Научная статья на тему 'Психоаналитические концепции эмоционального выгорания'

Психоаналитические концепции эмоционального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2608
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / ЭГО / ИДЕАЛ ЭГО / ЭГО-ИДЕАЛ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОТЧУЖДЕНИЕ / НАРЦИССИЗМ / PSYCHOANALYTIC CONCEPTS / EGO / IDEAL EGO / EGO-IDEAL / EMOTIONAL BURNOUT / IDENTITY / INTERSUBJECTIVE RELATIONS / SUBJECTIVITY / ALIENATION / NARCISSISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лайкова И. В.

В статье рассмотрены психоаналитические концепции исследования феномена эмоционального выгорания, которые основываются на качественном подходе. Такой подход комплементарен к исследованиям, сосредоточенным в области организационной и социальной психологии, носящим преимущественно количественный характер и дающим ограниченное представление о динамике выгорания и личностных смыслах, связанных с ним. Психоаналитические исследования, в основном, касаются двух аспектов эмоционального выгорания нарушения профессиональной идентичности и трудностей на интерсубъективном уровне, которые тесно связаны между собой. Показана трехсторонняя концептуальная модель S. Vanheule и P. Verhaeghe на основе схемы из «двух зеркал» Ж. Лакана, отражающая три динамических процесса, сопровождающих субъективные переживания «выгоревших» профессионалов. Приведены альтернативные модели и объяснительные концепции эмоционального выгорания, соотносимые с представленными динамическими процессами, отражающими, согласно Ж. Лакану, функционирование психических инстанций Эго, идеального Эго, Эго-идеала и Супер-Эго в процессе приращения субъективного знания. В свете психоаналитических концепций эмоциональное выгорание трактуется как кризис идентичности, порождаемый проблемами формирования субъектности в интерсубъективных взаимодействиях, что позволяет атрибутировать эмоциональное выгорание как общепсихологический феномен, не связанный исключительно с профессиональной деятельностью. Основой эмоционального выгорания представляется неосознаваемый конфликт между сознательными потребностями и бессознательными влечениями, в результате которого происходит блокирование активности и отчуждение субъекта от некоего своего аспекта бытия. Выявление и анализ бессознательных противоречий, приводящих субъекта к напряжению и стагнации, представляется перспективным для профилактики и преодоления эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лайкова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Psychoanalytic Concepts of the Emotional Burnout

The article describes the psychoanalytic concepts of study of the burnout phenomenon, which are based on qualitative approach. This approach is complementary to studies concentrated in the field of organizational and social psychology which are mostly quantitative by nature and give limited insight into the dynamics of burnout and personal meanings, associated with it. Psychoanalytic studies mainly address two aspects of burnout, namely a disruption of professional identity of people and difficulties at the intersubjective level which are closely interlinked. The tripartite conceptual model of S. Vanheule and P. Verhaeghe is shown which is based on the schema of J. Lacan's "two mirrors" reflecting three dynamic processes accompanying subjective experience of "burned out" professionals. Alternative models and explanatory concepts of burnout concordant with presented dynamic processes are considered. According to J. Lacan, the processes reflect the functioning of the mental instances of the Ego, ideal Ego, Ego-ideal and Superego in the process of an increment of subjective knowledge. In the light of the psychoanalytic concepts, emotional burnout is treated as a crisis of identity, generated from the problems of formation of subjectivity in intersubjective interactions. This, in turn, allows to attribute emotional burnout as a general psychological phenomenon, not solely related to the professional activities. The basis of emotional burnout lies in the unconscious conflict between conscious needs and unconscious drives resulting in the blocking activity and the alienation of the subject from certain aspects of his being. Identification and analysis of unconscious contradictions, leading to a tension and stagnation of the subject, seems to be promising for prevention and overcoming of the burnout.

Текст научной работы на тему «Психоаналитические концепции эмоционального выгорания»

УДК 159.964.3

психоаналитические концепции

эмоционального выгорания

Лайкова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены психоаналитические концепции исследования феномена эмоционального выгорания, которые основываются на качественном подходе. Такой подход комплементарен к исследованиям, сосредоточенным в области организационной и социальной психологии, носящим преимущественно количественный характер и дающим ограниченное представление о динамике выгорания и личностных смыслах, связанных с ним. Психоаналитические исследования, в основном, касаются двух аспектов эмоционального выгорания - нарушения профессиональной идентичности и трудностей на интерсубъективном уровне, которые тесно связаны между собой.

