Научная статья на тему 'Проявления социальной апатии у студенческой молодежи'

Проявления социальной апатии у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1646
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АПАТИЯ / ЦЕННОСТНАЯ АНОМИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL APATHY / VALUABLE ANOMY / SOCIAL PASSIVITY / SOCIAL WELL-BEING / SOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аргунова В.Н., Русь А.А.

Обсуждается проблема распространения социальной апатии в современном российском обществе, в том числе среди студенческой молодежи. Социальная апатия рассматривается как тип социального самочувствия и социального поведения. Как социальное самочувствие она представляет собой явление коллективного сознания, объективируется в виде обобщенных оценок, эмоциональных реакций, способов реагирования и пр. и существенно влияет на отношение к жизни членов той или иной социальной группы. К основным проявлениям социальной апатии относятся безразличие и равнодушие к общественной жизни, полная или частичная утрата интереса к будущему, отсутствие обозначенных целей и смысла жизни, социальное бессилие. Характерными чертами апатичного поведения являются пассивность, стремление к приватному образу жизни, эгоистические устремления. Причинами социальной апатии выступают сбои в системе ценностей индивида и общества, т.е. ценностная аномия. Распространение социальной апатии в современном российском обществе вызвано социальными процессами последних десятилетий: переход к рыночному обществу, индивидуализация, информатизация, распространение потребительской культуры. Институциональные изменения, произошедшие под влиянием этих процессов, не сопровождаются укоренением поддерживающих их ценностей. Более того, «новые» ценности не соответствуют российской социокультурной традиции, что и привело к ценностной аномии. Студенческая молодежь г. Самары знает о социальной апатии, видит ее проявления, но не понимает в полной мере опасность ее существования и распространения, в том числе и для себя лично. Также молодежи трудно понять глубинные социальные причины социальной апатии. Это связано с тем, что новое поколение выросло и социализировались в условиях, породивших апатию как социальное явление. Делается вывод о необходимости диагностики социального самочувствия студентов и применении эффективных методов преодоления социальной апатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF SOCIAL APATHIA IN STUDENTS

The paper deals with the problem of growing social apathy in modern Russian society, including among student's youth. Social apathy is considered as a type of social well-being and social behavior. As social well-being, it represents the phenomenon of collective consciousness, manifestating in the form of the generalized estimates, emotional reactions, ways of reaction and so forth and significantly influences the attitude of the members of this or that social group towards life. Indifference to public life, full or partial loss of interest in the future, lack of the designated purposes and meaning of life, social feebleness are the main manifestations of social apathy. Typical features of apathetic behavior are passivity, aspiration to a private way of life, egoistical activities. Failures in the system of values of the individual and society, i.e. a valuable anomy, are seen as a source of social apathy. The spread of social apathy in modern Russian society is caused by social processes of the last decades: transition to market economy, individualization, informatization, distribution of consumer culture. The institutional changes which happened under the influence of these processes are not accompanied by rooting of the values supporting them. Moreover, “new” values do not correspond to the Russian sociocultural tradition, which led to a valuable anomy. The students of Samara know about social apathy, sees its manifestations, but does not fully appreciate the danger of its existence and distribution, even for themselves. Besides, it is difficult for youth to comprehend the deep social reasons of social apathy. It may be explained by the fact that the new generation has grown up and been socialized in the conditions which generated apathy as the social phenomenon. The conclusion is drawn about a need to monitor the social well-being of students and apply effective methods of overcoming social apathy.

Текст научной работы на тему «Проявления социальной апатии у студенческой молодежи»

