ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности
Ц) Check for updates
УДК 159.9.072.43 Научная статья
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-17-24
Проявления тревоги у личности подростков
с соматическими заболеваниями Татьяна Н. Щербакова , Елена В. Беспалова Н
Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
В [email protected] Аннотация
Введение. У людей с соматическими заболеваниями различного генеза отмечается повышенный уровень тревожности. Изучение характеристик проявления тревоги у подростков с низким соматическим статусом позволит проработать систему коррекции негативных эмоциональных состояний. Новизна исследования заключается в выявлении и описании выраженности различных аспектов тревоги личности при низком статусе соматического здоровья у старших подростков, у которых организм находится на стадии активной перестройки и развития. Цель. Изучение особенностей проявления тревоги у подростков с разным соматическим статусом. Материалы и методы. Были задействованы две группы подростков (от 15 до 17 лет): с низким (обучающиеся школ-интернатов г. Ростова-на-Дону) и нормальным (обучающиеся общеобразовательных школ) соматическим статусом. Общее количество респондентов составило 130 человек. Для оценки особенностей проявления тревоги применялась методика многомерной оценки детской тревожности Л. И. Вассерман и Е. Е. Малковой. Результаты исследования. Показаны специфические профили тревожности лиц с разным уровнем соматического благополучия. Установлено, что у подростков с низким соматическим статусом уровни общей тревоги и тревоги, связанной с самовыражением, достоверно выше по сравнению с показателями обучающихся с нормальным соматическим статусом. Тревога, связанная с чувствительностью к мнению других и отношениями со сверстниками, значительно выше у подростков с соматическими заболеваниями.
Обсуждение и заключение. Соматические заболевания и в целом соматический статус влияют на психологическое благополучие подростков, особенно на эмоционально-личностную сферу. Понимание субъективных особенностей профиля тревоги и специфики эмоциональных проявлений личности с проблемами соматического характера позволит построить продуктивные программы психологической помощи.
Ключевые слова: соматический статус, соматические заболевания, тревога, тревожность, болезни, обучающиеся школ-интернатов, эмоциональные состояния
Для цитирования: Щербакова, Т. Н., Беспалова, Е. В. (2023). Проявления тревоги у подростков с соматическими заболеваниями. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(4), 17—24. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-17-24
Original article
Anxiety of the Personality in Adolescents with Somatic Illness Tatiana N. Shcherbakova , Elena V. Bespalova H
Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation H [email protected]
Abstract
Introduction. A high level of anxiety is identified in people with somatic illness of different genesis. The study of anxiety manifestations in adolescents with low physical status can contribute to the development of the negative emotional states correction system. We will identify and describe the expressiveness of various anxiety aspects of the personality in
© Щербакова Т. H., Беспалова Е. В., 2023
adolescents with low physical status, whose bodies are in the stage of active change and development. This is precisely where the novelty of the research lies.
Purpose. In the article, we will study the characteristics of anxiety in adolescents with various physical status. Materials and Methods. There were two groups of adolescents (15-17 years of age): with low physical status (students of residential schools in Rostov-on-Don) and normal (students of regular schools). The sample consists of 130 respondents. We used the "Multidimensional assessment of childhood anxiety" method (L. I. Vasserman & E. E. Malkova) for diagnosing anxiety characteristics.
Results. Specific anxiety profiles in people with various physical well-being are reflected. We have identified that adolescents with low physical status have significantly higher levels of general anxiety and anxiety associated with self-expression compared to students with normal physical status. Anxiety associated with sensitivity to opinion of the others and with relationships with peers is higher in adolescents with somatic illness.
Discussion and Conclusion. Somatic illness and physical status in general have an impact on adolescents' psychological well-being, and especially on their personality and emotional sphere. Understanding of the subjective characteristics of the anxiety profile and the specifics of the emotional expressions of the personality with somatic troubles will help to design effective programs for psychological support.
