УДК 336.012.23
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР НЕОБРАТИМЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПЕРИОДА ТРАНСФОРМАЦИИ*
А. С. СЛАВЯНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected] Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Анализируя макроэкономические показатели стран, проводящихрыночные реформы, автор приходит к выводу, что иностранный капитал оказывает решающее влияние на проходящие в этих странах экономические процессы, делая их необратимыми. В работе выявлены угрозы для национальной экономической безопасности, и определены критические уровни присутствия иностранного капитала в стране.
Ключевые слова: инвестиции, экономико-математическое моделирование, социально-экономическое развитие, климат.
Все процессы, протекающие в природе и в экономике, можно условно разделить на необратимые и обратимые. Под необратимыми или эволюционными процессами принято понимать такие изменения в системе, которые выводят ее на иной уровень развития, при этом вектор этих изменений имеет одну итуже направленность. Обратимые изменения, наоборот, постоянно меняют свою направленность, что приводит систему через некоторый промежуток времени в ту же точку. Так, к необратимым процессам Н. Г. Кондратьев относил рост общего объема производства, численности населения и т. д. Обратимыми, по его мнению, являются процессы изменения товарных цен, процента на капитал,
* Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 11-06-00348.
доли безработных в трудоспособном населении и т. п. Считается, что необратимые процессы протекают в экономической системе без какого-либо внешнего воздействия, для возврата в исходное состояние требуется привлечение дополнительных ресурсов извне [2]. Естественно, эти заключения сделаны с определенными допущениями, так как в чистом виде обратимых процессов не существует. Так, если рассматривать колебания цен на товарном рынке, то мы допускаем, что сделки совершаются с теми же товарами, деньги переходят персонально к тем же лицам и т. д., что на самом деле встречается крайне редко.
Необратимые процессы в экономике могут быть как эволюционными (выводящими на более высокий уровень развития), так и деградационны-ми. Все зависит от суммарного вектора изменений, происходящих в системе. Эти изменения происходят вследствие взаимодействия экономических агентов внутри данной системы или внешнего воздействия. Если внешнее воздействие отсутствует или обладает незначительным потенциалом, то данная система будет стремиться к равновесию. Это состояние в экономике приводит к застою, потере темпов экономического роста, оно проявлялось как в индустриально развитых странах, так и в развивающихся. Внешнее воздействие может быть не только прямым (международное движение капитала и торговля), но и косвенным. Так, в СССР наблюда-
лись высокие темпы роста в период угрозы национальной безопасности страны (1930-е и 1960-егг.). Снижение напряженности и изоляция государства вконце 1970-хи начале 1980-хгг. привели к равновесию внутри системы, что проявилось в потере темпов роста и застое в развитии. С другой стороны, экономика США и других индустриально развитых стран получила колоссальный импульс в конце 1980-х и начале 1990-хгг. за счет выхода на новые рынки развалившейся социалистической системы, в орбиту влияния которой входили не только некоторые страны Центральной и Восточной Европы, но и африканские, азиатские и латиноамериканские государства.
Развитие экономических систем будет состоять из последовательностей обратимых и необратимых процессов. Примером может служить развитие США, Японии и стран Европейского Союза, которые в настоящий период находятся на высоком уровне развития, однако у них существенно замедлились темпы экономического роста, что говорит о достижении относительного равновесия в системе. Развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Центральной и Восточной Европы, Россия наоборот находятся в неравновесном (нестационарном) состоянии, их экономики испытывают на себе воздействие множества разнонаправленных факторов, которые существенно влияют на экономическое развитие. По мнению автора, наиболее существенное внешнее воздействие на экономику развивающихся стран оказывают именно иностранные инвестиции. Попадая в развивающуюся экономику в виде новых предприятий, иностранный капитал, хотя внешне и теряет свою национальную идентичность1, вместе с тем продолжает выражать интересы страны происхождения и неоднозначно влиять на ход экономических процессов в принимающей стране.
