Научная статья на тему 'Психические расстройства при йоддефиците (обзор литературы)'

Психические расстройства при йоддефиците (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
912
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Моллаева Наида Раджабовна

Актуальность проблемы йоддефицита и его последствий определяется его высокой распространенностью. При этом значительная часть больных с нарушенной функцией щитовидной железы страдают психическими расстройствами. Помимо выраженных форм умственной отсталости йоддефицит обусловливает снижение интеллектуального потенциала всего населения территорий йодной недостаточности, нарушение познавательных процессов показателей памяти, объема и концентрации внимания, расстройства логического мышления. Характер и тяжесть психических нарушений зависят от пути воздействия и степени выраженности йоддефицита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Моллаева Наида Раджабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental disorders due to iodine deficiency (literature review)

Iodine deficiency and its consequences is still a significant ongoing problem because of its widespread incidence. Moreover, a substantial proportion of patients with disturbed thyroid function are afflicted with mental disorders. Apart from being implicated in the occurrence of manifest forms of mental retardation iodine deficiency tends to reduce the intellectual potential of the entire population in an iodine-deficient area, memory indices, attention span and concentration, impaired logical thinking. The nature and severity of psychic disorders are a function of the route of exposure and the degree of iodine deficiency

Текст научной работы на тему «Психические расстройства при йоддефиците (обзор литературы)»



КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

© Н.Р. Моллаева, 2008 УДК 616.152.15:616.89

Для корреспонденции

Моллаева Наида Раджабовна - кандидат медицинских наук, аспирант кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования

Адрес: 117334, г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21а Телефон: (495) 954-13-14

Н.Р. Моллаева

Психические расстройства при йоддефиците (обзор литературы)

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Актуальность проблемы йоддефицита и его последствий определяется его высокой распространенностью. При этом значительная часть больных с нарушенной функцией щитовидной железы страдают психическими расстройствами. Помимо выраженных форм умственной отсталости йоддефицит обусловливает снижение интеллектуального потенциала всего населения территорий йодной недостаточности, нарушение познавательных процессов - показателей памяти, объема и концентрации внимания, расстройства логического мышления. Характер и тяжесть психических нарушений зависят от пути воздействия и степени выраженности йоддефицита.

Mental disorders due to iodine deficiency (literature review)

N.R. Mollaeva

Iodine deficiency and its consequences is still a significant ongoing problem because of its widespread incidence. Moreover, a substantial proportion of patients with disturbed thyroid function are afflicted with mental disorders. Apart from being implicated in the occurrence of manifest forms of mental retardation iodine deficiency tends to reduce the intellectual potential of the entire population in an iodine-deficient area, memory indices, attention span and concentration, impaired logical thinking. The nature and severity of psychic disorders are a function of the route of exposure and the degree of iodine deficiency

Дефицит йода представляет большую угрозу для здоровья и развития населения во всем мире. Это связано с широкой распространенностью заболеваний внутренних органов и центральной нервной системы (ЦНС), вызываемых снижением функциональной активности щитовидной железы и объединяемых общим названием «йоддефицит-ные заболевания». Недостаток йода в организме испытывает практически каждый 5-й житель планеты, примерно 740 млн человек страдают эндемическим зобом, у 40 млн человек наблюдается умственная отсталость по причине тяжелой формы йодной недостаточности, каждый год рождается 100 тыс. детей, страдающих кретинизмом [1, 38]. Высокая частота этих заболеваний в мире объясняется экологическими факторами, определяемыми нехваткой йода в биосфере Земли. Территории 118 стран мира признаны йоддефицитными, около 30% населения планеты проживают в условиях экологически обусловленного дефицита йода в почве, воде и воздухе, что приводит к снижению интеллектуального потенциала и представляет угрозу психическому здоровью населения. Так, в йоддефицитных регионах в 2 раза чаще встречается умственная отсталость, до 15% школьников испытывают трудности в обучении, значительно повышается уровень заболеваемости, снижаются антропометрические показатели [13].

Во многих странах СНГ благодаря программам йодирования соли эта проблема была практически ликвидирована, однако из-за политических и экономических причин эти программы были остановлены, что привело к резкому увеличению частоты расстройств, связанных с де-

Н.Р Моллаева

фицитом йода [32, 43]. В настоящее время крайне неблагополучная ситуация по зобу в России выдвинула эту проблему в ряд наиболее приоритетных в здравоохранении.