Keywords: physical status, somatic illness, anxiety, diseases, residential school students, emotional states
For citation: Shcherbakova, T. N., Bespalova, E. V. (2023). Anxiety of the Personality in Adolescents with Somatic Illness. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(4), 17-24. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-17-24
Введение
Современные условия требуют от человека жизнестойкости, эмоциональной стабильности и умения сохранять спокойствие. Однако у людей с соматическими заболеваниями отмечается повышенный уровень личностной тревожности, эмоциональной нестабильности и депрессии (Аджаблаева, 2018; Namdar & Arikan, 2020), что негативно сказывается на качестве жизни (Pinquart, 2020; Silva et al., 2019). Изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями позволит нам выстроить эффективные системы психологической поддержки и коррекции негативных эмоциональных состояний.
У соматически ослабленных субъектов чаще возникают внутриличностные и внешние конфликты. В их основе лежит тревога по поводу самоэффективности, негативные переживания комплекса неполноценности, недовольство собой и отношением окружающих (Вильдгрубе, Крамаренко, 2019). Проблемы, спровоцированные ограничениями разного генеза, и психологические барьеры вызывают негативные эмоциональные переживания.
Личность старших подростков еще находится в стадии формирования, снижение соматического статуса может вызывать у них комплекс негативных эмоциональных состояний: тревогу, растерянность, досаду, негодование, автоагрессию, гнев, отчаяние, желание устранить эмоциональное напряжение, разрядить его. При отсутствии должного уровня аутопсихологической компетентности возникают аддикции или проявляется деструктивное поведение (Войтович, 2019). Негативные переживания в свою очередь приводят к существенному снижению качества жизни подростков (Pinquart, 2020; Silva et al., 2019).
Соматические заболевания влияют на нормальный ход личностного развития человека (Бондарь, Очнева, 2016), в том числе на формирование копинг-стратегий. При соматических заболеваниях отмечается интолерантность к негативным социально-стрессовым воздействиям, общая незрелость и неустойчивость стратегий адаптации (Сидорова, Тарская, 2019).
Психические травмы и неврозы могут быть спровоцированы проблемами с рефлексией подростком своего соматического состояния, с самодиагностикой ресурсов в юношеском возрасте на фоне дефицита психологической поддержки и позитивного настроя со стороны значимых других, способных реально помочь в социально-психологическом развитии, лечении соматического заболевания, коррекции и его «психологических шлейфов» (Бабиянц, Шульжицкая, 2017; Scherbakova, Bespalova, 2021).
В период юности формируется индивидуальный стиль саморегуляции эмоциональной сферы. Развивающейся личности с соматическими проблемами свойственны такие психологические характеристики, как: тревожность, депрессивность, отвлекаемость, быстрая истощаемость, снижение темпа деятельности и работоспособности, затруднение адаптации, сложности в работе с большими информационными потоками (Войтович, 2019). С другой стороны, юношеский период открывает достаточно возможностей для коррекции деструктивных проявлений.
Повышенная тревожность у людей с соматическими заболеваниями особенно отмечается при осознании болезни (Ушакова, 2021). Возникающие у человека невротические реакции, повышенная тревога могут снижать эффективность лечения, искажать общий эмоциональный настрой, создавать трудности в общении и деятельности человека, испытывающего соматические проблемы (Namdar & Arikan, 2020).
Проблемы эмоциональной регуляции могут негативно влиять на процессы адаптации и социализации у подростков. Это требует психологической коррекции, использования целостной технологии оказания психологической помощи в самореализации и самоактуализации субъекта с низким соматическим статусом. Для субъекта со сниженным статусом соматического здоровья важно фиксировать симптомы невротизации и адекватно вовремя на них реагировать, критически рефлексируя свое состояние и стараясь корректировать его за счет приемов саморегуляции (Золотова, Ахтямова, 2019; Макарова; Павлова, Макарова, 2020).
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления тревоги у подростков с разным соматическим статусом.
Материалы и методы
Для решения поставленных исследовательских задач был использована методика многомерной оценки детской тревожности Л. И. Вассерман, Е. Е. Малковой (Малкова, Вассерман, 2007). Она позволяет оценить как общий уровень тревожности, так и специфические ее проявления: в отношениях со сверстниками, связанную с оценкой окружающих и др. Показатели степени общей тревожности отражают общий уровень тревожных переживаний развивающейся личности, связанных с особенностями ее самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.
