Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
271
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКЕ / АЛКОГОЛЬ / АЛКОГОЛИЗМ / ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / NOMIKAY / РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ / ДЕПРЕССИЯ / ЯПОНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Литвинова Л.В., Крель А.М.

В статье раскрывается связь между традицией употребления крепких спиртных напитков в древней Японии и проблемой современного алкоголизма среди японцев. Показана связь между употреблением алкоголя и домашним насилием в семьях. Проанализировано потребление алкоголя в период пандемии COVID-19. Показано значение рекламы алкоголя на уровень употребления спиртных напитков среди японского населения, в том числе среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF THE TRADITION OF ALCOHOL CONSUMPTION IN MODERN JAPAN

The article reveals the connection between the tradition of drinking strong alcoholic beverages in ancient Japan and the problem of modern alcoholism among the Japanese. The connection between alcohol consumption and domestic violence in families is shown. Alcohol consumption during the COVID-19 pandemic was analyzed. The importance of alcohol advertising on the level of alcohol consumption among the Japanese population, including among minors, is shown.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ»

ПРОЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ЯПОНИИ

Л.В. Литвинова, канд. социол. наук, доцент А.М. Крель, студент

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Университет «Дубна» - Дмитровский институт непрерывного образования (Россия, г. Дмитров)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-2-55-57

Аннотация. В статье раскрывается связь между традицией употребления крепких спиртных напитков в древней Японии и проблемой современного алкоголизма среди японцев. Показана связь между употреблением алкоголя и домашним насилием в семьях. Проанализировано потребление алкоголя в период пандемии COVID-19. Показано значение рекламы алкоголя на уровень употребления спиртных напитков среди японского населения, в том числе среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: саке, алкоголь, алкоголизм, домашнее насилие, Nomikay, реклама алкоголя, депрессия, японское отношение к алкоголю.

Алкоголь во всём мире или считается вредным, или в отдельных странах находится под запретом. Японцы не согласны с такой оценкой крепких напитков. Попытаемся проследить, как алкоголь входил в жизнь трудовой Японии.

Древние японцы варили саке прямо в храмах. Первые упоминания об изготовлении этого напитка встречались в древних рукописях по истории Японии. Поначалу саке употребляли при оплакивании умерших. Также встречаются упоминания о том, что в императорском дворе Наре были разработаны методы производства японского саке. Саке употребляют вне зависимости от времени года. В данный момент времени саке является традиционным японским напитком и употребляется не только для оплакивания умерших, но и в обычные будние вечера.

Древняя традиция привела к тому, что алкоголь смешивался с местной культурой, помогая создавать дружеские отношения и заключать деловые сделки.

В Стране восходящего солнца является абсолютно нормальным выпивать после работы или даже днем, то есть не только по выходным. Это настолько распространено в Японии, что зачастую входит в перечень критериев при приёме на работу, так как частое употребление спиртного

считается нормой, впрочем, как и абсолютная трезвость, то есть по определению Всемирной организации здравоохранения - «непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ» [1].В Японии является нормальным как частое распитие алкоголя, так и его полное неупотребление, и распитие крепких напитков даже может быть хобби. В общении между японцами имеет место такой вопрос: "Силен ли ты в алкоголе?". Считается престижным умение много пить и не терять самообладания. В Японии нет запретов на время продажи и распития алкоголя. В Стране восходящего солнца широко используется реклама алкоголя, в том числе и широко представлена реклама распития алкоголя в общественных местах, исключения составляют лишь некоторые парки и зоны отдыха. Крепкие напитки продаются не только в японских магазинах, но и в парках, и на улицах. Видимо, благодаря этой рекламе, в журналах нередки фотографии лежащих на газонах пьяных японцев в дорогих офисных костюмах.

Хотелось бы отметить, что для отдыха многие фирмы Японии продвигают культуру корпоративов под названием «Кошь кау». Обычно сотрудники одной фирмы собираются в субботу или воскресенье

всем рабочим коллективом и напиваются. Но при этом, если вы являетесь не пьющим человеком, то при посещении таких мероприятий вас не будут заставлять пить или принуждать на распитие алкоголя. Ранее считалось некультурным отказывать в распитии крепких напитков, но сегодня это положение отошло на задний план, и к непьющим относятся снисходительно. Также существуют традиции, где при разливании алкогольных напитков по стаканам наливающий должен показывать лейбл фирмы производителя напитков. Обязательным является традиция, по которой старшему наливает младший.