Нервно-психические расстройства

при нарушении функции щитовидной железы

История изучения влияния гормонов щитовидной железы на психическую сферу берет свое начало в 1888 г., кода на заседании Лондонского клинического общества были представлены 109 пациентов с микседемой и отмечено, что более чем в половине случаев в структуре заболевания выявляется психопатологическая симптоматика - галлюцинации и иллюзии. В 1949 г. R. Asher [15] ввел специальный термин для обозначения психоза, сопровождающего микседему, - «myxedema madness», который затем стал широко использоваться в литературе. Чуть позже М. Bleu^r (1954) описал «неспецифический эндокринный психосиндром».

Изменения психики, отмечаемые при микседеме, очень разнообразны. Выраженные формы заболевания отличаются быстрой утомляемостью, замедлением темпа психической деятельности, торпид-ностью и персеверациями мышления, снижением памяти, утратой навыков, нарастающей акинезией и адинамией. Характерным симптомом при микседеме считают психическую оглушенность. Панические атаки, тревожные расстройства, депрессии, фобии и об-сессивно-компульсивные расстройства наиболее часто сопровождают дисфункцию щитовидной железы [49]. Психозы при микседеме могут сопровождаться как психомоторным возбуждением с агрессивностью, так и состоянием заторможенности. Описаны психозы с развитием шизофреноподобного синдрома. Имеются сообщения о развитии коматозных состояний при микседеме, об эпилептиформных припадках, приступах нарколепсии и катаплексии [9].

В литературе есть данные о том, что две трети пациентов с нарушенной функцией щитовидной железы страдают различными психическими расстройствами [52]. Показано, что к нарушению психических и когнитивных функций приводит даже небольшое изменение уровня тиреоидных гормонов [37], в связи с чем они могут стать первыми признаками начинающегося заболевания [26].

Аффективные расстройства

Krahn в 1988 г. впервые показал обусловленность аффективных расстройств развитием субклинического гипотиреоза. Впоследствии J.J. Haggerty (1993) [36] установил, что фактором риска развития депрессии является наличие субклинического гипотиреоза. В мета-анализе, проведенном R.H. Howland (1993) [39], было показано, что приблизительно у

50% пациентов с рефрактерной к лечению депрессией выявляется нарушение функции щитовидной железы. Более того, показана значительная редукция депрессивной симптоматики у таких пациентов при лечении тиреоидными гормонами [23, 45]. Патогенетические механизмы, приводящие к развитию этого заболевания, окончательно не раскрыты. Показано, что уровень серотонина в мозге крыс положительно коррелирует с уровнем Т3 и снижается при развитии гипотиреоза [23]. Вместе с тем есть данные, что депрессивные симптомы непосредственно отражают гипотиреоидное состояние мозга [41]. Предполагается участие катехоламинергической системы мозга: высокие концентрации Т3 найдены в норадренергическом ядре и в его проекционных сайтах ЦНС крыс [51].

При нарушении функции щитовидной железы наряду с депрессивными описаны и биполярные расстройства [24, 46, 54]. Недостаточность гормонов щитовидной железы является фактором риска развития циклотимии [25]. У пациентов, страдающих биполярными расстройствами [18] и циклотимией [17], устойчивыми к лечению антидепрессантами, хороший терапевтический эффект был показан при приеме тиреоидных гормонов.

В литературе обсуждается связь тревожных расстройств с дисфункцией щитовидной железы. Установлено повышение уровня тревожности у пациентов с субклиническим гипотиреозом [44]. Высокий уровень личностной тревожности в сочетании с общей эрготропной вегетативной активацией был показан Е.Г. Филатовой и И.А. Казанцевой (1994) у больных с гипотиреозом [11].

Психотические расстройства

Психотическая симптоматика у больных с нарушениями щитовидной железы отличается значительным разнообразием [27, 35]. Описаны иллюзии, зрительные галлюцинации, слуховые галлюцинации, персеверации, разорванные ассоциации, возможны галлюцинаторно-параноидные переживания. Эти симптомы часто не сопровождаются помрачнением сознания, в отличие от делирия, или же умственной отсталостью, как при деменции. Психоз может сопровождаться как возбуждением, так и заторможенностью. Расстройства мышления могут встречаться у пациентов как с клинически выраженным гипотиреозом, так и с субклиническим гипотиреозом [42].