Общее количество выборки составило 130 респондентов. Основной контингент испытуемых состоял из старшеклассников в возрасте 15-17 лет. Исследование было проведено на базе государственных казенных общеобразовательных учреждений Ростовской области для детей, нуждающихся в длительном лечении: «Красносулинская санаторная школа-интернат», «Таганрогская санаторная школа-интернат», «Ростовская-на-Дону санаторная шко-ла-интернат», и обучающихся муниципальных общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону.
Результаты исследования
Степень общей тревожности по-разному представлена у исследуемых групп респондентов. Нами было выделено 2 группы респондентов: обучающиеся из общеобразовательной школы, имеющие нормальный соматический статус, и обучающиеся из школ-интернатов, имеющие низкий соматический статус.
У обучающихся из общеобразовательной школы преимущественно средний (нормативный) и низкий уровень тревоги, что составило 70 % от количества испытуемых. Около четверти из этой группы имеют высокий уровень тревоги, 6 % респондентов имеют очень высокий уровень тревоги.
У обучающихся из школ-интернатов 58 % этой группы респондентов показали высокий и очень высокий уровень тревоги, что свидетельствует об их психоэмоциональном неблагополучии и низкой стрессоустойчивости. Больше трети обучающихся в школе-интернате продемонстрировали средний уровень тревожности.
Полученные результаты можно объяснить особенностями соматического заболевания, которые могут вызвать у личности астенические симптомы: нарушение сна, повышенную утомляемость, слезливость, обидчивость. В зависимости от тяжести и длительности болезни выраженность астенических симптомов различна. При длительном и неблагоприятном течении может наблюдаться неправильное формирование личности, получившее название «аномального развития личности» (невротическое и патохарактерологическое). При этом наблюдаются стойкие астенические расстройства, на фоне которых возникают истероидные или эпилептоидно-исте-роидные черты характера. У соматически ослабленных старшеклассников, в связи с астеническим синдромом, происходит замедленное, по сравнению со здоровыми, формирование системы произвольной регуляции эмоциональной сферы.
Изучение тревоги в отношениях со сверстниками. По шкале «Тревога в отношениях со сверстниками» также наблюдаются различия в выраженности данного показателя (рис. 1).
Обучающиеся в общеобразовательной школе в большей степени (76 %) демонстрируют уверенность в отношениях со своими сверстниками, не испытывают каких-либо затруднений. Высокий уровень тревоги характерен д ля 24 % обучающихся.
65 % обучающихся в школе-интернате испытывают некоторые затруднения в общении со сверстниками и проявляют высокий и очень высокий уровни тревоги. Возможно, сказывается закрытый характер учебного заведения и ограничение в свободе жизнедеятельности.
Изучение уровня тревоги, связанной с оценкой окружающих. По шкале «Тревога, связанная с оценкой окружающих» у респондентов с соматическими заболеваниями чувствительность к мнению других значительно выше, чем у их сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе (рис. 2). Очень высокий уровень тревоги характерен для 19 % респондентов из санаторных школ, а 42 % имеют высокую тревогу в связи с возможной негативной оценкой их поведения и личности со стороны окружающих. Из обучающихся в общеобразовательной школе высокий уровень тревоги в связи
с оценкой окружающих испытывают 36 % респондентов и только 7 % показали высокую озабоченность мнением окружающих.
Рисунок 1
Выраженность тревоги в отношениях со сверстниками у двух групп респондентов: обучающихся в общеобразовательной школе и школе санаторного типа
60
50
40
30
20
10
Низкий
Тревога в отношениях со сверстниками, в %
52
$48
/ \
24 ; 29 20
ФП
6 1 1 1 4
Средний
Высокий
Очень высокий
1 группа. Санаторная школа
2 группа. Общеобразовательная школа
Рисунок 2
Выраженность тревоги, связанной с оценкой окружающих у двух групп: обучающихся в общеобразовательной школе и школе санаторного типа
Тревога, связанная с оценкой окружающих, в %
50
40
30
20
10
Низкий
Средний
Высокий
Очень высокий
1 группа. Санаторная школа
О 2 группа. Общеобразовательная школа
0
0
Полученные результаты можно объяснить тем, что длительное пребывание развивающегося субъекта в оздоровительных учреждениях закрытого типа делает его менее самостоятельным и более уязвимым к мнению окружающих.
