Научная статья на тему 'Психическое здоровье выпускников школы - абитуриентов и успеваемость: предпосылки для формирования дисфункциональных расстройств нервной системы'

Психическое здоровье выпускников школы - абитуриентов и успеваемость: предпосылки для формирования дисфункциональных расстройств нервной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
493
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS-RESISTANCE / УСПЕХИ В ОБУЧЕНИИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / РАССТРОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / NERVOUS SYSTEM DISORDERS / SUCCESS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беседина О. А., Липатова Е. Е., Ахмадеева Л. Р.

Психическое здоровье учащихся является важным компонентом, создающим предпосылки как для физического здоровья, так и для успешности в обучении. Особенно уязвимы вследствие постоянного психоэмоционального напряжения и ответственности, неопределенности в плане дальнейшего профессионального обучения и выбора профессии школьники выпускных классов, готовящиеся к поступлению в вузы и колледжи. Для них важна стрессоустойчивость и способность сконцентрироваться, в том числе для финальных экзаменов, а также сохранить мотивацию к дальнейшему обучению, физическую и психологическую готовность к нему. В настоящей работе мы анализируем психическое здоровье школьников 16-17 лет, готовящихся к дальнейшему обучению с использованием методики диагностики учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой, «Шкалы безнадежности», «тест самооценки психических состояний» Г. Айзенка и «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева. Полученные данные сопоставлены с показателями успешности обучения респондентов в школе. Делается вывод о наибольшей склонности к проявлению дисфункциональных расстройств нервной системы у отличников и учеников с низкой успеваемостью и необходимости индивидуальной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и здоровья. Более устойчивымии менее склонными к внутренним конфликтам оказались ученики с промежуточными показателями успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беседина О. А., Липатова Е. Е., Ахмадеева Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL HEALTH OF THE GRADUATES ENTRANTS: PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF DYSFUNCTIONAL DISORDERS OF THE NERVOUS SYSTEM

Psychological health of students is an important component that is prerequisite for physical health and for successful education. The most vulnerable student at schools are those who are close to graduation because they feel psychological and emotional tension more often and because they are not certain about their future professional education and profession during their phase of preparation for graduation and admission to universities and colleges. It is important for them to stay stress-resistant and to be able to concentrate for final exams, as well as to preserve motivation for future education, physical and psychological readiness to study further. In this paper we analyze psychological health of 16-17 years old schoolchildren who plan to study further. We used the tests for assessment of study motivation in schoolchildren by N.C. Badmaeva, «Hopelessness scale», «Testfor selfassessment of psychological conditions ” by H. Eysenk and «Differential questionnaire for loneliness» by E.N. Osina and D.A. Leontiev. The data obtained are analyzed together with the results of success in school education of respondents. We conclude that more dysfunctional manifestations are predicted in those who have just excellent marks and in those who study poorly. That’s why it is important to work individually with every student having in mind their talents and health. Less internal conflicts and more steadinesses are diagnosed in those who have intermediate results in terms of marks at school.

Текст научной работы на тему «Психическое здоровье выпускников школы - абитуриентов и успеваемость: предпосылки для формирования дисфункциональных расстройств нервной системы»

2018, том 20 [7]

УДК 377.131.11

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-48-52

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ -АБИТУРИЕНТОВ И УСПЕВАЕМОСТЬ: ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Беседина О.А., Липатова Е.Е., Ахмадеева Л.Р.

Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация. Психическое здоровье учащихся является важным компонентом, создающим предпосылки как для физического здоровья, так и для успешности в обучении. Особенно уязвимы вследствие постоянного психоэмоционального напряжения и ответственности, неопределенности в плане дальнейшего профессионального обучения и выбора профессии школьники выпускных классов, готовящиеся к поступлению в вузы и колледжи. Для них важна стрессоустойчивость и способность сконцентрироваться, в том числе для финальных экзаменов, а также сохранить мотивацию к дальнейшему обучению, физическую и психологическую готовность к нему. В настоящей работе мы анализируем психическое здоровье школьников 16-17 лет, готовящихся к дальнейшему обучению с использованием методики диагностики учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой, «Шкалы безнадежности», «тест самооценки психических состояний» Г. Айзенка и «Дифференциальный опросник переживания

MENTAL HEALTH OF THE GRADUATES ENTRANTS: PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF DYSFUNCTIONAL DISORDERS OF THE NERVOUS SYSTEM

Besedina O.A., Lipatova E.E., Akhmadeeva L.R.

