Научная статья на тему 'ПРЯСЛИЦА ИЗ НЕКРОПОЛЯ ЖУЖАНСКОГО ВРЕМЕНИ КОМПЛЕКСА ЧОБУРАК-I (СЕВЕРНЫЙ АЛТАЙ)'

ПРЯСЛИЦА ИЗ НЕКРОПОЛЯ ЖУЖАНСКОГО ВРЕМЕНИ КОМПЛЕКСА ЧОБУРАК-I (СЕВЕРНЫЙ АЛТАЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛТАЙ / БУЛАН-КОБИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЯСЛИЦЕ / ПОГРЕБЕНИЕ / ИНВЕНТАРЬ / АНАЛОГИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ХРОНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегин Н. Н., Тишкин А. А., Матренин С. С., Паршикова Т. С.

Статья посвящена введению в научный оборот и интерпретации редких находок из объектов булан-кобинской культуры комплекса Чобурак-I. Данный разновременной памятник, расположенный в Чемальском районе Республики Алтай, на протяжении нескольких лет исследуется археологической экспедицией Алтайского государственного университета. Предметы, рассматриваемые как пряслица, обнаружены в составе сопроводительного инвентаря двух женских погребений жужанского времени (вторая половина IV - первая половина V в. н.э.), которые выявлены в ходе раскопок курганов № 32а и 34. Анализируемые изделия представляют собой каменные грузики в виде диска со сквозным отверстием. Оба пряслица орнаментированы резными линиями. В статье приведена информация о специфике расположения публикуемых экземпляров в захоронениях, осуществлено их морфологическое описание, послужившее основой для разработанной классификации. Представлен опыт сопоставления таких изделий с известными предметами аналогичного функционального назначения из других погребальных памятников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени. Установлено, что пряслица, подобные находкам из некрополя Чобурак-I, бытовали в вещевом комплексе населения булан-кобинской культуры в период со второй половины III в. до первой половины V в. н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Серегин Н. Н., Тишкин А. А., Матренин С. С., Паршикова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPINDLES FROM THE NECROPOLIS OF ROURAN TIME OF CHOBURAK-I COMPLEX (NORTH ALTAI)

The article is devoted to the introduction into scientific discourse and interpretation of spindles from the objects of the Bulan-Koby culture of the Choburak-I complex. This multitemporal site, located in the Chemal region of the Altai Republic, has been investigated for several years by an archaeological expedition of the Altai State University. Objects interpreted as spindles were found in the accompanying inventory of two female burials of the Rouran period (2nd half of the 4th - 1st half of the 5th centuries AD), revealed during the excavations of burial mounds 32a and 34. The analyzed items are stone weights in the form of a disc with a through hole. One spindle is ornamented with carved lines that form a pattern resembling a «star», the other - with a closed carved line in the form of a circle with rays radiating from it. The article provides information on the specifics of the location of these specimens in burials, carried out a morphological description of the finds, made a classification, and also presented the experience of comparing them with known objects of this functional purpose from other Altai burial sites of the Xiungnu-Xianbei-Rouran period. It has been established that spindles, similar to those from the Choburak-I necropolis, existed in the subject complex of the population of the Bulan-Koby culture in the period from the 2nd half of the 3rd to the 5th centuries AD.

Текст научной работы на тему «ПРЯСЛИЦА ИЗ НЕКРОПОЛЯ ЖУЖАНСКОГО ВРЕМЕНИ КОМПЛЕКСА ЧОБУРАК-I (СЕВЕРНЫЙ АЛТАЙ)»

УДК 902/904

DOI: 10.14258/nreur(2021)2-05 Н. Н. Серегин

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия) А. А. Тишкин

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия) С. С. Матренин

Барнаульский юридический институт МВД РФ, Барнаул (Россия) Т. С. Паршикова

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)

ПРЯСЛИЦА ИЗ НЕКРОПОЛЯ ЖУЖАНСКОГО ВРЕМЕНИ КОМПЛЕКСА ЧОБУРАК-I НЕВЕРНЫЙ АЛТАЙ)