Б01: 10.15593/2224-9354/2019.4.7 УДК 316.62-057.87

В.Н. Аргунова, А.А. Русь

ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АПАТИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Обсуждается проблема распространения социальной апатии в современном российском обществе, в том числе среди студенческой молодежи. Социальная апатия рассматривается как тип социального самочувствия и социального поведения. Как социальное самочувствие она представляет собой явление коллективного сознания, объективируется в виде обобщенных оценок, эмоциональных реакций, способов реагирования и пр. и существенно влияет на отношение к жизни членов той или иной социальной группы. К основным проявлениям социальной апатии относятся безразличие и равнодушие к общественной жизни, полная или частичная утрата интереса к будущему, отсутствие обозначенных целей и смысла жизни, социальное бессилие. Характерными чертами апатичного поведения являются пассивность, стремление к приватному образу жизни, эгоистические устремления. Причинами социальной апатии выступают сбои в системе ценностей индивида и общества, т.е. ценностная аномия. Распространение социальной апатии в современном российском обществе вызвано социальными процессами последних десятилетий: переход к рыночному обществу, индивидуализация, информатизация, распространение потребительской культуры. Институциональные изменения, произошедшие под влиянием этих процессов, не сопровождаются укоренением поддерживающих их ценностей. Более того, «новые» ценности не соответствуют российской социокультурной традиции, что и привело к ценностной аномии. Студенческая молодежь г. Самары знает о социальной апатии, видит ее проявления, но не понимает в полной мере опасность ее существования и распространения, в том числе и для себя лично. Также молодежи трудно понять глубинные социальные причины социальной апатии. Это связано с тем, что новое поколение выросло и социализировались в условиях, породивших апатию как социальное явление. Делается вывод о необходимости диагностики социального самочувствия студентов и применении эффективных методов преодоления социальной апатии.

Ключевые слова: социальная апатия, ценностная аномия, социальная пассивность, социальное самочувствие, социальное поведение.

Введение. Социальная пассивность в современном обществе приобрела разнообразные формы. От погруженности в дела личные с игнорированием общественных проблем и процессов до безразличия к собственной жизни, приводящего к самоубийству. Данная проблема существует не только в России, но и в других странах мира. Особую остроту она приобрела в обществе потребления, которое пресыщено материальными благами и услугами. В погоне за вещами люди забывают о духовных ценностях, перестают замечать друг друга, осознавать свою причастность к обществу и ответственность за

© Аргунова В.Н., Русь А.А., 2019

Аргунова Вера Николаевна - д-р социол. наук, профессор кафедры социальной работы и молодежной политики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, е-mail: v_argunova@mail.ru

Русь Анастасия Александровна - исследователь, АНО «Независимый исследовательский центр», Самара, е-mail: ruana-88@yandex.ru.

происходящее. В России социальная апатия приобрела особые формы, связанные с переходом к рыночному обществу, который сопровождался сменой ценностей, ломкой ценностных ориентаций. Ценностная аномия поразила большую часть общества, породив отстраненность от участия в общественной жизни как защитную реакцию на резкие перемены. Современная российская студенческая молодежь проходит социализацию в этот трансформационный период, отражает в своем сознании и социальном поведении все его черты. В этой связи изучение социального самочувствия студенческой молодежи имеет практическую значимость, так как позволит определить направления и методы воспитательной работы в вузе.

Эмпирическую основу работы составляют результаты социологического исследования, проведенного А. А. Русь среди студенческой молодежи г. Самары с целью выяснения представлений о проявлениях социальной апатии и ее причинах. Качественным методом полуформализованного интервью было опрошено 14 человек.

Социальная апатия как тип социального самочувствия и поведения. Социальная апатия представляет собой социально-психологическое явление, отражающее социальное самочувствие и социальное поведение индивидов [1, с. 57-59]. Поведение и мышление людей всегда сопровождается теми или иными эмоциями в силу особенностей психической деятельности. Жизнедеятельность индивида, включенного в различные социальные группы, порождает духовно-эмоциональный феномен, называемый социальным самочувствием. Социальное самочувствие складывается на основе субъективных оценок людьми удовлетворенности своим социальным положением, семейной жизнью, взаимодействием с родственниками, коллегами, соседями, положением в стране, в мире и пр. [2, с. 7; 3, с. 21-34].

Эти субъективные оценки имеют две тесно взаимосвязанные стороны -рациональную и эмоциональную. В индивидуальном сознании они очень тесно переплетены, но тем не менее различимы. Рациональная оценка может быть объяснена, аргументирована. Например: я чувствую себя в этом коллективе недостаточно уверенным, потому что у меня нет высшего образования. Эмоциональная же оценка часто носит ситуативный характер, может быть вызвана событиями в личной жизни, т.е. отражает настроение человека или же, напротив, отражает его постоянный эмоциональный жизненный фон (например, недовольство или оптимизм). Общеизвестно, что эмоциональная сторона субъективной оценки всегда преобладает над рациональной по своей убедительности. Их соотношение исследователи оценивают как (1,5-2) : 1.

