Научная статья на тему 'Прожиточный минимум как гарантия конституционных прав и свобод'

Прожиточный минимум как гарантия конституционных прав и свобод Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4398
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / SUBSISTENCE / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / CONSTITUTIONAL GUARANTEES / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / RIGHT TO HEALTH / ПРАВО НА ЖИЗНЬ / RIGHT TO LIFE / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / ФИНАНСОВЫЕ ГАРАНТИИ / FINANCIAL GUARANTEES / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / CONSUMER BASKET / ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ / PROTECTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова Галина Анатольевна

Права и свободы человека нуждаются в обеспечении их соответствующими правовыми средствами. Одной из гарантий является установленный законом прожиточный минимум. Именно от его реальной величины зависит способность граждан к реализации большинства продекларированных Конституцией РФ прав. Каковы же параметры расчета минимального прожиточного уровня в РФ и насколько они отражают реальные потребности каждого гражданина страны, попытался выяснить автор данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSISTENCE MINIMUM AS A GUARANTEE OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS

Human Rights and freedoms need to ensure their respective legal instruments. One of the guarantees is the statutory subsistence minimum. Its real value depends on the ability of citizens on realization of the majority of the aims stated in the Constitution of the Russian Federation of rights. The author of this article tried to find out: what are the parameters for calculating the minimum subsistence level in the Russian Federation, and how they reflect the real needs of every citizen of the country.

Текст научной работы на тему «Прожиточный минимум как гарантия конституционных прав и свобод»

УДК 342.734

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ КАК ГАРАНТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

Трофимова Галина Анатольевна,

Научно-исследовательское объединение «Правовая инициатива», эксперт, г. Иркутск, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

Права и свободы человека нуждаются в обеспечении их соответствующими правовыми средствами. Одной из гарантий является установленный законом прожиточный минимум. Именно от его реальной величины зависит способность граждан к реализации большинства продекларированных Конституцией РФ прав. Каковы же параметры расчета минимального прожиточного уровня в РФ и насколько они отражают реальные потребности каждого гражданина страны, попытался выяснить автор данной статьи.

Ключевые понятия: прожиточный минимум, конституционные гарантии, социальное государство, право на охрану здоровья, право на жизнь, права и свободы человека и гражданина, финансовые гарантии, потребительская корзина, защита конституционных прав.

Низкий жизненный уровень населения -одна из насущных проблем российской действительности на протяжении уже многих десятилетий. А между тем Конституцией РФ еще более двадцати лет назад было определено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Неоспорим и тот факт, что кроме отсутствия политических запретов и ограничений для обеспечения достойных условий существования человека необходимы деньги, и именно их получение в достаточном количестве каждым человеком может обеспечить реальное исполнение предписаний Конституции РФ.

Финансовая составляющая служит непременным условием для реализации и других прав, провозглашенных Основным Законом страны: права на жизнь (ч. 1 ст. 20), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 41), на жилище (ч. 1 ст. 40). Ни жилье, ни питание и одежда, а также большая часть медицинских услуг не предоставляются бесплатно, а значит, требуют соответствующих материальных затрат.

Финансовая гарантия в реализации зафиксированных прав и свобод является непосредственным условием их реализации. Каким же образом должна быть обеспечена эта составляющая? Та же Конституция РФ предлагает два пути. Первый и основной - посредством предоставления каждому гражданину РФ права заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 34) и свободы трудиться (ч. 1 и 3 ст. 37), причем труд гарантирован устанавливаемым государством минимальным размером его оплаты (ч. 2 ст. 7). То есть человеку дается право зарабатывать деньги самому. Второй путь - когда государство предоставляет социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), если человек в силу нетрудоспособности не может позаботиться о себе сам.

Большинство российских граждан не являются предпринимателями и возможностью для занятия этой деятельностью не обладают. Любой бизнес требует знаний, денег и способностей. К сожалению, как раз о третьем ресурсе ни в одном официальном документе относительно предпринимательства речь не идет. Однако нельзя человека заставить работать в любой сфере деятельности, каждый обладает своими, сугубо индивидуальными наклонностями.