Показана трехсторонняя концептуальная модель Б. УапЬеи!е и Р. УегЬаедЬе на основе схемы из «двух зеркал» Ж. Лакана, отражающая три динамических процесса, сопровождающих субъективные переживания «выгоревших» профессионалов. Приведены альтернативные модели и объяснительные концепции эмоционального выгорания, соотносимые с представленными динамическими процессами, отражающими, согласно Ж. Лакану, функционирование психических инстанций Эго, идеального Эго, Эго-идеала и Супер-Эго в процессе приращения субъективного знания. В свете психоаналитических концепций эмоциональное выгорание трактуется как кризис идентичности, порождаемый проблемами формирования субъектности в интерсубъективных взаимодействиях, что позволяет атрибутировать эмоциональное выгорание как общепсихологический феномен, не связанный исключительно с профессиональной деятельностью. Основой эмоционального выгорания представляется неосознаваемый конфликт между сознательными потребностями и бессознательными влечениями, в результате которого происходит блокирование активности и отчуждение субъекта от некоего своего аспекта бытия. Выявление и анализ бессознательных противоречий, приводящих субъекта к напряжению и стагнации, представляется перспективным для профилактики и преодоления эмоционального выгорания.

Ключевые слова: психоаналитические концепции, Эго, идеал Эго, Эго-идеал, эмоциональное выгорание, идентичность, интерсубъективные отношения, субъектность, отчуждение, нарциссизм.

Введение

В рамках изучения синдрома эмоционального выгорания (ЭВ) накоплен большой теоретический и эмпирический опыт как в зарубежной, так и в отечественной психологии [1, 2]. Но интерес к проблеме выгорания не ослабевает, т. к., с одной стороны, она имеет большое практическое влияние в контексте профессиональной деятельности и личностного благополучия. А с другой стороны - нет единого теоретического фундамента для объяснения этого феномена, который интегрировал бы данные разрозненных исследований в единую систему, что позволило бы более эффективно разрабатывать меры по предупреждению и преодолению последствий ЭВ.

Анализ исследований и публикаций

Еще в 1974 году нью-йоркский психоаналитик H. Freudenberger ввел понятие «профессиональное выгорание» как психологический конструкт. Это явление характеризуется истощением и «сопровождается дистрессом, чувством снижения эффективности, снижением мотивации и развитием дисфункциональных установок и поведения на работе» [25, с. 36].

Хотя психоаналитик дал выгоранию его психологический смысл, понятие выгорания редко исследовалось с психоаналитической точки зрения. Психологические исследования феномена выгорания в основном были сосредоточены в области организационной и социальной психологии и носили количественный характер (M. P. Leiter, C. Maslach, W. B. Schaufeli, 2000; D. Enzmann, W. B. Schaufeli, 1998; T. Marek, C. Maslach, W. B. Schaufeli, 1993). Эти исследования дают ограниченное представление о динамике выгорания и личностных смыслах, связанных с ним.

Психоаналитические концепции, основанные на качественном подходе, могут потенциально преодолеть этот недостаток, но эти исследования малочисленны и носят разрозненный характер (B. Berger, 2000; A. M. Cooper, 1986; H. J. Fischer, 1983; H. J. Freudenberger, G. Richelson, 1980; A. M. Garden, 1995; W. N. Grosch, D. C. Olsen, 1994; A. J. Horner, 1993; A. M. Pines, O. Y. Yanai, 2001; J. Reppen, 2003; A. Lievrouw, S. Vanheule, P. Verhaeghe, 2003).

В этих исследованиях выделяются два основных аспекта, на которых сосредотачиваются ученые:

1) выгорание влечет за собой нарушение профессиональной идентичности;

2) выгорание тесно связано с трудностями на интерсубъективном уровне.

