Научная статья на тему 'Психические расстройства у несовершеннолетних участников тоталитарно-деструктивной секты'

Психические расстройства у несовершеннолетних участников тоталитарно-деструктивной секты Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
577
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПОТЕРПЕВШИЕ / VICTIMS / КУЛЬТОВАЯ ТРАВМА / CULT-INDUCED TRAUMA / ДИСМОРФОФОБИЯ / СОЗАВИСИМОСТЬ / CODEPENDENCY / ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PSYCHOSEXUAL DEVELOPMENT / ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ / PRECOCIOUS SEXUAL DEVELOPMENT / ИСКАЖЕНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / GENDER IDENTITY DISTORTION / DYSMORPHOPHOBIA

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Бадмаева Валентина Дорджиевна, Каменсков Максим Юрьевич, Дозорцева Елена Георгиевна

В статье изложены результаты комплексного психолого-сексолого-психиатрического исследования 14 малолетних и несовершеннолетних участников тоталитарно-деструктивной секты «Общественный благотворительный фонд самосовершенствования» («Школа самосовершенствования»). Описаны последствия культовой травмы в виде отдельных форм психических расстройств, специфических нарушений психологического и психосексуального развития у потерпевших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Бадмаева Валентина Дорджиевна, Каменсков Максим Юрьевич, Дозорцева Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental disorders in minors-members of destructive totalitarian sect

The paper highlights the results of a comprehensive psychological-sexologic and psychiatric examination of 14 minors and young persons members of the destructive cult “The public voluntary fund of self-improvement” (“School of self-enhancement”). Described are the sequelae of cult-induced trauma which may take the form of separate mental disorders, specific disturbances of psychological and psychosexual development in cult victims.

Текст научной работы на тему «Психические расстройства у несовершеннолетних участников тоталитарно-деструктивной секты»

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

© Коллектив авторов,2014 УДК 616.89-008.445-053.71

Для корреспонденции

Бадмаева Валентина Дорджиевна - кандидат медицинских наук, руководитель Отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России

Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-53-98 E-mail: vdbadmaeva@gmail.com

В.Д. Бадмаева, М.Ю. Каменсков, Е.Г. Дозорцева

Психические расстройства у несовершеннолетних участников тоталитарно-деструктивной секты

Mental disorders in minors-members of destructive totalitarian sect

V.D. Badmaeva, M.Yu. Kamenskov, E.G. Dozortseva

The paper highlights the results of a comprehensive psychological-sexologic and psychiatric examination of 14 minors and young persons - members of the destructive cult "The public voluntary fund of self-improvement" ("School of self-enhancement"). Described are the sequelae of cult-induced trauma which may take the form of separate mental disorders, specific disturbances of psychological and psychosexual development in cult victims.

Key words: children, adolescents, victims, cult-induced trauma, dysmorphophobia, codependency, psychosexual development, precocious sexual development, gender identity distortion

ФГБУ «Государственный научный центр судебной и социальной

психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва

The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow

В статье изложены результаты комплексного психолого-сексолого-психиатрического исследования 14 малолетних и несовершеннолетних участников тоталитарно-деструктивной секты «Общественный благотворительный фонд самосовершенствования» («Школа самосовершенствования»). Описаны последствия культовой травмы в виде отдельных форм психических расстройств, специфических нарушений психологического и психосексуального развития у потерпевших. Ключевые слова: дети, подростки, потерпевшие, культовая травма, дисморфофобия, созависимость, психосексуальное развитие, преждевременное половое развитие, искажение половой идентичности

В России в 90-е годы прошлого столетия началось массовое распространение сектантских объединений, обособившихся от основных мировых религиозных конфессий. В последние годы их число продолжает увеличиваться: на территории РФ насчитывается около 80 крупных и тысячи мелких сект (не считая всякого рода «целителей», «магов», «ясновидящих оккультистов», «астрологов» и т.п.). Официально в 1995 г. было зарегистрировано более 6000 сект, например, в Москве отмечено около 80 сект только корейского происхождения [3]. По данным 1996 г., в различные культовые новообразования были вовлечены от 3 до 5 млн человек: 70% из них - лица от 18 до 27 лет, 80% адептов - с высшим и средним образованием, около 25% - студенты, причем треть из них оставили учебу [11].

