Научная статья на тему 'Психическая норма: постановка проблемы и пути решения'

Психическая норма: постановка проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2107
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА / MENTAL NORM / ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / MENTAL PATHOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елагина Галина Викторовна

В статье рассмотрены варианты постановки и решения проблемы психической нормы. Предложен авторский подход к решению проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychic norm: problem and solutions

The article considers the options for formulating and solving the problems of mental norm. The author offers an approach to the problem solution.

Текст научной работы на тему «Психическая норма: постановка проблемы и пути решения»

УДК 124.5:616.89

ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Г.В. Елагина

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

[email protected]

В статье рассмотрены варианты постановки и решения проблемы психической нормы. Предложен авторский подход к решению проблемы.

Ключевые слова: психическая норма, психическая патология.

По словам отечественного психолога Б.С. Братуся, «определение нормы относится к числу, наверное, самых не любимых вопросов, которые стараются по возможности обойти», обращаясь к нему только в тех случаях, когда «избегнуть этого уже нельзя»1. Данное высказывание справедливо не только в отношении психологии, но и в отношении социогуманитарных наук в целом.

С конца ХХ в. все чаще высказываются мысли о кризисе самой идеи нормативного регулирования. К примеру, британский социолог З. Бауман считает ее примитивным, громоздким и экономически нерациональным механизмом, полагая, что большинство людей «объединены сегодня скорее благодаря обольщению, а не администрированию», «нуждаются в творчестве, а не нормативном регулировании»2. Все чаще звучат идеи о патологичности норм самого общества, в котором сохранять нормальность можно только «ускольз-

1 Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 10.

2 Бауман З. Индивидуализированное обще-

ство / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.:

Логос, 2002. - С. 282.

ая в шизофрению» и «депатологизируя патологию»3. Представления о психической и социальной нормах настолько тесно переплетаются между собой, что рассматривать их в отрыве друг от друга становится крайне затруднительно. В то же время сам принцип нормативного регулирования, проблематизированный в отношении общественной жизни в целом, продолжает сохранять свою актуальность в сфере «психического», что выражается, к примеру, в юридических критериях вменяемости и дееспособности. В зависимости от интерпретации психической нормы, принимаемой за достоверную, человек может быть лишен целого ряда гражданских прав, признан неответственным за собственные действия, подвергнут принудительному медицинскому лечению и т. д. Иными словами, современные реалии общественной жизни таковы, что «избегнуть вопроса о норме уже нельзя». Главное понять, в чем же он заключается применительно к психической норме.

3 См.: Делёз Ж. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с фр. Д. Кралечкина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.

1.

Термин «психическая норма» появляется в научной литературе с начала ХХ в. в связи с включением в предмет психиатрии так называемых пограничных психических расстройств — психопатий и неврозов. Однако единая исследовательская позиция относительно возникновения проблемы психической нормы отсутствует, и более того — понимание самой сути данной проблемы разными исследователями существенно различается.

По мнению А.А. Королькова и В.П. Пет-ленко, признанных специалистов в области философско-методологических проблем медицины, «сама проблема нормы возникла как попытка отчленить объективно встречающиеся случаи уродств, аномалий от нормы»4, а теория нормы выстраивается на основании фактов патологии. С этой точки зрения проблема психической нормы — это проблема объективированных вовне аномальных психических проявлений, т. е. проблема девиантного поведения, способов его объяснения и коррекции, и существует она с архаичных времен.

«Историк безумия» М. Фуко полагает, что хотя содержание понятия «психическая норма» и конституируется на основе патологического опыта, а «опыт безумия дал начало всем видам психологии, и даже самой возможности существования психологии»5, проблема психической нормы встает лишь с возникновением психиатрии как клинической практики (конец XVIII в.), в рамках которой безумие обретает свой собственный медицинский язык, описывающий

4 Корольков А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине / А.А. Корольков, В.П. Петленко. — М.: Медицина, 1977. — С. 27.

