Научная статья на тему 'Проявление тайм-синдрома менеджера в зависимости от компетентности управления временем и отношения ко времени'

Проявление тайм-синдрома менеджера в зависимости от компетентности управления временем и отношения ко времени Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
987
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМ-СИНДРОМ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ / МЕНЕДЖЕРСКИЕ ФУНКЦИИ / СТРЕСС-СИНДРОМ / TIME DEFICIENCY SYNDROME / MANAGER / PROFESSIONAL ACTIVITY / STRESS SYNDROME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Водопьянова Наталия Евгеньевна, Гома-майема Дестен Эмар

Статья посвящена изучению тайм-синдрома как совокупности переживаний дефицита времени при выполнении менеджерских функций. Показана связь субфакторов данного синдрома с компетентностью управления временем, эмоционально-поведенческими реакциями на дефицит времени и с отношением ко времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestations of time deficiency syndrome in man- agers as a function of time management skills and attitude

The article examines time deficiency syndrome experienced by managers in their professional activity. Interrelations are revealed between lack of time and emotional response to it, as well as skills and attitude to time management.

Текст научной работы на тему «Проявление тайм-синдрома менеджера в зависимости от компетентности управления временем и отношения ко времени»

УДК 159.2

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 2

Н. Е. Водопьянова, Д. Е. Гома

ПРОЯВЛЕНИЕ ТАЙМ-СИНДРОМА МЕНЕДЖЕРА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЕТЕНТНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ И ОТНОШЕНИЯ КО ВРЕМЕНИ1

Проблема управления временем, или тайм-менеджмент, в настоящее время весьма актуальна и находится в центре внимания многих российских и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Это связано с тем, что в современном деловом обществе человеку приходится жить в условиях быстрых социально-экономических и технологических перемен, ускоренного ритма жизни, высоких информационных нагрузок, повышающихся требований к его профессиональным и личностным качествам, в том числе и к стрессоустойчивости. При жесткой конкурентности рыночной экономики работа менеджеров сопряжена с большим количеством информационных стрессов, что требует высокой компетентности в управлении временем, то есть умения соотносить, согласовывать свое персональное время со временем других людей, своей работы, организации и т. п.

Тема тайм-менеджмента стала развиваться сравнительно недавно, и в связи с этим недостаточно разработаны как методологические основания, так и методический инструментарий для исследований в этой области. В специальной литературе часто проводится анализ причин успешности личностей, которые действительно стали хозяевами своей жизни, обстоятельства которой подчинили себе, научившись эффективно управлять временем. Очевидным результатом такой жизненной позиции и установок таких ярких личностей являются большие достижения и счастливые биографии, насыщенные событиями и продуктивным трудом. Многие из них стали известными, как, например, Бенджамин Франклин, который считал, что жизнь состоит из времени. Проблема управления временем становится все более актуальной в современном информационном обществе. Время — это единственный невосполнимый ресурс человека. Тем не менее, время — регулируемый ресурс. Один из экспертов в области тайм-менеджмента, Р. А. Маккензи, сказал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным» [9].

Тайм-менеджмент — это не «управление временем» вообще, а управление временными затратами на процессы труда и жизнедеятельности. У современного менеджера планируемых и срочно возникающих дел обычно больше, чем времени, которым он располагает. Это может приводить к стрессам дефицита времени. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономических ресурсов, но и от того, как он распоряжается самым ценным достоянием — временем. По мнению П. Друкера, время — самый ограниченный капитал, и если человек не умеет им распоряжаться, то не сможет распорядиться ничем другим [4]. Удачливые руководители обладают различными чертами характера и качествами, но одно качество объединяет их всех: они сознательно и системно используют свое время и освобождаются для выполнения

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, название гранта «Субъективные репрезентации профессионально трудных ситуаций как фактор совладающего поведения на разных этапах профессионализации» № 08-06-00478а.

© Н. Е. Водопьянова, Д. Е. Гома, 2010

истинно управленческих функций и для досуга. Если фактор времени не подлежит увеличению, то добиться успеха можно лишь путем непрерывного и последовательного использования времени, то есть повышения компетентности управления временем.

Существуют национальные и культурные различия в восприятии времени и правилах его использования. Значение времени и отношение к нему — понятия, постоянно изменяющиеся. Конкуренция в сфере бизнеса влечет за собой большие временные, энергетические, физические и психологические затраты на то, чтобы не только выжить в этой сфере, но и стать успешным предпринимателем [1, 4, 5, 6, 7]. Не каждый менеджер умеет справляться с большой информационной нагрузкой и часто приходится слышать, что «времени ни на что не хватает, ничего не успеваю, в сутках мало 24 часов» и т. п. Едва ли найдется человек, который не хотел бы успевать больше и при этом «не сгореть на работе», то есть уметь сохранять оптимальный уровень физической и психологической активности в течение всего дня. А. Лакейн полагает, что каждому человеку свойственна практически неограниченная способность осваивать и развивать в себе новые навыки, привычки, способности в процессе многократных и упорных тренировок, в том числе и развитие компетентности управления временем [7].