Считается, что зарождение современных тоталитарных сект во многом обусловлено дроблением постпротестантских деноминаций и культов, достигшим апогея в XIX в. Постепенно в массовом сознании сначала протестантских, а затем и римско-католических стран все больше разрушалось понятие традиционности в религии и укреплялась идея приоритета личных психологических переживаний. Так, секты, возникающие на «видениях» и «откровениях» того или

60

другого человека, стали восприниматься как закономерное, а порой и положительное явление. Это привело к тому, что эклектизм (заимствование и смешение догматов различных религий и языческих культов) стал нормой в массовом сознании [2, 3].

Результатом деятельности сект, в частности тех методов манипуляций сознанием, к которым прибегают лидеры псевдорелигиозных организаций, является формирование у адептов психических расстройств и отклонений в психическом развитии: от изменений идентичности до атипичного диссоциативного расстройства [5]. Однако, несмотря на существенный социально-экономический вред от развития психической патологии, лечения жертв деструктивных сект и необходимости ресоциали-зации бывших адептов, данная проблема чрезвычайно скупо освящена в современной литературе. Существующие по этой тематике исследования носят больше публицистический характер, а научные исследования в этом направлении проводят лишь на протяжении последних нескольких лет.

Недавно впервые было предложено такое понятие, как «синдром деструктивного культа»», который включает последствия, наблюдающиеся у жертв тоталитарных культов [15]. Эти последствия, которые могут быть представлены психическими расстройствами или психологическими проблемами, в настоящее время рассматриваются как результат психологического насилия [16].

Психиатрические симптомы, наблюдаемые у бывших адептов, значительно различаются и могут быть представлены беспокойством, снижением и другими нарушениями настроения, чувством вины и нарушениями сна [13]. Наиболее частыми проявлениями сектантских воздействий у конституционально предрасположенных лиц являются психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язвенная болезнь и др.), реактивный шизо-аффективный психоз, посттравматическое стрессовое расстройство, тревога, деперсонализационно-дереализационные расстройства [7].

По мере вовлечения в культ у адепта постепенно меняется мышление, что не остается незамеченным для родных пострадавшего от культовой травмы, которые отмечают изменения в индивидуальном стиле общения, оскудение лексикона. Ранее остроумные и творческие личности становятся не способны к иронии или метафоричности, используют в своей речи клише и стереотипированные идеи. Адепты испытывают большие затруднения при необходимости абстрагирования и аргументаций, у них отмечается снижение Некоторые давно известные понятия наполняются для пациента новым смыслом и иной (порой противоположной) эмоциональной нагрузкой. Указанные нарушения схожи с теми, которые наблюдаются при нарастании негативной симптоматики при шизофрении, однако не обуслов-

лены этим эндогенным заболеванием. После проведения реабилитационного курса адепты напоминают эндогенных пациентов в стадии ремиссии. Однако по мере ресоциализации этих пациентов указанные выше психопатологические феномены исчезают [14].

В других случаях у адептов вследствие культовой травмы возможно формирование и психотических состояний, в клинической картине которых нередко наблюдаются деперсонализационные синдромы. Интересен тот факт, что эти психопатологические состояния не поддаются лечению даже самыми эффективными нейролептиками, известными в настоящее время, а редуцируются они после проведения реабилитации, включающей базовый метод «депрограммирования» [14].

На этапе реабилитации бывших адептов - жертв «духовного насилия» - психическое состояние личности весьма уязвимо и встречаются случаи возвращения в прежнюю, уже знакомую среду, развитие аддиктивных форм поведения - токсикомании и наркомании, депрессивных расстройств, сопровождающихся суицидальными намерениями и поведением. Однако депрессивные расстройства, сопровождающиеся суицидальными мыслями, и формирование вторичной алкогольной зависимости могут наблюдаться у адептов еще в период их нахождения в секте. В этом случае указанные нарушения формируются в результате той идеологии, которая пропагандируется в культовой организации, поскольку поддерживает в человеке постоянное чувства беспомощности и страха перед окружающим миром, «наполненным злом», возможностью потери связей с другими ее членами, невозможностью «спасения» вне организации. Так, например, суицидальное поведение среди членов секты «Сторожевая башня» встречается в 5 раз чаще, чем в популяции [17].