Bashkir state medical university, Ufa, Russian Federation

Annotation. Psychological health of students is an important component that is prerequisite for physical health and for successful education. The most vulnerable student at schools are those who are close to graduation because they feel psychological and emotional tension more often and because they are not certain about their future professional education and profession during their phase of preparation for graduation and admission to universities and colleges. It is important for them to stay stress-resistant and to be able to concentrate for final exams, as well as to preserve motivation for future education, physical and psychological readiness to study further. In this paper we analyze psychological health of 16-17 years old schoolchildren who plan to study further. We used the tests for assessment of study motivation in schoolchildren by N.C. Badmaeva, «Hopelessness scale», «Testfor self- assessment of psychological conditions " by H. Eysenk and «Differential questionnaire for loneliness» by E.N. Osina and D.A. Leontiev. The data obtained are analyzed together with the results of success in school education of respondents. We conclude that more

—--—

~ 48 ~

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

—--

одиночества» Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева. Полученные данные сопоставлены с показателями успешности обучения респондентов в школе. Делается вывод о наибольшей склонности к проявлению дисфункциональных расстройств нервной системы у отличников и учеников с низкой успеваемостью и необходимости индивидуальной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и здоровья. Более устойчивымии менее склонными к внутренним конфликтам оказались ученики с промежуточными показателями успеваемости.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, успехи в обучении, психическое здоровье, расстройства нервной системы.

Key words: stress-resistance, success in education, psychological health, nervous system disorders.

dysfunctional manifestations are predicted in those who have just excellent marks and in those who study poorly. That's why it is important to work individually with every student having in mind their talents and health. Less internal conflicts and more steadinesses are diagnosed in those who have intermediate results in terms of marks at school.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Сфера. - 2010. - 360 с.

[2] Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Речь. - 2012. - 256 с

[3] Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса. - 2000. - 231 с.

[4] Ахмадеева Л.Р., Липатова Е.Е., Закирова Э.Н., Ганиева Л.Ф., Мухаметдинова Л.Ф., Мухутдинова А.Ф., Терегулова Д.Р. Головные боли и тревога у учащейся молодежи и пациентов, обращающихся к неврологам // Российский журнал боли. -2011 - №2(31). С. 27.

[5] Валеева Д.С., Ахмадеева Э.Н., Ахмадеева Л.Р. Влияние факторов образа жизни на частоту головных болей у детей // Российский журнал боли. - 2014. - №1(42). - С.89.

[6] Ахмадеева Л.Р., Валеева Д.С., Вейцман Б.А., Ахмадеева Э.Н. Головная боль в практике педиатра: многофакторный анализ клинико-социальных предикторов // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2015. - Т.11. - №4. - С. 548-551.

REFERENCES

[1] Dubrovina I.V. Prakticheskaya psychologia obrazovaniya. - М.: Sfera. - 2010. - 360 p.

[2] Nikiforov G.S. Psychologia zdorovja. - SPb.: Rech. - 2012. - 256 p.

[3] Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychologia razvitija cheloveka. - М.: Shkolnaya pressa. - 2000. - 231 p.

[4] Akhmadeeva L.R., Lipatova E.E., Zakirova E.N., Ganieva L.F., Mukhametdinova L.F., Mukhutdinova A.F., Teregulova D.R. Golovnye boli i trevoga u uchashejsja molodezhi i patientov, obrashyushihsja k nevrologam // Rossijskij zhurnal boli. -2011 -№2(31). p. 27.

[5] Valeeva D.S., Akhmadeeva E.N., Akhmadeeva L.R. Vliyanie faktorov obraza zhizni na chastotu golovnyh bolej u detej // Rossijskij zhurnal boli. -2014. - №1(42). - p.89.

[6] Akhmadeeva L.R., Valeeva D.S., Veytsman B.A., Akhmadeeva E.N. Golovnaya bol' v praktike pediatra: mnogofaktornyj analiz kliniko-socialnyh prediktorov // Saratovskij nauchno-meditsinskij zhurnal. - 2015. - Т.11. - №4. - p. 548-551.