Например, первый аспект можно проиллюстрировать исследованиями L. Hallsten, который пришел к выводу, что «сгоревшие» профессионалы высоко ценят положительные результаты собственной деятельности, т. к. связывают

свою собственную идентичность со своей компетентностью, выраженной через достижения [19]. Кроме того, они чувствуют себя обязанными помогать другим. Похожие результаты прослеживаются и в прочих исследованиях [8, 9, 12].

Иной аспект связан с проблемными отношениями с коллегами, начальством, клиентами. С. Cherniss показывает, что «сгоревшие» профессионалы страдают от того, что они получают недостаточное, на их взгляд, признание [8, 9]. J. Firth отмечает, что у профессионалов, склонных к выгоранию, присутствует мысль, что их любят только за их достижения [12]. Они озабочены идеей, что должны нравиться другим, и им не хватает уверенности в своей профессиональной компетентности [8, 14, 15].

Следовательно, нарушение идентичности и трудности в интерсубъективных взаимоотношениях тесно связаны. Сильное, но неудовлетворенное желание признания и поддержки от других приводит к тому, что личность находится в опасности, и ослабляется чувство самоэффективности (С. Cherniss, 1981, 1995; С. Dejours, 2000; R. Reagh, 1994; S. Vanheule et al., 2003; K. S. Whitaker, 1996).

Эти выводы резонируют с точкой зрения J. Lacan, полагающего, что желание быть признанным является наиболее фундаментальным, потому что оно функционирует как средство для приобретения большего субъективного завершения [3]. Движущей силой формирования субъектности J. Lacan считает желание, которое рождается вследствие недостатка, «пустоты», «отсутствия бытия», характеризующих человеческую субъектность. Это отсутствие нарушает все представления людей о себе, что порождает расколотую идентичность.

Фундаментальным следствием этого недостатка, который невозможно заполнить, является то, что он мобилизует субъекта. Он создает желание и мотивирует субъекта стремиться найти дополнение, чтобы заполнить пустоту в своей внутренней идентичности. J. Lacan говорит, что отсутствие бытия фактически функционирует как «хочу быть». Люди обычно стремятся преодолеть внутреннее «отсутствие», обратившись к другим. В результате такого обращения неявно предполагается, что в диалектической связи с другими бонус бытия будет реализован. Посредством социальных связей субъект может, по крайней мере, получить представление о том, кем он является по отношению к другим.

Функционирование психических инстанций Эго, идеального Эго (воображаемая идентификация), Эго-идеала (символическая идентификация) и Супер-Эго в процессе формирования субъектности в ходе интерсубъективных взаимодействий J. Lacan иллюстрирует схемой «из двух зеркал» [2].

Воображаемая идентификация связана с сонастройкой Эго к идеалу Эго. Свой желанный образ субъект проецирует на Другого и после этого может его распознать и увидеть целостным. Субъект стремится овладеть идеалом Эго, чтобы стать таким, как «хочу быть» и обрести желаемую идентичность.

Подтверждением достижения идеала Эго является осуществление Эго-идеала, что порождает чувство удовлетворения и уверенности. Осуществление Эго-идеала происходит в процессе интерсубъективных взаимодействий и связано с символической идентификацией. Другой обладает властью подтвердить идеальный образ, придать ему легитимность или разрушить его. Поэтому Эго-идеал является направляющей инстанцией и задает сценарий отношения к Другому.

Успешная идентификация приводит к приращению субъектности, снижению напряжения и гармонизации интерсубъективных отношений. Профессиональную деятельность можно рассматривать как культурно и субъективно важный канал, по которому признание может быть достигнуто.

В русле теории J. Lacan, S. Vanheule и P. Verhaeghe, опираясь на схему из «двух зеркал», представили трехстороннюю концептуальную модель, которой соответствуют три различных динамических процесса, приводящие, с их точки зрения, к разрушению идентичности в интерсубъективных взаимоотношениях, что обуславливает ЭВ [27, 28, 29].

Теоретические конструкты модели также опираются на феноменологию дискурса «выгоревших» профессионалов, соответствующего различным динамическим процессам и отражающего связь между интерсубъективными переживаниями и субъективной идентичностью. Приведем описание этих процессов.