Анализ деятельности некоторых тоталитарных псевдорелигиозных сект, действующих на территории России, показал, что наиболее серьезные психические нарушения развивались у адептов таких организаций, как «Белое братство», «Богородичный Центр», «Аум Синрикё», «сознание Кришны», церковь саентологии. На основании исследований письменной продукции адептов и самих членов организаций комиссия психиатров выявила, что у пациентов наиболее часто отмечаются психотические состояния с бредом псевдорелигиозного характера, индуцированные бредовые и бредоподобные расстройства, сверхценные идеи и патологическое развитие личности, физическое и психическое истощение, создающие предпосылки для иных заболеваний и прекращения детородных функций. В указанных организациях ущерб здоровью и личности наносился в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов,

Ф

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза [11].

Факты соматических и психических нарушений, вызванных «культовой травмой», обусловили необходимость принятия приказа Минздрава России № 245 от 13.06.1996, в котором идет речь о недопущении применения в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения (колдовство, шаманство, ведовство, магия, парапсихология, астрологическая и кармическая медицина, трансцедентальная медитация). К сожалению, действие указанного приказа ограничивается только официальными медицинскими учреждениями.

В последнее время стали появляться не только секты, основная идеология которых содержит осколки догматических учений мировых конфессий, но и языческие секты с определенной «сексуальной идеологией», пропагандирующие как свободные половые отношения, так и аномальные формы эротической активности. Вместе с тем похожие секты существовали уже и после церковного раскола в России. Например, секта «хлысты»: ее учение признавало внебрачные отношения (что, по мнению членов секты, согласовывалось с «Христовой любовью»), вследствие чего среди адептов развился развратный образ сексуальной жизни. Богослужения ими совершались по ночам и состояли в чтении и аллегорическом толковании Святого Писания, пении песен, прыжках, бегании и бичевании, доводящих до экстаза и бреда [12]. В настоящее время в деятельность таких сект стало вовлекаться большее количество людей, особенно благодаря использованию новых путей распространения информации и применения медицинских и психотерапевтических методик. В результате жертвами этих организаций («Сексуальная магия древних славян»; «О-й городской общественный благотворительный фонд самосовершенствования»; Церковь «Семья») становятся дети адептов, в отношении которых применяются различные формы сексуальных притязаний.

Цель проведенного исследования состояла в выявлении психических расстройств у детей и подростков - участников деструктивной тоталитарной секты «Фонд самосовершенствования».

Характеристика секты. «Фонд самосовершенствования» практически начал действовать в 1992 г., но официально был зарегистрирован в 2001 г. как общественный благотворительный фонд («Школа самосовершенствования»). Руководитель фонда В. - лицо с высшим медицинским образованием, врач-психиатр. Деятельность фонда строго регламентировалась конвенцией, в которой отражались важные условия организации. На вершине иерархической групповой системы находился сам

руководитель В., который занимал высшее положение «мастера», принимал и исключал членов Школы. Все адепты имели вымышленные имена. Согласно конвенции (п. 18.2), членство в Школе наступало с момента ее подписания. Важнейшим условием при вступлении был принцип конфиденциальности и соблюдения тайны. При разглашении любых сведений, полученных в Школе, участник исключался из нее бессрочно (п. 4.4.1 конвенции). Руководителем В. была разработана методика уровней с 1-го по 4-й с целью постепенного вовлечения новичков в деятельность Школы. Так, на 1-м уровне к участнику проявлялось максимальное внимание для его привлечения и закрепления в Школе. 2-й уровень представлял собой наиболее жесткий период обучения (трансформация самосознания), в процессе которого у участника должно было сформироваться определенное отношение к идеологии В., принятие либо ее отрицание, влекущее за собой уход из Школы. Начиная со 2-го уровня и выше во время занятий участники, как правило, были обнажены или полуобнажены. На 3-м и 4-м уровнях допускались сексуальные отношения между участниками в процессе занятия. Перевод участников с уровня на уровень осуществлялся только по усмотрению «мастера». Критерием перевода являлась степень усвоения его учения. На 1-м уровне формировалось раскрепощение нравов, что на последующих уровнях закреплялось и позволяло доводить на высшем, 4-м уровне до полного развращения личности. В ходе ведения занятий ведущими использовались методики нейролингвистического программирования, «холотропного» дыхания, групповых занятий.