Для прогнозирования возможных последствий дальнейших экономических реформ в России было бы целесообразно воспользоваться опытом тех стран, в которых практически завершился процесс рыночной трансформации. Из этих стран наибольший интерес представляют государства Центральной и Восточной Европы в связи с тем, что они географически близки, длительное время входили в сферу влияния Советского Союза, имели схожую структуру капитала, потребительские предпочтения, уровень развития производительных сил и т. д. В совокупности страны Центральной и
1 Так, американский City Bank and Trust Company в России носит название КБ ЗАО Сити-банк.
Восточной Европы обладают сопоставимым с Россией экономическим потенциалом и численностью населения. Экономические реформы начались практически одновременно и имели схожие цели, хотя Россия и страны Центральной и Восточной Европы шли к ним различными путями. До начала реформ эти страны и Россия имели сравнительно схожую структуру экономики и стартовые условия (подавляющая доля государственного сектора в промышленности и финансах, дефицит потребительских товаров, приблизительно одинаковый национальный доход на душу населения, число занятых в промышленности и в аграрном секторе и т. п.). Проведение реформ происходило практически одновременно и схожими методами шоковой терапии.
Одним из важнейших условий интеграции развивающихся государств в мировую экономическую систему является снятие барьеров на пути международного движения капиталов. Иностранные инвестиции, экономическая помощь, долгосрочные и краткосрочные кредиты оказывают весьма существенное влияние на развитие стран, в которых еще не завершился процесс реформирования экономической и политической систем. Переход к рыночной системе хозяйствования подразумевал отказ от государственного финансирования капитальных вложений приватизированных предприятий и сопровождался высокими темпами инфляции, в результате чего из нефинансового сектора экономики были изъяты не только оборотные средства, но и амортизационные накопления. Преодолеть старение основных фондов за счет собственных средств предприятия не могли, конкурентоспособность отечественной промышленности снижалась, и в этих условиях значение иностранного капитала в модернизации экономики становилось все более существенным. С помощью иностранного капитала развивающиеся экономики пытались не только решить проблемы бюджетного дефицита, внешней и внутренней задолженности, но и занятости, технологической отсталости, выхода на внешние рынки.
Действительно, международный ссудный капитал не оказывает инфляционного давления на экономику. Предприятия, построенные иностранцами, создают в стране новые рабочие места, увеличивается выпуск новой конкурентоспособной продукции. Все это способствует экономическому росту и снижению негативных последствий перехода к рыночным механизмам управления экономикой. Вместе с тем политика привлечения
ю
» V * /
'7' " V ч ч * / ✓ ✓ * * * * - _ _ - ! * У * / 4 в ♦ ' ч Ч » * « ^ 1 1 / / » /
* « у * 1 4 * - 0 \ \Ч ♦ ___' "Л .и V / \ \ ( % %
Ч \ \ \ « \ * ч/ А\ / /у г / ч/
ь / \/ / Ч* > / » *
1994 1995 1996 19^7 1998/ 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
— - - Словакия Чехия — — Польша .... Венгрия
Рис. 1. Темпы роста реального ВВП в странах Центральной и Восточной Европы в 1994—2007гг., %
капитала не во всех странах дала положительные результаты. Так, страны Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), ранее входившие в орбиту влияния СССР, сумели достойно преодолеть проблемы трансформации. Россия и другие страны, входящие в СНГ, до сих пор не могут восстановить свой потенциал, существенно пострадавший в результате экономических и политических реформ.
Модернизация экономики в развивающихся странах шларазличными путями. Так, в государствах Центральной и Восточной Европы процесс приватизации совпал по времени со снятием барьеров на пути иностранного капитала, и в его структуре преобладали прямые инвестиции. В течение относительно короткого периода времени (1994—2000гг.) практически все крупные и конкурентоспособные предприятия этих стран перешли под контроль международных корпораций [4]. Анализируя макроэкономические показатели стран Центральной и Восточной Европы в докризисный период 1994—2007гг., можно отметить три схожие стадии развития экономики (рис. 1).
В начальный период трансформации наблюдается экономический рост, который сменяется спадом (в Чехии в 1997—1998 гг. были даже отрицательные темпы роста), после которого наблюдается
некоторая стабилизация макроэкономических показателей.
