Научная статья на тему 'Псалмы Давида: структура, содержание и основные темы'

Псалмы Давида: структура, содержание и основные темы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1796
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Псалмы Давида: структура, содержание и основные темы»

Юлия Будман

Псалмы Давида: структура, содержание и основные темы

На протяжении тысячелетий Библия оказывала и продолжает оказывать огромное воздействие на жизнь, чувства и мысли человека. Но, бесспорно, самой влиятельной, популярной и действенной среди сочинений ТаНаХа является книга Псалтырь.

Об этом свидетельствует тот факт, что подражание псалмам, попытки пополнения их числа начались очень давно. Среди ранних подражаний можно отметить «Гимны» (всего около 35 сочинений), найденные среди Кумранских свитков и датируемые II в. до н.э.1, апокриф «Псалмы Соломона» (I в. до н.э.)2.

С тех пор и в еврейской, и в христианской среде продолжается почти непрерывная творческая работа: Псалмы Давида всегда вдохновляли человечество на создание гимнов, молитв, песен, стихотворений. В подражании книге Псалтырь написаны, например, «Сиониды» Йехуды Галеви, еврейского поэта, творившего в IX в. в Испании3, «Кюльпсал-тырь» немецкого поэта-мистика К. Кульмана, созданный в 1684-1686 гг.

В чем же заключается причина особого воздействия псалмов на человека?

Мартин Лютер в предисловии к собранию своих стихотворений писал, что «в книге Псалтырь каждый находит псалмы и слова, соответствующие условиям, в которых он пребывает, и отвечающие его нуждам, как будто они сочинены исключительно для него»4.

Книга Псалтырь, в глобальном смысле, - это личный разговор между человеком и Богом. Именно это качество и делает Псалмы Давида актуальными и сегодня.

В данной статье будут рассмотрены структура, содержание и основные темы этой необыкновенной книги.

| 1. Название

£ со

8 Книга Псалтырь является первой книгой третьего раздела ^ ТаНаХа - Писаний (на иврите □1Т1ГО /кэШЫш/). | На древнем иврите книга Псалтырь называется П'^ПГ / | tэкИИш/ (в русской транскрипции - Тегилим). Грамматически ^ это множественное число от слова, П^ПГ /tэhilla/ имеющего в а ТаНаХе значение «прославление», «славословие», «песня». * В Септуагинте древнееврейское слово П^ПГ было точно з передано греческим словом Ч'аХдо^ /р8а1шо8/, имеющим зная чение «песня, исполняемая под аккомпанемент инструмента ^ псалтерион (лиры)», «гимн». А собрание гимнов, соответственно, ВирХо^ ^а\|Д01 («Книга псалмов») или yaХт^pюv ^ («Псалтырь»)5. Из Септуагинты эти названия перешли в Русский Синодальный перевод Библии и закрепились в нем.

2. Авторство

Согласно еврейской традиции, создание книги Псалтырь приписывается царю Давиду, правившему в Израиле в X веке до н.э6.

Какова же в действительности связь между Давидом, как исторической личностью, и книгой, названной его именем?

ТаНаХ повествует о Давиде не только как о храбром юном пастухе, не только как о царе, но и как о поэте и музыканте. Так, в 1 Цар 16:16, 22-23; 18:10 Давид описан, как «человек, искусный в игре на гуслях». Также в Библии приводятся поэтические тексты, соотнесенные с именем Давида, которые во многом перекликаются с Псалмами. Примером может являться 2 Цар 22, эта глава представляет собой хвалебный гимн на избавление от врагов. Помимо этого, заглавие ряда псалмов (73 из 150) ^v;i~}/lэdawid/ традиционно переводится и понимается как указание на авторство («принадлежащий Да-

