Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ'

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL LITERACY / MENTAL HEALTH / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баринова О.Г.

Отсутствие психологической грамотности родителей является одной из главных причин возникновения проблем подрастающего поколения. Психологические умения и знания являются структурными компонентами грамотности и позволяют родителям адекватно реагировать на различные ситуации семейной жизни, связанные с воспитанием детей.The lack of psychological literacy of parents is one of the main causes of problems of the younger generation. Psychological skills and knowledge are structural components of literacy and enable parents to adequately respond to the various situations of family life related to the upbringing of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ»

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Баринова О.Г.

Отсутствие психологической грамотности родителей является одной из главных причин возникновения проблем подрастающего поколения. Психологические умения и знания являются структурными компонентами грамотности и позволяют родителям адекватно реагировать на различные ситуации семейной жизни, связанные с воспитанием детей.

Ключевые слова: психологическая грамотность, психическое здоровье, детско-родительские отношения.

The lack of psychological literacy of parents is one of the main causes of problems of the younger generation. Psychological skills and knowledge are structural components of literacy and enable parents to adequately respond to the various situations of family life related to the upbringing of children. Key words: psychological literacy, mental health, parent-child relationships.

Современное состояние института семьи актуализирует необходимость укрепления и сохранения психического здоровья подрастающего поколения в России. К сожалению, забота о психике детей находится в конце списка приоритетов их родителей.

Как отмечает А.Е. Лада, родители сегодня озабочены проблемой выживания, и им часто не хватает ни сил, ни времени, ни знаний поинтересоваться, чем живет их подросток и что его беспокоит. Школа перекладывает ответственность за воспитание на родителей, родители - на школу, в результате ребенок оказывается предоставленным самому себе [1-4, 6, 7] и при этом не имеющим представлений о самом же себе.

На наш взгляд, основной причиной сложившейся ситуации в обществе является отсутствие психологической грамотности роди-телей.Психологическую грамотность родителей мы рассматриваем как на уровне житейских представлений о психологии ребенка, закономерностях его развития, так и на уровне научных понятий, усвоения их значения и реализации в практике взаимодействия с детьми.

Психологические знания и умения как структурные компоненты грамотности - это своего рода know-how, позволяющие родителям адекватно вести себя в различных ситуациях семейной жизни [5].

К необходимому минимуму знаний отнесем:

1. Сведения по возрастной психологии. Именно возрастная психология знакомит с психологическими особенностями каждого периода, с понятиями возрастных кризисов и новообразований, стадиями развития интеллекта ребенка и еще очень многими важными для воспитания знаниями.

2. Знания семейной психологии. Согласно семейной психологии, на каждом из жизненных циклов семьи решаются свои задачи. При этом на жизнь семьи влияет множество характеристик: структура семьи, кто, как и какую роль выполняет, особенности эмоциональных связей и межличностных отношений.

3. Знания семейной педагогики. Социальная роль родителя априори несет в себе педагогическую составляющую. Важно знать грамотный педагогический подход в воспитании детей.

Вся эта совокупная родительская способность и есть не что иное, как «психологическая грамотность».

Можно констатировать, что время всеобщей психологической грамотности настало. Об этом должен знать каждый нынешний или будущий родитель. В связи с этим, стремление овладеть психологической грамотностью должно превратиться в мощнейший общественный стереотип.

Список литературы:

1. Ведяшкин В.Н., Владыкина Л.Н., Шереметьева И.И. Суицидальное поведение у несо-

вершеннолетних Алтайского края. Актуальные вопросы детской и подростковой психиатрии: Межрегиональная научно-практическая конференция. Барнаул, 2012: 16-20.

2. Ведяшкин В.Н., Шереметьева И.И. Организация профилактики и анализа суицидального поведения у детей и подростков Алтайского края. Детская психиатрия: современные вопросы диагностики, терапии, профилактики и реабилитации. СПб.; 2014: 23-24.

3. Ведяшкин В.Н., Шереметьева И.И. Особенности патоморфоза аддикций у подростков. Уральский медицинский журнал. 2014;1 (115):122-126.

4. Лада А.Е. Проблемы подростков современной России. Молодой ученый. 2019; 20: 443446. URL https://moluch.ru/archive/258/59066/ (дата обращения: 21.01.2020).

5. Хмелева О.Г. Психологическая грамотность родителей как одно из условий психологического здоровья семьи. Социально-психологи-

ческие и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. Москва: Институт психологии РАН; 2013: 956.

6. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Бродяжничество у подростков, осложненное делинквентным поведением. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22(3): 89-92.

7. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Патоморфоз суицидального поведения у подростков. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015;11(3): 61-68.

Информация об авторах

Баринова Оксана Геннадьевна, к.п.н., доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета, г. Барнаул. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 40. Тел.: (3852) 566922. E-mail: barinov_77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.