Научная статья на тему 'Проявления конфликта у представителей различных культур'

Проявления конфликта у представителей различных культур Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
374
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ / ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУР / УСТАНОВКИ / ETHNIC IDENTITY / BEHAVIOR IN CONFLICT / CULTURE DIMENSIONS / ATTITUDES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нарахаева Н.А., Сидорова Т.Н.

Статья посвящена изучению особенностей проявления конфликта у представителей различных культур. Определены типичные способы поведения в конфликте представителей различных этнических групп. Выявлены различия в измерениях переменных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF CONFLICT IN DIFFERENT CULTURES

The article deals with the peculiarities of the manifestation of conflict in different cultures. The authors defines the typical behavior in the conflict of representatives of various ethnic groups. In this paper describes the differences in the dimension of variable cultures.

Текст научной работы на тему «Проявления конфликта у представителей различных культур»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-300-305

ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР

Нарахаева Н.А., Сидорова Т.Н.

ORCID: 0000-0001-6730-8040, Северо-Восточный

федеральный университет, г. Якутск, Российская Федерация

Статья посвящена изучению особенностей проявления конфликта у представителей различных культур. Определены типичные способы поведения в конфликте представителей различных этнических групп. Выявлены различия в измерениях переменных культур.

Ключевые слова: этническая идентичность; поведение в конфликте; измерение культур; установки.

MANIFESTATIONS OF CONFLICT

IN DIFFERENT CULTURES

Narakhaeva N.A., Sidorova T.N.

ORCID: 0000-0001-6730-8040,

North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russian Federation

The article deals with the peculiarities of the manifestation of conflict in different cultures. The authors defines the typical behavior in the conflict of representatives of various ethnic groups. In this paper describes the differences in the dimension of variable cultures.

Keywords: ethnic identity; behavior in conflict; culture dimensions; attitudes.

При взаимодействии людей друг с другом часто создается впечатление, что существуют универсальные критерии, объясняющие поведение

представителей различных этнических культур. К ним можно отнести и проявления конфликта. Однако, каждой этнической культуре присущи свои стандарты поведения, этические нормы и правила, в том числе и свои особенности поведения в конфликтной ситуации. Восприятие, способы реагирования и разрешения конфликта закреплены в поведенческих паттернах, обусловленных культурными особенностями. Традиционная модель поведения в конфликтных ситуациях проявляется на различных уровнях жизнедеятельности человека как на межличностном, так и на межгрупповом. В связи с этим, сегодня возрастает потребность в изучении этнокультурных особенностей проявления конфликта, для сокращения случаев насилия, а также оптимального использования традиционных моделей поведения в конфликтных ситуациях.

В основе данного исследования лежит концепция двухмерного регулирования конфликта К. Томаса и измерение культур Г. Хофсте-де [4]. Психологические особенности представителей народа саха описаны в работах Оконешниковой А.П. (1997), Нафанаиловой М.С. (2008), Егоровой А.И. (1997), Макаровой А.П. (2011), Ким К.В (2009).

Предмет исследования: проявления конфликта.

Объект исследования: 60 человек, в возрасте от 17-25 лет. 30 представителей малочисленных народов севера (эвены, эвенки, долганы, чукчи), 30 представителей этноса саха.

Цель исследования: выявление этнокультурных особенностей проявления конфликта у студентов саха и малочисленных народов севера.

Задачи:

1. Определить типы поведения в конфликте у представителей этноса Саха;

2. Изучить типы поведения в конфликте у представителей малочисленных народов севера;

3. Выявить особенности проявления конфликтов у представителей этноса Саха и малочисленных народов севера.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что существует специфика проявления конфликта у представителей этноса Саха и МНС (малочисленные народы севера).

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методики:

- «Типы поведения в конфликте» К. Томаса.

- «Измерение культур» Г. Хофстеде.

- «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова.

По результатам исследования было выявлено, что у малочисленных

народов севера смешанный тип поведения в конфликте, что закономерно, так как в понятии «малочисленные народы севера» включены представители различных этносов. Тем не менее, ярко проявляется избегание среди представителей МНС, демонстрируются конформные формы поведения: от склонности поступаться своими правами, не высказывать свою точку зрения, не сотрудничать в поисках решения конфликта до поиска решения проблем посредством взаимных уступок. Подобное поведение проявляется в ситуациях недостаточности власти у участника конфликта для решения в свою пользу; ситуация слишком сложная и требует слишком много времени и сил для решения; исход конфликта не важен для участника конфликта. Решение выбора типа поведения также зависит от ситуации конфликта.

Для представителей этноса Саха преобладает тип поведения в конфликте - компромисс. Характерны тенденции поиска решения проблемы по средствам взаимных уступок, при котором никто особенно не выигрывает, но и не теряет, устраивающие обе стороны конфликта. Обычно применяется при равных условиях участников конфликта, нет большого запаса времени на поиски решений и их удовлетворяют промежуточные решения на определенный период времени. Предпочтение определенной стратегии отражает стереотипы поведения в конфликте, характерные для той или иной культуры. На основании полученных данных можно предположить, что представители малочисленных народов севера в ситуации конфликта воспринимают оппонента как более наделенного властью для решения вопроса. Тогда как представители этноса саха наделяют обе стороны равными правами и возможностями.