Ьч »2

•ч

виду»)7. Все вышеизложенное позволяет сделать предположение, что Давид действительно сыграл значительную роль в истории еврейской религиозной лирики. Современная би-блеистика соглашается с тем, что этот израильский царь мог выступить в качестве автора некоторых псалмов или собирателя текстов, написанных до него8. Но приписывать ему создание всей книги было бы ошибочным, хотя бы потому, что ка наряду с Давидом в книге Псалтырь упоминаются и другие авторы: с

Асаф - ему приписывается около 12 псалмов; »

Сыновья Корея (Койраха) - 11 псалмов; к

Моисей (Моше) - еврейские комментаторы приписывают ас ему авторство 11 псалмов (90-100)9, в Синодальном переводе | указан только один псалом - 8910;

Эйтан - один псалом; |

Соломон (Шломо) - один псалом. Авторы еще части псалмов не указаны. Имя Асафа упоминается не только в книге Псалтырь, но и в Ездр 2:41, и в Неем11:17, как имя рода левитов.

Помимо этого, в некоторых псалмах повествуется о разрушении Храма, о вавилонском плене и о возвращении из него. Это Пс 7911, начинающийся словами: «Всесильный! Вошли язычники в удел Твой, осквернили святой Храм Твой, Иерусалим превратили в развалины! », Пс 137 - «У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион. Ибо там пленившие нас требовали от нас песнопений» и Пс 126 - «Когда возвращал Бог пленников Сиона, были мы точно грезящие во сне».

Данный факт свидетельствует о том, что книга Псалтырь продолжала пополняться и после смерти царя Давида в более позднее допленное время, во время вавилонского плена (примерно 586-656 гг. до н.э.)12 и, возможно, после него.

3. Структура книги

Книга Псалтырь содержит 150 псалмов, однако существу-

ют свидетельства, что в разные времена текст книги членил-

ся различно. В аморайских13 источниках упоминаются 147 библейских псалмов. Помимо этого есть рукописи, в которых текст делится на 148, 149 и даже 170 псалмов. В разных версиях отличается не только количество псалмов, но и сти-ыт хов. Так, согласно таннайской14 традиции, книга насчитыва-еск ет 5896 стихов, тогда как согласно западной масоретской15 8 традиции, - 2527, а восточной - 2524 стиха (в масоретской кие традиции, в отличие от таннайской, под стихом понимались | более крупные текстовые единицы). Но эти различия отно-сси сятся только к членению, сам же текст идентичен во всех

лас версиях16.

а За основу для последующих изданий книги Тегилим был

* взят западный масоретский текст17.

мыс Нумерация псалмов в масоретском тексте и в Септуагинте

а; также не совпадает. Различие нумерации отражено в следую-

аск щей таблице.

е р

в

Ч Различие нумерации псалмов

Масоретский текст Септуагинта

1-8 1-8

9-10 9

11-113 10-112

114-115 113

116:1-9 114

116:10-19 115

117-146 116-145

147:1-11 146

147:12-20 147

148-150 148-150

Из таблицы видно, что некоторые псалмы в Септуагинте были объединены, а другие, напротив, разбиты на два разных. Этот факт еще раз доказывает существование различных членений текста книги Псалтырь на протяжении времени.

Помимо этого, Септуагинта содержит дополнительный 151 псалом, который также присутствует в католическом и

Ьч »2

•ч

православном канонах с примечанием: «У евреев этого псалма нет, он переведен с греческого». Однако, среди Кумран-ских рукописей имеется свиток, содержащий часть псалмов из ТаНаХа, включая 151 псалом на древнееврейском языке. Следовательно, этот псалом все же был у евреев, но, по каким-то соображениям, не был включен в канон18. Заглавие 151 псалма: «Псалом Давида на единоборство с Голиафом»19. | Этот псалом кратко излагает историю избрания Давида царем Израиля и имеет параллели с 1 Цар 16; 17 и Пс 78:70-72. с Для сравнения: Пс 151:4 «Он [Господь] послал вестника свое- » го и взял меня [Давида] от овец отца моего, и помазал меня к елеем помазания Своего» и Пс 78:70-72 «Давида избрал, раба с Своего, взял его от загонов овечьих, и от дойных привел его | пасти Иакова, народ Его Израиль, наследие Его». К

Масоретский текст книги Псалтырь делится на пять мень- § ших книг:

съ

Первая книга: псалмы 1-41; с

Вторая книга: псалмы 42-72; ы

Третья книга: псалмы 73-89;

Четвертая книга: псалмы 90-106;

Пятая книга: псалмы 107-150.