В первом динамическом процессе («Трещины в зеркале») представлена воображаемая идентификация, характеризующаяся напряжением между Эго и идеалом Эго, природа которого с течением времени кардинально меняется.

Первый период напряжения связан с предвосхищением овладения идеалом Эго, что придает напряжению мотивирующий характер. Предвосхищение соединено с безграничной самоотдачей и необоснованным угождением потребностям Других в контексте работы и опирается на возвышенные идеи о персональном служении по отношению к работе и Другим. Обязанности представляются само собой разумеющимися как условие соответствия желанному образу.

В этом периоде «сгоревшие» профессионалы характеризуют себя полностью посвящающими себя Другим и работе. Однако все, что делается, никогда не воспринимается удовлетворительным для них самих.

Следствием этого является кризис служения заветным идеалам, что воспринимается как несоответствие Эго идеалу Эго и образно характеризуется авторами как «Трещины в зеркале». Это несоответствие увеличивает строгость оценки Супер-Эго, порождающую напряжение другой природы, которое проявляется как диспропорция к затрачиваемым усилиям и приводит к дисфории. И чем сильнее и интенсивнее ранняя вера в идеал и вовлеченность Эго, тем сильнее осуждение Супер-Эго.

Феноменологически это объективируется как жалобы, недовольство на фоне истощения, недомогания. Нарастает чувство неэффективности, опустошенности, возникают проблемы разграничения личной жизни и работы. Поглощенность работой приводит к стиранию границ между собой и другими. Выполнение рабочих обязанностей воспринимается как огромный труд, требующий больших усилий.

Второй динамический процесс («Зеркало падает») отражает проблемы символической идентификации, связанные с потерей Эго-идеала из-за того, что Другой, от которого ожидается признание, выступает враждебным и обесценивает Эго-идеал. Потеря элемента символической идентификации лишает устойчивости субъекта воображаемой идентификации.

С одной стороны, исчезает часть субъективного знания о том, как субъект соотносится с другими, и, как следствие, исчезает часть идентичности, определяющая личность в интерсубъективном взаимодействии. С другой стороны, исчезает и часть идентичности, атрибутированная в Другом, т. к. Другой, ранее бывший благоприятствующим, воспринимается враждебным и непонятным.

В дискурсах «выгоревших» профессионалов это фигурирует как потеря желания что-либо вкладывать в работу из-за конфронтации, отказ от благих намерений в связи с агрессивными инцидентами, разочарование, сомнения, ощущение безнадежности и бессмысленности в работе, подозрительность и даже параноидальные фантазии.

«Уход от зеркала» характеризует третий динамический процесс, когда в результате болезненных столкновений с Другими происходит не отказ от Эго-идеала, а отказ от взаимодействия с Другими. В таком случае Эго избегает конфликтов, но его функционирование становится ограниченным.

Конструкция идеального Эго не может материализоваться: воображаемая идентификация разрушается, и субъект может оказаться в пустоте.

С одной стороны, работа не выбирается в качестве среды, на которую могут быть спроецированы идеалы, страдают аспекты отношений, рабочее функционирование ухудшается, ограничивается или даже останавливается. С другой стороны, этот процесс предполагает обеднение субъективного уровня, в результате чего оскудевает процесс присвоения субъективного

смысла событий, что проявляется в дискурсах в трудности выражения своих мыслей и скудости ответов о проблемах на работе.

Авторы делают вывод, что процесс избегания может быть связан с отступлением от болезненных столкновений с собственными амбивалентными чувствами, т. е. с внутренним конфликтом.

В повествованиях «выгоревших» специалистов ощущение трудностей на работе смещается в сторону организационных вопросов, а амбивалентные и субъективно неприемлемые чувства выражаются косвенно, через нестыковки в сюжетной линии, бросающиеся в глаза противоречивые детали.

Большинство теоретических моделей начинается с унитарного объяснения, согласно которому постулируется единый основополагающий механизм выгорания. Анализ данной модели позволяет сделать важный вывод, что существуют различные динамические процессы, приводящие к выгоранию, и что похожие жалобы на выгорание могут соответствовать различным динамическим процессам. Эта мысль прослеживается и в исследованиях I. A. Friedman [15, 16].