Кретинизм и интеллектуальные нарушения

В психиатрии наиболее полно описанными нарушениями, вызванными дисфункцией щитовидной железы, являются интеллектуальные нарушения и кретинизм. Выделяют «микседематозный» кретинизм с выраженной картиной гипотиреоза и дефектом роста и «неврологический» кретинизм с патоло-

"О"

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

гией ЦНС. В основе патогенеза эндемического кретинизма лежит влияние йодной недостаточности на плод. При выраженном дефиците тиреоидных гормонов в эмбриональном периоде развития формируется классический «неврологический» кретинизм: нарушение интеллекта, сенсоневральная глухота и немота, тяжелые моторные нарушения. Тяжесть и преобладание отдельных симптомов, а также общая степень неврологических нарушений у разных больных могут значительно различаться, но характер таких нарушений постоянен [6, 34].

Это заболевание отличается по своей географической распространенности клиническими и биохимическими особенностями [21, 29]. «Микседематоз-ный» кретинизм больше распространен в эндемических районах Центральной Африки, а «неврологический» - в горных районах Америки и Гималаях [10].

Нарушения развития мозга и интеллектуальных функций не ограничиваются проявлениями, наблюдаемыми в случаях явного кретинизма. P.R. Dodge и со-авт. (1969) [30] показали, что умственное развития населения, проживающего в регионах йодной недостаточности, достоверно ниже, чем у жителей регионов без дефицита йода, разница составляет 10-15 единиц IQ [30]. По данным исследований S. Boyages и соавт. (1989), в Китае у 72% молодых людей в возрасте 30-35 лет, родившихся в период тяжелого йодного дефицита, коэффициент интеллектуальности не достигал 70 [21]. Проведенный N. Bleichrodt и соавт. [20] в 1987 г. в Голландии и Испании анализ показал отставание в умственном развитии детей из йоддефицитных районов по сравнению с детьми из обеспеченных йодом областей. Исследования, проведенные в Голландии и Испании, выявили, что начиная с рождения умственное развитие детей из йоддефицитных районов отстает по сравнению с детьми из обеспеченных йодом областей [28, 31]. Добавление в пищу йодированного масла может улучшить интеллектуальные показатели при условии, если поражение ЦНС не произошло во внутриутробном периоде [19, 20]. Итальянские исследователи F. Vermiglio и M. Sidoti (1990) [55] изучали коэффициент интеллекта у школьников 6-12 лет с помощью Бендер-Гештальт-теста и теста Мерилла в трех регионах: с высокой распространенностью эндемического кретинизма, в регионе с умеренным йодным дефицитом и в регионе без йодного дефицита [55]. Коэффициент интеллекта менее 90 чаще встречался в первой группе детей, реже во второй и вовсе не встречался в третьей группе.

В условиях легкого йодного дефицита наиболее серьезные последствия проявляются у новорожденных детей. Причиной особой чувствительности новорожденного к неблагоприятным воздействиям йодного дефицита является сочетание низкого содержания йода в его щитовидной железе с высоким уровнем обмена интратиреоидного йода. У взрослых жителей районов с невыраженным дефицитом йода

существенного снижения уровня интратиреоидного йода не происходит. Иными словами, новорожденные дети более чувствительны и уязвимы в отношении йодного дефицита, чем старшие дети и взрослые.

В 1970-е годы молодой франко-канадский врач Jean Dussault [34] предложил для обследования новорожденных на гипотиреоз использовать образцы высушенной крови на нефильтрованной бумаге. Это открыло путь для проведения широкого скрининга новорожденных. До этого события выявление гипотиреоза у новорожденных и младенцев было практически невозможно из-за отсутствия специфических клинических признаков, а когда клиническая картина становилась ясной, лечение тироксином обеспечивало только нормальный рост, а умственная отсталость оставалась [34].