В Септуагинте и в Синодальном переводе Библии это деление отсутствует.

Каждая из первых четырех книг в масоретском тексте отделяется от предыдущей доксологией - стандартной формулой хвалы Богу (как правило, в Псалмах это фраза «Благословен Бог»). Доксологиями являются следущие стихи: 41:14, 72:18-20, 89:53, 106:48. Пятая книга не имеет завершающей ее доксологии. По-видимому, псалом 150 рассматривался как доксология к книге Тегилим в целом. Возможно, в древности существовало пять отдельных сборников псалмов, которые позднее были собраны в одну книгу20.

Но есть и другое, мнение, что книга Тегилим существовала как единый текст и лишь затем была разделена на пять частей, по-видимому, в подражание Пятикнижию. На это указывает один комментарий эпохи Талмуда, в котором сказано: «Как Моше (Моисей) дал Израилю пять книг Торы, так Давид дал Израилю пять книг псалмов»21. Поэтому в некоторых молит-

вах, которые произносятся после чтения книги Тегилим, есть фраза о том, что каждая из пяти книг псалмов соотносится с определенной книгой Пятикнижия:

Первая книга соответствует книге /ЬэгёШ/ (Бытие, в

ыт Синодальном переводе); | Вторая - книге ЛТО^ ¡ЗэтоМ (Исход);

8 Третья - книге 1м>ауу1цга1 (Левит);

» Четвертая - книге 1Ьэт1фаг1 (Числа);

| Пятая - книге □'"□7 ШэЬапт! (Второзаконие)22.

| Ученые-библеисты полагают, что наиболее древней яв-

ла ляется первая книга псалмов. Именно с нее и началось со-а ставление книги Псалтырь. Лингвистический анализ позво-* ляет датировать эту книгу периодом Первого Храма, и более мыс того - периодом Объединенного Израильского царства, то а; есть периодом правления царя Давида и его сына Соломо-^ на23. Все псалмы этого сборника, за исключением 1, 2, 10 и 33, | соотнесены с Давидом.

^ Вторая и третья книги более поздние. Их основу составля-

ют «левитские» псалмы (42-49,84-85,87-88 - псалмы сынов Кореевых и 50, 73-83 - псалмы Асафа).

Псалмы Асафа содержат аллюзии на разрушение Храма и Иерусалима и на вавилонский плен: например, Пс 74:6,7 -«Предали [враги] огню святилище Твое, осквернили обитель имени Твоего, всю резьбу разбили молотами и топорами», псалом 80, в котором рефреном звучит призыв: «Всесильный, возврати нас, да воссияет лик Твой, и мы будем спасены!»24.

Кроме того, псалмы Асафа имеют параллели с книгами пророков. Например, в Пс 50 описывает суд Богом Его народа за то, что Израиль служит Ему только внешне, забывая о сути служения. И в книге пророка Исайи 1: 11-18 мы находим тот же мотив.

Историки полагают, что книга Исайи создавалась примерно с 753 по 687 гг25. Все это свидетельствует о более позднем происхождении второй и третьей книги псалмов.

Четвертая и пятая книги объединяются учеными в один, наиболее поздний сборник. Этот сборник отличает то, что большинство входящих в него псалмов не имеет указания на авторство26. Помимо этого, пятая книга содержит аллюзии на

возвращение из плена (псалом 126), что дает некоторым ученым основание датировать эти книги периодом Второго Храма.

