Научная статья на тему 'ПРЯМАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ПРЯМАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / государственная поддержка / финансовая поддержка / гарантии / поручительства / субсидии / гранты / финансовая аренда / лизинг / Южный федеральный округ / ЮФО / small business / government support / financial support / guarantees / subsidies / grants / financial lease / leasing / Southern Federal District / SFD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Евгеньевна Ордынская, Татьяна Александровна Силина, Елена Николаевна Захарова

Актуальность исследования обусловлена тем, что малое предпринимательство является важным элементом современной экономики, который вносит значительный вклад в обеспечение социальной устойчивости регионов и страны в целом, способствует занятости населения, пополнению бюджета. Однако, в современных реалиях микро- и малые предприятия оказались наиболее уязвимыми хозяйствующими субъектами и нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства. Статья направлена на выявление основных направлений финансовой поддержки субъектов малого бизнеса Южного федерального округа. Поддержка должна основываться на принципе долгосрочности и своевременно корректироваться при ухудшении показателей деятельности субъектов малого предпринимательства и изменении экономический, эпидемиологической и политической ситуации. Проанализирована динамика основных показателей финансовой поддержки субъектов малого бизнеса регионов Южного федерального округа на основе статистических данных. Использовались методы горизонтального, вертикального, сравнительного анализа. Проведенный анализ подтверждает востребованность финансовой поддержки субъектами малого бизнеса. Перечислены предложения, направленные на оптимизацию мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в ЮФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марина Евгеньевна Ордынская, Татьяна Александровна Силина, Елена Николаевна Захарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECT FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT REGIONS

The relevance of the study is due to the fact that small business is an important element of the modern economy, which makes a significant contribution to the regions’ social sustainability and the country as a whole, provides employment for the population and replenishment of the budget. However, in modern reality, micro and small enterprises have become the most vulnerable business entities and need state financial support. The work is aimed at identifying the main directions of financial support for small businesses in the Southern Federal District. The support should be based on the principle of long-term sustainability and in a timely manner when economic, epidemiological and political situation changes and the performance of small business entities deteriorates is analyzed through the analysis of statistical data. Horizontal, vertical, and comparative methods have been used to analyze the dynamics of small business financial support indicators in the Southern Federal District regions. The analysis confirms the relevance of financial support for small business entities. Proposals aimed at optimizing financial support measures for small business in the Southern Federal District have been presented.

Текст научной работы на тему «ПРЯМАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 334.012.6:658.14/17(470.6)

ББК 65.261-131(235.7)

0-65

DOI: 10.53598/2410-3683-2023-4-330-81-92

ПРЯМАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

(Рецензирована)

Марина Евгеньевна ОРДЫНСКАЯ

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия e-mail: marina26577@rambler. ru

Татьяна Александровна СИЛИНА

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия e-mail: agu_ekonom@mail.ru

Елена Николаевна ЗАХАРОВА

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия e-mail: zahar-e@yndex.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что малое предпринимательство является важным элементом современной экономики, который вносит значительный вклад в обеспечение социальной устойчивости регионов и страны в целом, способствует занятости населения, пополнению бюджета. Однако, в современных реалиях микро- и малые предприятия оказались наиболее уязвимыми хозяйствующими субъектами и нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства. Статья направлена на выявление основных направлений финансовой поддержки субъектов малого бизнеса Южного федерального округа. Поддержка должна основываться на принципе долгосрочности и своевременно корректироваться при ухудшении показателей деятельности субъектов малого предпринимательства и изменении экономический, эпидемиологической и политической ситуации. Проанализирована динамика основных показателей финансовой поддержки субъектов малого бизнеса регионов Южного федерального округа на основе статистических данных. Использовались методы горизонтального, вертикального, сравнительного анализа. Проведенный анализ подтверждает востребованность финансовой поддержки субъектами малого бизнеса. Перечислены предложения, направленные на оптимизацию мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в ЮФО.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, финансовая поддержка, гарантии, поручительства, субсидии, гранты, финансовая аренда, лизинг, Южный федеральный округ, ЮФО.