Следует отметить, что если бы причиной этих колебаний были некие экзогенные факторы (например, ближневосточный конфликт 2003 г. или азиатский финансовый кризис 1997—1998гг.), то стадия спада совпала бы по времени во всех странах. Однако это не так, что дает основания предположить, что причиной негативных явлений в странах Центральной и Восточной Европы является их внутренняя проблема и, по мнению автора, это прямые иностранные инвестиции. Если сопоставить относительные объемы2 прямого иностранного инвестирования и темпы роста ВВП, то можно отметить практическое совпадение стадий в зависимости от масштабов иностранного инвестирования (рис. 2).
Подобные колебания дают основания выдвинуть гипотезу, что на развитие страны оказывают влияние как положительные, так и отрицательные факторы прямых инвестиций, которые могут быть описаны математической моделью зависимости экономического роста от относительного объема прямых инвестиций в экономике принимающей страны.
2 Относительный объем прямых инвестиций рассчитывается как отношение накопленных прямых иностранных инвестиций к реальному ВВП.
'•я / /\
/ ! ' К / " Х-" /
/ / 1 J ; /V_______
* /
f • / t \ v ' / / V \ 1 ' ■ /
f * j 0 У \ \ \ 1 ! / \ \ v ; /
// // / /
С^^йп LO LO rH <N ГС OLH 1Л 1Л \ О 1Л 1Л 1Л O^^n Ln 1Л01Л1Л1Л01Л1Л1Л01Л1Л1Л01Л1Л1Л ^ <N ^ <N <N К fN ™ Г-С ^ <N ^ Г-С ^ <N ^ К Ш fN Ш К ^ fN ^ £ *4 I (N ОПОП'^^ьПьПШШГ^'^
— - - Словакия -Чехия - - - - Венгрия --Польша
Рис. 2. Темпы роста реального ВВП стран Центральной и Восточной Европы (вертикальная шкала) и относительный объем прямых иностранных инвестиций (горизонтальная шкала), %
В общем виде влияние прямых инвестиций на развитие принимающей страны представим как разницу положительных,/^ (/) и отрицательных /л (/) воздействий (рис. 3): ЛГ(/) =/р (/) —/я (/), где Л Г (0 — прирост совокупного выпуска за счет прямых инвестиций.
В этой модели допускаем, что для стран с переходной экономикой в период 1995—2005 гг. определяющим фактором экономического роста были прямые инвестиции.
По мнению автора, наиболее подходящей функцией, описывающей инвестиционные процессы является степенная функция, в которой первая часть отражает положительное влияние, а вторая — отрицательное воздействие на развитие принимающей страны: ЛГ(/) = а /р — (V /) р е~д1' где / — доля прямых инвестиций в экономике страны; а, Р, V, р, 9 — статистически оцениваемые параметры. Для стран с переходной экономикой получим зависимость3: Л7(0 = 5,7 г0,09 - 0,157 г11-5 е~0-521.
Приравняв первую производную этой функции к нулю, найдем характерные точки: г =7,08%,
3 Коэффициенты подобраны с помощью программы
Graphical Analysis 3.0.
'тт= 21,32%, которые могут служить индикаторами уровня экономической безопасности принимающей страны.
Анализ инвестиционного опыта стран Центральной и Восточной Европы показывает, что прямые иностранные инвестиции стимулируют национальную экономику до тех пор, пока их отношение к ВВП не превышает 12 %. Своего максимума положительные эффекты достигают при уровне 7 %, затем наблюдаются необратимые отрицательные процессы, максимум которых наступает при отношении накопленных прямых иностранных инвестиций к ВВП около 21 %. Дальнейшая передача экономики под контроль иностранного капитала приводит к необратимым эволюционным процессам, правда, ценой потери экономической самостоятельности государства.
Модель позволяет достаточно оперативно провести агрегатные макроэкономические оценки инвестиционных процессов в первом приближении. Полученные значения могут говорить об угрозе национальной экономической безопасности и необходимости ограничить приток прямых инвестиций в страну, если накопленные инвестиции
Рис. 3. Влияние прямых иностранных инвестиций (горизонтальная шкала) на экономический рост принимающей страны (вертикальная шкала), %
приближаются к критическим отметкам. Но из этого не следует, что ограничения должны касаться всех отраслей экономики. Для решения проблемы дифференциации инвестиционных процессов по отраслям национальной экономики предлагается провести более детальные расчеты.
