Научная статья на тему 'Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура'

Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4583
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЙСТВИЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ACTION OF LAW / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / DIRECT EFFECT / REGULATION / IMPACT / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карташова Инна Игоревна

Статья посвящена анализу принципа прямого действия Конституции Российской Федерации, его сущности; установлено соотношение терминов «действие», «прямое действие», «реализация», «правовое регулирование», «воздействие»; разработана структура действия Конституции РФ; сформулировано комплексное понятие прямого действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECT EFFECT OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE NOTION AND STRUCTURE

The article is devoted to the analysis of the principle of direct effect of the Constitution of the Russian Federation; terms action, direct effect, implementation, the legal regulation, impact are correlated to each other; the structure of the Constitution's action is designed; a comprehensive concept of direct effect is formulated.

Текст научной работы на тему «Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура»

И.И. Карташова,

Воронежский государственный университет

ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

DIRECT EFFECT OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE NOTION AND STRUCTURE

Статья посвящена анализу принципа прямого действия Конституции Российской Федерации, его сущности; установлено соотношение терминов «действие», «прямое действие», «реализация», «правовое регулирование», «воздействие»; разработана структура действия Конституции РФ; сформулировано комплексное понятие прямого действия.

The article is devoted to the analysis of the principle of direct effect of the Constitution of the Russian Federation; terms “action”, “direct effect”, “implementation”, “the legal regulation”, “impact” are correlated to each other; the structure of the Constitution’s action is designed; a comprehensive concept of direct effect is formulated.

Принцип «прямого действия» впервые в истории отечественного конституционализма получил закрепление на высшем (конститу-ционном) уровне в части первой статьи 15 Конституции Российской Федерации 1993 года [1].

Цель подобного закрепления заключается в обеспечении и гарантировании эффективности и стабильности Конституции как основного закона России.

Актуальность исследования данного консти -туционного принципа обусловлена отсутствием легального определения в тексте самой Консти -туции РФ, актов официального толкования Кон -ституционным Судом РФ, а равно, недостижени -ем единства в понимании и недостаточностью проведенного анализа его сущности в отечест-венной правовой науке.

Роль Конституции в политико -правовой жизни государства и общества, её назначение, задачи, «смешанная» (политико-правовая) природа наиболее концентрированное выражение и отражение получают в таком свойстве (принципе), как «прямое действие».

Конституции Российской Федерации 1993 года как нормативному правовому акту, зани-мающему вершину в иерархии российской правовой системы, присущ особый, политико -правовой характер. Политическая и правовая составляющие неразделимы в сущности ос -новного закона страны, поскольку их соотно-шение есть не что иное, как философские кате -гории «содержание и форма»: «по сути и со -держанию конституция — ... документ и об -щества, и государства. Иначе говоря, консти -туция — политический документ»; «по форме конституция всегда документ государства, то есть это правовой акт» [2].

Содержание и форма не только существу -ют в единстве, но и взаимообуславливают друг друга [3]. В практическом смысле необходимо определить оптимальное соотношение между ними, в данном случае баланс политического и правового в сущности Конституции.

Политико-правовой характер Конституции определил и обусловил традиционное выделение в отечественной науке конституционного права безотносительно к пространству и времени трёх социальных функций Конституции как основного закона страны: политической, идеологической и юридической. (Представленная триада в зави-симости от приверженности авторов той или иной теории приобретает различные структурные элементы и вариативность содержания).

Функции Конституции — это «основные направления воздействия Конституции на общест -венные отношения, поведение и правосознание людей, мораль и культуру, в которых раскрыва -ются её сущность и социальное назначение, ко -торые обеспечивают связанность и эффектив-ность действия всех элементов механизма кон -ституционно-правового регулирования» [4].

Прямое действие есть свойство, присущее Конституции, следовательно, внутренняя струк-тура рассматриваемого принципа также обусловлена характеристиками основного закона, испы -тывает на себе влияние всех её функций и вклю -чает в себя следующие элементы:

идеологический (или социально-

психологический, мировоззренческий);

политический (или социально-полити-

ческий);

правовой (или специально-юридический) элемент.

На практике эти элементы неразделимы, яв -ляю тся частями целого, взаимообусловленны и оказывают взаимное влияние. Их разделение

возможно исключительно в гносеологическом плане.

Принципиальное значение для правильного понимания содержания конструкции прямого действия, отдельно каждого из перечисленных элементов его внутренней структуры, а также для построения его механизма имеет соотноше -ние и разграничение между собой таких терминов, как «прямое действие», « действие», «реали -зация», «регулирование», «воздействие».