Это открытие стало предпосылкой исследования, которое провели L. Sava и соавт. (1984) в трех областях Сицилии, где был зарегистрирован легкий, средней тяжести и тяжелый дефицит йода. Было показано, что тяжелый интеллектуальный дефект явился следствием длительного гипотиреоза в неонаталь-ном периоде развития ребенка. Проводилось систематическое скрининговое исследование крови пуповины, и оказалось, что большинство детей, родившихся от матерей, проживающих на территории со средней тяжестью и тяжелым дефицитом йода, имеют тяжелый биохимический гипотиреоз, со значительным повышением в плазме ТТГ и снижением тироксина. Однако тиреоидная функция спонтанно возвращалась к норме, что выявлено при последующем обследовании в 1-3 мес. Это говорит о том, что гипотиреоз сразу после рождения является тран-зиторным. Небольшая группа этих детей была обследована в возрасте 6 - 10 лет. Уровень тиреоидных гормонов был в норме, но коэффициент IQ у этих детей оказался значительно ниже по сравнению с контрольной группой [22]. Это свидетельствует о том, что гипотиреоз, который возникает сразу после рождения (пусть даже транзиторный), значительно влияет на развитие мозга и интеллектуальный потенциал. Также было показано, что риск развития транзиторного гипотиреоза возрастает с увеличением степени недоношенности. В дальнейшем отечественными исследователями были установлены отклонения в психическом развитии на первом году жизни ребенка. Более того, в дошкольном возрасте сохранялись эти негативные тенденции нарушения, а наиболее выраженными были нарушения речевого развития [2, 4, 12]. Е.В. Киселева и соавт. (2003) выделяют в группу высокого риска по развитию нервно-психических заболеваний детей, перенесших транзиторный неонатальный гипотиреоз [3].

Наиболее распространенной формой заболевания у детей и подростков, проживающих в районах с легкой степенью недостаточности йода, является субклинический гипотиреоз, или «гипотиреоидное состояние» [5].

Субклинический гипотиреоз приводит к нарушению интеллектуальной деятельности, что проявляется в виде снижения как функциональных способностей ЦНС (нарушения динамики умственной работоспособности, памяти и внимания), так и способностей к обучению, усвоению нового материала, что существенно снижает школьную успеваемость и адаптацию ребенка в школе.

В ряде зарубежных исследований показано, что дети школьного возраста, проживающие в регионах Европы с умеренным йодным дефицитом, имеют явные нейропсихологические, моторно-перцептивные и интеллектуальные отклонения [14, 16, 33, 40, 47, 50]. Так, например, из 90 обследованных школьников 10-12 лет в индийском штате Сикким у большинства детей были выявлены задержка интеллектуального развития и серьезные неврологические нарушения. Медиана йодурии в этом регионе составила 42,3 мкг/л, частота зоба у детей - 91%, глазодвигательные нарушения были выявлены у 69%, а сниженный интеллект (индекс ^<70) - у 21% детей. 80% детей имели значительное снижение памяти, числового мышления, затруднения в освоении языка [31]. По данным проф. Л.А. Щеплягиной [13] (Научный центр здоровья детей РАМН, Москва), 85,5% детей в йодде-фицитном регионе имеют отклонения по тем или иным показателям интеллектуально-мнестической сферы. У 27 (55,5%) детей обнаружен парциальный когнитивный дефицит различной степени выраженности [13]. При этом помимо нарушения когнитивных функций у школьников, испытывающих дефицит йода, выявляются эмоционально-волевые нару-

Н.Р. Моллаева

шения, снижение уровня побуждений [53]. Аналогичные результаты были получены отечественными исследователями: йодный дефицит снижает успеваемость у школьников, что обусловлено нарушением познавательных процессов - показателей памяти, объема и концентрации внимания, расстройством логического мышления [7]. Функциональная активность коры головного мозга при этом снижена, что подтверждается результатами электроэнцефалографических исследований с компьютерным анализом полученных данных. Данные ПЭТ показали значительное снижение церебрального кровотока и метаболизма глюкозы.

Трудности в обучении у школьников, проживающих в районах йодного дефицита, обусловлены не только функциональными нарушениями ЦНС, но и более низким уровнем развития структурных зрительно-моторных функций и сформированности опознавательных и изобразительных навыков [9]. Выявлены особенности эмоциональных проявлений - эмоционально-волевая заторможенность, снижение по-требностно-мотивационного компонента психической активности, апатичность, инертность [8].

