Научная статья на тему 'ПСИХОАНАЛИЗ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ И КУЛЬТУРЕ'

ПСИХОАНАЛИЗ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ И КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / ПСИХИКА / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ФОБИИ / PSYCHOANALYSIS / MIND / PHILOSOPHY / CULTURE / CIVILIZATION / PHOIAS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мартиросян Э.Г., Волков М.П.

В данной статье рассматривается подход З.Фрейда к психике человека и культуры, отмечаются сходства и ключевые отличия данных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOANALYSIS AS A FUNDAMENTAL REVOLUTION IN THE NOTION OF A MAN AND A CULTURE

The paper discusses the way of Sigmund Freud’s psychoanalysis of a man and a culture. It also highlights similarities and differences of these ways.

Текст научной работы на тему «ПСИХОАНАЛИЗ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ И КУЛЬТУРЕ»

УДК 101.1

Мартиросян Э.Г. студент 2 курса факультет «Энергетический»

Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)

научный руководитель: Волков М.П.

Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск

ПСИХОАНАЛИЗ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ЧЕЛОВЕКЕ И КУЛЬТУРЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается подход З.Фрейда к психике человека и культуры, отмечаются сходства и ключевые отличия данных подходов.

Ключевые слова: психоанализ, психика, культура, цивилизация, фобии.

Martirosyan E. G.

student

2 years, Faculty "Energy "

Ulyanovsk State Technical University (UlSTU) Ulyanovsk city, Ulyanovsk region, Russia Scientific director: Volkov M. P.

PSYCHOANALYSIS AS A FUNDAMENTAL REVOLUTION IN THE NOTION OF A MAN AND A CULTURE.

Abstract: The paper discusses the way of Sigmund Freud's psychoanalysis of a man and a culture. It also highlights similarities and differences of these ways.

Keywords: psychoanalysis, mind, philosophy, culture, civilization, phoias.

Введение

Психоанализ З.Фрейда в 20 веке изменил представления классической психологии, вызвал широкий общественный резонанс, раскрыл ключевые вопросы устройства человеческой психики, личности, внутренних конфликтов и переживаний, глубинных причин психических заболеваний, представлений человека об окружающем мире и самом себе. Однако, психоанализ применим не только к человеку, но и к обществу, цивилизации, культуре. В данной статье будут рассмотрены подходы теории З.Фрейда к человеку и культуре.

Основной раздел

Согласно З.Фрейду, человеческая психика разделена на 2 обширных пласта: сознательное и бессознательное. Предметом изучения психоанализа является бессознательное. Это скрытые мотивы, конфликты в психике и реализации желаний, не совпадающие с общепринятыми социальными нормами. Цель психоаналитика - помочь пациенту освободиться от данных мотивов и адаптироваться в обществе.

Можно выделить несколько этапов работы психоаналитика с пациентом. Первый этап - сбор информации. На этом этапе психоаналитик

должен получить как можно больше информации о бессознательном -методом «свободных ассоциаций» или толкованием сновидений пациента. [1, с 25] Считается, что неконтролируемые ассоциации и сновидения - «ключ» в мир бессознательного, проекция внутреннего состояния человека, неосознаваемый заместитель переживаний. [1, с 9]. Психоаналитик дает пациенту конкретную установку - говорить все, что придет в голову. Затем он переходит ко 2 этапу - интерпретации, собрав информацию. Интерпретация -это главный инструмент толкования глубинных причин и возможных проблем, обнаруженных у пациента. Сам пациент или принимает, или отвергает данное толкование. Осознав причины патологии, пациент невольно начинает разрешать данный внутренний конфликт. Из этого следует заключительный этап - проработка. После того, как пациент признает правоту психоаналитика, запускается обсуждение всей системы травмирующих впечатлений и воспоминаний. Перестраивая свое поведение, переосмысляя причины, пациент освобождается от них.

Психоанализ ориентирован на изучение человеческой психики. Однако, метод заключал в себе тенденцию объяснения и раскрытия и общественного сознания в настоящем и прошлом. Так, Фрейд берется за описание общества и цивилизации, перенося свою теорию и доказывая ее влияние. Он пишет: «Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.» [2, с 87 ] «Запреты» по Фрейду считаются предметом, порождающим неврозы и являются ничем иным, как социально-общественными нормами нравственности, морали, права, возникшими на заре человеческой истории. [2, с 41] Они были названы культурными запретами, и целью анализа было выяснение природы их появления, утверждения и развития. В развернутом определении «человеческой культуры» Фрейд указывал, что она заключает в себе все приобретенные людьми знания, способы, методы господства над силами природы, добычи благ для удовлетворения человеческих потребностей. Однако, в людях еще живы деструктивные, антикультурные, антсоциальные традиции, настолько сильные, что они определяют вектор поведения и развития общества [2, с 73]. А термин «общество» у З. Фрейда нередко совпадает с термином «культура». В целостной форме свою культурологическую теорию З.Фрейд изложил в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» и продолжил рядом более поздних работ. В применении к анализу культур она означает возможность проведения сравнительной параллели между взрослением человека и развитием общества. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между психологией первобытных народов и невротиков.

В подтверждение своей теория появления культуры З.Фрейд приводил примеры фобий детей к определенным видам животных. Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу, создателю) переносится на животное. Первоначало фобий в детстве он рассматривает как повторение начала

культурного процесса. З.Фрейд пишет: "Самые старые и важные запреты табу составляют два основных закона тотемизма: не убивать тотемное животное и избегать полового общения с коллегой по тотему другого пола" [1, 45]. Аналогичным образом З.Фрейд объясняет необходимость Бога и государственной власти. Автор считает, что «большинство нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними» [3, с 21]. Психоаналитический подход к изучению культуры получил дальнейшее развитие в культурологии XX в. Самостоятельную концепцию выработал один из учеников и последователей З.Фрейда - Карл Юнг.

Заключение

Очень немногие идеи в человеческой истории вызвали такой общественный резонанс, как психоаналитическая теория З.Фрейда. Его взгляды считали и считают радикальными и новаторскими для своего времени. Идеи учёного до сих пор продолжают оказывать значимое влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство. Заслуги теории - создание первой развёрнутой теории личности, разработка нового метода лечения психиатрических заболеваний, создание обширной теории генезиса общества и культуры.

Использованные источники:

1. Фрейд, З. Толкование сновидений : пер. с нем. СПб.: Азбука-Аттикус, 2015.

2. Фрейд, З. Тотем и табу: пер. с нем. СПб.: Азбука-Аттикус, 2015.

3. Фрейд, З. «Я» и «Оно»: сборник: пер. с нем. Азбука-Аттикус, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.