Неправильная или неточная трактовка по -нятий и терминов неизбежно ведёт к искаже-нию в построении правовых институтов, что негативно отражается на эффективности не только конституционно-правового, но и отрас-левого регулирования. В конечном счете, это может привести к дефектности и «порочности» правовой системы в целом и конкретных право -отношений в частности.

Целесообразно использовать выверенную философией, теорией права и практикой традиционную терминологию.

Понятие «действие» в его философском значении употребляется как « бытие», « функционирование» и т. п. В психологическом смысле действие — «процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается заранее определенная цель» [5].

В теории права отсутствует единый подход к пониманию сущности и содержания термина «действие права». Для целей настоящего исследования следует различать два элемента в «дей -ствии права»:

1. «Действие проза» как элемент правового регулирования, заключающийся в процессе и результате реализации норм права, то есть специально-юридическое действие права, осуществ -ляемое посредством юридических средств.

«Действие права» является неотъемлемой стадией и элементом эффективного правового регулирования («осуществляемого при помощи системы правовых средств результативного, нормативно-организованного воздействия на общественные отношения с целью упорядочения, охраны, развития в соответствии с общест -венными потребностями» [6]).

В.С. Нерсесянц определяет статику и дина -мику права как взаимосвязанные, взаимообусловленные , дополняющие и предполагающие друг друга стадии единого процесса правового регулирования. «Чтобы право действовало как регулятор, оно должно быть установлено как регулятор» [7].

Специально-юридический элемент термина «действие права» предполагает отождествление действия права (нормы права) и реализации права (нормы права). Поскольку суть и назначение «действия права» определяется в рамках одного из аспектов правового регулирования, постольку «действие» есть и процесс воздействия на уже

установленные общественные отношения, и ко -нечный результат такого воздействия.

В содержание действия включается не толь -ко процессуальная сторона, но и результат, так как безрезультативным действие в смысле воз -действия не может быть по своей природе. Ре -зультат у действия всегда есть вне зависимости от векторной направленности (отрицательный или положительный по отношению к изначально поставленной цели). «Действие» с нулевым результатом есть противоположная категория — «бездействие». Практический анализ норматив -но-правового массива, а также функционирования современной правовой системы России указывает на то, что бездействие норм права и права в целом имеет место в случае, если в ней самой и обеспечивающем её функционирование меха -низме не заложены «стимулы», побудители социальной, в данном случае правовой активности, потенциально вызывающие последнюю у субъектов, придающих динамизм статическому существованию права, при наступлении конкрет-ных юридических фактов.

Действие права всегда есть динамическая система, процесс. Само по себе, в силу внутренних свойств право не заработает, не станет регулято -ром общественных отношений. Действие права всегда связано с волевой деятельностью субъектов, к которым обращена та или иная правовая норма. Во всех случаях внешней формой выражения действия права является юридическая де -ятельность. При этом под юридической деятель -ностью понимается «специфическая форма правомерного поведения, в рамках которого инди -видуальные и коллективные субъекты использу -ют предусмотренные правом возможности, ис-полняют обязанности, разрешают споры, применяют меры юридической ответственности» [8]. То есть юридическая деятельность есть не что иное, как правореализационная деятельность, осуществляемая в различных формах в зависимости от характера правовых предписаний.

Тождество терминов «действие» и «реализация» обосновано Л.В. Афанасьевой: «осуществление норм права, действие и реализация норм права обозначают одно и то же — фактическое претворение правовых предписаний и требований в деятельности, поведении соответствующих субъектов» [9]. При этом имеется в виду и процесс соответствующего воздействия, и его ко -нечный результат.

2. «Действие права» как процесс и ре-

зультат воздействия с помощью иныгх, вне -правовыгх средств, определяющих социально -психологическое влияние на сознание, волю и поведение субъектов. Социально -психологи -ческое действие права осуществляется глав -ным образом путем формирования и влияния на правосознание.

Критика тождественности терминов «дейст-вие права» и «реализация права» укладывается в

рамки данного подхода, то есть с точки зрения (через) термина «правовое воздействие». В качестве главного аргумента сторонниками используется следующее суждение: рассмотренный подход не позволяет всесторонне проанализировать динамическую природу права как находя -щегося в состоянии «перманентной эволюции» социокультурного явления. При этом в действие права как системную категорию в качестве эле -ментов включаются различные виды юридиче-ской деятельности, в том числе и такие, которые, «не будучи непосредственно включенными в процесс реализации правовых предписаний, тем не менее, занимают важное место в механизме правового регулирования и оказывают серьезное влияние на приобретение правом социальной значимости, его становление в качестве публич -ной регулятивно-охранительной системы» [8].