Если брать в расчёт исследования, проведённые в развитых странах, в том числе и в Японии, то можно отметить, что уровень алкоголизма там снижается. По статистике от Министерства здравоохранения Японии, составленной в 2013 году, выяснилось, что приблизительно 1,09млн. человек в Японии злоупотребляют алкоголем. Лечатся от алкоголизма, в частности, только 40-50 тыс. человек.

Также, хотелось бы затронуть ситуацию с алкоголизмом в Японии в период пандемии СОУГО-19. К примеру, в конце февраля 2020 года произошёл дефицит польской водки, которая является самой крепкой в Японии - 96%. Хотя в целом потребление алкоголя снизилось за счёт отмены еженедельных корпоративов, но количество случаев домашнего насилия участилось. «Согласно правительственному опросу, в 2021 финансовом году количество случаев домашнего насилия в Японии достигло рекордного уровня - более 130000, при этом люди стали больше нервничать и беспокоиться о жизни, поскольку пандемия коронавируса вынуждает их проводить больше времени дома. Общее количество дел составило 132 355 в период с 19 апреля по ноябрь, за четыре месяца до окончания финансового года 31 марта, превысив уровень 2020 финансового года на 13 000. По данным исследования Кабинета министров, с апреля по ноябрь ежемесячно регистрировалось более 15 000

случаев, особенно в мае и июне. Число случаев насилия увеличивалось, поскольку люди проводили больше времени дома, становились более напряженными и беспокоились о жизни» [2]. Следует отметить, что во время коронавируса многие алкогольные напитки использовались в качестве альтернативы различным дезинфицирующим средствам. В 2011 году на долю алкогольной продукции приходилось 3% всех налоговых поступлений Японии, а к 2020 (во время пандемии) эта доля сократилась до 2%. Исходя из этого, потребление алкоголя взрослым человеком уменьшилось со 100 литров в 1995 году до 75 литров в 2020 году. В связи с этим, налоговые власти в Японии устраивают конкурсы и проекты по привлечению молодёжи к распитию алкогольных напитков. Одним из недавних проектов был конкурс «Sake Viva!», который завершился в начале сентября 2022 года, также для рекламы алкогольной продукции используются «решения проблем за счет широкого использования передовых цифровых технологий в «Обществе 5.0»» [3].

В завершении нашей работы хотелось бы сделать следующие, к сожалению, неутешительные, выводы:

- Алкоголь в Японии не считается чем-то вредным, а даже наоборот: Японцы считают его «весёлым» и не видят в нём причину депрессии, переутомления, скандалов в семье и суицидов.

- Японцы полагают, что алкоголизм -это не болезнь, которая поразит каждого, что даёт основания обществу игнорировать проблему алкоголизма.

- Из обозначенного отношения к алкоголю взрослого населения Японии вытекает активное употребление алкоголя несовершеннолетними. Если верить опросам, то можно подметить, что большой процент школьников имеют опыт употребления спиртных напитков. Они могут спокойно покупать их в торговых автоматах и распивать прямо на улице, так как это не запрещено законом.

Библиографический список

1. Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organization.

2. Литвинова Л.В., Пономарев М.А., Соловьев Э.В. Особенности гендерной культуры в современной Японии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2022. - № 4-2 (67), - С. 18-19.

3. Литвинова Л.В., Кузнецов М.А., Наумова Е.С. Цифровизация экономики в современной Японии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 44 (67). - С. 77-80.

4. Алкоголь и питейная культура Японии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://konnichiwa.ru/.

5. В Японии крепкие алкогольные напитки официально признали дезинфицирующим средством. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/8227653.

6. Саке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D0%B5.

7. В Японии объявили конкурс на способы побудить молодежь пить алкоголь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/18/08/2022/62fda42c9a79477fad214c3f?utm_source=amp_full-link.

MANIFESTATION OF THE TRADITION OF ALCOHOL CONSUMPTION

IN MODERN JAPAN

L.V. Litvinova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor A.M. Krel, Student

Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Dub-na University» - Dmitrov Institute of Continuing Education (Russia, Dmitrov)

Abstract. The article reveals the connection between the tradition of drinking strong alcoholic beverages in ancient Japan and the problem of modern alcoholism among the Japanese. The connection between alcohol consumption and domestic violence in families is shown. Alcohol consumption during the COVID-19 pandemic was analyzed. The importance of alcohol advertising on the level of alcohol consumption among the Japanese population, including among minors, is shown.

Keywords: sake, alcohol, alcoholism, domestic violence, Nomikay, alcohol advertising, depression, Japanese attitude to alcohol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.