Таким образом, подавляющая часть взрослого населения страны может получить деньги, лишь предлагая свой труд, становясь наемными работниками. Но далеко не

всякая зарплата соответствуют тому уровню финансовой обеспеченности, при котором возможна реализация названных Конституцией РФ прав. Получается, что даже трудоспособный и работающий человек не всегда может обеспечить себя всем необходимым. И по справедливому замечанию А.С. Кашла-ковой, «поскольку ... законодательно установленный минимальный размер оплаты труда меньше прожиточного минимума, то он не обеспечивает даже права на жизнь, не говоря о достойной жизни» [1, с. 27].

С момента принятия Конституции РФ государство не отказывалось от обязанности устанавливать минимальный размер оплаты труда, почти каждый год он подлежит обновлению в связи с ростом цен. Но что на самом деле означает эта цифра и какое непосредственное отношение она имеет к финансовой гарантированности конституционных прав? Ежеквартально исчисляемая правительством РФ и правительствами (администрациями) субъектов РФ сумма минимального прожиточного уровня все время превышает минимальный размер оплаты труда, а, значит, практической значимости в гарантированном государством минимальном размере оплаты труда нет.

Так, Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2014 года № 905 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г.» прожиточный минимум был установлен в размере 8192 рубля в месяц (для трудоспособного населения - 8834 рубля) [8].

Минимальный размер оплаты труда с января 2015 года составляет 5965 рублей в месяц [10]. То есть МРОТ по-прежнему отстает от минимума, необходимого человеку для проживания.

Тем самым можно констатировать, что в самой Конституции РФ снижена планка гарантированности названных прав. Простого обеспечения минимального размера оплаты труда, который может быть настолько малым, что не решает насущных проблем жизненной обеспеченности человека, недостаточно, эта гарантия должна быть установлена посредством иной составляющей - прожиточного минимума.

При принятии Трудового кодекса РФ [11] в декабре 2001 года была сделана попытка восполнить этот пробел. В частности, было провозглашено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ); одновре-

менно было определено, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, прописываются в федеральном законе (ст. 421 ТК РФ). Но такой закон до сих пор не принят, то есть Федеральное Собрание РФ как орган законодательной власти так и не выполнило для себя же созданной обязанности.

Но и вторая фиксируемая на сегодняшний день цифра, обозначающая необходимый минимум продуктов питания, а также потребности в одежде, обуви и других вещах, обеспечивающих существование человека, и затрат на оплату коммунальных платежей и медицинских услуг, иначе говоря - прожиточный минимум, также вызывает сомнения.

Величина прожиточного минимума на душу населения определяется на основе потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Такое правило закреплено Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [7].

В каждом регионе с учетом его специфики и на основе методики, разработанной Правительством РФ, приняты законы и правительственные акты, направленные на утверждение как потребительской корзины в целом, так и суммы прожиточного минимума. Правда, в большинстве случаев регионы стараются подражать правительственным цифрам, а не фиксировать ту сумму, которая действительно будет отражать уровень цен в регионе и обеспечивать минимально необходимые нужды.

С января 2013 года потребительская корзина в целом по России сформирована в новом составе и объемах: с целью повышения качества питания увеличена норма потребления в среднем на одного человека в год мясопродуктов, рыбопродуктов, молоко-продуктов, яиц, овощей, бахчевых и свежих фруктов, и снижена норма потребления по хлебным продуктам, картофелю, маслу растительному, маргарину и другим жирам [9, с. 59]. Если же брать прежние показатели, то общая энергетическая ценность суточного рациона была равна уровню 1913 года [3, с. 15].

На основе новой методики подсчетов, Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ, установленных постановлением правительства РФ [6], должны

быть определены лишь конкретные нормативы продуктов питания в расчете на 1 человека. Их стоимость рассчитывается исходя из средних цен; что касается непродовольственных товаров и услуг, то размер затрат на них подлежит определению посредством деления стоимости продуктов на два.