Таким образом, наиболее серьезные (вплоть до необратимых) проявления йоддефицитных заболеваний ассоциируются с поражением головного мозга. Вызываемые дефицитом йода проблемы, связанные с нарушением интеллектуального развития, все еще остаются актуальными, поскольку помимо выраженных форм умственной отсталости они обусловливают снижение интеллектуального потенциала всего населения территорий йодной недостаточности. ■

Литература

3ельцер М.Е., Базарбекова Р.Б. Мать и дитя в очаге йодного дефицита. - Алматы, 1999. - 184 с. Касаткина Э.П., Шилин Д.Е., Петрова Л.М. и др. Роль йодного обеспечения в неонатальной адаптации тиреоидной системы // Пробл. эндокринол. - 2001. - № 3. - С. 10-15. Кисилева Е.В., Самсонова Л.Н., Ибрагимова Г.В. и др. Транзи-торный неонатальный гипотиреоз: тиреоидный статус детей в катамнезе // Там же. - 2003. - Т. 49, № 5. - С. 30-32. Коваленко Т.В. Неонатальный транзиторный гипотиреоз: прогноз для здоровья и развития детей // Там же. - 2001. -№ 6. - С. 23-27.

Краснов В.М., Шарапова О.В. Йоддефицитные заболевания у детей и подростков. - М: НЦЗД РАМП, 2001. Мельниченко Г.А., Мурашко Л.Е., Климинченко Н.И. и др. Заболевания щитовидной железы и беременность // Рус. мед. журн. - 2002. - Т. 10, № 17. - С. 751-752. Никитина И.Л., Бишарова Г.И. Нейропсихологические и электрофизиологические параметры у детей с эндемическим зобом в йоддефицитном районе // Пробл. эндокринол. -2003. - № 3. - С. 28-31.

Семенова Н.Б. Характеристика эмоционального состояния школьников, проживающих в регионе с дефицитом йода //

Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири: Тез. докл. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2002. -С. 186-188.

9. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Влияние йодного дефицита на нервно-психическое развитие: современный взгляд на проблему // Журн. неврол. и психиатр. - 2005. - № 2. - С. 67-72.

10. Старкова Н.Т. (ред.) Руководство по клинической эндокринологии. - СПб., 1996. - С. 15-174.

11. Филатова Е.Г., Казанцева И.А. О роли неспецифических систем мозга в патогенезе заболеваний щитовидной железы // Пробл. эндокринол. - 1994. - Т. 40, № 6. - С. 26-29.

12. Филимонова Н.А., Шилин Д.Е., Печора О.Л. и др. Интеллектуальное развитие детей с врожденным гипотиреозом // Там же. - 2003. - № 4. - С. 26-32.

13. Шеплягина Л.А., Макулова Н.Д., Маслова О.И. Состояние когнитивной сферы у детей в районах с дефицитом йода // Консилиум медикум. - 2001 - № 1. - С. 31-34.

14. Aghini L.F.A., Pinchera A., Antonangeli L. et al. Mild iodine deficiency during fetal/neonatal life and neuropsychological impairment in Tuscany // J. Endocrinol. Invest. - 1995. - Vol. 18. -P. 57-62.

15. Asher R. Myxoedematous madness // Br. Med. J. - 1949. -

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Vol. 2. - P. 555-562.

16. Azizi F., Kalani H., Kimiagar M. et al. Physical, neuromotor and intellectual impairment in non-cretinous schoolchildren with iodine deficiency // Int. J. Vitam. Nutr. Res. - 1995. - Vol. 65. -P. 199-205.

17. Bauer M.S., Whybrow P.C. Rapid cycling bipolar affective disorder II: treatment of refractory rapid cycling with high-dose levothyrox-ine: a preliminary study // Arch. Gen. Psychiatry. - 1990. -Vol. 47. - P. 435-440.

18. Baumgartner A., Bauer M., Hellweg R. Treatment of intractable non-rapid cycling bipolar effective disorder with high-dose thyroxine: an openclinical trial // Neuropsychopharmacology. -1994. - Vol. 10. - P. 183-189.

19. Bautista A., Barker P.A., Dunn J. T. et al. The effects of oral iodized oil on intelligence, thyroid status, and somatic growth in schoolage children from an area of endemic goiter // Am. J. Clin. Nutr. -1982. - Vol. 35. - P. 127-134.