Статья посвящена введению в научный оборот и интерпретации редких находок из объектов булан-кобинской культуры комплекса Чобурак-I. Данный разновременной памятник, расположенный в Чемальском районе Республики Алтай, на протяжении нескольких лет исследуется археологической экспедицией Алтайского государственного университета. Предметы, рассматриваемые как пряслица, обнаружены в составе сопроводительного инвентаря двух женских погребений жужанского времени (вторая половина IV — первая половина V в. н.э.), которые выявлены в ходе раскопок курганов № 32а и 34. Анализируемые изделия представляют собой каменные грузики в виде диска со сквозным отверстием. Оба пряслица орнаментированы резными линиями. В статье приведена информация о специфике расположения публикуемых экземпляров в захоронениях, осуществлено их морфологическое описание, послужившее основой для разработанной классификации. Представлен опыт сопоставления таких изделий с известными предметами аналогичного функционального назначения из других погребальных памятников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени. Установлено, что пряслица, подобные находкам из некрополя Чобурак-I, бытовали в вещевом комплексе населения булан-кобинской культуры в период со второй половины III в. до первой половины V в. н.э.

Ключевые слова: Алтай, булан-кобинская культура, пряслице, погребение, инвентарь, аналогия, классификация, хронология.

N. N. Seregin

Altai State University, Barnaul (Russia) A. A. Tishkin

Altai State University, Barnaul (Russia) S. S. Matrenin

Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Barnaul (Russia)

T. S. Parshikova

Altai State University, Barnaul (Russia)

SPINDLES FROM THE NECROPOLIS OF ROURAN TIME OF CHOBURAK-I COMPLEX (NORTH ALTAI)

The article is devoted to the introduction into scientific discourse and interpretation of spindles from the objects of the Bulan-Koby culture of the Choburak-I complex. This multitemporal site, located in the Chemal region of the Altai Republic, has been investigated for several years by an archaeological expedition of the Altai State University. Objects interpreted as spindles were found in the accompanying inventory of two female burials of the Rouran period (2nd half of the 4th — 1st half of the 5th centuries AD), revealed during the excavations of burial mounds 32a and 34. The analyzed items are stone weights in the form of a disc with a through hole. One spindle is ornamented with carved lines that form a pattern resembling a «star», the other — with a closed carved line in the form of a circle with rays radiating from it. The article provides information on the specifics of the location of these specimens in burials, carried out a morphological description of the finds, made a classification, and also presented the experience of comparing them with known objects of this functional purpose from other Altai burial sites of the Xiungnu-Xianbei-Rouran period. It has been established that spindles, similar to those from the Choburak-I necropolis, existed in the subject complex of the population of the Bulan-Koby culture in the period from the 2nd half of the 3rd to the 5th centuries AD.

Key words: Altai, Bulan-Koby culture, spindle, burial, inventory, analogy, classification, chronology.

Серегин Николай Николаевич, доктор исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected]

Тишкин Алексей Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected]

Матренин Сергей Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Барнаульского юридического института МВД России, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected]

Паршикова Татьяна Сергеевна, кандидат исторических наук, заместитель директора Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected] Seregin Nikolay Nikolaevich, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Archeology, Ethnography and Museology of Altai State University, Barnaul (Russia). Contact address: [email protected]

Tishkin Alexey Alexeevich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Archeology, Ethnography and Museology of Altai State University, Barnaul (Russia). Contact address: [email protected]

Matrenin Sergey Sergeevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the History and Philosophy of Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Barnaul (Russia). Contact address: [email protected] Parshikova Tatiana Sergeevna, Candidate of Historical Sciences, Vice-Director of the Museum of Archaeology and Ethnography of Altai at Altai State University, Barnaul (Russia). Contact address: [email protected]

Введение

В результате раскопок некрополей булан-кобинской культуры Алтая хуннуско-сянь-бийско-жужанского времени (II в. до н. э. — V в. н.э.) к настоящему времени сформирована достаточно разнообразная коллекция орудий, связанных с различными сферами производства. Среди зафиксированных изделий сравнительно немногочисленными являются предметы, демонстрирующие развитие ткачества у населения региона. Найдены так называемые пряслица, которые представляют собой грузик (в виде диска, цилиндра или шарика со сквозным отверстием), насаживаемый на веретено для придания ему устойчивости и равномерного (инерционного) вращения. Данное функциональное назначение подобных изделий подтверждают находки сохранившихся деревянных палочек с аналогичными «утяжелителями» в погребальных памятниках первой половины I тыс. н. э. из Семиречья, Восточного Приаралья, Тувы, Восточного Туркестана [За-днепровский, 1992: табл. 31.-25; Мандельштам, Стамбульник, 1992: табл. 81.-20; Синь-цзян-Уйгурский автономный районный музей... 1998: рис. 10.-3;14.-2—3]. Еще более убедительно использование таких изделий в качестве «маховиков» деревянных веретен демонстрируют находки из комплексов VIII-III вв. до н.э., исследованных в Синь-цзяне [Шульга, 2010: 127-131]. Менее однозначной является интерпретация похожих артефактов из археологических материалов раннего Средневековья Алтае-Саянского региона и сопредельных территорий. Исследователи рассматривают небольшие керамические или каменные диски с отверстиями из комплексов второй половины I тыс. н. э. в качестве принадлежностей ткацкого производства [Кубарев, 2005: 77-78]. В одном из тюркских погребений на территории Тянь-Шаня обнаружено пряслице, надетое на деревянное веретено [Табалдиев, Худяков, 1999: 62]. Вместе с тем высказыва-

