Научная статья на тему 'Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте'

Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2285
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SCHOOL UNEASINESS / MENTAL CONDITIONS / SOCIALIZATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полунина Лада Викторовна

В статье приведены некоторые трактовки понятия «психическое состояние школьной тревожности», особое внимание уделено воззрениям советского психолога Н.Д. Левитова. Состояние школьной тревожности анализируется как феномен, неизбежно сопутствующий процессам социализации и личностного становления индивида в условиях учреждения школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mental state of school anxiety in the light of the concept of Nikolay Levitov on temporary mental states

Mental condition of school uneasiness in the light of Nikolay Levitov's concept about temporary mental conditions analytical comparative digression is given in the article in the context of consideration of development of theoretical-methodological judgment of the phenomenon of the mental condition of school uneasiness. Some treatments of this concept are given, the special attention is paid to views of Nikolay Dmitriyevich Levitov, the Soviet psychologist, the expert in the field of pedagogic and age psychology, psychology of work's differential psychology. Moreover, the condition of school uneasiness is analyzed as a phenomenon which is inevitably accompanying processes of socialization and personal formation of the individual in the conditions of establishment of school.

Текст научной работы на тему «Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте»

средств оказания воздействия и может способствовать созданию их типологии.

Библиографический список

1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. - М.: Флинта; Наука, 2007. - 592 с.

2. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 88-125.

3. Дейк Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. - М.: Либ-роком, 2013. - 344 с.

4. Зачесова И.А., Гребенщикова Т.А. Взаимоотношения собеседников в диалоге // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 162-185.

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. -288 с.

6. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / под ред. А.С. Маркосян, Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. - М.: Смысл, 2008. - 271 с.

7. Павлова Н.Д. и др. Дискурс в современном мире // Психологические исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 368 с.

8. Павлова Н.Д., Григорьева А.А., Пескова Е.А. Психолингвистика общения: интенциональное пространство предвыборного политического дискурса // Общение и познание / под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 353-373.

9. Поттер Дж. Дискурс-анализ как метод исследования естественно протекающей речи // Иностранная психология. - 1998. - № 10. - С. 36-46.

10. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. - М.: Наука, 2006. - 136 с.

11. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М.: Гнозис, 2004. - 326 с.

УДК 159.922.7

Полунина Лада Викторовна

Школа здоровья № 628, г. Москва [email protected]

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В статье приведены некоторые трактовки понятия «психическое состояние школьной тревожности», особое внимание уделено воззрениям советского психолога Н.Д. Левитова. Состояние школьной тревожности анализируется как феномен, неизбежно сопутствующий процессам социализации и личностного становления индивида в условиях учреждения школы.

Ключевые слова: школьная тревожность, психические состояния, процессы социализации.

Психическое состояние школьной тревожности - феномен, который детермини-. рован комплексом глубинных внутренних факторов: подростковый возраст является периодом, когда личностное стремление к самореализации, к самоутверждению выступает как доминанта всего многообразия психолого-социальных явлений изменений личности.

Феномен школьной тревожности определяется, прежде всего, особенностями процесса социализации в рамках школьного обучения. Подросток, будучи в исключительно подвижной коммуникативной среде, вынужден постоянно актуализировать различные проявления эмоциональноличностных переживаний, положительных или отрицательных.

Именно этот, «психологический», компонент определяет необходимость «адаптации» подростка в школьной среде, что и приводит к возникновению феномена школьной тревожности, которую мы определяем как временное психическое состояние, выражающиеся в эмоциональном переживании, в волнении, повышенном беспокойстве в классе,

в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Н.Д. Левитов, один из наиболее видных специалистов в области исследования психических состояний, разделяет состояние тревоги (временное и ситуативное психическое состояние) и тревожности (более или менее устойчивое для подростка психическое состояние). По его мнению, тревога -это личностно ощущаемое переживание, инспирированное в результате угрозы (объективной или субъективно трактуемой) индивиду как социальному субъекту, когда сомнению, «оценочной ревизии» со стороны окружающих подвергаются его ценности, представления о себе, положение в школьном коллективе, понимание собственного «я» в разрезе значимой социальной группы.

В отличие от состояния тревоги, психическое состояние школьной тревожности всегда есть состояние внутреннего дискомфорта и дисбаланса, это состояние различной интенсивности и более или менее длительного во времени ощущения внутреннего напряжения, когда подросток порой не осознанно вовлечен в коммуникативный фон «повышенно-

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Полунина Л.В., 2013

го напряжения»; при этом на физиологическом уровне отмечается активация вегетативной нервной системы, когда человек воспринимает и трактует объективную ситуацию как ситуацию неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

Феномен школьной тревожности - явление в школе достаточно распространенное: процессы социализации в школьном коллективе являются процессами становления личности. Исходя из концепции Н.Д. Левитова, временные психические состояния способны закрепиться в системе поведения при неоднократном переживании и в этом случае можно говорить о школьной тревожности, как о личностном качестве человека [2, с. 295]. Левитов пишет, что «задача учителя заключается в том, чтобы закрепить то психическое состояние ученика, которое связано с новым. Это закрепление может быть осуществлено разными путями: знаками одобрения нового и порицанием старого, упражнением ученика в новом при разных ситуациях, созданием таких условий, при которых старое не “соблазняло” бы ученика, и т.п.».

Школьная тревожность в некотором «глубинном разрезе» обусловлена тремя равновеликими компонентами, тремя равнозначными составляющими:

- интеллектуальной состоятельностью, когда школьнику необходимо ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (рефлексивность);

- коммуникативной состоятельностью, ядро которой заключается в том, что школьник непременно ориентирован на «выстраивание» и поддержание приемлемых отношений с учителями и одноклассниками;

- состоятельностью в деятельностном аспекте, когда подросток ориентирован на исполнение посильной ему «роли» в жизни отдельного класса или школы.