С другой стороны, данная теоретическая структура может быть рассмотрена как интегрирующая, в рамках которой представленные динамические процессы могут объясняться альтернативно другими психоаналитическими моделями или существующими объяснительными концепциями в других направлениях психологии.

В обоих аспектах первого динамического процесса ключевыми являются поглощенность «выгоревших» лиц моделированием Эго к идеалу Эго и их склонность к подчинению для слияния с идеалом Эго, что, несмотря на все усилия, приводит не к желаемому результату, а к ощущению личностной неэффективности, что можно интерпретировать в терминах классического представления о стремлении «выгоревших» людей к нарциссической грандиозности, которой они не достигают.

В других исследованиях показано, что нарциссические потребности в достижении идеала, получении признания и ощущении собственной значимости выступают факторами, способствующими развитию ЭВ.

H. J. Fischer рассматривает так называемый «грандиозный нарциссизм», проявляющийся в нарциссической потребности в сохранении «грандиозного объекта Я», подтверждении «иллюзии величия», которая заставляет все усилия направить на достижение идеала в работе, несмотря на разочарования. Так как затрачиваемые усилия не приводят к желанному результату из-за его нереалистичности, развивается выгорание [13]. H. J. Freudenberger также считает, что страх быть хуже других является базовой основой выгорания людей, стремившихся к совершенству. Они исчерпали себя в отрицании собственных слабостей и много вкладывают в работу, чтобы обрести чувство идентичности [14].

W. N. Grosh, D. С. Olsen указывают, что выгоранию подвержены люди, которые смотрят на свою работу с точки зрения нарциссического желания быть оцененными. Они, как правило, относятся к своим пациентам или клиентам как к Self-объектам, посредством которых они пытаются удовлетворить одну из основных потребностей, таких как потребность в любви или восхищении [19].

Ch. Glikauf-Hughes, E. Mehlmann рассматривают «депрессивный нарциссизм», который развивается в результате взаимодействия с нарциссическими значимыми Другими. Он характеризуется неустойчивой самооценкой, которая зависит, в основном, от обратной эмоциональной подпитки других, а не от аутентичности собственных чувств, что приводит к повышенной чувствительности, которая служит не только положительным фактором, но и показателем их слабости. Неустойчивая самооценка приводит к неустойчивому самоуважению, что заставляет обесценивать достижения и приводит к ощущению невозможности удовлетворения нарциссической потребности в значимости [18].

Второй динамический процесс альтернативно может быть интерпретирован с точки зрения З. Фрейда в терминах «потери объекта», когда в результате травмирующих переживаний Эго-идеал теряется для Эго, что, согласно З. Фрейду, переживается как скорбь [6].

Отражение этого процесса можно проследить и в других исследованиях выгорания. С. Cherniss, например, описывает, как в выгорании теряется аспект человеческого вдохновения и идеалов, который противостоит профессиональной скуке и бессмысленности [8, 9]. В этой потере могут обвинять как себя, так и других [11, 23]. Модель S. Vanheule и Р. Verhaeghe согласуется с этими наблюдениями, но добавляет, что в результате этой потери фундаментально изменяется восприятие Других: Другие больше не те, чьего признания можно ожидать, но воспринимаются теперь как угрожающие и тревожащие объекты [29].

Третий динамический процесс может альтернативно интерпретироваться в терминах защиты от тревожности в форме отрицания или подавления неприемлемых импульсов [26]. Процесс, который S. Vanheule и Р. Verhaeghe описали как отступление от Другого, может быть также описан как отступление от осознанного психического инвестирования в отношения [29]. Чтобы сохранить устоявшееся чувство идентичности, люди занимают позицию неосознавания по отношению к инцидентам на работе.

Выводы

Подводя итоги этого далеко не исчерпывающего обзора психоаналитических концепций ЭВ, следует отметить, что основными факторами ЭВ с этих позиций рассматриваются проблемы формирования субъектности,

порождающие кризис идентичности в интерсубъективных взаимодействиях, приводящий к нарушению целостности, отчуждению субъекта от некоего своего аспекта бытия. Таким образом, психоаналитические модели, не претендуя на исчерпывающий характер объяснения феномена ЭВ, отражают глубинный аспект этого явления, связанный с конфликтом между осознаваемыми стремлениями и бессознательными потребностями.