лись и другие варианты интерпретации — застежки [Гаврилова, 1965: 61; Могильников, 1990: 156], приспособление для игры с лошадью [Овчинникова, 1990: 61], височные украшения [Савинов, 1994: 149] и др.

К сожалению, значительная часть пряслиц, обнаруженных в ходе раскопок некрополей Алтая II в. до н. э. — V в. н.э., не введена в научный оборот и не классифицирована. Типология данных предметов также пока не разработана. В связи с этим определенное значение имеет публикация подобных изделий, полученных в ходе раскопок последних лет, а также их осмысление в контексте известных материалов. В настоящей статье представлены два пряслица, зафиксированные в погребениях жужанского времени комплекса Чобурак-1 в Северном Алтае.

Характеристика источников

Погребально-поминальный комплекс Чобурак-1 расположен на правом берегу Ка-туни, в 3,4 км к югу — юго-востоку от устья р. Тыткескень, к юго-западу от ручья Чо-бурак, в 3,6 км к югу от с. Еланда Чемальского района Республики Алтай. В ходе раскопок данного памятника, осуществленных археологической экспедицией Алтайского государственного университета, исследована серия объектов жужанского времени. В составе сопроводительного инвентаря двух женских погребений, наряду с другими предметами сопроводительного инвентаря, выявлены каменные пряслица.

В кургане № 32а пряслице лежало за черепом покойной. Изделие представляет собой каменный диск (диаметром 3,4 см, толщиной 1,1 см, со сквозным отверстием размерами 0,7х0,7 см в центре), имеющий в поперечном сечении форму прямоугольника с округлыми углами. На одной стороне предмета нанесен резной орнамент в виде окружности с расходящимися от нее шестнадцатью «лучами» (рис. 1.-1; 2.-1).

В кургане № 34 пряслице обнаружено у правого плеча умершей женщины. Изделие представляет собой каменный диск диаметром 3,7 см, толщиной 0,9 см, со сквозным отверстием (размерами 0,7х0,7 см) посередине и поперечным сечением, напоминающим прямоугольник с округлыми углами. Изделие декорировано с двух сторон резными линиями в виде окружности (вокруг отверстия) и множеством линий, которые образуют узор, напоминающий «звезду» с сетчатой штриховкой (рис. 1.-2; 2.-2).

Рис. 1. Каменные пряслица из могильника Чобурак-I. 1 — курган № 32а; 2 — курган № 34. Фото авторов

Следует признать, что зафиксированные ситуации не дают оснований для рассуждения о возможности помещения данных пряслиц в погребение насаженными на деревянные веретена или же отдельно от них.

Публикуемые изделия подтверждают тезис о том, что у населения Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени пряслица являлись одним из диагностирующих показателей сопроводительного инвентаря лиц женского пола, в том числе девочек (ше-сти-семи лет) и подростков [Серегин, Матренин, 2020: 62]. Находки из могильника Чо-бурак-I и документированные сведения о раскопках 22 погребений булан-кобинской культуры из 11 памятников (Айрыдаш-I, Белый-Бом-II, Бике-I, Булан-Кобы-IV, Верх-Уймон, Дялян, Кызыл, Тыткескень-VI, Улита, Усть-Эдиган, Чендек) демонстрируют вариативность размещения данных предметов относительно умершего человека, зафиксированных «in situ»: у плеча (27,7% случаев), в области пояса (22,3%), возле ноги (27,7%), рядом с головой (16,7%), на груди (5,6%).