20. Bleichrodt N., Born M.P. A meta-analysis of research on iodine and its relationship to cognitive development // The Damaged Brain of Iodine Deficiency / Ed. J.B. Stanbury. - N.Y.: Cognizant Communication, 1994. - P. 195-200.

21. Boyages S.C., Halpern J.P. Endemic cretinism: toward a unifying hypothesis // Thyroid. - 1993. - Vol. 3. - P. 59-69.

22. Calaciura F., Mendorla G., Distefano M. (eds). Childhood IQ measurements in infants with transient congenital hypothyroidism // Clin. Endocrinol. - 1995. - Vol. 43, N 4. - P. 473-477.

23. Cleare A.J., McGregor A., O'Keane V. Neuroendocrine evidence for anassociation between hypothyroidism, reduced central 5-HT activity and depression // Clin. Endocrinol. (Oxf.). - 1995. -Vol. 43. - P. 713-719.

24. Cole D.P., Thase M.E., Mallinger A.G. et al. Slower treatment response in bipolar depression predicted by lower pretreatment thyroid function // Am. J. Psychiatry. - 2002. - Vol. 159. -P. 116-121.

25. Cowdry R.W., Wehr T.A., Zis A.P. et al. Thyroid abnormalities associated with rapid-cycling bipolar illness // Arch. Gen. Psychiatry. - 1983. - Vol. 40. - P. 414-420.

26. Davidoff F., Gill J. Myxedema madness: psychosis as an early manifestation of hypothyroidism // Conn. Med. - 1977. -Vol. 41. - P. 618-621.

27. Davis A.T. Psychotic states associated with disorders of thyroid function // Int. J. Psychiatry Med. - 1989. - Vol. 19. - P. 47-56.

28. DeGroot L.J., Larsen P.R., Hennemann G. The Thyroid and its Diseases. - N.Y.: Churchill Livingstone, 1996 . - 793 p.

29. Delange F. Endemic cretinism // The Thyroid. A Fundamental and Clinical Text / Eds L.E. Braverman, R.D. Utiger. - Philadelphia: Lippincott, 1996. - P. 756-767.

30. Dodge P.R., Palkes F.L., Fierro-Benites R. et al. Effect on intelligence of iodine in oil administered to young Andean Children-A preliminary report // Endemic Goiter / Ed. J.B. Stanbury. Bleichrodt N., Born M.P. A meta-analysis of research on iodine and its relationship to cognitive development // The Damaged Brain of Iodine Deficiency / Ed. J.B. Stanbury. - N.Y.: Cognizant Communication, 1994. - P. 195-200.

31. Dodge P.R., Palkes F.L., Fierro-Benites R. et al. Effect on intelligence of iodine in oil administered to young Andean Children-A preliminary report // Endemic Goiter / Ed. J.B. Stanbury. - Washington: Pan American Health Organisation (PANO), 1969. - N

193. - P. 378-380.

32. Dunn J.T. Complacency: the most dangerous enemy in the war against iodine deficiency // Thyroid. - 2000. - Vol. 10. -P. 681-683.

33. Fenzi G.F., Giusti L.F., Aghini-Lombardi F. et al. Neuropsychological assessment in schoolchildren from an area of moderate iodine deficiency // J. Endocrinol. Invest. - 1990. - Vol. 13, N 5.- P. 427-431.

34. Fisher D.A., Dussault J.H., Foley T.P. еt al. Screening for congen ital hypothyroidism: results of screening one million North American infants // J. Pediatr. - 1979. - Vol. 94, N 5. - P. 700-705.

35. Granet R.B., Kahlman T.P. Hypothyroidism and psychosis: a case illustration of the diagnostic dilemma in psychiatry // J. Clin. Psychiatry. - 1978. - Vol. 39, N 3. - P. 260-263.

36. Haggerty J.J., Stern R.A., Mason G.A. (eds). Subclinical hypothyroidism: a modifiable risk factor depression? // Am. J. Psychiatry. - 1993. - Vol. 150. - P. 508-510.

37. Hendrick V., Altshuler L., Whybrow P. Psychoendocrinology of mood disorders: the hypothalamic-pituitarythyroid axis // Psychi-atr. Clin. North Am. - 1998. - Vol. 21. - P. 277-292.

