Научная статья на тему 'Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента'

Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2419
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИАЛЬНЫЙ / ВИЗУАЛЬНЫЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ И РАССУДОЧНЫЙ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / ТИП ЛИЧНОСТИ / AUDIAL / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY / KINESTHETIC AND RATIONAL TYPES OF THE PERSONALITY / TYPE OF THE PERSONALITY / VISUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионина Ольга Сергеевна

Статья посвящена изучению индивидуального стиля деятельности студента в процессе обучения. Подробно рассматривается типология личностей на основе репрезентативной системы человека и особенностей его мышления. Также приводится типология учащихся, выделяемая в соответствии с типом темперамента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations of individual style of educational professional activity of the student

Article is devoted to studying of individual style of activity of the student in the course of training. The ty-pology of persons on the basis of representative system of the person and features of his thinking is in detail considered. Also the typology of pupils allocated according to temperament type is given.

Текст научной работы на тему «Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. -ART 75186. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75186

УДК 159.9

Ионина Ольга Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск ionina [email protected]

Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента

Аннотация. Статья посвящена изучению индивидуального стиля деятельности студента в процессе обучения. Подробно рассматривается типология личностей на основе репрезентативной системы человека и особенностей его мышления. Также приводится типология учащихся, выделяемая в соответствии с типом темперамента.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, тип личности, аудиаль-ный, визуальный, кинестетический и рассудочный типы личности.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Профессиональное обучение характеризуется высоким уровнем проявления индивидуально-личностных особенностей студентов. Студенты являются личностями со сформированными представлениями, мировоззрением, интересами. Деятельность студента также отличает высокий уровень индивидуализации.

Организуя педагогический процесс, педагог должен достаточно хорошо разбираться в чертах собственной личности, используя приемы, которые помогают именно ему повысить эффективность своей работы, но с другой стороны ему необходимо учитывать индивидуальность обучающихся и при необходимости корректировать меры воздействия на студентов. Без грамотно выстроенного педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, невозможно достичь высокого качества образования.

В настоящее время в педагогическом арсенале любого преподавателя присутствует множество современных методик, приемов, обучающих систем и технологий. Каждая из них направлена на то, чтобы способствовать получению знаний студентов, быстрее формировать у них определенные навыки, профессионально значимые умения, профессионально важные качества личности. При этом необходимо понимать, что ни один из возможных приемов не будет в равной степени эффективным относительно всех студентов.

В педагогической деятельности каждому педагогу приходится сталкиваться с обучающимися, которые с трудом воспринимают информацию, испытывают другие проблемы в учебной деятельности. Чаще всего это происходит по причине того, что студент не выработал свой индивидуальный стиль деятельности. Ученик становится значительно успешнее, если помочь ему сформировать его индивидуальный стиль деятельности. Данный стиль должен соответствовать его природным задаткам, учитывать его индивидуальный жизненный опыт.

На процесс обучения серьезным образом может повлиять не только стиль учебной деятельности студента, но и стиль педагогической деятельности. Наиболее сложной ситуацией является случай явного несовпадения и конфликта стилей деятельности педагога и студента. В наиболее выигрышной ситуации оказываются те

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. -ART 75186. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

студенты, стиль учебной деятельности которых соответствует или совмещается со стилем преподавания.

Таким образом, можно отметить, что одним из самых грамотных методов помощи неуспевающим студентам является повышенное внимание преподавателя к учебно-профессиональным стилям обучающихся и на основе собственных наблюдений создавать необходимые условия для того, чтобы студенты осознали свои личностные особенности и стремились сформировать и совершенствовать свой индивидуальный стиль деятельности.

Кроме того, в учебно-методической литературе по педагогике и педагогической психологии часто приходится слышать о необходимости индивидуализации процесса обучения, которая как раз и проявляется в стимулировании студента к поиску своего стиля учебной деятельности.

Грамотный педагог и образовательная организация в целом, должны быть нацелены на то, чтобы создать максимально возможные условия для проявления и развития способностей, склонностей, интересов обучающихся. В процессе формирования индивидуального стиля учебной деятельности студенты могут обнаружить свои, характерные только для них, эффективные способы поведения в разнообразных ситуациях, связанных с учебной деятельностью. Более того, индивидуальный стиль выработанный в учебно-профессиональной деятельности, может быть применим и в будущей профессиональной деятельности.

Следовательно, проблеме формирования индивидуального стиля учебной деятельности необходимо уделять особое внимание в процессе профессионального образования.

Что же представляет собой стиль учебной деятельности?

Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика определяет данный термин как характерную для данного человека систему навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающую более или менее успешное ее выполнение [1].