В целом, среди представителей малочисленных народов севера преобладает позитивная этническая идентичность, что говорит о позитивном отношении не только к собственной этнической культуре, но и уважении культуры других народов. Малочисленные народы севера обладают такими качествами как уверенность в себе, сильный дух соперничества, твердость, тщеславие.

По шкале «маскулинность - феменинность» (ф=2,793), доля маскулинных лиц среди представителей малочисленных народов севера выше, чем среди представителей народа Саха. Экстремальные природно-климатические условия, традиционные формы хозяйствования коренных малочисленных народов севера обусловливают значимость маскулинных ценностей, дифференциацию гендерных ролей.

По шкалам «коллективизм - индивидуализм» (ф=1,937) и «долгосрочная ориентация» (ф=2,039) значения находятся в зоне неопределенности, что требует дальнейшего изучения. Тем не менее, в данном аспекте может рассматриваться как тенденция к существованию различий. Представители коренных малочисленных народов севера демонстрируют более сильные коллективистические установки, чем представители этноса саха. Основным критерием коллективизма кочевых оленеводов является община, являющаяся аккумулятором культуры и форм межличностного общения. Как отмечает В.Г. Бо-гораз, стойбище, объединяющее несколько семей, у чукчей представляет собой отдельную социальную единицу [1, с. 42]. Родовая община формирует ценности коллективизма и ответственности перед ней. В отличие от якутских родов, насчитывающих, как правило 2-5 тыс. человек, где ответственность формируется, прежде всего перед своей семьей. В целом, в обеих этнических группах показатели по данной шкале выше, чем по России (см. табл. 1).

Таблица 1.

Результаты измерения переменных культур

Россия Саха МНС

Дистанция власти 93 98 125

Феменинность-маскулинность 36 11,5 29

Индивидуализм-коллективизм 39 60 39

Избегание неопределенности 95 119 111,5

Долгосрочная ориентация 81 98 136

Терпение 20 45,5 40,5

Долгосрочная ориентация - это параметр, оценивающий ориентир на прошлое (традиции) или на будущее. У представителей малочисленных народов севера высокая степень, что означает прагматичность культуры, в которой люди считают, что правда зависит от ситуации,

контекста и времени. Для их жителей характерны склонность к сбережению и инвестированию, а также настойчивость в достижении результатов [4]. Скудность ландшафта, суровый климат и традиционные формы хозяйствования предполагают заботу о будущем в долгосрочной перспективе, что отразилось на данном параметре.

У представителей малочисленных народов севера высокая дистанция власти. Более маскулинна, чем у саха, это означает уверенность в себе, дух соперничества, твердость, тщеславие, достижения, владение имуществом, успех. Более выраженный коллективизм -успех коллектива более важен, чем достижения отдельных людей. Желание под держивать цели коллектива и более широкого общества считаются более важными, чем индивидуальные устремления людей. Более низкий уровень избегания неопределенности, чем у саха, что допускает большую рискованность, двусмысленность и ограниченность структуры. Большая, по сравнению с представителями народа саха, прагматичность культуры. Традиции легко меняются в зависимости от условий, приветствуется изучение новых направлений, с ориентиром на будущее. Склонность сдерживать свои эмоции незначительно ниже, чем у представителей якутской культуры, где не приветствуется проявление эмоций (особенно негативных).

У Саха показатели дистанции власти схожи со средними данными по России [4]. Для них больше, чем в российской выборке важна - семья, сотрудничество, нежность, воспитание, забота о других, защита окружающей среды, под держание качества жизни. По полученным данным, якутская культура более индивидуалистична, более значимы индивидуальные достижения и успех, уникальность личности, а также способности оставить свой след в этом мире, выделиться среди других. Очень высокая степень избегания неопределенности обычно характеризуются низким уровнем терпимости по отношению к конфликтам и ценят безопасность больше, чем риск. Также высокая степень долгосрочной ориентации, отражающая прагматичность культуры, в которой люди считают, что правда зависит от ситуации, контекста и времени. По шкале терпения представители народа саха более сдержаны в проявлении эмоций, склонны контролировать и сдерживать свои желания.

Таким образом, несмотря на административно-территориальную и государственную общность выявлена не только специфика в проявлении конфликта, но и некоторые различия в измерении переменных культур.

Список литературы

1. Богораз В.Г. Чукчи. Часть 1. Л. 1934.

2. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб., 2012. С. 249-254.

3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 103-198.

4. http://www.geerthofstede.nl/

ВОТ: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-305-309

МОББИНГ -ДЕСТРУКЦИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Новикова Г.А.1, Новикова Л.А.2

ЮЯСГО: 0000-0003-1298-4214, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Российская Федерация

ЮЯСГО: 0000-0002-1958-0266, ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж», г. Архангельск, Российская Федерация

В статье рассмотрен моббинг на основе межличностных отношений, приводящий к разрушению трудового коллектива. Описаны признаки моббинга; представлена модель моббинг-процесса; раскрыты методы и техники моббинга. Предложены направления превенции моббинга.

Ключевые слова: трудовой коллектив; моббинг; деструкция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.