ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Лушников Виктор Викторович, аспирант Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В данной статье раскрываются особенности проявления Четвертой промышленной революции «Индустрия 4.0», рассматриваются последствия, влияния научно-технического прогресса на общество.
Ключевые слова: промышленная революция, технологии, интернет вещей, общество.
На сегодняшний день человечество сделало большой шаг в своем развитии. Данные, собранные за последние 5 лет, в 10 раз превышают данные, накопленные человечеством с начала времен. Это говорит о том, что за последние несколько лет что-то существенно изменилось. Давайте разберемся, что же?
Когда случаются такие существенные изменения, часто говорят о революции. И сейчас распространена точка зрения, что произошла «Четвертая промышленная революция». Что бы понять, что это такое, необходимо разобрать предыдущие три промышленные революция которые произошли с человечеством в последние века.
Первая промышленная революция совершилась в конце 18 века. Энергия воды и пара стала использоваться для создания технологического оборудования. И это значительно увеличило силу людей. Если раньше использовали свою мышечную силу, силу животных, то теперь смогли использовать силу механизмов. Одним из достижений стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мёрдоку. Он изобрёл процесс получения светильного газа путём пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях, которые впервые были установлены в Лондоне в 1812—1820 годы [1].
В конце 19-ого - начале 20-ого веков выделяется огромный рывок. Электрификация позволила создать систему разделения труда и наладить поточное производство. В 1913 году была создана первая автоматическая линия сборки. Появления электричества и использование его в промышленности увеличило силу человечества на порядок, возникли большие, крупные производства. С появлением второй промышленной революции потребность рабочей силы в сельском хозяйстве сократилась, люди начали перебираться из деревень в города, стала развиваться крупная промышленность.
Следующие большие изменения произошли в середине 20-ого века. Появление компьютеров, автоматизация этапов производства за счет ИТ-систем. 1969 год первый программируемый логический контроллер. Теперь человечество автоматизирует не только свою силу, но и разум. На-
чался следующий этап, третья промышленная революция. В 1990-х годах изобретают интернет, и концу 90-х следует его широкое распространение. Микросхемы стали уменьшаться. Появляется все больше машин, умных механизмов.
Большая связанность как между людьми, так и между механизмами, агрегатами, промышленностью, приводит общество к четвертой промышленной революции. Автоматизируются умственные способности человека. И мы живем в эпоху, когда все изменяется гораздо быстрее и сложнее. Такой скачок обеспечивает в первую очередь техническое развитие.
Технологии стали дешевле, случилось множество прорывов. По мере того, как стоимость передовых технологий продолжает падать, для них открыты новые приложения, а так же возможности сочетать их инновационными способами. Это высвобождает комбинированные эффекты, когда возможности технологий, работающих в тандеме, намного превосходят их возможности при раздельном развертывании.
Комбинаторные эффекты базовых технологий, таких как мобильные устройства, облака, датчики, аналитика и Интернет вещей (IoT), ускоряют процесс в геометрической прогрессии.
В 2011 году произошло знаковое для западной промышленности событие, которое потенциально может если не породить новую сильную социологическую теорию, то, как минимум, дать новый импульс исследованию социальных преобразований, вызванных развитием технологий. Речь идет о Ганноверской ярмарке, крупнейшей в мире промышленной выставке, для которой в 2011 году был придуман термин «Индустрия 4.0» [2].
С середины второго десятилетия 2000-х годов в научное сообщество заговорило о «четвертой промышленной революции», обслуживающей целостный автоматизированный комплекс: производство - потребитель, в которой вещи взаимодействуют между собой и с людьми в рамках так называемой концепции «Интернет вещей» [3] .
Интернет вещей (1оТ) - это новая стадия развития интернета, когда к нему подключено больше вещей, чем людей. Переход к ней случился в 2008-2009 годах, когда количество устройств в сети обогнало численность населения Земли. 1оТ соединяет окружающие нас объекты в компьютерную сеть. Они обмениваются информацией между собой и работают без вмешательства человека и в режиме реального времени. По сути, это интернет, захватывающий реальный мир. Идет стремительный рост количества подключенных устройств. Все больше областей применения от подключенных автомобилей, умных домов до умных городов [7] .