Авторами словаря отмечается, что совокупность индивидуальных особенностей человека не может полностью соответствовать требованиям определенного вида деятельности. Вследствие чего, личность проявляет полезные для данной деятельности свойства, и вместе с тем компенсирует качества, которые могут отрицательно сказаться на результате деятельности. В результате чего возникает индивидуальный стиль деятельности - свойственный конкретному человеку комплекс типичных для него способов работы в обычных для него условиях.

С. К. Нартова-Бочавер отмечает, что индивидуальный стиль деятельности является устойчивой системой приемов и способов деятельности, обусловленной личными качествами человека и являющейся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Данное явление базируется на свойствах нервной системы, проявляющихся в традиционных для человека видах деятельности [2, 129].

С точки зрения Е. А. Климова, одного из основоположников проблемы индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии, данное явления может объединять в себя все специфические признаки деятельности конкретного человека, зависящие от его личностных особенностей. Как отмечает автор, наиболее очевидными проявлениями индивидуального стиля являются такие как: устойчивая система приемов и способов деятельности; обусловленность данной системы соответствующими качествами личности; данная система используется как средство эффективного приспособления к требованиям действительности [3, 74- 77].

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. -ART 75186. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Как указывает Ги Лефрансуа: «Стиль учения уникальная и важная характеристика учащегося, проявляющаяся в особенностях биологических ритмов, в сильных сторонах восприятия, в социальных предпочтениях, в устойчивости внимания, в личностных особенностях» [4, 273].

Таким образом, стилем деятельности принято считать определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности включает в себя не только темперамент, он характеризуется еще теми компонентами, которые возникают благодаря жизненному опыту и деятельности - знания, навыки и др. Стиль деятельности является следствием адаптации врожденных черт личности к окружающей действительности. Это, в конечном итоге, способствует эффективному выполнению деятельности.

Стиль деятельности, наиболее адекватный для каждого студента связан с индивидуально-типологическими особенностями его личности. Каждая из этих особенностей может послужить достаточно четким критерием для определения стиля обучения. Классически к таким критериям относят тип темперамента, акцентуации характера, особенности познавательной сферы, особенности мышления, особенности мотивационной сферы, соционические типы...

Одной из наиболее значимых для педагогической практики является типология на основе репрезентативной системы человека и особенностей его мышления.

Известно, что люди по разному воспринимают окружающую действительность, по разному думают, и каждый создает свою внутреннюю картину мира на основе ведущей сферы сенсорного восприятия. Выделяют следующие репрезентативные системы человека: аудиальная, визуальная, кинестетическая.

Визуальный тип воспринимает мир в виде ярких образов, картин, в процессе общения они активно жестикулируют, как-бы иллюстрируя свою речь. В разговоре они используют характерные фразы: «Вот смотрите.», «Я ясно вижу.», «Давайте представим», «Яркий, красочный, насыщенный.».

Аудиальный тип воспринимает мир как систему звуков. В речи использует в основном аудиальные слова: «Послушайте.», «Я вас слышу.», «Громкий, такой тон, крик, звонкий.».

Кинестетический тип ориентирован на восприятие ощущений, движений. Мир воспринимает «на ощупь», Прислушивается к своим внутренним ощущениям. В речи использует фразы «Я чувствую», «Мне тяжело», «Болезненный, ощущать, касаться, трогать, тяжесть.».

У каждого человека присутствуют все системы восприятия, но доминирует обычно одна.

К традиционным типам можно добавить еще категорию «логиков» или «компьютеров». Люди этого типа воспринимают слова, фразы, абстракции лучше, чем свои чувства и ощущения. Движения их глаз трудно поддаются анализу, в речи они используют такие обороты: «Надо разобраться», «Проанализируем», «Систематизировать»...

Знания особенностей студента помогает преподавателю более эффективно организовать процесс обучения. Преподаватель может обратить внимание студента на сильные стороны его репрезентативной системы, организовывать занятия, составлять задания для представителей разных типов репрезентативных систем.

Так, для визуального типа необходимо использование наглядности, красочных иллюстраций. Примеры, приводимые педагогом должны изобиловать массой ярких

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. -ART 75186. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

подробностей, которые легко вызовут в сознании визуала наглядные образы, что позволит ему лучше запомнить новый материал. Кроме того, для данного типа недопустимо использование заданий «на слух», предпочтительнее выдать таким учащимся распечатку задания, использовать работу по карточке или выносить условие задачи на доску. Определенную сложность для таких студентов представляют диктанты, сухое изложение материала на лекции без использования наглядности, более удобна для них работа с учебником.

