УДК 82.02/.091 (410)
Мельниченко Т. В.,
асистент кафедри англшськоТ фтологи ТНУ iменi В. I. Вернадського
Психоаналитическая критика Англии и США первой половины ХХ века
На современном этапе развития как отечественной, так и мировой науки о литературе одним из актуальных направлений исследования является изучение истории становления и развития национальных школ и течений в литературоведении. Проводится сопоставление существующих внутри них различных тенденций с целью осмыслить специфику литературоведческих проблем, установить направление развития литературного процесса. Современное литературоведение представляет собой весьма разветвленную систему гуманитарного знания. Характерной чертой литературной критики ХХ - XXI вв. является ее междисциплинарный характер, подразумевающий широкое привлечение данных смежных наук - антропологии, лингвистики, философии, психологии и др.
Психоанализ зародился в немецкоязычной культуре. Его фундаментом стали труды австрийских психологов З. Фрейда, А. Адлера, О. Ранка и швейцарского психолога К.Г. Юнга. Однако довольно быстро эта методология распространилась в Европе и США, создала национальные варианты психоанализа. Психоаналитические исследования в области художественного творчества, как практические, так и теоретические, появляются в различных странах, начиная с 1910-х гг. XX столетия. Наибольшее распространение психоанализ получил в США и Англии. В американском литературоведении психоаналитическая критика стала большим и влиятельным направлением, представленным работами таких исследователей как Ф. Прескотт, В. Брукс, Г. О'Хиггинс, Дж. Крач, Л. Льюисон, Л. Фидлер. Среди английских литературоведов и критиков, внесших вклад в развитие этого направления, - Г. Рид, Ф. Лукас, Э. Джоунс, Д.Г. Лоуренс, М. Бодкин. Литературоведы Франции и Германии весьма сдержанно отнеслись к психоанализу как критической методологии на первом этапе его развития. Идеи культурного психоанализа в этих странах получили большее развитие после второй мировой войны. Дальнейшее развитие данного
направления активно проявлено на французской почве и тесно связано с разработкой принципов экзистенциального (Л. Бинсвангер, Ж. П. Сартр и др.) и структурного психоанализа (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида и др.). Таким образом, создание методологической базы, разработка психоаналитических теорий художественного творчества и практический анализ художественных произведений с применением категорий психоанализа - достижение английской и американской психоаналитической критики. Результаты, полученные литературоведами этого направления, оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие мирового литературоведения.
Существует немало работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных как отдельным проблемам литературоведческого психоанализа, так и творчеству английских и американских литературоведов, использующих данную методологию в своих исследованиях: Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, М.Н. Афасижева, РФ. Додельцева, В.Д. Днепрова, Н.Т. Нефедова, Е.М. Торшиловой, А. Кучиньской, И.П. Симоненко, М.Ф. Страуме, А.Л. Андреева, А.С. Козлова, Т.Н. Красавченко, Г.Э. Йонкис, Ф. Гофмана, С. Химана, Л. Триллинга, К. Моррисон, Ф. Берри и др.
Цель данной работы - провести сравнительный анализ проблематики творчества, методологических принципов, теорий художественного творчества и результатов практического применения психоанализа в литературной критике Англии и США.
При проведении исследования нами учитывались следующее: время появления психоаналитических исследований в этих странах; культурно-исторический контекст, в котором происходило восприятие и развитие идей литературоведческого психоанализа; причины обращения к нему английских и американских литературоведов; их методологические установки; достижения в области теории художественного творчества и практических исследований.
Распространение и активное использование идей психоанализа в литературоведении США и Англии происходило неодновременно. Становление американского литературоведческого психоанализа имело место раньше, чем английского - в середине 1910 - начале 1920-х гг. Среди исследований данного периода - работы Ф. Прескотта «Поэтическое мышление» (1922 г.), А. Морделла «Эротическая тема в литературе» (1919 г.), А. Тридона «Легкие уроки психоанализа» (1922 г.), К. Эйкена «Основа для критики» (1923 г.). Для этого периода характерно использование первоначального варианта теории влечений, согласно которому важнейшим влечением человека является эротическое.