Анализ материалов

Для объективного рассмотрения пряслиц из могильника Чобурак-I была проведена их классификация с привлечением известных находок из других некрополей Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени. Сравнительный анализ данных изделий осуществлялся по комплексу морфологических признаков с разной степенью изменчивости в рамках следующих таксонов: группа — материал; разряд — абрис предмета в плане; раздел — наличие отверстия в центре; отдел — толщина изделия; тип — форма в поперечном сечении; вариант — особенности декоративного оформления.

Рис. 2. Каменные пряслица из могильника Чобурак-1. 1 — курган № 32а; 2 — курган №34. Рисунок выполнен И. А. Чудилиным

2

I_I_L

Рис. 3. Пряслица из опубликованных погребальных комплексов Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени. 1 — Усть-Эдиган, курган №29 [Худяков, 1997]; 2 — Чендек, курган №27[Соенов, Эбель, 1992]; 3 — Тыткескень-У!, курган №5 [Кирюшин, Тишкин, Матренин,

2014]; 4 — Чендек, курган №4 [Соенов, Эбель, 1992]; 5 — Белый-Бом-11, курган № 10, погребение № 1 [Глоба, 1983]; 6 — Верх-Уймон, курган №30 [Соенов, 2000]; 7 — Чендек, курган № 14 [Соенов, Эбель, 1992]; 8 — Верх-Уймон, курган №27[Соенов, 2000]; 9 — Бике-1, курган №26 [Кубарев, Киреев, Черемисин, 1990]; 10 — Кызыл, курган №3, впускное погребение №2 [Кочеев, Суразаков, 2003]. 1-7 — керамика; 8-10 — камень

Результаты систематизации 24 экземпляров выглядят следующим образом. Группа I. Керамические.

Разряд I. Округлый абрис. Размеры варьируют от 3 до 4,8 см. Раздел I. С одним отверстием в центре. Диаметр 0,5-0,7 см. Отдел I. Тонкие. Представляют собой диск толщиной до 1,5 см. Тип 1. Вытянуто-прямоугольные. Вариант а — без орнамента. Всего 1 экз.: Усть-Эдиган, курган № 29 (рис. 3.-1).

Тип 2. Трапециевидные. Вариант а — без орнамента. Всего 3 экз.: Айрыдаш-!, курган № 128; Белый-Бом-П, погребение № 14; Чендек, курган № 27 (рис. 3.-2).

Тип 3. Вытянуто-овальные. Вариант а — без орнамента. Всего 1 экз.: Тыткескень-У^ курган № 5 (рис. 3.-3).

Отдел II. Толстые. Имеют достаточно массивный (от 1,5 см) в поперечном сечении корпус, который по своим параметрам приближается к размерам абриса изделия.

Тип 4. Подпрямоугольные. Вариант а — без орнамента. Всего 1 экз.: Чендек, курган № 4 (см. рис. 3.-4). Вариант б — орнаментированные с одной стороны резными линиями, образующими узор в виде «звезды», а также тремя замкнутыми линиями по торцу. Всего 1 экз.: Белый-Бом-П, курган № 10, погребение 1 (см. рис. 3.-5). Вариант в — орнаментированные с одной стороны точечными вдавлениями вокруг центрального отверстия, образующими шесть лучей, а с другой — семью радиально расходящимися лучами (один из них прочерчен, а остальные состоят из круглых вдавлений). Всего 1 экз.: Верх-Уймон, курган № 30 (см. рис. 3.-6).

Тип 5. Овальные (шаровидные). Вариант а — без орнамента. Всего 4 экз.: Айры-даш-Е курганы № 34, 93; Белый-Бом-П, курган № 31; Улита, курган № 3.

Тип 6. Биконические. Вариант а — без орнамента. Всего 2 экз.: Айрыдаш-Е курган № 167; Чендек, курган № 14 (см. рис. 3.-7). Вариант б — орнаментированные с одной стороны резными линиями, образующими лучи, расходящиеся от центра. Всего 1 экз.: Айрыдаш-Е курган № 170.

Группа II. Каменные.

Разряд I. Округлый абрис. Размеры варьируют от 3 до 4,5 см.

Раздел I. С одним отверстием в центре (диаметр 0,5-0,7 см).

Отдел I. Тонкие.