Изучение тревожного отношения к самовыражению. Результаты по шкале «Тревожное отношение к самовыражению» показали, что значимо выше тревожность по данному показателю у старшеклассников, проживающих в школе-интернате. Недостаточный опыт самопрезентации, «трафаретный» метод установления отношений, неуверенность в себе — все это делает самовыражение тревожным и неуверенным.
Рисунок 3
Выраженность тревожного отношения к самовыражению у двух групп обучающихся: в общеобразовательной школе и школе санаторного типа
60
50
40
30
20
10
0
■ 1 группа. Санаторная школа
□ 2 группа. Общеобразовательная школа
Достоверность различий. Изучение достоверности различий в двух группах испытуемых с помощью и-кригерия Манна Уитни позволило установить, что по показателям «общая тревога», «тревожное отношение к самовыражению» различия находятся в зоне значимости, а по шкалам «тревога в отношениях со сверстниками» и «тревога, связанная с оценкой окружающими» разность показателей находится в зоне неопределенности.
Корреляционный анализ данных показал, что общая тревожность у соматически ослабленных субъектов имеет прямые положительные связи с такими характеристиками, как «тревога, связанная с оценкой окружающих» (г = 0,720, р = 0,039), «осторожность-легкомыслие» (г = 0,510, р = 0,002) «склонность к чувству вины» (г = 0,440, р = 0,042) и обратные отрицательные связи с «самоотношением» (г = -0,630, р = 0,041) и «уверенностью в себе» (г = -0,580, р = 0,012). Согласно полученным результатам, чем выше тревожность у развивающейся личности, тем ниже самоотношение и уверенность в себе. Тревожность провоцирует осторожные отношения с другими и чувство незащищенности, для соматически ослабленной развивающейся личности свойственно также чувство вины, которое сопровождается повышенной тревожностью. У соматически ослабленных респондентов общая тревога и тревога, связанная с самовыражением, имеет статистически достоверные различия по сравнению с показателями обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Обсуждение и заключение Соматический статус личности, выступая одним из значимых факторов формирования тревоги, в конечном итоге, влияет на состояние психологического благополучие субъекта.
Причинами возникновения и укрепления тревожности как личностного свойства могут выступать трудные жизненные ситуации, сложные детско-родительские отношения, условия повышенной неопределенности (Хабиев, 2020). В ситуации неопределенности и перманентного стресса у субъекта с низким соматическим статусом происходит усиление психосоматических проявлений. Соматические расстройства приводят к ограничению как круга контактов человека с окружающими людьми, так и деятельности в целом (Овчинников, 2022), что вызывает негативные эмоциональные переживания.
У лиц со сниженным соматическим статусом повышаются показатели депрессивных и тревожных показателей и возрастает нагрузка на эмоциональную сферу. Высокий уровень тревожности отмечен исследователями у людей с соматическими заболеваниями и низким соматическим статусом. Лица с ограниченными возможностями здоровья могут переживать тревогу, стресс и тяжелые депрессивные состояния (Park et al., 2019); при кожных (Namdar & Arikan, 2020) и сердечно-сосудистых (Вильдгрубе, Крамаренко, 2019) соматических заболеваниях значительно снижается качество жизни за счет увеличения уровня тревоги и депрессии. Преодоление тревоги, порождаемой стрессовыми ситуациями в современных условиях жизни, требует высокого напряжения когнитивных, эмоциональных и личностных ресурсов подростков с низким статусом соматического здоровья (Ельникова, Фаустова, Комлик, 2023).
Выраженные проявления тревоги у субъекта коррелируют с уровнем соматической и психосоматической симптоматики и соответствующими жалобами. Лица с очень высоким уровнем тревоги, страдающие соматическими расстройствами, испытывают определенные трудности в реализации полноценной жизни в социуме на этапе самоопределения в юности в современных условиях. При этом переживание тревоги может быть связано с фру-стрированностью социально-психологических потребностей развивающейся личности (Pinquart, 2020).
На успешность социализации субъектов с разным статусом соматического здоровья в разных сферах может оказывать влияние уровень тревожности и неблагоприятный эмоциональный фон протекания активности, поэтому важно моделирование и реализация комплексной психологической помощи, ориентированной на стимулирование развития самоконтроля и саморегуляции; формирование мотивационной интенции успешной адаптации; становление установок здорового образа жизни; развитие умений инициации позитивных эмоций.