Кроме того, результаты, полученные в исследованиях в рамках психоаналитических теорий, соотносятся с результатами существующих объяснительных концепций в других направлениях психологии, поэтому можно в какой-то мере считать их взаимодополняющими.

Например, с экзистенциальных позиций А. 1апд1е определяет эмоциональное выгорание как особую форму экзистенциального вакуума, обусловленного дефицитом истинного, экзистенциального смысла, который ведет к переживанию экзистенциальной исполненности, выражающейся в ощущении целостности, соотнесенности с самим собой. Экзистенциальный дефицит (субъективная нужда), по мнению экзистенциалистов, порождая ложные смыслы, приводит к истощению и ощущению пустоты [4].

Здесь прослеживается определенная аналогия с «нехваткой бытия» Ж. Лакана. Откуда же происходит субъективный дефицит с точки зрения экзистенциалистов? По мнению А. 1апд1е, субъективный дефицит вырастает из нарушения четырех фундаментальных мотиваций, связанных с доверием к себе и к миру, качеством жизни, ощущением собственной уникальности и пониманием того, ради чего стоит жить.

В континууме экзистенциальной исполненности как соотнесенности человека с самим собой ощущение экзистенциальной пустоты можно считать крайней точкой, в которой в результате субъективной нужды развивается отчуждение человека от самого себя, что приводит к эмоциональному выгоранию. Но механизм процесса самоотчуждения работает на протяжении всего континуума. А. 1апд1е обращает внимание на то, что эмоциональное выгорание развивается не только в результате субъективного дефицита, но и тогда, например, когда нет внутреннего согласия на деятельность, заниматься которой вынуждают обстоятельства. Кроме того, ложные идеалистические установки, приводящие к ЭВ при столкновении с реальностью, могут быть следствием не субъективного дефицита, а установок веры, убеждений, перенятых от других людей [4]. То есть нарушение фундаментальных мотиваций и самоотчуждение можно рассматривать не только как личностную проблему, но и с точки зрения влияния социальных условий.

В рамках социального подхода показательна в этом отношении теория эмоционального труда А. Г. носьбсыи, рассматривающая управление профессионалами своими эмоциями в целях повышения эффективности

работы и получения вознаграждения [21]. А. Г. НосЬбсЫИ различает поверхностное исполнение эмоционального труда, когда изображаются эмоции, соответствующие нормативным ожиданиям, и глубокое исполнение, когда профессионал пытается реально испытывать ожидаемые в данной ситуации эмоции, что приводит к преобразованию чувств. По мысли А. Г. НосЬбсЫИ, поверхностное исполнение ведет к отчуждению от «подлинного» Я, а глубокое - к изменению Я индивида, в результате чего вероятными становятся «самоотчуждение», потеря чувства Я, «эмоциональный диссонанс», провоцирующие эмоциональное выгорание. Таким образом, в рамках данной теории ЭВ также соотносится с проблемой идентичности [5, 21].

заключение

Вышеуказанное соотношение, которое так или иначе прослеживается в различных концепциях ЭВ, позволяет атрибутировать это явление как общепсихологический феномен. Рассмотрение выгорания в рамках какой-либо одной модели может привести к ложной интерпретации и не позволит распознать истинной причины выгорания данного субъекта. Можно предположить, что возникновение эмоционального выгорания связано с определенным сочетанием внешних и внутренних условий, которое является не типичным, а уникальным для каждого конкретного индивидуума. Представляется, что ключевым моментом в понимании природы выгорания является выявление и анализ противоречий, приводящих к напряжению и стагнации. Эмоциональное выгорание как самоотчуждение может вызываться различными причинами: как дезинтеграцией и потерей идентичности, так и укреплением ложной идентичности, основанной на иллюзорных представлениях.

Литература

1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

2. Дикая Л. Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание // Человек. Сообщество. Управление. - 2012. - № 3. - С. 75-88.

3. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: работы Фрейда по технике психоанализа. - М.: Логос, 1998.

4. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.