Тип 7. Подпрямоугольные. Вариант а — орнаментированные с одной стороны резными линиями, расходящимися из центра лучами, а по торцу — замкнутой резной линией. Всего 1 экз.: Верх-Уймон, курган № 27 (см. рис. 3.-8). Вариант б — орнаментированные с одной стороны замкнутой резной линией в виде окружности и расходящимися от нее лучами. Всего 2 экз.: Булан-Кобы-Щ погребение 12; Чобурак-Е курган № 32а (см. рис. 1.-1; 2.-1). Вариант в — орнаментированные с двух сторон резными линиями, образующими узор в виде «звезды». Всего 1 экз.: Чобурак-Е курган № 34а (см. рис. 1.-2; 2.-2).

Тип 8. Вытянуто-прямоугольные. Вариант а — без орнамента. Всего 5 экз.: Бике-Е курган № 26; Булан-Кобы-Щ погребение 39; Дялян, курган № 9; Кызыл, курган № 3, впускное погребение 2; Улита, курган № 12 (см. рис. 3.-9-10).

Пряслица населения Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени представлены преимущественно (15 экз.) керамическими изделиями (группа I) с округлым абрисом (разряд I) и одним сквозным отверстием в центре (раздел I). Документирован факт изготовления пряслица из стенки глиняного сосуда [Худяков, 1997]. Среди них наименьшим разнообразием отличаются образцы с тонким, дисковидным корпусом толщиной до 1,5 см (отдел I), включающие пять экземпляров, которые имеют вытянуто-прямоугольную (тип 1а), трапециевидную (тип 2а), вытянуто-овальную (тип 3а) форму поперечного сечения. Все предметы с обозначенными характеристиками лишены декора. Рассматриваемые изделия происходят из погребальных комплексов, относящихся к усть-эдиганскому (II в. до н. э. — I в. н.э.) (тип 1а), бело-бомскому (II — 1-я половина IV в. н.э.) (типы 2а, 3а), верх-уймонскому (2-я половина ГУ^ в. н.э.) (тип 2а) этапам булан-кобинской культуры.

Более многочисленными (10 экз.) являются глиняные пряслица с массивным (от 1,5 см) в поперечном сечении корпусом, который по своим параметрам прибли-

жается к размерам абриса (отдел II). По форме поперечного сечения они подразделяются на подпрямоугольные (тип 4а-в), шаровидные (тип 5а), биконические (тип 6а-б). В редких случаях (3 экз.) это предметы с художественным оформлением: украшенные с одной стороны резными линиями, образующими узор в виде «звезды», а также тремя замкнутыми линиями по торцу (тип 4б); орнаментированные по одной поверхности точечными вдавлениями вокруг центрального отверстия, образующими шесть лучей, а по другой — семью радиально расходящимися лучами (один из них прочерчен, а остальные состоят из круглых вдавлений) (тип 4в); декорированные с одной стороны резными линиями, образующими расходящиеся от центра лучи (тип 6б). Такие пряслица зафиксированы в погребениях бело-бомского (типы 5а, 6а-б) и верх-уймонского (типы 4а-в, 6а) этапов булан-кобинской культуры.

Каменные пряслица (группа II) из памятников булан-кобинской культуры включают девять экземпляров с округлым в плане корпусом (разряд I) и одним отверстием в центре (раздел I). Все они тонкие (отдел I) и имеют поперечное сечение подпрямо-угольной (тип 7а) и вытянуто-прямоугольной (тип 8а) формы. Четыре пряслица с рассматриваемыми характеристиками орнаментированы резным декором: замкнутой линией (окружностью), «лучами», расходящимися от центра, звездочковидным узором. Данные изделия обнаружены в захоронениях развитого (тип 8а) и позднего (типы 7а-в, 8а) этапов булан-кобинской культуры.

Заключение

Сравнительное изучение коллекции пряслиц из памятников населения Алтая хун-нуско-сяньбийско-жужанского времени с находками из археологических комплексов поздней древности других культурных общностей позволяет сделать ряд заключений.

1. Сопоставление морфологических признаков рассматриваемых предметов с похожими изделиями из памятников других регионов объективно не дает информации для узкой датировки выделенных типов пряслиц и демонстрирует длительный период бытования таких приспособлений у народов Азии разных периодов.

2. Определенно можно указать на то, что традиция помещения пряслица в захоронения отсутствовала на Алтае в предшествующее скифо-сакское время на фоне многочисленных свидетельств наличия данных артефактов в погребальной практике населения Верхнего Приобья второй половины I тыс. н. э. [Троицкая, 1979: табл. Х^! — 23, 24; Троицкая, Бородовский, 1994: 34; Фролов, 2008: 93; Шульга, Уманский, Могильников, 2009: 178, рис. 128].