Ранее непродовольственные товары были установлены в натуральных показателях и не отражали реального ценового уровня в соотношении с отмеряемым сроком службы и целевым предназначением изделия. В частности, в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 30.04.2009 № 134-пп «О методике исчисления величины прожиточного минимума в Иркутской области» [8] были определены следующие показатели.

Зимнее пальто стоимостью 5665,36 рубля для женщины (за 3293 рубля для мужчины) должно было прослужить 7 (8) лет, а меховой головной убор по цене 1348,19 рубля для женщины (для мужчины - за 1348,89 рубля) - не менее 7 (6) лет; срок износа домашнего одеяла был равен 20 годам, пододеяльника - 8; одни тапочки были рассчитаны на срок не менее трех лет. Разумеется, для людей пенсионного возраста был установлен более продолжительный срок износа вещей.

То есть при определении стоимости вещи и срока ее износа не учитывались ни природно-климатические условия региона, ни качество приобретаемого по самой низкой цене непродовольственного товара.

Но и новая методика расчета, предложенная правительством РФ, не изгладила ситуацию, а лишь избавила чиновников от определения количества необходимых товаров и услуг, а также фиксации их цен.

Нужно отметить, что в составе расходов по обязательным платежам и сборам при определении прожиточного минимума подлежит учету только величина налога на доходы физических лиц, иные обязательные платежи и сборы в указанных расходах не учтены (п. 13 Правил). Но ведь кроме подоходного налога приходится делать еще ряд платежей, в числе обязательных почти для каждого: уплачивать налог на имущество (ст. 399-401 НК РФ [4]), то есть на ту квартиру или дом, где проживает налогоплательщик, и земельный налог (п. 1 ст. 388 НК РФ) в случае, если лицо проживает в частном секторе города или в сельской местности.

Объем услуг, необходимых человеку для проживания, явно занижен. А к ним еще относятся и вынужденные затраты на ремонт квартиры, починку одежды и обуви, затраты на лечение (квоты на обследование и лече-

ние предоставляются в ограниченном количестве), а также немалые затраты на оплату коммунальных услуг, примерно 2300 рублей в расчете на одного человека, проживающего на площади однокомнатной квартиры, без учета расходов на услуги связи (телефон сотовый или стационарный, радио и Интернет), телевидение и домофон.

Не предусмотрены и такие вероятные расходы, которые могут быть связаны с уплатой государственной пошлины, например, при обращении в суд за защитой своих прав, оформлением или переоформлением прав на квартиру, земельный участок, установку счетчиков на потребление воды и других средств жизнеобеспечения, которые также, вероятно, следует относить к числу расходов на услуги.

В определение того минимума средств, которые необходимы человеку, по-прежнему не включены расходы, связанные с содержанием ребенка или иного лица, находящегося на попечении, правда, за исключением методики расчета подоходного налога, где его сумма определяется с учетом сделанного вычета на ребенка (п. 14 Правил).

То есть прожиточный минимум рассчитан на гражданина, на содержании у которого не имеется ни нетрудоспособного супруга или бывшего супруга, ни нетрудоспособных родителей или совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка, ни несовершеннолетнего ребенка. Иначе говоря, на граждан, у которых, кроме уплаты подоходного налога, нет и не может быть других обязательств.

Не зафиксированы затраты ни на аренду жилья, ни на его приобретение [2, с. 235].

По установленной методике распределения средств, необходимых человеку для проживания, можно сделать небольшой расчет.

Так, если прожиточный минимум для трудоспособного человека равен 8192 рублям, и он состоит из суммы потребительской корзины и расходов по обязательным платежам и сборам (п. 15 Правил), а основой для исчисления расходов по обязательным платежам и сборам является стоимость потребительской корзины (п. 12 Правил), то минимум, который отводится на продукты питания в месяц, будет составлять половину потребительской корзины, а остальная часть будет приходиться на непродовольственные товары и услуги (по пятьдесят процентов от половины потребительской корзины). В результате несложных вычислений можно представить следующие цифры.