Руководителем В. были разработаны различные методы работы с адептами. Одним из «серьезных» методов являлся «круг», через который В. мог доносить свою идеологию до участника, формировать мнение путем воздействия коллективом. «Круг» проводился всегда после «холотропного дыхания» и значительных физических занятий. Также в Школе проводились летние и зимние сессии. На летней сессии осуществлялись выезды в безлюдные и отдаленные районы. В летнем лагере участники были частично или полностью обнаженными. Взрослые на летние сессии всегда брали детей, которые являлись не только свидетелями происходившего, но и сами принимали участие в занятиях, большинство детей также ходили по лагерю обнаженными.

Зимние сессии обычно проводились на «базе» (в доме «мастера»). Целью сессии являлось достижение сексуальной раскрепощенности у участников.

Важными методами воздействия на адептов являлись так называемые общешкольные мероприятия: «праздники», «литературно-художественные гостиные», «аризоны», «парные тренинги»,

62

«убежища», «сталкинги», «школьные собрания» и «бомонды». Так, на «праздниках» адепт в форме художественной самодеятельности мог выразить себя любым способом, порой до крайнего самовыражения. Суть «аризоны» заключалась в том, что участники ходили за «мастером» по горам, лесам, без каких-либо объяснений с 9 до 24 ч, либо под его руководством усиленно выполняли многочисленные физические упражнения до ночи, после чего в состоянии эйфории «мастер» вел людей купаться, как правило, обнаженными. Адепты передают свое состояние как ощущение легкости, единения с природой и людей между собой. Особенностью «убежища» являлась полная изоляция участников от внешнего мира, дезориентировка во времени («сутки до 30 ч»). Нахождение под землей, замкнутый коллектив способствовали выявлению лидера, группы оппозиции и т.д. «Сталкинг» определялся как способ поведения для достижения выбранных человеком целей, по сути -обучение человека лжи, чтобы он не рассказал окружающим в обществе о происходящем в Школе, мог объяснить свое отсутствие на работе или дома. В процессе «сталкинга» с детьми целенаправленно проводились занятия в форме ролевых игр, в которых они обучались, как отвечать на вопросы сотрудников правоохранительных органов, если их будут спрашивать о деятельности Школы, что говорить в школе учителям или одноклассникам.

«Школа самосовершенствования», созданная В., была охарактеризована специалистами как тоталитарно-деструктивная секта, созданная на основе синтеза оккультно-религиозных доктрин и различных психотехник (трансперсональной психотерапии, трансактного анализа и др.), с ярковыраженной сексуально-педофильной подоплекой. Идеология секты признана деструктивной и асоциальной, направленной на разрушение устойчивых социальных связей и институтов (семьи), на развращение детей и девальвацию в общественном сознании традиционной системы нравственных норм и категорий.

Материал и методы

Объектом исследования являлись 14 (8 девочек и 6 мальчиков) малолетних и несовершеннолетних потерпевших по ч. 1 ст. 239 «Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью», ч. 4 ст. 135 «Развратные действия» Уголовного кодекса РФ, проходивших комплексную психолого-сексолого-психиатрическую экспертизу.

Возраст потерпевших был от 5 до 17 лет, большую часть (78,5%) составляли дети младшего школьного (7-10 лет, 4 девочки и 3 мальчика, 42,8%) и подросткового (11-15 лет, 3 девочки и 2 мальчика, 35,7%) возраста.

В исследовании были использованы клинико-психопатологический, экспериментально-психологический и сексологический методы. Также были проанализированы фото- и видеоматериалы, содержавшиеся на 312 компакт-дисках; материалы из компьютера с файлами документов, видеосъемками и фотографиями на 80 DVD-дисках.