3. Керамические и каменные пряслица с орнаментом происходят из курганов Алтая вв. н. э. Присутствие в декоративном оформлении некоторых изделий солярного

мотива может свидетельствовать о сакрально-символической значимости таких предметов в погребальном ритуале, а также о существовании у населения региона в обозначенный период близких религиозно-мифологических представлений с носителями многих других археологических культур Азиатского региона в поздней древности и Средневековье. Наиболее близкие в хронологическом и территориальном отношении аналогии пряслицам с такими узорами известны в памятниках Верхнего Приобья ^^ вв. н. э. [Грязнов, 1956: табл. ХХХШ.-14-16].

Судя по имеющимся материалам, датировка пряслиц, обнаруженных в ходе раскопок погребений некрополя Чобурак-^ определяется рамками второй четверти I тыс. н.э. Публикуемые изделия расширяют круг археологических источников для изучения системы жизнеобеспечения населения Алтая на рубеже эпох поздней древности и Средневековья.

Благодарность

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке РНФ (проект № 20-1800179 «Миграции и процессы этнокультурного взаимодействия как факторы формирования полиэтничных социумов на территории Большого Алтая в древности и средневековье: междисциплинарный анализ археологических и антропологических материалов»).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М. ; Л.: Наука, 1965. 146 с.

Глоба Г. Д. Раскопки курганного могильника Белый Бом-П // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1983. С. 116-126.

Грязнов М. П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 162 с.

Заднепровский Ю. А. Ранние кочевники Семиречья и Тянь-Шаня // Степи Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М. : Наука, 1992. С. 73-87 (Археология СССР).

Кирюшин Ю. Ф., Тишкин А. А., Матренин С. С. Материалы сяньбийского времени погребально-поминального комплекса Тыткескень-VI на Алтае // Теория и практика археологических исследований. 2014. № 2 (10). С. 5-24.

Кочеев В. А., Суразаков А. С. Археологические исследования в бассейне р. Коир // Древности Алтая. Горно-Алтайск : ГАГУ 2003. № 10. С. 70-83.

Кубарев В. Д., Киреев С. М., Черемисин Д. В. Курганы урочища Бике // Археологические исследования на Катуни. Новосибирск : Наука, 1990. С. 43-95.

Кубарев Г. В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск : ИАЭТ СО РАН, 2005. 400 с.

Мандельштам А. М., Стамбульник Э. У. Гунно-сарматский период на территории Тувы // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М. : Наука, 1992. С. 196-205 (Археология СССР).

Могильников В. А. Древнетюркские курганы Кара-Коба^ // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. Горно-Алтайск : ГАНИИИЯЛ, 1990. С. 137-185.

Овчинникова Б. Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в У^Х вв. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990. 223 с.

Савинов Д. Г. Могильник Бертек-34 // Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск : Наука, 1994. С. 104-124.

Серегин Н. Н., Матренин С. С. Социальная история населения Алтая в эпоху кочевых империй (II в. до н. э. — XIV в. н.э.) : по материалам археологических комплексов. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020. 268 с.

Соенов В. И. Результаты раскопок на могильнике Верх-Уймон в 1999 году // Древности Алтая. Горно-Алтайск : ГАГУ, 2000. № 5. С. 48-62.

Соенов В. И., Эбель А. В. Курганы гунно-сарматской эпохи на Верхней Катуни. Горно-Алтайск : ГАГПИ, 1992. 116 с.

Табалдиев К. Ш., Худяков Ю. С. Древнетюркский памятник Беш-Таш-Короо // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск : НГУ, 1999. С. 55-81.

Троицкая Т. Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск : Наука, 1979. 124 с.

Троицкая Т. Н., Бородовский А. П. Большереченская культура лесостепного При-обья. Новосибирск : Наука, 1994. 184 с.

Фролов Я. В. Погребальный обряд населения Барнаульского Приобья в VI в. до н.э. — II в. н.э. (по данным грунтовых могильников). Барнаул : Азбука, 2008. 479 с.

Худяков Ю. С. Новые находки хуннского времени из могильника Усть-Эдиган в Горном Алтае // Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск : ГАИГИ, 1997. С. 145-155.