5 Фуко М. Рождение клиники / пер. с фр. А.В. Тхостов. - М.: Смысл, 1998. - С. 293.

собственно психопатологические проявления в отличие от других форм асоциального поведения - пьянства, бродяжничества, распутства и т. п. При таком подходе проблема психической нормы понимается как проблема медицинской диагностики.

Кроме того, проблема психической нормы может рассматриваться как проблема определения и развития понятия, а историю понятия «психическая норма» можно проследить с античности, когда философами глубоко разрабатывались категории «меры», «гармонии»6 и «кразы» (правильного соотношения частей). Отсюда берут начало проблемы корреляции понятий «норма», «мера», «идеал», «стандарт», «норматив» и т. п .

Наиболее распространенная на настоящий момент позиция сформирована уже внутри самой психиатрии и связывает возникновение проблемы психической нормы с обнаружением «промежуточной полосы, которая отделяет душевное здоровье от душевной болезни», и признанием того факта, что полоса эта «оказывается необычайно широкой, а две границы, которые отделяют ее - одна от здоровья, другая от болезни, - оказываются крайне неустойчивыми и крайне неопределенными»7. При таком подходе проблема психической нормы - это в узком смысле проблема вычленения критериев, отделяющих норму от патологии, проблема соотношения медицинской (нозологической) и психологической диагностики. В широком смысле -проблема нарушения гармоничных отношений человека с миром, сопряженная с определением гражданского статуса «полубольного» человека в обществе. Рассматриваемая в таком

6 Подробнее см.: Корольков А.А. Указ. соч. — С. 9—11.

7 Ганнушкин П.Б. Постановка вопроса о гра-

ницах душевного здоровья // Современная психиатрия. — 1908. — № 2. — С. 49—50.

аспекте проблема возникает в последней трети XIX в., так как именно с этого периода появляются и получают резонанс в научном сообществе работы, говорящие об отсутствии качественных различий между нормой и патологией.

В связи с признанием психической нормы «пограничной» проблемой, начиная со второй трети ХХ в. складывается так называемый междисциплинарный подход к ее решению, суть которого применительно к изучению человека сформулировал Э. Кассирер. Он отмечал, с одной стороны, что «первостепенная важность проблемы была прочувствована во всей совокупности различных ветвей познания и исследовательской работы». С другой стороны, «соединить все эти частные аспекты не было никакой возможности», поскольку «исчезла сама возможность апелляции к некой авторитетной инстанции»8. В этом смысле проблема психической нормы — это проблема определения исходной дисциплины, с которой можно было бы соотносить наличную методологию исследования и выработанные частнонаучные критерии психической нормы.

Мы обозначили пять различных подходов к проблеме психической нормы. Однако оказывается, что даже у одних и тех же авторов нет единой позиции в отношении этой проблемы.

К примеру, М. Фуко, с одной стороны, связывает проблему психической нормы с появлением клинической методологии исследования, опирающейся на «отказ от теории» в пользу непосредственного патоло-гоанатомического наблюдения, в рамках которого проблема болезни — это проблема обнаружения ее «анатомического субстрата> или

8 Кассирер Э. Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. — С. 21—22.

«больного органа»9. Соответственно, проблема психической нормы признается существующей лишь в границах человеческого организма.

С другой стороны, М. Фуко говорит о том, что «рождение клиники» — это лишь «новый опыт болезни, предлагающий тому,

что ранее отвергалось, возможность исто-

10

рического или критического решения» . При этом «новый опыт» является таковым лишь для врача, т. е. речь идет о том, что до ХУШ в. безумия не существовало как «болезни», как медицинской проблемы. Оно было вплетено в ткань повседневной жизни и обыденного языка, что говорит не столько об отсутствии проблемы психической нормы как таковой, сколько о том, что до конца XVIII в. она существовала как социальная проблема аномального (странного) поведения.