По данным Росстата, объем накопленных иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации на конец 2010 г. составил 266 млрд долл. Из этой суммы прямые капиталовложения составили 110 млрд долл. (7,41 % от ВВП), что соответствует оптимальному уровню. Дальнейшее увеличение этой пропорции может привести к негативным последствиям для экономики. Если допустить, что ВВП и прямые иностранные инвестиции растут постоянными темпами, то получим
X о(1 + / У
следующее отношение:
Уо(1+у У
■ = Ч, гдеХ0 70-
накопленные прямые иностранные инвестиции и ВВП в базовый период;/,^ — темпы роста прямых иностранных инвестиций и ВВП; ^ — временной период; ¿к— критическая доля прямых иностранных инвестиций.
Рассчитать время, соответствующее критическим уровням прямых иностранных инвестиций, возможно, прологарифмировав последнее
1шк - 1ш0
соотношение. Получим ^ =-к-0- где
1п(1 +1) - 1п(1 + у)
¿0 = Х0/ У0 — доля прямых иностранных инвестиций в базовый период.
При незначительной доле иностранного капитала в экономике принимающей страны прямые иностранные инвестиции стимулируют экономический рост за счет перелива наукоемких техноло-
гии, расширения рынков сбыта и других положительных эффектов. Однако дальнейшее накопление иностранного капитала ведет к отрицательным эффектам, связанным с разорением не выдержавших конкуренции местных предприятий. После установления контроля над национальными экономиками в странах Центральной и Восточной Европы в предкризисный период наблюдался относительно стабильный экономический рост. Таким образом, влияние прямых иностранных инвестиций на экономическое и социальное развитие стран с переходной экономикой может оказаться решающим. Страна может получить импульс в своем развитии, а может потерять контроль над природными ресурсами, политическую и экономическую самостоятельность. Все будет зависеть от объемов привлекаемых инвестиций, их отраслевой и региональной направленности, пропорций между внутренними и иностранными инвестициями в доле местного рынка, контролируемого предприятиями с иностранным капиталом.
Таким образом, привлекая или ограничивая иностранный капитал в определенных регионах и видах экономической деятельности, можно оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Если удерживать долю иностранного капитала в стране в наукоемких видах экономической деятельности на уровне 7—10 % от ВВП, то можно рассчитывать на стабильный экономический рост за счет перелива технологий и повышения конкурентоспособности продукции и услуг. Однако дальнейший рост влияния иностранного капитала в экономике страны приведет к вытеснению отечественных инвестиций, разорению местной промышленности и другим необратимым негативным последствиям. Страны Центральной и Восточной Европы в этой ситуации предоставили все необходимые гарантии иностранным инвесторам и полностью сняли барьеры на пути международного движения капитала, были предприняты меры по кардинальному улучшению инвестиционного климата. В результате иностранный капитал в течение короткого промежутка
времени стал контролировать не только важнейшие промышленные предприятия и сферу услуг, но и финансовые системы стран Центральной и Восточной Европы.
В соответствии с известными макроэкономическими гипотезами иностранных инвестиций основным мотивом, побуждающим иностранного инвестора вкладывать капитал в развивающиеся страны, является более высокая норма прибыли, которую он собирается извлечь за счет низкой оплаты труда, дешевыхресурсов, устранения конкурентов на местных рынках. И, соответственно, иностранный капитал не заинтересован в росте заработной платы, справедливой стоимости ресурсов, в социально-экономическом развитии принимающей страны. Чем дольше будет сохраняться исходная ситуация, тем выше будет эффективность капитальных вложений иностранных предпринимателей.