По утверждению Д .А. Керимова, «действие права — это более широкое понятие, чем реали -зация правовых норм. В свою очередь, реализа -ция правовых норм — это более высокая ступень действия права». Из этого суждения логически следует положение о соотношении «действия права» и «реализации норм права» как целого и части, а также вывод о реализации как показате -ле эффективности или, как минимум, результа -тивности действия права и его норм. Категория «действие права» выступает по отношению к «реализации права» как более содержательная, то есть охватывает своим содержанием как эле -менты правореализационного процесса, так и явления правовой действительности, не специ-фичные для реализации права [10].

В данном случае происходит социологизация термина «действие права» и сопутствующая ей недооценка специально-юридического аспекта, который ставится в подчиненное положение по отношению к факторам общественной жизни. Не учитывается их равнодавлеющее воздействие, «давление» друг на друга.

Переходя к непосредственному предмету настоящего исследования — действию Конститу -ции РФ, а также её прямому действию в частно -сти, отметим, что в теории права «действие права — это действие составляющих его разнообразных норм, которые в официальной форме выражены в различных нормативно-правовых и иных правоустановительных актах» [7, с .479]. Следовательно, допустимо в теоретическом плане сведение «действия права» на уровень «действия нормативного правового акта», а конкрет -но — Конституции РФ.

Конституции придается роль важнейшего правового регулятора. Поскольку выше модель действия права (правовых норм) была определе -на как неотъемлемая стадия правового регулирования, постольку при рассмотрении непосредст -венного действия (реализации) Конституции це -лесообразно обратиться к конституционно -правовому регулированию как одному из его

видов. Следовательно, к нему как к части целого применимы выявленные закономерности общей теории права.

В науке выделяют следующие направления воздействия Конституции как особого регулято -ра общественных отношений: во-первых, по сво -ей природе и сущности Конституция любого государства является актом политико-правового характера, основной закон отражает не только правовую, но и государственную модель страны. В этом выражается осуществляемое Конституци -ей идеологическое воздействие. Во-вторых, Кон -ституция оказывает непосредственное регулирование особого круга общественных отношений, ограниченного определенными пределами. В -третьих, Конституция является основным, «первичным» источником отраслевого регулирования, в этом проявляется её опосредованное конституционное воздействие [11].

Исходя из этих позиций, строится модель действия Конституции. При этом каждому аспекту конституционного регулирования соответ -ствует свой особый способ дейст вия конституционных предписаний.

Часто «прямое действие» сводят к информационному воздействию основного закона на соз -нание граждан [12]. При данном подходе за его рамками остается практическая сторона регулятивного воздействия Конституции на общест-венные отношения, характеризующаяся термином «действительность» конституционных пред -писаний. Ряд отечественных конституционали-стов связывают данный термин только с применением норм судами общей юрисдикции. Ю .И. Гревцов признает возможность судебного при -менения основным критерием для определения формы действия норм Конституции [13]. Недостаток этого подхода в его чрезмерной субъективности и узости. Ю.А. Тихомиров сводит пря -мое действие Конституции к статической стороне, связывая её с моментом вступления в силу [11, с. 133]. С .Н. Братусь прямое действие Кон -ституции ставит в зависимость от соблюдения законности [14]. Эти позиции представляются односторонними и спорными и не соотносятся со сформулированными выше выводами.

С.А. Авакьян выделяет три аспекта в правовой конструкции прямого действия конституци -онных норм[15]:

1. Конституция закрепляет тот строй общественных отношений, который существует (дол -жен существовать) в стране, т.е. прямое действие состоит в оценке её общего в лияния на политическую, экономическую и социальную структу -ры жизни в обществе и государстве.

В этом случае воздействие права (в том числе через правосознание), главным образом, направлено на законодателя. Он не может принять закон, сужающий сферу правового регулирования, установленную в Конституции РФ. А также в данном смысле, конституционно-правовые

нормы становятся критерием деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Прямое действие отдельных положений как основы определенных видов общественных отношений.