Вместе с тем социальное самочувствие представляет собой явление коллективного сознания, оно объективируется в виде обобщенных оценок, эмоциональных реакций, способов реагирования и пр. и может существенно влиять на восприятие жизни членами той или иной социальной группы [4, с. 25-

29; 5, с. 48-54]. Кроме того, характер социального самочувствия определяет общую направленность социальной деятельности индивида и социальной группы: конструктивную/деструктивную/пассивную [6, с. 59-65].

Социальная апатия как тип социального самочувствия имеет свои проявления. К ним исследователи относят безразличие и равнодушие к тому, что происходит в общественной жизни; полную или частичную утрату интереса к будущему; ослабление интересов и побуждений к деятельности [7, с. 315]; отсутствие обозначенных целей и смысла жизни; безразличие, равнодушие, социальное бессилие [8, с. 84-91]. Продолжительность такого состояния может быть разной. Если она переходит в устойчивое состояние, то появляется такое свойство личности или группы, как апатичность [7, с. 315].

Общей чертой социального поведения, сопровождающегося социальной апатией, является пассивность. Пассивность имеет разные проявления - от мало заметных до крайне выраженных. В.Б. Набок, разделяя точку зрения постмодернистов, рассматривает социальную апатию как способ адаптации к постоянно меняющимся жизненным обстоятельствам и как форму протеста против действительности [9, с. 33].

Другой особенностью социально-апатичного поведения является стремление к приватному образу жизни, уход от активного участия в общественной жизни. Особенно ярко эта черта проявляется у молодежи, находящейся под сильным влиянием СМИ, рекламы, интернета [10]. Однако апатичный «уход в личную жизнь» не способствует укреплению семейных отношений, которые становятся все более примитивными. Отсутствие духовного единения снижает ответственность в семье, не способствует деторождению [11, с. 23].

Вместе с тем апатичное поведение внешне может выглядеть активным. Но эта активность направляется на скорейшее получение удовольствий, прибыльного места, а не на развитие подлинных способностей человека, его духовный рост [11, с. 23].

Причины социальной апатии в современном российском обществе. В социологии сложилась традиция рассмотрения социальной апатии как следствия «сбоев» в системе ценностей индивида и общества, т.е. ценностной аномии. Такой подход обусловлен огромной ролью ценностей в регулировании человеческого поведения. Поведение на основе ценностей имеет более глубинные, прочные основы, чем на основе социальных норм. Социальные нормы выполняют контролирующую функцию по отношению к поведению человека через санкции (одобрение/наказание). Человек не выбирает социальных норм, а волен лишь следовать или не следовать им. Ценности, в отличие от норм, индивид выбирает сам, решая, что для него значимо, а что нет. Ценности составляют внутренний мир человека, направляют его деятельность. В течение жизни человек может менять ценностные приоритеты, но это изменение всегда является результатом его собственного выбора. В том

случае, когда общество вторгается в мир ценностей человека, навязывая ему те или иные ценности, или, наоборот, отбирая их, человек испытывает внутреннее потрясение, которое сказывается на его психическом состоянии и социальном поведении.

Ряд российских ученых, в том числе В.Г. Федотова, считают, что аномия и социальная апатия в России возникли по причине быстрой смены экономических отношений с социалистических на капиталистические при отсутствии моральных оснований такого перехода. Ценности, которые люди считали само собой разумеющимися, которые воспроизводили социальный порядок, одномоментно были разрушены [12; 13, с. 42-61]. Этот факт привел к появлению массовых социально-стрессовых расстройств, одним из следствий которых является апатия. Надеяться на то, что с течением времени население примет навязываемые ценности, не приходится, поскольку изменение ценностных ориентаций - процесс сложный. Он зависит не только от длительности периода «привыкания», но и от того, насколько «новые» ценности соответствуют историческим и культурным особенностям общества. Социологическое изучение ценностных представлений россиян показывает, что либеральные ценности, пришедшие в страну вместе с рыночными реформами, не соответствуют российской социокультурной традиции [14]. Так, социальная справедливость и социальное равенство по-прежнему занимают одно из главных мест в ценностной системе общества [15; 16, с. 54-76].

Ценностные приверженности членов общества не совпадают со сформированным в последние десятилетия институциональным устройством. Это отрицательно сказывается на социальном самочувствии населения, приводит к желанию укрыться от действительности, отрешиться от нее. Апатия является защитной реакцией на изменения социальной реальности [17].