Для цитирования: Ордынская М. Е., Силина Т. А., Захарова Е. Н. Прямая финансовая поддержка малого бизнеса в регионах Южного федерального округа // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2023. Вып. 4 (330). С. 81-92. DOI: 10.53598/2410-3683-2023-4-330-81-92.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

DIRECT FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT REGIONS

Marina E. ORDYNSKAYA

Adyghe State University, Maykop, Russia e-mail: marina26577@rambler. ru

Tatiana A. SILINA

Adyghe State University, Maykop, Russia e-mail: agu_ekonom@mail.ru

Elena N. ZAKHAROVA

Adyghe State University, Maykop, Russia

e-mail: zahar-e@yndex.ru

Abstract. The relevance of the study is due to the fact that small business is an important element of the modern economy, which makes a significant contribution to the regions' social sustainability and the country as a whole, provides employment for the population and replenishment of the budget. However, in modern reality, micro and small enterprises have become the most vulnerable business entities and need state financial support. The work is aimed at identifying the main directions of financial support for small businesses in the Southern Federal District. The support should be based on the principle of long-term sustainability and in a timely manner when economic, epidemiological and political situation changes and the performance of small business entities deteriorates is analyzed through the analysis of statistical data. Horizontal, vertical, and comparative methods have been used to analyze the dynamics of small business financial support indicators in the Southern Federal District regions. The analysis confirms the relevance of financial support for small business entities. Proposals aimed at optimizing financial support measures for small business in the Southern Federal District have been presented.

Keywords: small business, government support, financial support, guarantees, subsidies, grants, financial lease, leasing, Southern Federal District, SFD.

For citation: Ordynskaya M. E., Silina T. A., Zakharova E. N. Direct financial support for small businesses in the Southern Federal District regions // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2023. No. 4 (330). Pp. 81-92 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2023-4-330-81-92.

Введение. Малый бизнес является важным субъектом экономики. Так, по данным ФНС [1] на 10.09.23 г. в Южном федеральном округе действует 697 572 субъекта малого бизнеса. Преобладающая их часть приходится на два крупнейших региона округа — Краснодарский край (41,07%) и Ростовскую область (24,92%). Следующая группа субъектов имеет доли 11,68% (Республика Крым) и 10,43% (Волгоградская область). Доли остальных субъектов в совокупности составляют 11,9%, а на каждый из регионов этой группы приходится менее 5% от общего количества субъектов малого бизнеса ЮФО: 3,97% — Астраханская область, 3,36% — г. Севастополь, 2,36% — Республика Адыгея, 2,21% — Республика Калмыкия.

Ш Республика Адыгея п Республика Калмыкия Краснодарский край

■ Астраханская область

■ Волгоградская область Ростовская область

■ Республика Крым г.Севастополь

Рис. 1 — Распределение субъектов малого бизнеса по регионам ЮФО, тыс. ед. [1 ]

Такое неравномерное распределение во многом обусловлено различием регионов по площади и численности населения. В связи с этим, для проведения сравнительного анализа был использован относительный показатель количества

субъектов малого бизнеса на 1 тыс. жителей (рис. 2). Средний показатель по федеральному округу близок к общероссийскому, превышая его на 0,06 (40,77 и 40,71 соответственно).

Рис. 2 — Количество субъектов малого бизнеса на 1 тыс. человек, январь 2023 г. [1, 2]

Все субъекты ЮФО по данному показателю можно разделить на две группы — со значением выше общероссийского (Республика Калмыкия, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Крым, г. Севастополь) и ниже него (Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область).

При этом лидером макрорегиона на начало 2023 года так же как и по общей численности субъектов малого бизнеса, является Краснодарский край (47,84), где на 1 тыс. жителей приходится на 7,13 субъектов малого бизнеса больше, чем в среднем по стране, и на 7,07 чем в ЮФО.