Следует отметить, что рентабельность вкладываемого капитала напрямую зависит от степени риска инвестиционного рынка принимающей страны и обратно пропорциональна длительности жизненного цикла проекта. Это означает, что чем выше риски принимающей экономики, тем больше должна быть ожидаемая доходность проекта, за счет которой инвестор будет покрывать возможные убытки. Портфель капитальных вложений в случае высоких рисков должен быть максимально диверсифицирован, т. е. проектов должно быть много, сроки их окупаемости минимальны. И наоборот, низкие инвестиционные риски позволяют финансировать долгосрочные проекты, портфель капитальных вложений должен быть минимально диверсифицирован, так как добавление нового проекта связано с существенными трансакционными издержками. Эта закономерность будет определять отраслевую направленность прямых иностранных инвестиций, поэтому в нестабильной экономике в сферу интересов иностранного капитала будут входить виды экономической деятельности, характерные быстрой отдачей и максимальной ликвидностью: операции с недвижимостью, торговля, банковская и страховая деятельность [5]. Так, на развитие этих видов экономической деятель-
ности приходится почти половина (46,4%) всех иностранных инвестиций, поступающих в Российскую Федерацию, на долю машиностроения, производство приборов и электронных устройств, средств транспорта — всего 3,1 % [6]. Инвестиции в торговлю, операции с недвижимостью, в добывающую промышленность не способствуют инновационному росту принимающей экономики, а приводят к дисбалансу отраслевой структуры капитала экономики страны, и этот процесс может стать необратимым.
Рентабельность иностранных инвестиций на макроуровне можно рассчитать как отношение репатриированной прибыли к накопленным иностранным инвестициям. В странах Центральной и Восточной Европы этот показатель в среднем колеблется в пределах 7—15 % (табл. 1).
Срок окупаемости иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы лежит в пределах семи лет (за исключением Словакии, где этот срок составляет 14 лет), что говорит о долговременном характере капитальных вложений и низких рисках.
Ситуация на инвестиционном рынке России коренным образом отличается от стран Центральной и Восточной Европы (табл. 2).
В России рентабельность иностранных инвестиций гораздо выше (27—37%), соответственно, жизненный цикл инвестиционных проектов в среднем составляет три года. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что инвестиционные доходы, вывозимые из страны, значительно превышают поступление иностранных инвестиций. Так, поданным Росстата, объем переведенных за рубеж инвестиционных доходов только за последние 10 лет на 166 млрд долл. превышает накопленные иностранные инвестиции. Все это говорит о высоких рисках и спекулятивном характере иностранных инвестиций, разрушающих российскую экономику.
В начальный период реформирования российской экономики (1991—1998 гг.) в страну привлекались в основном кредитные ресурсы, имело место их неэффективное использование, сопровождающееся гиперинфляцией и дефицитом го-
Таблица 1
Рентабельность иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы в 1999—2009гг., % *
Страна 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Польша 10,4 11,4 9,9 8,4 10,3 19 14,9 15,8 16,8 11,7 13,9
Чехия 13,9 13 14,5 13,3 14,1 14,7 12,9 13,7 15,7 12,8 11,2
Словакия 4,1 4 3,8 4,2 9,5 8,3 7,2 8,4 7,8 7,4 4,3
Венгрия 13,6 11,8 12,7 12,7 10,8 12,4 11,7 13,2 14,4 12,2 13,3
* Рассчитано как отношение инвестиционных доходов, переведенных за рубеж к накопленным иностранным инвестициям.
Таблица 2
Иностранные инвестиции в Россию в 1999—2009гг., млрддолл.
Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рентабельность иностранных 40,6 35,1 29,6 27,4 40,8 30,1 30,2 37,1 30,9 41,9 27,4
инвестиций, %
Иностранные инвестиции, 3,56 2,71 2,82 7,21 7,99 19,8 12,9 39,1 70,6 75,01 44,9
поступившие в страну
Инвестиционные доходы, 11,4 11,2 10,5 11,7 23,2 24,7 33,5 53,1 68,2 110,7 73,5
переведенные за рубеж
Разница между инвестициями -7,8 -8,5 -7,7 -4,5 -15,2 -4,8 -20,5 -13,9 2,4 -35,7 -28,6
и доходами
7]
сударственного бюджета на фоне высокого уровня коррупции, что привело к серьезным проблемам в социально-экономическом развитии страны [3]. Первая волна приватизации прошла практически без участия иностранного капитала, что, естественно, повлияло на приток прямых иностранных инвестиций в страну. Если рассматривать инвестиционный климат как разницу между инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками, то можно заметить, что в течение последних десяти лет потенциал снижался, а риски росли, чему способствовали такие факторы, как неустойчивый валютный курс, конфликты на Северном Кавказе, высокий уровень коррупции и преступности, несовершенство законодательства и пр. К 2010 г. Россия уже исчерпала свою привлекательность для иностранных инвесторов вследствие высоких темпов роста цен на энергоносители и оплату труда. Темпы роста заработной платы в Российской Федерации в 2000—2008 гг. составили около 25 % в год, цены на энергоносители росли в среднем на 17%. По прогнозам Минэкономразвития России, к 2012—2013 гг. стоимость электроэнергии и газа увеличится вдвое по сравнению с 2010 г. Высокие риски снижают активность прямых инвесторов, на их место приходят финансовые спекулянты и ростовщики, которые выдают займы под высокие проценты с обязательным залогом.