Вторая причина связана с растущей индивидуализацией общества. Приоритет индивидуальной свободы над общественными интересами приводит индивида к замыканию на собственной личности. В результате постепенно утрачивают силу моральные нормы, атрофируется чувство социальной ответственности. Лишенный моральной связи с обществом, его насущными целями и проблемами, человек легко становится объектом манипуляции. Властные структуры, поддерживая в личности эгоистические устремления, ловко направляют ее социальное поведение. Об этом предупреждал еще А. де Ток-виль, считая индивидуальность худшим врагом гражданина [18, с. 150].

Возникновению социальной апатии способствует также информационное общество. Человек получает огромное количество самой разнообразной информации, которая не систематизирована, фрагментарна, часто содержит субъективное мнение или является умело поданной идеологической пропагандой. Кроме того, доступность и легкость получения информации создает иллюзию образованности, знания «всего обо всем». В результате эмоцио-

нальная оценка происходящего притупляется, критическое мышление умолкает. Человек не понимает сути происходящих процессов, отстраняется от них.

Еще одна макросоциальная причина, вызывающая состояние социальной апатии - это общество потребления. Атмосфера потребительства, изобилие товаров, пресыщенность материальными благами порождают состояние, называемое западными учеными «счастливой апатией». По верному замечанию Г. Маркузе, человек в обществе потребления фактически лишается духовной свободы, прочно интегрируется в производство как потребитель, жизнь человека замыкается в измерении «производство - потребление» [19, с. 16]. Сосредоточенность на потреблении материальных благ, сведение к минимуму духовных усилий порождает такую болезнь цивилизации, как ангедония -утрату способности жизненной радости. Пресыщенность «хлебом и зрелищами» делает человека бесчувственным по отношению к другим людям, жизненным событиям в стране и мире [9, с. 26-28].

В России эта причина имеет своеобразное преломление. Несмотря на обилие разнообразных товаров, уровень жизни большинства населения страны является невысоким. Люди по большей части имитируют свое благополучие, приобретая те или иные товары и услуги с целью заявить о своем материальном статусе. Однако кризис в экономике все чаще лишает людей такой возможности, еще более усиливая проявления бессилия [20].

Представления студенческий молодежи о социальной апатии. Социологическое исследование, проведенное среди самарских студентов, показало, что респонденты знают о социальной апатии и единодушны в том, что она существует среди студентов. Наряду с этим их ответы различаются. Большая часть высказала мнение о том, что раз апатия существует в обществе, значит, есть и среди студентов. Однако не все участники исследования считают ее типичной для студентов. Несколько человек высказали мнение, что апатия - это временное психологическое состояние, обычно не свойственное студентам. Другая позиция сводится к тому, что апатия среди студентов - это личная проблема, связанная с личной жизнью студента, его отношениями в семье. Третья позиция характеризует апатию как социальную проблему, считает, что студенты, как и все общество, охвачены ею в равной мере.

На вопрос о том, чем отличается поведение апатичного человека от неапатичного, были получены разнообразные ответы. В обобщенном виде черты социального поведения людей, подверженных социальной апатии, выглядят следующим образом:

• поведение по отношению к другим людям: необщительный, замкнутый, мало друзей, общается больше через интернет, важно мнение других людей о чем-то, безответственность;

• отношение к общественной жизни: пассивный, никуда не ходит, сидит дома, смотрит телевизор, не интересуется общественной жизнью;

• отношение к самому себе: нет жизненных целей, погруженность в собственные проблемы, подверженность чужому влиянию, заниженный уровень притязаний.

Таким образом, поведенческие черты апатичного человека, по мнению студентов, определяются эгоистическими устремлениями, замкнутостью, пониженным уровнем притязаний. Примечательно, что кроме пассивности отмечается еще подверженность чужому влиянию, отсутствие собственной твердой точки зрения, нежелание понять и помочь другому человеку.

Отвечая на вопрос о том, в каких сферах жизни и в какой степени проявляется социальная апатия, большая часть участников исследования высказала точку зрения, что социальная апатия не может существовать локально, а охватывает сразу все сферы жизни: работу, учебу, общественную, личную жизнь, семейные, дружеские отношения и пр.

Другая группа мнений сводится к тому, что у студентов апатия проявляется прежде всего в учебе, поскольку это главное дело для студента.