Организуя процесс обучения представителей аудиального типа, необходимо учитывать особенности звуковой окраски передаваемой информации, т. к. этому аудиалы придают большое значение. Речь преподавателя должна отвечать определенным требованиям: эмоциональность, заразительность, плавность. Следует избегать слов-паразитов, резких пауз, смены тональности речи, т. к. это нарушает процесс восприятия новой информации у людей данного типа. Приводя примеры, учителю нужно использовать слова аудиального спектра: громкий, звонкий, резкий, неслышимый, бесшумный, раскатистый... Аудиалы без проблем воспринимают даже сложные идеи, задания на слух, им не требуется дополнительной наглядности, сложность для них представляют задания на образное мышление, зрительное восприятие. Данный тип учащихся не всегда обращает внимание на то, на сколько аккуратно, «чисто» выполнена работа, следовательно, снижение оценка за помарки и исправления воспринимаются ими как несправедливые.

Наибольшую сложность в обучении испытывают представители кинестетического типа, так как их ведущая репрезентативная система редко задействована в учебном процессе. Преподавателю проще представлять информацию в виде аудиальных или визуальных стимулов, а это малоценно для кинестетика, ему необходимо прочувствовать, «примерить на себя» изучаемую тему. Кинестетики надолго запоминают то, что производит на них сильное впечатление, или требует выполнения двигательных навыков. В данном случае учителю нужно привлекать жизненный опыт ученика, составлять задания на отработку практических навыков, задействовать двигательную, осязательную сферы восприятия, приводить примеры из обычной жизни, понятной учащимся.

При обучении людей рассудочного типа нужно придерживаться четкой логики изложения, не отклонятся в область чувств и эмоций, поддерживать заранее выработанную стратегию и план. Данный тип людей не любит импровизаций, они предпочитают четко сформулированные задания, конкретные вопросы. Особенно хорошо им удаются задания, опирающиеся на такие мыслительные операции как анализ, классификация, типизация. Эти люди предпочитают использовать в своей речи множество научных терминов и понятий.

Трудности в педагогическом процессе могут возникать при несовпадении ведущей сенсорной системы преподавателя и студента. Так, наиболее тяжелым является конфликт стилей кинестетик - логик. Понять друг друга такие люди зачастую не могут, а это влечет за собой конфликты, неуспеваемость, утрату учебного интереса со стороны обучающегося.

На проявление индивидуального стиля деятельности студента серьезное влияние может оказать тип его высшей нервной деятельности. Прежде всего, в данном контексте можно рассмотреть еще одну широко распространенную типологию личностей, составленную на основе типов темперамента. Традиционно в психологии выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический, от типа темперамента зависит то, как студент выполняет

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. -ART 75186. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

свою деятельность, воспринимает учебную ситуации, какой темп и ритм работы для него более предпочтителен.

Сангвиник обладает сильным типом нервной системы, характеризуется тем, что легко и быстро включается в работу любой сложности, хорошо усваивает новую информацию, также легко приступает к новому виду работы. Он активен, не любит скучную, размеренную работу. Таким студентам требуются постоянные стимулы, поддерживающие их активность, Их нужно постоянно включать в разнообразную, интересную деятельность и периодически поощрять их усилия.

Флегматик - сильный, инертный тип. Для флегматика необходимо создавать условия, активизирующие его деятельность, его нужно заинтересовывать в заданиях, его нельзя резко переключать с одной деятельности на другую, требовать от него быстрого ответа. Представителю этого типа всегда нужно выделять дополнительное время на подготовку к ответу или деятельности, но эти недостатки он может компенсировать своей усидчивостью, настойчивостью.

Меланхолик представитель слабого типа нервной системы, его характеризует тревожность, мнительность. В отношении студента - меланхолика недопустимы грубость, критика, ирония. С ним необходимо быть предельно корректным, отрицательные оценки выставлять очень осторожно. Лучше всего он справляется с заданиями, в которых надо проанализировать чувства, эмоции других людей, проявить творческий взгляд на деятельность.

Холерик - сильный неуравновешенный тип. Задания для него должны предполагать спокойную, деловую атмосферу, вдумчивость, следует избегать методов обучения, требующих излишней активности.

Таким образом, в процессе обучения необходим учет ведущей системы восприятия учащихся, а также их нейродинамических особенностей, типа темперамента, это способствует тому, что студенты лучше понимают поставленную задачу и легче усваивают новый материал.

Характеризуя учебную деятельность, нужно отметить, что современные классификации стилей учения определены не достаточно точно, включают в себя большой спектр привычек, личностных характеристик и способностей. Исследователи приводят разнообразные типологии стилей учебной и учебно-профессиональной деятельности.

Так, например, К. Рий предлагает относить обучающихся к таким типам, как «активисты», «рефлексивные мыслители», «теоретики», «прагматики».

Активисты быстрые в принятии решений, восприимчивы к новой информации, подвижны. В деятельности они предпочитают многообразие, легко поддаются возбуждению, активно участвуют во всех процессах. В процессе работы с ними хорошо помогает групповая работа, задания требующие скорости, подвижности.