Шульга П. И. Синьзян в VIII-III вв. до н. э. (Погребальные комплексы. Хронология и периодизация). Барнаул : Изд-во АлтГТУ 2010. 238 с.

Шульга П. И., Уманский А. П., Могильников В. А. Новотроицкий некрополь. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. 329 с.

Синьцзян-Уйгурский автономный районный музей, Управление культурного наследия Баиньгуолэнского монгольского автономного округа, Управление культурного наследия Чиемоского округа. Раскопки погребений третьего периода культуры могильника Чжагуньлука в 1998 г. // Синьцзянское культурное наследие. 2003. № 1. С. 1-19 (на кит. яз.).

REFERENCES

Gavrilova A. A. Mogil'nik Kudyrge kak istochnik po istorii altaiskikh piemen [Kudyrge burial ground as a source on the history of Altai tribes]. Moscow; Leningrad: Nauka, 1965, 146 s. (in Russian).

Globa G. D. Raskopki kurgannogo mogil'nika Belyi Bom-II [Excavations of the Bely Bom-II burial mound]. Arkheologicheskie issledovaniia v Gornom Altae v 1980-1982 godakh [Archaeological research in Gorny Altai in 1980-1982]. Gorno-Altaisk: GANIIIIaL, 1983. S. 116-126 (in Russian).

Griaznov M. P. Istoriia drevnikh plemen Verkhnei Obi po raskopkam bliz s. Bolshaia Rechka [The history of the ancient tribes of the Upper Ob by excavations near the village Bolshaya Rechka]. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1956, 162 s. (in Russian).

Zadneprovskii Iu. A. Rannie kochevniki Semirech'ia i Tian — Shania [Early nomads of Semirechye and Tien Shan]. Stepi Aziatskoi chasti SSSR vskifo-sarmatskoe vremia [Steppes

of the Asian part of the USSR in the Scythian-Sarmatian time]. Moscow: Nauka, 1992. S. 7387 (in Russian).

Kiriushin Iu. F., Tishkin A. A., Matrenin S. S. Materialy sian'biiskogo vremeni pogrebal'no-pominal'nogo kompleksa Tytkesken — VI na Altae [Materials of the Xianbei time of the Tytkesken-VI funeral and memorial complex in Altai]. Teoriia ipraktika arkheologicheskikh issledovanii [Theory and practice of archaeological research]. 2014, no 2. S. 5-24 (in Russian).

Kocheev V. A., Surazakov A. S. Arkheologicheskie issledovaniia v basseine r. Koir [Archaeological research in the river Coir basin]. Drevnosti Altaia [Altai antiquities]. Gorno-Altaisk: GAGU, 2003, Vol. 10. S. 70-83 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kubarev V. D., Kireev S. M., Cheremisin D. V. Kurgany urochishcha Bike [Bike tract burial mounds]. Arkheologicheskie issledovaniia na Katuni [Archaeological research on the Katun]. Novosibirsk: Nauka, 1990. S. 43-95 (in Russian).

Kubarev G. V. Kul'tura drevnikh tiurok Altaia (po materialam pogrebal'nykh pamiatnikov) [The culture of the ancient Turks of Altai (based on materials from burial monuments)]. Novosibirsk: IAET SO RAN, 2005, 400 s. (in Russian).

Mandel'shtam A. M., Stambul'nik E. U. Gunno-sarmatskii period na territorii Tuvy [Hunno-Sarmatian period on the territory of Tuva]. Stepnaia polosa Aziatskoi chasti SSSR v skifo-sarmatskoe vremia [Steppe zone of the Asian part of the USSR in the Scythian-Sarmatian time]. Moscow: Nauka, 1992. S. 196-205 (in Russian).

Mogil'nikov V. A. Drevnetiurkskie kurgany Kara-Koba-I [Ancient Turkic burial mounds Kara-Koba-I]. Problemy izucheniia drevnei i srednevekovoi istorii Gornogo Altaia [Problems of studying the ancient and medieval history of Gorny Altai]. Gorno-Altaisk: GANIIIIaL, 1990. S. 137-185 (in Russian).

Ovchinnikova B. B. Tiurkskie drevnosti Saiano-Altaia v VI-X vv. [Turkic antiquities of the Sayan-Altai in the 6th-10th centuries]. Sverdlovsk: Izd-vo Ural. un-ta, 1990, 223 s. (in Russian).