В-третьих, Фуко говорит о том, что в чистом органико-локализационном виде проблема существовала крайне недолго, «.. .только в XVIII в., когда медицина была исключительно согласована с патологической анатомией»11. Перед тем как связать безумие с проблемой нахождения его «анатомического субстрата», уже существовала проблема типологической классификации болезней, которая требует «представлений о конфигурации болезни», понятийного определения «болезни вообще», а не только частных ее разновидностей, с которыми сталкивается врач в рамках клинической практики. Фуко говорит о том, что понятие болезни, на котором основывается сама возможность классификационной медицины, сформулировано не было, его «. наиболее существенные реквизиты

9 См.: Фуко М. Указ. соч. — С. 20—21.

10 Там же. — С. 16—17.

11 Там же. — С. 24.

можно сформулировать задним числом. Так же, как генеалогическое древо... предполагает пространство, где родство формализуемо, нозологическая таблица требует представлений о болезни, которые не являются ни сцеплением. результатов и причин, ни хронологической серией событий, ни ее видимым следом в человече-

~ 12 ской теле»12.

Итак, проблема определения понятия нормы и патологии является основополагающей, из которой вытекают «подчиненные проблемы» локализации «психического» в организме, внешних психических проявлений и т. п.

2.

При определении понятия психической нормы возникает ряд методологических затруднений. С целью выявления наиболее существенных из них мы в предельно общем виде рассмотрим основные подходы к ее определению.

Наиболее распространенный среднестатистический подход предлагает определять психическую норму «посредством среднего показателя или совокупности

~ 13

средних показателей по ряду признаков»13, включая заданный диапазон стандартных отклонений от нее в ту или иную сторону. Адаптационный подход, заимствованный медициной из биологии, к нормальным живым системам относит системы жизнеспособные (коадаптированные), адаптированные к среде и конкурентоспособные. Описательный подход предлагает раскрывать понятие нормы в соответствии с целями функционирования системы (т. е. человека) и употреблять вместо психиатрической терминологии «об-

12 Фуко М. Указ. соч. - С. 25.

13 Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. - М.: Ось-89, 2006. - С. 71.

14

щечеловеческие принципы и понятия» с целью выделить позитивные, несводимые к психопатологическим, критерии психической нормы. Социокультурно-релятивистский подход, наиболее отчетливо сформулированный антипсихиатрическим движением15, связан с абсолютизацией роли социальных факторов в возникновении психических заболеваний. Так, Р. Лэнг отмечает: «нормальность или психоз проверяются степенью схожести или несхожести двух личностей, одна из которых по общему согласию является нормальной»16, а психически нормальные люди отличаются от ненормальных лишь тем, что не уклоняются от соблюдения норм, предписанных обществом. Биопсихосоциальный подход помимо стремления к биологической адаптации предлагает учитывать установку человека по отношению к собственному состоянию, акцентирует внимание на психосоциальной составляющей нормы, критериях самооценки собственного состояниякак«больного» или «здорового»17. Функциональный подход предлагает под нормой понимать интервал «оптимального функционирования живых систем»18, а психическая норма при таком подходе будет включать в себя «... не только оптимальные процессы в организме, но и оптимальные экологические связи человека со средой, оптимальные межлюдские и другие отноше-

14 Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. - С. 9.

15 См.: Szasz T. The myth of mental illness. — New York: Harper and Row, 1961; Лэнг Р. Расколотое «Я». — СПб.: Белый кролик, 1995.

16 Лэнг Р. Расколотое «Я»: пер. с англ. — СПб.: Белый кролик, 1995. — С. 12.

17 Engel G.L. The clinical application of the bi-opsyhosocial model // Am. J. Psychiatry. — 1980. — № 137. — Р. 535—544.

18 Корольков А.А. Указ. соч. — С. 104.