Одним из наиболее признанных специалистов в области новых технологий и их влияния на жизнь современных людей является К. Шваб, основатель и президент всемирного экономического форума в Женеве, Швейцария. В 2017 году им написана работа «Четвертая промышленная революция» [5], кратко описывающая основные тренды в развитии технологий начала двадцать первого века. Автором собран и систематизирован огром-
ный объем информации о новых изобретениях и областях экономики, формирующихся в наше время, значительно и фундаментально влияющих на повседневную жизнь людей.
В частности, им предложен ряд мегатрендов, направлений развития сфер жизнедеятельности человека, которые должны коренным образом измениться в ближайшие годы. Эти мегатренды разбиты автором на блоки -физический, цифровой и биологический.
К физическому блоку К. Шваб относит такие направления как беспилотные транспортные средства, ЗД-печать, передовую робототехнику и новые материалы.
В цифровой блок попалисовременные технологии: все более распро-страняющиесяинтернет вещей, блокчейн и цифровые платформы.
Биологический блок составляют такие направления как исследование генома человека, его модифицирование и изменение, новая нейромедицина и биоинженерия.
Далее автором предлагается список возможных переломных моментов, прогнозируемых к 2025 году. Перспектива выбрана не случайно среднесрочная для того, чтобы, с одной стороны, не гадать о том, что произойдет через год и, с другой, чтобы не заглядывать в далекое будущее. Эти факторы, а их оказалось двадцать один, были предложены на Всемирном экономическом форуме в 2015 году. Они были проанализированы компетентными экспертами в своих областях с целью выявления вероятности наступления соответствующего события. Далее эти факторы были сведены в общую таблицу с приведением средней вероятности их наступления.
Например, 91,2% респондентов предполагает, что к 2025 году не менее одной десятой населения будет носить одежду, подключенную к сети интернет, а 91% считает, что к 2025 году девять десятых населения будет иметь возможность неограниченного и бесплатного хранения данных в сети интернет. Другие переломные моменты, прогнозируемые к 2025 году касаются как раз описанных ранее мегатрендов [5].
В приложении К. Шваб приводит более развернутое описание глубинных изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни населения вследствие предполагаемых переломных моментов, которые могут наступить к 2025 году. Автор приводит как позитивный, так и негативный эффект от появления новых технологий, а также приводит те эффекты, которые сейчас невозможно спрогнозировать.
К сожалению, усиливается ощущение, что весь мир идет на поводу у технического прогресса и экономических императивов, упуская из виду самое важное. Известные экономисты, такие как Эрик Бринолфссон и Эндрю Макафи, популяризовали идею "великого отделения" человеческого труда от продуктивности экономики в результате внедрения технологий, и по некоторым прогнозам, уже к 2020 году до 40% рабочих мест перейдет на модель "гигномики", появившуюся благодаря технологиям. Сокращение доли оплаты труда в национальном доходе стран - членов ОЭСР на 80%
связывают с влиянием технологий. Они способствуют усилению неравенства, и общественность все острее реагирует на политику, стимулирующую экономический рост в ущерб социальному единству и благосостоянию общества. Вместо того, чтобы спросить себя, чего мы хотим от технологических изменений, мы по-прежнему вынуждены бороться с их опасными последствиями.
Ценностно-ориентированный подход к технологиям поможет нам восстановить баланс и выйти из этого трудного положения. Во-первых, прямо признав политическую природу технологий, мы сможем сформировать требования к ответственному и эффективному управлению. Во-вторых, сделав приоритетом управления общественные ценности, мы сможем контролировать, как используются технологии и кому они несут выгоду. В-третьих, четко определив, где и как ценности становятся частью технологических систем, мы сможем лучше понять их и найти оптимальные стратегии внедрения ценностей в процесс разработки технологий [4].