Savinov D. G. Mogil'nik Bertek-34 [Burtek-34 burial ground]. Drevnie kul'tury Bertekskoi doliny [Ancient cultures of the Bertek valley]. Novosibirsk: Nauka, 1994. S. 104-124 (in Russian).

Seregin N. N., Matrenin S. S. Sotsial'naia istoriia naseleniia Altaia v epokhu kochevykh imperii (II v. do n. e. — XIV v. n.e.): po materialam arkheologicheskikh kompleksov [Social history of the Altai population in the era of nomadic empires (II century BC-XIV century AD): based on materials from archaeological complexes]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2020, 268 s. (in Russian).

Soenov V. I. Rezul'taty raskopok na mogil'nike Verkh-Uimon v 1999 godu [Results of excavations at the Verkh-Uimon burial ground in 1999]. Drevnosti Altaia [Altai antiquities]. Gorno-Altaisk: GAGU, 2000, Vol. 5. S. 48-62 (in Russian).

Soenov V. I., Ebel' A. V. Kurgany gunno-sarmatskoi epokhi na Verkhnei Katuni [Mounds of the Hunno-Sarmatian era on the Upper Katun]. Gorno-Altaisk: GAGPI, 1992, 116 s. (in Russian).

Tabaldiev K. Sh., Khudiakov Iu. S. Drevnetiurkskii pamiatnik Besh-Tash-Koroo [Ancient Turkic monument Besh-Tash-Koroo]. Pamiatniki kul'tury drevnikh tiurok v Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii [Cultural Monuments of Ancient Turks in Southern Siberia and Central Asia]. Novosibirsk: NGU, 1999. S. 55-81 (in Russian).

Troitskaia T. N. Kulaiskaia kul'tura v Novosibirskom Priobe [Kulay culture in the Novosibirsk Ob region]. Novosibirsk: Nauka, 1979, 124 s. (in Russian).

Troitskaia T. N., Borodovskii A. P. Bol'sherechenskaia kul'tura lesostepnogo Priob'ia [Bolsherechenskaya culture of the forest-steppe Ob region]. Novosibirsk: Nauka, 1994, 184 s. (in Russian).

Frolov Ia. V. Pogrebal'nyi obriad naseleniia Barnaul'skogo Priob'ia v VI v. do n. e. — II v. n.e. (po dannym gruntovykh mogil'nikov) [Funeral rite of the population of the Barnaul Ob region in the 6th century. BC e. — II century. AD (according to data from ground burial grounds)]. Barnaul: Azbuka, 2008, 479 s. (in Russian).

Khudiakov Iu. S. Novye nakhodki khunnskogo vremeni iz mogil'nika Ust' — Edigan v Gornom Altae [New finds of the Xiongnu period from the Ust-Edigan burial ground in Gorny Altai]. Istochniki po istorii Respubliki Altai [Sources on the history of the Altai Republic]. Gorno-Altaisk: GAIGI, 1997. S. 145-155 (in Russian).

Shul'ga P. I. Sin'zian v VIII-III vv. do n. e. (Pogrebal'nye kompleksy. Khronologiia i periodizatsiia) [Xinjiang in the VIII-III centuries. BC. (Burial complexes. Chronology and periodization)]. Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2010, 238 s. (in Russian).

Shul'ga P. I., Umanskii A. P., Mogil'nikov V. A. Novotroitskii nekropol' [Novotroitsk necropolis]. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2009, 329 s. (in Russian).

Xinjiang Uygur Autonomous District Museum, Bureau of Cultural Heritage of Bainguoleng Mongolian Autonomous Region, Department of Cultural Heritage of Chiemo District. Excavation of burials of the third culture period of the Zhagunluk burial ground in 1998. Xinjiang cultural heritage. 2003, no 1. S. 1-19 (in Chinese).

Статья поступила в редакцию 27.02.2021 Принята к публикации 09.04.2021

Цитирование статьи:

Серегин Н. Н, Тишкин А. А., Матренин С. С., Паршикова Т. С. Пряслица из некрополя жужанского времени комплекса Чобурак-I (Северный Алтай) // Народы и религии Евразии. 2021. № 2 (27). С. 69-80. Citation:

Seregin N. N., Tishkin A. A., Matrenin S. S., Parshikova T. S. Spindles from the necropolis of rouran time of Choburak-I complex (North Altai). Nations and religions of Eurasia. 2021. № 2 (27). Pр. 69-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.