Введение. Проблемы школьной успешности и психического благополучия в критический период подросткового возраста чрезвычайно актуальны, однако комплексных исследований подобного рода в условиях современной России крайне мало.

Успешность в деятельности и психическое здоровье личности определяется индивидуально-психологическими особенностями и

социальными факторами.

При неблагоприятном сочетании социальных условий и психологических особенностей могут

~ 49 ~

—--

возникать отклонения в развитии, которые лежат в основе проблем с успеваемостью.

В связи с этим представляется значимым комплексное исследование школьной успешности и психического здоровья с применением количественных обоснованных и надежных методов, которое позволит выявить ранее не изученные закономерные взаимосвязи и определить значение индивидуально-психологических особенностей.

Как отмечала И.В. Дубровина, «термин «психическое здоровье личности» имеет отношение не к отдельным психическим процессам и механизмам, но относится к личности в целом» [1].

Говоря о здоровье и расстройствах нервной системы нельзя не учитывать и то, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

сформулировала критерии психического здоровья: У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам. Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами. Способность планировать и реализовывать собственную жизнь. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно. С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность,

вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь [2].

Гарбузов выделил также «психосоматический профиль», т.е. те личностные характеристики, которые присущи людям, идущим по пути психосоматической патологии. Это:

ущемленность чувства собственного

достоинства, эгоцентричность (эгоизм), сужение

интересов

переживаний),

чрезмерная

несоответствие

агрессивность,

устремлений, фанатизму, притязаний, возможностям, демонстрация «суперменства»,

(однобокость тенденция напряженность притязаний постоянная сверхмужественности, особенно, если в действительности человек данными качествами не обладает, истероидность, когда все на надрыве, все с перехлестом и ожесточением [3].

Как мы видим, психическое здоровье складывается из множества факторов и потому является сложным междисциплинарным объектом исследования.

Целью данной работы было проследить взаимосвязь между успеваемостью школьников и психологическими факторами возникновения дисфункций нервной системы, как одного из проявлений психического неблагополучия.

Методы и материалы. В эмпирическом исследовании участвовали 85 испытуемых в возрасте от 16 до 17 лет. Среди них учащиеся 10 и 11 классов одной из гимназий города Уфы. Были использованы следующие методики: для диагностики мотивации к обучению была использована методика диагностики учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой. Для диагностики уровня безнадежности

использовалась методика «Шкала

безнадежности». Для диагностики уровня проявленности отдельных компонентов одиночества был использован

«Дифференциальный опросник переживания одиночества», созданный и валидизированный в 2013 году под руководством Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева. Для выявления уровней таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность была использована методика «Тест самооценки психических состояний» Г. Айзенка.

Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики. Обработка данных осуществлялась с

~ 50 ~

—--

использованием программы Statistica 10.0 для Windows.

Результаты. Большинство испытуемых (53%) имеют средний уровень тревожности. Данный показатель является нормативным, вполне допустимым. Повышение тревоги возможно в ситуации сильного стресса. Треть (37%) испытуемых имеют низкий уровень.

По показателю «Фрустрация» 45% испытуемых имеют низкий уровень, реализующийся в высокой самооценке, устойчивости к неудачам, отсутствии страха перед трудностями. Треть (36%) испытуемых имеют средний уровень. Частичная фрустрация имеет место быть, какие-то потребности остаются неудовлетворенными, что влияет на самоотношение. Каждый пятый (19%) испытуемый имеет высокий уровень, проявляющийся в низкой самооценке, избегании трудностей, страхе перед неудачами, тотальной фрустрированностью.

По показателю «Агрессивность» 51% испытуемых имеют средний уровень. Это также допустимый уровень агрессии для самозащиты. Треть (32%) испытуемых имеют низкий уровень, а 17% испытуемых имеют высокий уровень.

Отличники с высоким уровнем тревоги и ответственности компенсируют его посредством достижения успешности в обучении и отработки навыка решения сложных задач, что позволяет им более стабильно и позитивно воспринимать свое будущее и собственные способности к решению проблемных ситуаций. Отличники, имеющие низкую самооценку и общую

неудовлетворенность, ощущающие себя одинокими, успешности в обучении достигают за счет избегания конфликтных ситуаций и порицания со стороны окружающих. Они учатся на отлично, и это дает им иллюзию благополучия, повышает самооценку.