38. Hetzel B.S. Eliminating iodine deficiency disorders—the role of the International Council in the global partnership // Bull. World Health Organ. - 2002. - Vol. 80. - P. 410-413.

39. Howland R.H. Thyroid dysfunction in refractory depression: implications for pathophysiology and treatment // J. Clin. Psychiatry. - 1993. - Vol. 54. - P. 47-54.

40. Huda S.N., Grantham-McGregor S.M., Rahman Khan M. et al. Biochemical hypothyroidism secondary to iodine deficiency is associated with poor school achievement and cognition in Bangladeshi children // J. Nutr. - 1999. - Vol. 129. - P. 980-987.

41. Joffe R.T., Levitt A.J. Major depression and subclinical (grade 2) hypothyroidism // Psychoneuroendocrinology. - 1992. -Vol. 17.- P. 215-221.

42. Lehrmann J.A., Jain S. Myxedema psychosis with grade II hypothyroidism // Gen. Hosp. Psychiatry. - 2002. - Vol. 24. -P. 275-278.

43. Markou K.B., Georgopoulos N.A., Makri M. et al. Iodine deficiency in Azerbaijan after the discontinuation of an iodine prophylaxis program: reassessment of iodine intake and goiter prevalence in schoolchildren // Thyroid. - 2001. - Vol. 11. - P. 1141-1146.

44. Monzani F., Del Guerro P., Caraccio N. et al. Subclinical hypothyroidism: neurobehavioral and beneficial effect of L-thyroxin treatment // Clin. Invest. - 1993. - Vol. 71. - P. 367-371.

45. Nemeroff C.B. Augmentation regimens for depression // J. Clin. Psychiatry. - 1991. - Vol. 52, suppl. 5. - P. 21-27.

46. Oomen H.A.P.C., Schipperijn A.J.M., Drexhage H.A. The prevalence of affective disorder and in particular of a rapid cycling of bipolar disorder in patients with abnormal thyroid function tests // Clin. Endocrinol. - 1996. - Vol. 45. - P. 215-223.

47. Osterweil D., Syndulko K., Cohen S.N. et al. Cognitive function in non-demented older adults with hypothyroidism // J. Am. Geriatr. Soc. - 1992. - Vol. 40, N 4. - P. 325-335.

48. Pan American Health Organisation (PANO). - Washington, 1969. - N 193. - P. 378-380.

49. Placidi G.P., Boldrini M., Patronelli A. et al. Prevalence of psychiatric disorders in thyroid diseased patients // Neuropsychobiolo-gy. - 1998. - Vol. 38, N 4. - P. 222-225.

50. Rovet J.F., Hepworth S. Attention problems in adolescents with

H.P. Mo.n.naeBa

congenital hypothyroidism: a multicomponential analysis // abilities and poor motivation to achieve due to prolonged iodine

J. Int. Neuropsychol. Soc. - 2001. - Vol. 7, N 6. - P. 734-744. deficiency // Am. J. Clin. Nutr. - 1996. - Vol. 63. - P. 782-786.

51. Rozanov C.B., Dratman M.B. Immunohistochemical mapping of 54. Toffe R.J., Levitt A.J. Major depression and subclinical hypothy-brain triiodothyronine reveals prominent localization in central roidism // Psychoneuroendocrinology. - 1992. - Vol. 17. -noradrenergic systems // Neuroscience. - 1996. - Vol. 74. - P. 215-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P. 897-915. 55. Vermiglio F., Sidoti M, Finocchiaro M.D. (eds). Defective neuro-

52. Sala-Roca J., Marti-Carbonell M.A., Garau A. et al. Effects of dys- motor and cognitive ability in iodine-deficient schoolchildren of thyroidism in plus maze and social interaction tests // Pharma- an endemic goiter region in Sicily // J. Clin. Endocrinol. Metab. -col. Biochem. Behav. - 2002. - Vol. 72. - P. 643-650. 1990. - Vol. 70. - P. 379-384.

53. Tiwari B.D., Godbole M.M., Chattopadhyay N. et al. Learning dis-

POCCMMCKMM ncMxuaTpuHecKMM xypHa^ № 1, 2008 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.