По нашим наблюдениям, большинство подростков ориентированы на максимализацию всех трех названных факторов коммуникативно-психологической вовлеченности. В случае, если некоторые цели и достижения подростком не реализованы, актуализируется состояние школьной тревожности.

Психическое состояние школьной тревожности в педагогической психологии включает в себя разнообразные аспекты более или менее устойчивого школьного эмоционального неблагополучия, факторы личностной самореализации и самоактуализации учащегося в школе [6, с. 34].

По Левитову, психическое состояние тревожности есть своеобразное протекание всех психических процессов на фоне какой-либо доминантной эмоции или чувства, это состояние может быть более или менее длительным. По мысли другого отечественного психолога В.Н. Мясищева, психические состояния выражаются также в отношениях человека к определенного рода событиям и явлениям, объективно имеющим место.

Психические состояния, по мнению Н.Д. Левитова, представляют целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за некоторый обособленный определенный период времени, показывающую все своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности.

Н.Д. Левитов, отказавшись от возможности создать некую интегральную универсальную классификацию психических состояний, в качестве основной классификации дифференцировал их по аналогии с классификацией психических процессов на состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям и воле. Вместе с тем, согласно Левитову, не всегда имеет место однозначное совпадение между классификацией психических процессов и классификацией психических состояний: многие психические состояния имеют аналогию скорее с характером (к примеру, состояние решительности - нерешительности, трудового подъема -лени, тревожности - спокойствия и внутреннего равновесия).

Левитов группирует состояния в зависимости от той деятельности, которую они сопровождают; соответственно имеют место психические состояния в игровой, трудовой, спортивной и учебной деятельности [2, с. 24]. К числу наиболее актуальных психических состояний справедливо причислить утомление, монотонию, и, безусловно, психическую напряженность [1, с. 131]. Именно эти состояния неизбежны в жизни каждого подростка.

Мы пытались в аналитическом разрезе рассмотреть определение школьной тревожности, отметив тот факт, что единого и общепринятого определения пока не существует. Однако мы придерживаемся определения школьной тревожности, которая, по мнению Н. Д. Левитова, является более или менее устойчивым временным психическим состоянием, характерным для подросткового возраста, выражающимся в эмоциональном переживании, в волнении, повышенном беспокойстве в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, возникающих в учебных ситуациях и др.

Психологи, оперирующие термином «школьная тревожность», определяют её по-разному, например, А.В. Микляева и П.В. Румянцева под школьной тревожностью понимают «специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии» [4, с. 26-27].

По наблюдениям современных педагогов и психологов, «возрастные пики тревожности» преобладают именно в подростковом возрасте [5, с. 147]. Что можно назвать в числе основных причин возникновения тревожности подростков?

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

63

Основными причинами возникновения школьной тревожности, по нашим представлениям, являются, во-первых, многообразные внутри личностные конфликты, связанные, прежде всего, с оценкой собственной успешности в учебе (интеллекта); во-вторых, школьная тревожность может стать итогом постоянного нарушения коммуникации внутри классного коллектива; в-третьих, обособленное положение подростка в классе в силу различных соматических нарушений; на наш взгляд, причиной возникновения школьной тревожности может быть неадекватная оценка личности подростка некоторыми учителями, причинами развития школьной тревожности может являться нонконформное поведение в классе, ведущее к изоляции подростка среди сверстников, например, в силу религиозных представлений. Н.Д. Левитов в книге «Детская и педагогическая психология» указывает, что причиной тревожности учащихся может быть негативное психическое состояние учителя, которое в силу повышенной внушаемости младших подростков и их склонности к подражанию как бы передается учащимся. Особенно, если учитель при этом противоречив в своих требованиях и поведении [3, с. 232]. Частой причиной школьной тревожности может быть нарушение внутрисемейного взаимодействия, противоречивые требования родителей, дефицит эмоционального тепла в семье и др.

Исходя из онтогенетических закономерностей психического развития, причины тревожности дифференцируются, и на каждом возрастном этапе может доминировать та или другая причина, например, у младших школьников причиной тревожности чаще всего выступает фрустрация потребности в надежности, защищенности со стороны учителя и классного коллектива.

В подростковом возрасте, психическое состояние школьной тревожности в основе своей обнаруживает механизм социально-психологической социализации, как особого процесса «вхождения» подростка в общество, социализации его личности, активного усвоения многообразия социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, кото-

рые являются необходимыми факторами успешной жизнедеятельности в данном обществе, максимально возможной степени личностной самореализации.

Вместе с тем, психическое состояние школьной тревожности есть состояние, с нашей точки зрения неизбежное и необходимое: данные процессы в «психологическом» разрезе происходят, главным образом, посредством накопления и реализации собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где ребенок испытывает влияние микросреды, а через неё и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей, характеризующих данное общество.

Таким образом, можно согласиться с некоторыми психологами в том, что временные психические состояния, их переживания и актуализация -это полезный опыт, обеспечивающий благополучную социализацию личности подростка во взрослой жизни. Эта мысль встречается и у Н.Д. Левитова, и у А.М. Прихожан [6, с. 5, 11]. Эту же мысль в свое время высказывал английский психолог Г анс Селье, разрабатывая теорию о стрессовых состояниях человека.

Библиографический список

1. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969. -№ 1. - С. 131-137.

2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 342 с.

3. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964. - 477 с.

4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004. - 248 с.

5. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / под ред. В.М. Астапова. - СПб., 2001. - С. 143-156.

6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.