Научная статья на тему 'Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда: российские реалии'

Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда: российские реалии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3675
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / БЕДНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белькина Александра Сергеевна

В настоящее время остро стоит вопрос о росте бедности в Российской Федерации. В статье анализируется методология установления черты бедности в России, а также состав потребительской корзины. Исследование призвано решить следующие задачи: определить методы измерения бедности в России, оценить методологию измерения и назначение прожиточного минимума в РФ, определить основные недостатки существующего подхода и дать рекомендации по его усовершенствованию. Кроме того, в статье обосновывается необходимость повышения минимального размера оплаты труда хотя бы до уровня прожиточного минимума. Анализ проводится на основе действующего российского федерального законодательства и официальной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда: российские реалии»

УДК 330.12

Белькина Александра Сергеевна

аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет belkina.sh@gmail.com

Aleksandra S. Belkina

post-graduate student of Saint-Petersburg State University belkina.sh@gmail.com

Прожиточный минимум

и минимальный размер оплаты труда: российские реалии

The minimum cost of

living and the minimum wage: russian realias

Аннотация. В настоящее время остро стоит вопрос о росте бедности в Российской Федерации. В статье анализируется методология установления черты бедности в России, а также состав потребительской корзины. Исследование призвано решить следующие задачи: определить методы измерения бедности в России, оценить методологию измерения и назначение прожиточного минимума в РФ, определить основные недостатки существующего подхода и дать рекомендации по его усовершенствованию. Кроме того, в статье обосновывается необходимость повышения минимального размера оплаты труда хотя бы до уровня прожиточного минимума. Анализ проводится на основе действующего российского федерального законодательства и официальной статистики.

Ключевые слова: прожиточный минимум, бедность, потребительская корзина,минимальный размер оплаты труда.

Annotation. The question of the poverty growth in the Russian Federation is of high importance nowadays. This article discusses the methodology of establishing the poverty line in Russia, as well as analyses the structure of the consumer basket. The study aims to achieve the following objectives: to determine the methods for measuring poverty in Russia, to evaluate the measurement methodology of the minimum cost of living in the RF, to identify the main shortcomings of the current approach and to make recommendations for its improvement. In addition, the article explains the need to raise the minimum wage to at least the minimum cost of living level. The analysis is based on the current Russian federal legislation and official statistics.

Keywords: minimum cost of living, poverty, market basket of consumer goods, minimal wage.

Повышение уровня жизни населения - одна из главных целей экономической политики любой страны, одним из критериев успешности которой признается сокращение масштабов бедности и нищеты. Специфика определения понятия бедности на уровне отдельной страны зависит, прежде всего, от уровня ее социально-экономического развития, а также от целей проводимой в стране социальной политики и бюджетных возможностей государства.

На сегодняшний день в мировой практике сложились три основных концепции бедности: абсолютная, относительная и субъективная. Их объединяет необходимость определения черты бедности, то есть определенного уровня жизни, положение ниже которого означает состояние бедности.

Черта абсолютной бедности определяется как абсолютный уровень дохода, потребление ниже которого считается недостаточным для обеспечения минимально приемлемого уровня благосостояния. В основе определения абсолютной бедности лежат лишь минимальные физиологические потребности человека, необходимые для его выживания.

Относительная концепция бедности уровень благосостояния соотносит не с минимальными

потребностями, а с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в данной стране. Черта бедности вычисляется как определенная доля от среднего или медианного дохода населения страны, то есть учитывает общее распределение доходов или потребления в пределах исследуемой страны.

Субъективная концепция бедности к бедным относит тех, кто ощущает недостаток в располагаемых доходах для ведения общепринятого в данном обществе образа жизни, а потому причисляет себя к бедным на основе собственных субъективных ощущений.

Стоит отметить, что каждая из концепций обладает преимуществами и недостатками. Выбор черты бедности конкретными странами обусловлен задачами и приоритетами государственной политики, возможностями бюджета и уровнем развития конкретного государства.

В России малоимущими принято называть людей, доходы которых не превышают прожиточного минимума, величина которого устанавливается на основе стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных сборов и платежей. Корзину принято рассчитывать для

трех основных демографических групп: детей, трудоспособного населения, пенсионеров. Расходы на продукты питания составляют 50 % потребительской корзины, а оставшиеся 50 % приходятся на непродовольственные товары и услуги. Состав корзины может быть изменен на уровне субъекта Федерации, с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и особенностей потребления. При расчете прожиточного минимума также учитываются обязательные сборы и платежи. Однако, они включаются в расчет лишь для трудоспособного населения [6].