Квалификация выявляемых расстройств проводилась на основании клинико-диагностических критериев, изложенных в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

Результаты и обсуждение

Исследование показало, что у 11 (78,5%) малолетних и несовершеннолетних потерпевших при проведении комплексной экспертизы выявлялись психические расстройства. При этом лишь в 2 (14,2%) случаях выявляемые расстройства не имели причинно-следственной связи с совершенными в отношении потерпевших правонарушениями. У преимущественного числа потерпевших (57,1%) были квалифицированы специфические нарушения со стороны сексуальной сферы в форме преждевременного психосексуального развития (по МКБ-10: F66.88 «Расстройства психосексуального развития»). Возраст потерпевших этой категории составил от 8 до 15 лет, при этом 6 (42,8%) детей были в возрасте 10-11 лет. В 1 случае у мальчика 9 лет была диагностирована «Дисморфофобия» (по МКБ-10: F45.2). Более подробно на клинической картине расстройства остановимся позже.

У одной потерпевшей 15 лет отмечалась «созави-симость» от деятельности секты, квалифицированная нами в рамках МКБ-10 в рубрике «Другие расстройства привычек и влечений» ^63.8). Согласно анализу дневниковых записей потерпевшей, ее состояние характеризовалось стереотипным выполнением предлагаемых в рамках Школы тренингов, несмотря на появление эмоциональных нарушений в ходе их исполнения; достижением измененных состояний сознания после выполнения тренингов наряду с прибеганием к ним в качестве способа эмоциональной саморегуляции; формированием эмоциональной зависимости от микросоциального окружения представителей Школы, сопряженной с переживанием «катастрофы» в случае разрыва отношений с данным микросоциумом и нивелированием прежних социальных контактов; появлением эмоциональных расстройств при отсутствии возможности поддержания контактов с участниками Школы вплоть до появления апатических состояний и суицидальных мыслей. Указанное расстройство постепенно нивелировалось в результате прекращения потерпевшей посещений Школы. Указанное психическое расстройство имело прямую причинно-следственную связь с совершенными в отношении потерпевшей противоправными действиями.

Ф

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

Поскольку у исследованных потерпевших отмечалась высокая частота нарушений психосексуального развития, на данном аспекте остановимся более подробно.

При анализе психосексуальной сферы потерпевших у большинства из них выявлялись дизонтогене-тические состояния (57,1%) и признаки искажения половой идентичности (85,7%). Нарушения психосексуального развития происходили по типу преждевременного полового развития, в рамках которого на первый план выходили клинические признаки синдрома ранней сексуализации поведения. Так, дети в возрасте 7-8 лет во время игр между собой имитировали половые контакты, проявляли интерес к гениталиям взрослых противоположного пола, подсматривая за обнаженными мужчинами и женщинами или пытаясь намеренно прикасаться к их гениталиям, во время фотографирования занимали эротические позы, мимически и жестами имитируя сексуальное желание и возбуждение. Некоторые девочки во время выступлений представляли эротические танцы, одна из них в присутствии большого коллектива взрослых имитировала мастурбацию. Мальчики же препубертатного возраста инициировали эротические поцелуи с ровесницами и проявляли несвоевременно ранний интерес к порнографической продукции. Один из потерпевших вступал в эротические контакты с женщиной, практикуя с ней поцелуи, объятия, эротическую стимуляцию груди, прибегал к мастурбаторной активности при просмотре соответствующих видеосюжетов.

У девочек раннего подросткового возраста отмечались иные признаки искажения психосексуального развития. В одном случае выявляемые особенности полового развития потерпевшей позволили квалифицировать у нее сложную дисгармонию пубертата, характеризующуюся наличием признаков задержки и опережения психосексуального развития, в другом - преждевременное развитие психосексуальной сферы. В обоих случаях у девушек отмечалась редукция платонической фазы либидо наряду с несвоевременно ранним формированием эротического и сексуального влечения. Потерпевшие поддерживали близкие отношения с юношами или даже молодыми мужчинами, вступая с ними в эротические контакты, но не допуская сексуальной близости. Несмотря на то что во время сексологического обследования девушки сообщали о сильных испытываемых ими романтических чувствах к партнерам, общение с молодыми людьми поддерживалось короткое время, а инициатива в пресечении встреч исходила именно от потерпевших. Обследуемые и в дальнейшем с легкостью находили себе новых партнеров, порой встречаясь одновременно с несколькими из них и практикуя эротические контакты, что позволило расценить их поведение как промискуитетное.