Так как государство заинтересовано в развитии такого важного субъекта экономики, как малый бизнес, в повышении деловой активности предпринимателей, предпринимаются различные меры по его поддержке. При этом, одной из самых действенных мер является финансовая помощь.

Материалы и методы исследования. Исследованию проблем финансовой помощи малому бизнесу в последние годы уделяется достаточно много внимания. Например, общим вопросам финансовой поддержки малого бизнеса посвящены работы М.Е. Косова [3], E.H. Кравченко с соавторами [4]. В региональном аспекте данную проблему рассматривают О.В. Бескровная с соавторами [5], В.В. Заблоцкая, Г.И. Фощан [6], Ю.А. Запольских с соавторами [7]. Поддержку субъектов малого бизнеса в разрезе отдельных отраслей исследуют Е.С. Соколова [8], Е.В. Чертина, И.Ю. Квятковская, Н.В. Давидюк [9]. Следует отметить, что особый всплеск интереса к исследованию мер финансовой поддержки субъектов малого бизнеса, связан с периодом пандемии короновирусной ин-феркции: Д.И. Кошкина, Т.В. Старикова [10], В.В. Матвеев [11], Е.А. Мидлер, A.B. Белятич [12], Н.С. Пионткевич, Е.Г. Шеина [13]. Вопросы поддержки малого бизнеса в условиях мобилизационной экономики раскрываются в работе Г.М. Епихиной и С.А. Пинчук [14].

В исследовании и систематизации данных применялись горизонтальный, вертикальный, сравнительный анализ, экономико-статистический метод исследования.

Реализация исследовательских задач достигалась посредством анализа массива данных, содержащихся в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [1] и Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки [15].

Результаты и обсуждение. Финансовая поддержка обеспечивается широким спектром стимулирующих развитие инструментов, перечень которых ограничен и регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами. На уровне регионов реализуются собственные программы поддержки малого и среднего бизнеса согласно приоритетности региональных векторов развития.

Многочисленные способы финансового стимулирования малого бизнеса можно условно разделить на две группы: прямого и косвенного стимулирования. Инструментами прямого финансового стимулирования являются бюджетные инвестиции, целевые гранты, субсидирование затрат, возникающих по конкретным проектам малого и среднего бизнеса, доступ к государственным и муниципальным заказам. Инструментами косвенного финансового стимулирования являются налоговые льготы и специальные налоговые режимы.

Из данных ФНС [1] следует, что за 2019—2023 годы в ЮФО зарегистрировано 1 160 581 фактов поддержки субъектов малого бизнеса, из них 657 015 факта финансовой поддержки. Таким образом, 56,6% всей помощи было оказано именно в виде финансовой поддержки. При этом учитываются только прямые инструменты финансовой поддержки.

Рассмотрим динамику фактов оказания финансовой поддержки субъектам малого бизнеса ЮФО за 2019—2023 гг.

Таблица 1

Факты оказания финансовой поддержки в разрезе субъектов ЮФО

за 2019-2023 гг.

Субъект ЮФО 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.* Всего

Республика Адыгея 774 10 069 1 681 1 982 699 15 205

Республика Калмыкия 2 349 5 182 971 1 408 133 10 043

Краснодарский край 4 165 166 723 38 726 37 353 2 634 249 601

Астраханская область 1 590 20 979 4 776 4 577 691 32 613

Волгоградская область 3 638 54 227 15 494 11 894 483 85 736

Ростовская область 6 555 95 591 24 738 21 883 3 684 152 451

Республика Крым 3 131 56 824 13 806 6 951 1 650 82 362

г. Севастополь 740 16 744 8 290 2 800 493 29 067

Всего по ЮФО 22 942 426 339 108 482 88 848 10 467 657 078

* за 8 месяцев 2023 г.

Таким образом, из табл. 1 видно, что наиболее активно субъекты малого бизнеса обращались за финансовой поддержкой в 2020 году (более 75% всех обращений за 4 года). Это связано прежде всего с пандемией короновируса COVID-19, которая привела к введению режима самоизоляции и ограничения на деятельность, что сильно повлияло на устойчивость малого бизнеса. Для преодоления данной кризисной ситуации в марте 2020 года Правительством РФ был принят ряд мер, направленных на оказание помощи наиболее уязвимым отраслям.