Клаус Шваб пишет о том, что сокращение множества профессий в четвертую промышленную революции стоит воспринимать с прагматическим оптимизмом и приводит в пример сельское хозяйство США. В начале века в нем было задействовано более 70% рабочей силы, тогда как сейчас всего 2%. Тем не менее, сейчас мы не голодаем, фермеры не устраивают проте-стные митинги, а сельское хозяйство, наоборот, динамично развивается. Точно так же произойдет и с исчезновением указанных профессий: рынок просто предоставит людям новые рабочие места [5].
Сторонники инноваций видят перспективы для освобождения от рутинной работы «синих воротничков» и победу творчества во всех сферах производства, так как именно способность к нестандартному мышлению будет главным признаком человека в стремительно кибернетизирующемся мире. Но пока позиция скептиков, пессимистов и нео-луддитов выглядит более убедительной: новые формы и уровни автоматизации совершенно точно приведут к сокращению рабочих мест, а новые профессии будут предъявлять к людям на порядок более высокие требования. Сложившиеся системы образования во многих странах не отвечают требованиям даже третьей промышленной революции (компьютеризации), да и сама социальная система в целом меняется гораздо медленнее технологической, и разрыв будет только увеличиваться в условиях, когда инновационное производство воплощает закон Мура, и с каждым месяцем, а то и днем, развивается все быстрее. Известный российский социолог, профессор НИУ ВШЭ О.И. Шкаратан уверен, что «новый фактор неравенства стал заключаться в самих людях и их способностях, а именно способности усваивать информацию и применять полученные навыки и умения в своей деятельности» [6].
В то же время научно-технический прогресс значительно модифицировал социально-экономические отношения, фактически спровоцировав рост массового потребления и создав условия и средства его удовлетворения. По данным статистики можно проследить пропорцию распределения лю-
дей по сферам деятельности, которая представляется нам довольно типичной. Отметим, что большая часть рабочей силы перераспределилась в сферу услуг и информации, добиваясь конкурентных преимуществ за счет оригинальных идей, индивидуальных подходов и широкого спектра предложений.
Можно было бы предположить, что важным мотивом деятельности на современном этапе VI технологического уклада является не только удовлетворение материальных потребностей, но и личностная необходимость в индивидуальном творчестве. Однако новые технические возможности добавляют специфических проблем в сферу общественных отношений [1].
Любая конкретная технология может дать удобства, развлечения, власть, продуктивность или комбинацию этих четырех элементов, но в итоге мы все хотим от технологий того же, чего от здоровой экономики - улучшения нашей жизни. Технологии должны расширять возможности, а не ограничивать их; что будущее должно формироваться людьми и для людей; что ценности должны быть достоинствами, а не недостатками технологий. На первом месте должно быть повышение уровня жизни. Если Четвертая промышленная революция приведет к усилению неравенства, бедности, дискриминации, нестабильности или вреда для окружающей среды; если произойдет маргинализация, порабощение или обесценивание людей, значит, мы пошли не тем путем.
Список литературы
1. Асеева И. А., Буданов В.Г. Философские и биоэтические аспекты развития новых конвергентных технологий как фактора трансформации среды обитания человека // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 130-138.
2. Пасько И. Что нужно знать об Индустрии 4.0 и Интернете вещей // theRunet [Сайт]. 21.09.2015. URL: http://therunet.com/articles/4826
3. Чеклецов В.В. Философские и социо-антропологические проблемы конвергентного развития киберфизических систем (блокчейн, Интернет вещей, искусственный интеллект) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. № 1 (11), 2016. C. 65-79
4. Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции. Изд-во «Эксмо», 2017.
5. Шваб К. Четвертая промышленная революция: монография: пер. с англ. М.: Изд-во «Эксмо», 2017.
6. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: ИД ВШЭ, 2012.
7. Ashton Kevin. Internet of Things // RFID Journal. 2009.
Viktor Viktorovich Lushnikov, PhD student Southwestern state University, Kursk, Russia
MANIFESTATIONS AND CONSEQUENCES OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION
This article reveals the features of the manifestation of the Fourth industrial revolution "industry 4.0", examines the consequences of the impact of scientific and technological progress on society.
Key words: industrial revolution, technologies, Internet of things, society.