Основной гипотезой исследования выступило предположение, что низкая компетентность управления временем инициирует выраженность тайм-синдрома у менеджеров и неудовлетворенность работой. В качестве частной гипотезы проверялось предположение о связи тайм-синдрома и отношения ко времени.

В исследовании приняли участие менеджеры высшего и среднего звена: 16 мужчин и 25 женщин. Все респонденты занимают руководящие должности в коммерческих организациях разного профиля деятельности. Основным критерием формирования выборки явилась принадлежность к высшему звену руководящих должностей от двух подчиненных (генеральные директора, их заместители и руководители отделов организаций). Среди руководителей, участвовавших в опросе, преобладают лица среднего возраста от 30 до 48 лет (41,4% испытуемых). Возраст самого младшего испытуемого составляет 21 год, самого старшего — 48 лет. Средний стаж управленческой деятельности— 14,1 лет (у мужчин — 7,9; у женщин — 3,97).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методик:

1. Проективная методика «Завершение предложений» для определения отношения ко времени как форме Бытия. С помощью контент-анализа завершенных предложений и подсчета количества контент-единиц в соответствии с типологией С.И.Калинина [6] определялось отношение ко времени как ресурсу, отрезку, прямой и пространству. Отношение ко времени как к ресурсу означает, что время осознается человеком как важный ресурс его жизни, метафорически воспринимается как «время — деньги». Отношение ко времени как к «отрезку» говорит о том, что человек чувствует ограниченность времени и своих возможностей управлять им. Отношение ко времени как к «прямой» соответствует его восприятию как «реки жизни», которая течет в одном направлении, и ее нельзя повернуть вспять. Отношение ко времени как к «пространству» говорит о восприятии его как многомерного феномена.

2. Шкала «Дефицит времени в управленческой деятельности», в основе которой лежит модель менеджерских функций Л. Зайверта [5]. С ее помощью оценивались некомпетентность управления временем при постановке целей, планировании, принятии решений, реализации и организации работы, контроле, работе с информацией и деловых коммуникациях [2].

3. Тест «Привлекательность работы» А. Б. Леоновой, позволяющий оценить индекс удовлетворенности потенциальной мотивации [8].

4. Анкета «Управление временем и нагрузкой» [10]. Подсчитывались показатели: «некомпетентность во времени» (наличие проблем с управлением временем), навыки управления временем и нагрузкой.

5. Опросник Н. Е. Водопьяновой «Тайм-синдром менеджера» [2] для оценки напряженности шести групп психических переживаний относительно времени: ограниченность времени — дискретность времени, напряженность дефицита времени при решении управленческих задач, эмоциональное отношение к дефициту времени, продуктивность использования личного (свободного от работы) времени, зависимость от работы, агрессия.

Результаты исследования

Контент-анализ ответов теста на завершение предложений показал, что все ассоциации менеджеров относительно времени подразделяются на четыре вида: время как «отрезок», воспринимаемое как нечто ограниченное, враждебное и предопределенное; время как «прямая линия» — однонаправленное движение; время как пространство — бесконечное движение, включающее в себя циклическое развитие бытия; время как жизненная ценность — «ресурс». Больше 50% менеджеров представляет время как «отрезок», второе и третье место занимают представления о времени как прямой линии и пространстве, на четвертом месте находится отношение ко времени как «ресурсу».

Сравнительный анализ переживаний дефицита времени у менеджеров с разным отношением ко времени по проективному тесту «завершение предложений» показал следующее. Наиболее сильные переживания дефицита времени присущи менеджерам, рассматривающим время как «отрезок» и «прямую линию», то есть при «дискретном» отношении ко времени. Высокий дефицит времени проявляется у них при выполнении всех менеджерских функций: планировании, принятии решений, реализации и организации своей деятельности, осуществлении контроля, работе с информацией (аналитика) и коммуникациях. Это говорит об относительно плохой компетентности управления временем.