Рассмотрим, как менялось количество получателей финансовой поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019—2023 гг.

Таблица 2

Получатели финансовой поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019-2023 гг.

Субъект ЮФО 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.* Всего

Республика Адыгея 637 8 761 1 626 1 741 626 13 391

Республика Калмыкия 1 917 4 781 941 1 271 123 9 033

Краснодарский край 2 871 147 867 36 383 32 934 2 222 222 277

Астраханская область 1 205 18 651 4 393 3 908 548 28 705

Волгоградская область 2 533 47 773 14 789 9 945 432 75 472

Ростовская область 5 008 84 909 23 171 18 522 3 080 134 690

Республика Крым 2 132 50 409 12 050 4 932 1 365 70 888

г. Севастополь 433 14 919 7 694 2 300 401 25 747

Всего по ЮФО 16 736 378 070 101 047 75 553 8 797 580 203

* за 8 месяцев 2023 г.

Более 96% получателей финансовой поддержки являются микропредприятиями, 3,7% — малыми предприятиями. Доля средних предприятий незначительна, всего 0,3%

Среди получателей финансовой поддержки 80,6% являются индивидуальными предпринимателями, 14,6% — юридическими лицами, доля самозанятых — 4,8%.

Сопоставление данных табл. 1 и 2 показало, что отдельным получателям поддержки помощь оказывалась неоднократно в течении года. В среднем по ЮФО за период 2019—2023 гг. на одного получателя приходится 1,13 факта финансовой поддержки. При этом по Республике Крым этот показатель максимальный — 1,16 факта, а по Республике Калмыкия минимальный — 1,11 факта, так же ниже среднеокружного значения показатель по Краснодарскому краю — 1,12 факта. Показатель по Республике Адыгея, Астраханской и Волгоградской областям составил — 1,14 факта, в остальных субъектах — равен среднеокружному. Максимальные значения показателя по годам зафиксированы в 2019 г.: 1,22—1,71 факта по регионам и 1,37 факта в среднем по ЮФО. Минимальные — в 2021 г.: 1,03— 1,15 факта по регионам и 1,07 факта в среднем по ЮФО.

Таблица 3

Доля получателей поддержки в общей численности СМП в разрезе субъектов ЮФО за 2019—2023 гг., %

Субъект ЮФО 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.*

Республика Адыгея 3,72 54,26 9,98 11,07 3,86

Республика Калмыкия 21,31 53,7 11,01 12,95 1,04

Краснодарский край 1,02 53,4 13,72 12,04 0,8

Астраханская область 3,79 60,56 15,46 13,93 1,99

Волгоградская область 3,15 61,38 20,44 13,7 0,6

Ростовская область 2,82 48,74 13,85 10,88 1,8

Республика Крым 2,44 58,75 14,35 5,86 1,68

г. Севастополь 1,78 62,43 33,02 9,66 1,71

Всего по ЮФО 2,36 54,44 15,19 11,14 1,29

* за 8 месяцев 2023 г.

Относительный показатель доли получателей финансовой поддержки в общей численности субъектов малого бизнеса по всем субъектам ЮФО находится на сопоставимом уровне в рамках каждого финансового года. При этом в 2019 году значительно выпадает из общего ряда Республика Калмыкия (21,31%), а минимальное значение имело место в Краснодарском крае (1,02%). Следующий год, как отмечалось выше, характеризуется повышенной частотой оказания поддержки, в 2020 году поддержку получило свыше 50% зарегистрированных субъектов малого бизнеса: от 53,4% в Краснодарском крае, до 62,43% в Севастополе. Доля получивших поддержку в 2021—2022 годах находится преимущественно диапазоне 10—16%. При этом 2021 году доля поддержанных свыше этого уровня СМП зафиксирована по Волгоградской области (20,44%) и Севастополю (33,02%). В 2022 году доля в Севастополе (9,66%), напротив, была ниже средней по федеральному округу (11,14%), а минимальное значение этого показателя приходится на Республику Крым (5,86%). За первые восемь месяцев 2023 года доля субъектов малого бизнеса, получивших поддержку в Адыгее уже превысила годовое значение 2019 года (3,86% и 3,72% соответственно), по всем остальным субъектам величина базисного года еще не достигнута. Однако, динамика оказания помощи внутри периодов характеризуется отклонением в сторону конца финансового года, в связи с чем следует ожидать, что в большинстве регионов ЮФО доля субъектов — получателей поддержки в 2023 году будет на уровне 2019 года.

