Научная статья на тему 'Психические функции как пути развертки смыслов в индивидуальном сознании'

Психические функции как пути развертки смыслов в индивидуальном сознании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психические функции как пути развертки смыслов в индивидуальном сознании»

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

Выявление направленности личности родителей с помощью МТЖЦ позволило установить, что направленность личности большинства опрошенных является противоречивой, т.е. в их мотивационной структуре одинаково ярко выражены две тенденции - гуманистическая и прагматическая.

Опрошенные дети были сгруппированы в 4 подвыборки согласно направленности личности их родителей: гуманистической, прагматической, неопределенной . -тений и направленности мотивов позволило выявить следующие особенности их .

Во всех 4 группах наиболее широко представлена сфера «Обладание материальными благами». В группе детей, воспитывающихся родителями с прагматической направленностью личности, эта сфера заметно доминирует над остальными.

Во всех 4 группах наиболее широко представлены желания «дня себя». В , -стью личности, желания, ориентированные на благо других людей, и широкие общечеловеческие желания представлены шире, чем в других группах.

Характеристика мотивационная сферы детей, воспитывающихся родителями с неопределенной и противоречивой направленностью личности, совпадает с характеристикой мотивационной сферы по выборке в целом, т.е. у них наблюдает-

« ». -

ченный результат может быть связан с неопределенностью или противоречивостью целей воспитания детей этих групп, что приводит снижению роли воспитательных воздействий родителей в развитии ребенка.

УДК 316.37

М.В. Картавенко

ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КАК ПУТИ РАЗВЕРТКИ СМЫСЛОВ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ

«Смысл есть элементарная частица материи психической реальности» - основной тезис исследований российского исследователя Агафонова А.Ю. Это понимание сознания, как состоящего из смыслов и смыслам тождественное, отражается во многих философских (Платон, Плотин, Лейбниц, Гуссерль) и психологических ДОнг КТ., Артемьева Е.Ю., Налимов В.В., Агафонов А.Ю.) концепциях. Сознание представляется не как одна из функций мозга, а как носитель смыслов, строящихся из объектов материального мира (внешние объекты-образы-значения-) ( - - - ).

, ( -).

, 63 ,

предварительную тренировку в работе с каждым из этапов исследуемого процесса. Мы выделили 5 основных (качественно различных) стратегий работы со смыслами: ассоциативную, метафорическую, когнитивную, эмоциональную и стратегию, , « ». -дущих модальности восприятия информации (Дилтс Р.) и преобладающих психических функций (Юнг КТ.) у испытуемых, с целью нахождения психологических

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

механизмов выделенных нами способов работы со смыслами. Полученные значимые корреляции приведены в табл. 1.

1

Связь между преобладающими психологическими функциями и стратегиями

работы со смыслами

Выявленные корреляции х2 Уровень достоверности

Мыслительная функция и когнитивная стратегия 9,5 0,05

Эмоциональная функция и эмоциональная стратегия 13,26 0,01

Интуитивная функция и метафорическая стратегия 13,82 0,01

Это показывает, что психологические функции, выделенные КТ. Юнгом, могут являться теми путями развертки и свертки смыслов в индивидуальном созна-.

УДК 37.015

..

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС КАК ПЕРЕХОД К СУБЪЕКТНОСТИ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ

Личность в качестве субъекта жизненного пути включает в себя не только то, что человек осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, на каком

,

(К.А. Абульханова-Славская, 1991).

Основываясь на критерии полноты жизни, Дж. Пауэлл говорит о людях, <жи-»: , все свои способности, силы и талант, такой живет и действует с полной отдачей, открывая себя миру (Дж.Пауэлл, 1992). Соответственно, человек, не живущий , .

. . , « -вания человека и, соответственно, два отношения его к жизни (С.Л. Рубинштейн, 2003). ,

, , -ненного страстям и желаниям, в область субъекта собственного жизненного пути. Этот этап характеризуется повышением роли рефлексии в жизни человека. Можно предположить, что этим этапом может быть духовно-кризисное переживание, поскольку происходит изменение самой сущности бытия человека.

. . . . , -дится между духовным и душевным бытием человека: «это место, где духовность (значимое и осмысленное в самом себе бытие) проникает в душу» (В.И. Слободчи-ков, ЕЛ. Исаев, 2000; 166). Таким образом, человек, становясь субъектом, получает возможность познать основания своего собственного бытия и сделать осмысленной свою жизнь. Следовательно, для перехода к этому состоянию необходимо увидеть отсутствие таких индивидуальных смыслов и прочувствовать необходимость в их наличии. Переживая духовный кризис, осуществляется переход к субъ-ектности на жизненном пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.