Таким образом, иностранный капитал в принимающей стране приводит к необратимым процессам в экономике.
Это, во-первых, разорение местной промышленности. Даже если правительство предпримет попытку национализировать иностранные предприятия, то эта мера не сможет обеспечить нормальный технологический процесс поставками импортных материалов и комплектующих, сбыт готовой продукции на внешних рынках, техническое обслуживание, ремонт и обновление оборудования, обеспечение квалифицированными управленческими кадрами и техническим персоналом. Процесс
начнется при достижении уровня иностранного капитала в стране свыше 12 %.
Во-вторых, установление внешнего контроля над финансовой системой страны. В стране начинают действовать транснациональные банки, финансовые корпорации и страховые компании, которые не только связывают местную промышленность, сферу услуг, муниципальные и государственные предприятия, население долгосрочными обязательствами, среди которых займы, депозиты, договоры страхования, но и обеспечивают расчеты, сферу обращения и платежи. Процесс начнется при достижении уровня иностранного капитала в стране 21 %.
В-третьих, потеря суверенитета. Преобладающее влияние иностранного капитала на экономику и финансовую систему неизбежно приведет к потере самостоятельности правительства в принятии важных для страны решений. В органах власти возникнут различные лоббистские группировки, выражающие интересы транснациональных корпораций и международных финансовых организаций.
И, в-четвертых, дисбаланс структуры капитала принимающей экономики. Для изменения топливно-сырьевой направленности структуры экономики потребуются не только значительные финансовые ресурсы, но и высококвалифицированные кадры, которые необходимо подготовить, а для этого потребуется не менее 10 лет. Особая опасность заключается в латентности наносимого ущерба технологическому развитию в будущем — через 5—15 лет [1].
Для обеспечения максимальных темпов социально-экономического развития страны следует использовать все положительные факторы иностранного инвестирования, одновременно удерживая присутствие иностранного капитала на безопасном для суверенитета государства уровне. Иными словами, следует создать условия для привлечения иностранных инвестиций в те
виды экономической деятельности, где имеется отставание от мирового уровня и ограничить присутствие иностранного капитала в стратегических отраслях экономики: энергетика, добывающая промышленность, финансы, торговля. Иннова-
Список литературы
ционно направленная инвестиционная политика позволит снизить риски появления негативных необратимых процессов в российской экономике и ускорить темпы социально-экономического развития страны.
1. Авдонин Б. Н., Хрусталев Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010.
2. Кондратьев Н.Д. К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры // Со-циалистическоехозяйство. 1924. Кн. 2.
3. Лившиц В. Н., Лившиц С. Б. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика М.: ЛКИ, 2007.
4. Славянов А. С. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие регионов в Чешской Республике // Федерализм. 2008, № 1.
5. Хрусталев Е. Ю., Славянов А. С. Методы формирования национальной инвестиционной стратегии на основе GAP-анализа //Вестникуниверситета. М.: ГУУ. 2009. № 2.
6. Хрусталев Е.Ю., Славянов А. С. Проблемы разработки национальной инвестиционной стратегии в условиях финансовой нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 6.
7. Платежный баланс Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print. asp?file=bal_of_payments_est.htm.
10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум
«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Основные вопросы форума:
- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;
- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;
- технологические тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.
Отраслевые секции:
госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected] Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей
www.forum.cnews.ru