3. Связь с «духом и смыслом Конституции». Этот аспект связан с толкованием конституци -онно-правовых норм и наиболее актуален для Конституционного Суда РФ как единственного специального органа, компетентного осуществлять официальное толкование норм основного закона РФ.

Представляется спорным утверждение С.А. Авакьяна о том, что «прямое действие Консти -туции требует принятия нормативных актов, не -обходимых для полной реализации конституционных положений»[15]. Прямое действие имеет место только в случае, если эти нормативные акты не будут опосредующими и конкретизирующими конституционные положения, а установят механизмы действия.

Ракурс рассмотрения «прямого действия Конституции» коренным образом не менялся три десятилетия (начиная с советского периода) и его традиционное содержание заключается в следующем: все нормы Конституции РФ применяются непосредственно всеми субъектами, даже в случае прямого указания в самой Конституции на необходимость принятия соответствующих нормативных правовых актов (например, федерального закона, федерального конституционно -го закона). Наибольший резонанс в рамках названного аспекта получила полемика о судебной защите конституционных прав и свобод человека и гражданина как одной из форм проявления прямого действия Конституции РФ.

Предлагается следующая модель соотношения «действия» и «прямого действия» Конститу -ции РФ, а также их внутренних структурных элементов между собой.

I. Юридический элемент действия Конституции РФ.

Его содержание обусловлено назначением и ролью Конституции как важнейшего правового регулятора.

Специально-юридическое действие Консти -туции РФ осуществляется посредством право-реализационных средств.

Сущность действия Конституции как нормативного правового акта (как совокупности правовых норм) заключается в регулятивном воз -действии на общественные отношения путем придания им правовых форм (правоотношений).

Действие Конституции есть её эффективная реализация. Но в отличие от реализации, вклю -чающей в себя процесс и результат, в действии на первом по значимости месте находится результат. Причем применительно к Конституции важна векторная направленность результата дей -ствия той или иной нормы по отношению к це -

лям и задачам, которые ставятся перед Консти -туцией как основным законом государства.

Действие Конституции в целом, а, следовательно, и его юридическая составляющая как часть целого, являются частью такого более ши -рокого понятия, как «воздействие».

Среди направлений воздействия Конституции как особого регулятора общественных от -ношений выделяют следующие: Конституция оказывает непосредственное регулирование особого круга общественных отношений, ограни -ченного определенными пределами; Конститу -ция является основным, «первичным» источником отраслевого регулирования [11, с .242].

Названные направления воздействия нагляд -но демонстрируют уровни юридического дейст -вия Конституции РФ как нормативного правового акта:

- первому направлению соответствует непосредственное (прямое) действие Конституции;

- во втором получает выражение опосредованное действие (реализация) конституционных предписаний. Конституция не может и не преследует цели урегулировать все общественные отношения.

Прямое (юридическое) действие не является универсальным и безусловным. В систему условий, необходимых для непосредственной реали -зации конституционных норм, входят: а) пред -мет правового регулирования (объективным и субъективным пределыг); б) специальный субъ-ект реализации конституционно-правовой нормы (субъектныш критерий); в) механизм реали -зации конституционных предписаний (проце-дурно-процессуальныш критерий).

Ниже приведен краткий анализ названных условий на примере прямого действия норм гла -вы 2 Конституции РФ:

- по предмету правового регулирования: Конституция не призвана урегулировать все от -ношения, участниками которых являются граж -дане. Назначение норм главы 2 Конституции — установить рамки, очертить пределы общей и отраслевой правосубъектности граждан; гаран-тировать гражданам как невластным субъектам сохранение границ их правосубъектности в установленных Конституцией пределах при осущест -влении правоприменительной деятельности вла -стными субъектами в отношении граждан как непосредственно, так и косвенно. Нормы главы 2 Конституции есть гарантия обеспечения ста -бильности правового статуса граждан в консти -туционных пределах.

- по субъектному критерию: граждане самостоятельно, без воли и участия государства в лице его органов и должностных лиц, не имеют легальной возможности непосредственно реализовать нормы Конституции (исключение, в форме соблюдения), включая определяющие их конституционно-правовой статус. Граждане как субъекты реализации норм Конституции не от -

вечают признакам, присущим субъектам непо-средственной реализации:

во-первых, идентификация специальных субъектов, наделенных полномочиями по непосредственной реализации конституционных норм, в тексте Конституции РФ посредством закрепления адресных норм (прямо поименованы);

во-вторых, властныш характер полномочий; в-третьих, особыгй характер властных пол -номочий (проявляется ограниченность по пред -мету правового регулирования).