Большое значение для повышения психологического благополучия субъекта с заниженным статусом соматического здоровья имеет расширение ресурсов саморегуляции и субъективного контроля, идентификация с успешными, преодолевающими людьми (Silva et al., 2019). А также наличие соответствующих программ психологической поддержки, интегрирующих когнитивную, мотивационную, практическую и прогностическую составляющую (Ушакова, 2021). Особое значение для успешной реализации подобных программ имеет учет таких позиций, как валентность самоотношения, интегрированность Я-концепции и индивидуальный профиль человека с проблемами соматического характера.
Список литературы
Namdar, N. D., & Arikan, 1. (2020). The relationship between alexithymia, anxiety, depression, and severity of the disease in psoriasis patients. Journal of Surgery and Medicine, 4(3), 226-229. https://doi.org/10.28982/josam.693222
Park, S. H., Song, Y. J. C., Demetriou, E. A., Pepper, K. L., Norton, A., Thomas, E. E.,... & Guastella, A. J. (2019). Disability, functioning, and quality of life among treatment-seeking young autistic adults and its relation to depression, anxiety, and stress. Autism, 23(7), 1675-1686. https://doi.org/10.1177/1362361318823925
Pinquart, M. (2020). Health-related quality of life of young people with and without chronic conditions. Journal of Pediatric Psychology, 45(1), 780-792. https://doi.org/10.1093/jpepsy/jsaa052
Shcherbakova, Т., & Bespalova, E. (2021). Digital Environment and Socialisation of Adolescents with Reduced Somatic Health Status. E3S Web of Conferences, 258. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807Q88
Silva, N., Pereira, M., Otto, C., Ravens-Sieberer, U., Canavarro, M. C., & Bullinger, M. (2019). Do 8-to 18-year-old children/adolescents with chronic physical health conditions have worse health-related quality of life than their healthy peers? A meta-analysis of studies using the KIDSCREEN questionnaires. Quality of Life Research, 28, 1725-1750. https://doi.org/10.1007/slll36-019-02189-7
Аджаблаева, Д. H. (2018). Показатели качества жизни детей и подростков при использовании различных методов выявления туберкулеза. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 6(1(20)), 159-172.
Бабиянц, К. А., & Шульжицкая, М. И. (2017). Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте. Северо-Кавказский психологический вестник, 15(2), 29—38.
Бондарь, Г. Н., & Очнева, О. В. (2016). Психологические особенности детей и подростков с различными соматическими заболеваниями. Академический журнал Западной Сибири, /2(1), 51-52.
Вильдгрубе, С. А., & Крамаренко, Е. В. (2019). Особенности самоотношения подростков с сердечно-сосудистой патологией. Вестник неотложной и восстановительной хирургии, 4(2), 23—34.
Войтович, А. А. (2019). Анализ поведенческих рисков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющих различные уровни тревожности. Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова, 27(4), 468^174.
Ельникова, О. Е., Фаустова, И. В., & Комлик, Л. Ю. (2023). Особенности совладеющего поведения юношей и девушек с разным уровнем здоровья. Российский психологический журнал, 20(2), 155-168. https://doi. org/10.21702/rpi .2023.2.10
Макарова, В. И., Павлова, А. Н., & Макарова, А. И. (2020). Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы. Экология человека, 7,40-46.
Малкова, Е. Е., & Вассерман, JI. И. (2007). Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности. Пособие для врачей и психологов. НИПНИ им. Бехтерева.
Сидорова, Т. Н., & Тарская, А. Н. (2019). Взаимосвязь типов отношения к болезни и копинг-стратегий у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2(14), 46-54.
Ушакова, В. Р. (2021). Переживания в отношении болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Проблемы современного образования, 3, 70-80.
Хабиев, Т. Р. (2020). Взаимосвязь жизнестойкости и личностной тревожности у лиц подросткового возраста. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 197, 170-179.
References
Adjablaeva, D. N. (2018). Living standards indicators of children and adolescents using various methods of tuberculosis diagnosis. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, 6(1(20)), 159-172. (In Russ.).