Знакомство английских литературоведов с психоаналитическими теориями произошло в 1920-е гг., а исследования, в которых использование категорий психоанализа приобрело методологический характер, появились в 1930-е гг. К их числу относятся работы Г. Рида «Форма в современной поэзии» и «Вордсворт» (1932 г.), «В защиту Шелли и другие эссе» (1936 г.), Ф. Лукаса «Писатели прошлого и настоящего» (1926 г.), «Критические мысли в критические времена» (1942 г.), Д.Г. Лоуренса «Исследования классической американской литературы» (1923 г.).
Проведенный анализ позволяет говорить об общности культурно-исторических предпосылок для возникновения и развития литературоведческого психоанализа в двух странах. Но вот становление его методологии в Англии и США протекало по-разному, отражая некоторые общие отличия английской критики от американской. В частности, в английском литературоведении практически не было острой борьбы представителей данного направления ни с современниками, ни с предшественниками. Иной была ситуация в США, где литературоведы-психоаналитики оказались вовлечены не только в литературоведческую полемику, но и идеологическую борьбу с «новыми гуманистами». Остроты этой борьбе добавил тот факт, что книги З. Фрейда некоторое время были официально запрещены в Америке, и с требованием снять запрет выступал целый ряд влиятельных деятелей литературы, в частности, Т. Драйзер.
Обращение к идеям психоанализа в обеих странах происходило в контексте борьбы и против т.н. «импрессионистской» критики, было связано со стремлением найти твердую научную основу для решения проблем художественного творчества. Психоанализ представлялся инструментом, позволяющим в научных терминах оформить иррациональное знание, а также отделить здоровые проявления психики от невротических.
Методологической основой психоаналитического направления в литературоведении стали идеи З. Фрейда. В первую очередь это относится к модели многоуровневой организации психики человека. Бессознательное фрейдовское «оно» рассматривается критиками данного направления как источник всех творческих импульсов. Однако исследователи обеих стран понимали, что возможности применения категорий психоанализа к объекту эстетики, которым является художественное произведение, ограничены, и со временем стали стремиться преодолеть фрейдовский сексуальный детерминизм. Это привело к расширению методологической базы
литературоведческого психоанализа за счет привлечения положений аналитической психологии. Практически все литературоведы данного направления - эклектики. Прослеживаются определенные тенденции в использовании ими тех или иных подходов, дополняющих психоанализ. Так, американские критики-психоаналитики обращаются к положениям бихевиоризма, учению И. Павлова и Н. Костылева, лабораторным методам исследований, больше стремятся к «наукообразности». Английские исследователи опираются, прежде всего, на традиции нравственной критики, заложенные М. Арнольдом, используют идеи европейских философов и культурологов А. Бергсона, М. Хайдеггера, Ф. Ницше, Б. Кроче, что особенно характерно для работ Г. Рида.
Различие методологических установок привело к тому, что в американской психоаналитической критике не всегда сохраняется представление о произведении искусства как эстетическом объекте.
Существуют определенные различия и в понимании функции искусства: американские критики склонны вслед за З. Фрейдом подчеркивать его терапевтическую роль, в то время как английские литературоведы говорят об искусстве как особой форме познания и обращают внимание на функцию нравственную.
Роль художника в обществе также трактуется по-разному: в английском психоаналитическом литературоведении отсутствует резкое противопоставление художника обществу. Признавая невротический характер личности людей искусства, английские критики, тем не менее, стремились выявить общественную значимость его творчества, подчеркнуть возможность достижения гармонии внутреннего и внешнего, индивидуального и социального. В американской психоаналитической критике высказывались различные, порой диаметрально противоположные мнения: от определения характера отношений между художником и обществом как неизменно антагонистического (Ф. Прескотт), до объявления художника «самым социальным существом» (А. Тридон). В целом же американские исследователи гораздо больше склонны подчеркивать невротический тип личности людей искусства.
Критики данного направления, как английские, так и американские, предпринимали попытки использовать положения психоанализа при разработке собственных теорий художественного творчества. Теоретический характер носят работы Г. Рида «Разум и романтизм», «Форма в современной поэзии», Ф. Лукаса «Закат и падение романтического идеала», «Критические мысли в критические времена», Ф. Прескотта «Поэтическое мышление». Предложенные
теории призваны объяснить механизм возникновения поэтического произведения, сформулировать эстетические и этические критерии его оценки, дать научное обоснование отличия романтического типа художественного творчества от классицистического.