У менеджеров, рассматривающих время как «ресурс», высокая психическая напряженность дефицита времени проявляется при постановке цели и в коммуникациях. Менеджеры, рассматривающие время как «пространство», испытывают высокую напряженность при постановке цели и при реализации решений. При отношении ко времени как линейной цепи отдельных событий (дискретное восприятии времени) чаще наблюдается высокая психическая напряженность дефицита времени при выполнении менеджерских функций, чем при восприятии времени как «ресурс» или «пространство». Это согласуется с признаками психических переживаний, выделенными Н.Ю.Григо-ровской для трех типов концепции времени [3]. При отношении ко времени как к линейной цепи отдельных событий время воспринимается как чуждая абстракция, объективная закономерность, неумолимый враждебный механизм. Время — необратимо, все что случается - однократно. Оно отстранено от человека, и он не свободен от времени. При отношении ко времени как к «ресурсу» — непрерывному «ветвящемуся потоку альтернатив» время переживается как поток реальных событий, обладающих пластичностью, который можно замедлить, ускорить, повторить и др. Время воспринимается как внутренний ресурс, его можно осваивать и интуитивно постигать. Человек относительно свободен по отношению к своему времени. При отношении ко времени как

«пространству» время переживается как сложная абстракция, которую человек принимает как принцип жизни, руководство к действию, интеграцию разума и чувств, свободы и зависимости от времени. Время понимается как объективный, но познаваемый и принимаемый человеком порядок. В этом случае человек приобретает определенную независимость от времени.

Сравнение менеджеров с разным отношением ко времени показал их различия по показателям компетентности управления временем и нагрузкой по методике Дж. Сивила. Наименьшую компетентность демонстрируют менеджеры с «дискретным» отношением ко времени (отношением ко времени как к отрезку или прямой линии) по сравнению с менеджерами, рассматривающими время как «ресурс».

Сравнение менеджеров с разным отношением ко времени по проективному тесту показало что наибольшая удовлетворенность потенциальной мотивацией наблюдается у менеджеров, рассматривающих время как отрезок и «ресурс». Они характеризуются достоверно более высокой удовлетворенностью работой, чем менеджеры с отношением ко времени как «пространству» и «прямой линии». Очевидно, это объясняется тем, что лица, рассматривающие время как отрезок, в большей мере живут в «настоящем», оценивают качество собственной жизни и свои достижения относительно короткого интервала времени. Менеджеры с отношением ко времени как к ресурсу в большей мере находят самореализацию своих личностных ресурсов в работе. Можно предположить, что концепция времени связана с жизненной позицией человека, от которой зависит удовлетворение жизненной активности, в том числе и трудовой.

Сравнительный анализ переживания тайм-синдрома менеджерами с разным отношением ко времени показал следующее. Менеджеры, рассматривающие время как отрезок и прямую линию, характеризуются более высокими показателями тайм-синдрома по сравнению с менеджерами, рассматривающими время как ресурс и пространство, то есть в большей мере переживают психологический стресс. Достоверные различия (при р < 0,05) обнаружены по всем показателям синдрома: переживание ограниченности времени, напряженность дефицита времени при выполнении управленческих функций, эмоциональная напряженность при дефиците времени, дефицит личного времени, агрессия.

В ходе контент-анализа теста «завершение предложений» обнаружено, что менеджеры выделяют девять категорий качеств времени: контролируемость, неуправляемость, быстрота, ограниченность, безграничность, статичность, ценность, абстрактность, гибкость. Одни из них условно можно отнести к атрибутам положительного отношения («контролируемость», «безграничность», «статичность», «гибкость», другие — к атрибутам отрицательного отношения («неуправляемость», «быстрота», «ограниченность»). «Ценность» и «абстрактность» времени — показатели отношения ко времени как сложной форме бытия.

Количественный анализ ответов показал, что менеджеры чаще выделяют негативные качества времени. Так, слишком быстрым время считают 39%, ограниченным 44%, неуправляемым 2% испытуемых, тогда как положительные качества времени выделяются респондентами значительно реже. Контролируемым его считает только 2% испытуемых, безграничным—12%, статичным—10%, гибким—17% респондентов. Ценность времени упоминается всего в 5% ответов. Можно предполагать, что преобладание негативного отношения и оценивания времени инициирует психическую напряженность специалистов, у которых время является одним из ключевых ресурсов их бизнеса. Выявлено, что менеджеры с низкой выраженностью тайм-синдрома чаще выделяют по-

ложительные качества времени, чем менеджеры с высокой его выраженностью, что опосредует меньшую напряженность при дефиците времени.

Анализ ответов на вопрос «Что вы чувствуете и делаете при остром дефиците времени?» показал, что 52% менеджеров проявляют когнитивную активность (анализируют, выделяют самое главное, планируют и т. д.). Другая часть менеджеров (48%) пытается разрешить данные ситуации стихийно или «как получится». Большинство из них сначала испытывают фрустрирующие эмоции (раздражение, досаду, ярость, злость, панику, потерю самообладания и др.) и на этом фоне пытаются искать способы преодоления ситуаций с дефицитом времени. Они отметили, что в ситуациях дефицита времени начинают нервничать, торопиться, ускорять темп работы, не анализируя и не определяя приоритеты своих действий. 24% респондентов отметили, что реагируют на дефицит времени сильными негативными переживаниями и деструктивным поведением. У них «опускаются руки», они нервничают, испытывают чувство тревоги и «безвыходности». Только 20% менеджеров сразу начинает ускорять темп работы, не испытывая при этом отрицательной эмоциональной напряженности, что характеризует их как относительно стрессоустойчивых.