Рефлексивные мыслители действуют медленно, решения принимают и ответы дают с осторожностью, внимательны по отношению к преподавателю и окружающим. В работе проявляют вдумчивость, рассудительность. Предпочитают работу с фактами, им необходимо выделять время на дополнительный анализ фактов, возможность лишний раз все обдумать. Такие студенты предпочитают индивидуальные задания, способны к правильному оцениванию своих достижений, могут самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность.

Теоретики в своей работе предпочитают следовать законам логики, они разумны в своих действиях и выводах, предпочитают действовать по правилам, но обладают высокой познавательной активностью. Предпочитают рациональные, связные

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. -ART 75186. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

мысли, теоретически обоснованные выводы. В работе с ними лучше работают такие методы как анализ научных теорий, концепций, исследований других авторов.

Прагматики отличаются практичностью. Им присуща готовность пробовать, любят те идеи и выводы, которые имеют свои практические решения, отличаются высокой степенью практического применения. В работе с ними нужно чаще прибегать к практическим опытным исследованиям.

Бетти Лу Ливер, предлагает следующую классификацию учеников, учитывающую их стиль учебной деятельности:

Обучающиеся с доминированием правого полушария не в состоянии контролировать логичность и последовательность своих высказываний. Работа и задания, предполагающие высокий уровень самоконтроля, для них представляют особую сложность, не воспринимают дидактических объяснений, правил.

Обучающиеся с доминированием левого полушария, напротив, слишком контролируют свою речь, тяжело воспринимают устную речь.

Контекст-независимые обучающиеся учатся без особых проблем, так как легко могут представить то, о чем идет речь на занятиях без практических действий, опираясь лишь на теоретические выкладки. Они легко справляются с тестами, заданиями с множественным выбором ответа. В свою очередь, подобные задания представляют особую сложность для контекст-зависимых учащихся, которым необходимо вжиться в ситуацию задания, перенестись в необходимый контекст. Они не в состоянии работать с абстрактным материалом.

«Обучающиеся-усреднители» любят выполнять задания на сравнение, но с трудом выделяют отдельные мелкие детали. «Обучающиеся-усилители» блестяще выполняют задания на противопоставление объектов и явлений.

Индуктивные обучающиеся тяжело воспринимают объяснения, длительные повествования, без практических действий. Дедуктивные учащиеся привыкли выполнять правила, не могут действовать без объяснений педагога. Обучающиеся, принадлежащие к конкретному типу, любят практические действия, экскурсии, не любят излишних теоретизирований. Обучающиеся абстрактного типа, наоборот, предпочитают получать теоретическую информацию из книг, не оценят практических изучений предмета [5].

Таким образом, организуя педагогический процесс, продумывая индивидуальные задания, педагог должен учитывать особенности студентов, направлять их деятельность, учить анализировать свой тип личности и нервной системы, искать ресурсы, способствующие выполнять работу на высоком уровне.

В практике обучения педагоги часто интуитивно или сознательно подстраиваются к учебному стилю большинства, но надо понимать, что в группе всегда будут присутствовать обучающиеся, отличающиеся от этого усредненного стиля, поэтому необходимо проводить особую работу, направленную на выработку у обучающихся своего стиля деятельности. В частности педагог может подсказать флегматику, что в напряженной ситуации он должен все продумать заранее, быть готовым к любому повороту события предусмотрительно, так как он испытывает сложность со скоростью реагирования. Заставлять такого человека быть повышенно активным и быстрым нецелесообразно, так как он может компенсировать эти недостатки вниманием к мелочам, ответственностью, в противном случае, педагог добьется лишь невротизации личности подопечного [6].

В заключение необходимо отметить, что быть успешным в учебно-профессиональной деятельности может каждый студент со своим стилем учения, своим типом нервной и сенсорной системой, но результаты каждого из них будут значительно

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. -ART 75186. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

выше, если создавать возможности использования и проявления достоинств своего индивидуального стиля.

Ссылки на источники

1. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. - М., 2005. - 848 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учеб. пособие. - СПб., 2000. - 129 с.

3. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77.

4. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

5. Ливер Б. Л. Обучение всего класса / пер. с англ. О. Е. Биченковой. — М.: Новая школа, 1995. - 48 с.

6. Митяева А. М. Формирование системы многоуровневого высшего образования с учетом индивидуальных стилей учебной деятельности студентов // Человек и образование. - 2007. - № 10-11.

Olga lonina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk ionina [email protected]

Manifestations of individual style of educational professional activity of the student Abstract. Article is devoted to studying of individual style of activity of the student in the course of training. The typology of persons on the basis of representative system of the person and features of his thinking is in detail considered. Also the typology of pupils allocated according to temperament type is given.

Key words: individual style of activity, type of the personality, audial, visual, kinesthetic and rational types of the personality.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 20.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.02.2015

Принята к публикации Accepted for publication 22.02.2015 Опубликована Published 08.04.2015

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ионина О. С., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.