У одной потерпевшей подросткового возраста с определенной степенью вероятности можно было говорить об искажении этапа психосексуальных ориентаций, которое проявлялось не только вышеуказанными признаками, но и появлением интереса к аномальным формам половой активности -садомазохизму. Так, она участвовала в создании плакатов для садомазохистского кружка секты, в своих дневниковых записях писала о возникновении у нее соответствующего любопытства к данной тематике, а при психологическом исследовании сексуальной сферы потерпевшей были выявлены цветовые ассоциативные связи таких понятий, как «секс», «унижение», «боль».

Таким образом, у потерпевших наиболее часто выявлялось преждевременное развитие психосексуальной сферы, характеризующееся формированием у них синдрома ранней сексуализации поведения, редукцией платонической фазы либидо и несвоевременным появлением эротико-сексу-ального влечения и интереса.

Наиболее глубокие нарушения полового развития были обнаружены при анализе половой идентичности потерпевших, которые преимущественно приходились на этап становления базовой половой идентичности (I этап) (71,4%) и формирования полоролевых стереотипов (II этап) (64,3%), реже -на этап психосексуальных ориентаций (7,1%).

При анализе нарушения I этапа формирования половой идентичности у большинства потерпевших, независимо от их пола и возраста, была выявлена слабая дифференцированность или недиф-ференцированность мужского и женского образов, что определялось не столько в рамках клинического обследования, сколько при проведении психологического исследования сексуальной сферы в рисуночных методиках.

В редких случаях и только у юношей препубертатного возраста также отмечались несформиро-ванность схемы тела, что находило свое отражение на клиническом уровне в дисморфофобических переживаниях подэкспертных. У 1 мальчика 9 лет эти переживания были настолько интенсивными и касались размеров собственных гениталий, что это позволило диагностировать у него психическое расстройств в форме дисморфофобии. Так, потерпевший опасался обнажаться в присутствии одноклассников во время совместного посещения школьных занятий по плаванию, дожидался того момента, когда сверстники покидали помещение, что позволяло ему уединиться. В некоторых случаях он прятался от сверстников в шкаф для одежды, где и переодевался. Данное поведение сопровождалось сильными эмоциональными переживаниями, которые потерпевший определял как ощущение «страха, позора, стыда». Отметим, что выявляемые у мальчиков дисморфофобические переживания состояли в причинно-следственной связи с кри-

64

минальными событиями и их возникновение было приурочено к нетипичному возрастному диапазону (7-9 годам), поскольку дисморфофобический синдром традиционно относится к психическим нарушениям пубертатного возраста [8].

При анализе этапа полоролевых стереотипов у потерпевших выявлялись специфичные для мальчиков и девочек нарушения. У мальчиков отмечались признаки идентификации с женским образом и фемининными стереотипами поведения при негативном отношении к мужским формам поведения (в отдельных случаях) и негативном или амбивалентном отношении к женским. Ни у одного мальчика не выявлена идентификация с маскулинными полоролевыми стереотипами и образами. В целом полученные данные свидетельствуют о недифференцированных представлениях о полоролевых стереотипах или о полоролевой трансформации, т.е. искаженном становлении половой идентичности - по фемининному типу. Указанные особенности соотносились с негативным или амбивалентным отношением к образу собственного «Я», что демонстрировало существование конфликта в по-лоролевой идентификации.

Выявленные у мальчиков особенности половой идентичности нередко отмечаются у лиц с расстройствами сексуальных предпочтений (педофилией и садизмом), являясь предиспозиционными факторами для формирования парафилий, что было показано в ряде исследований [1, 9, 10]. Таким образом, признаки искажения половой идентичности, квалифицируемые потерпевшим, в совокупности с их преждевременным половым развитием создают предпосылки для развития у них в будущем сексуальных девиаций. В дополнении отметим, что в исследуемых материалах дела имелись указания на то, что один из потерпевших в качестве сексуальной стимуляции использовал видеосюжеты педофильной направленности, что с вероятностью позволяет прогнозировать формирование у него педофилии в подростковом возрасте.