ния»19. Интуитивный подход предполагает «невербальную характеристику исходного начала для сравнения полученных

20

в диагностическом процессе данных» , основан на «чувстве шизофрении»21, опирается не столько на логические критерии, сколько на опыт и квалификацию психодиагноста. Уровневый подход22 в зависимости от гипотетической вероятности наступления болезни выделяет эталонную, среднестатистичекую, конституциональную нормы, а также относит к числу нормальных состояний акцентуацию (выраженность некоторых характерологических черт) и предболезнь (состояние, в котором проявляются некоторые симптомы психических расстройств, но социальная адаптация еще сохраняется или нарушена лишь частично).

3.

Можно видеть, что рассматриваемая проблема существует как бы в двух аспектах: 1) как проблема определения одного из реальных, «налично существующих» состояний человека (истинностный аспект); 2) как проблема установления «исходного», идеального начала для сравнения с ним индивидуально человеческих данных (ценностный аспект). Кроме того, определение собственно психической нормы ускользает в терминах биологии, физиологии, статистики, социокультурных предписаний, требований к поведению и т. д.

Каковы же возможные пути решения этой проблемы? Во-первых, применитель-

19 Бочериков Н.Е. Философские вопросы психиатрии / Н.Е. Бочериков, В.П. Петленко, Е.Л. Щербина. - Киев, 1985. - С. 28.

20 Ануфриев А.Ф. Указ. соч. - С. 75.

21 Schwartz M. Pathological Selves / M. Schwartz, O. Wiggins. - Philadelphia, 2000. - Р. 267.

22 Семичев С.Б. Предболезненные психиче-

ские расстройства. - Л.: Медицина, 1987.

но к определению психической нормы противопоставление истинностных и ценностных суждений не совсем правомерно. Более того, само это противопоставление в теоретическом стиле мышления существовало далеко не всегда. Оно появляется лишь в 60-е гг. XIX в. у Г. Когена и получает предельное выражение в трудах баденской школы неокантианства. До разделения «истины» и «ценности» проблема психической нормы существовала преимущественно как социальная проблема. С выделением различия в методологии «наук о природе» и «наук о духе» психическая норма как медицинская естественно-научная проблема, в которой норма признается столь же реальной, сколь реален биологический вид, начинает рассматриваться в истинностном аспекте. Если же исходным признается «процесс распознавания... на основе известной диагносту системы понятий как подведение обследуемого... под общий тип.»23 — в ценностном.

По сути, проблема разведения истинностных и ценностных суждений — это проблема исходного пункта сопоставления мысли и предмета. Как отмечает А.А. Ивин24, если мысль соотносится с предметом — проблема существует в истинностном аспекте, если предмет с мыслью — в ценностном. К примеру, план, не соответствующий дому, является ложным, а дом, не соответствующий плану, — плохим.

Возникает вопрос: что с чем соотносится в установлении психической нормы? Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «исходно отношение не мысли к ее объекту, а действия человека и объекта, изначален

23 Ануфриев А.Ф. Указ. соч. — С. 37.

24 Ивин А.А. Ценности в научном познании / под ред. Д.П. Горского // Логика научного познания. - М.: Наука, 1987. - С. 247.

~ 25

этот контакт двух реальностей»25, взаимодействие человека с действительностью как «сопротивляющейся действиям человека». Иными словами, соотнесенность человека (включая его психическую деятельность) и мира должна рассматриваться как некая целостность, содержащая в себе потенциал возможных событий. На наш взгляд, это именно тот ракурс, в котором и существует проблема психической нормы. Именно потому, что проблема находится в «потенциальном состоянии», актуализирует которое лишь индивидуальный человек, и потому его наличие в интерпретации психической нормы незаместимо, понятие психической нормы как бы ускользает от определения, а проблемы психической нормы не существует как внутренней проблемы «психического» вне связей человека с окружающим миром. Это, скорее, личностная проблема способа соединения человека с миром, его бытия в нем.

Значит ли это, что психическая норма неопределима в принципе? Ответ, скорее, следует искать в том, что же отличает собственно «психическую» норму от других разновидностей нормы. Прежде всего, это установка человека в отношении собственного состояния. Если социальная норма всегда предписательна, внеконтекстно-теоретична, то психическая норма может быть индивидуально-контекстной, определять состояние человека по отношению к самому себе.