Прожиточный минимум = стоимость потребительской корзины + обязательные платежи (учтенный в Постановлении Правительства РФ подоходный налог, установленный на

основании п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ в размере 13 процентов).

Стоимость потребительской корзины = 8192 Ч 100 % / 113% « 7249, 56 рубля.

Подоходный налог « 942, 44 рубля.

Минимум на продукты питания = 7249, 56 / 2 = 3624, 78 рубля.

Расходы на непродовольственные товары = 1812, 39 рубля.

Расходы на оплату услуг = 1812, 39 рубля.

Таким образом, примерно 120 рублей в день человек должен тратить на питание (здоровое и рациональное, как предписано законом). Думается, что комментарии здесь излишни.

Если взять предполагаемую достаточной сумму расходов на непродовольственные товары, то, безусловно, в регионах, где зима приходится на 5 месяцев в году, а температура бывает ниже сорока градусов мороза, граждане остались без права на сохранение собственного здоровья. Ведь дорогостоящие зимние вещи априори не могут уместиться в установленный алгоритм расчетов.

Затраты на услуги также имеют заниженные расценки. Достаточно себе представить только уплату двух сумм - минимум коммунальных услуг (без средств связи и других информационных источников) и транспортные расходы - при условии пользования транспортом лишь два раза в день (для поездки на работу и с работы), составляющие примерно 1200 рублей в месяц, и сумма уже будет не менее 3500 рублей.

И потому нет смысла рассуждать об охране здоровья гражданина, доступности культурных ценностей, широкомасштабном приобщении жителей страны к сети Интернет, возможности обращения в суд за защитой своих прав. Все это вынесено за рамки минимума, необходимого человеку для проживания.

Если ввести в число обязательных затрат еще и содержание ребенка по тем цифрам, которые предписаны, то есть равным 8192 рублям в месяц, то окажется, что прожиточный минимум, установленный на сегодняшний день правительством РФ, содержит совершенно невероятные, не соответствующие действительности цифры и методы расчетов.

Следует отметить и тот факт, что прожиточный минимум определяется правительством РФ на основе прошлого периода, притом спустя несколько месяцев со дня его истечения. Таким образом, официально признанный прожиточный минимум всегда основывается на устаревших данных, не отражающих реальные цены на товары и услуги.

Какие же конституционные гарантии можно, а потому необходимо использовать, чтобы изменить существующее положение дел?

Во-первых, в соответствии с принципом демократии источником власти в стране является народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), а потому выразить свое недовольство той или иной государственной политикой можно с помощью выборов (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ), отвергнув кандидатуры народных избранников - авторов принятых неудовлетворительных законов либо поддерживающих их.

Во-вторых, в случае внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ заменить «слабую гарантию» финансового обеспечения прав и свобод на «более сильную», то есть включить в Конституцию РФ требование об обязательном установлении гарантированного законом прожиточного минимума, обеспечивающего достойную жизнь человека.

В-третьих, закрепить ответственность органов государственной власти за применение методики исчисления прожиточного минимума, не соответствующей конечным показателям - сохранению жизни и здоровья граждан.

И только в этом случае можно будет обеспечить такие нормативы прожиточного минимума, которые бы служили прочной гарантией реализации гражданами своих конституционных прав.

1. Кашлакова, А.С. Правовое регулирование минимальной заработной платы как гарантия реализации работниками права на жизнь // Трудовое право в России и за рубежом. 2011, N 4, С. 27.

2. Ковригина, Е.А. Влияние минимального размера оплаты труда на развитие общественных интересов // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012, Т. 2, N 1, С. 235.

3. Милосердов, В.В. У российской бедности сельское лицо // Аграрный вестник Урала. 2007, N 3, С. 15.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2014 года N 905 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г.» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства РФ от 29 января 2013 года N 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.

8. СПС «КонсультантПлюс».