Расчет потребительской корзины принято начинать с определения структуры продуктовой компоненты, которая составляется с учетом физиологических потребностей человека в зависимости от его возраста. Продуктовая корзина должна обеспечивать минимальный набор продуктов питания, позволяющий человеку поддерживать его здоровье и жизнедеятельность. Однако, как показывают многие исследования и эксперименты, современная корзина не выполняет данной функции. Она позволяет выжить, но у многих людей, соблюдающих подобный рацион, после нескольких месяцев наблюдается снижение умственной активности, апатия, слабость, чувство голода, головокружения и головные боли и т.п. Такое самочувствие не позволяет людям качественно выполнять свои трудовые обязанности, а значит, может оставить их без работы и средств к существованию, что приведет к дальнейшему скатыванию в состояние бедности.

Особенность современной потребительской корзины состоит в том, что объем и стоимость непродовольственных товаров и услуг привязаны к стоимости продуктовой корзины. Набор товаров и услуг никак не поименован в законе. На наш взгляд, такой подход нельзя назвать оптимальным. Во-первых, при таком варианте расчетов нельзя проанализировать состав товаров и услуг, которые должны позволить человеку осуществлять нормальную жизнедеятельность. Во-вторых, стоимость непродовольственных товаров и услуг (особенно услуг ЖКХ и медикаментов) зачастую растет быстрее, чем стоимость продуктов питания. В третьих, соотношение продовольственной и непродовольственной компонент исходит из неправильных предпосылок. По наблюдениям специалистов, бедные домохозяйства более 50-60 % своего дохода тратят на продукты питания. Однако, это не значит, что за счет оставшихся 40-50 % дохода они могут удовлетворить свои минимальные потребности в лекарствах, одежде, жилье, не говоря уже о духовных потребностях. Поэтому, на наш взгляд, ставить стоимостную оценку непродовольственной компоненты в зависимость от продовольственной, является в корне неверным подходом. Список товаров и услуг стоит снова поименовать (как это было до 2013 года). При этом отдельно стоит выделить предметы одежды, услуги ЖКХ, медикаменты, мебель, стоимость аренды жилья и др. Также необходимо оставить графу «другие услуги» и «другие товары», чтобы обеспечить резерв на непредусмотренные расходы.

Несмотря на все выше отмеченные недостатки, стоит отметить постепенный рост прожиточного минимума на протяжении последних 15 лет [10].

В соответствии с законодательством, одной из целей расчета прожиточного минимума является определение на его основе минимального размера оплаты труда (МРОТ), который гарантируется ТК РФ. При этом, МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [5]. Данное требование до сих пор не выполняется. Порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ должны устанавливаться Федеральным законом, который на сегодняшний день так и не принят. В 2015 году МРОТ (5 965 руб.) не достигал и 60 % прожиточного минимума трудоспособного населения (10 792 руб.). Министерством труда и социальной защиты ежегодно готовятся законопроекты, предусматривающие постепенное сближение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Однако, рассмотрение и принятие подобных законопроектов все время откладывается.

МРОТ достиг наибольшего приближения к прожиточному минимуму (73 %) в 2009 году. Однако, с тех пор ситуация снова стала ухудшаться [10]. Стоит отметить, что сегодня в России около двух третей бедных - это работающие люди. Получается, что даже работающий россиянин может оказаться в числе бедных, так как минимальная заработная плата не позволяет обеспечить даже физиологические потребности человека. Такая ситуация противоречит мировой практике и здравому смыслу. По рекомендации Международной организации труда МРОТ должен составлять порядка 150 % прожиточного минимума [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики в первом квартале 2015 года основным источником дохода в Российской Федерации по-прежнему являлась заработная плата [10]. Поэтому для того, чтобы обеспечить население хотя бы минимальными гарантиями необходимо продолжать работу над повышением МРОТ. В условиях бюджетных ограничений такие изменения могут негативно сказаться на предпринимательском секторе. Для того, чтобы смягчить переход, можно ввести временные меры налогового стимулирования, что даст возможность компаниям повысить фонд оплаты труда за счет экономии на налоге.

Еще одним эффективным и уже опробованным механизмом установления МРОТ на уровне и выше прожиточного минимума являются трехсторонние соглашения между правительством субъекта, профсоюзами и предпринимателями. Такие переговоры позволяют лучше понять потребности и трудности бизнеса, возможности государства и интересы работников.