Таким образом, прямое действие Консти -туции РФ (в специально -юридическом смыс -ле) — это непосредственная реализация кон -ституционно-правовыгх норм, представляющая собой процесс и результат деятельности вла-стныгх субъектов, уполномоченные и обязан -ныгх на то самой Конституцией, посредством приме не ния, исполне ния и использования ими конституционныгх предписаний, входящих в предмет конституционно -правового регулирования , ограниченного объективныгми и субъек-тивныгми пределами.

II. Социально-психологический (мировоззренческий, идеологический) элемент действия Кон -ституции РФ.

В данном аспекте получает проявление не нормативная, правовая составляющая Конститу -ции как регулятора общественных отношений, а социально-политическая характеристика Кон -ституции как документа общества.

Конституция безотносительна к субъект -ному составу, обращена ко всем и каждому. Действие Конституции здесь не ограничено и предметными пределами: поведение субъектов всего многообразия общественных отношений, включая правоотношения, должно соответствовать Конституции, осуществляться в её рам -ках, на её основе.

Социально-психологическое действие осуществляется внеправовыми средствами. Происходит воздействие не конкретной нормы на те или иные отношения посредством правореализа -ционной деятельности, а «духа» Конституции через воздействие на правосознание субъектов.

Объектом воздействия в рамках данного элемента становятся не конкретные правоотношения, а сознание и поведение людей.

Воздействие на сознание всегда непосредст -венное. Весьма условно можно отметить опосре-дованность в действии Конституции на поведе -ние людей (опосредовано сознанием).

Таким образом, всякое идеологическое действие Конституции является прямым и пред -ставляет собой реальное воздействие «духа» Конституции на поведение субъектов, осуществляемое через их правосознание.

В данном смысле критерием реальности (эффективности), а не декларативности прямого действия является совпадение целей, заложен-

ные в Конституции, с достигнутыш результа-том такого воздействия.

III. Политический элемент действия Кон -ституции РФ.

В структуре действия Конституции данный элемент является промежуточным по отноше-нию к двум рассмотренным, что обусловлено сложностью и своеобразием политических от -ношений.

Политическое действие Конституции есть её воздействие на поведение субъектов и общест -венные отношения, осуществляемое внеправовыми средствами, в дальнейшем могущими принимать или вынужденными существовать в правовых формах.

Воздействие также является всегда непосредственным и осуществляется через правосознание. Однако сфера действия Конституции как политического документа ограничена пределами (не все общественные отношения, а только поли -тические); субъектный состав шире, чем при юридическом действии, но ограничен, в отличие от идеологического (субъект испытывает на себе политическое действие Конституции, будучи вовлеченным в политические отношения, в том числе косвенно).

Таким образом, «прямое действие Конституции Российской Федерации» представляет собой комплексное явление, включающее в себя взаи -мосвязанные элементы, обусловленные полити -ко-правовым характером Конституции как основного закона государства и общества. Опреде -ляющим в сущности «прямого действия» являет -ся конечный результат воздействия как критерий эффективности Конституции РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г.) // Рос. газ. — 2009.

— 21 янв.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т.— 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; Инфра-М, 2010. — Т .1. — 864 с.

3. Кальной И .И., Сандулов Ю. А. Филосо-фия для аспирантов: учебник / под ред. И.И. Кального. — 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2003. — 512 с.

4. Петрова А. В. Основные функции Консти -туции Российской Федерации (Вопросы теории): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — М., 2004. — 232 с.

5. Шапарь В .Б., Россоха В.Е., Шапарь О .В. Новейший психологический словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 816 с.

6. Алексеев С. С. Теория права. — М.: БЕК, 1995. — 320 с.

7. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. академи-

ка РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.

8. Дедюхин В.В. Действие права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 — СПб., 2002.

— 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Афанасьева Л. В. Нормы права и их дейст -вие: вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук. —

М., 2000.

10. Г ойман В. И. Действие права (Методологический анализ): монография. — М., 1992.

11. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. — М.: Формула права, 2010. — 400 с.

12. Гревцов Ю.И. Прямое действие Консти -туции? // Журнал российского права. — 1998. — № 6. — С. 94.

13. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. — Л., 1987. — С.61.

14. Братусь С. Н. Юридическая ответствен -ность и законность. (Очерк теории). — М.: Юрид. лит., 1976. — С. 68.

15. Авакьян С .А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — 2-е изд. — М., 2000. — С. 233—234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.