9. Толмачева, И. Обзор экономического законодательства // Экономико-политическая ситуация в России. 2012. N 12. С. 59.

10. Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс».

11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс».

References

1. Kashlakova, A.S. (2011) Pravovoye regulirovaniye minimal'noy zarabotnoy platy kak garantiya realizatsii rabotnikami prava na zhizn' [Legal regulation of the minimum salary as the guarantee of realization the right to life of employees] // Trudovoye pravo v Rossii i za rubezhom, N 4, 27 [in Rus].

2. Kovrigina, Ye.A. (2012) Vliyaniye minimal'nogo razmera oplaty truda na razvitiye obshchestvennykh in-teresov [Impact of minimal wage on the development of social interests] // Vestnik Saratovskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta. T. 2, N 1, 235 [in Rus].

3. Miloserdov, V.V. (2007) U rossiyskoy bednosti sel'skoye litso [Russian poverty has its own face] // Agrarnyy vestnik Urala, N 3, 15 [in Rus].

4. Nalogovyy kodeks RF (chast' vtoraya) ot 5 av-gusta 2000 goda N 117-FZ [The Tax Code of Russian Federation (2nd part) from August, 5th 2000 N 117-FZ] // SPS «Konsul'tant Plyus» [in Rus].

5. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 6 sentyabrya 2014 goda N 905 «Ob us-tanovlenii velichiny prozhi-tochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym sotsial'no-demograficheskim gruppam naseleniya v tse-lom po Rossiyskoy Federatsii za HH kvartal 2014 g.» [Russian Federation government order from September, 6th 2014 N 905 "About establishing a minimal living wage per capita and main socio-demographic groups in the whole of the Russian Federation for the II quarter 2014"] // SPS «Konsul'tant Plyus» [in Rus].

6. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 29 yanvarya 2013 goda N 56 «Ob ut-verzhdenii Pravil ischisleniya ve-lichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym sotsial'no-demograficheskim gruppam naseleniya v tselom po Rossiyskoy Federatsii» [Russian Federation government order from January, 29th 2013 N 56 "About approval of the Rules of accounting minimal living wage per capita and main socio-demographic groups in the whole of the Russian Federation"] // SPS «Konsul'tant Plyus» [in Rus].

7. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of Legislation of Russian Federation], 1997, N 43, article 4904 [in Rus].

8. SPS «Konsul'tant Plyus» [Law Assistant System "Consultant Plus"] [in Rus].

9. Tolmacheva, I. (2012) Obzor ekonomicheskogo zakonodatel'stva [Review of economical legislation] // Ekonomiko-politicheskaya situatsiya v Rossii, N 12, 59.

10. Federal'nyy zakon ot 19 iyunya 2000 goda N 82-FZ (s posl. izm. i dop.) [Federal law from 19th of June 2000 N 82-FZ (with last corrections and additions)] // SPS «Konsul'tantPlyus» [in Rus].

11. Federal'nyy zakon ot 30 dekabrya 2001 goda N 197-FZ (s posl. izm. i dop.) [Federal law from 30th of December 2001 N 197-FZ (with last corrections and additions)] // SPS «Konsul'tantPlyus» [in Rus].

UBC 342.734

SUBSISTENCE MINIMUM AS A GUARANTEE OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS

Trofimova Galina Anatolyevna,

Scientific Research Association

"Legal Initiative",

Expert,

Irkutsk, Russia.

E-mail: [email protected] Annotation

Human Rights and freedoms need to ensure their respective legal instruments. One of the guarantees is the statutory subsistence minimum. Its real value depends on the ability of citizens on realization of the majority of the aims stated in the Constitution of the Russian Federation of rights. The author of this article tried to find out: what are the parameters for calculating the minimum subsistence level in the Russian Federation, and how they reflect the real needs of every citizen of the country.

Key concepts: subsistence,

the constitutional guarantees, the social state, the right to health, right to life,

rights and freedoms of man and citizen,

financial guarantees,

consumer basket,

protection of constitutional rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.