5. Симонова О. А. Эмоциональный труд в современном обществе: научные дискуссии и дальнейшая концептуализация идей А. Р. Хохшильд // Журнал исследований социальной политики. - 2013. -Т. 11. - № 3. -С. 329-354.

6. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 211-231.

7. Berger B. Prisoners of liberation: A psychoanalytic perspective on disenchantment and burnout among career woman lawyers // Journal of Clinical Psychology. - 2000. - V. 56. - pp. 665-673.

8. Cherniss C. Beyond burnout. - New York: Routledge, 1995.

9. Cherniss C. Staff burnout // Job Stress in The Human Services. - Beverly Hills, 1989.

10. Cooper A. M. Some limitations on therapeutic effectiveness: The "burnout syndrome" in psychoanalysts // Psychoanalytic Quarterly. - 1986. - V. 55. -pp. 576-598.

11. Farber B. A. Treatment strategies for different types of teacher burnout // Journal of Clinical Psychology. - 2000. - V. 56. - pp. 675-689.

12. Firth J. Personal meanings of occupational stress: Cases from the clinic // Journal of Occupational Psychology. - 1985. - V. 58. - pp. 139-148.

13. FischerH. J. A psychoanalytic view on burnout // Stress and burnout in the human service professions / In B. A. Farber (Ed.). - New York: Pergamon Press, 1983. - pp. 40-46.

14. Freudenberger H. J. Counseling and dynamics: Treating the end-stage person // Job stress and burnout / In W. S. Paine (Ed.). - Beverly Hills: Sage, 1982. - pp. 173-186.

15. Friedman I. A. High- and low-burnout schools: School culture aspects of teacher burnout // Journal of Educational Research. - 1991. - V. 84. -pp. 325-333.

16. Friedman I. A. Multiple pathways to burnout: Cognitive and emotional scenarios in teacher burnout // Anxiety, Stress and Coping. - 1996. - V. 9. -pp. 245-259.

17. Garden A. M. The purpose of burnout: A Jungian interpretation // Occupational stress: A handbook / In R. Crandall & P. L. Perrewe (Eds.). - Philadelphia: Taylor & Francis, 1995. - pp. 207-222.

18. Glikauf-Hughes Ch., Mehlmann E. Non-borderline patients with mothers who manifest borderline pathology // British Journal of Psychotherapy. -1998. - V. 14. - no. 3. - pp. 294-302.

19. Grosch W. N., Olsen D. C. When helping starts to hurt. - New York: Norton, 1994.

20. Hallsten L. Burning out: A framework // Professional burnout: Recent developments in theory and research / In W. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek (Eds.). - Washington: Taylor & Francis, 1993. - pp. 95-114.

21. Hochschild A. R. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. -Berkeley: Univ. of California Press, 2003.

22. Horner A. J. Occupational hazards and characterological vulnerability: The problem of "burnout" // American Journal of Psychoanalysis. - 1993. -no. 2. - pp. 137-142.

23. Pines A. M., Yanai O. Y. Unconscious determinants of career choice and burnout: Theoretical model and counseling strategy // Journal of Employment Counseling. - 2001. - V. 38. - pp. 170-184.

24. Reppen J. Starving in a world of plenty: A contemporary view of executive burnout. Unpublished manuscript. - 2003.

25. Schaufeli W. B, Enzmann D.The burnout companion to study and practice. -London: Taylor & Francis, 1998.

26. Socarides C. W, Kramer S. K. (Eds.) Work and its inhibitions. - Madison: International Universities Press, 1997.

27. Vanheule S., Lievrouw A., Verhaeghe P. Burnout and intersubjectivity: A psychoanalytical study from a Lacanian perspective // Human Relations. -2003. - V. 56. - pp. 321-339.

28. Vanheule S., Verhaeghe P. Powerlessness and impossibility in special education: A qualitative study on professional burnout from a Lacanian perspective // Human Relations. - 2004. - V. 57. - pp. 497-519.

29. Vanheule S., Verhaeghe P. Professional Burnout in the Mirror // Journal of Psychoanalytic Psychology. - 2005. - V. 22. - no. 2. - pp. 285-305.

30. WhitakerK. S. Exploring causes of principal burnout // Journal of Educational Administration. - 1996. - no. 34. - pp. 60-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.