Это подразумевает возможность определения понятия психической нормы с позиций «внутреннего реализма», согласно которому мы можем что-либо утверждать о мире лишь в пределах определенной концептуальной схемы, задаваемой конструк-

25 Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. - С. 5.

ционными принципами «внутреннего наблюдателя», а не «точкой зрения Бога». Поэтому истина всегда будет неотделима от ценности26. В данной позиции, на наш взгляд, можно выделить два уровня, исходя из совокупности которых может быть выстроен методологический каркас определения психической нормы: реализм биологический (выживание) и реализм ментальный или коммуникативный (согласованность теорий, мнений, убеждений).

Итак, психически нормальным должен быть признан человек, состояние которого удовлетворяет критериям:

1) жизнеспособности, понимаемой нами как способность к самостоятельному поддержанию и увеличению степени своей упорядоченности в среде с меньшей степенью упорядоченности;

2) холистичности — способности к взаимосвязи уровней системы, объединению их в некую мировоззренческую целостность;

3) когерентности — способности к непротиворечивому соотнесению различных «слоев бытия» (системных уровней): биологического, психического, социального, духовного;

4) критичности по отношению к собственному состоянию. Этот критерий, на наш взгляд, должен быть признан системообразующим в разграничении нормального и патологического состояний, а также иметь принципиальную значимость в дифференциации пограничных состояний, к которым относятся в числе прочих состояния, не отвечающие критериям когерентности и холистичности.

Иными словами, до тех пор, пока человек способен распознать некогерентность или нехолистичность своего мировоззре-

26 См.: Putnam H. Reason, Truth and History. — Cambridge University press, 1981. — P. 49—50.

ния (т. е. находится в состоянии, которое самим «внутренним наблюдателем» оценивается как неравновесное, противоречивое, фрагментарное и т. п.) и имеет намерение и осуществляет целенаправленные действия по устранению этих проблем, он будет находиться в состоянии психической нормы.

Литература

Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз / А.Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2006. -192 с.

Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.

Бочериков Н.Е. Философские вопросы психиатрии / Н.Е. Бочериков, В.П. Петленко, Е.Л. Щербина. - Киев, 1985. - С. 28.

БратусьБ.С. Аномалии личности / Б.С. Бра-тусь. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.

Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. -1997. - № 5. - С. 3-19.

Ганнушкин П.Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья / П.Б. Ганнушкин // Современная психиатрия. - 1908. -№ 2. - С. 49-61.

Делёз Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с фр. Д. Кралечкина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

Ивин АА. Ценности в научном познании / А.А. Ивин; под ред. Д.П. Горского //

Логика научного познания. — М.: Наука, 1987. — С. 230-258.

Корольков АА. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине / А.А. Корольков, В.П. Петленко. — М.: Медицина, 1977. — 393 с.

Кассирер Э. Опыт о человеке / Э. Касси-рер; пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. — С. 3—30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лэнг Р. Расколотое «Я»: пер. с англ. / Р. Лэнг. — СПб.: Белый кролик, 1995. — 352 с.

Рубинштейн СЛ. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — М.: Наука, 1997. — 190 с.

Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства / С.Б. Семичев. — Л.: Медицина, 1987. — 184 с.

Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко; пер. с фр. А.В. Тхостов. — М.: Смысл, 1998. — 310 с.

Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс; пер. с нем. Л.О. Акопян. — М.: Практика, 1997. — 1056 с.

Engel G.L. The clinical application of the biop-syhosocial model / G.L. Engel // Am. J. Psychiatry. — 1980. — № 137. — Р. 535—544.

Putnam H. Reason, Truth and History / H. Putnam. — Cambridge University press, 1981. — Р. 1—21.

Schtt>art.z M. Pathological Selves / M. Schwartz, O. Wiggins. — Philadelphia, 2000.

Szasz T. The myth of mental illness / T. Szasz. — New York: Harper and Row, 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.