Третья группа представлена мнением о том, что апатия проявляется в учебе и личной жизни. Также есть группа непоследовательных суждений, свидетельствующих о непонимании информантами обсуждаемого вопроса. Ответы на этот вопрос показали, что сами респонденты подвержены социальной апатии. Так, например, некоторые из них вообще не включали политику в сферу жизни студента. В некоторых случаях в качестве противоположности апатии назывались такие формы социальной активности, как волонтерство, участие в общественной жизни вуза. Не было ответов, касающихся участия студентов в деятельности политических партий, в избирательных кампаниях, в выборах. Обнаружена частная тенденция: женщины более глубоко и широко понимают сферы распространения социальной апатии.

Вопрос о причинах социальной апатии был для респондентов самым сложным. Некоторые не дали ответа на него, другие объясняли ее преимущественно психологическими факторами. Больше половины участников опроса связывают появление социальной апатии с особенностями личности человека и его семьей. Преобладали ответы, связанные с семейным воспитанием, вселившим в человека неуверенность, чертами характера, влиянием ближайшего окружения и пр. Лишь несколько человек в самом общем виде указали на влияние общества, масс-медиа, преподавателей в вузе. Ответы показывают, что студентам трудно проанализировать и выделить способы и каналы влияния общества на возникновение социальной апатии. Среди информантов-женщин больше тех, кто более углублен в понимание причин социальной апатии.

Рассуждения информантов о последствиях социальной апатии продемонстрировали разброс мнений. Число полярных точек зрения - от огромного влияния до абсолютного отрицания влияния - одинаково.

В ответах выделяются несколько точек зрения: 1) не опасна, это временное явление; 2) опасна только для человека, из-за апатии он становится пассивным; 3) опасна для общества, так как воспроизводит апатию через семейное воспитание; 4) опасна для общества, так как из-за социальной апатии в стране может быть установлена диктатура. Среди тех, кто не видит никаких отрицательных последствий, больше мужчин.

Что касается возможностей преодоления апатии, то мнения опять разделились. Первая позиция сводится к тому, что апатия - это личная проблема, поэтому решать ее должен сам человек, никто ему помочь в этом не может. Вторая позиция указывает на необходимость помощи коллектива, в который входит индивид. Третья позиция предполагает участие профессиональных психологов. Четвертая позиция видит решение этой проблемы комплексно: сам человек, коллектив, психологи, другие социальные институты. Сравнение высказываний мужчин и женщин по этому вопросу показало, что мужчины более всесторонне смотрят на способы преодоления социальной апатии, чем женщины.

Таким образом, суждения, высказанные в ходе исследования, показали, что студенты понимают, что такое социальная апатия, называют ее проявления, но не видят в полной мере опасность ее существования и распространения, в том числе для себя лично. Также молодые люди не видят глубинных социальных причин этого явления. Это связано с тем, что молодежь выросла и повзрослела на фоне этих факторов, которые стали для нее естественным жизненным фоном. Однако, будучи детьми этого времени, они получили от него в наследство и социальную апатию.

Заключение. Распространение социальной апатии в современном российском обществе вызвано трансформацией ценностных ориентаций под влиянием ведущих социальных тенденций последних десятилетий: переход к рыночному обществу, индивидуализация, информатизация, потребительская культура. Как защитная реакция и форма протеста возникла социальная апатия с безразличием, равнодушием к происходящему не только в стране и в мире, но и в личной жизни. Состояние апатии не дает человеку реализовать свои сущностные силы, замыкает либо на сегодняшнем дне, либо на удовлетворении простейших потребностей. Интервьюирование студентов показало, что этот социальный недуг распространен среди молодежи; молодежь понимает это, оценивает негативно и задумывается над тем, как можно с ней справиться. Вместе с тем студенты не видят всей глубины опасности распространения этого социального недуга. Полагаем, что диагностика социального самочувствия студенческой молодежи, выявление «очагов» социальной апатии, эффективных способов ее преодоления должно стать одной из главных задач воспитательной работы в вузе.

Список литературы

1. Русь А.А., Аргунова В.Н. Социальная апатия как социальное самочувствие // Академическая наука - проблемы и достижения: материалы IX меж-дунар. науч.-практ. конф. - Норт-Чарлстон, США, 2016. - С. 57-59.

2. Аргунова В.Н., Кодина И.Н. Методика изучения социального самочувствия населения малого города // Вестник ННГУ. Социальные науки. -2013. - № 1 (29). - С. 7.

3. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. - 1998. -№ 1. - С. 21-34.

4. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 25-29.

5. Хасбулатова О.А., Егорова Л.С. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // Социологические исследования. -2002. - № 11. - С. 48-54.

6. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян // Социологические исследования. - 2001. - № 6. - С. 59-65.

7. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь (от классики до современности). - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 480 с.

8. Быкова Е.Ю. Специфика социальной апатии учителей // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 394. - С. 84-91. Б01: 10.17223/15617793/394/14

9. Набок Ю.В. Феномен социальной апатии в современном обществе: дис. ... канд. филос. наук. - Самара, 2005. - 164 с.

10. Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В. Трансформация базовых ценностей современной студенческой молодежи // Вопросы современной науки и практики. - 2012. - № 3 (41). - С. 290-296.

11. Морозова В.Б. Социальная сущность апатии современной российской молодежи: автореф. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 2010. - 25 с.

12. Федотова В.Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. -2005. - № 3. - С. 3-19.

13. Федотова В.Г. Хорошее общество. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. -544 с.

14. Абдрахимова Р.Г. Искаженное восприятие системы ценностей современным обществом в контексте проблемы социальной апатии // Инновационная наука. - 2015. - № 1-2. - С. 157-160.

15. Мареева С.В. Справедливость и неравенство в общественном сознании россиян // Журнал институциональных изменений. - 2015. - № 2. -С. 113-117.

16. О чем мечтают россияне: идеал и реальность / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. - М.: Весь мир, 2013. - 400 с.

17. Мещерякова Н.Н. Проявления аномии в российском обществе // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3 (34). - С. 281-283.

18. Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Весь Мир, 2000. - 560 с.

19. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. А.А. Юдина. - М.: АСТ: Ермак, 2003. - 331 с.

20. Федоров М. Марина Красильникова: «Структура экономики такова, что она провоцирует собственную неэффективность» [Электронный ресурс] // Новая газета в Поволжье. - 2015. - 27 окт. - URL: http://novayasamara.ru/ events/14701 (дата обращения: 17.06.2019).

References

1. Rus' A. A., Argunova V.N. Sotsial'naia apatiia kak sotsial'noe samochuvstvie [Social apathy as social well-being]. Akademicheskaia nauka -problemy i dostizheniia. Proceedings of IX Int. Sci.-Pract. Conf. Jun. 20-21, 2016, North Charleston, USA, pp. 57-59.

2. Argunova V.N., Kodina I.N. Metodika izucheniia sotsial'nogo samochuv-stviia naseleniia malogo goroda [Small town's population social well-being research technique]. VestnikNNGU. Seriia sotsial'nye nauki, 2013, no. 1(29). p. 7.

3. Toshchenko Zh.T. Sotsial'noe nastroenie - fenomen sovremennoi sotsiologicheskoi teorii i praktiki [Social mood - a phenomenon of contemporary sociological theory]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 1998, no. 1, pp. 21-34.

4. Petrova L.E. Sotsial'noe samochuvstvie molodezhi [Youth social well-being]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2000, no. 12, pp. 25-29.

5. Khasbulatova O.A., Egorova L.S. Sotsial'noe samochuvstvie zhenshchin i muzhchin v srednikh gorodakh Rossii [Social well-being of women and men in medium-size cities of Russia]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2002, no. 11, pp. 48-54.

6. Voronin G.L. Sotsial'noe samochuvstvie rossiian [Social well-being of the Russians]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2001, no. 6, pp. 59-65.

7. Babosov E.M. Sotsiologiia: Entsiklopedicheskii slovar' (ot klassiki do sovremennosti) [Sociology: Encyclopedic dictionary (from classics to modernity)]. Moscow, LIBROKOM, 2009, 480 p.

8. Bykova E.Iu. Spetsifika sotsial'noi apatii uchitelei [The specifics of teachers' social apathy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 394, pp. 84-91. DOI: 10.17223/15617793/394/14.

9. Nabok Iu.V. Fenomen sotsial'noi apatii v sovremennom obshchestve [The phenomenon of social apathy in modern society]. Ph.D. thesis. Samara, 2005, 164 p.

10. Kosharnaia G.B., Rozhkova L.V. Transformatsiia bazovykh tsennostei sovremennoi studencheskoi molodezhi [Transformations of basic values of modern

student youth]. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki, 2012, no. 3(41), pp.290-296.