Все исследователи в разных терминах говорят об отличии «обычного» типа мышления от «поэтического». Последний является непременным условием создания художественного произведения. Понимание сущности романтического типа художественного творчества у них, тем не менее, разное. В работах Г. Рида и Ф. Лукаса романтическая направленность творчества связывается с особенностями психической организации личности художника, Ф. Прескотт считает решающим характер отношений между художником и обществом: классические периоды в литературе, по его мнению, наступают во времена, когда общество полностью порабощает поэта, романтические эпохи связываются им с бунтарством поэтов против порабощения их индивидуальности.
Английские литературоведы на разных уровнях подчеркивают неразрывную связь романтического творчества с жизнью. У Г. Рида связующим звеном между жизнью и поэзией являются идиомы, которые он называет «живыми организмами речи», у Ф. Лукаса это принцип реальности, не позволяющий романтическому творчеству остаться в рамках иррационализма, у Д.Г. Лоуренса - требование к искусству быть «спонтанным открытием жизненной правды».
Сравнение результатов применения психоаналитического метода интерпретации к отдельным произведениям литературы позволяет сделать вывод о том, что использование фрейдизма и идей глубинной психологии в английском психоаналитическом литературоведении было более умеренным. Можно констатировать отсутствие стремления во всем отыскивать стереотипные сексуальные символы и темы, желание применять более гибкие и тонкие глубинно-психологические методы анализа. Так, в своих практических исследованиях наряду с психоанализом Г. Рид, Ф. Лукас и Д.Г. Лоуренс используют элементы культурно-исторического, социологического, семантико-символического методов. Объектом исследований становятся биографии авторов, в особенности романтиков. Так, Г. Рид уделяет внимание исследованию творчества П.Б. Шелли, Дж. Байрона, У. Вордсворта, а также художественные особенности самих произведений. Для критиков данного направления характерно обращение к романтическим произведениям в национальной классике. Английские исследователи продолжают ту особую социально-критическую традицию изучения культуры и
общества, которая сложилась в Англии в XIX в. И связана с именами М. Арнолда, Дж. Рескина, Б. Дизраэли. Характерная ее особенность -вера в возможность реформирования общества с помощью культуры и литературы, защита гуманитарных ценностей.
Практические исследования литературоведов психоаналитического направления США зачастую характеризует ортодоксальное следование положениям фрейдовского психоанализа. Объектом исследования становится, в основном, биография автора, а произведение анализируется подобно истории болезни. Примерами являются работы А. Чандлера «Трагический эффект у Софокла и его объяснение с помощью метода Фрейда», В. Брукса «Тяжелое испытание Марка Твена», Э. Крача «Эдгар Алан По: Исследование гения», Г. О'Хиггинса «Американская мысль в действии». Ограниченность возможностей применения категорий психоанализа к категориям эстетики и привела к тому, что в середине 1920-х гг. активность американских исследователей практически исчерпалась.
Литературоведческие варианты психоанализа Англии и США, безусловно, отличаются национальным своеобразием, и, вместе с тем, такая общая черта, как практическая направленность, позволяет говорить об отличии англо-американского психоанализа от европейского.
Данным исследованием не исчерпывается тема развития психоаналитического литературоведения, в качестве перспективы видится разработка вопросов, связанных с национальными вариантами европейского литературоведческого психоанализа, с вовлечением в область сравнительного анализа методологий психоаналитического направления других стран.
Литература
1.Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества / М.Н. Афасижев. - М. : Высшая школа, 1990. - 174 с.
2. Базелюк М.В. Дэвид Лоуренс в англо-американской критике / М.В. Базелюк. - Курск, 1996. - 78 с.
3. Вейман Р. «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения : история и критика новейших методов интерпретации / Р. Вейман. - М. : Прогресс, 1965. - 423 с.
4. Денисова Т.Н. lсторiя американськоТ л^ератури XX стол^тя / Т. Н. Денисова. - К. : Довiра., 2002. - 318 с.
5. Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении Зигмунда Фрейда / Р.Ф. Додельцев // О современной буржуазной эстетике. - М., 1972. - № 3. - С. 61-109.
6. Западное литературоведение XX века : [энциклопедия / [под ред. Е. А. Цургановой]. - М., 2004. - 559 с.
7. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века : [трактаты, статьи, эссе / под ред. Г. К. Косикова]. - М. : Изд. Моск. ун-та, 1987. - 551 с.
8. Землянова Л. И. Современное литературоведение в США: теоретические направления и конфронтации 1920-1980 гг. / Л. И. Землянова - М. : Изд. МГУ, 1990. - 277 с.
9. Классический психоанализ и художественная литература : [хрестоматия по психологии / науч. ред. Лейбин В.]. - Питер, 2002. -448 с.
10. Козлов А. С. Литературоведение Англии и США XX века / А. С. Козлов. - Симферополь, 1994. - 256 с.
11. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика ХХ века / Т.Н. Красавченко Т.Н. - М., 1994. - 282 с.
12. Кучиньска А. Спасение через искусство. Эстетические взгляды Г. Рида / Анна Кучиньска // Борьба идей в эстетике. - М. : Искусство, 1974. - С.160 -193.
13. Мей К.М. Психология и роман в ХХ веке / К.М. Мей // Зарубежные исследования по литературоведению. - М. : 1981. -№ 1. - С. 29-38.
14. Наливайко Д. Теорiя л^ератури i компаративютика / Дмитро Наливайко. - К. : Киево-Могилянська академiя, 2006. - 355 с.
15. Нарiвська В., Пасхар'ян Н. Сучасна компаративютика: проблеми i перспективи / Валентина Нарiвська, Наталя Пасхар'ян // Фтолопчш семшари. Нацюнальш моделi порiвняльного лп"ературознавства. - К. : ВГУ "Кш'вський ушверситет", 2006. - Вип. 9. - С. 72-81.
16. Потканський Я. Психоаналiз у лггературознавчих дослщженнях / Ян Потканський // ЛИ"ература. Теорiя. Методолопя / [упоряд. i наук. ред. Данути УлщькоТ]. - К. : Киево-Могилянська академiя, 2006. -С. 292-311.
17. Современное зарубежное литературоведение: страны Западной Европы и США : энциклопедический справочник / [ред.-сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова]. - М. : Интрада-ИНИОН, 1996. -320 с.
18. Торшилова Е. М. Герберт Рид в поисках человека / Е. М. Торшилова // Буржуазная эстетика сегодня. - М. : Наука, 1970. -С. 105-134.
19. European Literary Theory / [ed. by V. Gras]. - N.Y. : Dell, 1973. -368 p.
20. Herbert Read. An Introduction to his Works by Various Hands / [ed. by H. Treece]. - Kennikat Press, 1960. - 120 p.
21. Krutch J. Edgar Allan Poe. A Study in Genius / J. Krutch. - N.Y.: Knopf, 1926.
22. Lawrence D.H. A Collection of Criticism / D.H. Lawrence. - N.Y, 1973. - 151 p.
23. Lawrence D.H. Fantasia of the Unconscious : Psychoanalysis and the Unconscious / D.H. Lawrence. - Penguin books, in association with Heinemann, 1977. - 249 p.
24. Lawrence D.H. Studies in Classic American Literature / D.H. Lawrence. - New York: Viking Press, 1964. - 177 p.
25. Lucas F.L. Critical Thoughts in Critical Days / F. Lucas. - L., 1942. - 56 p.
26. Lucas F.L. Literature and Psychology / F. Lucas. - L., 1951. -339 p.
27. O'Higgins H. The American Mind in Action / H. O'Higgins. - N.Y., Harper, 1920.
28. Prescott F. The Poetic Mind / F. Prescott. - N.Y., MacMillan, 1922.
29. Psychoanalysis and Literature / [ed. by H.M. Ruitenbeek]. -N.Y., 1964.
30. Read H. Byron / H. Read. - London and New York : Published for the British Council by Longmans, Green, 1951.
31. Read H. Collected Essays in Literary Criticism / H. Read. -London : Faber & Faber, 1938.