Размер финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в ЮФО за весь анализируемый период превысил 190 млрд руб., при этом наибольший размер поддержки был оказан в 2022 году (55,86 млрд руб.), а за восемь месяцев текущего года уже более чем на 10 млрд руб. превысил величину 2019 года (рис.3).

Большая часть суммы финансовой поддержки в ЮФО (62,07%) получена представителями малого бизнеса двух субъектов РФ — Краснодарского края и Ростовской области, а наименьшая доля (0,84%) приходится на Калмыкию (табл. 4).

60000

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 Г. 2023 Г.*

■ Республика Адыгея ■ Республика Калмыкия Краснодарский край ■ Астраханская область

■ Волгоградская область Ростовская область ■ Республика Крым ■ г. Севастополь

* за 8 месяцев 2023 г.

Рис. 3 — Величина финансовой поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019—2023 гг., млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом необходимо, отметить, что 54,02% всей финансовой поддержки в Калмыкии за анализируемый период было предоставлено в 2019 году. Столь неравномерного распределения сумм финансовой поддержки во времени не зафиксировано ни в одном другом субъекте, входящем в Южный федеральный округ.

Таблица 4

Оказание финансовой поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019-2023 гг., %

Субъект ЮФО 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.* 20192023 гг.

Республика Адыгея 3,39 2,04 2,75 2,04 1,76 2,30

Республика Калмыкия 3,78 0,44 0,14 0,53 0,67 0,84

Краснодарский край 30,55 36,39 28,14 38,71 31,61 33,82

Астраханская область 2,45 4,41 4,94 5,73 13,65 6,26

Волгоградская область 13,35 14,16 13,53 10,92 6,00 11,59

Ростовская область 28,33 25,57 25,78 29,07 33,00 28,24

Республика Крым 16,12 13,15 21,21 11,04 10,54 14,11

г. Севастополь 2,04 3,84 3,51 1,97 2,77 2,83

Всего по ЮФО 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

* за 8 месяцев 2023 г.

Динамика средней величины оказанной финансовой помощи в расчете на один субъект малого бизнеса в ЮФО представлена на рис. 4. Значительно отличается от общего тренда по округу динамика показателя в Астраханской области, Крыму, Севастополе и Калмыкии. При этом в Астраханской области отклонение связано с ростом показателя в 2023 году в 1,54 раза, в то время как в других регионах федерального округа имеет место снижение. Таким образом показатель в 3,2 раза превышает общее значение по ЮФО. В Крыму в 2021 году имел место рост показателя в 1,59 раза, в результате чего его значение в 1,72 раза превысило среднее по ЮФО. В 2022 году в Крыму и Севастополе показатель снизился в 1,35 и 1,25 раза, соответственно, в то время как в других субъектах округа имел его место рост. В наибольшей степени по рассматриваемому показателю отличается Республика Калмыкия: в первый год, его значение в 2,77 раза превышало общее по федеральному округу, а затем сократилось в 4,91 раза до уровня в 3 раза ниже общее по федеральному округу, падение продолжилось в 2021 году и в результате разница со значением по округу составила 9,19 раза.

При этом в исследовании установлена прямая корреляция между числом субъектов малого бизнеса в регионе и суммой оказанной помощи (К=0,92).

