шкалам. Максимально возможное значение по каждой шкале - 30 баллов, интегрального показателя - 90 баллов. Минимальное значение - 0 баллов.
Верификация представленной психодиагностической методики проводилась на выборке из 350 человек, старшеклассников и студентов. Средний возраст участников - 19,8 лет (б = 4,23), гендерный состав: женщин - 62 %, мужчин - 38 %.
Ретестовая надежность определялась на выборке из 125 человек, характеристики выборки примерно те же, интервал ретеста - 4 месяца. Показатель ретестовой надежности равен 0,37 при р < 0,001, что характеризует проверяемую методику как надежную.
Внутренняя согласованность опросника оценивалась путем подсчета а Кронбаха отдельно по каждой шкале (табл. 2).
Таблица 2 - Значения а Кронбаха для шкал методики «Адаптационная готовность личности»
Шкалы методики
психофизиологическая адаптационная готовность психологическая адаптационная готовность социально-психологическая адаптационная готовность
0,80 * 0,84 * 0,82 *
* P < 0,01.
Из таблицы 2 видно, что значения а Кронбаха имеют высокий уровень значимости, что свидетельствует о внутренней согласованности методики и ее конструктной валидности.
Теоретическая валидность методики подтверждается достаточно длительным изучением феномена адаптационной готовности группой научного коллектива в рамках грантового исследования (2012-2017 гг.), описанием структуры адаптационной готовности, ее содержания и специфики в ряду подобных феноменов (психологическая адаптация, адаптационные способности, адаптационные возможности и т. п.) [11].
Конвергентная валидизация осуществлялась подсчетом коэффициентов корреляций показателей отдельных шкал предлагаемой методики с хорошо зарекомендовавшими методиками психодиагностики: методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз», шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонд, Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР). Получены значимые коэффициенты корреляций между результатами по шкале «Психофизиологическая адаптационная готовность» и показателями методики оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» (r = 0,14 при р < 0,01); показателями по шкале «Психологическая адаптационная готовность» и результатами, полученными с помощью Мельбурнского опросника принятия решений (r = 0,11 при р < 0,05); показателями по шкале «Социально-психологическая адаптационная готовность» и шкале социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонд (r = 0,22 при р < 0,001). Это свидетельствует о концептуальной близости измеряемого с помощью предлагаемой методики феномена подобным психологическим явлениям, связанным с приспособлением человека к изменению ситуации, а также о высокой конвергентной валидности методики «Адаптационная готовность личности».
Таким образом, предлагаемая психодиагностическая методика «Адаптационная готовность личности» обладает хорошими измерительной возможностью, надежностью и валидно-стью. Дальнейшие перспективы исследования связаны с процедурами стандартизации на выборках 15-17, 18-22, 23-35, 36-45 лет.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10624.
2. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.
3. Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987. С. 92-96.
4. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование : электрон. журн. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovit-skaya_Krilova.phtml (дата обращения: 17.07.2017).
5. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001. С. 549-558.
6. Мельникова Н.Н. Классификация стратегий адаптивного поведения // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология / под ред. Н.А. Батурина. Челябинск, 2001. Т. 3. С. 13-23.
7. Григорьева М.В. Способности и готовность личности к адаптации как ресурсы жизнеспособности // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М., 2016. С. 321-338.
8. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106-112.
9. Там же.
10. Там же.
11. Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества / М.В. Григорьева, А.Р. Вагапова, Л.Е. Тарасова, А.В. Кащеева, И.В. Малышев, М.С. Ткачева, Т.В. Хуторянская, Т.Н. Черняева. Саратов, 2016. 124 с. ; Тарасова Л.Е. Адаптационная готовность: дефиниция термина // Перспективы науки. 2015. № 7 (70). С. 26-29 ; Шамионов Р.М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. № 11. С. 116-123 ; Shamionov R.M., Grigoiyeva M.V., Grigoryev A.V. Influence of Beliefs and Motivation on Social-psychological Adaptation among University Students // Procedía - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 112. P. 323-332. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.1171 ; и др.