В целом 56% менеджеров реагируют на дефицит времени повышением эмоциональной напряженности и проявляют деструктивное поведение. Только 44% испытуемых мобилизуются и успешно справляются с работой при дефиците времени. Менеджеры с низкой выраженностью тайм-синдрома чаще, чем их коллеги с высоким уровнем тайм-синдрома, демонстрируют конструктивное поведение при дефиците времени и реже упоминают о фрустрирующих эмоциональных переживаниях. Это позволяет отнести тайм-синдром к аффективно-поведенческим проявлениям рабочего стресса.

Таблица 1. Корреляции между показателями компетентности управления временем при решении управленческих задач и переживаниями тайм-синдрома

Шкала «Дефицит времени Показатели переживания тайм-синдрома

в управленческой деятель- дискрет- Напряжен- продуктив- зависи- агрессия

ности» — показатели ность ность при ность мость

некомпетентности времени дефиците личного от работы

управления временем времени времени

При планировании 0, 348* 0,480** 0,571** 0,345* 0,518**

При принятии решений 0,456** 0,332*

При реализации и организации 0,398* 0,376* 0,382* 0,349*

работы

При контроле 0,511** 0,430*

При работе с информацией и 0,383* 0,412** 0,443**

коммуникации

Умение управлять временем и -0,342 -0,345 0,447**

рабочей нагрузкой

Проблемы с управлением вре- 0,381*

менем

Примечания: * достоверные корреляции при р < 0,05;

** достоверные корреляции при р < 0,001.

В результате корреляционного анализа были обнаружены положительные связи между всеми показателями шкалы «компетентность управления временем при выполнении управленческих функций» по модели Л. Зайверта, что говорит об их принадлежности к единому симптомокомплексу. Выявлены достоверные корреляции между показателями шкалы «дефицит времени при выполнении управленческих функций» и субфакторами тайм-синдрома (табл. 1). Анализ корреляций подтверждает гипотезу

о том, что чем больше некомпетентность управления временем, тем сильнее и переживание тайм-синдрома как проявление информационного стресса.

Заключение

Отношение ко времени опосредует разные эмоционально-поведенческие реакции при дефиците времени. При «дискретном» отношении ко времени наблюдается более высокая выраженность тайм-синдрома, чем при отношении ко времени как ресурсу и пространству. Тайм-синдром менеджера как совокупность переживаний дефицита времени при выполнении управленческих функций связан с компетентностью управления временем. Чем ниже компетентность, тем выше риск информационного стресса. Представленные материалы дают основания заключить, что чувственные переживания в ситуациях дефицита времени есть отражение не только напряженности рабочих ситуаций менеджера, но и личностной концепции во времени и, возможно, жизненной позиции человека. Именно отношение субъекта ко времени «запускает» адаптационные реакции, в результате которых формируется та или иная выраженность стресс-синдромов, в частности тайм-синдрома менеджера.

Исследование подтвердило наши гипотезы о том, что эмоциональные переживания и эмоционально-поведенческие реакции на дефицит времени связаны с отношением ко времени, а также предположение, что низкая компетентность управления временем инициирует выраженность тайм-синдрома у менеджеров и неудовлетворенность работой. Поэтому в целях снижения управленческих стрессов следует развивать компетентности управления временем. В контексте персонального тайм-менеджмента усилия должны быть направлены на развитие управленческих навыков, умений ставить личные цели и согласовывать их с корпоративными целями, на умение планировать время на работу и отдых, умение определять деловые приоритеты, развитие навыков делегирования для сохранения личного временного ресурса, на развитие самоконтроля и воли для предотвращения «расточителей» времени.

Литература

1. Архангельский Г. А. Организация времени: От личной эффективности к развитию фирмы. СПб., 2003. 415 с.

2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. С. 186-191.

3. Григоровская Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонента личностной организации времени: Автореф. дис. ... канд. пихол. наук. М., 1999. 22 с.

4. Друкер П. Ф. Эффективный руководитель. М., 2007. 472 с.

5. Зайверт Л. Ваше время — в Ваших руках. М., 1995. 267 с.

6. Калинин С. И. Тайм-менеджмент. СПб., 2006. 371с.

7. Лакейн А. Искусство успевать / пер. Ю. Емельянов, Н. Емельянова; ред. А. Медведев. М., 1996. 337 с.

8. Леонова А. Б., Капица М. С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / под ред. Ю. К. Стрелкова. М., 2003. С. 136-166.

9. Маккензи Р. А. Ловушка времени: Как сделать больше за меньшее время // Как стать предприимчивым и богатым. М., 1995. С. 219-392.

10. Сивил Дж. Д. Стресс-менеджемент. М., 2006. 120 с.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.