Псалмы, связанные с именем Давида, присутствуют во всех пяти разделах, что придает книге структурную целостность и делает ее, не просто пятью сборниками под одной р

обложкой, но единым произведением. §<

с

*

м

4. Жанровая классификация с

и основные темы псалмов »

к

В отличие от классификации псалмов по времени написа- | ния и авторству, их жанровая классификация является не- | сколько затруднительной, так как в книге Тегилим не суще- ск ствует абсолютно «чистых» в жанровом отношении псалмов. § Внутри одного произведения могут переплетаться различные 3 мотивы. Просьбы перемежаются со славословием, настрое- с ние крайней безысходности и отчаяния - с надеждой на из- | бавление и уверенностью в победе. Как, например, в Пс 56: «Помилуй меня, Всесильный, ибо хотят поглотить меня; каждый день неприятель теснит меня. Враги мои каждый день ищут поглотить меня, ибо много неприятелей у меня. В день страха я на Тебя уповал, на Всесильного, восхвалю я слово Его. На Всесильного уповаю я - не боюсь: что сделает мне плоть?». Такой стиль написания рисует живую картину непосредственного общения между человеком и его Творцом, картину частой смены человеческих эмоций. Это делает книгу Псалтырь близкой и понятной ее читателям.

В современной библеистике существует несколько жанровых классификаций псалмов, в том числе самая известная -немецкого богослова-библеиста И. Гункеля27.

Но некоторые авторы, в частности Й. Вейнберг, полагают, что любая попытка классифицировать псалмы по жанрам или по содержанию субъективна и обусловлена подготовленностью исследователя, его взглядами и т.п28.

Не смотря на размытость жанровых границ псалмов, некоторые общие направления все же можно выделить, попытка чего и была сделана в данной статье:

Псалмы-размышления и нравоучения (дидактические)29;

Псалмы-просьбы и плачи;

Псалмы-славословия.

ы

| 4.1 Псалмы-размышления и нравоучения

те Большинство псалмов содержит в себе элементы размыш-ие ления или нравоучения. Иногда это отражено уже в заглавии ске псалма, как, например, «Благоразумное наставление Асафа» з или «Нравоучение Давида». В Пс 77:7 Асаф говорит: «Я бесе-лас дую с сердцем моим, и дух мой ищет ответа». О чем же раз* мышляет автор Псалмов?

л Центральная тема книги Псалтырь - взаимоотношения

з человека и Бога. Автор рассуждает о том, какой человек уго-^ ден, приятен Богу. Ответ на этот вопрос - тот, кто стремится § к непорочности30. Поэтому с первых же строк книги Псалтырь звучит мотив противопоставления участи грешника и ^ праведника (Пс 1:3-4 Праведник - «И будет он, как дерево, посаженное у потоков вод, которое плод свой приносит в свое время, и лист которого не вянет. И во всем, что он будет делать,- преуспеет». Нечестивый - «Не так - злодеи, подобны они мякине, уносимой ветром. Поэтому не устоят злодеи на суде, и грешники - в собрании праведников»).

Но всегда ли праведник вознагражден, а грешник наказан? Очевидно, что нет. В Пс 10:1 автор спрашивает: «Почему, Бог, стоишь Ты вдали, закрываешь глаза во времена бедствия?». Так в книге Псалтырь появляется другая важная тема. Тема молчания Бога. Вопрос, почему Бог молчит, когда Его народ страдает, почему Он оставляет творящих беззаконие ненаказанными, с давних пор не давал покоя как философам, так и простым людям, оказавшимся в трудной ситуации. Екк 9:2: «Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы, как добродетельному, так и грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На эту тему размышляет и Асаф в 73 псалме: «Нет им [злодеям] страданий при смерти их, крепки они, как дворец. В трудах человеческих их нет, с прочими людьми ударам не

подвергаются. Вот эти злодеи и благоденствующие мира сего умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и руки мои омывал в чистоте. Я бывал поражаем всякий день, страдал по утрам. И думал я, как бы мне уяснить это, но несправедливостью оно казалось в глазах моих». р