11. Morozova V.B. Sotsial'naia sushchnost' apatii sovremennoi rossiiskoi molodezhi [Nature of social apathy of Russian modern youth]. Abstract of Ph.D. thesis. Rostov-on-Don, 2010, 25 p.

12. Fedotova V.G. Apatiia na Zapade i v Rossii [Apathy in the West and in Russia]. Voprosy filosofii, 2005, no. 3, pp. 3-19.

13. Fedotova V.G. Khoroshee obshchestvo [A good society]. Moscow, Progress-Traditsiia, 2005, 544 p.

14. Abdrakhimova R.G. Iskazhennoe vospriiatie sistemy tsennostei sovremennym obshchestvom v kontekste problemy sotsial'noi apatii [A distorted perception of the value system of modern society in the context of social apathy]. Innovatsionnaia nauka, 2015, no. 1-2, pp. 157-160.

15. Mareeva S.V. Spravedlivost' i neravenstvo v obshchestvennom soznanii rossiian [Social justice and inequalities in views of Russians]. Zhurnal institutsional'nykh izmenenii, 2015, no. 2, pp. 113-117.

16. Gorshkov M.K., Krumm R., Tikhonova N.E. O chem mechtaiut rossiiane: ideal i real'nost' [What do the Russians dream about]. Moscow, Ves' mir, 2013, 400 p.

17. Meshcheriakova N.N. Proiavleniia anomii v rossiiskom obshchestve [Manifestations of anomy in Russian society]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, 2012, no. 3(34), pp. 281-283.

18. Tocqueville A. de Democracy in America (Russ. ed.: Tokvil' A. Demokratiia v Amerike. Moscow, Ves' Mir, 2000, 560 p.).

19. Marcuse H. One-dimensional man, 1964 (Russ. ed.: Markuze G. Odnomernyi chelovek. Ed. A.A. Iudina. Moscow, Izdatel'stvo AST, ZAO NPP Ermak, 2003, 331 p.).

20. Fedorov M. Marina Krasil'nikova: "Struktura ekonomiki takova, chto ona provotsiruet sobstvennuiu neeffektivnost'" [Marina Krasilnikova: "The structure of the economy is such that it provokes its own inefficiency"]. Novaia gazeta v Povolzh'e, available at: http://novayasamara.ru/events/14701 (accessed 17 June 2019).

Оригинальность 87 %

Получено 27.06.2019 Принято 27.07.2019 Опубликовано 15.01.2020

V.N. Argunova, A.A. Rus

MANIFESTATIONS OF SOCIAL APATHIA IN STUDENTS

The paper deals with the problem of growing social apathy in modern Russian society, including among student's youth. Social apathy is considered as a type of social well-being and social behavior. As social well-being, it represents the phenomenon of collective consciousness, manifestating in the form of the generalized estimates, emotional reactions, ways of reaction and so forth and significantly influences the attitude of the members of this or that social group towards life. Indifference to public life, full or partial loss of interest in the future, lack of the designated purposes and meaning of life, social feebleness are the main manifestations of social apathy. Typical features of apathetic behavior are passivity, aspiration to a private way of life, egoistical activities. Failures in the system of values of the individual and society, i.e. a valuable anomy, are seen as a source of social apathy. The spread of social apathy in modern Russian society is caused by social processes of the last decades: transition to market economy, individualization, informatization, distribution of consumer culture. The institutional changes which happened under the influence of these processes are not accompanied by rooting of the values supporting them. Moreover, "new" values do not correspond to the Russian sociocultural tradition, which led to a valuable anomy. The students of Samara know about social apathy, sees its manifestations, but does not fully appreciate the danger of its existence and distribution, even for themselves. Besides, it is difficult for youth to comprehend the deep social reasons of social apathy. It may be explained by the fact that the new generation has grown up and been socialized in the conditions which generated apathy as the social phenomenon. The conclusion is drawn about a need to monitor the social well-being of students and apply effective methods of overcoming social apathy.

Keywords: social apathy, valuable anomy, social passivity, social well-being, social behavior.

Vera N. Argunova - Doctor of Sociology, Professor, Department of Social Work and Youth Policy, Vyatka State University, Kirov, е-mail: v_argunova@mail.ru.

Anastasiya A. Rus - Researcher, ANO Independent Research Centre (IRC), Samara, е-mail: ruana-88@yandex.ru.

Received 27.06.2019 Accepted 27.07.2019 Published 15.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.