Научная статья на тему 'ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО'

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
179
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПСИХОАНАЛИЗ / З. ФРЕЙД / ПСИХИКА / Z. FREUD / PSYCHE / MAN / PSYCHOANALYSIS / UNCONSCIOUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Спицына Д.С.

В данной статье рассматриваются особенности человеческой психики, а в частности проблема бессознательного. В работе анализируются труды известного врача, основателя психоанализа З. Фрейда и его последователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOANALYTIC ANTHROPOLOGY: THE PROBLEM OF THE UNCONSCIOUS

In this article the features of the human psyche are considered and in particular the problem of the unconscious. The work analyzes the works of famous physician, the founder of psychoanalysis of Freud and his followers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»

УДК 091

Спицына Д.С. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.

Россия, г. Саратов

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА

БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности человеческой психики, а в частности проблема бессознательного. В работе анализируются труды известного врача, основателя психоанализа З. Фрейда и его последователей.

Ключевые слова: человек, бессознательное, психоанализ, З. Фрейд, психика.

Spitsyna D.S.

2nd year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University of Ministry of Health of

Russia Russia, Saratov Supervisor: Kuznetsova M.N.

PSYCHOANALYTIC ANTHROPOLOGY: THE PROBLEM OF THE

UNCONSCIOUS.

Annotation: in this article the features of the human psyche are considered and in particular the problem of the unconscious. The work analyzes the works of famous physician, the founder ofpsychoanalysis of Freud and his followers.

Key words: Z. Freud, psyche, man, psychoanalysis, the unconscious.

Человек является социальным существом. На становление человеческого тела оказывают огромное влияние биологические факторы, однако его поведение и деятельность зависят от окружения, от общества, в котором он живет. При рождении человек получает способность «приобрести способность». Полученные качества смогут развиться в полной мере только при определенных условиях окружающего мира. То есть, с самого раннего детства человек должен находиться в общении с другими людьми и уметь существовать в соответствующей социальной сфере.

С возникновением и развитием общества огромную роль в судьбе человека играет уже не генетическая, а социальная информация, которая, как и общебиологические процессы, подчиняется социальным факторам.

На протяжении многих лет философы рассматривали человека как рациональное существо, которое наделено сознанием и разумом. По мнению мыслителей, именно этот факт отличает человека от животных. С

появлением психоаналитического учения привычные представления об индивиде, его разуме, сознании и рациональности были взяты под сомнение. Психоаналитическое видение человека выходит за рамки классической философии в осмыслении внутренней природы, движущих сил и жизнедеятельности человеческого существа.

Основателем психоаналитического направления в антропологии стал австрийский врач - невропатолог Зигмунд Фрейд, предложивший новый метод лечения больных неврозом. Он взял за основу своего нового метода некое бессознательное, которое наряду с сознанием составляет совокупность психики человека. В своем учении Фрейд выделил три основных составных элемента структуры внутреннего духовного мира человека:

"Я". «Я» есть сознание, которое подчиняется принципу реальности и помогает нам контактировать с внешним миром и регулировать наши действия. «Я» выступает посредником между «Оно» и окружающей действительностью.

"Сверх - Я" - наивысшая инстанция в структуре личности. В ней сосредоточены культурные нормы, ценности и установки общества. «Сверх -Я», по мнению Фрейда, выполняет роль совести и моральных ограничений, выступает в качестве цензора в поведении человека. Как и «Я - сознание», «Сверх - Я» также существует по принципу реальности.

"Оно" - сфера бессознательного, самая примитивная инстанция и самый глубинный слой психики, скрытый от сознания, но неизменно присутствующий как бы внутри него. «Оно» есть биологические потребности и скрытые, вытесненные желания индивида, поэтому бессознательное подчиняется принципу удовольствия.

Таким образом, Фрейд постановил, что на «Я - сознание» оказывают влияние три субстрата: окружающий мир, желания «Оно» и цензор «Сверх -Я».

З. Фрейд в ходе своего изучения подсознательного выделил в нем борьбу двух начал, одно из которых есть инстинкт жизни, оно созидательно и конструктивно. А другое - инстинкт смерти и разрушения. Противостояние этих начал определяет позицию жизни и поведения человека.

Инстинкты жизни и смерти, по мнению Фрейда, появляются в каждом человеке во время рождения и остаются с ним, сопровождая его в течение всей жизни. Они не только подчиняются закону борьбы противоположностей, но и проявляются друг через друга и взаимодополняют себя.

Учение Фрейда положило начало новому направлению в философской антропологии и вместе с тем поставило перед человечеством новые проблемы. Прежде всего оно перечеркнуло идею о безраздельном господстве разума в жизни человека и в истории. Также Фрейд опроверг идею об абсолютно благотворном влиянии культуры на личность человека и указал на ее репрессивный характер, утверждая, что культура обязана

существовать с природой человека в гармонии, а не конфликтовать с ней.

Учение и идеи З.Фрейда продолжил швейцарский психолог и культуролог Карл Густав Юнг, однако истолковав их несколько по иному. Он выделил из подсознательного его коллективную форму. По утверждениям Юнга, в процессе совершенствования психики, бессознательное человека вырабатывает устойчивые формы - архетипы. Архетип есть врожденная структура, что лежит в основе коллективного бессознательного и составляет базис коллективной психики.

Выделив из подсознательного коллективное бессознательное, Юнг ищет различия между «подлинным Я» и «неистинными ликами». Для этого он вводит понятия «Тень», «Персона», «Анима» и «Анимус», «Самость».