Сегодня, в условиях нестабильности и резкого роста цен, благосостояние граждан заметно ухудшилось, и количество бедных выросло [10]. По предварительным подсчетам, количество бедных в 2015 году достигло 15 % [11], таким образом, практически каждый седьмой может

оказаться не в состоянии обеспечить себя даже минимальным набором товаров услуг. Для России - это огромный шаг назад. В 2015 году реальные доходы населения снизились по разным оценкам на 5-10 % [11]. Борьба с бедностью -очень непростой процесс и России необходимо удержать достигнутые результаты.

Для повышения уровня жизни в Российской Федерации, необходимо пересмотреть понятие бедности и разработать эффективную стратегию по борьбе с ней. В доработке нуждается, прежде всего, состав и методология исчисления потребительской корзины. В современном обществе бедность - это не только невозможность удовлетворения потребностей в пище, одежде и жилье. Человек - это социальное существо, а поэтому для выживания и развития ему необходимо удовлетворять и духовные потребности, исходя из чего, расчет потребительской корзины лишь на уровне физиологического выживания устарел и не позволяет человеку вырваться из ловушки бедности самостоятельно. Современная методика расчета потребительской корзины не позволяет понять, какой минимум потребностей заложен в основу прожиточного минимума. Так, например, стоило бы, на наш взгляд, ввести в расчет потребительской корзины отдельным разделом медикаменты, жилищно-коммуналь-

Литература:

1. Бедность и бедные в современной России / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М. : Издательство «Весь мир», 2014. 304 с.

2. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М. : Едиториал УРСС, 2005. с. 160.

3. Сычева B.C. Измерение уровня бедности: история вопроса // Социс, 1996. № 6. с. 141-149.

4. Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. М. : Летний сад, 2003. 408 с.

5. Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 «Трудовой кодекс Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

7. Федеральный закон № 227-ФЗ от 03.12.2012 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

8. URL: http:// echo.msk.ru/ programs/lbudget/ 55700/ (дата обращения: 25.10.2015).

9. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/07/23/ 7654065.shtml (дата обращения: 15.09.2015).

10. URL: http:// www.gks.ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения: 10.11.2015).

11. URL: http:// www.kommersant.ru/ doc/ 2767503 (дата обращения: 10.11.2015).

ные услуги и др. Список этих товаров и услуг не может быть исчерпывающим, а поэтому должен оставаться пункт «прочее».

Кроме того, необходимо обеспечить возможность бедному населению самостоятельно выбраться из этого состояния. К сожалению, сегодня большая часть малоимущего населения нашей страны - это работающая беднота. Уровень оплаты труда не обеспечивает ей даже минимального набора благ. Смысл введения МРОТ как раз и состоит в необходимости обеспечения работника минимальным достатком для удовлетворения первичных потребностей. Исходя из вышесказанного, необходимо повысить МРОТ хотя бы до уровня прожиточного минимума. Сделать это особенно трудно в условиях сложившейся экономической ситуации, но в то же время - это особенно актуально, так как в большей степени от экономической нестабильности страдают именно наименее защищенные слои населения. Повышение его доходов позволит увеличить потребительский спрос, что в свою очередь может привести к росту инвестиционной активности. Россия большая страна, с огромными возможностями внутреннего спроса, стимулировать который необходимо, прежде всего, путем увеличения денежных доходов наименее обеспеченного населения.

Literature:

1. Poverty and the poor in modern Russia / Ed. M.K. Gorshkov, Tikhonova N.E. M. : «The whole world» Publisher, 2014. 304 p.

2. Zubarevich N.V. Social development of Russian regions: problems and trends in the transition period. M. : Editorial URSS, 2005. p. 160.

3. Sycheva B.S. Measuring the level of poverty: background // Sotsis, 1996. № 6. p.141-149.

4. Tikhonova N.E. The phenomenon of urban poverty in modern Russia. M. : Summer Garden, 2003. 408 p.

5. Federal Law № 197-FZ of 30.12.2001 «The Labour Code of the Russian Federation».

6. Federal Law № 227-FZ of 03.12.2012 «On the consumer basket in the whole of the Russian Federation».

7. Federal Law № 134-FZ of 24.10.1997 «On the minimum cost of living in the Russian Federation».

8. URL: http:// echo.msk.ru/ programs/ lbudget/55700/ (Reference date: 25.10.2015).

9. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/07/23/ 7654065.shtml (Reference date: 15.09.2015).

10. URL: http:// www.gks.ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (Reference date: 10.11.2015).

11. URL: http:// www.kommersant.ru/ doc/ 2767503 (Reference date: 10.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.