Изучение особенностей половой идентичности у девочек выявило следующие особенности: у большинства потерпевших представления о полоролевых стереотипах поведения были слабо дифференцированы или не дифференцированы. Обследуемые во время клинического интервью с трудом определяли черты маскулинности и фемининности, порой наделяя мужчин и женщин не характерными для их пола качествами. Так, одна из потерпевших отмечала, что такие особенности поведения, как «здоровый образ жизни», «спортивность» и «ухоженность», свойственны только женщине.

Полоролевая идентичность потерпевших характеризовалась нарушением усвоения женской роли, при этом у них отмечалось негативное отношение к женским и мужским полоролевым образам. Таким

образом, у девочек, так же как и у мальчиков, выявлялся конфликт полоролевой идентичности.

Следует также отметить, что при психологическом обследовании у большинства девочек определялись тенденции подражать фемининным формам поведения, характерным для старших возрастных групп, что нетипично для детей допубертатного и раннего пубертатного возраста. В двух же наблюдениях у потерпевших происходило нарушение усвоения социально приемлемых норм полового поведения наряду с появлением девиантных установок: потерпевшие допускали возможность сексуальных отношений между девушками 12-15 лет и мужчинами.

Только в одном случае у девочки выявлялась идентификация с маскулинными формами поведения, что определялось не только при психологическом исследовании, но и при клиническом интервью: в выборе спортивного стиля одежды, увлечении профессиональными занятиями баскетболом и подвижными видами спорта, сопряженными с повышенными физическими нагрузками.

В целом указанные особенности нарушений половой идентичности и дизонтогенетических состояний у девочек в последующем, вероятно, вызовут существенные трудности в выборе партнера и могут стать причиной супружеской дезадаптации. В качестве аргументации данного положения отметим еще и тот факт, что у большинства девочек представления о семейных ценностях были достаточно формальны и в основном связывались с социально-бытовой функцией брака. Так, потерпевшие отмечали, что основным критерием стабильности брака является высокое финансовое положение, обустроенность быта и т.п., в то время как духовные ценности (общность культуральных и религиозных представлений, любовь, доверие, взаимоуважение и многие другие) обследуемыми не озвучивались вовсе либо такое дополнение со стороны эксперта воспринималось с улыбкой.

Указанные особенности полового развития потерпевших находились в прямой причинно-следственной связи с особенностями деятельности секты, пропагандировавшей особый тип полового воспитания, в литературе описанный как дисгармонично-примитивный и девиантный типы [6]. Потерпевшие в рамках посещения на протяжении нескольких лет мероприятий, организованных лидерами секты, являлись неоднократными свидетелями обнажения мужчин и женщин, эротических танцев, имитации половой близости с садомазохистскими элементами. Кроме того, они становились участниками несвоевременных разъяснительных бесед, связанных с половыми аспектами взаимоотношения мужчин и женщин. В литературе указывается, что любая информация сексуальной направленности должна характеризоваться адресностью, т.е. должна быть приурочена к определенному возрастному диапазону, обеспечивая гармоничное половое развитие и воспитание [4]. Таким образом,

Ф

65

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ

влияние указанных факторов обусловило преждевременное половое развитие подэкспертных с формированием у детей допубертатного возраста синдрома ранней сексуализации поведения. Следует отметить и тот факт, что появление первых признаков отклонения в половом развитии у детей появлялось не сразу после воздействия того или иного фактора, а отдаленно - спустя, как правило, 2 года.