Хорошисты с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой склонны к прикладыванию больших усилий за счет ощущения чувства долга и ответственности за учебу. Однако при отсутствии достаточной внутренней мотивации и стремления к самоопределению они не могут

достичь более высоких результатов. При этом низкая самооценка и состояние неудовлетворенности препятствует налаживанию продуктивного общения и способствует формированию чувства одиночества и восприятия будущего как недостаточно позитивного. В свою очередь хорошисты с низким уровнем тревожности и адекватной самооценкой склонны получать знания и отрабатывать навыки и умения, исходя из внутренней мотивации. Они не стремятся к получению высоких оценок, а скорее ориентированы на личностное развитие. Хорошисты, стремящиеся к реализации своего творческого потенциала, овладению новыми способами решения проблемных ситуаций, обладают достаточной психологической гибкостью, легко адаптируются, способны к продуктивному использованию уединения, не зависят от общения и не испытывают большую потребность в том, чтобы нравится окружающим.

Двоечники и троечники при высокой тревожности и низкой самооценке, склонные к агрессии, скорей всего склонны к восприятию процесса обучения исключительно с позиции социального престижа. Для них важнее не получение знаний или хороших оценок, а скорее налаживание контактов и общение. Имея большой круг знакомств, это дает им иллюзию компенсации внутренней неуверенности. Общение снижает их тревогу и избавляет от чувства одиночества. Их мотивация носит более поверхностных, аффективный характер. Отсутствие гибкости и адаптивности поведения двоечников и троечников в купе с агрессивными тенденциями скорей всего формирует у них протестную реакцию против самого процесса обучения и блокирует творческую самореализацию, т.к. внутренняя энергия тратится на борьбу и разрушение, а не на созидание.

Результаты анализа уровней проявления показателей компонентов учебной успешности указывают, что уровень проявления когнитивного компонента учебной успешности проявляется через низкий уровень чувства новизны и

~ 51 ~

—--

познавательной потребности; эмоционально-оценочный компонент проявляется через средне-низкие показатели самооценки и критичности; регулятивный компонент проявляется через показатели среднего уровня умение преобразовывать структуру объекта поиска. Обозначенные нами уровни и критерии учебной успешности позволяют усматривать

определенный уровень проявления учебных качеств учащихся школы.

Экспериментальное исследование

психических факторов учебной успешности подростков выявило модель и ее особенности. Доказано, что основными критериями учебной успешности учащихся школы является познавательная потребность и чувство новизны, что является показателями когнитивного компонента структуры учебной успешности подростков, как основы психического здоровья. Как следует из проведенного исследования, основным психофизиологическими факторами учебной успешности учащихся школы, как основы психического здоровья является рефлексия, рефлективность и личностный потенциал.

Дисфункциональные расстройства нервной системы, в том числе в виде головных болей, часто обусловлены тревогой, особенно у учащейся молодежи [4]. Образ жизни, мышления,

подходы к обучению, поведенческие особенности, моральные принципы и многое другое является важными составляющими в развитии головных болей у детей, что было показано в наших предыдущих работах [5].

Школьный возраст относится к детскому, для которого нами ранее была составлена модель для прогнозирования числа дней с головной болью и высчитаны линейные коэффициенты [6]. Модель хорошо работает - ее чувствительность для предсказания хронического варианта головной боли напряжения оказалась 63%, а специфичность — 81%. Значимыми факторами в ней оказались помимо успеваемости, еще и длительность ночного сна, и количество времени, проведенное на свежем воздухе.

Заключение. Из полученных результатов исследования можно сделать выводы что наиболее склонными к проявлению психосоматических и нервных заболеваний являются отличники, и ученики с низкой успеваемостью. Испытуемые этих групп более подвержены влиянию внешней оценки на свое психологическое самочувствие и поведение. Хорошисты же, занимая промежуточное положение, имеют более устойчивую и гармоничную структуру личности и менее склонны к внутренним конфликтам, которые являются основой дисфункции нервной системы.

~ 52 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.