160 000.00 140 000.00 120 000.00 100 000.00 80 000.00

60 000,00

40 000.00 20 000.00

0.00 -1-1-1-

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.*

-•—Республика Адыгея —»— Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область -^-Волгоградская область Ростовская область -и— Республика Крым —«— г. Севастополь —•— ЮФО

* за 8 месяцев 2023

Рис. 4 — Динамика средней величины финансовой помощи на один СМП региона, руб.

При оценке средней величины оказанной финансовой помощи в расчете на одного получателя (табл. 5) установлено, что в среднем за анализируемый период один получатель финансовой помощи в Южном федеральном округе получил поддержку в размере 333 тыс. руб. При этом в Крыму, Астраханской и Ростовской областях этот показатель выше среднего по округу: 385 тыс. руб.; 421 тыс. руб. и 405 тыс. руб. соответственно. А минимальное значение в Калмыкии — 181 тыс. руб.

Таблица 5

Средняя величина финансовой поддержки в расчете на одного получателя

за 2019—2023 гг., млн. руб.

Субъект ЮФО 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.* 20192023 гг.

Республика Адыгея 1,240 0,095 0,675 0,655 0,937 0,332

Республика Калмыкия 0,460 0,037 0,059 0,231 1,810 0,181

Краснодарский край 2,483 0,100 0,309 0,657 4,748 0,294

Астраханская область 0,473 0,096 0,449 0,818 8,316 0,421

Волгоградская область 1,229 0,121 0,365 0,613 4,638 0,297

Ростовская область 1,320 0,123 0,444 0,877 3,576 0,405

Республика Крым 1,764 0,106 0,703 1,250 2,578 0,385

г. Севастополь 1,098 0,105 0,182 0,479 2,310 0,212

Всего по ЮФО 1,394 0,108 0,395 0,739 3,795 0,333

* за 8 месяцев 2023 г.

Поддержка субъектов малого бизнеса в ЮФО оказывалась посредством использования разных видов финансирования, представленных в табл. 6.

Таблица 6

Факты поддержки в разрезе видов финансовой поддержки по субъектам ЮФО за 2019—2023 гг.

Субъект ЮФО Предоставление субсидий и грантов Предоставление финансирования на возвратной основе Предоставление гарантий и поручительств Финансовая аренда (лизинг) Инвестиции в капитал

Республика Адыгея 13 295 1 568 337 5 0

Республика Калмыкия 8 953 870 219 1 0

Краснодарский край 213 048 29 487 7 042 15 9

Астраханская область 28 298 3 117 1 197 0 1

Волгоградская область 77 118 6 846 1 759 13 0

Ростовская область 128 834 18 491 4 956 169 1

Республика Крым 64 513 15 050 2 659 140 0

г. Севастополь 23 279 4 734 1 040 14 0

Всего по ЮФО 557 304 80 146 19 197 357 И

Как видно, из данных табл. 6, наиболее популярный вид прямой финансовой поддержки в ЮФО — это предоставление субсидий и грантов. Наименее популярной мерой поддержки оказались инвестиции в капитал и лизинг оборудования.

Реализация государственной политики в области прямого финансирования малого бизнеса осуществляется на основе федеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

Таблица 7

Факты финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в ЮФО в зависимости от вида регламентирующего документа

Субъект ЮФО Нормативный правовой акт РФ Нормативный правовой акт субъекта РФ Муниципальный правовой акт Решение органа управления организации

Республика Адыгея 1 140 706 5 32

Республика Калмыкия 1 149 4 5 40

Краснодарский край 29 129 223 249 2 069

Астраханская область 3 599 0 7 69

Волгоградская область 7 618 4 1 174

Ростовская область 14 574 1 668 881 769

Республика Крым 3 963 338 982 1

г. Севастополь 1 823 610 0 160

Всего по ЮФО 62 974 3 552 1 148 4 288

Таким образом, большая часть финансовой поддержки малого бизнеса ЮФО оказана в соответствии с Нормативно-правовыми актами РФ.