В рамках секты использовались технологии и демонстрировались такие формы сексуального поведения, которые обусловливали искаженное становление половой идентичности у потерпевших. Так, лидерами организовывался тренинг, во время которого дети переодевались в одежду лиц противоположного пола и выполняли соответствующие роли, не характерные для их биологического пола. Обследуемые также являлись свидетелями гомосексуальных эротических контактов, гетеросексуальных эротических контактов с демонстрацией активной позиции женщины, сцен групповой эротической близости, имитации анального контакта с мужчиной в пассивной форме, сцен, высмеивающих семейные отношения или демонстрирующих ведущую роль женщины в отношениях. Указанные факторы не только способствовали формированию дизонтогенетичес-ких состояний у потерпевших, но и определяли искаженное становление половой идентичности за счет нивелирования межполовых различий, наделения

Ф

женщины маскулинными качествами при отведении мужчине пассивной роли в отношениях.

Обобщая полученные результаты, отметим, что у большинства обследованных на фоне преждевременного полового развития происходило нарушение формирования половой идентичности, которое характеризовалось слабодифференцированными представлениями о мужских и женских образах и полоролевых стереотипах наряду с негативным отношением к тем или иным образцам поведения. Указанные нарушения сексуального развития имели социальный генез и были обусловлены воздействием патогенных факторов в рамках прими-тивно-девиантного полового воспитания.

Таким образом, негативное влияние деятельности тоталитарно-деструктивных сект на психическое развитие детей и подростков характеризуется особенной выраженностью. Полученные данные свидетельствуют о нарушении гармоничного полового развития у малолетних и несовершеннолетних участников с ранней сексуализацией, искажением их полоролевого поведения. Выявленные у потерпевших психические нарушения являются непосредственными последствиями «культовой травмы» и требуют проведения с детьми комплекса как безотлагательных психотерапевтических и психо-коррекционных реабилитационных мероприятий, так и пролонгированных реадаптационных мер.

Сведения об авторах

Бадмаева Валентина Дорджиевна - кандидат медицинских наук, руководитель Отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: vdbadmaeva@gmail.com

Каменсков Максим Юрьевич - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Лаборатории сексологии Отдела судебно-психиатрических экспертиз в уголовном процессе ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: job-gnc@yandex.ru

Дозорцева Елена Георгиевна - профессор, доктор психологических наук, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: edozortseva@mail.ru

Литература

1. Амбарцумян Э.С. Психические и психосексуальные расстройства у лиц с гомицидным сексуальным поведением и их судебно-психиатрическая оценка: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2004. - 28 с.

2. Глухов И.А. Конспект по сектоведению. - Загорск: Троице-Сергиева Лавра, Московская духовная семинария, 1976.

3. Дворкин А.Л. Сектоведение. - Н. Новгород, 2002. -554 с.

4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. - Л., 1986. - 336 с.

66

5. Кондратьев Ф.В. Виды социально значимого поведения, связанного с религиозностью человека (судебно-психи-атрический аспект): Пособие для врачей. - М., 2011. -80 с.

6. Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 879 с.

7. Пашковский В.Э. // Вестник МАПО, февраль 2003; / URL: http://www.mmm.spb.ru/MAPO/17/12.php

8. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. - Л., 1985. - 416 с.

В.Д. Бадмаева, М.Ю. Каменсков, Е.Г. Дозорцева

9. Радченко Н.А. Клинико-социальная характеристика и судебно-психиатрическая оценка лиц, совершивших сексуальные противоправные действия в отношении несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -М., 2002. - 24 с.

10. Ткаченко А.А. Парафилии и аномальное сексуальное поведение: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1994.

11. Царегородцев А.Д. Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г.

12. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

13. Dickerson T. People's Temple (Jonestown) Religious Movements Homepage. - 1998. - URL: http://www.has.vcu.edu/wrs (Дата обращения: 25.03.2014г).

14. Ryan L.J. The effects of religious cults on the health and welfare of the converts, 1977 http://www.lermanet2.com/house/ destructive.htm (дата обращения 3.04.2014).

15. Shapiro E. Destructive cultism // Am. Fam. Physician. -1977. - Vol. 15, N 2. - P. 80-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tapper A. The Impact of Cult on Health - 2002. - URL: http:// www.reveal.org/library/psych/The%20Impact%20of%20Cults %20on%20Health.pdf (дата обращения 3.04.2014).

17. Losses Frequently Experienced by Ex-Cult Members http:// www.freewebs.com/freedom-beacon-ministries/cultsmental-health.htm (дата обращения 3.04.2014).

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.