Многие люди в тот или иной момент, подобно Асафу, за- с даются вопросом: «А стоит ли продолжать жить честно и при § этом страдать, когда люди, нарушающие закон, безнаказанно ^ живут в свое удовольствие?». Подобно автору 73 псалма они с восклицают: «Где справедливость?!». Как же решает для себя » эту философскую проблему псалмопевец? к

Стихи 17-28: «Доколе не вошел я в святилища Бога, не с понял я последствия их. На скользких путях поставил Ты их | [грешников], чтобы низвергнуть их в пропасть. Ибо вот, уда- К ляющиеся от Тебя исчезнут. Ты истребляешь отступающего § от Тебя. А мне приятна близость ко Всесильному. На Господа 3 Бога возложил я упование мое». с

Итак, стоит ли прилагать усилия, чтобы «очищать сердце | свое» и «охранять пути свои, чтобы не грешить»31, тогда как злодеи благоденствуют? Ответ псалмопевца на этот вопрос: «Стоит!». Потому что человек, надеющийся на свое богатство, «не сможет дать Всесильному выкупа за себя. Праведника же прославлять будут, ибо он улучшил путь свой»32.

Другая, не менее важная тема псалмов-размышлений -тема Учения, тема Торы. Слово Бога сравнивается с великим богатством33, а также со светильником, который освещает путь, и без которого человек заблудится34.

Книга Псалтырь рисует портрет человека, который «ищет Бога всем сердцем своим». Познание и исполнение заповедей Всевышнего стало для него смыслом жизни, постоянным занятием и увлечением. Тора - неизменный предмет его беседы. Такой человек не просто изучает Тору, чтобы пополнить свои знания, но старательно «охраняет пути свои, чтобы не грешить». И делает он это не ради получения награды, а просто из любви к слову Бога. Автор книги Псалтырь называет такого человека счастливым35.

Среди псалмов-размышлений и нравоучений можно выделить псалмы Асафа, а именно псалмы 73-83. Это группа псал-

мов интересна тем, что она построена как воспоминания. В псалме 77:6 Асаф говорит: «Я размышляю о днях прежних, о летах веков минувших». Эти псалмы, в особенности 78, представляют собой краткое изложение истории еврейского на-ыт рода, от исхода из Египта до начала правления царя Давида. | Асаф вспоминает о тех чудесах, которые Всевышний сотво-8 рил для Своего народа на протяжении многих лет, и сожале-кие ет о том, что эти чудеса ничему не научили Израиль. Народ | Божий продолжал изменять союзу с Господом и «обращаться сси назад, как неверный лук». Эти псалмы были написаны в нала ставление «грядущему поколению», то есть современникам а псалмопевца и их потомкам, «чтобы не были они подобны * отцам своим, поколению неверному и мятежному, которое мыс не настроило сердце свое и осталось неверным Всесильно-а; му духом своим». В этом проявляется дидактика псалмов-аск нравоучений.

>3

е р

в

4 4.2 Псалмы-просьбы и плачи

Большая часть псалмов-просьб направлена на избавление от врагов, покаяние в грехах и просьбы о милости.

Псалмы-просьбы можно подразделить на личные (в которых псалмопевец молится за себя) и общенародные (молитва за весь народ)36. «Общенародные» псалмы начинают появляться в третьей книге псалмов и далее. Это молитвы за избавление Израиля от его врагов, за возвращение из плена, покаяние в грехах всего народа. Пс 83; 85: «Боже, не премол-чи, не безмолствуй, не оставайся в покое, ибо вот, враги Твои шумят и ненавидящие Тебя голову подняли. Против народа Твоего составили коварный умысел, совещаются против хранимых Тобою» и «Бог! Возжелал бы Ты землю Твою, возвратил бы плен Иакова. Простил бы грех народа Твоего, покрыл бы все проступки его».