Заключение. Малый бизнес является важным звеном экономики. Для его развития необходима стабильная система государственной поддержки. Укрепляя положение малого бизнеса, в том числе и посредством финансовой поддержки, государство решает многие социальные и экономические проблемы и создает условия для устойчивого развития регионов и страны в целом [16].

Благодаря реализации форм государственной финансовой поддержки в период пандемии и сложной политической и экономической ситуации, малый бизнес регионов ЮФО продолжает развиваться, появились новые участники малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения роста количества субъектов малого бизнеса, их конкурентоспособности и рентабельности, увеличения рабочих мест и занятости населения, а, следовательно, и повышения уровня жизни, необходимо постоянное совершенствование системы финансовой поддержки со стороны государства и регионов с учетом условий меняющегося рынка, а также повышение скорости реагирования на возникающие угрозы. Поддержка должна основываться на принципе долгосрочное™ и своевременно корректироваться при ухудшении показателей деятельности субъектов малого предпринимательства и изменении экономический, эпидемиологической и политической ситуации.

Для создания действенной системы финансовой поддержки государство должно направить усилия на:

— устранение неблагоприятного положения субъектов малого предпринимательства на рынке кредитных ресурсов и инвестиций;

— использование всех возможных гарантийных механизмов со стороны существующих фондов поддержки;

— приоритетную поддержку субъектов малого бизнеса, являющихся производителями, представителями депрессивных регионов, а также предпринимателей из социально незащищенных групп населения [17].

Кроме того, необходимо усиление регионального и создание муниципального уровней системы финансовой поддержки, а также коренное улучшение финансового обеспечения за счет обязательного включения в бюджеты всех уровней целевой статьи на финансирование системы поддержки малого предпринимательства.

Примечания:

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https:// ofd.nalog.ru/

2. Перепись 2020/ Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020

3. Косов М.Е. Инструменты государственной финансовой поддержки предприятий среднего и малого бизнеса, повышение их эффективности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 269-273.

4. Кравченко E.H., Малышева E.H., Кравченко Е.А. Оценка реализации отдельных финансовых инструментов в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2023. № 5 (154). С. 734-739.

5. Improving the Mechanism of State Financial Support for Regional Small and Medium-Sized Businesses (Using the example of the Magadan Region) / O.V. Beskrovnaya [et al.] // Components of Scientific and Technological Progress. 2022. No. 10 (76). P. 19-33.

6. Заболоцкая В.В., Фощан Г.И., Шакирова Т.С. Оценка эффективности региональной финансовой поддержки и прогнозирование занятости в секторе малого и среднего бизнеса Краснодарского края // Экономика: теория и практика. 2021. № 2 (62). С. 48-60.

7. Финансовое положение организаций малого бизнеса в Республике Башкортостан и их государственная поддержка в современных условиях / Ю.А. Запольских [и др.] // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 2 (170). С. 97-101.

8. Березина К.О., Соколова Е.С. Анализ мер государственной финансовой поддержки и возможностей их использования лесозаготовительными предприятиями малого бизнеса Архангельской области // Оригинальные исследования. 2023. Т. 13, № 1. С. 238-245.

9. Чертина, Е.В., Квятковская И.Ю., Давидюк Н.В. Особенности предоставления финансовой поддержки субъектам малого бизнеса рыбной отрасли с использованием продукционной модели базы знаний // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2022. № 4. С. 33-42.

10. Кошкина Д.И., Старикова Т.В. Финансовая поддержка организаций малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровне в период пандемии COVID-19 // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 386-388.

11. Матвеев В.В. Оценка эффективности финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в период пандемии //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2021. Т. 9, № 4 (55). С. 109-118.

12. Мидлер Е.А., Велятич А.В. Государственная финансовая поддержка малого бизнеса в условиях пандемии: региональные практики // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 2 (36). С. 119-131.

13. Пионткевич Н.С., Шеина Е.Г. Финансовые аспекты обеспечения устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях новых вызовов // Journal of New Economy. 2021. Т. 22, № 1. С. 105-130.