«Тень» - негативная сторона личности, воплощение животной стороны человеческой природы, животные инстинкты, что человек унаследовал в процессе эволюции от низших форм жизни. Этот архетип ответственен за появление в сознании и поведении личности социально - неодобряемых действий и чувств.

«Персона» или «Маска» есть личина, которую человек надевает в ответ на требование нравственных установок и традиций, принятых в конкретном обществе. Это роль, которая предписана ему окружением и которую он должен исполнить в соответствии с общественными ожиданиями. Цель «Персоны» - произвести необходимое впечатление на других, часто скрывая истинную природу человека. «Маска» - внешняя оболочка, «общественная» личность, это те стороны и качества человека, навязанные ему мнением общества и которые часто противоречат внутренней, «собственной» личности. Иными словами, «Персона» является посредником между окружающим миром и архетипом «Тень».

"Анима" и "Анимус" - архетипы женского и мужского начал, содержащиеся в образах человеческого Я.

"Самость" - это центр, вокруг него группируются остальные элементы личности. «Самость» связывает эти элементы вместе и создает единство и равновесие личности. Она также цель человеческого бытия, к которой люди отчаянно стремятся, однако не всегда достигают.

Юнг показывает сложную природу человеческой личности. Он пишет, что человек - существо многоликое, целостное, и поэтому обозначает его архетипом «Самость». "Я выбираю термин "самость" для обозначения тотальности человека, тотальной суммы сознательного и бессознательного существования". Таким образом, человек по Юнгу - это самостное существо.

Еще один последователь З.Фрейда, венский врач и психолог Альфред Адлер, подверг критике его учение, стремясь показать преимущественное значение личностных и социальных факторов. Тем самым Адлер выделил «чувство неполноценности» и механизмы его компенсации, считая их главными причинами развития и совершенствования человека. По мнению Адлера, человек от рождения существо слабое и беспомощное со всеми присущими ему физиологическими и нравственными недостатками. И

именно окружение, указывая на эти недостатки, приводит к переформированию сознания человека с последующим приобретением чувства неполноценности.

Тем не менее, благодаря наличию этого чувства, человек вырабатывает механизмы компенсации с целью приспособления к требованиям окружающей действительности. Особую роль в процессе социализации играет стремление к власти и превосходству. Адлер утверждал, что человек, находясь в развитом социальном обществе, всегда стремится к совершенству, к превосходству над себе подобными.

В отличие от З.Фрейда, Адлер видел в культуре и социальных нормах положительный фактор, который помогает человеку преодолеть свое несовершенство путем запуска механизмов компенсации.

Немецкий социолог и психолог Эрих Фромм, пересмотрев ряд основных положений в учении З.Фрейда, а именно его понимание бессознательного, положил начало новой ступени развития психоаналитической философии. Он утверждал, что специфика человеческого бытия кроется не в индивидуальном или коллективном бессознательном, а в социальном. Для Фромма социальное бессознательное есть идеи, нормы и правила поведения человека, сформированные под влиянием социальной среды. Развитие личности и нравственных человеческих качеств происходит в строгой зависимости от требований, что диктует человеку общество.

В работах Э.Фромма особое место занимает проблема противоречивости человеческого бытия.

В своей работе «Иметь или быть?» Э.Фромм говорит о «модусе обладания», как о способе жизнедеятельности людей в окружающей действительности. Иными словами, об обществе потребителей, которое, в свою очередь и формирует у индивида стремление приобретать, обладать и извлекать прибыль. Иной вариант бытия человека - саморазвитие личности и реализация ею своих умений и талантов. И это есть истинный способ существования человека в мире, по мнению Э.Фромма.

Также в учении Э.Фромма имеет место проблема свободы человека. Как и многие философы и мыслители разных столетий, он размышлял над этой проблемой и пришел к выводу, что, человек поднялся выше природы. Теперь он властитель мира. Освободившись от церковного и государственного влияния, человек обрел свободу для развития индивидуальности и духовной составляющей.

Возникнув в начале века, психоанализ, усилиями З.Фрейда и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Психоанализ - не только вид психотерапевтической и клинической практики, но и философское учение о человеке. Психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

Проблема бессознательного занимает огромное место в жизни каждого

человека. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы.

Использованные источники:

1. К. Юнг «Об архетипах коллективного бессознательного», Москва, 1991

2. Э.Фромм «Иметь или быть», изд. «АСТ», Москва, 1998

3. З. Фрейд «Я и оно» Избранное, Москва, 2000

4. А. Адлер « Практика и теория индивидуальной психологии», изд. «Академический проект», Москва, 2001

5. Э. Фромм «Бегство от свободы», изд. ИЗИДА, Москва, 2004

6. А.Н. Бойко «Проблема бессознательного в философии и конкретных науках», изд. «Высшая школа», 2008

УДК 091

Спицына Д.С. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.

Россия, г. Саратов

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопрос философского обоснования смысла жизни и точки зрения философов и мыслителей разных эпох касательно данного вопроса. Кроме того, в статье показано, в чем необходимость поиска истинного смысла существования каждого человека.

Ключевые слова: смысл жизни, человек, бытие, жизненный путь, философия.

Spitsyna D.S.

2nd year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University of Ministry of Health of

Russia Russia, Saratov Supervisor: Kuznetsova M.N. PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY: THE PROBLEM OF THE

MEANING OF LIFE. Annotation: in this article the issue of the philosophical substantiation of the meaning of life is considered, the points of view of philosophers and thinkers of different epochs are given regarding this issue. In addition, the article show the need to search for the true meaning of the existence of each person.

Key words: the meaning of life, man, being, life path, philosophy.

С незапамятных времен человек пытался понять сущность своего бытия, для чего он пришел в этот мир, для чего он живет в этом мире, каково

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.