Babiyants, K. A., & Shulzhitskaya, M. I. (2017). Peculiarities of manifestation of depressive states in adolescent age. North-Caucasian Psychological Bulletin, 15(2), 29—38. (In Russ.).
Bondar, G. N., & Ochneva, О. V. (2016). Psychological characteristics of children and adolescents with various somatic illness. Academic Journal of Western Siberia, 12(1), 51-52. (In Russ.).
El'nikova, О. E., Faustova, I. V., & Komlik, L. Y. (2023). Coping behaviors of young men and women with diiferent health levels. Russian Psychological Journal, 20(2), 155-168. https://doi.Org/10.21702/rpj.2023.2.10 (In Russ.).
Khabiev, T. R. (2020). Relationship between resilience and anxiety in adolescents. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 197, 170-179. (In Russ.).
Makarova, V. I., Pavlova, A. N., & Makarova, A. I. (2020). Risk factors affecting the health of adolescents of Russia and the USA: A literature review. Human Ecology, 7,40-46. (In Russ.).
Malkova, E. E., & Vasserman, L. I. (2007). Multidimensional assessment of childhood anxiety psychodiagnostic method. A manual for doctors and psychologists. V. M. Bekhterev National Medical Research Center for Psychiatry and Neurology. (In Russ.).
Namdar, N. D., & Arikan, I. (2020). The relationship between alexithymia, anxiety, depression, and severity of the disease in psoriasis patients. Journal of Surgery and Medicine, 4(3), 226-229. https://doi.org/10.28982/josam.693222
Park, S. H., Song, Y. J. C., Demetriou, E. A., Pepper, K. L., Norton, A., Thomas, E. E.,... & Guastella, A. J. (2019). Disability, functioning, and quality of life among treatment-seeking young autistic adults and its relation to depression, anxiety, and stress. Autism, 23(7), 1675-1686. https://doi.org/10.1177/1362361318823925
Pinquart, M. (2020). Health-related quality of life of young people with and without chronic conditions. Journal of Pediatric Psychology, 45(7), 780-792. https://doi.org/l0.1093/jpepsv/jsaa052
Shcherbakova, Т., & Bespalova, E. (2021). Digital environment and socialisation of adolescents with reduced somatic health status. E3S Web of Conferences, 258. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807088
Sidorova, T. N., & Tarskaya, A. N. (2019). The correlation of types of attitudes towards the disease and coping strategies in disability teens. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy, 2(14), 46-54. (In Russ.).
Silva, N., Pereira, M., Otto, C., Ravens-Sieberer, U., Canavarro, M. C., & Bullinger, M. (2019). Do 8-to 18-year-old children/adolescents with chronic physical health conditions have worse health-related quality of life than their healthy peers? A meta-analysis of studies using the KIDSCREEN questionnaires. Quality of Life Research, 28, 1725-1750. https://doi.org/10.1007/slll36-019-Q2189-7
Ushakova, V. R. (2021). Anxiety about illness of children with chronic somatic diseases. Problems of Modern Education, 3, 70-80. (In Russ.).
Vildgrube, S. A., & Kramarenko, E. V. (2019). Features of self-relation of teenagers with cardiovascular pathology. Bulletin of Urgent and Recovery Surgery, 4(2), 23-34. (In Russ.).
Voitovich, A. A. (2019). Analysis of behavioral risks in adolescents with health limitations and with different anxiety levels. I. P. Pavlov Russian Medical Biological Herald, 27(4), 468-474. (In Russ.).
Об авторах:
Щербакова Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор, Донской государственный технический университет (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. [email protected]
Беспалова Елена Владимировна, аспирант, Донской государственный технический университет (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. bespalovaelena72@,mail.ru
Поступила в редакцию 02.08.2023 Поступила после рецензирования 15.08.2023 Принята к публикации 16.08.2023
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
About the Authors:
Shcherbakova Tatiana N., Dr. Sci. (Psychology), Professor, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344000, RF), ORCID. [email protected]
Bespalova Elena V., Postgraduate, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344000, RF), ORCID. [email protected]
Received 02.08.2023 Revised 15.08.2023 Accepted 16.08.2023
Conflict of interest statement
The authors do not have any conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.