14. Епихина Г.М., Пинчук С.А. Инструменты финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в условиях мобилизационной экономики // Горизонты экономики. 2023. № 3 (76). С. 43-47.

15. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки. URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/

16. Ордынская М.Е. Финансовая поддержка малого бизнеса в Республике Адыгея // Проблемы научной мысли. 2023. Т. 3, № 1. С. 17-19.

17. Тюрин С.Б. Экономические и организационные основы деятельности малых предприятий: монография. Ярославль: АТиСО, 2021. 152 с.

References:

1. Unified register of small and medium-sized businesses. URL: https://ofd.nalog.ru/

2. Census 2020/ Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020

3. Kosov M.E. State financial support tools and improving medium and small businesses efficiency 11 Bulletin of Economic Security. 2022. No. 5. P. 269-273.

4. Kravchenko E.N., Malysheva E.N., Kravchenko E.A. Individual financial instruments implementation assessment within the framework of state support for small and medium-sized businesses// Economics and Entrepreneurship. 2023. No. 5 (154). P. 734-739.

5. Improving the Mechanism of State Financial Support for Regional Small and Medium-Sized Businesses (Using the example of the Magadan Region) / O.V. Beskrovnaya [et al.] // Components of Scientific and Technological Progress. 2022. No. 10 (76). P. 19-33.

6. Zabolotskaya V.V., Foschan G.I., Shakirova T.S. Regional financial support effectiveness evaluating and forecasting employment in the small and medium-sized businesses of the Krasnodar region // Economics: theory and practice. 2021. No. 2 (62). P. 48-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Small business organizations' financial situation and their state support in the Republic of Bashkortostan in modern conditions / Yu.A. Zapolskikh [and others] // Economics and management: scientific and practical journal. 2023. No. 2 (170). P. 97-101.

8. Berezina K.O., Sokolova E.S. Analysis of state financial support measures for logging enterprises in Arkhangelsk region // Original research. 2023. T. 13, No. 1. P. 238-245.

9. Chertina, E.V., Kvyatkovskaya I.Yu., Davidyuk N.V. Features of providing financial support to small businesses in the fishing industry using the product model of the knowledge base // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Ser.: Economics. 2022. No. 4. P. 33-42.

10. Koshkina D.I., Starikova T.V. Financial support for small and medium-sized businesses at the federal and regional levels during the COVID-19 pandemic // Economics and Entrepreneurship. 2021. No. 3 (128). P. 386-388.

11. Matveev V.V. Assessing the effectiveness of financial support for small and medium-sized businesses during the pandemic 11 Current directions of scientific research of the 21st century: theory and practice. 2021. Vol. 9, No. 4 (55). P. 109-118.

12. Midler E.A., Belyatich A.V. State financial support for small businesses in a pandemic: regional practices // Scientific notes of the International Banking Institute. 2021. No. 2 (36). P. 119-131.

13. Piontkevich N.S., Sheina E.G. Financial aspects of ensuring sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of new challenges // Journal of New Economy. 2021. T. 22, No. 1. P. 105-130.

14. Epikhina G.M., Pinchuk S.A Instruments of financial support for small and medium-sized businesses in the conditions of a mobilization economy // Horizons of Economics. 2023. No. 3 (76). P. 43-47.

15. Unified register of small and medium-sized businesses — recipients of support. URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/

16. Ordynskaya M.E. Financial support for small businesses in the Republic of Adygea // Problems of scientific thought. 2023. T. 3, No. 1. P. 17-19.

17. Tyurin S.B. Economic and organizational foundations of small enterprises: monograph. Yaroslavl: ATiSO, 2021. 152 p.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 11.10.2023; одобрена после рецензирования 18.10.2023; принята к публикации 25.10.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 11.10.2023; approved after reviewing 18.10.2023; accepted for publication 25.10.2023.

© M. E. Ордынская, Т. А. Силина, E. H. Захарова, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.