4.3 Псалмы-славословия Как уже было сказано выше, название книги Тегилим переводится на русский язык как «славословия», «прослав-

ления». Это определяет основное настроение книги. Хвала Богу звучит везде, даже в самых печальных псалмах. Почему? Просто потому, что Он один достоин поклонения. Пс 147:1 «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно,- хвала подобающая». Прославление Бога восприни- р мается автором Псалтыри как приятное занятие. В Пс 149 с псалмопевец призывает все творение хвалить Господа, пото- ^ му что «имя Его единого превознесено, слава Его на земле и м на небесах». Конечно, автор Псалмов часто благодарит Бога с за те милости, которые Он ему явил («Благословен Бог, Кото- » рый не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости к Своей»37). Но все же основным в книге является мотив по- с клонения Богу, просто потому что Он - Всевышний, Великий | Царь, и достоин хвалы. К В заключение хотелось бы отметить, что книга Псалтырь § написана от первого лица, как разговор между псалмопевцем | и Богом (или как обращение псалмопевца к аудитории), что с позволяет каждому, кто читает Псалмы, почувствовать, что | он сам лично общается со своим Творцом. Это качество и делает Тегилим уникальной книгой.

1 Вейнберг Й. Введение в ТаНаХ. Писания. М., 2005. С. 317.

2 Там же. С. 14.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же. С. 16.

6 Маркиш Ш. Господь - сила моя. http://mystudies.narod.ru/bible/ot/psalms/ markish2003.html/

7 Вейнберг Й. Введение в ТаНаХ. Писания. С. 18.

8 Маркиш Ш. Господь - сила моя. http://mystudies.narod.ru/bible/ot/psalms/ markish2003.html/

9 Тегилим: Пер. с ивр. М., 2005. С. 112.

10 По Синодальному переводу. О различиях в нумерации псалмов в масо-ретском тексте и в Синодальном переводе см. ниже.

11 Нумерация псалмов в статье дается по масоретскому тексту.

12 Даули Т. Библия в цифрах и фактах. М.: Российское Библейское общество, 2003. С. 14.

13 Амораи - создатели Гемары (протокола обсуждения Мишны), действовавшие в период после завершения Мишны, вплоть до завершения Иерусалимского и Вавилонского Талмуда (Ш-У вв. н.э.).

<s

S

а а,

Таннай (от арам. itnii - «повторять», «изучать», «учить») - титул законоучителя, составителя Мишны в Эрец-Исраэль в период с начала деятельности Иуды а-Наси, до завершения Мишны.

Масореты - еврейские ученые, составившие систему огласовок в VIII-X вв. н.э.

Электронная еврейская энциклопедия. http: //www.eleven.co.il/?mode=art icle&id=13342&query=/

Вейнберг Й. Введение в ТаНаХ. Писания. С. 17. Там же. С. 16.

Библия с неканоническими книгами. М.: Российское Библейское общество, 2002. С. 596.

Электронная еврейская энциклопедия. http: //www.eleven.co.il/?mode=art icle&id=13342&query=/

Мидраш Тегилим 1:2, цит. по Вейнберг Й. Введение в ТаНаХ. Писания. С. 22.

Тегилим. С. 181.

Электронная еврейская энциклопедия. http: //www.eleven.co.il/?mode=art icle&id=13342&query=/

Текст псалмов цитируется по Тегилим: Пер. с ивр. М.: Шамир, 2005. Даули Т. Библия в цифрах и фактах. С. 9.

Электронная еврейская энциклопедия. http: //www.eleven.co.il/?mode=art icle&id=13342&query=/

Маркиш Ш. Господь - сила моя. http://mystudies.narod.ru/bible/ot/psalms/ markish2003.html/

Вейнберг Й. Введение в ТаНаХ. Писания. С. 23.

Там же. С. 23.

Пс 15.

Пс 39:1.

Пс 49:8, 19.

Пс 19:11; 119:72, 127.

Пс 119: 105.

Пс 119.

Вейнберг Й. Введение в ТаНаХ. Писания. С. 23. Пс 66:20.

14

15

16

19

20

21

24

27

28

29

30

33

34

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.